Нет на прорву карантина
Дата: 11/06/2013
Тема: Кадровая политика


Н.Н.Григорьев, проф. каф. Технических средств навигации Госуниверситета морского и речного флота им.адм.С.О.Макарова

«Сами великие оставили нам не только открытия, но и много ненайденного. Может быть, они и нашли бы необходимое, если бы не искали лишнего. Но много времени отняли у них словесные тонкости и полные ловушек рассуждения, лишь оттачивающие пустое остроумие. Мы запутываем узлы, навязывая словам двойной смысл, а потом распутываем их» [Сенека].   


Прошедшие столетия ознаменовались новыми открытиями, но много еще остается ненайденного, потому что не стояло на месте и словоблудие. Где-то это воспринимается как вполне естественное явление, например, в области математики все сложнее понимать тех, кто продвинулся или наоборот заблудился в дебрях инновационных решений. Математика становится невообразимо сложной. За полгода никто не смог понять 500-страничное доказательство ABC-теории, вроде бы доказанной в прошлом году японским математиком Синъити Мотидзуки из Университета Киото [«В математике наступает эра непонимания», Газета.ru].

Но речь не о них, а о тех, кто добровольно выбрал стезю словоблудия, имея при этом цель – «продвинуться» и «засветиться». Прием не новый, но только сейчас, в эпоху информационного бума с его помощью можно преуспеть. Момент выбран удачный. Западная система массового образования начала давать сбои. Дифференциация учебных заведений, особенно высших, стала резче и зримее. В странах, где образование воспринимается как самый надежный капитал, выкристаллизовались вузы, которые на слуху во всем мире. Качество образования подтверждается экономическими успехами, как  компаний, где работают выпускники, так и  государства в целом.

В эпоху информационных технологий образование становится доступнее для умов пытливых. Многообразие форм исследования и подачи материала особенно ценилось в прежние годы. Появились научные школы, отличающиеся друг от друга даже в одной сфере деятельности. Школы соперничали, особенно в философии, медицине и т.д. Появление научных школ породило различие в терминологии, но это различие существовало в высших эшелонах науки. В обыденной жизни все было ясно и понятно. Проникновение высшего образования в широкие массы привело к росту численности, как учащихся, так и учебных заведений. Возникла потребность калибровать результат деятельности учебных заведений. Так появились требования по образовательным стандартам, хотя, реальное образование возможно, и должно существенно отличаться от его усредненного варианта. Вначале стандарты образования просто игнорировали. 

Капитаны назад не смотрят

На морском флоте бытовало мнение: «Капитаны назад не смотрят», но времена меняются. Отслеживать ситуацию за кормой полезно, особенно в условиях ледового плавания в караване, потому что большая опасность таится именно за кормой судна. Уподобляя современную экономику плаванию в караване, а иначе как назвать наступление мировых экономических кризисов, - судно под названием «экономический кризис» одной страны ударяет в «корму» другого государства. И вот тут появляются спасители государства – чиновники разных рангов и уровней образованности. Российский чиновник – песня особая, его тип эволюционирует, словно вирус гриппа. Вакцины за ним не поспевают, потому что разработчиками «вакцин» являются сами «микробы». А чтобы продемонстрировать свою деятельность и значимость появляются краснобаи с туманными формулировками, апеллирующие к опыту западных стран. 

Проблема терминологии не нова, вот какую характеристику терминам дает герой А.П.Чехова «Свадьба с генералом»  отставной контр-адмирал Ревунов-Караулов:  «Всякое незначительное слово имеет, так сказать, свое таинственное... ээ... недоумение».

Современная кампания реформирования системы образования России щедра на «таинственные недоумения». Например, чего стоит образчик такого таинственного недоумения: «концепция аккредитационных педагогических измерительных материалов», означающего всего лишь «тест». Другой пример – тема доклада на VI Санкт-Петербургском конгрессе «Профессиональное образование, наука, инновации в XXI веке: «Российская национальная инфраструктура знаний – как материальная основа инновационного развития страны». 

На встрече научной общественности Южного федерального университета с В.В.Путиным «прозвучало признание старшего научного сотрудника Антона Серикова, что он сейчас занят созданием общероссийской идентичности через формирование элиты Южного федерального округа. Когда он выговорился об этом, выяснилось, что на самом деле он просит помочь с выпуском «Энциклопедии народов Кавказа». Ну, а чтобы она была внятной, по мнению автора проекта, это должны сделать сами народы Кавказа» ["Коммерсантъ", №86 (5117), 23.05.2013].

Продолжать перечень подобных «недоумений» можно долго. После витиеватых сентенций типа: «по мере прорисовки новых контекстов образовательной деятельности», трудно не согласиться с У.Сомерсетом Моэмом: «Меня всегда раздражали писатели, которых можно понять только ценою больших усилий. Достаточно обратиться к великим философам, чтобы убедиться, что самые тонкие оттенки смысла можно выразить совершенно ясно».

Но беда в том, что этим витийствам внимают и делают вид, что поняли смысл, тысячи слушателей, своего рода вербальный вариант «нового платья короля». Слова высокопоставленных чиновников завораживают, гипнотизирует аудиторию. Не вразумительную мысль услужливо стремятся воплотить в жизнь. А если и обнаруживается несуразность содеянного, боятся признаться в этом и исправить очевидные промахи. Российская история изобилует примерами подобных несуразностей. «Как  распознать  истину  от  лжи  при существовании всеобщей, почти  эпидемической  путаницы  понятий и представлений? … Что  мудреного, что в настоящее время они с остервенением  приглашают  сограждан лобзать даже в таких случаях, когда, по совести, следовало бы приглашать их плевать» [М.Е. Салтыков-Щедрин].

Плодятся инструкции с бьющей через край казенщиной. За ними следуют пространные комментарии, в которых не менее витиевато делается попытка разъяснить смысл «таинственных недоумений». Множатся тонны бумаг, суть которых можно изложить на  трех-четырех страницах. Бюджетные деньги утекают на создание «новых» рабочих мест, на бесконечные семинары, конференции, конгрессы. И «таинственное недоумение» правит балом.
   
В водовороте терминотворчества реформаторов от образования на память приходят слова В.Маяковского из поэмы «Во весь голос»:

Кто стихами льет из лейки,
кто кропит,
      набравши в рот
— кудреватые Митрейки,
 мудреватые Кудрейки
— кто их к черту разберет!
Нет на прорву карантина
— мандолинят из-под стен:
«Тара-тина, тара-тина,
т-эн-н...
Давно пора назвать вещи своими именами. Пожалуй, это единственная действенная мера против словоблудия и терминотворчества реформаторов. Не только от образования…






Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=4579