Приглашение к разговору: поставки и закупки
Дата: 08/08/2013
Тема: Реформы и диалог с обществом


 Уважаемые коллеги! 2 – 4 декабря 2013 года в Москве состоится традиционный форум поставщиков атомной отрасли «АТОМЕКС - 2013». К этому событию мы, информационное агентство PRoATOM, планируем выпуск  специального издания – брошюры «Поставщики атомной отрасли». Мы хотели бы сделать не просто справочник о предприятиях, осуществляющих поставки, выполняющих  работы и оказывающие услуги для Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», не просто что-то вроде «Желтых страниц атомной отрасли».


Мы планируем обсудить опыт организации закупок и поставок в России и в зарубежных странах – и не только в атомной отрасли, дать информацию об оборудовании, материалах и технологиях, представить предложения специалистов. Хотелось бы, чтобы в брошюре была живая история предприятий, рассказ о реальных людях, об интересных и поучительных эпизодах.  Надеемся, что специалисты и руководители поделятся своими наблюдениями и размышлениями -  в виде комментария,  интервью или просто реплики.

Мы планируем подготовить в рамках этого издания статью об опыте организации и осуществлении поставок и закупок при реализации конкретных проектов – подобно тому, как когда-то в сборниках «Атомные электрические станции» публиковались статьи об опыте строительно-монтажных и пусконаладочных работ.

Но самое главное – мы хотели бы, чтобы были озвучены проблемы. Мы хотели бы сделать нашу публикацию началом своего рода круглого стола, и надеемся, что разговор пойдет в русле обсуждения общенациональной задачи – задачи формирования российской государственной контрактной системы.

Е.М.Примаков, экс-премьер Российской Федерации и экс-президент Торгово-промышленной палаты РФ, человек мудрый и многоопытный, не так давно сказал:

«В чем главным образом видятся причины негативной стороны ситуации с госзаказом? Это отбор предложений лишь по цене без должного учета качества поставок. Это коррупционная практика, которая приводит к вытеснению участников процесса госзакупок в зону неформальных отношений <…>  должны, прежде всего, отсекаться те участники тендеров и аукционов, которые не в состоянии обеспечить работу и рассчитывают на перепродажу своего “выигрыша“»[1].

Отбор предложений лишь по цене без должного учета качества поставок и деловой репутации поставщиков – это ли не наша проблема номер один? Участники торгов, которые не в состоянии выполнить работу,  но зарабатывают на перепродаже своего «выигрыша» – это ли не главная наша головная боль?

Обсуждать даже одну эту проблему необходимо внятно и вслух, называя вещи своими именами. Без решения этой проблемы промышленность развиваться не будет, а экономика в целом так и останется «сырьевой», «примитивной» и «затухающей».

Именно осмысление и обсуждение реального положения дел привело к пониманию того, что закон № 94-ФЗ себя исчерпал.

Принят, но еще не вступил в действие новый закон - № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Замечательно, что было организовано обсуждение этого закона, хотя голос российских атомщиков при этом звучал слабо.

До выхода нашей брошюры еще целых три месяца – достаточно чтобы обсудить вопросы применения этого закона.

А самое главное – давайте отдадим себе отчет, что полноценная государственная контрактная система одним законом не исчерпывается: будут нужны и новые законы, и подзаконные акты, и административные регламенты. В Соединенных Штатах, на чью контрактную систему мы пытаемся равняться, правовая база госзакупок насчитывает сотни документов. Будут нужны новые организационные и исполнительные структуры и органы.

В России создать подобную нормативно-правовую и организационную систему только предстоит, а применительно к атомной отрасли создание такой системы равноценно созданию системы государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии.

Но никакая правовая система не может быть создана без активного и заинтересованного участия людей, реально знающих дело, без специалистов, без тех, кто получил и положительный и отрицательный опыт на конкретных производствах.

Давайте попробуем начать такой разговор на сайте www.proatom.ru, а в планируемой книге зафиксируем наши выводы, соображения и предложения.

Если мы этого не сделаем – у нас так и будут срываться сроки выполнения отдельных проектов и федеральных программ; падать арматурные каркасы и ракеты-носители.





Николай КУДРЯКОВ, Главный редактор журнала «Атомная стратегия» atomgrad@mail.ru, info@proatom.ru





[1] Из выступления Е.М.Примакова на заседании Правления ТПП РФ с повесткой дня «О практике размещения и реализации государственного заказа и роли системы торгово-промышленных палат в ее совершенствовании» 24 декабря 2009 г.







Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=4712