Роль Арктики в новых геополитических и геоэкономических условиях
Дата: 10/06/2014
Тема: Геополитика


В.Н.Половинкин, засл. деятель науки РФ, д.т.н., проф.

Центр геополитики сегодня сместился на север. И для этого есть все основания. Все проблемы Арктики в настоящее время связаны с неурегулированностью границ. До сих пор мировое сообщество не признает исторически сложившихся границ. А границы Арктики СССР были определены ещё в 1926 г. Обострившуюся борьбу за Север в XXI веке многие специалисты объясняют экономическими факторами. В арктическом регионе залегает примерно 30% всех запасов (не только углеводородов) земного шара. Но не в меньшей степени важны и военные аспекты. Используя только крылатые ракеты с дальностью стрельбы до 1,5-2 тыс. км вся наша страна простреливается с северных территорий.


Арктика занимает примерно шестую часть поверхности Земли (площадь 13 млн км2). Две трети арктической территории приходятся на Северный Ледовитый океан. Широко развита область шельфа с глубинами менее 200 м, занятая окраинными морями (Баренцево, Белое, Карское, Восточно-Сибирское, Чукотское, море Лаптевых). Дно морей представляет подводное продолжение платформенных структур суши. Переходная зона представлена материковым склоном с глубинами 180-3000 м. Центральная часть океана – Арктический бассейн- это область глубоководных котловин (максимальная глубина до 5449 м в котловине Нансена) и подводных хребтов, наиболее значительным из которых является хребет Ломоносова.

Отношение к Арктике различное. Ф. Нансе называл Арктику «страной ледового ужаса». На самом деле, это бесконечно красивый регион нашей планеты с чрезвычайно ранимой и хрупкой природой.
 
Ряд историков утверждает, что Арктика является прародиной человечества. Человечество произошло с севера. И знаменитая страна Гиперборея находилась на Северном полюсе. В переводе «Гиперборея» – страна за бореем – северным ветром. Существуют определенные артефакты, подтверждающие, что север был освоен в древние времена. В 1922 г. были обнаружены пирамиды Кольского полуострова, возраст которых по оценкам специалистов составляет 9 тыс. лет. Они сложены из округлых камней и представляют собой гигантские приборы для наблюдения созвездий. Близ Кировска находится гора Юкспорр, которая считается прообразом знаменитой Мировой горы.

На первенство в освоении Севера претендовали многие страны. Со времен Ломоносова оспаривалось первенство русских мореходов в освоении Севера. В публикациях французских географов не признавались ни наши северные экспедиции, ни факт освоения Севера поморами. Считается, что первое становище рыбаков возникло 30 тыс. лет тому назад.

В освоении Севера принимали участие великие исследователи: А.С.Август, Р.Амундсен, В.Баренц, У.Баффин, В.Беринг, В.Ю.Визе, Б.А.Вилькицкий, В.И.Воронин, Ф.П.Врангель, С.И.Дежнев, А.В. Колчак, Ф.А.Кук, Х.П.Лаптев, Д.Я.Лаптев, Ф.П. Литке, А.Ф.Мидденфорд, Ф.Нансен, У.Нобиле, А.Э.Норденшельд, И.Д.Папанин, П.К.Пахтусов, Р.Э.Пири, В.В.Прончищев, В.А.Русанов, Г.Я.Седов, Э.В.Толль, А.Ф.Трешников, Н.Н.Урванцев, Г.А.Ушаков, Дж.Франклин, С.И.Челюскин, А.Н.Чилингаров, П.П.Ширшов, О.Ю.Шмидт и многие другие. Географические названия на карте Севера  подтверждают, что именно русские первопроходцы были пионерами в освоении Севера.

Экономические зоны стран региона

В настоящее время не определены достаточно протяженные границы. На рис.1 представлены согласованные и несогласованные границы. Большая их часть приходится на территорию, на которую претендует Россия. Обоснование принадлежности части зоны Северного Ледовитого океана к нашей территории определяется положением хребта Ломоносова, являющегося продолжением материковой территории России.



Рис.1 Согласованные и несогласованные границы приарктических государств



Рис.2 Притязания приарктических стран на арктический шельф

Притязания приарктических стран на арктический шельф показаны на рис.2. Так называемое решение спора между Россией и Норвегией по «серой зоне» Баренцева моря с передачей Норвегии большой части территории – это грех нашего руководства. В результате подписанного Д. Медведевым и норвежский премьером договора о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане месторождение свод Федынского с 15 сентября 2011 г находится в акватории как России, так и Норвегии. На участке, который всего три года назад принадлежал России, норвежские геологи обнаружили крупные залежи углеводородов (запасы нефти и газа на 30 млрд евро). Во столько обошелся столь щедрый подарок европейским соседям.

Мы подали заявку на принадлежность хребта Ломоносова, но пока эту заявку не приняли к рассмотрению. Заявка, поданная Канадой в Комиссию ООН по разграничению континентального шельфа (UN Commission for Limits of the Continental Shelf — UNCLCS), в конце 2013 г. подлила масла в огонь спора за дно арктических морей. По заявлению официального представителя МИД Канады Яна Трайтеса, наука докажет «принадлежность хребта Ломоносова к канадскому шельфу. Исследования покажут, что этот хребет — естественное продолжение континентального шельфа Канады, а также, что Северный полюс попадает в район, окружающий подножие склона хребта. И поэтому он тоже может считаться частью Канады».

Историко-культурный аспект

Значение Севера в не меньшей степени определяется историко-культурной составляющей. В Арктике проживает многонациональное коренное население (42 народности) с особой культурой, духовностью, которые представляют непреходящую ценность для всего человечества. И сегодня в условиях глобализации эта культура подвергается риску исчезновения.

Исключительность духовных традиций, интеллектуальных ресурсов коренных народов Севера, сумевших выработать особые механизмы коэволюции с природой, представляют уникальный опыт, вызывающий интерес для других цивилизаций и народов. Циркумполярные страны обладают энергией социокультурной устойчивости в виде многообразия культурного наследия, касающегося древнейшей истории жизнедеятельности народов, проживающих вокруг Северного Полюса.

Народы Арктики первыми заселили и освоили суровые земли, покрытые вечной мерзлотой. Ими созданы уникальные культуры оленеводов, рыболовов, зверобоев, охотников и скотоводов, приспособленных к экстремальным климатическим условиям.

Возрастающее значение Арктики требует от мирового сообщества и приарктических государств разработки принципиально новой арктической политики, направленной на обеспечение устойчивого развития полярных территорий.

Интеграция Арктики в глобальное политическое и экономическое пространство связана с решением важнейших задач освоения полярного региона. Среди них – рациональное размещение производственных отраслей (прежде всего нефтегазовой отрасли), отвечаю­щее новым территориальным, экономическим и демографиче­ским условиям; защита и восстановление окружающей среды (включая уникальные природные комплексы); охрана традиционных форм жиз­недеятельности коренных народов Арктики, их права на промыслы, на закрепление за ними природных комплексов, с ко­торыми связаны проживание этих малочисленных народов и тра­диционные формы их занятий.

Другой важный аспект важности севера это экологический аспект.

Глобальный экологический ресурс планеты

Арктика играет решающую роль в глобальных экологических вопросах. Арктический регион называют «ключевым районом», подразумевая определяющее влияние на планетарный климат, глобальные геофизические и биологические процессы. Именно в Арктике формируется мировой климат. Специфические особенности арктической окружающей среды служат индикаторами глобальных экологических воздействий, таких как изменение климата, трансграничный перенос загрязнителей на большие расстояния.

Ожидается, что изменение климата в полярном регионе в XXI в. будет одним из самых значительных среди других регионов земного шара, и это может вызвать экологические  и экономические последствия планетарного масштаба. Если одна десятая часть ледников на севере растает, это приведет к поднятию уровня воды на 1 м, и около 80% больших городов, в том числе Петербург, будут затоплены.

В вопросах изменения климата позиции ученых расходятся. Одни настаивают на версии  циклического характера изменения температуры. Другие говорят о глобальном потеплении и необратимых изменениях климата в Арктике. Я отношусь к оптимистам, приверженцам циклической теории.

Вместе с тем политика всех приарктических государств, а также Кореи, Китая и других, претендующих на арктические территории стран, строится на теории глобального потепления, что приведет к высвобождению ото льда территории, перспективных для добычи полезных ископаемых, а также транспортной магистрали – Северного морского пути. Ученые уже убедились во влиянии на климат течения Гольфстрим, которое значительно отклонилось от своей траектории после трагедии в Мексиканском заливе.

Глобальные климатические изменения могут породить и межгосударственные противоречия, связанные с поиском и добычей энергоносителей, использованием морских транспортных путей, биоресурсов, с дефицитом водных и продовольственных ресурсов. Страны Арктического региона разрабатывают национальные и региональные климатические программы, направленные на адаптацию к неблагоприятным последствиям климатических изменений.

Проблема экологической безопасности северных и арктических регионов должна постоянно находиться в фокусе внимания международных организаций и структур, правительств различных стран, научных центров и общественных движений.

Первым российским ученым, который поднял вопрос об экономическом, торговом и военном значениях Севера, был публицист, историк В.Н. Семенкович (1861-1931). Его книга «Север России в военно-морском и коммерческом отношениях» актуальна и сегодня.

Военное значение Арктики для России

На обеспечение национальной безопасности в арктическом регионе (военной, экономической, социальной и т.д.) оказывают влияние три группы факторов: общегосударственная инфраструктура (неурегулированность границ, взаимные претензии), военно-морская инфраструктура, физико-географические факторы (площадь ледяного покрова, толщины льда и т.д.).

Для России Арктика – форпост. Своим фасадом наша страна выходит на север. В арктической зоне в настоящее время находятся следующие  пункты базирования ВМФ: основной пункт базирования ОПБ  Североморск, ПБ  Видяево, гб. Ура, ПБ  Полярный, ПБ  Оленья Губа, ПБ Заозерск, ПБ Гаджиево, б. Ягельная, военно-морская база ВМБ Северодвинск. Кроме того, здесь находятся такие производства, как: Севмаш –уникальное предприятие, производственные мощности которого позволяют строить параллельно 6 стратегических ПЛ; судоремонтный комплекс «Звездочка», завод «Онега».
 
Будущее за севером
 
В арктическом  регионе представлена вся таблица Менделеева, более 30% всех запасов полезных ископаемых (только разведанных и оцененных) находится в недрах его территорий. Карское, Охотское, Лаптевых и Баренцево моря имеют максимальные запасы (рис.3, 4). 



Рис.3 Распределение начальных суммарных ресурсов углеводородов на шельфе РФ.



Рис.4 Распределение нефти и газа в морях Российской Федерации

В ряде сообщений СМИ утверждается, что наши запасы сравнимы с запасами других приарктических государств. Эта информация не совсем корректна. На рис.5  показано соотношение запасов углеводородов РФ и Норвегии по нефти и по газу (после раздела «серой зоны» Баренцева моря).



Рис.5 Соотношение запасов углеводородов РФ и Норвегии

Кроме углеводородов на Севере имеются топливно-энергетические ресурсы твердого топлива: уголь, уран, сланцы, метан в газогидратных залежах; жидкое и газообразное топливо. Минерально-сырьевые ресурсы: черные, цветные металлы, редкоземельные и благородные металлы; неметаллические полезные ископаемые. (Табл.1)

Табл.1 Ресурсы Севера


Кольский полуостров, Таймыр, Чукотка, Якутия, Норильск содержат запасы апатитового концентрата (более 90%), никеля (85%), меди (около 60%), вольфрама (более 50%), редкоземельных элементов (более 95%), платиноидов (свыше 98% запасов), олова (более 75% разведанных запасов – Северо-Янское месторождение), ртути (основные разведанные запасы – в пределах Яно-Чукотской провинции, крупные месторождения – на полуострове Таймыр), запасы золота, серебра (около 90%), алмазов (более 99% – на территории Якутии, в Архангельской области и Таймырском АО).

Кроме того, в северном регионе находятся 17-25% всех лесных массивов планеты. Российская Арктика обладает 1/5 запасами водоснабжения Земли.

Степень разведанности начальных суммарных ресурсов углеводородов не превышает 17% - 30%.
Полезные ис
копаемые становятся сегодня серьёзным инструментом геополитики, инструментом воздействия на мировое сообщество. Неразведанные запасы в Арктике оценены в 412 млрд барр. нефти и газа в нефтяном эквиваленте. Большая часть запасов углеводородов региона находится на шельфе, в зоне сплошного льда. Подо льдами содержится около 22% мировых неразведанных запасов углеводородов (30% разведанных), из них 90 млрд баррелей нефти (13% мировых неразведанных запасов), 48,3 трлн кубических метров природного газа (30% мировых неразведанных запасов), 44 млрд баррелей газоконденсата (20% мировых неразведанных запасов). При этом 84% ресурсов находятся на шельфе Северного Ледовитого океана и лишь 16% — на сухопутной территории арктических государств в пределах Северного полярного круга.

В ситуации, когда в мире нарастает потребность в энергоресурсах, увеличение зависимости мировой экономики от энергоресурсов, и в первую очередь от нефти и природного газа, подталкивает военно-политическое руководство ряда зарубежных стран к активной разработке новых стратегий продвижения своих национальных интересов в зоне Арктики, к разделению Севера.

Север принадлежит тем, кто способен его осваивать. Если у России не появится такая возможность, Север не будет принадлежать России. Многие страны считают, что нельзя Север считать принадлежностью только России. Отсюда строительство серии ледоколов в Китае. В 2012 г. выступления г-жи Клинтон во время её вояжа по Северу сводились к одному: «это неправильно, что Россия обладает такими богатствами.  Ими нужно делиться».  Стратегии продвижения на Север охватывают все ключевые сферы внешнеполитического регулирования – от научных исследований и мирного освоения арктических вод до планирования широкомасштабных военных мероприятий в районах Северного Ледовитого океана.

Если диктовать России экономические условия сложно, никто не отменял «принцип Анаконды» во внешней политике – охватить нашу страну со всех сторон, особенно с Севера, военными базами и устрашать её военными способами (рис.6). Вероятная схема нанесения ракетных ударов по территории России представлена на рис.7. С военных кораблей противника, находящихся в нейтральной зоне или в экономической зоне РФ, простреливается вся территория Российской Федерации.



Рис.6 Военные базы Норвегии и США



Рис.7 Вероятная схема нанесения ракетных ударов по территории России

В настоящее время в Арктике происходит наращивание вооруженных сил иностранных государств, наиболее очевидное со стороны США, Дании, Норвегии и Канады.

Наращиваются военно-воздушные силы, военно-морской флот и сухопутные войска. НАТО рассматривает вопрос создания  мини-НАТО на Севере для решения локальных задач. В стратегии применения ВМС США, разработанной на ближайшие 20 лет, одной из главных задач является отстаивание своих интересов в Арктике. Начиная с ПЛ «Трешер», АПЛ США ежегодно отрабатывают варианты прохода через льды и всплытия для применения оружия. Последнее посещение российских вод американской ПЛ «Си Вульф» датировано ноябрем 2013 г. АПЛ «Вирджиния» и «Си Вульф» уже совершили три похода на Север (табл.2).

С учетом перспектив применения ПЛ на Севере в подводном кораблестроении США рассматривается изменение конфигурации архитектуры ПЛ. Так, у АПЛ «Лос-Анджелес» рубочные рули были заменены убирающимися носовыми, которые не повреждаются при всплытии во льдах.

Табл.2 Перечень подледных походов американских подводных лодок (2007-2011 гг.)


Самые последние крупномасштабные совместные военные учения в Арктике прошли с 16 по 27 сентября 2013 г. Учения проходили на военно-воздушных базах в приарктическом регионе Норвегии (Будё, Орланд), Швеции (Лулео) и Финляндии (Рованиеми). В учениях были активно задействованы военно-воздушные сил этих стран, а также подразделения военно-воздушных сил США и Великобритании под кодовым названием "Арктический вызов - 2013". В военных учениях "Арктический вызов" приняли участие: 10 финских истребителей-бомбардировщиков F/A-18 Hornet, базирующихся в Рованиеми, 10 истребителей F-16 Fighting Falcon военно-воздушных сил Норвегии с авиабаз Будё и Орланд, 22 шведских истребителя JAS 39 Gripen с авиабазы Каллакс возле Лулео. США будут представлены на учениях 30 истребителями F-15 Eagle и двумя заправщиками KC-135 Stratotankers из 100-го крыла воздушной заправки США.

В учениях были задействованы не только разведывательные, но и ударные самолеты и бомбардировщики, что имело целью продемонстрировать способность стран НАТО  не просто угрожать, но и диктовать нам свои условия.

Кроме военных баз по всему побережью приарктических государств создана зона противоракетной обороны. Наиболее известными являются радары на базе Туле в Гренландии (Дания), объект HAARP на Аляске. Долгое время скептики не верили в возможность реализации идеи оружия будущего Николы Тесла – климатического оружия. Новый президент Академии геополитических наук Константин Сивков абсолютно уверен, что многие природные катаклизмы, которые наблюдаются сегодня, являются детищем объекта HAARP на Аляске (рис.8).



Рис.8 Радары на базе Туле в Гренландии (Дания), объект HAARP на Аляске

По данным официального справочника Министерства обороны США, в 1990 г. состав российского Северного флота был таков (по американской классификации): 1 авианосец, 28 крупных надводных кораблей, 35 фрегатов и корветов, 35 ракетных кораблей, 17 патрульных кораблей, 12 судов-амфибий, 40 атомных подводных лодок с баллистическими ракетами, 105 атомных подводных торпедных лодок, 14 других подводных лодок, 386 самолетов морской авиации.

В табл.3 представлен состав нашего ВМФ по данным СМИ. Уменьшение числа боевых надводных кораблей с 1990 г. в 6 раз, подводных лодок - в 11 раз, боевых катеров – в 13 раз. Если сравнить день сегодняшний с составом СФ в конце 1980-х гг., он сократился в 11 раз.

Табл.3 Состав ВМФ РФ по данным СМИ



В кораблестроительной программе отсутствуют позиции по строительству кораблей, которые могли бы решать задачи в ледовых условиях. ВМФ РФ нужны сторожевые корабли ледового класса.

10 сентября 2013 г. была завершена ледокольная проводка отряда кораблей Северного флота (СФ) во главе с тяжелым атомным ракетным крейсером (ТАРКР) «Пётр Великий» четырьмя атомными ледоколами через районы сложнейшей ледовой обстановки в проливе Матисена и на подходах к проливу Бориса Вилькицкого, расположенного между полуостровом Таймыр и архипелагом Северная Земля (рис.9). Этот поход дорогого стоит. Впервые отряд боевых кораблей прошел сложным ледовым маршрутом.

Проведен ряд уникальных учений с выбросом десанта на Северный Полюс на полярную станцию Борнео.



Рис.9 Ледовый поход боевых кораблей ВМФ

Северный морской путь

Акватория Северного морского пути - это водное пространство, прилегающее к северному побережью Российской Федерации, охватывающее внутренние морские воды, территориальное море и исключительную экономическую зону Российской Федерации
максимальная протяжённость – 2900 миль; государственный статус – национальная единая транспортная коммуникация России в Арктике.



Рис.10 Акватория Северного морского пути
 
Северный морской путь общей протяженностью 5600 км проходит по морям Северного Ледовитого океана от Карских ворот до бухты Провидения. СМП обслуживает порты Арктики (Игарка, Дудинка, Диксон, Тикси, Певек, Провидения) и крупных сибирских рек. Значение СМП определяется, в первую очередь, климатическими условиями. В случае глобального потепления СМП будет судоходным большую часть года. По мнению американцев, значимость СМП превышает значение Панамского канала, который в свое время произвел революцию не только в транспортных стратегиях государств мира, но, в первую очередь, в военных вопросах. Уже сегодня в среднем 4-5 месяцев в году СМП свободен ото льда для прохода судов. Достоинства СМП очевидны. Существует много направлений по СМП: широтное, высокоширотное и ближайший к береговой черте.

В отношении к СМП возникло своеобразное геополитическое соперничество. Наиболее ревниво относятся к этому вопросу американцы. Россия отстаивает позицию, что СМП является национальной внутренней транспортной системой. Но, к сожалению, даже в Госдуме раздаются голоса о том, чтобы СМП сделать международным. Но национальная принадлежность и право международного использования не одно и то же. Существует международное морское право, позволяющее СМП использовать иностранным судам при соблюдении определенных правил. На сегодня Северный морской путь является объектом геополитического соперничества.

Нам предстоит решить проблему обеспечения ледового прохода и системы базирования.
По всей протяженности СМП (Мурманск, Архангельск, Нарьян-Мар, Варандей и т.д., бухта Провидения) должны быть развиты системы базирования. Ни одно страховое общество не застрахует перевалку грузов при отсутствии портов-убежищ. Все эти базы должны быть связаны с транспортными магистралями. Решить все эти проблемы самостоятельно Россия  вряд ли сможет. Самый большой порт и аэродром были на Тикси и в Провидении. Сейчас все аэропорты закрыты. Население сократилось на порядок. Минобороны только начинает восстанавливать военные аэродромы в Арктике.

Кроме этих задач освоение СМП предполагает решение ряда других государственных проблем. В первую очередь, строительство ледокольного флота. Начиная с 1985 г., было принято порядка 6 госпрограмм по строительству ледоколов. Ни одна из них на сегодня не выполнена. В советские времена у нас был самый большой ледокольный флот в мире. Атомный ледокол «50 лет Победы», который строился с 1989 по 2007 г., был единственным АЛ, построенным за это время. Если доставка грузов по СМП будет ежегодно увеличиваться на 30%, то в 2018-2019 гг. может наступить «ледовая пауза», когда к нам будут обращаться с просьбой доставить грузы, а мы не сможем обеспечить перевозку.

5 ноября 2013 г. был заложен атомный ледокол ЛК-60 (60 МВт). Началось строительство дизельных ледоколов мощностью 25 МВТ, 16 и 18 МВТ.

Возможности ледового флота при наличии должного количества атомных ледоколов позволят проходить через любую часть Арктики.

Ряд специалистов считают, что перевозку углеводородов по СМП должны осуществлять танкеры большой грузоподъемности - 100 тыс. т и более. По мнению автора, от Мурманска до бухты Провидения должны курсировать газовозы и танкеры ограниченного водоизмещения - 70-80 тыс. т с последующей перегрузкой на огромные танкеры. Для проводки танкера в 150 тыс. т, необходим ледокол, ширина которого должна быть не меньше 34 м. В настоящее время для расширения канала в ЦНИИ Крылова разрабатывается вариант многокорпусных ледоколов.

Подход к вопросам судостроения ледоколов будет зависеть от изменения динамики транспортировки грузов. При сегодняшнем объеме перевозок для осуществления 30 проводок в год достаточно 2 ледоколов (рис.11). При увеличении объема перевозки грузов до уровня, который мы имели в 1980-х гг., понадобится не менее 6 атомных ледоколов, в том числе четырех атомных мощностью 60 МВт.



Рис.11 Динамика транспортировки грузов по СМП в период 1985-2007 гг.

В 2010 г. транзитные перевозки по СМП составили около 110 тыс. тонн (проведено 4 судна). В 2011 г. транзитные перевозки по СМП составили более 820 тыс. тонн (проведено 34 судна). В 2012 г. транзитные перевозки по СМП за летне-осеннюю навигацию составили 1,26 млн. тонн (проведено 46 судов).

В 2012 г. состоялась первая в мире перевозка сжиженного природного газа (СПГ) по СМП. Танкер-газовоз «Ob River» перевёз 134500 м3 газа из Норвегии в Японию.

По сравнению с 2012 г. в 2013 г. судоходство в тающих арктических льдах выросло пятикратно. 270 судов получило разрешение на использование трасс соединяющего Европу с Азией Северного морского пути, проходящего у северного побережья России.
Прогнозируемая потребность в атомных ледоколах на среднесрочную перспективу представлена на рис.12



Рис.12 Прогнозируемая потребность в атомных ледоколах

Первый АЛ типа ЛК-60Я должен войти в строй в 2017 г. Если этого не произойдет, то может возникнуть «ледовая пауза».

В 2012 г. по Севморпути впервые прошел китайский ледокол "Сюэлун" ("Снежный дракон"). В настоящее время в Китае заложена серия линейных ледоколов, для того чтобы самостоятельно обеспечить проводку своих судов и не зависеть от России.

Если мы серьёзно рассматриваем перспективу возрождения самостоятельной самодостаточной державы, решить этот вопрос без развития Севера практически невозможно. Там сосредоточено всё: полезные ископаемые, пресная вода. Там формируется климат, не только природный, но и политический.

Отдавать Арктику нельзя!






Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=5355