Канадский писатель Робертсон Дэвис о специфике шпионской работы
Дата: 26/08/2014
Тема: Защита информации


Ю.А.Бобылов, к.э.н., научный редактор журнала «Менеджмент и бизнес-администрирование», msk_2008@mail.ru 

Выводы и рекомендации для российских атомщиков. 

Через цикл этих «шпионских» статей для ПРОАТОМ.РУ красной нитью проходит тезис о большой полезности для крайне секретной и наукоемкой государственной корпорации «РОСАТОМ» иметь собственную разведывательную службу вне специальных целевых задач национальных спецслужб в лице СВР и ФСБ, а также ГРУ, как ведомственной службы Минобороны.


Служба российской ведомственной атомной разведки могла бы быть особо эффективной с учетом таких факторов: оперативность постановки актуальных проблем и возможность их решения; опора на эрудированных и информированных кадров ученых, инженеров и управленцев атомной отрасли; ориентация на перспективные и в том числе «прорывные» научно-технические заделы (пример, ториевых энергетических блоков); использование интеллектуального потенциала большой русскоязычной (и особенной еврейской) эмигрантской диаспоры в США, Канаде, Великобритании, Германии, Израиле и др.; традиционно развитые научно-технические связи атомщиков России с профильными учеными самой России (в системе РАН, Минобрнауки, Минпромторг) и всего мира и т.п.

Однако если такая тайная специализированная структура уже действует, но о ней мало и атомщиков кто знает, это очень хорошо. Однако пока оставим без внимания такую «конспирологию». 

1. Издан известный канадский роман о художнике-шпионе 

 Снова уместно напомнить российским атомщикам про технологии шпионажа. Именно об этом умный роман известного классика Канады Робертсона Дэвиса (1913-1985 гг.). Ведь, ГК «Росатом» одна из самых закрытых отраслей наукоемкой промышленности нуждается в большем приобщении к передовому мировому опыту, все еще избегающего излишней гласности даже в условиях некоторого спада политиков и промышленников к использованию атомной энергетики.

Россия – это лишь часть цивилизованного мира и не самая высококультурная. И нам есть чему поучиться в англоязычном мире большой Великобритании и ее Содружества наций. Это касается и изучения ее шедевров мировой литературы со шпионскими фабулами. Понять такие далекие от России страны как Канада или Австралия с их доминирующей английской культурой сложно, если не прочитать ряд  романов талантливых местных писателей.

Так, Австралия может быть более понятной после чтения толстого любовного романа Колин Макколоу «Поющие в терновнике» (1977 г.). Это хроника многодетной фермерской семьи с 1915 по 1969 годы. Овцы, шерсть, красноземы, сельская жизнь в глубинке. Сегодня Австралия – крупнейшая горнопромышленная страна и крупный поставщик на мировой рынок урана для атомной энергетики. Под эгидой США Австралия входит в систему мирового глобального электронного шпионажа (пример работы системы «Эшелон»). В условиях конфликта России с Украиной и неожиданным быстрым присоединением Крыма с его преимущественно русскоязычным населением Австралия вновь показала свои внешнеполитические  антироссийские «пробританские когти». А, ведь, некогда была местом удаленной в географическом отношении ссылки британских уголовников.

Теперь другим крупным писателем открыт мир Канады. Р. Девис (R. Davies) – крупнейший канадский писатель, мастер сюжетных хитросплетений и загадок. Знаток сложной университетской жизни, противоборства в Канаде ряда мировых религий, становления крупного канадского бизнеса. Роман Девиса «Что в костях заложено» (СПб: ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус», 2014, 480 с.) из «Корнишской трилогии» чуть было не получил Нобелевской премии. Роман с прекрасным литературным стилем и сложной композицией можно смело ставить в ряд произведений таких мифологизированных писателей как  Г. Гессе и Т. Манн, Ф. Достоевский и М. Булгаков.

Снова обрисован тайный, странный и мифологизированный мир, в котором живут и трудятся интеллектуалы.

В отличие от богатого помещика и писателя Л. Толстого, литературный труд Ф. Достоевского должен был кормить писателя, будучи ориентированным на коммерческий читательский рынок. Для этого любой писатель, кроме некой заумной «жизненной важной философии», должен владеть мастерством интриги и композиции. Робертсон Дэвис также зарабатывал на жизнь тяжким высокоинтеллектуальным трудом. Сегодня такие сложные литературные произведения, требующей от читателя большой гуманитарной образованности и знания мировой западной культуры,  в России большая редкость. Началом его «канадского прорыва» в современную мировую литературу сначала стала трилогия «Дептфордская трилогия («Пятый персонаж», «Мантикора», «Мир чудес»).

Изданная в 2014 г. на русском языке «Корнишская трилогия», открывается «университетским» романом «Мятежные ангелы», погружающие читателя в сложно интеллектуальный  мир преподавателей канадского богословского колледжа. В романе «Что в костях заложено» этой трилогии описывается необычная жизнь Фрэнсиса Корниша, ценителя антикварной и современной живописи. Отчасти такой необычности своей жизни главный герой обязан своему отцу, многие годы в условиях большой секретности создававшего в 20-40-е годы систему внешней разведки Канады. Трилогию завершает, пожалуй, более «бытовой» и менее занимательный роман «Лира Орфея».

Ваш Рецензент эпиграфом к роману взял бы высказывание Бена Джонсона (1572-1637), английского поэта и одного из трех крупнейших драматургов Елизаветинской эпохи наряду с В. Шекспиром и К. Марло: «Кто не любит картин, тот ненавистник правды и всей мудрости поэзии. Картина – изобретение Неба, самое древнее и самое близкое к Природе» (см.: «Леса, или Открытия о людях и разных предметах»).

Важным этапом жизни Фрэнсиса, с детства любившего и самостоятельно учившегося технике средневековой живописи, стали несколько лет работы в нацистской немецкой Баварии по реставрации и искусной подделке старинных картин из большой частной коллекции для сбыта на аукционах в Лондоне. Его взял в ученики большой тайный мастер таких работ итальянец Сарацини.

Этика криминальных реставраций близка к этике шпионажа. Дискуссий на эти темы хватает. 

2. Крупная ошибка при женитьбе и страдания на всю жизнь 

Студенческая любовная история Фрэнсиса, приведшая к крайне неудачному браку, усложнила его отношения с женщинами. Красивая студентка, его натурщица, неожиданно пошла на близость с ним. Далее обнаружилась неожиданная беременность. Фрэнсис должен был прикрыть грех законным браком. Вскоре его жена признается, что отцом ребенка является другой мужчина.

Далее значимый любовный эпизод, происходящий в Германии в 1935 году, когда уже начали создавать тайные концентрационные лагеря для политической оппозиции, коммунистов, евреев, цыган и прочих «неполноценных граждан» этой страны. Фрэнсис упорно постигает тайны средневековой живописи и подпольной криминальной реставрации картин в баварском фамильном замке. Где-то рядом воспитателем девочки-подростка и преподавателем  английского языка ей работает англичанка мисс Рут Нибсмит. Казалось бы, мало чем примечательная «дама средних лет», но это ложное представление. Как и Фрэнсис, дама уже работает на разведку Великобритании.

В преддверии  рождественного праздника, когда хозяева замка уезжают в Италию, Фрэнсис решает ближе познакомиться с Нибсмит. Оказывается, Рут окончила Кэмбридж по специальности «История». Когда есть время, пишет свою книгу о развитии астрологии в Баварии в шестнадцатом и семнадцатом веках. В это время астрология как наука и сфера деятельности была мировоззренческой и духовной оппозицией католической Церкви. Мисс Нибсмит предлагает Фрэнсису составить его астрологический гороскоп. В итоге неординарные и в чем-то очень несчастные мужчина и женщина оказываются в постели.

« - Рут, я не то чтобы вредничаю, но все это как-то слишком неопределенно, мифология какая-то. Скажи честно, ты ведь на самом деле во все это не веришь?

- Я тебе уже сказала: это лишь способ перенаправить интуицию и достичь вещей, до которых невозможно добраться по широким, хорошо освещенным проспектам науки. Да, астрология не укладывается в четкие принципы, но это не повод от нее отмахиваться…»

Для канадского писателя Германия 1935 года с ее идеологическими оккультными культурными, геополитическими и военными устремлениями давала большой простор для этого своеобразного литературного творчества. К сожалению, сложный исторический период становления нацизма и фашизма вне фабулы романа. Нет и упоминания хотя бы об одной кружке баварского пива, выпитой Фрэнсисом в достопримечательном Мюнхене. Думаю, что здесь несомненный недостаток фабулы романа.

Роман Р. Дэвиса лишь отчасти касается тайн внешней разведки, но Рецензент придает значение двум фрагментам технологий внешней разведки. 

3. Большая шпионская сила настоящего канадского паспорта 

Для шпионской деятельности в сложное предвоенное время наличие канадского паспорта Фрэнсиса давало ему «неоценимое достоинство» (страница 260). Канадское гражданство и канадский паспорт позволяли ездить почти всюду, не вызывая подозрений. Как тогда, так и в наше время канадские паспорта очень ценятся в мире международного шпионажа. «Настоящий паспорт, который выдержит любые проверки – это прямо-таки дар богов».

Кстати, мне очень понравилось определение из предыдущего романа этого цикла «Мятежные ангелы» (страница 174):

«Тайны – кровь жизни. Каждая важная вещь - тайна, даже если ее знаешь, потому что никогда не узнаешь ее всю. Если можно узнать о чем-нибудь все, это знание того не стоит».

Для искушенного в тайнах советского ВПК Рецензента вершиной научной или деловой карьеры в государственном аппарате является обладание, наконец-то, собственными служебными секретным портфелем и личной печатью. Речь не только о том, чтобы иметь допуск и доступ к государственным тайнам страны и мира, но и том, чтобы получить право создавать секретные документы. О, магия их создания! Центральный политический вопрос: завысить ли или занизить гриф созданного тобой документа? Но может быть и свой талант по вскрытию и критическому анализу весьма важных государственных тайн, в том числе в системе «Росатома», уже после ухода из «системы» (и более 10-15 лет). Опытный специалист не забывает принципов и инструментов в идеологии секретности. Как-то большой ученый из системы ФСБ сказал Рецензенту: «Дайте мне годовую пошивку газеты «Известия», и я подготовлю несколько секретных аналитических докладов!» Этот разговор состоялся примерно в 1999 году. А ныне на некоторых профессиональных Форумах, пример еженедельника «Военно-промышленный курьер, часто приводятся цифровые данные или новые тенденции, которые не должны бы идти в «открытую печать». Где и куда смотрят некоторые кураторы ФСБ России?

Поскольку Канада сегодня обладает эффективной внешней разведкой, ниже два фрагмента из этого романа, посвященной специфике тайной разведывательной работы.

ЭТЮД  ПЕРВЫЙ

На странице 187 описывается доверительный разговор молодого человека, закончившего среднюю школу, и отца из военных по прозвищу Деревянный Солдатик»  с многолетним опытом организации канадской внешней разведки в конце 20-х годов прошлого века:

«- А что ты хочешь?

- Если по правде, я хочу быть художником.

- Прекрасно. Это отличная профессия. Тот художник, который написал портрет твоей матери, - де Ласло, или как его там? – он, кажется, просто замечательно рисует. Но имей в виду, у него талант. А у тебя есть талант?

- Если честно, я не знаю. Мне надо выяснить.

- Превосходно.

- Я думал, ты хочешь, чтобы я пошел в бизнес.

- Дедушка считает, что ты для этого не годишься. Правда, сказать, я тоже так считаю. Может, Артур для этого лучше подойдет. Он больше похож на банкира, чем ты. Я подумал, может, ты вместо бизнеса решишь попробовать себя в моем ремесле?

- Извини, я …

- В моей профессии. Давай начистоту. Ты знаешь или, может быть, догадываешься, что я в последние несколько лет был тесно связан с разведкой. Это удивительно интересный мир.  Ты не знаешь, что я делал, и не узнаешь. Наверно, излишне предупреждать, что ты ни словом не должен никому обмолвиться о моей работе. О моей настоящей работе, то есть. Люди всякое о себе воображают. Но мне кажется, ты – как раз подходящий человек, а эта награда по античной литературе гораздо лучше подходит к нашей игре, чем работа с финансами. Лучший разведчик – тот, кто в глазах всего света занят чем-то совершенно другим, каким-то делом, которое с виду отнимает у него все свободное время. Художник – отличное прикрытие. Художники всюду путешествуют, встречаются с самыми разными людьми, и никто не удивляется, если он слегка со странностями.

- Я никогда об этом не думал.

- Вот и хорошо. Кто мечтает и всячески стремится стать разведчиком, у того точно не получится. Слишком много рвения. В лучшем случае из них выходят дешевые филеры. Ты знаешь про свою сердечную слабость?

- Сердечная слабость? Неужели это он про Искорку Грэм?

- Вижу, Макодрум тебе не сказал. У тебя, судя по всему, слабое сердце. Ничего страшного, но надо быть осторожней. А это – самое оно для нашего дела. Кто-нибудь  захочет узнать, почему ты не работаешь, – скажешь, что у тебя больное сердце, и все решат, что ты практически инвалид. Будешь бить баклуши и рисовать. Просто отлично. Про меня думали, что я всего лишь солдат. И до сих пор думают. Никто не ожидает от солдата умения соображать. Как и от художника.

- Ты хочешь сказать, что я буду …шпионом?

- Ох, Фрэнк, я тебя умоляю, забудь это слово! Это из той же оперы, что Филлипс Оппенгейм. Ничего подобного: ты будешь наблюдательным человеком, который ездит туда-сюда, и делает, что ему в голову взбредет, и знакомится с самыми разными людьми. Никаких там фальшивых усов, не надо мазать лицо сажей и притворятся, что ты водонос Абдул. Будь собой и держи ухо востро. Пойдешь в «Душок», потом в Оксфорд, будешь набивать  голову всем, что тебя интересует, и не слушай дураков – они непременно захотят, чтобы ты изучал что-нибудь такое, важное с их точки зрения. А у тебя сердечная слабость, понимаешь?

- Но что мне надо будет делать?

- Не могу сказать. Может, просто будешь писать письма. Ну, знаешь – дружеские письма кому-нибудь из знакомых про то да се. Имей в виду, я пока говорю навскидку. Поначалу совсем ничего не надо будет делать. Но я хочу, чтобы ты как можно скорее познакомился кое с кем. Я сведу тебя этим летом, когда ты будешь в Англии.

- А я разве еду в Англию?

- А ты разве не хочешь?

- Хочу! Просто я об этом не думал.

- Тебе надо бы познакомиться с моей родней…»

Во время поездки в Англию Фрэнк познакомился с одним из руководителей британской внешней разведки. Юноша с большой эрудицией по истории живописи прерафаэлитов. В итоге офицер просит его писать письма о текущих событиях университетской жизни каждые две недели. Полученное вскоре первое письмо о впечатлениях Фрэнка в художественных музеях Лондона секретный полковник прочитал с большим интересом и сразу подшил в свою новую деловую папку.

ЭТЮД  ВТОРОЙ

На страницах 191-192 в той же беседе приводится мнение многоопытного отца о женщинах-шпионках:

«...Мне часто приходится иметь дело с женщинами. Как в личном, так и в профессиональном плане. Они бывают полезны в разведке. Ты знаешь, я ведь и Мату Хари встречал пару раз. Потрясающая женщина. Прекрасные глаза, но фигура плотнее, чем сейчас модно. Когда ее, наконец, расстреляли, ей был сорок один год – примерно как твоей матери сейчас, и такая же красавица. Но ты знаешь, ценность женщины в нашем деле ограничена, потому что они работают исключительно ради денег и всегда ищут вариант повыгодней. А вот мужчины … конечно, и среди них много наемников, но кое-кто из лучших работает исключительно за идею или из любви к родине. Я иногда думаю, что у женщины нет родины – только семья. Есть, конечно, мужчины, которых привлекает элемент романтики. А вот женщин таких не бывает, хотя замешанных в нашем деле часто называют авантюристками. Понимаешь, они работают телом, и, конечно, смотрят на все совершенно по-другому. Имей в виду, я встречал в нашей среде совершенно поразительных женщин. Им отлично дается все связанное с шифрами, но это уже совсем иной тип – мозг, заточенный на разгадывание загадок. Синие чулки. Обычно они не слишком привлекательны. А вот авантюристки – настоящие стервы. Всегда сморят, как бы чего урвать… Но … я не об этом собирался с тобой поговорить. А о женщинах вообще. Вот тебе мой совет: никогда ни с кем не связывайся, ни с одной, сколь угодно высокого или низкого положения, если она хочет за это денег. Они все мошенницы, и, кроме случаев, когда платишь очень дорого, как правило, остаешься с чем-нибудь таким, что тебе совершенно не нужно. Никакой платы – это хорошее правило. Я тебе вот что скажу: придерживайся вдов. Их много, особенно сейчас, после войны, и тебе легко будет найти женщину своего класса, а это важно, если ты хоть сколько-нибудь по-настоящему уважаешь женщин. Конечно, будь щедр, играй честно и прямо, и тогда все будет хорошо. Кажется, это все. А теперь  - что ты намерен делать?

- По-моему, я не знаю ни одной вдовы.

- О, еще узнаешь. Но я не о том. Поедешь в Англию этим летом? А осенью – в «Душок»?

- Да, папа. Это будет здорово.

- Хорошо. А в Англии тебе надо будет встретиться с одним-двумя людьми. Я все устрою».

Следует пояснить, что здесь под «Душком» понимается старый и с большими традициями  канадский Колледж Святого Иоанна и Святого Духа. 

4. Деятельность в мире живописи и искусствоведения – хорошее прикрытие тайной шпионской деятельности 

Нет, этот роман не только про шпионов. Он про редкие неординарные личности в любой сфере деятельности.

В объемистой части трилогии (21 усл. печ. л.) описана тайная биография одаренного Фрэнсиса Корниша, художника, богатого мецената и коллекционера. Казалось бы, не очень важные на первый взгляд события человека, однако многие из них имеют секретную подоплеку. Как гласит английская пословица, впервые упомянутая в 1290 году, ЧТО В КОСТЯХ ЗАЛОЖЕНО, ТОГО ИЗ МЯСА НЕ ВЫБИТЬ.

Скорее всего, именно умело поднятые в романе сложные мировоззренческие и этические проблемы, над которыми философы спорят веками, и пути их решения в художественном и научном плане сделали возможным включение романа Р. Дэвиса в букеровский короткий список претендентов. Конечно, так могут писать лишь большие литературные таланты.

Вот фрагмент спора «ученика» и «учителя» из романа «Что в костях заложено» (страницы 358-359):

«...Но современные художники… ведь человек обязан писать в современной ему манере?

- Я не признаю такой необходимости. Если жизнь – сон, как утверждают иные философы, то, конечно, великая картина – та, что богаче всего символизирует неуловимую реальность, лежащую ха этим сном. И если мне или вам удобнее всего выражать эту реальность в терминах мифологии или религии, кто нам запретит?

- Но это же поддела, намеренное отступление – на манер тех самых прерафаэлитов. Даже если вы верующий человек, вы не можете верить так, как это делали великие люди прошлого.

- Прекрасно. Живите духом своего времени – и только им, если так уж необходимо. Но некоторых художников подобная полная капитуляция перед современностью ввергает в отчаяние. Нынешний человек, лишенный мифологии и религии, пытается черпать вдохновение в Бессознательном, а разница между выдумкой и вдохновением вам понятна и без меня. Кормите своих почитателей выдумками – и вы, быть может, начнете презирать их, водить за нос. Разве в этом духе творили Джотто, Тициан, Рембрант? Разумеется, вы можете стать подобием фотографа. Но вспомните слова Матисса: «Точность – не истинность».

- Но разве не точность вы так жестоко вбиваете в меня этой проклятой каллиграфией?

- Да, но лишь для того, чтобы вы научились запечатлевать – насколько позволит талант – то, что Бессознательное нацепило вам крючок, и представлять это взорам других людей, тех, у кого есть глаза, чтобы видеть.

- Вы учите меня изображать реальность настолько точно, чтобы обмануть глаз, как тот римский художник, который рисовал цветы, или мед, или что там, и пчелы слетались на его картины. Как вы увязываете с той реальностью, о которой говорили только что, - которая поднимается из темного колодца?

- Вещи презирать не следует. У каждой вещи есть душа, которая говорит с нашей душой и может подвигать ее к любви. Понимать это – и значит быть истинным материалистом. Наш век называют веком материализма, но это неправильно. Нынешний человек верит в материю не больше, чем в Бога; ученые научили современных людей не верить ни во что. Средневековые люди и большинство людей эпохи Возрождения верили в Бога и созданные Им вещи. И эти люди были счастливей и завершенней нас. Слушайте, Корниш: современный человек отчаянно жаждет верить во что-нибудь, иметь какую-нибудь незыблемую ценность. Страна, в которой мы сейчас живем,  чудовищный пример того, на что способно человечество в поисках объекта, который утолил бы его жажду веры, уверенности, реальности…Мне это не нравится, и вам тоже. И графине… Но мы не можем ни отрицать этого, ни изменить. Фанатики-нацисты, по крайней мере, живописны – хоть какое-то утешение.

Фрэнсис подумал о поездах с заключенными, которые должен был пересчитывать, и не нашел в них ничего живописного. Но промолчал.

Сарацини безмятежно продолжал:

- Страсть современного человека к искусству прошлого - одно из проявлений этой неодолимой жажды уверенности. Прошлое хотя бы закончилось, и все, что можно из него извлечь, не подлежит сомнению. Зачем богатые американцы платят чудовищные деньги за картины старых мастеров, возможно даже не понимая и не любя их? Конечно же, затем, чтобы импортировать хоть немного той самой уверенности. Американская общественная жизнь – балаган, но в вашингтонской Национальной галерее покоится нечто от Бога, частица Его утешительного величия. Это галерея, по сути, огромный собор. А нацисты готовы менять шедевры итальянских мастеров на акры немецких картин, потому что хотят явить на стенах своего Фюрер-музея прошлое своей расы и таким образом материализовать ее настоящее, а также сообщить некую уверенность в ее будущем. Конечно, безумие, но чего можно ожидать в нашем безумном мире?»

Читая ВСЕ ЭТО, можно ли остаться равнодушным к обсуждаемым идеям?

Ниже ряд личных вопросов Рецензента:

Можно крупному атомному ученому-физику страшиться той безумной реальности, которая неожиданно возникает перед ним однажды или много раз из жизненного «ТЕМНОГО КОЛОДЦА»?

И разве Бог несет верующим людям лишь ценности смирения и любви, а не кровавого бунта или даже большой глобальной войны для выживания лучшей части человечества?

В конце концов, разве ОККУЛЬТИЗМ, МИСТИКА, МАГИЯ – это выдумка малообразованного и все еще дикого человека и вне современной политики с «мягкой» или «жесткой» силой?

А феномен ЧЕРНОГО СВЕТА, не цвета лучей Солнца и созидательного, а мощного света Тьмы и разрушения (по христианскому учению – от Дьявола), который временами пронизывает каждого из нас и уводит из мира добра? 

5. Сложная природа Гения требует осторожного и умелого использования в разведке и контрразведке 

Есть вопрос о природе и условиях происхождения Гения, как показывает история науки и искусства человека всегда странного, с нелегким характером и привычками для окружающих, чаще всего чуть опережающего свое время, а в силу временной непризнанностью нынешней элитой или властью и трудности коммерциализации его трудов живущего скромно или даже в большой бедности. Большинство людей в обществе в своём поведении ориентированы на «норму» или «среднее», а все великое рождается на поле битвы между истиной и ошибкой. И здесь Гений – это заметное отклонение от нормы.

Кажется, атомная наука и техника всегда привлекала к себе талантливых «чудаков».

Кредо же шпиона всегда быть ближе незаметности и посредственности, чтобы избежать внимания контрразведки.

Примечательный канадский роман не дошел до Нобелевской премии. Заметны некоторые недоработки литературного текста. Общая структура «Корнишской трилогии» весьма фрагментарная. Несомненны интересные творческие находки, порой уходящие в сторону от главной фабулы романа. Конечно, сам писатель также работал на читательский рынок. Спешил писать. Спешил публиковать.

Абсолютный закон эстетики – «Закон Целого». Произведение искусства может быть прекрасным, когда оно пластически организовано в самом себе, когда оно как единое гармоническое  целое отражает всеобщую взаимосвязь даже незначительных по себе мелких деталей. И это дается в дар зрителю от художника, не требуя от него особой фантазии, поскольку фантазия уже им создана.

Так, своя эстетика есть и в атомной теории. Здесь примечательна мысль нашего русского писателя А.П. Чехова: «… Я подумал, что чутье художника стоит иногда мозгов ученого, что, то и другое имеют одни цели, одну природу и что, быть может, со временем, при совершенстве методов, им суждено слиться вместе в гигантскую, чудовищную силу, которую трудно теперь и представить себе».

Я лично определил бы лучший в трилогии роман «Что в костях заложено»  как «мужской». Такие вещи редко читаются женщинами. Между тем, Нобелевская премия должна быть и частью общей «мировой женской жизни».

И даже в этом «мужском романе» следовало бы дать намного больше любви, страсти, опасной игры и, наконец, личных впечатлений и размышлении о сложных политических и культурных процессах в самой Германии и в прекрасной своими традициями Баварии в 1935-1938 годах.

Писатель местами говорит читателю, что уже в детстве Фрэнсис отличался некоторыми странностями в поведении, одной из которых стала страсть к рисованию с натуры портретов и тел мужчин и женщин, которая потом увела молодого человека в Средневековье и религиозную живопись. Позже проявившийся талант и специфический стиль жизни стал не частью специфической обыденной жизни большого художника, а условием успешной деятельности тайного реставратора и искусной подделки картин старых мастеров.

Еще одно важное, но спорное замечание Рецензента.

Описанная история жизни талантливого человека, или даже некого «гения», снова показывает, что она мало или совсем не совместима с традиционной семейной жизнью мужа и жены.

Эмоции женщины не могут инициироваться и поддерживаться в семейной жизни большим талантом мужчины и, тем более, гением. Часто такая редкая личность вместо равноправной жены нуждается в привлекательной покладистой прислуге. Свое краткое любовное счастье Фрэнсис обрел в военном Лондоне лишь с Рут, с которой они почти одновременно стали скупо оплачиваемыми штатными сотрудниками английской разведки. Но Рут погибла во время очередной массированной бомбардировки немцами Лондона.

Фрэнсис так и не женился по большой любви. Печально, но такое случается в мужской жизни. Важнее иное: в его ситуации женщина, ее дом и дети – почти всегда тяжкая для сложного творческого труда психологическая обуза.  В какой-то период жизни главный герой сделал свой выбор не в пользу размеренной семейной жизни, где должны быть дети, а  в достижение особых профессиональных высот. Здесь такой выбор ведет к достижению особого типа эмоциональных и чувственных наслаждений. Хотя творчество Гения в психиатрическом плане «маниакально», но целью его жизни, как и у всякого обычного нормального человека, является получение сублимационных наслаждений (вне близости с интересной и любимой женщиной). 

6. На «женского Ловца» и «мужской Зверь» бежит 

В природе и обществе главное сбалансировано в целях длительного устойчивого развития. А скачкообразные революции возможны и полезны, но несут с собой известные потери уже достигнутого достаточного качества развития, а личном плане - трагедии, драмы и страдания больших групп людей.

В силу такой сбалансированности, по русской поговорке, «на ловца и зверь бежит». Так или иначе, большой талант, и даже Гению, трудно скрыть от посторонних людей. При этом, по мнению Рецензента, в обществе или его социальной группе всегда есть «особые женщины», готовые пойти на брак с таким мужчиной или особые взаимоотношения с элементами жертвенности собой во имя блага «этого чудака». Часто это становится большой жизненной поддержкой для всегда одинокого в профессиональном плане таланта.

Можно вспомнить особенности семейной жизни, например, талантливого писателя Вл. Набокова. Кажется, больше половины написанного в романах обеспечила своей черновой редакторской и иной работой его жена Вера, еврейка. Для Веры жизнь с великим писателем оказалась подвигом в преодолении многочисленных бытовых проблем эмигрантов США. А написание и издание Набоковым его эротической повести «Лолита», хотя принесло коммерческий успех и большие гонорары, стало для Веры ударом по всей ее женской сущности.

Другой пример в этом плане жизнь великого композитора П. Чайковского, который имел гомосексуальные наклонности, но испытывал по этому поводу глубокое чувство вины. Чайковский даже попытался покончить с собой, но не смог это сделать.

Порой приятная и миловидная жена гения тайно работает на спецслужбу – внешнюю разведку или контрразведку.

Последний вариант был отмечен современниками у крупного советского физика Льва Ландау, общавшегося с большими секретными физиками-атомщиками. Его жена-красавица Кора была обязана периодически проходить «собеседования» в интересах защиты государственных тайн в КГБ и ЦК КПСС. Интересно, что Ландау всегда говорил жене о своих любовных увлечениях. Эта странная мужская откровенность доставляла Коре много личных женских страданий. Со временем Ландау превратил, вроде бы, жену в настоящую «сводницу».

Вот цитата из книги Бессараба М.Я. Ландау. Страницы жизни. 4-е изд. // М.: Моск. рабочий, 1990, с. 143:

«Однажды она пожаловалась сестре:

- Ты понимаешь, какое безобразие! Девчонка назначила Дауньке свидание, а сама не пришла! Он два часа стоял на морозе, чуть воспаление легких не схватил.

Иногда Кора пыталась как-то повлиять на легкомысленного Дау.

- Чудесный человек, - вздыхая, говорит она об одном из близких знакомых. - Он никогда не изменял своей жене.

- Ну, это зря, - не задумываясь, выпаливает Дау. - Если мужчина такой лодырь, от него мало толку».

Однако этот ученый в трудное советское время хорошо зарабатывал, получая также крупные Нобелевские и правительственные премии. Женщины от таких мужчин редко уходят. Нужные тайные эмоции, чувства и постель можно найти на стороне.

Даже легендарный мировой физик А. Эйнштейн не избежал внимания к себе со стороны НКВД, сотрудники которого должны были узнать детали атомного проекта США. Миссию соблазнительницы и наводчицы исполнила красивая жена скульптура С. Коненкова – Маргарита. Но сам Коненков знал, на что шел, когда избрал в спутницы семейной жизни красивую женщину с хорошей фигурой. Талантливый художник-скульптор всегда наслаждался своей женой как личной моделью и натурщицей. В этом случае учитывается вероятность измены жены, но и многое ей прощается. Правилом является соблюдение «общественных приличий». Такая жена не может быть вульгарной общедоступной проституткой. В случае скандальной любовной  истории Маргариты с Эйнштейном частью такой шпионской спецоперации был шантаж руководства НКВД: как самому модному русскому скульптору, так и его жене угрожали быстрой депортацией в СССР. Порученное ей «дело» оказалось успешным: дошло, ведь, до частых тайных свиданий и далее до предложения о браке со стороны великого физика, ставшего несколько лет назад вдовцом. Советские чекисты на такой брак не пошли.

Примечательным мифом в научном мире стала легенда о необходимости для большого таланта и Гения каждые пять лет менять жену и всю уже сложившуюся семейную жизнь. Такая смена женщины, якобы, ведет вообще к новому взгляду на всю личную и научную жизнь, ломке жизненных ценностей и стереотипов поведения, изменению технологии научного творчества и неизбежным новым крупным открытиям. Также такой шаг является более «чистым» в моральном отношении, чем в случае смены очередной уже надоевшей любовницы. В этом случае мужчина избегает опасной психологической ситуации трудной «двойной жизни» с постоянным враньем, сценами ревности жены и соответствующими семейными скандалами.

Как рассказывают старейшие сотрудники Института ядерной физики СО РАН, именно так менял своих жен известный атомный физик А.М. Будкер  (1918-1977 гг.), Основатель и первый директор Института Ядерной Физики Сибирского Отделения АН СССР. Автор многочисленных открытий и изобретений в области физики плазмы и физики ускорителей. В то сложное советское  время проблемой была не смена жены, а приобретение новой квартиры для новой жизни. Большого физика выручало то, что он был членом Новосибирского обкома КПСС. Набравшись смелости, он приходил к руководителю этой всемогущей политической структуры и говорил: «Снова влюбился! Решил оставить жену и имеющуюся квартиру! Спаси ядерного физика и помоги в получением новой квартиры!» В конце концов, этого ученого вновь «спасали». Но этот ученый прожил всего 59 лет и, пожалуй, данный рецепт опасен для мужского здоровья.

В целом тема Гения и его любимой женщины, жены или любовницы, достаточно полно описана в художественной литературе и коснулась также секретных атомных физиков из числа создателей атомных и водородных бомб. 

7. Теперь ближе к обеспечению национальной безопасности России 

В чем-то спорные суждения Рецензента, однако, подводят его  к выводу о несомненном существовании двух важных принципов «Закона национальной безопасности» любой страны мира:

1. «Высокоталантливые граждане и, более того, гипотетические гении в силу возможного их влияния на скорые масштабные нововведения в научной, технической, технологической, культурной и политической жизни нуждаются в особой опеке со стороны служб национальной разведки и контрразведки, в том числе со стороны потенциального геополитического или экономического конкурента, а также опасных международных криминальных групп»;

2. «Высокоталантливые граждане и, более того, гипотетические гении в любой демократической или деспотическом государстве должны понимать растущие для них угрозы личной безопасности, отсюда таким личностям необходимо маскироваться под самых обычных посредственных и туповатых специалистов, учиться вести тайную «двойную» или даже «тройную» жизнь, не во всем доверяя своим супругам и близким родственникам».

Эта гипотеза о таких двух принципах нуждается в научном обсуждении, в том числе вне открытых средств массовой информации, выступлений на радио и телевидении и др.

Почти «красивой сказкой» кажется сегодня успешная карьера Фрэнсиса Корниша, этого высококультурного человека и знатока живописного искусства,  в английской разведке и позже в контрразведке. При этом «удача в шпионской карьере» своей причиной имела внешнюю незаметность Фрэнсиса, его увлеченность живописным искусством, склонность к жизненной мистификации и, пожалуй, умелый лоббизм отца, ставшего одним из основателей национальной канадской внешней разведки.

После окончания войны Фрэнсис, уже в системе МИ5 (контрразведка), несколько лет работает в международной комиссии искусствоведов-художников по поиску и возвращению владельцам отнятых нацистами ценных картин. И здесь также пришлось определять искусные подделки мастеров эпохи Возрождения. Интересной стала весьма драматическая коллизия с обнаружением Комиссией большой талантливой мистической картины самого Фрэнсиса. Ведь, признать свое авторство Фрэнсис не имел моральное право.

Чтобы вернуться в родную Канаду, нужно было вырваться из МИ-5. К удивлению Фрэнсиса его начальник и покровитель стал возражать:

« - Мальчик мой, может быть, тебе кажется, что тобой пренебрегли – не продвигали так быстро, как ты того заслуживаешь. Но ты не понимаешь, как мы работаем, как вынуждены работать. Если мы нашли отличного, верного человека на важный пост, мы оставляем его на этом посту. Ты – именно то, что нам нужно для работы с искусствоведами. Знающий человек с хорошей репутацией, но не очень заметный; можешь пройти куда угодно, не привлекая особого внимания; кроме того, ты канадец, а значит, люди, больше всего ценящие искрометный ум, считают тебя туповатыми.  У тебя достаточно денег, чтобы ты не приставал ко мне поминутно, требуя надбавок. Я бы сказал, что ты идеально подходишь к своему месту. Ты принес мне столько полезных сведений об опасных людях, что заслужил свое место в нашем деле. А теперь ты хочешь разом все это отбросить».

Но руководству британской спецслужбы надо было понять, что разведывательная работа для Фрэнсиса стала казаться малоинтересной и тормозящий его дальнейший творческий рост не только как художника и искусствоведа, но и искусного мистификатора. С позиции истории мирового шпионажа важнее то обстоятельство, что профессиональный политический, военный или научный шпионаж часто с большим эффектом ведется «непрофессионалами», но людьми умными, образованными и «приятными во всех отношениях». Это вполне могут быть великие музыканты, художники, скульпторы, владельцы и администраторы различных престижных ресторанов и спортивных сооружений. 

8. Снова о привлечении ученых и инженерах России к внешней разведке 

Дополнительный авторский комментарий в развитие ранее высказанной идеи о «Разведывательных миссиях реформируемой РАН с участием СВР России». Именно такое название имела последняя авторская статья в журнале «Атомная стратегия XXI» (2013, № 85, с. 6-12).

Хотелось добавить что-то важное.  Для аналитика, последние десять лет внимательно следящего за сферой внешней экономической и научно-технической разведки в мире и России, а также особенностями организации фундаментальных и прикладных исследований  в РАН (ныне уже в ФАНО), наличие «смежных» проблем особенно понятно.

Конечно, такое частное экспертное мнение требует понимания известных ресурсных затрат и необходимости корректировки законодательной базы, особенно в части ФЗ «О внешней разведке» (2006 г.). По имеющимся оценкам, пока действующие спецслужбы России все еще испытывают дефицит с финансированием из государственного бюджета. Также идея автора не во всем вписывается в идеологию «сильной вертикали власти» применительно к системе национальной безопасности России. Еще одним сдерживающим фактором в быстрой реализации в России возможных прорывных стратегических проектов является повышенная секретность в части планирования развития военного, оборонного и ядерно-ракетного потенциала России в рамках имеющихся традиционных промышленных технологий  и при замедлении общего научно-технического поиска.

Вправе ли автор раскрывать детали возможных интеграционных процессов, включая имеющие значение к ГК «Росатом», поскольку технологии внешней разведки, вообще-то, относятся к российской государственной тайне?

Ответ на такой вопрос предполагает понимание значимости для развитой страны мира иметь ту или иную систему открытого гражданского контроля над тайной деятельностью национальных спецслужб. Новейшая история показывает, что такой гражданский и общественный контроль полезен, поскольку в условиях закрытости сферы внешней разведки и контрразведки возникают соблазны для нарушений как четких норм законов, так и общепринятых норм морали. При этом Россия оказывается замешанной не только во внешних шпионских скандалах, но и во внутренних (примеры судебных истории об российских «ученых-шпионах» и криминальной передаче иностранным компаниям новейшей научно-технической информации, часть которой может быть относимой к государственной и коммерческой тайне).

Сила любой науки в том, что она позволяет на примере отдельных не очень ясных фактов выстраивать тенденции опасных процессов, угрожающих национальной безопасности. И здесь велика роль компетенции соответствующего аналитика. Конечно, инициативный аналитик, берущийся за такие работы и делая выводы и рекомендации для общества и власти, понимает их «деликатность», особенно не имея допуска к гостайне. В ряде своих статей по этой теме Рецензент писал, что важная государственная тайна может быть создана ученым или иным специалистом, не имеющим допуска ФСБ России к гостайне и не знакомым с соответствующим ведомственным «Перечнем сведений», отнесенных к государственной тайне страны. В данном случае не возникает его вина и объект правонарушения, требующего наказания. Также есть классические методы спецслужб по защите данной информации и минимизации ущерба национальной безопасности.

Скорее всего, при наличии такого допуска автор предпочел бы публикацию указанной статьи про «реформирование» РАН осуществить в одном из закрытых (секретных) научно-технических журналов. И версия такой статья могла быть более острой и критичной. Но лично я в данное время не имею как «доступа» к секретным структурам, так и «допуска» к секретной информации. Приходится писать версии открытых статей в расчете на то, что найдутся заинтересованные журналы и газеты.

Именно это и случилось со статьей «О разведывательных миссиях реформируемой РАН с участием СВР России». Конечно, ряд Отделений и Научных советов РАН и ФАНО тесно взаимодействуют с наукоемкой ГК «Росатом», при этом осуществляется прямой или косвенный перенос информации и технологий из гражданской сферы в оборонную, и обратно.

На свою статью я получил несколько положительных и критических отзывов. В одном из них данная проблемная публикация квалифицирована как «сильнейшая научная статья». Также эта публикация была перепечатана со ссылкой на журнал «АС» на ряде специализированных сайтах.

Весьма ценным и приятным для автора с инициалами В.Е.Б. оказалось неожиданное письмо от 25 февраля 2014 г. из некой закрытой структуры. Вот его полное содержание:

 

«Уважаемый Юрий Александрович!

Позиции, озвученные в Ваших публикациях, по моему глубокому убеждению, способны нанести вред российской науке. Нас и так не жалуют за рубежом, и в политическом курсе НАТО, в его внутренних нормативных актах, в действиях стран-участниц прослеживается продолжение "холодной войны". Существует объёмный доклад ФБР ("Higher education and national security...") о противодействии промышленному шпионажу, в котором раскрываются методы "студенческих" и "ассистентских" разведчиков. Конечно, речь в докладе обо всём том, что касается России, шла в фокусе на КГБ, базой служили откровения перебежчиков. До появления Ваших публикаций эти утверждения можно было легко парировать, поскольку КГБ де-факто больше не существует, его место заняли другие структуры. Однако Ваши призывы к активизации "студенческого" разведдвижения подтверждают худшие опасения Запада. Тем самым, Вы оказываете медвежью услугу действительным российским разведчикам и неаффилированным ученым, так как русское научное сообщество в результате может лишиться многих перспективных зарубежных контактов.
Второй аспект, о котором не могу не упомянуть. Вы публично в своих статьях призываете РАН добывать иностранный материал, притом не всегда законными способами, создавая негативный имидж Академии как организации, способной осуществлять инновационную деятельность только на основе чужих идей.
Как исследователь, занимающийся в свою очередь разработкой неоднозначных аспектов истории спецслужб, советую свернуть с опасного пути, затрагивающего интересы разведки и науки, к проблемам секретности научных знаний. Например, к методам маскировки исследований двойного назначения под биологические и антропологические, к проблеме точных топографических карт и геологоразведки досоветской эпохи. Развивать защиту вместо нападения (уж поверьте, нам есть, что защищать!)

С уважением,
В.Е.Б.»

Формально я должен согласиться с некоторыми тезисами В.Е.Б. Однако есть «святые миссии» внешней научно-технической разведки или промышленного шпионажа, объектом которых является не стадии НИОКР, а опытное или серийное производство (особенно пространственное размещение разных производственных мощностей, внешние поставки комплектующих и материалов и др. а также соответствующие бизнес-схемы, включая привлечение иностранных инвесторов). На ряде важных направлений технического прогресса, как в гражданской, так и в военно-промышленной сфере,  в силу заметного отставания России от лидирующих стран (США, Великобритания, Канада, Германия, Япония и др.) такая разведывательная деятельность – это уже необходимость. Здесь, однако, не стоит дискутировать об «этике шпионажа». Также велика роль ученых и инженеров наукоемких организаций РАН/ФАНО, Минпромторга, ГК «Росатом» и др.

Вместе с тем, для нашего читателя надо подчеркнуть традиционные разногласия между целями и действиями структур и сотрудников внешней разведки и контрразведки в любой стране. Отношения между ними всегда враждебны, как подобны взаимоотношений «кошек» (разведка) и «собак» (контрразведка).

Подчеркиваю, Рецензенту было приятно это откровенное аналитическое письмо. 

9. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА: Канадский уран как объект промышленного шпионажа бывшего СССР 

Кстати, в годы второй мировой войны и первые послевоенные годы, когда главный герой канадского романа работал в системе британских спецслужб, Канада стала важный объектом атомного шпионажа со стороны НКВД и ГРУ СССР.

Весьма интересна для читателя атомной отрасли канадская статья  от 20 февраля 2013 г  «Канадский уран». Ниже фрагмент текста статьи Ю. Кирпичева (Монреаль - Нью-Йорк).

 - см: http://www.russianmontreal.ca/index.php?newsid=2514.

Этот публицист – наш бывший соотечественник и часто публикуется в независимом бостонском альманахе «ЛЕБЕДЬ» (США).

 Что же Ю. Кирпичев написал в этой статье?  

Канада сыграла важную роль в британском и американском атомных проектах. В рамках британской программы «Tube Alloys» работала монреальская группа физиков, а специалисты университета МакГилл строили ядерный завод в «Чок Ривер». Частично канадским ураном был начинен «Малыш», испепеливший Хиросиму, а в индийской атомной бомбе также использовался он. Именно в Канаде расположены крупные месторождения «Порт Радиум» и «Ураниум Сити». Канада имеет богатые залежи урана, длинную историю его исследования, добычи и производства электроэнергии на АЭС. Долгое время она была ведущим мировым производителем урана (до 22% мирового производства), но в 2009 году ее обошел Казахстан. Продукция поступает главным образом с шахты на феноменально богатом месторождении «МакАртур Ривер» в северном Саскачеване, крупнейшем в мире.

С 2013 г. ожидается значительное увеличение производства в связи с вводом в действие новой шахты на «Сигар Лейк», еще одном богатейшем месторождении. Известные запасы закись-окиси урана U3O8 (572 000 тонн или 485 000 тонн чистого урана) делают Канаду одним из ведущих мировых игроков в этой области. Около 15% канадской электроэнергии вырабатывается на 19 ядерных реакторах, сосредоточенных главным образом в Онтарио. В следующие 10 лет планируется построить еще 2. Следует заметить, что в отличие от остальных развитых промышленных стран, канадская энергетика чистая, доля угля здесь невысока, всего 13%, тогда как на гидроэнергию приходится 59%. В целом Канада дает до 11-12 тысяч тонн закись-окиси урана в год или 20% мирового производства, причем основной вклад приходится на шахты, запущенные в последнее десятилетие «McClean Lake» и «McArthur River». Шахта на «Рэббит Лейк» отодвинулась на третье место. «МакАртур Ривер», открытое в 1988 г., феноменально! Его шахта одна дает до 14% мировой добычи урана! На конец 2011 г. ее запасы оценивались в 870 200 тонн руды со средним содержанием 16.89% U3O8. При этом руда с содержанием 0.01% считается вполне пригодной для добычи.

У Канады старые и славные атомные традиции, их заложил великий Резерфорд во время работы в монреальском МакГилле. Но почти столь же стара также история советского шпионажа в этой стране. Во время войны согласно "Программе канадской помощи СССР" она поставляла оружие, оборудование и продовольствие. Приемку осуществляли советские инспекторы, все без исключения связанные с ГРУ и НКВД. А когда Москва узнала, что Канада участвует в работах по созданию атомной бомбы, она решила резко усилить здешнюю резидентуру. Летом 1943 г. в Оттаву прибыло множество советских «специалистов», была создана оперативная группа "Бэк" и вскоре к сотрудничеству удалось привлечь ряд канадских ученых — Дэнфорт Смит (Бадо), Нэд Мазерал (Багли) и Израэль Гальперин (Бэкон). Кроме них на ядерном заводе в «Чок Ривер» и на советскую разведку работал знаменитый впоследствии Бруно Понтекорво. Удалось завербовать и видного английского ученого Алана Мея, работавшего в монреальской группе Кокрофта, ученика Резерфорда.

В Москву шли образцы урана и бериллия, описания конструкции бомбы, ее деталей и отдельных узлов, а также технологических процессов. Она получила подробную схему организации атомного проекта в США и Канаде: структура проекта, фамилии ученых и военных и т.д., были перечислены сверхсекретные объекты и заводы в Оук Ридже, Чикаго, Лос-Аламосе, Хэнфорде, Чок Ривер, дано их четкое описание, назначение, состав выпускаемой продукции. Отдельно прилагался список ученых, через которых можно было установить контакт с участниками атомного проекта.

Канадская королевская комиссия по вопросам шпионажа, созданная после того, как шифровальщик Игорь Гузенко бежал из советского консульства с кипой секретных документов, была поражена размахом, с каким орудовали советские шпионы. Она выявила 19 агентов и 9 из них успела арестовать и судить, но остальные успели бежать. А скольких не выявила? И это лишь канадская резидентура. Их ловили, и они массово бежали также из США и Англии. Канадцев потрясло вероломство бывшего союзника, которому они так много помогали во время войны.

Поэтому, отмечает Ю. Кирпичев, удивляет допуск российских компаний, причем принадлежащих государству, на канадский ядерный рынок. Русские директора второй по объемам добычи урана канадской компании «Uranium One» уже покупают себе здесь дорогое жилье. Само по себе оно и неплохо, ибо оживляет рынок недвижимости, но все же следует помнить советско-российские шпионские традиции. 

10. Дар талантливого героя романа национальным музеям и университетам Канады 

Человеческая жизнь весьма быстротечна.

В этой жизни есть разные этапы творчества и результативности.

Главный герой, имея еще в юности «слабое сердце», прожил чуть больше семидесяти лет. Старость Фрэнсиса была насыщена интересными событиями, но одинокой.

В Канаде Фрэнсис всю свою жизнь отдал поиску старых коллекционных картин и ценных работ мало известных современных художников. Он умело использовал для этого свои профессиональные связи и свои многие миллионы долларов. Исполнение его завещания стало сложнейшей многомесячной проблемой его друзей-искусствоведов.

Недавно прошла очередная зарубежная информация о крупном подарке дорогостоящей виллы богатого выпускника университета своему «Альма-Матер». Мне подумалось, были ли среди российских атомщиков различные творческие подарки типа домашних библиотек или дорогостоящие личные объекты и сооружения своим университетам, например, тому же МГУ или МИФИ?

Наш не бедный атомный Гений или Предприниматель из крупного бизнеса мог бы быть отчасти или порой меценатом для своего университета.

Заключение: несколько официальных рецензий на роман Р. Дэвиса

На некоторых российских атомщиков эта «литературоведческая статья» может произвести странное или неожиданное воздействие. Однако здесь свой элемент научности также есть.

Главный вывод Рецензента: Описанный канадским писателем феномен использования талантливого художника-живописца показывает некоторые принципы организации шпионской деятельности. Эта деятельность может быть продуктивной и для сферы современной атомной науки техники.

Теперь несколько официальных рецензий на роман «Что в костях заложено»:

1. «Робертсон Дэвис – один из величайших писателей современности» (Малькольм Брэдбери);

2.  «Этот роман – изысканная пища для ума и отменное развлечение для чувств» («Time»);

3. «Невероятно изобретательный роман, сюрпризы на каждом шагу» («The Wall Street Journal»).

 Подмосковная Кашира, отпуск, июль 2014 г.

 







Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=5532