Научно-технический и промышленный потенциал Севастополя
Дата: 03/12/2014
Тема: Время и судьбы


Взгляд в прошлое, настоящее, будущее

В.Г. Барон, к.т.н., почётный проф. Запорожского национального  университета, почётный член Союза энергетиков Северо-Запада России, директор ООО«Теплообмен»,  Севастополь

В результате событий «русской весны» в состав России вернулись ранее утраченные территории - республика Крым и г. Севастополь. Плохо  это или хорошо для России? Каковы перспективы у вновь возвращенных территорий? Столь рациональная постановка вопроса необходима, во-первых, для того чтобы дать ответ некоторой части населения России,  которая переживает по поводу незапланированных затрат на подтягивание новых регионов до среднероссийского уровня.


И, во-вторых, чтобы понять, что можно и нужно предпринять в отношении двух новых регионов. Можно, конечно, сказать, что в таком вопросе не дело рассуждать с меркантильных позиций. Ведь эти события  были практически единодушным проявлением воли населения, проживающего на крымском полуострове. И в подтверждение этого  отметить, что для населения Крыма и Севастополя вопросы:  «плохо или хорошо», «каковы перспективы», -  вообще не стояли. Главным  было одно – стремление вернуться в Россию. Действительно, во время этих событий население полуострова (как участник событий в Севастополе могу, конечно, говорить только о Севастополе, хотя информацией из других крымских городов тоже располагаю)  проявило неожиданное единодушие, сплоченность и патриотизм.


Автор не может взять на себя смелость  безоговорочно утверждать это в отношении всех город крымского полуострова, но в событиях в Севастополе автор участвовал непосредственно,причем от начала до конца. На основании личных наблюдений могу утверждать, что самое разновозрастное население Севастополя 23 февраля 2014 г. пришло на площадь Нахимова на несанкционированный (и несрежиссированный) митинг в таком количестве, что не только площадь, но и прилегающие улицы не могли вместить всех пришедших. Никто из выступающих даже намеком не обещал  никакой поддержки со стороны России (да и вообще ни от кого).  И тем не менее,  на этом митинге было принято решение, послужившее началом всех событий «русской весны». Оказалось, что  даже за  четверть века нахождения Севастополя  в составе Украины не удалось, как ни старались, уничтожить в севастопольцах дух жителей города-крепости.  Через несколько дней  на аналогичные митинги поднялись жители других городов Крымского полуострова (Симферополь, Керчь и т.д.). России в итоге не оставалось ничего, как признать демократично проявленную волю крымчан на возвращение в Россию. Как теперь совершенно очевидно, это решение спасло десятки тысяч жизней.

И все же, какова не эмоциональная и гуманитарная, а  практическая сторона этих событий.  Геополитическая сторона очевидна, – если бы Россия не вернула в свой состав город Морской Славы - Севастополь, то к текущему моменту в бухтах Севастополя уже стояли бы  боевые корабли НАТО (США), и  в геополитическом плане России был бы нанесен непоправимый  урон. С другой стороны,  продолжение аренды военно-морской базы у Украины с каждым годом приводило к всевозрастающим и весьма значительным платежам (причем за аренду своей же территории).  С возвращением Крыма помимо военно-политических преимуществ Россия получила прекрасный курортный край(правда, сильно пострадавший за время нахождения в составе Украины).  Кроме того (что известно немногим), на шельфе Крымского полуострова разведаны огромные запасы нефти и газа, промышленное использование которых начиналось еще в советское время, а в последние годы были открыты и подтверждены новые значительные, запасы углеводородов. Нельзя сбрасывать со счетов и то, что Россия получила несколько миллионов патриотично настроенных граждан бывшего Советского Союза.

Это- неоспоримые преимущества. Но, как правило, кроме положительных результатов,любое событие имеет и отрицательные моменты. В данном случае они заключаются в том,что Крымский полуостров, находившийся у украинских властей на положении нелюбимого пасынка, очень много растеряв из того  багажа, с которым пришел в Украину в 1991 г., ничего не приобрел за это время.

Не берусь судить о положении в республике Крым, но в отношении Севастополя имею представление, достаточно точно отражающее положение дел. Еще в советское время я работал в научно-техническом комплексе Севастополя, и как мог сохранял эту направленность все четверть века нахождения в составе Украины. И в настоящее время продолжаю свою деятельность в этом же направлении, имея доступ к текущему положению дел в этой сфере в Севастополе.

Если республика Крым всегда имела достаточно разноплановый хозяйственный  уклад (это и сельхозпроизводство, и рекреация, и промышленность), то в Севастополе краеугольным камнем экономики была научно-техническая  и промышленная направленность, ориентированная,  в первую очередь, на нужды флота (как военно-морского, так и гражданского).

Ретроспектива

К середине-концу 1980-х гг. Севастополь представлял крупный научно-технический и промышленный центр промышленно развитой страны – Советского Союза. В городе располагались значимые научно-исследовательские институты или их филиалы, работали головные конструкторские бюро, функционировали крупные высокотехнологичные по тем временам промышленные производства (относительно небольшой город имел три технических вуза).

Из НИИ и их филиалов можно назвать Всесоюзный институт источников тока,  филиалы ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, ЦНИИ ТС,ЦНИИ «Компас», ЦНИИ «Румб» и др. Помимо перечисленных НИИ прикладной  направленности работали и академические институты, такие, как Институт биологии южных морей, Гидрофизический институт и др. Эти научно-исследовательские организации активно участвовали в поиске и отработке новых  технических решений,благоприятно влияли на формирование научно-технической интеллектуальной среды города. На балансе этих институтов было современное научно-исследовательское оборудование, испытательные стенды и свой научно-исследовательский флот.  Город имел самостоятельную научно-техническую библиотеку и полный патентный фонд.

ЦКБ Севастополя создавали  новые современные образцы техники, обеспечивали техническое сопровождение промышленных производств,поддерживали и повышали их научно-технологический  уровень. Например, ЦКБ «Коралл» проектировало плавкраны, не имевшие в мире аналогов по грузоподъемности. ЦКБ «Таврия»проектировало палубное оборудование и теплообменные аппараты (последние до сих пор без каких-либо изменений применяются на современных кораблях ВМФ России).  ЦКБ «Азчеррыба» разрабатывало оборудование для лова и переработки морепродуктов. ЦКБ «Черноморец»проектировало небольшие суда и обеспечивало техническое сопровождение промышленного производства на «Севастопольском морском заводе». 

Заводы, располагавшиеся на территории Севастополя (коснусь только наиболее крупных заводов, имевших, в основном, судостроительную ориентацию), выпускали высокотехнологичную продукцию, отвечавшую современным на тот момент времени требованиям. В частности, «Севастопольский морской завод»  – практически ровесник города, начинавшийся с Лазаревских доков, выпускал плавкраны«Черноморец», Богатырь» и «Витязь», имевшие мировую известность. Этот  же завод делал палубные механизмы и теплообменные аппараты. Но основной сферой его деятельности оставался судоремонт. Завод имел три сухих судоремонтных дока, один из которых являлся самым большим доком на Черном море и был нанесен на все лоции мира. Другой завод – «Парус», имея свое конструкторское бюро,  разрабатывал и выпускал современное навигационное морское оборудование. Завод «Муссон», являвшийся флагманом в  своем сегменте в Советском Союзе, также имевший в своем составе КБ, разрабатывал и выпускал морские системы связи.  Завод «Маяк» был головным в Союзе по судовому осветительному оборудованию. Были и другие заводы, ориентированные либо на ремонт боевых кораблей, либо – только на ремонт рыбопромыслового флота. В городе располагалось крупнейшее в Советском Союзе рыбодобывающее предприятие«Атлантика», имевшая на своем балансе десятки крупных и средних судов  неограниченного района плавания.

Приведенный далеко не полный перечень высокотехнологичных предприятий обеспечивал высокий интеллектуальный уровень города.

К сожалению, последнее руководство Советского Союза решило (не понятно почему),  что всё отечественное оборудование отсталое, отечественные разработки безнадежно отстают от западных, и что Запад нам поможет –передаст  свои последние наработки и технологии. В результате промышленность страны рухнула. Но без промышленной основы большая страна существовать не может. Союз распалась на части, а Севастополь и Крым оказались в составе Украины.

Настоящее (к весне 2014 г.)

Развал Советского Союза и переход в состав Украины был для Севастополя поистине трагедией. Большинство научно-технических и промышленных  предприятий города было ориентировано не на региональный и даже не на украинский рынок. Всё, что проектировалось и производилось в научно-техническом и промышленном комплексе города оказалось невостребованным на Украине. Радикально сократилось количество рабочих мест, где требовалась высокая квалификация,  город  начал стремительно терять свой уровень, его стали покидать не самые худшие из жителей.

Вместо того,  чтобы прилагать усилия к сохранению, пусть и с переориентацией на другие, но близкие виды продукции,  и к поиску других рынков сбыта этой продукции, руководство города стало мечтать об инвестициях и курортно-туристическом бизнесе. В сознание населения города активно внедрялась идея, что город может прожить за счет наплыва туристов и скорых инвестиций. Городские власти мечтали превратить Севастополь во «вторую Ялту». Как же надо не знать и не любить свой город, чтобы озвучить такую идею?  Севастополь во много раз больше Ялты, а природно-климатические условия здесь намного   хуже, чем в Ялте. Махровым цветом расцвела маниловщина – все ждали инвестора, который мигом всё  решит наилучшим образом. Прожекты возникали один за другим: то на базе завода «Парус» корейцы начнут выпускать мотоциклы, то на базе недостроенного домостроительного комбината французы станут производить ветрогенераторы и т.п. без конца.

Предполагалось, что каждый такой прожект обеспечит безбедное  существование.  Но инвестор всё не шел, а город продолжал социально-экономическое падение. Ни городским, ни тем более киевским властям не было нужно, чтобы Севастополь был самодостаточным активно живущим городом. Шел активный процесс  грабежа доставшегося имущества, захвата земель и собственности. Горожанам оставалось только удивляться изредка просачивавшейся информации о распродаже бывшего флотского имущества  (как же богат был СССР!). 

Жертвой этой активной  деятельности пал «Муссон», на месте цехов и служб которого был создан развлекательный центр, кинозал 3D, ледовый каток, супермаркет.  Еще более плачевная участь  постигла завод «Парус», на крышах цехов которого сегодня растут деревья. Не уцелел и завод «Маяк», территорию которого облюбовало представительство  одного из автоперевозчиков,  расположились склады различных фирм. Правда, ряд цехов оказались под «крылом» предприятия «Таврида Электрик», одного из крупнейших в мире.  Ликвидировано объединение«Атлантика», а весь его флот, распроданный по цене металлолома, работает на других, в том числе западных владельцев.

Самая же тяжелая  участь выпала на долю «Севастопольского морского завода», до сих пор принадлежащего Петру Порошенко. На месте его основной, исторической площадки, где еще адмиралом Лазаревым были созданы сухие доки (остающиеся в  работоспособном состоянии до сих пор)  было решено создать яхтинг-клуб и элитный жилой квартал. На второй площадке с самым большим сухим доком было решено устроить перевалку зерна и угля (в самом центре Севастополя!). Полностью были срыты цеха, построенные вокруг этого дока,уничтожена инфраструктура, необходимая для докования и ремонта судов. А на месте уничтоженного КБ «Винт», занимавшегося в советское время работами,связанными с судовыми движителями, оборудована причальная стенка для приема зерновозов.

Не намного лучше обстоят дела и с проектными бюро. ЦКБ «Черноморец» радикально сократило штат конструкторов и потеряло свою опытно-производственную базу. ЦКБ«Таврия» сохранило только название – потеряна опытно-производственная база,уникальный, не имевший аналогов в Советском Союзе испытательный стенд. Само здание ЦКБ в подавляющей своей части продано бизнес-структурам. ЦКБ «Азчеррыба»также прекратило свою производственную деятельность. В лучшем положении оказалось ЦКБ «Коралл», которое еще в советское время одновременно с плавкраностроением начало развивать тему проектирования буровых платформ для добычи нефти и газа на шельфе. Оно также потеряло часть своих площадей,выкупленных банком, но сохранило направленность и часть кадров инженеров-проектантов.

Были ликвидированы все ЦНИИ и их филиалы, в том числе, филиал «Крыловского государственного научного центра». Прекратила существование городская научно-техническая библиотека, уничтожен патентный фонд.

Перспективы

Будущее научно-технического и промышленного комплекса Севастополя зависит от многих факторов, но развитие ситуации позволяет надеяться на возвращение городу статуса крупного научно-технического и производственного центра страны. Причин надеяться на такое развитие событий несколько, как внешних, так внутригородских. К внешним -  относится, в частности, геостратегическое значение нашего города. Уже объявлено, что Севастополь останется главной базой Черноморского флота  (еще Суворов доносил Екатерине Великой, что лучше Севастопольской бухты для стоянки кораблей нигде в Европе не сыскать). Причем Черноморский флот будет стремительно расти и совершенствоваться (учитывая поведение западных партнеров России). Наличие научно-технического и промышленного потенциала объективно необходимо. Учитывая, что все годы пребывания в составе Украины ни  в Севастополь (ни в республику Крым) почти не вкладывались никакие средства, инфраструктура города и все городское хозяйство, пришедшее в упадок, нуждается в привлечении  средств. И в настоящее время уже  осуществляются практические шаги.  Разработан законопроект о создании в двух новых субъектах Российской Федерации (республике Крым и городе Севастополе) особой экономической зоны. Введение этого законопроекта в действие создаст условия, при которых задачей городских властей будет не поиск, а отбор инвесторов. 

Помимо внешних существуют веские внутригородские предпосылки, позволяющие с оптимизмом оценивать наши перспективы. Во-первых,  к власти в городе пришли люди, которым можно верить, что они не будут воровать (в отличие от всех прежних властей). Губернатор города - вице-адмирал в отставке, председатель Законодательного собрания города, во-первых, крупный бизнесмен,  во-вторых, человек, действительно любящий город (что было доказано рядом конкретных дел на протяжении предыдущих лет), и,наконец,  человек, который  рискнул стать народным губернатором города в ходе митинга 23 февраля, когда совсем было не ясно, чем все закончится. Кроме того, нельзя не отметить наличие у председателя Законодательного собрания  многолетнего опыта  управления большим  транснациональным  научно-производственным предприятием, что позволяет ему видеть  основные проблемы реального сектора экономики города.

К числу других внутригородских предпосылок можно отнести наличие  в городе целого ряда современных предприятий.  Самым значимым и, бесспорно, самым современным предприятием, выпускающим оборудование мирового уровня,  является «Таврида Электрик», возглавляемое в течение всего периода его   существования нынешним председателем Законодательного собрания города. Это предприятие разрабатывает и выпускает коммутационную аппаратуру, превосходящую мировые аналоги.  Остальные предприятия, которые могут составить костяк возрождения научно-промышленного потенциала города,меньшие по размеру, но их разработки отвечают современным требованиям и не уступают, а порой и превосходят лучшие мировые аналоги. К их числу относится предприятие «Импульс 2», работающее в области специальной техники.  В эту же группу входит предприятие «Уранис»,созданное бывшими сотрудниками завода «Муссон», разрабатывающее и выпускающее средства морской аварийно-спасательной связи и сигнализации, которые  являются конкурентоспособными на мировом рынке и поставляются на экспорт. Сюда же относится предприятие «Теплообмен»,  директором которого  является автор статьи.  Предприятие «Теплообмен» было создано на базе опыта и знаний, полученных в советское время в ходе работ на нужды ВМФ.  Его костяк составили бывшие сотрудники ЦКБ «Таврия». Высокий уровень  и инновационность  разработок предприятия «Теплообмен» подтверждены многочисленными победами на крупных специализированных всероссийских и всеукраинских конкурсах и выставках.

Заключение                          

На момент распада Советского Союза и вхождения в состав  Украины г. Севастополь обладал современной научной и промышленной инфраструктурой, обеспечивающей не только базирование  Черноморского флота Советского Союза, но и поставлял промышленную продукцию в другие регионы СССР.За годы нахождения в составе Украины город существенно  утратил свои возможности, понес  значительные потери в научно-техническом и промышленном потенциале. Хочется надеяться, что возвращение Крыма и Севастополя в состав Российской Федерации, возрождение былой мощи военно-морской базы приведет к восстановлению научно-технического и промышленного потенциала Крымского полуострова и его цитадели, города Морской Славы России - Севастополя.







Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=5702