Третий трудовой семестр
Дата: 16/02/2015
Тема: Студенческие строительные отряды


Студенческие строительные отряды (ССО) – яркое явление в жизни нашей страны во второй половине ХХ в. Десятки тысяч молодых людей прошли школу студенческих строек, в которой получили рабочие навыки, опыт самостоятельной взрослой жизни, ощутил радость коллективного труда и созидания. Историю активного участия студенческой молодёжи в народном  хозяйстве можно проследить уже с 1920-х гг., когда в Петрограде действовала артель «Красный студент». Студенческие бригады в 1945–1948 гг. восстанавливали Ленинград после Великой Отечественной войны.


Началом массового участия студентов в строительном движении принято считать конец 1950-х гг. В ЛЭТИ история зарождения стройотрядов ведёт отсчёт с 1948 г., когда группа студентов ЛЭТИ приняла решение участвовать в строительстве Красноборской ГЭС. В то время еще не был определен статус ССО, не было единой формы и другой атрибутики. Но был беспримерный энтузиазм и огромное желание участвовать в послевоенном восстановлении страны.

В последующие десятилетия 1960-1980–е гг. это движение приобрело всесоюзный масштаб. К чувству долга и энтузиазму первых студентов добавилась романтика первых жизненных свершений. По романтической привлекательности поездка в стройотряд была сравнима со штурмом горной вершины. И там, и там люди проходили школу жизни, проверяли себя и товарищей, преодолевали трудности, учились жить и работать в коллективе. Нобелевский лауреат Ж.И.Алферов, вспоминая о своем участии в строительстве Красноборской ГЭС в 1949 г., так ответил на вопрос «Что Вам дала стройка?»: «Более ясную, более четкую оценку людей, переоценку некоторых своих товарищей, с которыми до тех пор приходилось встречаться в институте». Об этом же говорят и  участники строительных отрядов 1960–1980-х гг. и нынешние студенты-строители.

Красноборская ГЭС

Место для строительства ГЭС находилось в селе Красный бор Лодейнопольского района Ленинградской области. В строительстве приняли участие более 1400 студентов ЛЭТИ. Из воспоминаний Анатолия Люботинского, руководителя штаба стройки: «Ритм строительства был обеспечен заранее. Штаб стройки уделил особое внимание подготовительному периоду. Был детально изучен и откорректирован проект. Определены объемы по каждому виду работ. Составлен четкий график. Малейшее отклонение от него рассматривалось как ЧП».

Вспоминает участник строительства Красноборской ГЭС, выпускник ЛЭТИ П. Долгопольский: «Чтобы перегородить русло реки 200-метровой плотиной, и двумя вырытыми каналами направить воды к зданию ГЭС, ребятам понадобилось овладеть добрым десятком профессий: мы становились землекопами и каталями, взрывниками и снабженцами, монтажниками и поварами, лесопильщиками и прорабами.

 

Строительство Красноборской ГЭС

 

Нулевой цикл на Красноборской ГЭС

На гидроузле приходилось иногда работать в 2 и в 3 смены, в болотистой почве, а то и прямо в воде. Нытиков было не найти — даже для «боевых листков», о чем сожалели внештатные фельетонисты.  Приходилось высмеивать приписанного прораба, который честно признавался, что „не поспевает распоряжаться за комсомольскими темпами“». Благодаря хорошо организованной подготовительной работе удалось всего за 3,5 месяца выполнить весь запланированный объем работ.

Из воспоминаний Лазаря Шидловича, в то время члена штаба строительства Красноборской ГЭС: «дело в том, что мы не помогали кому-то  в строительстве электростанции, мы не участвовали в строительстве. Мы за неполных три месяца построили гидроэлектростанцию и линии электропередач протяженностью в 47 км., при этом место стройки находилось в 70–80 км от  железной дороги, в глуши, окруженной бездорожьем. Наш генеральный подрядчик — „Сельэлектро“ был представлен всего 3 прорабами. Итак, трест «Сельэлектро» в Ленинграде, его прорабы в селе Красный бор и мы — группа студентов ЛЭТИ и Механического института (всего в  строительстве ГЭС приняло участие около 1000 студентов ЛЭТИ).

Буквально с первых дней был взят стремительный темп. Сначала в 2, а потом и в 3 смены кипит работа. Дождь, холод, слякоть — ничто не может нас остановить. Быстрей, быстрей, быстрей. В первый день стройки — нетронутый лес; в последний день — в руках Виктора Конончука, студента III курса 5-­го факультета, — светящаяся лампочка, «зажженная» от генератора построенной ГЭС.

Талантливым был весь коллектив. Именно это и  обусловило рекордный по многим критериям оценки результат: за неполные 3 месяца — 100 киловаттная гидростанция, 47 км линий электропередач, 19 трансформаторных подстанций. Это было сравнимо трудовому подвигу».

Впоследствии многие из участников строительства Красноборской ГЭС стали крупными учёными, руководителями промышленных предприятий и т.д. Ж. Алферов стал академиком АН СССР и РАН и Нобелевским лауреатом, Н. Комяк и И. Кривцов - руководителями крупных научно-производственных объединений, К. Александров - членкором АН СССР.

Порыв студентов ЛЭТИ, строителей Красноборской ГЭС был поддержан уже в 1950–1952 гг. В строительстве еще одной межколхозной ГЭС «Калининской» приняло участие свыше 1500 студентов ЛЭТИ.

Дневник строительства

Февраль-март 1949 г.

началась подготовительная работа по организации строительства.

11 апреля партком ЛЭТИ утвердил оргкомитет строительства ГЭС в составе 7 человек во главе с Анатолием Люботинским, студентом 4-го курса ЭТФ.

Май — принято решение о  выборе в  качестве объекта строительство Красноборской ГЭС в Лодейнопольском районе. В Красный Бор выезжает штаб.

Апрель–май —комплектование бригад и участков, подано более 800 заявлений.

Апрель–июнь—приобретение необходимого инвентаря и  инструмента.

Первые дни июня — технический руководитель стройки, студент­дипломник Виктор Степанов и его помощник студент Владимир Илларионов выезжают в Красный Бори для подготовки к строительству на месте.

2 июля — выезд отряда в Красный бор.

4 июля — первый день работ.

8 июля — пятый день работы. На участке № 6 в тяжелейших условиях (девонские глины, вода, плавуны) ведутся работы по рытью котлована под здание ГЭС. Никто не уходит с работы, не выполнив задания. На линейных участках копаются ямы под столбы.

14 июля. Завершено рытье котлована под здание ГЭС. Выбрано более 500 кубов тяжелейшего грунта. Начаты работы по укладке бутобетона. На канале под слоем торфа обнаружен участок болота, не зафиксированный изыскателями. Разворачиваются работы на головном сооружении. Ведется насыпка левобережной и центральной дамб.

На линейных участках устанавливаются и оснащаются опоры, собираются трансформаторные подстанции.

19 июля. На дамбах, деривационном канале, станционном узле половина работ уже выполнена.

22 июля. Бригады Руппо, Александрова, Зурилина, Кравцова, Каверкина и др., работающие на эстакадах, увеличивают темпы работ. За ночь на 22 июля бригада И. Каверкина дала 47 вагонеток. Андреев Я. на ремонте комплекса локомобиля и пилорамы отработал без перерыва 28 часов.

23 июля. В 12.00 заложен первый камень фундамента здания ГЭС.

25 июля. Перестроен график работ, окончание их предусматривается до 6 августа.

31 июля. Уложено 3 венца понурного ряжа. Завершаются работы по бетонированию котлована.

1 августа. Прошло общее собрание строителей. Ребята с 6-го участка заложили последний камень фундамента здания ГЭС.

5 сентября. 6 ч. 15 мин. Закончена временная перемычка на Ащинке. Вода пошла через водосброс. 2-я очередь стройки завершена на 2 дня раньше срока.

21–23 сентября. Аврал! Перемычка может выдержать напор воды 2–3 суток. Срочно надо поднять дамбу на 2,8 м. Работы идут круглосуточно. Угроза прорыва перемычки ликвидирована.

27 сентября. «Ударная группа» остается на стройке.

30 сентября. Завершается строительство канала, начата укладка трубопровода.

1 октября. Под проливным дождем и снегом работает сотня студентов. Осталось 1600–1700 кубометров земляных работ, необходимо закончить водонапорный бассейн, сварить трубопровод и завершить монтаж станции.

5 октября. Несмотря на то, что карьеры почти полностью оскудели, бригада выдает по 80 вагонеток тяжелейшего грунта.

12 октября. Закончены бетонные работы на водонапорном бассейне.

13 октября. Полностью окончена центральная дамба.

14 октября. Установлено щитовое устройство.

15 октября. 10.00 — закончена сварка напорного водопровода. 10.34 — вода пошла в деривационный канал. 16.34 — в руках Виктора Конунчука зажглась лампочка. Ток дан!

16 октября. Комсомольская конференция ЛЭТИ триумфально встретила победителей.

 

Целина

Призыв ЦКВЛКСМ помочь целинникам в уборке урожая был встречен в институте с энтузиазмом. Желающих оказалось больше, чем планировалось - отбирали лучших. Вручение комсомольской путевки приравнивалось к награде.

Из воспоминаний А. Чернявского, доцента СПбГЭТУ«ЛЭТИ»

«Летом 1956 г. 2000 студентов нашего города впервые прошествовали по Невскому проспекту: они ехали открывать новую страницу в истории комсомола и страны — „Большую целину“. Среди них был и отряд комсомольцев ЛЭТИ».

Август и сентябрь 1956 г. по праву вошли в историю вуза как месяцы замечательной целинной эпопеи студенчества. Рассказы о самоотверженном труде 200 комсомольцев института на полях зерносовхоза «Западный» Павлодарской области были опубликованы на страницах институтской  газеты «Электрик».

Из воспоминаний бригадира 4 бригады Юрия Таирова: «На собрании решили: мы приехали на целину всего на 2 месяца, будем работать так, чтобы после нашего отъезда нас не забыли. Приехав, увидели два вагончика, в которых жила бригада целинников из 10 человек. Один дом для них мы построили целиком, другой достроили. Была смонтирована маленькая электростанция, построены кухня, погреб».

 

Студенты-лэтишники на целине

В совхозе «Ленинградский» было запланировано поднять 18 тыс. га. За лето было освоена 21 тыс. га целинных земель. Люди работали по 20 часов в сутки, жили в палатках, но задание старались превысить.

ЛЭТИ — целинная

(Песня первой бригады целинного отряда 1956 г.
слова и музыка С. Ломагина) 

Когда мы сессию сдавали,
Все мысли были лишь о ней,
И думал кто­нибудь едва ли
Хлеб убирать на целине.
Но вот уж в ватниках, бушлатах,
Поем мы ночи напролет.
Пускай в вагоне тесновато —
С друзьями ехать можно год.

 

Наш адрес не дом и не улица…

Во второй половине ХХ в. каждый второй выпускник ЛЭТИ участвовал в студенческих стройках. А  ветераны ССО с гордостью носили по 5–6 значков с мастерком. Надписи на значках «Целина», «Энергия», «Сибирь», «Ладога», «Коми», «Приморье» отражали широкую географию строек. Профиль работ был необычайно широк: от  жилищного и промышленно­гражданского строительства до линий электропередач и железных дорог.

Студенческие отряды ЛЭТИ всегда отличались богатыми традициями, товарищеской атмосферой, яркими отрядными праздниками. И эта самобытность выделяла ССО лэтишников не только в городе, но и в стране. Недаром многие из выпускников ЛЭТИ до сих пор помнят и чтут традиции ССО.

Студентам нынешнего поколения, возможно, трудно понять, что двигало их сверстниками в прошлом веке, когда летнему отдыху на курорте они предпочитали работу в студенческом отряде. Работу тяжелую, а иногда и опасную, вдалеке от дома, в отсутствие бытового комфорта и благ цивилизации. Добровольность была основным принципом формирования ССО. Право попасть в хороший отряд надо было заслужить: конкурс был почти такой же, как и при поступлении в институт.

По мере того, как студенческое строительное движение в стране приобретало массовый характер, расширялась и география третьего трудового семестра. Росло и число студентов ЛЭТИ, становившихся бойцами ССО.

В 1960-ые гг. ССО приобрели ту организационную форму: была создана союзная и региональная инфраструктура, планирование деятельности отрядов, появилась единая символика ССО, система праздников и многое другое. В 1966 г. в Ленинграде создается Объединенный штаб студенческих строительных отрядов. Выстраивается и структура управления этим движением на уровне районов и в самих учебных заведениях. В ЛЭТИ создается Штаб студенческих отрядов. В 1967 г. был создан студенческий отряд Ленинградской области из 3,5 тыс. человек. Наиболее заметные события из жизни ССО ЛЭТИ в 1960-1970-х гг.:

1967–1969 гг. Архангельская область, отряд «Энергия» ведет строительство линии электропередач, перекрыты принятые нормы для квалифицированных рабочих. И в эти же годы — ССО «Ак­Кистау» строит железную дорогу Гурьев — Астрахань. «Пятикратный» целинник Саша Казаков с гордостью говорил: «Трасса, тепловозы, мчащиеся по ней, — и все это мы. Фантастика!»

В 1967 г. создан районный отряд «Ладога», бойцы которого работали на стройках Лениградской области.

С 1970 г. студенческие отряды ЛЭТИ каждое лето участвуют в строительстве объектов Лужского района Ленинградской области.

1970–1971 гг. стройки в сопках Приморского края, в порту Находка.

В 1972 г. студенты ЛЭТИ впервые выехали для работы в Коми АССР, где с 1972 г. по 1977 г. работало свыше 3,5 тыс. студентов. Район Сыктывкар-Ухта-Сосногорск становится «зоной ЛЭТИ» на целое десятилетие.

В 1972 г. 500 студентов ЛЭТИ — бойцы ударной комсомольской стройки Байнеу- Кунград в Казахстане.

В 1973 г. состоялся первый выезд ССО ЛЭТИ на родину космонавта «номер один» Юрия Гагарина. «Гжатск стал нашей ударной стройкой»

1975 г. - отряд ЛЭТИ работает на БАМе.

1975–1980 гг. Студенты ЛЭТИ трудятся на строительстве Ленинградского дворца молодежи и других городских объектах. Появились первые отряды, получившие название «вузстрой», для строительства вузовских объектов.

Именно в эти годы выпускник ФАВТ ЛЭТИ 1978 года Владимир Абарбанель сочинил песню, ставшую Гимном ССО ЛЭТИ.

 

Схема строек ЛЭТИ

Строчки из Гимна ССО ЛЭТИ  (автор Владимир Абарбанель, 1973 г.):

Нам не знать покоя –
Жизнь не много стоит,
Если ты не строил,
А сидел в тепле.
Петь и делать дело,
Чтоб спина болела,
Чтобы вновь хотелось
Жить на этой земле.

1980­-е можно считать годами расцвета студенческого строительного движения в ЛЭТИ. К уже привычным маршрутам отрядов добавилась Сибирь:

1981–1982 гг. Усть­Илимск  
Жизнь не много стоит,
Если ты не строил,
А сидел в тепле.
Петь и делать дело,
Чтоб спина болела,
Чтобы вновь хотелось
Жить на этой земле.

1980

1981–

1983 г. Новый Уренгой.

Интересно и следующее обстоятельство: «электротехнические умы» наших студентов, аспирантов и  преподавателей ухитрялись строить объекты с любой спецификой и любой степени сложности: линии электропередач, взлетные полосы аэродромов, жилые дома, лесобиржы, мосты и тоннели — всего не перечислить. Во многих отрядах мастерами были лэтишники, а не представители строительных вузов.

В эти годы сводный строительный отряд ЛЭТИ достиг максимальной численности. В институте ежегодно формировалось 3 зональных строительных отряда: ЗСО «Петроградский», ЗСО «Ладога», ЗСО «Приморский», работают отряды проводников «Стрела». В 1983 г. 3 зональ­ных отряда, которые формировал вуз, завоевывали первые места и переходящие Красные знамена в Ленинграде, Ленинградской области и КОМИ АССР, а также первое место в социалистическом соревновании между вузами Ленинграда.

За всю историю деятельности ССО в ЛЭТИ более 500 студентов были удостоены правительственных наград.

 

Перестройка

Но как обычно бывает, за подъемом следует спад. Наступила перестройка. Комсомол перестает быть организационной основой ССО. В середине 1990-х гг. студенческое строительное движение приходит в упадок. Организационный принцип ведения народного хозяйства, который был в советские времена, рушится на глазах. Плановое хозяйство и комсомол уходят в историю, а с ними и ССО перестают существовать.

Студенческие штабы вузов пытаются самостоятельно трудоустраивать оставшиеся отряды. Но это удается все реже и реже.

После «перестроечной шокотерапии» студенческое строительное движение в питерских вузах стало возрождаться. Электротехнический университет «ЛЭТИ» стал одним из застрельщиков этого ренессанса, а его студенческий профком — одним из учредителей городского штаба студенческих строительных отрядов.

Появились новые для ЛЭТИ студенческие отряды — педагогические. Наряду с известными строительными отрядами «Сириус», «Гран» и «Отро» работают педагогические отряды «Корчагинцы» и «Мишки». «Строители» работают на различных строительных объектах Сургута, Мегиона, Воркуты. Каждый отряд выполняет плановые объемы работ в соответствии с договором, получает соответствующий фонд заработной платы и делит его между бойцами в соответствии с коэффициентом трудового участия.

Строительные отряды обладают богатыми традициями, которые связывают студентов многих поколений. Например, ССО «Отро» существует 14 лет. Вехами трудового пути отряда стали Сургут, Мегион, Воркута, Чинья­ Ворык, Дальний Восток. Отряд побывал также в ныне уже не существующем городе Хальмер­Ю.

Отрядам «Сириус» и «Гран» уже за тридцать. «Сириусята» побывали в Казахстане, Коми, в Ленинградской и Тюменской областях, поработали в Воркуте.

ССО «Гран» образован в 1972 г. Строил все и везде: от Камчатки до Мурманска. Прошедшим школу этих стройотрядов уже давно «и море по колено, и горы по плечо». Они больны прекрасной болезнью, которая называется «романтика студенческих строек». Они свято чтут замечательные традиции отрядов и твердо знают, что их студенческая юность состоялась.

Как приятно оставить о себе память надписью не «Здесь был Вася», а «Питер, ССО ЛЭТИ».

 

Хроника памятных лет

В 1929 г. комсомол ЛЭТИ борется за досрочную передачу промышленности всего состава пятикурсников — 500 молодых проводников в жизнь ленинского плана электрификации страны.

В 1930 г. в ЛЭТИ было создано Рабочее Общество смычки с деревней (РОС). Бригада в составе 10 комсомольцев помогает организовывать колхозы в одном из районов нашей области.

1933 г. РОС уже насчитывает 500 комсомольцев института.

1943 г. На станции Янги­Юль (Узбекистан) студенты­ института работают на стро­ительстве гидроэлектро­станции.

1944 г. Комсомольцы строят Склырскую ГЭС (Средняя Азия). За лето комитет ВЛКСМ четыре раза посылал комсомольцев на уборку хлопка.

1944 г. В комитете ВЛКСМ создан производственно­восстановительный сектор. Комсомольцы работали не только на территории института, но и  на восстановлении  Дворца пионеров, стадиона «Медик», студенческого общежития по Кировскому пр., 67, на закладке Приморского парка Победы и сквера на пл. Революции.

1949 г. В строительстве Красноборской ГЭС участвовало более 1400 комсомольцев института.

1950–1958 гг. Студенты ЛЭТИ строят Калининскую ГЭС, работают в колхозах.

1956 г. Работа на целине и мелиорации. Участвуют 2000 человек. Заработали 1 млн 250 тыс. рублей.

В 1955–1958 гг. Наши студенты­ провели большие вспомогательные работы по строительству нового учебного корпуса и  перебазировке хозяйственного и учебного инвентаря кафедр и мастерских, по благоустройству территории института на площади свыше 12 тыс. кв. метров и оборудованию спортплощадок.

За три года комсомольцы ЛЭТИ отработали свыше 48 тыс. человеко­-часов, выполнив работы на сумму 100 тыс. рублей.

1956–1958 гг. Уборка целинного урожая в зерносовхозе «Западный», участвовало около 1000 студентов.

1959–1960 гг. 1200 студентов работало на прокладке электролиний в Лужском, Подпорожском и Тихвинском районах Ленобласти, на строительстве гостиницы «Дружба» и здания телецентра в Ленинграде.

1962–1968 гг. 3130 студентов участвовало в стройках колхозов и совхозов на целине и в Ленобласти.

1963–1964 гг. Строили химкомбинат «Фосфорит», 1390 человек. В этот же период строили железные дороги Гурьев–Астрахань, Ачинск–Абалаково, тянули ЛЭП в Карелии, Ленинградской и Новгородской областях.

Начало 1970-­хгг. Строительство промышленных и гражданских объектов Лужской области.

1970 г. Более 3000 студентов трудилось на строительных объектах страны, в том числе:

- 1000 чел. в Лужском районе Ленобласти (РССО «Ладога»);

 - 450 чел. в Гурьевской области, строительство железной дороги Гурьев­Астрахань (РССО «Гурьев»);

 - 300 чел. — Приморский край, Находка;

 - 280 чел. — Ленобласть и  Ленинград;

- 200 чел. — Псковская область, отряд «Энергия», строительство промышленных объектов;

- 100 чел. — Ульяновск, строительство промышленных объектов;

- 50 чел. — Киргизия, ликвидация последствий землетрясения.

- 1971–1972 гг. 5000 чел. К традиционной «географии строек» добавились КОМИ АСС (450) и Молдавия (150).

1972 г. 1-­й интернациональный студенческий отряд в КОМИ АССР г. Ухта.

С 1972–1977 гг. В КОМИ АССР выезжало более 3,5 тыс. студентов ЛЭТИ.

1973 г. Первый раз отряд ЛЭТИ в г. Гагарин.

1975 г. Комсомольская организация ЛЭТИ стала победителем в соцсоревновании среди вузов Ленинграда по итогам III трудового семестра. 2 районных отряда завоевали первые места: РССО «Лужский» (командир В. Бич) и РССО «Ладога» (командир А. Викторов). Комсомол ЛЭТИ был награжден переходящим Красным знаменем Ленинградского обкома и горкома ВЛКСМ.

1976–1978 гг. В  III трудовом семестре участвуют более 4500 тыс. студентов ЛЭТИ. Лужский район Ленобласти, КОМИ АССР, Тосненский район, Олимпийские объекты Ленинграда, г. Гагарин - места дислокации наших отрядов.

С 1965–1978 гг. ССО ЛЭТИ освоили более 49 млн рублей капиталовложений.

1981–1982 гг. 2700 студентов работало летом на стройках Ленобласти и КОМИ АССР, Казахстана и Усть­Ильинска, в г. Гагарин.

1983 г. ЛЭТИ формирует 2 районных и 1 зональный студенческий отряд. По итогам III трудового семестра решением ОК ВЛКСМ ЛЭТИ присуждено 1 место в смотре на лучшую организацию деятельности строительных отрядов.







Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=5861