Международные обязательства России в сфере энергетической безопасности и роль ГД
Дата: 28/08/2006
Тема: Энергетическая безопасность


В.А.Язев, председатель Комитета по энергетике, транспорту и связи Государственной Думы РФ

Энергетический комплекс выступает одним из гарантов глобальной стабильности и развития. Возрастает значение устойчивости энергообеспечения с точки зрения длительной перспективы. Мировая энергосистема приобретает сегодня новое качество - усиливается тенденция к региональной и международной интеграции.

С этими процессами объективно связано формирование системы взаимных долгосрочных обязательств в области энергетики и использования ресурсов.

При этом система договоренностей не должна ограничиваться исключительно уровнем развитых стран. Она должна предусматривать гарантии устойчивого развития всех элементов мировой экономической системы.

Еще одно измерение проблемы связано с распространением современных технологий, повышением стандартов энергоэффективности и ресурсосбережения. Наша ответственность должна распространяться за пределы сегодняшнего дня и быть обращенной в будущее.

Россия объективно занимает одну из ключевых позиций в мировой энергетике. Этому способствуют крупнейшие в мире запасы газа, существенные – нефти, соответственно, первое и второе место в мире по экспорту этих ресурсов, развитая транспортная инфраструктура.

Наряду с этим следует назвать обладание современными технологиями, мощным научным и производственным потенциалом, огромным опытом и потенциалом в ядерной энергетике.

Эти факторы позволяют нашей стране взять на себя значительные обязательства в сфере обеспечения глобальной энергетической безопасности, что будет отражением общего курса на выстраивание долгосрочных партнерских отношений в группе развитых стран. В этом видится один из принципов нашей внешней политики, обеспечивающий России репутацию надежного партнера в мировых делах.

Зонами российской энергетической ответственности уже сейчас являются СНГ и Европа. Прежде всего, это касается газовой сферы. Поскольку роль газа в обозримом будущем существенно вырастет, оформление отношений в этой сфере становятся принципиальными с точки зрения обеспечения энергобезопасности евразийского пространства.

Чрезвычайно важно создать механизм консультаций для государств восьмерки по вопросам функционирования глобального газового рынка.

Кроме того, было бы целесообразно организовать многостороннее инвестиционное, производственное и технологическое сотрудничество при освоении перспективных месторождений в нефтегазоносных регионах. Также необходимо развитие международной кооперации при реализации проектов по расширению транспортной инфраструктуры, ориентированных на диверсификацию экспортных потоков и развитие рынков. В качестве примеров таких проектов могут быть названы строительство Северо-Европейского Газопровода и нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан».

Не менее важна кооперация и в сфере электроэнергетики. Создание объединенных электроэнергетических систем России, стран СНГ и ЕС, включающих национальные и региональные энергосистемы, позволит сформировать трансконтинентальное объединение, способное обеспечивать электроэнергией около 700 миллионов потребителей. В дальнейшем возможно создание единого конкурентного рынка электроэнергии, для чего необходимы не только дальнейшая либерализация отечественной электроэнергетики, но и унификация правил функционирования электроэнергетических рынков России, стран СНГ и ЕС.

В сфере ядерной энергетики Россия также может взять на себя ряд международных обязательств, связанных с переработкой и обогащением ядерного топлива, строительством и модернизацией энергетических объектов.

Во-первых, Россия может сыграть ключевую роль в создании нового поколения атомной энергетики, имеющей высокую степень технологической защиты ядерного топлива, на основе замкнутых топливных циклов с использованием высокорадиоактивных материалов, автоматических и дистанционных технологий при изготовлении ядерного топлива.

Данная инициатива была выдвинута Президентом Российской Федерации В.В. Путиным на встрече лидеров государств "группы восьми" в 2000 году. Россия разработала соответствующие технологии применительно к реакторам на быстрых нейтронах. Правительством Российской Федерации по инициативе Государственной Думы принято решение возобновить строительство блока БН-800 Белоярской АЭС, на котором возможно продемонстрировать реальность такого подхода. В дальнейшем такого рода замкнутые топливные циклы могут поставляться за рубеж для использования в новом поколении атомных станций.

В целях повышения эффективности контроля в области международных перевозок свежего ядерного топлива и снижения риска несанкционированного доступа к этим материалам Россия может выступить со следующими инициативами:

– организация международной системы обращения с облученным ядерным топливом при использовании международных хранилищ с возможностью извлечения ОЯТ для дальнейшего использования или захоронения.

– организация системы лизинга ядерных топливных материалов, когда приобретение топлива для ядерных реакторов сопровождается обязательным условием возврата облученного ядерного топлива стране - изготовителю. Подобный подход поддержан руководством МАГАТЭ.

– организация системы лизинга атомных электростанций на основе энергоблоков мобильного базирования.

Реализация масштабной программы сотрудничества потребует продолжения усилий по модернизации российского топливно-энергетического комплекса. Помимо экономического и собственно технологического аспектов, здесь чрезвычайно важен аспект законодательный. Необходимо четкое современное законодательное регулирование всей энергетической отрасли, нормативное обеспечение процессов либерализации в ТЭК.

Государственная Дума уже предпринимает ряд шагов в этом направлении. Продолжается работа над законодательным обеспечением реформы единой энергетической системы. Одна из ключевых проблем - гарантии надежности энергоснабжения, для появления которых нужны: программа модернизации объектов генерации, сетевого хозяйства и систем управления, новая система технических регламентов. Стратегическая задача в этой сфере – принятие законов, позволяющих государству остаться эффективным регулятором при полном переходе к рынку электроэнергии.

Одной из важнейших задач в контексте принятия международных обязательств в сфере энергетической безопасности является продолжение модернизации газового сектора. Здесь есть очевидные успехи. Завершен процесс либерализации рынка акций Газпрома. Это незамедлительно отразилось на инвестиционной привлекательности компании и всей газовой отрасли.

Что касается создания собственно рынка газа: только реальная и справедливая стоимость газа внутри страны позволит обеспечить устойчивое функционирование отрасли, разработку новых месторождений, развитие транспортной инфраструктуры, привлечение современных технологий. Поиск оптимального механизма – одна из важнейших тем, обсуждение которой идет в Государственной Думе.

Кстати, отмечу качественные сдвиги в решении еще одного принципиального вопроса. Я имею в виду законопроект «О магистральном трубопроводном транспорте». В этом году мы значительно активизировали усилия по его доработке. Это – фундаментальный закон, регламентирующий все аспекты деятельности трубопроводного транспорта. Его значение для надежности функционирования транспортной инфраструктуры трудно переоценить.

В свете стоящих перед всем мировым сообществом задач обеспечения энергетической безопасности важное значение имеет вопрос об эффективности и рациональном использовании природных ресурсов. Энергопотребление растет, а органические энергетические ресурсы не бесконечны, и в скором будущем нас неизбежно ждет рост ресурсных ограничений. Требование эффективного и осмысленного использования нефти и газа, применения современных технологий их добычи и переработки должны стать обязательным условием для работы всех компаний, что должно быть отражено и в законодательстве России и других стран.

И, наконец, атомная энергетика. Законы, регулирующие ее деятельность, во многом отстают от потребностей текущего этапа. Это сдерживают реформирование отрасли, не даёт привлекать в эту сферу необходимые частные инвестиции. Использование механизмов государственно-частного партнерства позволит качественно провести модернизацию атомной энергетики, сделать ее эффективной, экономически привлекательной и безопасной.

Год назад Россия присоединилась к странам, подписавшим Венскую Конвенцию о гражданской ответственности за ядерный ущерб. Сейчас необходимо привести наше законодательство в соответствие с ней.

С учетом обозначенной перспективы создания международной системы взаимных обязательств в сфере энергетической безопасности важное значение приобретает задача гармонизации национальных правовых норм и практики регулирования в области энергетики.

Встречи руководителей парламентов стран "группы восьми" уже приобрели регулярный характер. Очевидно, что необходимо продолжение и развитие межпарламентского взаимодействия в рамках "восьмерки" в целях совершенствования и унификации законодательств стран-участниц по ряду направлений.

Хорошей формой такого взаимодействия мог бы стать Консультативный Совет, дающий возможность обсуждения и согласования законодательных актов наших стран для обеспечения эффективного сотрудничества в области рационального использования ресурсов и обеспечения гарантий в сфере энергетической безопасности.

Журнал «Атомная стратегия» № 24, август 2006 г.





Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=604