Обращение к президенту по поводу импортозамещения в закупках ГК «Росатом»
Дата: 06/08/2015
Тема: Нормы и право


22 июля 2015 года Акционерное общество Нижегородская инжиниринговая компания  «Атомэнергопроект» (АО «НИАЭП») разместило на сайте www.zakupki.gov.ru извещение № 31502593183 (срок окончания подачи заявок – 20 августа 2015г.)  и документацию на проведение открытого одноэтапного запроса предложений в электронной  форме без квалификационного отбора  на право заключения договора на изготовление и поставку дизель-генераторных установок для энергоблоков №№1,2 Курской АЭС-2 мощностью 6,3 МВт по начальной (максимальной) цене договора 2 139 215 906 рублей (См. http://zakupki.gov.ru/223/purchase/public/purchase/info/common-info.html?noticeId=2644717&epz=true )


Закупочная документация данной закупки содержит искусственно созданный технический и  стоимостной барьер для подачи заявок для участия в закупке отечественным производителям, в т.ч. таким, как ОАО «Коломенский завод» г. Коломна, на котором благодаря выполнению Федеральной целевой программы созданы промышленные образцы дизелей нового поколения, в том числе предназначенных для АЭС мощностью 6,3 МВт.

30 июня 2015 года вступил в действие  Федеральный закон №488-ФЗ от 31.12.2014 года «О промышленной политике в Российской Федерации», которым определены меры стимулирования производства промышленной продукции на территории РФ, осуществляемые при проведении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Законом №44-ФЗ и осуществлении закупок в соответствии с Законом №223-ФЗ.

Так, при осуществлении закупок устанавливается приоритет промышленной продукции, произведенной на территории РФ, на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ, перед промышленной продукцией, произведенной на территории иностранных государств.

Приоритет промышленной продукции обеспечивается посредством установления:

1)      условий, запретов и ограничений допуска товаров, происходящих из иностранных государств, в соответствии с Законом №44-ФЗ;

2)      приоритета товаров российского происхождения по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, в соответствии с Законом №223-ФЗ.

Правительство РФ вправе устанавливать требования по включению в контракты, заключаемые при осуществлении закупок по №44-ФЗ и Закону №223-ФЗ, дополнительных условий по обеспечению развития отечественного производства промышленной продукции.

Однако АО «НИАЭП», АО «Атомкомплект», АО «Дирекция единого заказа оборудования для АЭС» входящие в Государственную корпорацию «Росатом» до настоящего времени продолжают организовывать и проводить закупки дизель-генераторные установки для АЭС, на у иностранных производителей, в т.ч. таких, как Хорватская организация изготовитель ДГУ – ADRIADIESEL d.d. http://www.adriadiesel.hr/en/home-page.html    (осуществлены и планируются поставки на Ростовскую, Курскую, Ленинградскую АЭС). Но данное оборудование является далеко не самым качественным и надежным.

Так, в решении Арбитражного суда г. Москвы  от 13 февраля 2014 г. по делу № А40-101323/2012 по иску Открытого акционерного общества «Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях» (ОГРН 5087746119951, ИНН 7721632827, адрес места нахождения 109507, г. Москва, ул. Ферганская, 25) к Закрытому акционерному обществу Научно-производственный комплекс «АтомТехноПром» (ОГРН 1037739260701, ИНН 7706202989, адрес места нахождения 109180, г. Москва, пер. Старомонетный, 26) с участием третьего лица: ADRIADIESEL d.d. (Адриадизель, Хорватия) было установлено, что:

«Предметом поставки является одна Дизель-генераторная установка (далее - ДГУ) производства фирмы «ADRIADIESEL d.d.», Хорватия. Поставка состоит из следующих основных узлов и элементов: Мотор ЗУЛЬЦЕР 40/48 в сборе с фундаментными плитами; Генератор в комплекте; Система автоматизированного управления ДГУ, включающая систему возбуждения и 1 рабочее место оператора; Вспомогательное оборудование ДГУ; Запасные и быстроизнашивающиеся части (ЗИП) ДГУ на гарантийный период эксплуатации. Общая стоимость поставки по договору с учетом дополнительного соглашения № 3 от 28.12.2010 составляет 137 939 013 рублей 00 копеек. В цену договора не входят следующие работы, которые могут быть выполнены за отдельную стоимость и по отдельным договорам: комплексные испытания оборудования на площадке грузополучателя; шефмонтаж; обучение персонала (п. 3.1, п. 3.3 договора). Поставляемое по настоящему договору оборудование должно соответствовать требованиям РД ЭО 0052-00 «Дизель-генераторные установки атомных станций. Общие технические требования» от 26.04.2001

В отчете о расследовании нарушения в работе ДГУ 2-го канала САЭ энергоблока № 5 отражено, что повреждение внутренней рабочей поверхности расточки под ведущую шестерню насоса смазочного масла, а также сколы на кромке отверстия посадки подшипника привели к попаданию в масло мелкодисперсных частичек чугуна, которые не задерживались полностью фильтрами очистки масла. Наличие в смазочном масле мелкодисперсных частичек чугуна привело к повреждению коренных подшипников и разрушению подшипника шатунной шейки коленчатого вала 2-го правого цилиндра.

При этом в отчете указано, что окончательную причину повреждения корпуса насоса смазочного масла и разрушения шатунной шейки коленчатого вала 2-го правого цилиндра можно установить только после полной разборки дизеля, проведением замеров поврежденных элементов, определением свойств металла поврежденных зон и сравнения их с контрольными замерами, выполненными после ремонта дизеля на заводе-изготовителе.

В связи с этим истцом были заключены договоры на выполнение работ и оказание услуг, связанных с устранением недостатков оборудования ненадлежащего качества (расходы), а также договоры, связанные с исполнением обязательств истца в целях обеспечения поддержания эксплуатационного режима энергоблока № 5 Нововоронежской АЭС (убытки)
».

Также со слов представителей АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА НИЖЕГОРОДСКАЯ ИНЖИНИРИНГОВАЯ КОМПАНИЯ «АТОМЭНЕРГОПРОЕКТ», подписавших Решение №РСТАЭС4-638К(3,4)-2014/1 от апреля 2015 года о необходимости и порядке закупки оборудования ДГУ для восстановления комплектности ДГУ 2-го канала системы безопасности 4GW01 энергоблока №4 Ростовской АЭС (взамен ранее разукомплектованного ДГУ ранее поставленного ADRIADIESEL d.d. (Адриадизель, Хорватия), необходимость такой закупки возникла по причине брака и (или) неисправности ранее поставленной ДГУ на энергоблок №3 Ростовской АЭС.

Многочисленные обращения эксперта проекта «ЗА честные закупки» Общероссийского общественного движения «НАРОДНЫЙ ФРОНТ «ЗА РОССИЮ» в ГК «Росатом» и организации проводящие закупки ДГУ для АЭС не увенчались успехом. Руководство АО «НИАЭП», АО «Атомкомплект», АО «Дирекция единого заказа оборудования для АЭС» умело отмахнулось от требований эксперта внести изменение в закупочную документацию для установления запрета на закупку импортного оборудования, заменив его отечественным: например продукцией завода АО «Дизель-Энерго» или АО «Коломенский завод».

Между тем, в соответствии с пунктом 4 статьи 2 федерального закона №488-ФЗ от 31.12.2014 года «О промышленной политике в Российской Федерации», задачами промышленной политики в России является и стимулирование субъектов деятельности в сфере промышленности рационально и эффективно использовать материальные, финансовые, трудовые и природные ресурсы, обеспечивать повышение производительности труда, внедрение импортозамещающих, ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий, снижение риска чрезвычайных ситуаций техногенного характера на объектах промышленной инфраструктуры.

В статье 5 федерального закона №488-ФЗ от 31.12.2014 года «О промышленной политике в Российской Федерации», указано, что «Полномочия Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» в области формирования и реализации промышленной политики определяются законодательством в области использования атомной энергии и настоящим Федеральным законом».

В статье 5 федерального закона №488-ФЗ от 31.12.2014 года «О промышленной политике в Российской Федерации», указано, что стимулирование деятельности в сфере промышленности осуществляется путем предоставления ее субъектам финансовой, информационно-консультационной поддержки, поддержки осуществляемой ими научно-технической деятельности и инновационной деятельности в сфере промышленности, поддержки развития их кадрового потенциала, осуществляемой ими внешнеэкономической деятельности, предоставления государственных и муниципальных преференций, иных мер поддержки, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

В статье 9 федерального закона №488-ФЗ от 31.12.2014 года «О промышленной политике в Российской Федерации», указано, что поддержка научно-технической деятельности и инновационной деятельности при осуществлении промышленной политики может осуществляться органами государственной власти и органами местного самоуправления путем: стимулирования спроса на инновационную продукцию, в том числе посредством нормирования в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.

В соответствии со статьёй 18 федерального закона №488-ФЗ от 31.12.2014 года «О промышленной политике в Российской Федерации» установлено, что:

1. При осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, указанных в Федеральном законе от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", устанавливается приоритет промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, перед промышленной продукцией, произведенной на территориях иностранных государств.

2. Приоритет промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, перед промышленной продукцией, произведенной на территориях иностранных государств, обеспечивается в случаях, не противоречащих международным договорам Российской Федерации, посредством установления:
1) условий, запретов и ограничений допуска товаров, происходящих из иностранных государств или группы иностранных государств, в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
2) приоритета товаров российского происхождения по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

3. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать требования по включению в контракты, заключаемые при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд или закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, указанных в Федеральном законе от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», дополнительных условий по обеспечению развития производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации или внедрению в производство промышленной продукции на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации новых технологий.

Стимулирование деятельности в сфере промышленности осуществляется путем предоставления ее субъектам финансовой, информационно-консультационной поддержки, поддержки осуществляемой ими научно-технической деятельности и инновационной деятельности в сфере промышленности, поддержки развития их кадрового потенциала, осуществляемой ими внешнеэкономической деятельности, предоставления государственных и муниципальных преференций, иных мер поддержки, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований».

В соответствии  с пунктом 1 части 8 статьи 3 Федерального закона РФ от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Правительство Российской Федерации вправе установить приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.

Соответствующий правовой акт Правительства Российской Федерации до настоящего времени не принят!

Учитывая изложенное, прошу Вас инициировать разработку и принятие Правительством Российской Федерации соответствующего правового акта, устанавливающего требования по включению в контракты ГК «Росатом», заключаемые при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд или закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, указанных в Федеральном законе от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», дополнительных условий по обеспечению развития производства промышленной продукции (в т.ч. ДГУ для АЭС) на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации или внедрению в производство промышленной продукции на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации новых технологий и рекомендовать  ГК «Росатом», в т.ч. АО «НИАЭП», АО «Атомкомплект», АО «Дирекция единого заказа оборудования для АЭС» отменить все текущие закупки ДГУ для АЭС ( в т.ч. закупку №31502287796 от 22 апреля 2015 срок подачи заявок по которой истекает 07 августа 2015г. См. http://zakupki.gov.ru/223/purchase/public/purchase/info/common-info.html?noticeId=2327940&epz=true ), а если это невозможно, то  внести изменения в их закупочную документацию для обеспечения возможности заключить контракты на закупку ДГУ для АЭС у российских производителей, в т.ч. таких, как АО «Коломенсткий завод» и др.
Также прошу рассмотреть возможность издания аналогичного правового акта  по другим закупкам ГК «Росатом» и закупкам  других госкорпораций. Неужели такая великая и могучая страна, как Россия не в силах самостоятельно производить всю продукцию для АЭС?


Приложение: копия письма АО «Коломенский завод» (имеется в редакции)



С уважением, эксперт проекта «ЗА честные закупки» Общероссийского общественного движения «НАРОДНЫЙ ФРОНТ «ЗА РОССИЮ» Кулаков А.В.

04 августа 2015 года          


PS. Обращение направлено также Председателю Правительства Российской Федерации Д.А.Медведеву, Председателю наблюдательного совета Государственной корпорации по атомной энергетике «Росатом», постоянному члену  Совета безопасности России Б.В.Грызлову, Заместителю председателя Комитета Государственной Думы РФ по безопасности и противодействию коррупции, Депутату Государственной Думы РФ А.Е.Хинштейну.
     






Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=6170