Университет последовательно открывает как можно больше информации о своей жизни: приемы ректора, проректоров, заседания ученых советов, комиссий и т.д. Чем более открыто образование, тем более оно востребовано.
Темы дипломных работ определяются работодателями. Исключения есть для тех студентов, которые своей историей обучения, качеством обучения заслужил право на самостоятельный выбор темы.
Выдача дипломов не должна быть гарантией приема на работу. Всеми своими действиями программа «Открытый университет» подталкивает к этому решению.
Рецензию на дипломную работу могут написать все, кто угодно. Для всеобщего сведения работа появляется на сайте вуза, когда студент захочет её выставить. Но за определенное время до защиты она уже должна быть выставлена на сайте в окончательном варианте. Пока она выставляется, каждый мог высказать свои замечания, предложения, чтобы студент мог ими воспользоваться.
По результатам защиты появляется результирующая оценка. Вместе с МГУ мы имеем право выдавать собственные по формату дипломы, в которых будем указывать, кто определил тему, кто был членами госкомиссии. Также в дипломе будет ссылка на сайт СПбГУ, где можно ознакомиться с самой работой, с отзывами на неё, и посмотреть, как проходила защита. Все защиты будут архивироваться на сайте СПбГУ. Поэтому история жизни студента не заканчивается с защитой диплома, а будет продолжаться всегда, потому что к этой информации имеется свободный доступ. Программа «Открытый университет» и предложенная эффективная модель дают возможность объективно оценить знания студента, качество работы вуза, качество работы преподавателей.
Более подробно совместный проект СПбГУ и Рособрнадзора «Востребованное образование и модель объективной оценки студентов» представил И.И. Засурский.
Одной из целей проекта является доступность всех учебных квалификационных работ студента в сети Интернет на основе свободных рецензий и защите прав автора. Университет принял решение публиковать все дипломные работы студентов на сайте СПбГУ. Это позволит привлечь внимание работодателей к лучшим дипломам, создать систему комплексного трудоустройства, ориентированного на потребности работодателя, закрепить на законодательном уровне обязанность вузов публиковать дипломные работы. На внедрение данной системы потребуется от 2 до 3 лет.
В СССР существовала модель распределения выпускников вузов. Сейчас внедрить её невозможно, потому что не возможно вернуть 7-летний цикл, когда организации за 7 лет сообщали о своих потребностях в специалистах. В современном высшем образовании таких горизонтов планирования просто нет.
Лучшая модель, из тех, что мы имеем сегодня это конкурсное трудоустройство. Публикуя свою дипломную работу, студент возлагает на себя ответственность за её качество. При этом приобретаются знания принципов научной коммуникации. Будущему специалисту придется научиться оформлять ссылки, находить источники, решать, стоит ли предварительно кому-то показать свою работу перед тем, как её сдавать. Таким образом, постепенно начинает повышаться качество дипломных работ. Ознакомление с опубликованными дипломными работами дает возможность обеспечить трудоустройство выпускника вуза по конкретной, а не продекларированной специальности. Такая информация позволяет работодателю понять, что данный молодой специалист знает конкретную тему, и его не придется переучивать после приема на работу. Сразу после приема на работу, без всякой паузы он сможет приступить к своим обязанностям. Молодой специалист уже готов, потому что во время учебы он знал, какую работу он хочет. Эту тему он проработал в дипломе и доказал, что лучше многих специалистов понимает эту проблему. При этом выпускник молодой, и поэтому ещё не очень дорогой специалист.
Для вуза такой подход обеспечивает систематизацию подготовки дипломных работ, участие в создание открытой базы знаний. Для работодателя – это сокращение издержек на поиск талантов, рекрутинг самых мотивированных подготовленных специалистов.
Что произойдет с вузами, которые не примут участие в этой программе? Приказ об изменении системы аттестации, принятый Минобрнауки, с 2016 г. коснется всех вузов. Студенты, которые в этом учебном году будут писать дипломы во всех вузах, столкнуться с ситуацией, которой не было никогда раньше. Все дипломы будут сохранены в электронных библиотечных системах. И все они будут проверены. За год в РФ защищается примерно 100 тыс. дипломов.
Если вузы не смогут донести до студентов, каковы ставки в игре в этом году: для студента ставка это карьера, для вуза ставка самого его существование, - то, скорее всего, ни студент, ни вуз не смогут существовать дальше. По предварительным оценкам, через 2 года мы потеряем около 30-40% вузов. На основании двухлетней проверки Рособрнадзор сможет спокойно лишать вузы аккредитации.
СПбГУ оказался лидером во внедрении новой системы аттестации. Опыт Петербургского университета может стать подсказкой для других вузов, как избежать закрытия и не поломать жизнь своих выпускников. Требование обязательной публикации дипломной работы гораздо серьёзнее, чем проверка на плагиат. Вся ответственность за свою судьбу и за судьбу университета ложится на плечи студента. Если критическая масса студентов напишет дипломную работу так, как они пишут её сейчас, от 30 до 40% российских вузов не смогут пройти тест на прозрачность.
В ближайшее время в Интернете будет реализован проект «Научный корреспондент» как агрегатор лучших научных текстов, чтобы выпускники-отличники могли рассчитывать на прочтение своих работ широким кругом пользователей Интернета.
Дипломная работа - это полноценная научная публикация, которая имеет как минимум 2 отзыва, ссылки на литературу. Она должна иметь будущее, не пропадать втуне.
Ряд студентов смогут самостоятельно выбирать темы для своих дипломов. Для этого студент должен иметь хорошую успеваемость, подтверждающую, что он адекватный человек, который понимает программу вуза и способен соответствовать его требованиям. Вторым критерием является доказанный интерес к заявленной теме, то есть как минимум одна курсовая, или реферат, позволяющие предположить, что этот интереснее случаен. И, наконец, представленный список литературы должен доказать интерес к заявленной теме на основании источников, показывающих знание новых актуальных исследований, новейших взглядов на проблему.
По мнению В.И.Вернадского, университеты играют лидирующую роль в информационном обществе. Кто занимается информацией, тот управляет миром.
Возможно, что по избранной теме студент окажется лучше подготовленным, чем работодатель, и сможет существенно продвинуть вперед работу по данной тематике. Отметка в дипломе о том, что студент выбрал тему сам, будет показателем его самостоятельности как специалиста. Таким образом, для будущих выпускников СПбГУ вводится серьёзная система мотивации. Если я доказываю свой интерес к теме, если у меня хорошая успеваемость, если я в курсе новейших источников научных публикаций, я лучше, чем работодатель, знаю, что ему нужно, и возможно я стану супердорогим специалистом, за которого будут драться работодатели. Если же я середнячок, ничем не интересующийся и привыкший сдавать чужие работы, скачанные из Интернета, тогда я не имею права самостоятельно определять свои интересы, на рынке труда я буду просто ориентироваться на имеющиеся предложения, поэтому у меня не нет права самому определять тему дипломной работы. Такая система правил предоставляет возможности для сильных и закрывает лазейки для слабых.
Что получает студент в результате защиты диплома: оценку оригинальности, качества, востребованности его работы; отзывы научного руководителя и официальных рецензентов, а также репутацию среди друзей и других студентов, которые могут увидеть эту работу на сайте вуза. В случае, если вы опубликуете свою работу заранее, а комментаторы напишут вам отзывы, среди которых будут и критичные, вы сможете модифицировать свою работу и опубликовать следующую исправленную версию до защиты диплома. И тогда критические замечания превращаются в помощь вам. Люди, обратившие внимание на вашу работу, становятся коллегами, которые вас поддерживают и продвигают вперед. Так устроен профессиональный мир, мир работы в XXI веке, когда человек не боится быть открытым. Та энергия, которая приходит к тебе даже в качестве возражений, становится твоей, потому что ты способен её принять.
Оценку дипломной работе ставит госкомиссия, главную роль в которой играют работодатели, то есть те, кто может предложить студенту работу. Это не только бизнес-компании, но и органы власти, общественные организации, научные организации, которые осуществляют рекрутинг. В комиссию входят и профессора вузов, которые имеют гранты для приглашения студентов в свои научные группы.
В СПбГУ мы пытаемся создать нормальную цепочку научной индустрии. Работодатели могут рекрутировать из числа студентов и аспирантов молодых специалистов, исследователей, которым могут создать условия для «социального лифта», потрясающей карьеры. Они будут им помогать, двигать вверх в обмен на то, что молодые специалисты продвигают данное направление, публикуют научные работы.
Такая практика приведет к взрывному росту числа публикаций, в том числе, и к росту позиций отечественных вузов в международных рейтингах. Если законодательно вводится требование публикации дипломных работ, то ежегодно только один Санкт-Петербургский госуниверситет будет дополнительно получать сразу 6 тыс. научных публикаций.
При такой системе оценки знаний, студенты к моменту поступления в аспирантуру, магистратуру реально понимают, как работает система научных коммуникаций. Для них не будет проблемой подготовить научную статью. Они знают библиографию по своей теме. Таким образом, число публикаций в международных журналах может удвоиться. Имеющийся в наличии потенциал сейчас просто не используется. До сих пор студенты были не готовы участвовать в международной научной коммуникации, потому что никто не предъявлял им таких требований. Только сегодня от студенческих публикаций стала зависеть судьба и студента и вуза.
Студентам вузов, которые не участвуют в данных программах, можно посоветовать публиковать свои работы не на сайтах вузов, а везде, где их смогут прочитать, например, в «Научном корреспонденте», в «КиберЛенинке», других научных архивах. Единственный способ в XXI в. защитить своё произведение – это опубликовать его. Если этого не делают вузы, публикуйте сами. Такой вуз не переживет изменений правил игры, какие бы прекрасные показатели у него ни были формально. Если у вузов плохие дипломные работы, он будет закрыт или лишен государственной аккредитации.
Главный продукт вуза это выпускники. А выпускниками становятся студенты после защиты диплома. Если у вузов плохие дипломы, студент должен спасать себя сам.
Н.М.Кропачев уточнил, что данный проект реализуется совместно с Рособрнадзором, у которого также меняется подход к проверке системы высшего образования. Существует много стандартов, определяющих косвенные показатели, по которым оценивается качество образования в вузе. Публикации всех дипломов позволит Рособрнадзору осуществить быструю и содержательную проверку вузов не только на оригинальность, но и на смысл. Вполне возможно, что через 2-3 года табель о рангах в высшем образовании будет совсем иной.
Молодым людям, которым предстоит писать дипломные работы уже в этом году, необходимо объяснить, что на кону их карьера, их жизнь. Бумажка о том, что у тебя есть диплом, ничего не будет стоить, если нельзя посмотреть саму дипломную работу. 30-40% закрытых вузов означает, что несколько сот тысяч человек окажутся в невесомости, с ничего не стоящими бумажками. Этим студентам и вузам необходимо уже сейчас донести изменения правил игры, чтобы они не упустили момент, когда ещё можно повлиять на свою судьбу.
Студенты СПбГУ могут гордо утверждать: «Моя работа прошла проверку обществом». И, следовательно, у них больше шансов быть востребованными на рынке труда.
Для вуза, выпускающего студентов с плохими дипломами, не может быть никаких оправданий. Ответственность за списывание должна нестись тем, кто выполняет данную работу. Это должны понимать все студенты. Все 100% дипломных работ СПбГУ будут публиковаться до защиты на сайте университета. Пора всё поставить на свои места.
Мы подходим к концу длительного периода в истории российского высшего образования. В 1997 г. самые популярным Интернет-проектом были «рефераты», самым трафикогенерирующим, особенно в зимний и весенний периоды. Мы являемся наследниками той катастрофы, когда студенты лучше, чем преподаватели смогли воспользоваться Интернет-технологиями. И вся наша система превратилась в систему производства специалистов с фальшивой отчетностью. Эти люди и есть наша катастрофа. Эти «специалисты» – жулики, потому их научили быть жуликами. Это должно прекратиться. И это закончится сейчас.
В СПбГУ применили всю лучшую практику, существующую на сегодняшний день, для реализации задачи интеграции вуза и работодателей как инструмента для повышения качества образования и прозрачности. В американских и европейских университетах традиция публикации работ студентов – рефератов, курсовых, существует давно.
В иностранной практике проблемы те же самые, что и в отечественных вузах. Во всех странах студенты имели опережающую квалификацию по IT по сравнению с преподавателями. Отрыв от реальности произошел на этапе обучения. Во всех странах сформировалось 2-3 поколения специалистов по фальшивой отчетности. Это политики в Европе, политики в США. Во всех странах мира одно и то же.
На ключевые позиции в РФ людей проверяют с помощью программ проверки на заимствование, потому что никто не хочет последующих скандалов, как это случилось с федеральным министром образования в Германии. Многие претенденты, которые ждут повышения, никогда его не дождутся. Со студентами будет то же самое. Пора обществу сказать, что ошибки, сделанные в молодости, будут иметь катастрофические последствия.
Изменение правил игры уже произошло. Вопрос в том, как вузы прореагируют на эти изменения, кто из них останется жить, и кому из студентов придется потом стесняться диплома такого вуза.
Открытость образования позволяет всем влиять на его качество. И нести за него ответственность.
Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки С.С.Кравцов подтвердил поддержку Рособрнадзором инициатив СПбГУ: «Они давно назрели. И мы будим рекомендовать их для других учебных заведений». Второй год ЕГЭ проходит объективно, что повышает качество образования. Результаты 2015 г. стали выше, чем в 2014 г. Механизмы открытости и объективности нужно распространять и на систему высшего образования. СПбГУ, являясь одним из лидеров системы высшего образования, делает систему оценивания студентов максимально открытой.
Опыт СПбГУ будет востребован и другими университетами. Для массового внедрения этой модели потребуется 3-5 лет. Важно, чтобы, завершив процесс обучения, студенты могли сразу приступать к профессиональной деятельности. Кроме того, данная модель позволит нашим вузам за короткое время подняться в международном рейтинге вузов.
P.S.
21 октября 2015 г. на портале «Научная Россия» была опубликована информация, что российские университеты возглавили рейтинг QS EECA. На первом месте рейтинга университетов QS Emerging Europe & Central Asia 2015 — Московский госуниверситет, на втором — Новосибирский госуниверситет, на пятом – СПбГУ.
МГУ им. М.В. Ломоносова стал первым в международном рейтинге университетов QS EECA, упрочив свои позиции и в других списках лучших вузов. Причина успеха не только в увеличении числа публикаций в авторитетных журналах и усилении профессорско-преподавательского состава, но и в фокусировке университета на инновационной деятельности. В целом, вузы нашей страны уверенно доминируют. Почти треть списка из 150 лучших университетов составляют российские вузы — 48 позиций рейтинга. В рейтинг, который объявляется второй год, включаются лучшие университеты из Европы и Центральной Азии, которые, по мнению экспертов, демонстрируют постоянный рост и играют важную роль в стимуляции социального и экономического роста в стране. Помимо традиционных для университетских рейтингов критериев, — научная репутация, репутация среди работодателей, публикационная активность и т.д., — в QS EECA применяется три новых показателя. Это эффективность Интернет ресурсов по Webometrics, соотношение публикационной активности студентов и профессорско-преподавательского состава и доля сотрудников с ученой степенью.
В рейтинге университетов стран БРИКС СПбГУ занял 15 место. Попадание на высокие позиции в международных рейтингов — одна из задач, поставленных перед вузами в рамках государственной программы по повышению конкурентоспособности «5-100». Сейчас в проекте принимают участие 15 российских высших учебных заведений, а в конце октября к нему допустят еще десять участников.
По итогам приемной кампании в высшие учебные заведения Санкт-Петербурга в 2015 г., средний конкурс на бюджетные места составил 12 человек на место. В некоторых учебных заведениях на отдельные специальности конкурс доходил до 100 человек на место. Больше всего бюджетных мест было у Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого и Санкт-Петербургского государственного университета - 2541 и 2340 мест соответственно. Так что слухи о кончине отечественного высшего образования явно преувеличены. А внедрение новой программы аттестации студентов позволит вернуть всей образовательной системе утраченные за последнее двадцатилетие позиции.
Материал подготовила Т.А.Девятова