Связанные одной целью
Дата: 27/10/2006
Тема: От редактора "Атомной стратегии"


О.В.Двойников, главный редактор журнала «Атомная стратегия»

Один из представителей новой команды управленцев атомной отрасли ошарашил меня недавно вопросом: «Вы патриот атомной отрасли, атомного сообщества? Если да, то почему критикуете наших руководителей? Ведь это мешает привлекать средства для развития отрасли».

В чем заключается патриотизм издателя, журналиста по отношению к отрасли? В лакировке действительности, создании иллюзии надежной, развивающейся организации? Но в таком случае, зачем же отрасли нужны дополнительные государственные средства?

Пожалуй, прежде всего, следует определиться с терминами, разделив методы и средства, пиар и журналистику – это разные профессии. Редакция «Атомной стратегии» собирает материалы самостоятельно, и концентрирует внимание на болевых точках. И это естественно – любой журналист в первую очередь «заточен» на недостатки и пытается вскрыть корень проблем. Тех проблем, которые приобрели статус системных из-за продолжительного замалчивания и «ура-патриотизма». Готов согласиться с тем, что сегодня высока потребность в позитивных материалах, их объем явно недостаточен. Но основная причина такого положения – низкая эффективность работы специалистов PR на предприятиях отрасли и неспособность их организовать взаимоотношения с журналистами и издателями.

В марте этого года я принимал участие в семинаре специалистов по PR в Колонтаево, за что чрезвычайно благодарен организаторам – это был полезный опыт. Мне довелось выступить, но вместо заданной темы «В чем привлекательность атомной отрасли?» я говорил о своем, наболевшем. Пытался показать, кто за что отвечает. Преимущества технологий должны доказывать ученые. Экономисты считают экономический эффект, если он присутствует. Пиарщики на основе этого создают позитивный образ, и передают его издателям. Издатель доносит этот образ до общества и организует с ним обратную связь. Вроде бы алгоритм понятен. Издатель ждет от пиарщика мысли и образы. Но пиарщики из зала требовали готовых решений в форме конкретных эпитетов мирного атома. Передо мной сидели больше сотни специалистов, главной задачей которых является создание благоприятной внешней информационной среды, стратегии PR, поиск конкретики, демонстрирующей преимущества атомной отрасли и наработка этих самых эпитетов. За эту работу все эти жизнерадостные крепкие люди получают заработную плату.

Именно пиарщик обязан создавать тот яркий фантик, который привлекал бы внимание общественности и потенциальных заказчиков к атомной отрасли. Формирование позитивного образа руководителя тоже часть их обязанностей. Такова роль пиарщиков в любой корпорации. СМИ, представителем которого я являюсь, – это коммуникация, которая работает с различными фокусными группами, разными корпорациями, в том числе и с атомной. С нашей помощью пиарщики могут продвигать в массы свой труд в виде неиссякаемого потока интервью, очерков, пресс-релизов, сообщений и рекламных модулей.

Но это все в идеале. Я с особым вниманием отношусь к пишущим журналистам и пиарщикам и очень ценю их работу. Это тяжелый и очень дорогой труд. На практике пиарщиков, имеющих представление об атомной отрасли, знакомых с экономикой издательского процесса, а также способных связно излагать мысли на бумаге и давать оперативный толковый комментарий, единицы. Наверное, причина в том, что многие руководители предприятий формируют отделы PR по остаточному принципу, трудоустраивая ветеранов или делая одолжение знакомым. К тому же сами руководители иногда не способны четко сформулировать задачу. Поэтому так мало сегодня глубоких аналитических материалов и практически невозможно получить комментарий из пресс-центров предприятий по важным событиям. Ярким подтверждением этому является испуганный отказ, которым встречали наших журналистов ведущие специалисты и пресс-секретари, когда мы просили интервью или комментарий по Концепции развития отрасли. Почти все они говорили, что это прерогатива руководителя Росатома и очень узкого круга спикеров, которым поручено говорить на эту тему.

Надо отметить, что после семинара в Колонтаево работа немного оживилась. Появились отраслевые планы PR-работы и несколько удачных материалов об энергетике, о корпорации ТВЭЛ, ЛАЭС, Кольской АЭС. Стала насыщенной новостная лента. Но проблема в том, что большинство этих материалов используются неэффективно. Срок их жизни не более двух дней, поскольку упор делается на электронные СМИ.

Можно говорить и о критериях эффективности PR-отрасли. На предприятиях и в институтах повышения квалификации ежегодно идет подготовка специалистов по PR, проводятся десятки семинаров. А практический выход? Задать объемы в творческой работе трудно, но для примера производительности можно рассказать о журналисте Анне Политковской, которая за шесть лет работы в «Новой газете» подготовила около 580 статей. Причем, практически каждая из них – это исследование, глубокий творческий материал.
Информационных поводов в отрасли множество. На основании одного только Плана проведения научных и научно-технических конференций, совещаний, семинаров и школ организациями Росатома можно писать и писать. На предприятиях и в институтах много достойных ученых, руководителей и рядовых работников. И мы, издатели, ждем о них толковые проблемные, человеческие материалы с позитивным настроем. Ну, а поскольку материалов нет, результат очевиден – атомная отрасль в глазах общества продолжает оставаться опасным, закрытым и коррупционным ведомством.
Настороженное отношение атомного сообщества и СМИ к приходу новых управленцев – имеет те же причины плюс ошибочную PR-концепцию, не учитывающую психологический климат атомного сообщества. Кстати, как бы критически мы не относились к нынешней команде топ-менеджеров, нужно признать, что появление Концепции и первой ФЦП – событие для отрасли. Причем, из ряда тех, что могли бы сработать на объединение атомного сообщества на принципах корпоративного интереса. К сожалению, PR-организаторы не использовали на 100% этот шикарный информационный повод для диалога с обществом. Специалисты по PR отрасли и наше информационное агентство «Pro Атом», а также редакции журнала «Атомная стратегия» и сайта www.proatom.ru, не нашли точки соприкосновения по раскрутке Концепции и ФЦП. И это притом, что сегодня посещаемость сайта www.proatom.ru до 5000 ежедневно, а журнал читается на достаточно авторитетном уровне.
Конечно, если отрасль все еще позиционирует себя как закрытая полувоенная структура, тогда говорить о PR и об атомном сообществе вообще не имеет смысла. Ручные профсоюзы и карманные пиарщики нужны только для того, чтобы распределять путевки и защищать начальников от журналистов. Но, в этом случае вся ответственность за развитие отрасли полностью лежит на власти, которая в последние 15 лет показала свою беспомощность. Если же мы признаем, что сегодняшняя атомная энергетика – это рядовая энерготехнология, существующая в условиях рынка, тогда и роль PR-служб существенно иная, да и роль атомного сообщества приобретает реальный смысл. Тогда труд пиарщиков и журналистов будет весомо представлен в совокупном продукте атомной отрасли. А без этого труда никогда не будет общественного заказа на новые атомные технологии.
Короче, поводов для выстраивания эффективной технологической цепочки ученый-пиарщик-журналист-издатель-общество более, чем достаточно.

Редакционная статья в журнале «АС» № 25





Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=689