Страхование гражданской ответственности за ядерный ущерб в РФ
Дата: 01/11/2006
Тема: Страхование


М.Е.Амелина, ОАО «Атомный страховой брокер»

С началом развития атомной энергетики и, особенно, с началом эксплуатации атомных реакторов большой мощности перед человечеством встала задача обеспечить возможное возмещение вреда третьим лицам, который может быть причинен в случае аварии на объектах использования атомной энергии.

Несмотря на то, что вероятность таких аварий (в силу высокого уровня безопасности в атомной промышленности) очень низка, величина причиненного ущерба, если бы такой инцидент произошел, может быть очень значительной.

В отличие от других видов техногенных аварий ущерб, причиненный радиоактивным заражением, может проявляться спустя большое количество времени (даже в следующих поколениях) и охватить огромные территории (включая территории соседних стран).

Возможность причинения трансграничного ядерного ущерба (в том числе связанная с перевозками ядерных материалов) способствовала развитию международного законодательства в области возмещения возможного вреда и унификации национальных законодательств в этой области.

Каждое государство, использующее атомную энергетику (или исследовательские атомные реакторы) столкнулось с проблемой: с одной стороны по гражданскому законодательству требуется полное возмещение причиненного ущерба виновником, с другой стороны, очевидно, что любое физическое или юридическое лицо, виновное за данный инцидент, имеет ограниченные финансовые возможности, а поэтому не в состоянии выплачивать возмещения неограниченные по суммам и по времени. Более того, такая неограниченная ответственность привела бы к тому, что ни одна компания или организация не стали бы участвовать в проектах по развитию атомной энергетики, в результате реализации которых они бы были полностью разорены в случае радиационной аварии (1).

Таким образом, развитие атомной промышленности в западных странах сопровождалось одновременным развитием законодательства (как национального, так и международного) в области ответственности перед третьими лицами за ядерный ущерб (ядерное законодательство), которое вводило определенные ограничения по суммам возмещения вреда и по времени, в течение которого иски о возмещения вреда могут быть предъявлены причинителю вреда.

Одним из основных принципов, которое введено в ядерное законодательство развитых стран и в международные конвенции в области возмещения ущерба вследствие ядерного инцидента, являлось наличие финансовой гарантии того, что в случае возможной аварии у лица, получающего лицензию на эксплуатацию радиационно-опасного объекта, будут необходимые средства, чтобы возместить вред третьим лицам. Одним из возможных видов такой гарантии выступает страхование гражданской ответственности.

В настоящее время действуют или открыты для подписания восемь международных конвенций в области возмещения «ядерного ущерба»:

1. Конвенция об ответственности перед третьей стороной в области ядерной энергии (Парижская конвенция);

2. Конвенция дополнительная к Парижской конвенции (Брюссельская дополнительная конвенция);

3. Конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб (Венская конвенция 1963 года);

4. Совместный протокол по применению Венской и Парижской конвенций;

5. Венская конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб 1997 года;

6. Конвенция о дополнительном возмещении за ядерный ущерб;

7. Конвенция по ответственности операторов ядерных судов;

8. Конвенция по гражданской ответственности в области морских перевозок ядерного материала.

В настоящее время международный режим гражданской ответственности за ядерный ущерб формируется Парижской конвенцией (15 стран), Венской конвенцией 1963 года (33 страны) и Совместным протоколом по применению Венской и Парижской конвенций (24 страны). Остальные конвенции находятся в стадии формирования режима ответственности (либо не действуют, либо ратифицированы странами не самыми мощными с точки зрения развития атомной энергетики и, следовательно, возможным причинением ядерного ущерба соседним странам).

Российская Федерация ратифицировала Венскую конвенцию 1963 года о гражданской ответственности за ядерный ущерб 2 марта 2005 года. С 13 августа 2005 года эта конвенция вступила в силу на территории Российской Федерации. Ратифицировав Венскую конвенцию, Российская Федерация взяла обязательство привести свое внутреннее законодательство в области возмещения ядерного ущерба в соответствие с нормами международного законодательства (по крайней мере, в области объектов использования атомной энергии, попадающих под действие этой конвенции).

Принципы ядерного законодательства, закрепленные в Венской конвенции сводятся к следующим:

1. Оператор ядерной установки несет ответственность за ядерный ущерб если ущерб причинен ядерным инцидентом на его ядерной установке или связан с ядерным материалом, поступившим с такой установки или произведенным на такой установке (Статья II ВК). Ответственность оператора является абсолютной (Статья IV, п.1 ВК) и исключительной (Статья X ВК) (канализирование ответственности на операторе);

2. Ответственность оператора может быть ограничена национальным законодательством как по суммам возмещения ядерного ущерба, так и по времени в течение которого иски о возмещении ущерба могут быть к нему предъявлены. Однако, если такое ограничение вводится, то ограничение по сумме не может быть менее (Статья V ВК) 5 млн. американских долларов по его золотому паритету на 29 апреля 1963 года за каждый ядерный инцидент, а по срокам подачи исков к оператору о возмещении ущерба не менее 10 лет (Статья VI п.1 ВК);

3. От оператора требуется поддерживать страхование или другое финансовое обеспечение, покрывающее его ответственность за ядерный ущерб (Статья VII, п.1 ВК).

Венская конвенция требует, чтобы национальное законодательство в области возмещения ядерного ущерба соответствовало международному законодательству. Основная правовая проблема связана с тем, что национального российского законодательства в области ответственности за возмещение ядерного ущерба нет. В 1997 году в Государственную Думу был внесен и рассмотрен в первом чтении законопроект «О гражданско-правовой ответственности за причинение ядерного вреда и ее финансовом обеспечении». Однако до настоящего времени данный законопроект так и не рассмотрен во втором чтении.

В самом общем виде принципы ответственности за возмещение ядерного ущерба сформулированы в Главе XII Федеральном законе «Об использовании атомной энергии».

В частности, «Гражданско-правовую ответственность за убытки, причиненные юридическим и физическим лицам радиационным воздействием при выполнении работ в области использования атомной энергии, несет эксплуатирующая организация» (Статья 53). «Ответственность эксплуатирующей организации за убытки и вред, причиненные радиационным воздействием, …. наступает независимо от вины эксплуатирующей организации» (абсолютная ответственность, Статья 54). «Виды и пределы ответственности эксплуатирующей организации за убытки и вред, причиненные радиационным воздействием в зависимости от типа объекта использования атомной энергии, устанавливаются законодательством Российской Федерации» (Статья 55). Данная статья предполагает, что ответственность эксплуатирующей организации должна быть ограничена специальным законом, однако, поскольку такого закона нет, то действует Гражданский кодекс РФ, постулирующий, что причиненный вред должен быть возмещен причинителем вреда в полном объеме (Статья 1064). А это означает, что ответственность эксплуатирующей организации по суммам возмещения носит неограниченный характер (что не противоречит Венской конвенции 1963 года, которая устанавливает только нижний предел ограничения, но не устанавливает верхний).

Аналогичная ситуация складывается с ограничением по времени, в течение которого иски о возмещении причиненного ущерба могут быть предъявлены эксплуатирующей организации (оператору ядерной установки). Так Венская конвенция предусматривает, что право на возмещение теряет силу, если иск не возбужден в течение 10 лет со дня ядерного инцидента (Статья VI, п.1 ВК), однако если национальным законодательством предусмотрен больший срок, то будет действовать период, установленный национальным законодательством. Единственным случаем, когда Венская конвенция устанавливает верхний предел по времени, в течение которого иски о возмещении ущерба могут быть предъявлены оператору ядерной установки является случай причинения ущерба, связанного с ядерным материалом, который был во время ядерного инцидента похищен, утерян, выброшен или оставлен без присмотра. В этом случае срок предъявления исков не может быть менее 10 лет и более 20 лет со дня инцидента (Статья VI, п.2 ВК).

В законе «Об использовании атомной энергии» срок исковой давности по требованиям о возмещении убытков и вреда, причиненных радиационным воздействием имуществу или окружающей среде, устанавливается в три года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. На требования о возмещении убытков и вреда, причиненных радиационным воздействием жизни и здоровью граждан, исковая давность не распространяется (Статья 58). В отношении требований о возмещении убытков и вреда, причиненных жизни и здоровью граждан, Закон об использовании атомной энергии повторяет положения гражданского законодательства (2) о неограниченной по времени сроку исковой давности в отношении вреда, причиненного жизни и здоровью (ГК РФ Ч.1, Статья 208). Поскольку ответственность за вред и ущерб, причиненный радиационным воздействием, в соответствии со статьей 53 несет эксплуатирующая организация, то это означает, что ответственность эксплуатирующей организации является неограниченной по времени.

Принципиальным является вопрос о возможности предъявления регрессных требований. В российском законодательстве возможность предъявления регрессных требований регулируется Гражданским кодексом. В частности, в статье 1081 говорится, что «лицо, возместившее вред, причиненный другим лицом, имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом». Принципиальным отличием законодательства в области возмещения ядерного ущерба от общегражданского российского законодательства является отсутствие права регресса. Так в Венской конвенции право регресса предусмотрено только в двух случаях (статья X ВК):

а) если это право предусмотрено письменным контрактом;

б) против физического лица, которое действовало или бездействовало с намерением причинить ущерб.

Поскольку оператор ядерной установки не может предъявить регрессных требований, то вся ответственность за возмещение вреда сосредотачивается на нем. Никто, кроме оператора ядерной установки не несет ответственности за возмещение вреда. Это базовый принцип ядерного права – исключительная ответственность оператора ядерной установки.

Данный принцип вводится в интересах развития атомной энергетики, поскольку заранее освобождает других лиц (изготовителей оборудования, поставщиков, проектировщиков, посредников и т.д.) от ответственности возместить ущерб, а, следовательно, исключает возможность для них быть разоренными в результате деятельности на рынке использования атомной энергии и, тем самым, не препятствует их участию в данной области деятельности.

Подписав Венскую конвенцию, Российская Федерация распространила данный принцип на российских операторов ядерный установок. Вместе с тем желательно этот принцип закрепить в национальном законодательстве. Закон об использовании атомной энергии принцип исключительной ответственности эксплуатирующих организаций не рассматривает.

В соответствии с законом «Об использовании атомной энергии» эксплуатирующая организация обязана иметь финансовое обеспечение равное пределу ее ответственности. Финансовое обеспечение состоит из "государственной гарантии или иной гарантии, наличия собственных финансовых средств и страхового полиса" (статья 56). Таким образом, из статьи 56 следует, что страхование является составной (обязательной) частью, подтверждающей способность эксплуатирующей организации возместить вред и ущерб, причиненный аварией на ядерной установке. Наличие документального подтверждения финансовой гарантии является необходимым условием получения эксплуатирующей организацией лицензии на эксплуатацию ядерной установки (статья 56). Таким образом, в отсутствие специального национального законодательства и регламентации в нем других форм финансового обеспечения ответственности за ядерный ущерб, единственной доступной формой обеспечения финансовой гарантии для российских эксплуатирующих организаций является страхование.

Несмотря на достаточно либеральный подход к форме финансовой гарантии, предусмотренный национальными законодательствами зарубежных стран и международными конвенциями в области возмещения ядерного вреда практически все операторы ядерных установок в качестве формы финансовой гарантии выбрали страхование. Такое положение дел обусловлено тем обстоятельством, что финансовая гарантия должна распространяться на достаточно продолжительное время. Так ограничение по времени, в течение которого оператор ядерной установки принимает иски о возмещении ядерного ущерба, составляет как минимум 10 лет с момента ядерного инцидента. Такие сроки ответственности оператора за ядерный ущерб накладывают определенные ограничения на форму финансовой гарантии. Действительно, собственные средства оператора ядерной установки, находящиеся, например, при получении лицензии на счете в банке, не могут служить финансовой гарантией, поскольку этих средств может не быть когда потребуется непосредственно возмещать ущерб. С другой стороны институт страхования известен очень давно и многие виды деятельности не получили бы такого развития, если бы страхование не обеспечило надлежащих финансовых гарантий их осуществления. Попытки не изобретать "велосипед", а использовать уже известный механизм возмещения имущественных потерь привели к созданию некоторой новой области страхования, которое в силу специфических особенностей (отсутствие статистики по тяжелым авариям, небольшое количество объектов, подлежащих страхованию, большие страховые суммы и т.д.), отличающих его от традиционных видов страхования, получило название ядерного страхования. Более того, само страхование, как традиционный институт возмещения материальных потерь, оказало решающее воздействие на формирование ядерного законодательства. Такие понятия как ограничение ответственности оператора ядерной установки по суммам возмещения и по времени, канализирование ответственности на операторе ядерной установки возникли в силу необходимости привлечь страхование как форму финансовой гарантии для оператора ядерной установки при получении им лицензии (3). Поэтому ядерное страхование в зарубежных странах как финансовый механизм возмещения вреда в случае ядерного инцидента стало развиваться одновременно с законодательством об ответственности оператора за ядерный ущерб.

Первый ядерный страховой пул был организован в Англии в августе 1956 года. В этом году исполняется 50 лет ядерному страхованию и началу развития национальных законодательств в области возмещения ядерного ущерба.

Однако в настоящее время, как и раньше, остается вопрос насколько адекватно условия страхования покрывают те риски, за которые несет ответственность эксплуатирующая организация. Следует заметить, что полного соответствия нет. Прежде всего, это касается срока исковой давности. Как было отмечено выше, закон "Об использовании атомной энергии" устанавливает срок исковой давности по требованиям к виновнику о возмещении вреда вследствие радиационного воздействия имуществу или окружающей природной среде в три года, а по требованиям о возмещении убытков и вреда жизни и здоровью физических лиц срок исковой давности не распространяется. Гражданский Кодекс РФ в Статье 966 указывает, что "Иск по требованиям, вытекающим из договора имущественного страхования, может быть предъявлен в течение двух лет". Договор страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к договорам имущественного страхования. Таким образом, если в договоре страхования не делать оговорок, у страховщика будут основания отказать в выплате страхового возмещения (ссылаясь на срок исковой давности), в то время как у Страхователя (оператора ядерной установки) оснований для такого отказа нет.

Второй принципиальный вопрос касается предела ответственности оператора по суммам возмещения причиненного вреда. Закон "Об использовании атомной энергии" только предполагает, что такая ответственность должна быть ограничена, не поясняя к чему такое ограничение относится – к одному реактору, к одной АЭС (несколько реакторов), к одному инциденту, либо ко всем инцидентам в течение определенного отрезка времени, например в 1 год. Для страховщика такое указание является принципиальным, поскольку такой предел будет в договоре страхования обозначать страховую сумму. Страховая сумма в договоре страхования – это существенное условие договора страхования. Именно в пределах страховой суммы страховая компания осуществляет страховые выплаты.

Венская конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб 1963 года ограничивает ответственность оператора суммой не менее, чем 5 миллионов американских долларов по его золотому паритету на 29 апреля 1963 года (т.е. 35 ам.долларов за одну тройскую унцию чистого золота) за каждый ядерный инцидент. Если принять во внимание, что одна тройская унция равна 31,04 грамма, стоимость одного грамма золота на 12.04.2006 – 528,08 руб./г и курс доллара США – 27,6797 руб. (ЦБ РФ), то нетрудно рассчитать, что ответственность оператора должна быть ограничена суммой примерно в 2 млрд. 400 миллионов рублей на один ядерный инцидент (На 13 августа 2005 года (день вступления в силу Венской конвенции на территории РФ) эта сумма составляла 1 млрд.800 млн.руб.). Именно с такой страховой суммой заключен договор страхования гражданской ответственности за ядерный ущерб с ФГУП концерн «Росэнергоатом». Тот факт, что международным законодательством устанавливается предел ответственности оператора на один инцидент не очень хорошо для страховщика, поскольку нет определенности в размере страховой суммы по договору страхования, что "предопределяет негативное отношение к указанной форме страхования со стороны страховщика, лишенного возможности заранее знать точный размер своих финансовых обязательств" (4). Так если установить страховую сумму по договору страхования в 2 млрд. 400 миллионов рублей, то такая сумма не покроет ответственность оператора в случае двух инцидентов, если в 4 млрд. 800 миллионов рублей, то такая сумма не покроет ответственность оператора в случае трех инцидентов и т.д.

Разумеется, страховая компания не может нести обязательства по страховым выплатам неограниченно по времени.

Таким образом, для адекватного соответствия условий страхования гражданской ответственности оператора ядерной установки за причинения вреда третьим лицам в результате радиационной аварии, условиям его ответственности в рамках закона о возмещении причиненного вреда требуется внесение изменений в Гражданский кодекс РФ, устанавливающий сроки исковой давности для договоров имущественного страхования в части, касающихся договоров страхования гражданской ответственности за вред причиненный радиационным воздействием. Такое изменение можно непосредственно внести в Статью 966 ГК РФ, например, добавив предложение: "В специальных видах страхования может быть установлен иной срок исковой давности по договорам имущественного страхования". А лучше внести изменения в Статью 970 о применении общих правил страхования к специальным видам страхования, добавив к специальным видам страхования страхование гражданской ответственности за вред, причиненный радиационным воздействием. В этом случае срок исковой давности может быть установлен в законе, регулирующим деятельность в области страхования гражданской ответственности за ущерб, причиненный радиационным воздействием.

Во всех случаях, когда возникает ответственность эксплуатирующей организации за причинение вреда вследствие радиационного воздействия, а ответственность страховщика не возникает, требуется определить источник возмещения вреда. Очевидно, что в этом случае возмещение вреда должно осуществляться государством. Однако каким образом государство будет осуществлять эту функцию в настоящий момент не ясно. Должны ли закладываться определенные средства в бюджет или это должен быть какой-либо фонд. Очевидно, что такие вопросы должны быть отражены в специальном законе.

Основной вывод по работе состоит в том, что Российской Федерации необходим специальный закон об ответственности эксплуатирующих организаций за возможный вред, причиненный радиационным воздействием, и о финансовом обеспечении такой ответственности. Вступление в силу Венской конвенции на территории РФ еще более обострило проблему отсутствия национального законодательства в области возмещения ядерного ущерба.

Список литературы
1. Иойрыш А.И., Чопорняк А.Б. Атомное законодательство капиталистических стран (сравнительно-правовой анализ)/Отв.ред.Н.А.Ушаков.- М.: Наука, 1990. - С .248
2. Гражданский кодекс РФ Ч.1// СЗ РФ.1994. №32. Ст3301
3. Афанасьева Л.А. Ядерное страхование в капиталистических странах (Сравнительно-правовое исследование); Отв.ред. А.И.Йорыш, АН СССР, Ин-т государства и права, М.:, Наука, 1989.
4. Международное атомное право/ Отв.ред. А.И.Иойрыш, В.Ф.Петровский, А.М.Петросьянц. – М.: Наука, 1987. – С.264

По материалам Международной конференции «Стратегия безопасности использования атомной энергии»






Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=694