Загадки Саяно-Шушенской катастрофы
Дата: 17/08/2016
Тема: Безопасность и чрезвычайные ситуации


Геннадий Рассохин, эксперт в системе экспертизы промышленной безопасности технических устройств на объектах электроэнергетики. Почетный энергетик России

17 августа 2016 года очередная, седьмая годовщина Саяно-Шушенской трагедии. 

Настоящая статья продолжает расследование, но в отличие от предыдущих здесь приведено обоснование возникновения подъемных сил, приведших к «всплытию» ротора гидроагрегата. В статье поднимается также вопрос об ответственности государства за случившееся, за "организацию" таких катастроф.



Казалось бы, какое отношение катастрофа на ГЭС имеет отношение к атомной теме? Оказывается – немалое. Как и большинство аварий на атомных объектах она рукотворна. Как и в случае с Чернобыльской трагедией расследование проводит энтузиаст, человек, который не удовлетворен официальной оценкой событий и пытается собственными силами докопаться до правды.

Саяно-Шушенская катастрофа  не должна быть забыта. Методы ее расследования вполне можно применить в практике расследования аварий в атомной отрасли.  

Редакция «ПРоАтом»


По результатам официального расследования причин аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, унесшей жизни 75 человек и на длительный срок погасившей самую мощную в стране электростанцию, вместо ожидаемых ответов возникла масса вопросов. 

Так, основной причиной аварии комиссией Ростехнадзора  и парламентской комиссией названа усталость металла шпилек крепления крышки турбины на гидроагрегате станционный № 2 (ГА-2). Якобы, усталость металла накопилась вследствие повышенной горизонтальной (радиальной) вибрации турбинного подшипника. При этом не объяснено, почему при горизонтальной вибрации (колебании шпилек относительно неподвижной точки - внизу по выходе резьбы из опорного статорного кольца) излом шпилек оказался не внизу, как следовало ожидать, а вверху под гайкой.

Почему на поверхностях изломов шпилек имеются следы т.н. «цветов побежалости», характерных только для «свежих» поверхностей разрывов металла, а не для поверхностей при длительном разрыве.

Почему на всех разорванных шпильках магистральные (лидерные) трещины имеют тангенциальную направленность (по направлению вращения ротора).

По заключению комиссий ротор гидроагрегата давлением воды «был выброшен» из шахты. При этом не потрудились объяснить, почему самая габаритная и самая массивная часть конструкции ротора – обмотка ротора электрогенератора - оказалась не вверху, а в самом низу в статоре турбины. И если давлением из шахты был выброшен ротор массой около двух тысяч тонн, то почему большая часть фрагментов разрушенных конструкций, находившихся на уровне устья шахты турбины, оказалась внизу в отсасывающей трубе.

По официальному заключению одновременно с разрывом шпилек «вода начала поступать в машинный зал станции». А фактически только спустя две минуты и восемь секунд после указанного комиссиями момента разрыва шпилек вода не «начала поступать», а ударила мощным фонтаном из шахты турбины.

Это далеко не полный перечень не объясненных  комиссиями фактов и реальных событий, случившихся при аварии. В итоге, по представленным результатам официального расследования загадочность трагедии на Саянах стала равноценной загадкам произошедшей неподалеку сто лет назад Тунгусской катастрофы.

Прежде всего, надо ответить на главный вопрос, почему авария на одном гидроагрегате не локализовалась только в его собственной автономной ячейке, оставаясь просто аварией одного агрегата. Почему она развилась до масштабов техногенной катастрофы с внезапным затоплением машинного зала станции до самой верхней отметки и гибелью большого количества людей. Почему после выхода турбины из своей рабочей камеры и полного освобождения слива воды вниз (под уровень нижнего бьефа) спустя две минуты и восемь секунд после начала аварии из шахты турбины ударил мощный фонтан, снесший три пролета перекрытия и внезапно  накрывший машинный зал столбом воды высотой восемь метров.

Полный текст статьи читайте здесь.







Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=6942