Поскольку Республика Беларусь предполагает развитие собственной атомной энергетики, то вопросы образовательной работы с населением становятся все более актуальными. Наиболее эффективной формой передачи информации является устная, в виде лекций, бесед, круглых столов, тренингов и т.д., поскольку в этом случае сразу возникает обратная связь со слушателями и имеется возможность вести дискуссии. При работе с аудиторией очень важно и необходимо учитывать состав участников, их возраст, пол, образование, профессию и т.д. Для увеличения доверия к представляемой информации рекомендуется использовать принцип «равный – равному», то есть в женской аудитории лучше выступать женщине такого же возраста. Для повышения радиационной и энергетической грамотности необходимо расширять формы работы с населением и использовать такой эффективный метод, как семинар-тренинг, который позволяет вовлекать в активный процесс обучения всех участников, позволяет им лучше разобраться в рассматриваемой проблеме.
Была проведена серия образовательных семинаров-тренингов в общественных организациях, преимущественно женских, в городе Минске и в областных городах (Слуцк, Борисов). На семинарах рассматривались следующие темы: «Радиация и жизнь»; «Радиоактивные отходы»; «Энергетика». Участниками были люди различных профессий (юристы, экономисты, военные, журналисты, инженеры, педагоги, историки, студенты) в основном с высшим и средним специальным образованием. Длительность одного семинара составляла около четырех часов с перерывом на кофе. Как показал опыт очень важным для открытого выражения мнений является создание дружественной атмосферы, чему посвящается начало семинара, когда происходит представление (знакомство) каждого участника и принимаются правила работы семинара, запрещающие критические замечания в адрес присутствующих. Руководитель семинара позиционирует себя не как учитель с нерадивыми учениками, а как равный товарищ, хорошо знакомый с рассматриваемой темой. Благоприятная психологическая атмосфера способствует изменению сложившихся антиядерных убеждений. Применение интерактивных методов, работа в группах вовлекает всех участников в работу, требует постоянного внимания и не позволяет отвлекаться на другие темы. В процессе работы в основном применялся метод не прямого убеждения, а косвенного, который более действенен среди непрофессионалов.
Семинар «Радиация» начинался с серии вопросов, которые были записаны на больших листах: «1. Была ли радиация до Чернобыля? 2. Из чего образуется естественный радиационный фон? 3. Какие источники (природные, техногенные, медицинские) излучения вы знаете? 4. Есть ли радиоактивные вещества в экологически чистых продуктах? 5. Есть ли радиоактивные вещества в здоровом человеческом организме? 6. Есть ли радиоактивные вещества в лекарствах? 7. Есть ли уран в этой комнате? 8. Есть ли радиоактивные атомы в стакане воды? 9. Что чувствует человек, когда он получил повышенную в три раза дозу радиации? 10. Какая доза опасна для здоровья (на сколько она отличается от обычной, допустимой)?». Уже сама формулировка вопросов наводит участников на мысль, что радиация является обычным повседневным фактором жизни, встречается везде и представляет опасность только при повышенных дозах. Все ответы, правильные и неправильные, записывались на листах, а затем шло обсуждение высказанных мнений.
Что касается информации о ядерных технологиях, то она должна быть позитивной, лучше не использовать частицу «не», например, «АЭС сохраняют кислород в воздухе», «отсутствуют выбросы СО2 и других окислов в атмосферу». Нежелательно использование специальных терминов и количественных показателей в численном выражении. Лучше воспринимаются характеристики в процентном или долевом выражении. Для более эффективного восприятия информацию следует представлять в сравнительной форме, при этом наглядно демонстрируются преимущества ядерных технологий по сравнению с другими.
На семинаре по энергетике участники узнали для себя много нового при рассмотрении работы энергосистемы. Они не предполагали, что нельзя резервировать энергию в больших количествах, что энергия потребляется неравномерно и существуют суточный и годовой графики нагрузки. Получив эту информацию, участникам сразу стали более понятны проблемы использования солнечной и ветроэнергетики. Неожиданным для них был тот факт, что возобновляемые источники энергии не являются абсолютно чистыми и при их использовании также оказывается определенное негативное воздействие
на окружающую среду.
Заключение
Важным итогом семинаров является наличие понимания участниками сложности решения проблемы выработки достаточного количества энергии по приемлемой цене с минимальным воздействием на окружающую среду.
Получив новую информацию, поучаствовав в дискуссии и взглянув на проблему энергетики под другим углом зрения, участники семинаров сами приходили к выводу о необходимости развития атомной энергетики в Республике Беларусь.
Литература
1. Маленченко А.Ф., Ролевич И.В., Маленченко С.А., Тушин Н.Н. Проблема риска и восприятия радиационной опасности: Учебно-методическое пособие. Мн.: Академия управления при президенте РБ.- 1996. - 52 с.
2. Крылов Д.А. Экологическая экспансия энергокомплекса. // Энергия. - 1995.-№10.-С. 14-22.
3. Крышев И.И., Рязанцев Е.П. Атомная энергетика и биосфера // Вестник РАН.- 1991.-№2.-С.15-17.
4. Бликс Х. Электроэнергия и окружающая среда // Наука и жизнь.-1989.- № 7.- С. 2-9.
5. Минаев Е.В. Проблемы охраны окружающей среды в топливно-энергетическом комплексе (ТЭК) в новых экономических условиях // Теплоэнергетика.-1995.- №9.-С. 21- 24.
По материалам Международной конференции «Стратегия безопасности использования атомной энергии»