Лики атомной подводной эпопеи
Дата: 11/12/2006
Тема: Атомный флот


Н.Я.Щербина, капитан I ранга, к.т.н., профессор кафедры ядерных энергетических установок Высшего Морского инженерного института

В июле 2006 года родоначальнице соединений атомного подводного флота нашего Отечества – 3-й дивизии многоцелевых атомных подводных лодок исполнилось бы 45 лет. К сожалению, в 1995 году она оказалась унесенной перестроечными ветрами со страниц истории.

Атомоходы, не состарившись, перешли в режим утилизации. Тысячам ветеранов-подводников, в период «холодной войны» отстаивавшим на них своим каторжным трудом геополитические интересы Страны Советов в Мировом океане, прибавилось лет, а многие и вовсе ушли в мир иной. Пришедшие младореформаторы обобрали сбережения многих из них на яхты, коттеджи, самолеты, джипы и пр. С грустью слушаешь бодрые сообщения о том, что государство нашло возможность рассчитаться с внешними долгами, погашая их разным клубам, «африкам» да другим «пиявкам», сосавшим не только кровь с вирусом марксистко-ленинской идеологии, но и миллиарды денег, которых так недоставало для человеческой жизни в стране. За счет нового поколения налогоплательщиков власть нашла возможность рассчитаться за щедрость своих предшественников и ничего не сделала, чтобы погасить внутренний долг перед своими гражданами да найти за 16 перестроечных лет денег на ремонт атомохода, на котором в этом году погибло два подводника – два гражданина России. На двух атомоходах такого же проекта в течение 16 лет проходила и моя служба. Но каждая из подводных лодок того времени за эти годы имела пару заводских ремонтов. О времена, о нравы…

Краткая биографическая справка
Щербина Николай Ярехтович – инженер-механик, специалист в области управления, эксплуатации и технического обслуживания ядерных энергетических установок атомных подводных лодок трех поколений.
Командир группы дистанционного управления 1го дивизиона БЧ5 с августа 1962 по апрель 1969 год, командир дивизиона живучести БЧ5 до марта 1971 года на головной АПЛ второго поколения К38 проекта 671. Затем командир БЧ5 второго серийного корпуса АПЛ К147 этого же проекта до сентября 1978 года. Непосредственная служба на инженерных корабельных должностях составила более 16 лет. С сентября 1978 года по январь 1981 года дивизионный инженер-механик на вновь образованном дивизионе ремонтирующихся АПЛ при СРЗ «Нерпа» МСП. С февраля 1981 года по февраль 1987 года – заместитель начальника электромеханической службы 1й флотилии АПЛ СФ.
В период службы в ЭМС флотилии подготовил ряд научно-технических отчетов, связанных с предупреждением аварийности: «Причины и факторы, предопределяющие аварийность на ПЛ ВМФ», «Система предупреждения аварийности в объединении ПЛ» и др., автор трилогии «Лики атомной подводной эпопеи» (1999, 2005 гг.).
С 1987 г. на должности начальника кафедры устройства и живучести корабля Высшего Военно-морского инженерного училища им. Ф.Э.Дзержинского, которую исполнял до сентября 1991 года. Автор программы комплексной подготовки курсантов училища по вопросам живучести.
В настоящее время старший научный сотрудник Проблемной научно-исследовательской лаборатории живучести кораблей ВМФ (ПНИЛ ЖК ВМФ) Военно-морского инженерного института, профессор кафедры ядерных энергетических установок, кандидат технических наук, доцент. В качестве эксперта участвовал в расследовании причин катастрофы АПЛ «Комсомолец» и гибели личного состава экипажа.
Во время службы в ВМФ принимал непосредственное участие в локализации и ликвидации происшествий, связанных с распространением радиоактивности на АПЛ, за что награжден орденом «Мужества». Ветеран подразделений особого риска. Награжден 2-я орденами и 17-ю медалями.


Вторая половина ХХ века войдет в историю как «золотой период» в развитии атомного корабле­строения. При невероятном напряжении народного хозяйства, еще недостаточно восстановленного после разрушительной войны, в стране были созданы все необходимые условия: мобилизован научный и технический потенциал, создавались производственные мощности и инфраструктура обеспечения, строились средства сдерживания вероятного противника в гонке вооружений, возникшей в результате развернувшейся «холодной войны».

В 1952 г. принято решение о строительстве советской подводной лодки с атомной энергетической установкой. Первый атомоход – подводная лодка проекта 627, тактический номер К-3, спроектирована СКБ-143 (СПМБМ «Малахит») под руководством главного конструктора В.М.Перегудова.

Паропроизводящую установку с ядерным реактором водо-водяного типа на тепловых нейтронах разработал под руководством академика Н.А.Доллежаля НИИХиммаш (впоследствии НИКИЭТ).

Научным центром по разработке корабельной ядерной энергетической установки стала Лаборатория измерительных приборов Академии наук СССР, которую возглавлял И.В.Курчатов (ныне Институт атомной энергии). Научное руководство атомных подводных лодок трех поколений было поручено академику А.П.Александрову. Главным конструктором главной энергетической установки (ГЭУ), включавшей в свой состав паропроизводящую, паротурбинную установку и электроэнергетическую систему АПЛ был П.Д.Дегтярев (СКБ143). Первая корабельная АЭУ создавалась в сжатые сроки при ограниченных знаниях атомной проблематики учеными-атомщиками, мало знакомыми с корабельными условиями. Отечественный опыт нарабатывался в ходе проектирования и строительства. Время подстегивало…

20 апреля 1958 г. был выдан первый пар от ядерной энергетической установки первой в СССР атомной подводной лодки К3. Последнее событие подтвердило возможность перевода подводного флота из ныряющего в настоящий подводный с оснащением его ядерными энергетическими установками.

Параллельно с созданием опытной подводной лодки К3 началась подготовка специалистов для экипажей атомоходов в Учебном центре ВМФ и на базе созданных специально для этих целей в ОКБ2 под руководством И.И.Африкантова подземных прототипов корабельных ядерных энергетических установок типа 27ВМ и 27ВТ при первой в мире АЭС.

Ядерная энергетическая установка первого поколения типа ВМА, с водо-водяным реактором, была установлена на более чем полусотне АПЛ четырех проектов, которые были построены в рекордно короткие сроки – с 1958 по 1968 годы – на судостроительных заводах Северодвинска и Комсомольска-на-Амуре, в самое напряженное время противостояния двух мировых держав, что не могло не повысить в прямом и переносном смысле температуру «холодной войны» между ними.

Атомные подводные лодки соединения

В 1959–1960 годах в одной из уютных бухт Северного флота первенцев атомного флота принимали специалисты соединения атомных подводных лодок во главе с командиром соединения А.И.Сорокиным, начальником штаба В.П.Масловым, флагмехом Б.П.Акуловым и другими. Прибывающие в состав соединения подводные лодки бюро проектантов СПМБМ «Малахит» и ЦКБ МТ «Рубин» отрабатывали курсовые задачи, совершенствовали боевое мастерство на берегу и в море. Имена и фамилии первопроходцев этой славной эпопеи – командиров подводных лодок и командиров электромеханических боевых частей (БЧ5) как наиболее ответственных лиц за приемку первых атомных подводных лодок от промышленности и ввода их в боевой состав ВМФ – представлены в табл. 1. К концу 1961 года ожидалось пополнение соединения другими подводными лодками (табл. 2).

Таблица 1


Таблица 2


Освоение первых атомных подводных лодок не обошлось без неприятностей. В октябре 1960 года на АПЛ К-8 произошла первая авария ядерной энергетической установки, закончившаяся облучением части личного состава. Экипаж справился с аварией, лодка самостоятельно возвратилась в базу. В июле 1961 года при нахождении в Северной Атлантике на учениях «Полярный круг» на ракетоносце К-19 произошла тяжелая авария ядерной энергетической установки с облучением всего экипажа и последующей гибелью восьми человек. Первыми укротителями «разбушевавшегося» атома и его жертвами стали корабельные инженеры офицеры-подводники Ю.Повстьев и Б.Корчилов, ряд старшин и матросов экипажа. К-19 с выведенной из строя ядерной энергетической установкой возвратилась в базу под буксиром, получив название «Хиросима».

Несмотря на свою недостаточную безопасность, в основном, из-за не очень высокой надежности парогенераторов в составе паропроизводящей установки, атомные подводные лодки первого поколения выполнили сотни дальних походов и боевых служб, освоили трансарктические, экваториальные и трансокеанские маршруты в Мировом океане.

В июле 1961 года на базе подводных лодок (табл. 1) образована 1-я флотилия атомных подводных лодок Северного флота, которую возглавил известный подводник контр-адмирал А.И.Петелин, флагмехом флотилии был назначен капитан 1 ранга М.М.Будаев, впоследствии ставший вице-адмиралом, начальником 1 ЦНИИ МО.

Торпедные АПЛ проекта 627 с первенцем атомного подводного флота К-3 вошли в состав 3-й дивизии атомных подводных лодок – родоначальницы соединения такого типа с командиром капитаном 1 ранга В.П.Масловым. Дивизию ракетных подводных лодок возглавил капитан 1 ранга А.И.Сорокин. Непродолжительная история 3й дивизии атомных подводных лодок Северного флота длилась с 1961 по 1995 год. В ее анналах остались славные дела многочисленных морских походов, испытания техники и людей на надежность, мужество и отвагу. На АПЛ 3-дивизии четырнадцать подводников в мирное время удостоились высокого звания Героя Советского Союза. Ими стали: Л.Г.Осипенко, А.И.Петелин, Л.М.Жильцов, Р.А.Тимофеев, И.Р.Дубяга, Ю.А.Сысоев, В.А.Касатонов, Л.Н.Столяров, И.Ф.Морозов, Н.В.Усенко, Д.Н.Голубев, И.Д.Петров, В.Е.Соколов. Дивизией руководили: Герои Советского Союза адмиралы А.П.Михайловский и Н.К.Игнатов. Ряд подводников из 3-й дивизии удостоились этого высокого звания на других должностях: вице-адмиралы Е.Д.Чернов и Е.А.Томко, адмирал флота В.Н.Чернавин, Героем Социалистического Труда стал капитан 1 ранга В.В.Рыков. Командный состав 3-й дивизии представлен в табл. 3.

Таблица 3. Командный состав соединения с 1961 по 1995 год


Все командиры третьей дивизии стали адмиралами. Адмиральского звания достигли на других должностях Н.Ф.Рензаев, В.Н.Чернавин, Г.В.Егоров, В.Я.Барановский, М.Г.Проскунов, Г.К.Костев, А.М.Евдокименко, Л.И.Жданов, В.М.Монастыршин, В.А.Рудаков, В.Л.Зарембовский и др. 3я дивизия атомных подводных лодок на первых порах являлась основной кузницей кадров подводников атомного флота. Из ее рядов выросли командующие флотами адмиралы В.Н.Чернавин (СФ), В.П.Маслов (ТОФ), А.П.Михайловский (СФ), В.П.Иванов (БФ), О.А.Ерофеев (СФ). История ее образования и существования в составе ВМФ – это история освоения атомных подводных лодок разных проектов и поколений. Основная тяжесть при освоении лодок возлагалась на экипажи, принимавшие корабли от промышленности, на их командиров и командиров БЧ-5. Состав 3-й дивизии на первом этапе представлен в табл. 4.

Таблица 4


Освоение АПЛ первого поколения проходило и вторыми экипажами подводных лодок, командирами которых в разное время были М.М.Чубич, Ю.Н.Черненко, О.Б.Комаров, Ю.Н.Дружинин, Е.Ростовцев и многие другие.

За каждой подводной лодкой за 35 лет существования дивизии стоят тысячи человеческих судеб, главная задача которых состояла в защите интересов Отечества в Мировом океане.

Подводные лодки второго поколения

Военно-морской флот в 1967 году ко дню 50летия Октябрьской революции на замену четырем проектам серийных атомных подводных лодок первого поколения получил головные АПЛ трех проектов второго поколения с расширением географии строительства на Ленинград и Горький. Только в Ленинграде были задействованы сотни проектных и промышленных предприятий, таких как СКБ-143, ЦКБ-18, СКБК, ЦНИИ-45, ОКБ ЛК-З, ЦНИИ-48, ЛКЗ, заводы «Красная Заря», «Электросила» и многие другие. Головные атомные подводные лодки второго поколения проектов 670, 671 и 667А были заложены на судостроительном заводе «Красное Сормово», Адмиралтейском заводе и Северном машиностроительном предприятии. Главными конструкторами этих подводных лодок были в ЦКБ «Лазурит» В.П.Воробьев, в СПМБМ «Малахит» Г.Н.Чернышев, в ЦКБ МТ «Рубин» С.Н.Ковалев. Атомные субмарины второго поколения строились с компактными унифицированными ядерными энергетическими установками.

ЯЭУ второго поколения, спроектированные в ОКБ2 (ныне «Опытное конструкторское бюро машиностроения им. И.И.Африкантова») под руководством начальника и главного конструктора бюро И.И.Африкантова, оказались более надежными, маневренными и автоматизированными. Кроме АПЛ первого и второго поколений, в 1963 и 1970 годах были введены в строй опытные подводные лодки двух проектов СПМБМ «Малахит». Первая из них имела паропроизводящую установку с жидкометаллическим теплоносителем в реакторе (проект 645 – прочный корпус из стали, главный конструктор А.К.Назаров, научный руководитель ЯЭУ академик Академии наук УССР А.И.Лейпунский), вторая (проект 661 – корпус из титанового сплава, главный конструктор академик Академии наук СССР Н.Н.Исанин) была оснащена паропроизводящей установкой с ВВР, спроектированной Н.А.Доллежалем. Мощь этой лодки была такова, что позволила достичь подводной скорости в 44,7 узла, непревзойденной до настоящего времени.

Другие головные подводные лодки второго поколения проектов 705 и 705К (научный руководитель академик А.И.Лейпунский, главный конструктор В.В.Ромин), так называемые «лодки – автоматы» или «подводные истребители», имели ППУ с жидкометаллическим теплоносителем. Их компактные ядерные реакторы на промежуточных нейтронах по мощности почти в два раза превышали ядерные реакторы ППУ с ВВР первого и второго поколения. Эти лодки из-за своей сложности в изготовлении и эксплуатации были сданы ВМФ только в 1980х годах, когда на подходе уже были АПЛ третьего поколения.

Специалисты проектно-конструкторских организаций СПМБМ «Малахит», ЦКБ МТ «Рубин», ЦКБ «Волна», СКБ «Лазурит», десятков научно-исследовательских институтов и сотен контрагентских организаций по технике и вооружению непрерывно находились на заводах-строителях, осуществляя наблюдение за ходом строительства, оказывая необходимую помощь. Все вопросы решались оперативно, а отдельные детали доставлялись нарочными и самолетами. Под массовый поток техники и оружия образовывались или перестраивались научные и учебные заведения, появлялись и утверждались новые институты, отделы, управления, факультеты, учебные центры. В 3-ю дивизию на замену лодкам первого поколения поступили более совершенные АПЛ второго поколения проекта 671 (табл. 5).

Таблица 5


Кроме указанных АПЛ дивизию пополнили и их вторые экипажи под руководством А.М.Евдокименко, В.В.Анохина, В.М.Храмцова, Д.И.Зайдулина, А.Н.Коржева, Е.А.Томко и А.И.Макаренкова.

Подводные лодки второго поколения проекта 671

Судьба автора в должностях от командира группы до командира БЧ-5 в течение 16 лет была тесно связана со службой в составе 3-й дивизии на головной крейсерской многоцелевой атомной подводной лодке второго поколения проекта 671 К-38 и серийной этого же проекта К-147. Головной заказ номер 600 – атомная подводная лодка проекта 671 К38 был заложен на государственном предприятии «Адмиралтейские верфи» в апреле 1963 года. Новый проект атомных субмарин второго поколения явился крупным достижением отечественной научной и инженерной мысли начала 60-х годов. В научном обеспечении проектирования новой подводной лодки принимали участие представители академических институтов во главе с президентом Академии наук академиком А.П.Александровым. Сотни высококвалифицированных специалистов научно-исследовательских институтов судостроения принимали участие в разработке этого проекта. Особый вклад внесли коллективы ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова, ЦНИИ конструкционных материалов «Прометей», ЦНИИ технологии судостроения. В создании самой современной для 1960-х годов атомной подводной лодки проекта 671 участвовали также десятки научноисследовательских и конструкторских организаций Министерства среднего машиностроения и других отраслей народного хозяйства. Руководил проектированием главный конструктор подводных лодок проекта 671 Герой Социалистического Труда Г.Н.Чернышев, возглавивший коллектив ведущих специалистов СПМБМ «Малахит». Строительство подводной лодки проекта 671 осуществлялось из новых конструкционных материалов по новейшим технологиям, которые ранее не применялись ни в отечественной, ни в мировой практике подводного кораблестроения. Для успешного решения задач такого масштаба «Адмиралтейские верфи» осуществили строительство новых и капитальную реконструкцию действующих специализированных производственных мощностей, сконцентрировали силы лучших специалистов на их разрешении. Главным строителем заказа 600 стал известный подводник российского флота К.Ф.Терлецкий, которого в 1964 году сменил опытный строитель подводных кораблей И.Л.Каменецкий.

Создание первого подводного корабля нового проекта 671 потребовало от его участников поиска нестандартных конструкторских, технологических и производственных решений. Залогом их реализации стало активное участие в строительстве нового корабля всего коллектива Адмиралтейского завода, начиная от директора завода Б.Е.Клопотова, а затем В.Н.Дубровского, и заканчивая рядовыми конструкторами, технологами, строителями и рабочими. Особый вклад внесли специалисты инженерных служб предприятия, которые возглавлял главный инженер Н.И.Пирогов, а затем И.С.Белоусов, впоследствии министр судостроительной промышленности и заместитель Председателя Совета Министров СССР.

В июле 1966 года крейсерская многоцелевая АПЛ проекта 671 была спущена на воду, а в ноябре 1967 года успешно сдана Военно-морскому флоту. 5 ноября 1967 г. на головной подводной лодке К-38 был поднят Военно-морской флаг, а 19 декабря она прибыла в состав 3й дивизии АПЛ СФ. Под командованием Е.Д.Чернова, впоследствии Героя Советского Союза, командующего 1-й флотилией АПЛ Северного флота, началась жизнь нового поколения отечественных подводных атомоходов, семья которых с течением лет пополнялась проектами 671 РТ и 671 РТМ, что позволяло надежно обеспечивать обороноспособность нашего Отечества.

Для достижения паритета с ВМС зарубежных стран в СССР было построено более 250 атомных подводных лодок, на которых было установлено около 500 ядерных реакторов разных типов и модификаций. Эксплуатация такого количества ядерных энергетических установок на протяжении десятилетий – это колоссальный опыт, который необходим для тех, кто занимается ядерной энергетикой в настоящее время, и истинный клад для тех, кто думает о ее будущем.

От поколения к поколению совершенствовалась техника, повышалась надежность, безопасность и живучесть как самих ЯЭУ, так и их ядерных реакторов, парогенераторов и другого основного оборудования. Одно то, что ЯЭУ АПЛ «Курск» осталась практически невредимой после мощнейшего взрыва, повлекшего за собой разрушение прочного корпуса корабля и всех внутренностей от носа и до переборки реакторного отсека, говорит о многом.

От первой ЯЭУ, изготовленной «россыпью», состоящей из отдельных составных элементов с весьма разветвленными коммуникациями, которые принесли много неприятностей подводникам в начале атомной эпопеи, до блочной компактной ППУ третьего поколения прошло совсем немного времени, каких-то 30 лет.

За это время были разработаны новейшие технологии, создана соответствующая инфраструктура промышленного производства, наработан опыт эксплуатации ЯЭУ, подготовлены высококлассные кадры. В их подготовке важнейшую роль сыграла «Дзержинка», где в 1957 году был образован факультет ядерных энергетических установок.

Тем, кто вошел в 1957 г. под шпиль Адмиралтейства и стал курсантом спецфака (факультета ядерных энергетических установок) сейчас около семидесяти. Все они прожили интересную, насыщенную неординарными событиями и поступками жизнь моряков-подводников. Последний представитель первого набора 1957 года уволен в запас в мае 1997 г. – вице-адмирал Виктор Сергеевич Топилин.

Курсанты факультета ЯЭУ набора 2002 г. покинут стены приемника «Дзержинки» – Высшего Морского инженерного института – в 2007 году, в год 50летия факультета. Начнется их плавание. Кому повезет – в Мировом океане, кого-то затянет зыбь рыночных морей. Курсанты задаются вопросом, а что их ждет в будущем при нынешнем состоянии подводного флота в пореформенной России? Ссылаясь на опыт истории, когда за периодами спада всегда наступали подъемы, пытаюсь вселить в них надежду. Иначе как без нее, без надежды?

Я пришел на флот матросом в 1956 г. Пол века принадлежу ему. И все, что происходит с флотом сейчас, воспринимаю с болью и горечью. Ракетно-ядерный щит нашего Отечества успешно утилизируется с помощью американских «друзей». Может быть, флот был неоправданно велик, и все нечеловеческое напряжение тех лет было зря? Возможно. Но то, что творилось с флотом и людьми в перестроечные времена – такого быть не должно.

Бывший заместитель академика А.П.Александрова Георгий Алексеевич Гладков при встрече на конференции в Нижнем Новгороде посетовал, что их новые разработки ЯЭУ, превосходящие по характеристикам зарубежные, фактически ЯЭУ пятого поколения, никого не интересуют. Но кому они не нужны? Тем, в чьих руках находится принятие решений сегодня или будущим поколениям? Не слишком ли большую ответственность взяли на себя сегодняшние руководители? История не прощает короткой человеческой памяти. Забыть о том, что было в прошлом, значит потерять самих себя.

Возвращаясь к запискам о начале службы на АПЛ

Закончив в 1962 г. вожделенную «Дзержинку» (Высшее Военно-морское инженерное училище им. Ф.Э.Дзержинского) с дипломом инженера-механика по ядерным энергетическим установкам я проследовал к будущему месту службы в Западную Лицу на АПЛ К38. Время и место начала строительства головной АПЛ второго поколения пока были неизвестны. Семь лейтенантов «Дзержинцев», лейтенант химик и замполит, прибывшие, как и я на плавбазу в губе Большая Лопаткина, положили начало экипажу. По существу лейтенантский состав инженеров-механиков представлял первый полноценный выпуск специалистов по ядерным энергетическим установкам. Все получили назначение на первичные должности командиров групп в дивизионе движения БЧ-5. Каждый из нас со временем должен был стать оператором по управлению атомной энергетической установкой и, как правило, еще и командиром одного из отсеков лодки.

Самым тяжелым оказалось вхождение в типовой недельный распорядок дня 3й дивизии подводных лодок, где каждая минута от побудки до отбоя строго регламентирована изо дня в день, из месяца в месяц. По корабельному расписанию у каждого члена экипажа свои действия и свой маневр, закрепленный для матросов и старшин в книжке «Боевой номер», а для офицеров – в должностных обязанностях. Через входные люки экипажный строй «проваливается» внутрь подводной лодки, и начинаются насыщенные корабельными командами различные мероприятия: это уход за механизмами и вооружением, отработка боевого мастерства на тренировках по специальности, по борьбе за живучесть и многое другое, что необходимо для поддержания корабля и экипажа в постоянной готовности. Из тысяч отработанных элементов задач и мероприятий: полного проворачивания механизмов, учения по предварительному и окончательному приготовлению корабля к походу и бою; комплексной проверки систем главной энергетической установки подводной лодки перед вводом ГЭУ; учения по вводу ГЭУ – нормальному и экстренному, – складывалась готовность подводной лодки и экипажа к плаванию. В этом потоке дел формировалось мастерство, необходимое для безаварийного плавания и выполнения поставленных перед экипажем боевых задач в соответствии с предназначением корабля. За пролетевшие несколько месяцев корабельной службы пришло осознание того, насколько поверхностными являются наши знания после училища и как много надо работать, чтобы познать все премудрости корабельной службы.

В это же время параллельно с нами формировались и другие экипажи головной подводной лодки второго поколения с крылатыми ракетами и подводной лодки с титановым корпусом с крылатыми ракетами (чемпиона подводной скорости).

В октябре-ноябре завершилось формирование БЧ5 АПЛ К38. Командиры дивизионов: капитан-лейтенанты Александр Иванов, Алексей Вояковский и Вячеслав Москвин – пришли с плавающих кораблей уже с опытом обслуживания новой техники. Они успели пройти школу приемки кораблей от промышленности, отработки курсовых задач и плавания на АПЛ. Командиром БЧ5 был назначен капитан 3 ранга Николай Думенский, окончивший накануне академию и послуживший некоторое время в должности командира дивизиона БЧ5 в составе одного из вторых экипажей АПЛ. В ноябре-декабре были назначены старший помощник и помощник командира, оба с дизельных лодок из Полярного капитаны 3 ранга Геннадий Мелихов и Леонид Лапин. На этом первый этап формирования экипажа был завершен.

До отъезда на учебу в учебный центр ВМФ в Обнинске и до назначения в ноябре-декабре командира АПЛ капитана 3 ранга Евгения Чернова, старпома с ракетоносца К16, мы осваивали корабельную службу на лодках К3, К8 и К14 в зависимости от того, какая из них находилась в базе. После четырехмесячного пребывания на Севере наш путь лежал за парты учебного центра. Пока шла учеба в Обнинске, в Ленинграде шла подготовка к приему первых экипажей атомных подводных лодок. К этому времени кроме первого экипажа головной подводной лодки, были сформированы второй экипаж головной лодки с командиром экипажа Александром Евдокименко и командиром БЧ5 Владиславом Симбирским. На подходе были экипажи первого и второго серийных корпусов АПЛ Рюрика Кетова с механиком Виталием Кизимом и Виталия Сидельникова с механиком Владимиром Дадоновым.

В учебном центре ВМФ поражала молодость преподавательского состава. Вчерашние первопроходцы, офицеры первой атомной подводной лодки К3 и других АПЛ, читали на высоком профессиональном уровне лекции по паропроизводящей и паротурбинным установкам, по системам автоматического управления, по электроэнергетической и общекорабельным системам. В особом ряду стоял «засекреченный по тому времени» преподаватель физики ядерного реактора Владимир Дорогань. Человеком-легендой для нашего лейтенантского восприятия был начальник учебного центра Герой Советского Союза генерал-майор Леонид Гаврилович Осипенко, командир первой атомной подводной лодки СССР, человек приветливый и обаятельный.

С первого занятия стала очевидной разница между подготовкой в училище и в Центре. Здесь была продемонстрирована высокая школа профессионализма. И с нас – лейтенантов спрос был по полной форме, потому что ключи управления сложными системами АПЛ в первую очередь попадут в лейтенантские руки.

Командир экипажа Евгений Чернов регулярно посещал кадры ВМФ для согласования оставшихся назначений офицеров корабля. Кроме того, решался вопрос дальнейшей учебы экипажа на предприятиях промышленности, в проектно-конструкторских бюро, в научно-исследовательских институтах и на заводе-строителе. После очередной поездки в Ленинград Е.Чернов порадовал экипаж известием о том, что в День космонавтики 12 апреля 1963 г. на стапеле Адмиралтейского завода произведена закладка нашей атомной подводной лодки.

В июле 1963 года подошел срок присвоения всей лейтенантской братии экипажа воинского звания «старший лейтенант». С получением воинских званий и успешной сдачей экзаменов по теоретическим вопросам завершался первый этап подготовки в учебном центре.

После завершения теоретической подготовки группа механиков перешла к практической отработке на подземном прототипе главной энергетической установки на первой в мире атомной электростанции. ГЭУ была первого поколения, а теоретический курс прослушан по установкам второго поколения, между которыми имелись существенные различия. Тем не менее, стажировка помогла уяснить технологию процессов приготовления установки к работе, работ на переменных режимах, при выводе ее из действия, в аварийных случаях и пр.

После зачетов по этому этапу нас ждал Ленинград для освоения новой техники на предприятиях промышленности и в проектных институтах. Затем планировалась поездка на действующие АПЛ Северного флота, после чего предстояло повторное посещение Обнинска для завершения учебы и получения сертификата по проекту головной подводной лодки второго поколения. Но об этом… продолжение следует.

(Журнал «Атомная стратегия» № 26, ноябрь 2006 г.)





Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=752