Две схожие истории развития техники с разницей в 110 лет
Дата: 16/02/2018
Тема: Альтернативные источники энергии


В.А. Узиков

Создание управляемого летательного аппарата тяжелее воздуха

Братья Райт – по меткому выражению писателя Дэвида Маккаллоу, это люди, которые научили мир летать. На пике славы в 1909 году Уилбуру исполнилось 42 года, Орвиллу – 38. Для братьев Райт из Дейтона, штат Огайо, авиация началась с игрушки из Франции, маленького «вертолета», который принес домой их отец, епископ Милтон Райт, убежденный сторонник образовательной ценности игрушек. Мальчишки увлечённо играли с ним, пока он не сломался, и тогда они сделали новую модель самостоятельно!



Братья росли в семье, где всегда поощрялась пытливость ума. В год окончания школы в Дейтоне Уилбур имел оценки выше 90 по всем предметам – алгебре, ботанике, химии, английской литературе, геологии, геометрии и латыни. Шли разговоры о том, что он поедет учиться в Йельский университет. Однако все эти планы рухнули, когда во время игры в хоккей Уилбур получил по лицу удар клюшкой, которым ему выбило почти все зубы верхней челюсти. Орвилл, у которого были проблемы с учёбой в школе, так и не получил среднего образования, занявшись бизнесом. Вместе с братом стал работать и Уилбур, постепенно отходивший от последствий травмы[1].

Сначала братья занимались издательским бизнесом, но настоящий успех к ним пришёл в 1892 году, когда они открыли мастерскую по ремонту и магазин велосипедов «Велосипедная компания Райтов». Америка переживала «велосипедный бум», и недостатка заказов у братьев не было.

В конце лета 1896 года 25-летний Орвилл тяжело заболел тифом, и в это время Уилбур начал зачитывать ему вслух книгу о немецком энтузиасте-воздухоплавателе Отто Лилиентале, который недавно погиб в результате крушения планера. Горный инженер по образованию, Лилиенталь занимался производством небольших паровых машин и увлекся воздухоплаванием еще в 1869 году. В течение нескольких лет Лилиенталь сконструировал и построил десять планеров, свои normale Segelapparate (планирующие аппараты). Известие о гибели Лилиенталя, писал позже Уилбур, пробудило в нем интерес, дремавший с детства. Он начал изучать литературу по аэронафтике, а следом полностью оправившийся от болезни Орвилл приступил к чтению книг по тому же списку.

На рубеже XIX и XX веков много, как правило, очень небедных людей увлекались аэронавтикой в разных странах, но отношение к ним в обществе и так называемой «научное среде» было ровно такое, каким станет ровно через век к сторонникам низкоэнергетических ядерных реакций. В 1899 году Уилбур пишет письмо в Смитсоновский институт в Вашингтоне, где пишет «Мои наблюдения с тех пор лишь убедили меня в том, что полет человека возможен и реален. Я намерен начать систематически изучать предмет в качестве подготовки к практической работе, которой надеюсь уделить время, остающееся от моих основных занятий. Я хотел бы получить работы по этой тематике, опубликованные Смитсоновским институтом, а также, если возможно, список других напечатанных работ на английском языке». 

Получив от помощника секретаря Смитсоновского института Ричарда Рэтбана список книг и богатый набор работ самого Смитсоновского института, посвященных авиации, Уилбур и Орвилл всерьез взялись за их изучение. Многие знаменитые инженеры, ученые и мыслители XIX века работали над решением проблемы управляемых полетов. Среди них - сэр Джордж Кейли, сэр Хайрем Максим (изобретатель знаменитого пулемета), Александр Грэм Белл и Томас Эдисон. Преуспеть не удалось никому. Например, Хайрэм Максим потратил 100 000 долларов из собственных средств на разработку и постройку гигантского, приводимого в движение паровым двигателем, неуправляемого летательного аппарата, который разбился при взлете. Примерно такие же средства на оснащенный паровым двигателем летательный аппарат, построенный французским инженером-электриком Клеманом Адером. Результат оказался таким удручающим, что проект закрыли. Правда, Адер успел дать аппарату французское название avion.

В 1895 году один из величайших физиков, президент Лондонского Королевского общества по развитию знаний о природе Уильям Томсон (лорд Кельвин) заявил: «Летательные аппараты тяжелее воздуха невозможны». Заявление на тот момент выглядело вполне разумным. Действительно, даже бумеранги, в конце концов, падают. Томас Эдисон тоже считал, что для перемещения по воздуху нужно искать другие способы. Привычные убеждения и житейский опыт людей иногда приземляют полет их абстрактного мышления. Хорошо, что братья Райт не обращали внимания на высказывания авторитетных лиц и продолжали предпринимать абсурдные попытки изобретения самолета.

Неверие окружающих в достижимость поставленной цели ничуть не обескураживало Уилбура и Орвилла Райтов. Им мешало лишь то, что они не имели законченного высшего образования, полноценной технической подготовки, опыта работы с кем-либо, кроме как друг с другом, а также высокопоставленных друзей, финансовой поддержки, правительственных субсидий. У них были только собственные небольшие средства. Кроме того, существовала реальная угроза погибнуть, как Отто Лилиенталь.

Занимаясь бизнесом, связанным с передовой на тот момент техникой, Уилбур и Орвилл были в курсе всех экспериментов и технических новинок. К последнему десятилетию XIX века попытки покорить небо на аппарате тяжелее воздуха шли полным ходом. Смельчаки экспериментировали с планерами, придумывали новые системы для управления летательными аппаратами. Многие гибли при испытаниях. Братья Райт включились в этот процесс, начав свои эксперименты. Одновременно они переписывались с другими изобретателями, старясь быть в курсе их успехов и неудач.

С 1899 по 1902 год братья совершенствовали свои модели планеров. В 1902 году, после долгих экспериментов, они сумели сделать то, чего до них не удавалось никому — создать летательный аппарат тяжелее воздуха, который был полностью управляем. Созданные братьями Райт системы управления позволяли контролировать аппарат по трём осям: перекосом крыла — крен (продольная ось), носовым рулём высоты — тангаж (поперечная ось) и хвостовым рулём направления — рыскание (вертикальная ось). Фактически братья первыми разработали схему, которая и по сей день лежит в основе управления самолётами. Именно поэтому многие историки авиации полагают, что она появилась именно тогда, когда братья Райт подали патентную заявку на данное изобретение, а не в момент первого полёта.

Профессионализм и научный подход братьев Райт, проявился в том, что для оптимизации своих исследований они создали аэродинамическую трубу и стали проводить систематические испытания на миниатюрных крыльях с октября по декабрь 1901 года. Изобретённые ими «весы» для удерживания крыльев в туннеле, были сделаны из велосипедных спиц и металлолома и выглядели весьма неэстетично, однако были настолько же важны для окончательного успеха, как и их планёры. Устройство братьев Райт для измерения подъёмной силы позволило сделать расчёт коэффициентов для каждого типа крыла. и они могли наблюдать работу крыльев через стекло в верхней части аэродинамической трубы.

Они разработали и изготовили деревянные пропеллеры, а также бензиновый двигатель, изготовленный в их магазине велосипедов. Они пришли к выводу, что пропеллер — по сути то же крыло, только вращающееся в вертикальной плоскости и на этом основании они для проектирования пропеллеров воспользовались данными большего количества испытаний в аэродинамической трубе. В окончательном варианте диаметр пропеллера составил 2,6 м, лопасти были сделаны из трёх склеенных кусков ели. Братья Райт выбрали двойной «толкающий» пропеллер (противовращающийся, чтобы гасить вращающий момент), который должен действовать на больший объём воздуха, чем одинарный относительно медленный пропеллер, и не будет влиять на поток воздуха по передней кромке крыльев (Рис.1).Уилбур сделал в марте 1903 запись  о том, что пропеллер опытного образца имел КПД 66 %. Современные испытания в аэродинамической трубе пропеллеров образца 1903 года показали, что они имели КПД более 75 % в условиях первых полётов, а фактически имели максимальный КПД 82 %. Это очень большое достижение, учитывая, что современные деревянные пропеллеры имеют максимальный КПД 85 %.

Добившись успеха с планерами, в 1903 году братья построили «Флайер-1», оснащённый бензиновым двигателем, который был построен механиком их собственного магазина велосипедов. Корпус, как и у всех предыдущих моделей братьев Райт, был сделан из ели.«Флайер-1» имел размах крыла 12 м, весил 283 кг и был оснащён двигателем мощностью 9 КВт и весом 77 кг. Общая стоимость самолёта не превышала 1000 долларов, что в разы дешевле, чем аналогичные проекты других изобретателей.

Когда все подготовительные мероприятия были завершены, и машина оказалась на «испытательном полигоне» братьев в Китти-Хок, в Северной Каролине, встал деликатный вопрос: кто первым рискнёт испытать «Флайер-1»? Решили просто бросить монетку, и она «выбрала» Уилбура. 14 декабря 1903 года Уилбур Райт предпринял попытку первого полёта, однако самолёт упал сразу после взлёта. Ни летчик, ни машина не пострадали, а сами братья сочли инцидент досадной случайностью, вызванной недостатком опыта.

17 декабря 1903 года «Флайер-1» вновь был готов к полёту. На сей раз за штурвал сел Орвилл Райт. Самолёт, пилотируемый им, поднялся в воздух, пролетел 36,5 метра за 12 секунд и успешно приземлился. В тот день братья летали ещё дважды: Орвилл пролетел 60 метров, а Уилбур — 52. Полёты проходили на высоте примерно три метра. Свидетелями успеха были пять человек: Адам Этэридж, Джон Дэниелс и Уилл Дуг из береговой команды спасателей, бизнесмен Бринкли, а также деревенский мальчик Джонни Мур. У братьев Райт были большие планы на «Флайер-1», однако поднявшийся при буксировке сильный ветер несколько раз перевернул машину, после чего его авиационная «карьера» закончилась.

В 1904 году братья Райт построили «Флайер-II» и устроили аэродром в Прерии Хаффмана, пастбище коров в 13 км к северо-востоку от Дейтона, которое президент банка Торренс Хаффман предоставил им без арендной платы. Они пригласили на первую попытку полёта 23 мая репортёров с условием, что они не будут фотографировать. Неисправности двигателя и слабые ветры не дали возможности поднять самолёт в воздух, они смогли совершить только очень короткий перелёт несколькими днями позже в присутствии гораздо меньшего числа репортёров. После их неудачных показательных полётов местные газеты игнорировали их около полутора лет.

Братья Райт были довольны тем, что освободились от внимания репортёров. Отсутствие журналистов также уменьшало шансы их конкурентов для изучения их методов. После полётов с двигателем в Китти Хоук Райт приняли решение начинать сворачивать велосипедный бизнес, чтобы они могли посвятить себя созданию и продвижению на рынке пригодного к эксплуатации самолёта. Такое решение несло в себе финансовый риск, так как Райт не были богаты и не имели государственного финансирования (в отличие от других пионеров авиации, таких как Адэр, Максим, Лэнгли и Сантос-Дюмон).Они намеревались закрепить за собой патент на изобретение, а затем выгодно продать свой самолёт. Патент США № 821393 на «Летающую машину» им удалось получить лишь в 1906 году, после того как они наняли видного американского юриста Гарри Тоулмина. Сложность заключалась в том, что одновременно с братьями Райт аналогичные проекты пытались патентовать и другие пионеры неба, и порой трудно было отдать кому-либо приоритет, особенно, когда речь касалась отдельных деталей конструкции.

Рисунок 1 – Уилбур и Орвилл Райт вблизи Дейтона, штат Огайо, в мае 1904 года.

Несмотря на значительный прогресс в 1904 году, Флайер всё ещё часто терял управление. Братья Райт разобрали часто разбивавшийся и ремонтированный самолёт, но сохранили двигатель, и в 1905 построили новый «Флайер-III», в котором были сделаны важные усовершенствования. Братья устанавливали отдельное управление для хвостового руля вместо того, чтобы связать руль с «колыбелью» перекашивания крыла, как это было ранее. Управление всеми тремя осями — креном, рысканием и тангажом — производилось независимо друг от друга. Однако обновлённый Флайер дал те же результаты, что и первые два. Его первый полёт 23 июня и несколько последующих продолжались не более 10 секунд. После того, как Орвилл перенёс травму кости и авиакатастрофу 14 июля, они переделали Флайер, увеличив и установив дальше от крыльев передний руль высоты и руль направления. Эти усовершенствования значительно улучшили стабильность и управление, подготовив базу для серии из шести «длинных полётов» продолжительностью от 17 до 38 минут и дальностью от 20 до 39 км по 1,4-км маршруту вокруг Прерии Хаффмана с 26 сентября по 5 октября. Уилбур совершил последний и самый длительный полёт, дальностью 39,4 км за 38 минут и 3 секунды, закончившийся безопасной посадкой после того, как закончилось топливо.

Об авиационном прорыве братьев Райт общественность долгое время ничего не знала. Не в последнюю очередь потому, что братья сами не стремились разглашать свои секреты. Для Уилбура и Орвилла «летающая машина» была не просто романтическим проектом по покорению неба. После получения патента братья Райт долгое время пытались продать свое изобретение, для чего написали письма в правительство США, а затем Великобритании, Франции и Германии с предложением продать летающую машину, но отказывались от показательных полётов, настаивая на предварительном подписании контракта. Они не хотели даже показывать фотографии своего Флайера. Американские военные отнеслись с большим недоверием к письму владельцев велосипедного магазина о том, что они построили самолёт. Военное министерство только что потратило огромные деньги – 50 тысяч долларов – на неудачную попытку создания пилотируемого самолёта конструкции профессора Лэнгли, чья попытка надводного взлёта с помощью катапульты с баржи привела к тому, что в результате сильного стартового ускорения самолёт просто развалился, чуть не убив своего создателя. И что – два велосипедных механика оказались умнее одного профессора?! Таким образом, непризнанные братья Райт продолжали свою работу, оставаясь в полной неизвестности, в то время как другие пионеры авиации, такие как бразилец Альберто Сантос-Дюмон и американец Гленн Кёртисс находились в центре внимания.

Поскольку информация о полетах была настолько редкой и неполной, скептицизм среди крупных американских и европейских газет в конечном итоге превратился в обвинения в мошенничестве и даже насмешки. «Трудно летать. Легко сказать – “Мы пролетели”», - пишет NewYorkHerald в Париже в 1906 году. Французские газеты считали блефом сообщения о самолёте братьев Райт и называли братьев не «flyers» – «летyны», а созвучным английским словом «liars», то есть «лжецы».

Усовершенствование конструкции своего самолёта братья продолжали до 1908 года, когда к ним пришло международное признание. Чтобы заключить контракты с Минобороны США и частной компанией во Франции, Уилбур провёл показательные полёты во Франции, а Орвилл — в США. Уилбур начал официальные показательные полёты 8 августа 1908 на ипподроме около города Ле-Ман, Франция. Его первый полёт продолжался только одну минуту 45 секунд, но его способность легко совершать повороты и летать по кругу поразили и ошеломили зрителей, в том числе нескольких лётчиков — французских пионеров авиации, таких как Луи Блерио. В последующие дни Уилбур сделал ряд технически сложных полётов, включая полёт по траектории восьмёрки, демонстрируя свои навыки пилота и потенциал машины, превосходящий достижения остальных пионеров авиации того времени.Французская общественность была взволнована подвигами Уилбура, на его полёты собрались тысячи людей. На следующее утро братья Райт проснулись всемирно знаменитыми. Прежние скептики принесли извинения и поздравили Уилбура с успешными полётами.

1908–1909 годы стали пиком славы Уилбура и Орвилла Райт. Они основали свою авиастроительную компанию, но она не имела большого финансового успеха, и в 1915 году Орвилл Райт продал её. Уилбура к тому времени уже три года как не было в живых — в 1912 году он, тративший очень много времени на судебные заседания в защиту собственных авторских прав, которые проходили в разных городах, заболел тифом и скончался.Орвилл Райт умер в 1948 году, в возрасте 76 лет. До самой его смерти продолжались попытки оспорить приоритет братьев как пионеров покорения неба. В американском Смитсоновском музее из-за этих споров «Флайер-1» появился лишь спустя год после смерти своего создателя.

Прорыв человека в небо готовили сотни энтузиастов, мечтателей, изобретателей, но кто-то должен был сделать последний шаг к осуществлению и материализации мечты, и судьба выбрала для этого братьев Райт.

Создание источника энергии на низкопороговых ядерных реакциях

Андреа Росси родился 3 июня 1950 года в Милане. Его отец Луиджи управлял своей собственной компанией «MallallotecnicaRossi», которая изготавливала стальные конструкции для строительной отрасли. Отец стал для Андреа учителем и образцом для подражания, когда дело касалось предпринимательства, в то время как его мать, которая имела степень в античной литературе, научила его правильно учиться. Во  время школьных  каникул до 16 лет он работал в цехе по делам отца, а затем начал работать в офисе, где научился планировать и руководить работой по проектированию и тестированию.  «Я посвятил свою жизнь с десяти до двадцати лет, главным образом, учебе и спорту. У меня не было времени на другие вещи. В некотором роде это было хорошо, потому что я привык много работать. Школы, в которых я учился, отличались интенсивным обучением и учителя загружали нас. Я много учился и всегда был тем, кто много работал в школе. Конечно, моими любимыми предметами стали естественные науки». С 12 лет Андреа занимался боксом и всегда побеждал благодаря своей технике, а в 18 лет перешёл от бокса к бегу на длинные дистанции. В 19 лет он достиг того, что станет символом его жизни: c 23 по 24 апреля 1970 года Андреа Росси завершил супермарафон течение 24 часов на стадионе Calvesi в Брешии, пробежав 175 километров и 144 метра, побив итальянский рекорд, установленный в 1891 году легендарным Луиджи Витторио Бертарелли (здесь и далее использованы материалы из книги Матса Левана [2]).

В 1970 году Росси поступил в университет. Он работал днем и учился по ночам, поэтому даже тогда не было времени ни на что другое. «Я окончил философский факультет, так как предпочитаю заниматься проблемами с теоретической точки зрения, потому что меня больше интересовали теоретические, углубленные исследования. И я выбрал наиболее сложную теоретическую философию, а именно изучение человеческой мысли в отношение к научнымразработкам -  относительности и философии науки, включая математику, физику, химию и логику, а также были экзамены по истории и психологии». В 25 лет он закончил с титулом Дотторе Магистрале  -  магистр  философии. В возрасте 20 лет, Росси начал свой собственный бизнес, и открыл завод по производству энергии из отходов, которые сегодня называют биомассой. Для этого он создает свою технологию термической деполимеризации Petroldragon, которая в условиях законодательной базы Италии создаст ему много проблем в связи с обвинениями в мошенничестве и экологическими скандалами. Сегодня его технология широко применяется, и в конце 70-х американцы заинтересовались полученным на нее патентом, а президент Джимми Картер предложил Андреа Росси работу в США и постоянную визу.

Однако Росси решил остаться в Италии, о чем впоследствии пожалел. Случилось так, что из-за нового закона некоторые виды остатков от промышленного производства в Италии стали считаться «особыми отходами», которые требовали специальных разрешений  на обработку. Согласно закону, конечные продукты Росси, которые он производил, автоматически определялись как особые отходы, требующие специальных разрешений, а поскольку у Росси таких разрешений не было, его деятельность стала в одночасье незаконной, и, по существу, привела ко многим уголовным процессам. Даже его самые близкие друзья стали видеть причину сомневаться в нем. Даже его семья, похоже, уже не верила в него – его брак распался, и он потерял контакт со своими тремя детьми. О своем характере Росси с горечью говорил Матсу Левану так: «Во-первых, я не очень социальный человек, я отшельник. Со мной не так легко ладить. Во-вторых, я всегда был чрезвычайно вовлечен в то, что я делаю, и у меня всегда было очень мало времени на дружбу. Так что, честно говоря, я не могу сказать, что у меня были друзья. Это моя собственная ошибка, потому что я не общителен. Я не «хороший человек», я никогда не был «хорошим человеком». Кроме того, из-за того, что я всегда был очень сосредоточен на том, что делаю, я склонен к раздражительности. Просто быть со мной рядом нелегко, так как нелегко мириться со мной... Послушайте, я сожалею об этом, мне это не нравится, но это моя природа».

В 90-е годы Росси, как многие другие энтузиасты, экспериментировал с установками Флейшмана-Понса, но затем отказался от электролиза и стал использовать трубчатые электронагреватели (ТЭНы). Росси решил, что электролиз был слишком слаб, чтобы инициировать мощную полезную реакцию.Он также искал альтернативные материалы и пробовал использовать самые разные - дейтерий и обычный водород, кислород, палладий, платину, никель, тяжелую воду, медь и железо. Несмотря на все вариации, которые он пытался применить, результатов не было, и только. в 1997 году он увидел первые признаки избыточного тепла от чего-то, что может быть ядерной реакцией.

В конце мая 2000 года Росси был арестован, и хотя более 90% обвинений в последствии было снято, он провел в заключении более года. Этот год заключения оказались чрезвычайно важными для работы над главным изобретением Росси - энергетическим катализатором (Energy Catalyzer) или E-Cat. То, чтопобудило его взяться за разработку E-Cat, было в статье в американском журнале PhysicsToday, которую он почти случайно привез в тюрьму. Прочитав ее, он пришел к мысли о том, что взаимодействие между ядрами водорода, легко поглощаемого металлической решеткой, совсем не похоже на взаимодействие между этими ядрами в газе, и это по-другому может решить проблему ядерных взаимодействий. Кроме того, он стал рассматривать взаимодействия не только легких ядер между собой, но и взаимодействие в решетке легкого ядра водорода с тяжелым ядром металла.Так как палладий, применяемый Флейшманом и Понсом, слишком дорог, Росси остановил свой выбор на никеле. И не только он выбрал пару никель-водород – по этом уже пути шли американцы Р.Миллс и Д.Паттерсон, а также итальянец Ф.Пиантелли и грек Х.Стремменос, однако именно Росси применил никель в виде мелкозернистого порошка, тем самым увеличив площадь поверхности, где газообразный водород мог интенсивно взаимодействовать с никелем.

В 2002 году Росси основал итальянскую компанию Eon в маленьком городке Бондено на севере Италиии начал производство генераторных установок с биодизелем, производимым из растительных и животных отходов. Одновременно он начал уделять больше внимания экспериментам с E-Cat и строить реакторы в лаборатории компании, изготавливая их в своем хорошо оборудованном механическом цехе с квалифицированным персоналом. Эти реакторы давали по несколько сотен ватт избыточной энергии, а иногда разогрев становился неконтролируемым изаканчивался взрывом. Один из инцидентов был особенно серьезен не только потому, что сопровождался высоким всплеском энерговыделения и разлетом фрагментов, но и тем, что вызвал активацию нерадиоактивных материалов, что было зафиксировано установленным оборудованием. И хотя на следующий день радиоактивность полностью спала, эксперименты стали проводиться с большей осторожностью.

Когда Росси получил в своих реакторах устойчивое избыточное энерговыделение и понял, что ему нужно идти дальше, и он начал посвящать ежедневно два-три часа своим экспериментам, а не один час по вечерам. Росси дошел до той точки, когда ему пришлось решать, нужно ли в полной мере отдавать время и средства разработке E-Cat или благоразумнее отказаться от этого.То, что он видел, было слишком хорошо, чтобы быть правдой, решил он, не веря своим результатам, пока не встретил профессора Фокарди - физика университета Болоньи, к которому Росси обратился, чтобы разобраться, что же он на самом деле делает. «Я заплачу вам за консультацию, чтобы вы объяснили мне, почему мне нужно прекратить работать над этим - конечно, вы понимаете больше этого, чем я. Просто скажите мне, где я ошибаюсь», - сказал он.Через несколько дней Фокарди позвонил и сказал, что ему жаль, но у него были плохие новости. «Слушай, это неплохо, потому что я ожидал именно этого, просто объясни мне, почему это не работает», - ответил Росси. Затем уже Фокарди высказал свое удивление -«Нет, видите ли, плохая новость в том, что я не могу сделать то, о чем вы просите меня. Напротив, я считаю, что стоит продолжать работать над этим». После колебаний Росси решил посвятить всю свою энергию разработке технологии E-Cat, а Фокарди, хотя и был уже в отставке, с радостью предложил свою помощь. Чтобы получить достаточные на разработку средства, он решил продать свою компанию Eon. Миллион евро это все, что у него было, и этого было достаточно, чтобы он мог создать пригодный для использования прототип E-Cat, поэтому с этого момента он работал только на усовершенствование своего реактора.

Фокарди оказался неоценимым в повышении доверия к замечательному изобретению, и тем не менее, Росси был осторожен в раскрытии всей информации - он не раскрыл полностью для Фокарди конструкцию реактора и состав катализаторов, но профессор не испытывал никаких проблем с этим и в октябре 2007 года начал принимать участие в испытаниях устройства, которое показывало гораздо более интересные результаты, чем те, которых он достиг ранее с Пиантелли. Когда он иногда приходил на физический факультет в Болонский университет, где как у почетного профессора у него все еще был офис, он не мог удержаться от соблазна рассказать, что он пережил, работая вместе с Росси. «Подойди сюда, я расскажу тебе что-то чрезвычайно секретное», - сказал он нескольким своим коллегам по исследованиям в отделе Джузеппе Леви и Энрико Кампари. Леви и Кампари регулярно получали отчеты от Фокарди, а со временем все больше и больше людей в отделе узнали, что делал Фокарди, так как он иногда упоминал кое-что о своем опыте. То, что секрет все еще не ускользнул от учреждения, было легко объяснимо – немногие воспринимали это всерьез.

Обеспечив при помощи Фокарди радиационный контроль, Росси построил и испытал широкий спектр реакторов с различными комбинациями материалов и катализаторов, которые работали более или менее хорошо. Его работа была почти полностью эмпирической и приходилось постоянно согласовывать свои представления о механизмах работы реактора с реальными наблюдениями. Помимо помощи в экспериментах, Фокарди мог помочь сформулировать теорию работы устройства, хотя никто еще не знал, как это работает с физической точки зрения. Росси нуждался в таком описании, потому что ему было известно, что он должен как-то попытаться защитить свое изобретение одним или несколькими патентами, а не просто описанием процесса. Одна из проблем заключалась в том, что патентные власти, особенно в США, скептически относились к холодному синтезу. В течение многих лет в Соединенных Штатах не принималось никаких заявок, основанных на этом явлении. Первая патентная заявка была подана в Италии 9 апреля, а на международном уровне – 4 августа 2008 года. Летом 2009 года он связался с крупной компанией Enel идва её инженера посетили Бондено, чтобы точно измерить параметры E-Cat, после чего в июле 2009 года они представили положительный технический отчет. Однако те условия, которые предложила Enel по сотрудничеству с Росси, оказались для него неприемлемыми.

В 2009 году Росси получает визу США и после приезда демонстрирует в офисе компании Leonardo Technologies, Inc. возможности E-Cat представителями министерства энергетики и министерства обороны. Работой Росси заинтересовались так же греки, и чтобы проверить работу технологии, в октябре 2010 года в Болонье был проведен тест E-Cat. Финансист Ксантулис привез двух старых друзей, математика и программиста Джона Хаджихристоса, инженера и банкира Джорджа Сортикоса, которые вместе выполнили все измерения. Испытание было успешным, и через месяц, 17 ноября 2010 года, Росси и греки встретились в Афинах, чтобы подписать соглашение, дающее грекам исключительные права на производство и распространение продуктов на основе E-Cat в Греции и на Балканах, а также возможность распространения по всему миру, за исключением Соединенных Штатов и для военных целей. Греческая компания, созданная для этой цели, была названа Defkalion. Она должна была начать исследования и разработку продуктов на базе E-Cat, а Росси - построить опытную установку, производящую мегаватт тепловой энергии, которая убедила бы мир в том, что эпоха углеводородов заканчивается.

Пуск мегаваттной установки планировался на октябрь 2011 года, и чтобы справиться с этой задачей, Росси основал свою небольшую фабрику в Майами. Установка размещенная в транспортном контейнере, должна содержать 100 модулей, но затем Росси заменил их на 300 модулей, а следом опять перешел на 100 модулей но более эффективных. При этом Росси продолжал экспериментировать со своими реакторами в Бондене, среди прочего, чтобы проверить предельные возможности реактора. Один из способов заключался в том, чтобы увеличить разогрев до режима, когда реакция станет самоподдерживающейся и будет работать без помощи ТЭНов. Он знал, что это опасно, так как реакция может стать нестабильной. Позднее он описал инцидент в одну из ночей июня 2010 года, когда он, как обычно, работал один в лаборатории, и в это время энерговыделение внутри реактора стало неуправляемым, что привело к взрыву.

Всего за год до представления мегаватной установки, Росси необходимо было сделать ее безопасной. Однако, этот год был слишком большим сроком для Фоккарди, которому было уже 78 лет, он тяжело болел и боялся не дожить до своего признания участия в деле, которое он считал одним из самых важных в истории. Поэтому он отправился к Росси и спросил, есть ли возможность провести публичную демонстрацию, где независимые ученые смогут провести измерения и подтвердить, что устройство действительно работает. С одной стороны, Росси хотел публично представить именно действующую мегаваттную установку, но с другой – он чувствовал, что его изобретение могло никогда не увидеть свет, если бы Фоккарди не убедил его продолжить работу над E-Catв 2007 году. В качестве независимого эксперта выступил Джузеппе Леви, младший коллега Фоккарди. Проверки Леви были простыми действиями физика - он измерил, сколько электроэнергии было подано в устройство, сколько воды насос прокачивал, температуру нагнетаемой воды и температуру пара. И он подтвердил, что не было никаких скрытых проводов или соединений, которые могли бы обеспечивать аппарат энергией тайно.

14 января 2011 года Росси, Фокарди и Леви провели публичную демонстрацию в помещениях, принадлежащих компании Росси Eon. За три дня до этого мероприятия физический отдел отправил приглашение как коллегам, так и итальянским СМИ.  В присутствии 50 человек Фокарди рассказал, как был подготовлен эксперимент. Леви хотел запустить реактор в течение как минимум двух часов, чтобы было ясно, что химическая реакция исключена, но примерно через 40 минут Росси выключил реактор и перешел к вопросам. Журналистам сообщили, что реактор работал с одним граммом никеля и небольшим количеством водорода, что он произвело значительно больше энергии, чем исходный материал в ходе эксперимента, что над прибором не было обнаружено повышенного излучения и что сама конструкция была промышленной тайной. Им также сказали, что никто еще не знал точно, какой физический процесс может объяснить генерацию энергии, но европейская компания, тем не менее, готова начать массовое производство.

Вот что написали вице-президент королевской Академии наук Швеции Свен Куландер и председатель общества скептиков (шведский аналог «Комиссии по лженауке» РАН) Ханно Эссен в своем отчете, который опубликовал Матс Леван на веб-сайте NyTeknik через неделю после теста в Болонье: «Любой химический процесс для производства 25 кВтˑч из любого топлива в контейнере объемом 50 кубических сантиметров может быть исключен. Единственное альтернативное объяснение заключается в том, что какой-то ядерный процесс приводит к измерению производства энергии».

Редактор журнала Nature, одного из ведущих мировых научных журналов, связался с Леваном и Куландероми попросил ответить на его вопросы. Казалось он искренне заинтересовался и получив ответы и был, по-видимому, удовлетворен, однако ни одна статья так и не была опубликована. Матс Леван решил дополнить статью в Википедии о E-Cat информацией, ссылаясь на собственные публикации в NyTeknik, последовала долгая дискуссия, и несмотря на поддержку лауреата Нобелевской премии по физике Джозефсона, в статье Вики о E-Catотсутствуют многие объективные сведения. Примерно в то же время статья об E-Cat в итальянской Википедии была удалена, так как ее содержание считалось слишком необоснованным.

Между тем контракт с Defkalion расстроился – они так и не перечислили 15 миллионов долларов на счет условного депонирования, доступный Росси, в случае успешного теста. Кроме того, в интернет просочилась электронная почта Defkalion из которой следовало, что лицензия на создание продуктов Hyperion на базе E-Cat в конкретной стране будет стоить 40,5 млн.евро за установку. Через несколько недель более 850 компаний из 63 стран связались с Defkalion и выразили заинтересованность в ведении бизнеса – и это было мошенничеством, так как готовых установок еще не было.

В начале сентября 2011 года представители НАСА и консорциума США с командой ученых, включая Майкла Нельсона (который в июле организовал встречу Росси со специалистами НАСА в Хантсвилле) прибыли в Болонью, чтобы наблюдать тестирование устройства Росси, что являлось необходимым условием для заключения контракта. Представители НАСА также попросили осмотреть мегаваттную установку, чтобы убедиться, что это надежная система. Среди посетителей был Крейг Кассарино из Ампэнерго, Джим Данн, который был связан с инвесторами, и представитель от финансистов Абу-Даби. Делегация находилась в Болонье в течение двух дней и, по словам Росси, присутствовала на тесте, который длился несколько часов. Особенностью новой модели было то, что ее можно было запускать с интервалом около получаса с самоподдерживающейся работой без ввода электроэнергии. В этой процедуре ТЭНы, используемые для запуска и поддержания реакции, затем отключались, что должно было положить конец спору о том, производил ли E-Cat тепло самостоятельно – особенно при длительном испытании, поскольку выделившаяся энергия была настолько большой, что возможность скрытого источника просто исключалась.

Росси сказал, что американские посетители были очень впечатлены. Он сказал, что они стояли с изумленными лицами, когда он закончил эксперимент.Но то, что предлагалось подписать в договоре с американцами, отличалось от подписанного в августе письме о намерениях, и, по словам Росси, было не только требованием получить все технические детали до начала испытания, нои иметь все эксклюзивные права на всю эту технологию, не оговаривая условия производства установок или оплаты за них. Напротив, они хотели получить право в одностороннем порядке расторгнуть договор, не указав причин, даже после приобретения всех секретов. Росси выглядел озадаченным: «Больше всего на свете это похоже на промышленный шпионаж или они издеваются надо мной! Только дурак подпишет такое соглашение».

28 октября 2011 года в промышленной зоне Болоньи были проведены «приемо-сдаточные» испытания «мегавттника», предназначенного для анонимного военного заказчика. От имени неназванного покупателя в этих испытаниях, являющихся частью сделки по приобретению «мегавттника» испытания проводил инженер-полковник Доменико Фиораванти, специализирующийся на термодинамике и испытаниях ракет, и в самом начале по его требованию была изменена система подачи воды для обеспечения более удобного контроля. Всего было около тридцати человек, в том числе Леви и его коллега профессор Феррари с физфака Болонского университета, профессор Фокарди и профессор Стремменос, Пьер Клаузон, профессор по ядерным установкам из Франции, шведы из Hydrofusion, жена и семья Росси, блоггер Пасерини, несколько журналистов из итальянского журнала Focus, С.Аллан, который управлял веб-сайтом PESwiki.com по новым источникам энергии и Питер Свенссон, репортер по технологиям Associated Press, который в последний момент подтвердил свое присутствие, и еще несколько представителей заказчика и приглашенных, в том числе и моя дочь, Ирина, которая работала в то время над дипломным проектом в НИКИЭТ (так что у меня была оперативная информация, о том, что происходило в этот день).

И хотя испытания прошли успешно, нельзя сказать, что они прошли гладко – скорее драматично. И два года спустя Доменико Фиораванти описал на веб-форуме Cobraf.com, как возникли проблемы, когда электрические ТЭНы были отключены в 12:36 дня. Установка перешла на работу в самоподдерживающемся режиме только от тепла реакторов – режим, который военный клиент хотел проверить, но в это время температура в некоторых из реакторов, которые, по-видимому, не получали достаточного количества воды на охлаждение, начала повышаться, Гидродинамическая неустойчивость двухфазных потоков в системе параллельных каналов создала дисбаланс в распределении расхода между реакторами, и, чтобы спасти ситуацию, половина реакторов была отключена. В ретроспективе Фиораванти пришел к выводу, что проблемы связаны с различными недостатками конструкции системы водораспределения и поддержания давления, но также отметил, что тест все равно был успешным и что он решил остановить испытания раньше, чем планировал Росси, когда при половине отключенных реакторов установка уже проработала в автономном режиме в течение пяти с половиной часов на мощности 470 кВт, что было вполне достаточно для подтверждения её работоспособности [3].

Матс Леван часто обсуждал с Росси стратегию развития его технологии в человеческом обществе и предлагал создать фонд, финансируемый самыми богатыми людьми, который будет лицензировать право на разработку и создание приложений технологии E-Catпо всему миру за относительно скромные деньги, при этом эти компании будут покупать или арендовать реакторы E-Cat, а сам Росси мог бы сосредоточиться на разработке основных технологий. В ответ Росси сказал «Эта идея очень красива с идеологической точки зрения, но это похоже на такие вещи, как, например, марксизм –с теоретической точки зрения замечателен, но не применим на практике, так как отсутствуют стимулы». Он имел в виду то, что истинные правители мира - транснациональные корпорации, захотят остановить эту технологию, и без надлежащих стимулов к ее развитию против них нет никаких шансов выстоять. Росси считает, что только надежная правовая и патентная защита интересов крупных инверсоров, заинтересованных в развитии его технологии и выходу на широкий рынок позволит противостоять транснациональным корпорациям, заинтересованным в противоположном – сохранении статус-кво по углеводородам.25 августа 2015 года Росси получил патент США № 9115913 на свое устройство «FluidHeater» (нагреватель жидкости), в которомописывается так называемый низкотемпературный E-Cat, но так как там описывается основная часть технологии, этот патент, вероятно, также действителен в определенной степени и для более поздних моделей E-Cat с более высокой рабочей температурой.

Так получилось, что наиболее тесное сотрудничество с учеными у Росси шло через старейший университет Швеции и скандинавского полуострова – Уппсальский университет. 17 марта 2013 года исследователи этого университета Ларс Тегнер и Торбджорн Хартман вылетели в Болонью, чтобы участвовать в измерениях тепловыделения в ректоре Е-Сат НТ2, охлаждаемом излучением и конвекцией. План состоял в том, чтобы запустить реактор в течение как минимум 100 часов и для группы из Уппсала будут предоставлены все возможности для круглосуточного наблюдения и измерений. Реактор стабильно проработал более 100 часов, и результаты оказались положительными и надежными. Это и вызвало проблемы с выпуском отчета – публикация также была отложена, потому что эксперимент интенсивно обсуждался Советом директоров, в результате чего Бьорн Гальмандер решил в конечном итоге не участвовать в качестве соавтора.

Еще более значимый эксперимент этой группы шведских и итальянских исследователей был проведен через год, в марте 2014 года в Лугано (Швейцария), когда в течение 32 суток непрерывной работы установки Е-Сат НТ3 [5]. К этому моменту установка приобрела некие контуры изящества и миниатюрности. Именно в отчете [5] были максимально раскрыты параметры установки и состав топливной смеси, что позволило А.Г.Пархомову создать аналогичную никель-водородную ячейку и повторить примерно с тем же коэффициентом воспроизводства энергии швейцарский эксперимент в Москве. Этот отчет по результатам длительного тестирования Е-Сат НТ3, опубликованный 8 октября 2014 года, вызвал некоторый шок у недоброжелателей Росси, так как единственным способом опровергнуть научные результаты этого 53-страничного документа с подробным описанием методологии и измерительных приборов, стало обвинение исследователей с высочайшей научной репутацией в некомпетентности или сговоре с Росси, что, скорее, сработало против самих обвинителей. Особенно после того, как повторяемость результатов была подтверждена многими исследователями, среди которых на особом месте – российский физик-экспериментатор Александр Пархомов.

Еще одним важным этапом в развитии E-Cat стало тестирование «мегаватника» в Майами в течение 350 дней под наблюдением доктора Фабио Пенона, который был выбран Андреа Росси и американским лицензиатом, компанией Industrial Heat, в качестве эксперта, ответственного за валидацию (Expert Responsiblefor Validation – ERV). В представленном доктором Пеноном итоговом отчете[6] показано, что коэффициент преобразования энергии находился на уровне от 70 до 110, однако Industrial Heat отказалась выплачивать 89 млн долларов, оговоренные в договоре, в случае если коэффициент при испытаниях превысит 6. В результате судебного разбирательства Росси вернул себе лицензию вместе со всем оборудованием и материалами E-Cat, в то время как обе стороны согласилась не возмещать ущерб другой. Как объяснил Росси, возвращение всей полноты прав на интеллектуальную собственность в США было его главным приоритетом, тем более к этому времени параллельно было проведено тестирование совершенно новой модификации «горячих» E-Cat – так называемой E-CatQX имеющей очень малые размеры плазмы внутри реактора – диаметр 0,8мм и длину 6 мм.

Публичная демонстрация этого продукта была проведена в 24 ноября 2017 года в конференц-центре Королевской инженерной академии в Стокгольме[7] (Рис.2).

Рисунок 2 – Установка оптического спектрометра над отверстием в исследуемом модулеE-CatQX для определения температуры внутри реактора (фото автора)

Технические детали демонстрации:

E-Cat QX представляет собой небольшой реактор, который, как и раньше, реакторы E-Cat, по-видимому, является теплогенератором на основе ядерной реакции низкой энергии -LENR, с плотностью энергии, подобной другим ядерным реакциям, высвобождая в миллион раз больше энергии, чем при химических реакциях, но без сильного излучения и радиоактивных отходов, что является общим недостатком известных ядерных реакций.

Характеристики E-Cat QX:

- объем ≈ 1 см3;

- тепловая генерируемая мощность 10-30 Вт;

- незначительная потребляемая мощность, подаваемая с системы управления на E-Cat QX;

- внутренняя температура> 2600 °C;

- отсутствие излучения выше фона;

Процедура испытания содержала две части: измерение тепловой выходной мощности и электрической входную мощности от системы управления - по существу черный ящик с неизвестной конструкцией, подключенный к сети. Измерение тепловой выходной мощности было довольно простым: вода прокачивалась из сосуда с холодной водой через теплообменник вокруг реактора E-Cat QX, нагревалась без кипения и затем стекла в сосуд, который взвешивался. Был запланирован второй метод определения выходной мощности - измерение спектра излучаемого света из реактора с использованием закона смещения Вина для определения температуры внутри реактора с длиной волны с максимальной интенсивностью в спектре, а затем вычисление по закону Стефана-Больцмана мощности излучения по температуре. Эти два результата должны были быть сопоставлены друг с другом на демонстрации, но, к сожалению, второй метод с использованием оптического спектрометра не очень хорошо сработал в условиях проведения демонстрации из-за очень яркого экрана, повлиявшего на измерение. Как присутствовавший на этой демонстрации, могу лишь подтвердить, что яркий демонстрационный экран в непосредственной близости от объекта измерения сделал бесполезным выключение освещения в зале во время попытки измерения оптическим спектрометром.

Метод измерения электрической входной мощности тоже был достаточно проблематичным. Общее энергопотребление системы управления не могло быть использовано, поскольку в ней, по словам Росси, применялось активное охлаждение для уменьшения перегрева из-за сложной конструкции. Одна из гипотез для описания проблемы перегрева заключается в том, что реактор создает электрическую обратную связь, которая рассеивается внутри системы управления и поэтому необходимо охлаждение. На этом этапе исследований и разработок системы общее энергопотребление системы составляет, таким образом, тот же порядок величины, что и высвобождаемое количество энергии из реактора, и поэтому не имеет смысла измерять потребление системы управления. Очевидно, что это необходимо решить, создав оптимизированную систему управления, чтобы получить коммерчески жизнеспособный продукт.

Главной целью демонстрации было измерение энергопотребления самого реактора. Используя закон Джоуля (P = UI), вычисляется электрическая мощность, умножая напряжение на устройствена ток, протекающий через устройство. Однако Росси не хотел измерять напряжение в реакторе, утверждая, что это раскрыло бы конфиденциальную информацию. Он измерял ток, помещая 1-омное сопротивление последовательно с реактором и измеряя напряжение на сопротивлении с помощью осциллографа, а затем вычисляя ток из закона Ома (U = RI), деля напряжение на сопротивление (равное 1 Ом). Использование осциллографа был правильным, так как это позволило показать управляющий сигнал, а также потому, что высокочастотные сигналы делают их измерение обычным вольтметром ненадежными. Росси описал E-Cat QX как два никелевых электрода, расположенных на некотором расстоянии между собой, с топливом внутри, причем в процессе работы реактора между электродами образуется плазма. Большинство наблюдателей пришли к выводу, что для формирования плазмы требуется импульс высокого напряжения, возможно, 1 кВ. После образования плазмы сопротивление должно уменьшаться почти до нуля, и управляющее напряжение немедленно должно быть уменьшено до низкого значения. При этом, по словам Росси, плазма будет иметь сопротивление, как у проводника, а напряжение в реакторе будет намного ниже напряжения на 1-омном резисторе (измеряется примерно до 0,3 В), следовательно, измерение напряжения в реакторе будет затруднительным.

При демонстрации эффекта 1000 грамм воды было нагрето на 20 градусов Цельсия за один час, а это означало, что полная выделенная энергия составляла 1000 x 20 x 4,18 = 83,600 Дж, а тепловая мощность 83,600 / 3600 ≈ 23 Вт.Напряжение на 1-омном резисторе составляло около 0,3 В (импульсное постоянное напряжение около 100 кГц), таким образом, ток 0,3А. Мощность, потребляемая резистором, была тогда около 0,09 Вт, и если реактор вел себя как проводник, его потребление энергии было бы намного меньше. Используя проводник в качестве манекена, напряжение на 1-омном сопротивлении составляло около 0,4 В, что аналогично напряжению в реакторе в цепи. При сопротивлении 800 Ом напряжение на сопротивлении 1 Ом составляло около 0,02 В, а ток, таким образом, составлял 0,02 А. Потребляемая мощность 800-омного сопротивления составляла тогда 0,02 х 0,02 х 800 ≈ 0,3 Вт, что намного ниже тепловой мощности, выделяемой реактором. Эти косвенные измерения могут быть интерпретированы несколькими способами, оценивая коэффициент воспроизводства (отношение выходная мощность/мощность ввода) в диапазоне от примерно 40 до десятков тысяч. По мнению Матса Левана, нельзя точно оценить этот коэффициент на основе использованного метода, но даже с учетом самой низкой оценки это очень высокий показатель, показывающий многократное превышение производимой тепловой мощности над подводимой мощностью системы управления[8]. В заключительной части этой демонстрации теоретическое обоснование технологии E-Cat изложил физик Карл-Оскар Гуллстрём, основывая свою работу на физике мезонов[9, 10, 11].

Особо стоит отметить, что открытая научная группа «Мемориальный проект Мартина Флейшмана» (MFMP) в 2016 году объявила, что они выполнили успешную репликацию эффекта в энергетическом устройстве Росси E-Cat в своем реакторе «GlowStick»[12], Рис.3, и что особенно важно, группа опубликовала полный «рецепт» повторения эффекта, добавив четкий критерий его успешного воспроизводства. [13].

Рисунок 3 – Схематический вид реактора MFMP  «GlowStick» [12]

После проведения своих экспериментов группа MFMP сделала вывод, что«практически невозможно сказать, что у Росси нет того, о чем он говорит. Это также показывает, что, хотя он, возможно, и был оптимистом в том, как быстро это будет развиваться, он говорил правду совершенно открыто в течение многих лет». Боб Гриннер, один из основателей группы, говорит, что успешное тиражирование было основано на всей имеющейся информации, полученной MFMP от опытных исследователей LENR Франческо Пиантелли и Франческо Челани, а также от российского экспериментатора Александра Пархомова, который воспроизвел эффект Росси.

Основным свидетельством эффекта Росси в эксперименте MFMP является комбинация «избыточного тепла» и рентгеновского излучения низкой энергии, наподобие того, что используется в медицинской рентгенографии. Важно отметить, что рентгеновские излучения наблюдались только вместе с избыточным теплом. Характер рентгеновского потока, согласно MFMP, является лучшим способом обнаружить, что репликация прошла успешно. Энергия рентгеновских фотонов составляет от 0 до 300 кэВ (медицинская рентгенография обычно использует рентгеновские лучи между 5 и 150 кэВ), и при начале реакции происходит кратковременный, но массивный всплеск рентгеновского излучения. Это наблюдалось также на первой полупубличной демонстрации E-Cat Росси в январе 2011 года. Тепло в устройствах Росси производится непосредственно от реакции и от поглощения рентгеновских лучей с низкой энергией в экранирующих материалах, таких как свинец. Эксперименты MFMP проводились в течение трех недель, из них около 20 часов наблюдалось избыточное тепло и рентгеновское излучение. Все это задокументировано на веб-сайте MFMP Quantumheat.org [13], а также в рецепте, в котором, по сути, объясняется, как подготовить топливо, состоящее из никеля, лития, водорода и алюминия, и как запустить эксперимент.

Очевидно, что по вопросу наличия гамма-излучения результаты группы MFMP несколько расходятся с утверждением Росси об отсутствии излучения. Александр Пархомов, повторивший эксперимент в Лугано пользуясь итоговым отчетом, так же не обнаружил значимого излучения. В своей работе [14] он говорит о попытке зарегистрировать излучение так «Для регистрации гамма излучения были использованы сцинтилляционный гамма радиометр и гамма-спектрометр с кристаллами NaI(Tl), а также счетчики Гейгера с металлической стенкой и с тонким слюдяным окном. Эффекты были зарегистрированы лишь счетчиками с тонким окном, которые способны регистрировать, помимо бета-частиц и жестких гамма квантов, альфа частицы и мягкое рентгеновское излучение с энергией выше нескольких кэВ. Зарегистрированное этими счетчиками излучение, подобно нейтронному, имело характер коротких всплесков. Но по времени эти всплески с нейтронными всплесками не совпадали».

В своем комментарии по опубликованным данным эксперимента MFMP [15] Карл-Оскар Гуллстрём, разъяснеет, что хотяв процессах доминируют стабильные нуклиды, но производятся также короткоживущие радиоактивные нуклиды с малым периодом полураспада [16]. Эти нуклиды остаются и после исчезновения заряженных кластеров, но достаточно быстро распадаются и вызывают гамма-излучение. Например, 59-62Cu, 64Cu, 28Al, 8Li, 6Be, созданные в среде H-Li-Al-Ni и имеют детектируемое гамма-излучение при распаде.

Несмотря на обилие положительных результатов по изучению низкоэнергетических ядерных реакций так называемая «официальная наука» продолжает хранить молчание или называть LENRлженаукой. Однако, в последнее время отношение начинает меняться и инициативу взяла на себя Япония, создав национальную исследовательскую программу по этой теме. Профессор Акито Такахаши о этой программе сказал, что это «ведущий проект японского Gvt NEDO по аномальному тепловому эффекту взаимодействия нанометалла и водорода. Целью является подтверждение нехимического (а именно ядерного происхождения) высокоэнергетического теплового выделения путем взаимодействия металла и водородного газа при повышенной температуре и запуска программ НИОКР для новых устройств водородной энергетики». Теперь уже ясно, что японское правительство через организацию развития энергетики и промышленных технологий NEDO спонсирует серьезную исследовательскую программу LENR. У них есть для этого ведущие университеты страны, а также автогигант Nissan Motors, и, согласно отчетам, их вдохновляют полученные результаты, и они уже ищут, как смогут реализовать эту технологию. Предвидя промышленную применимость, японцы ведут совместную работу по изучению «дорожной карты», чтобы через 5-10 лет осуществить реализацию промышленных устройств. Такие устройства избыточного тепла будут использоваться для автомобилей и жилых комнат, а также устройств электропитания с термоэлектрическими системами преобразования и будут реализованы через 10-20 лет[17].

Японская команда ученых полагает, что, после анализа состояния исследований в области LENR в других странах, их собственная программа превосходит все другие и что их превосходство является значительным. На протяжении десятилетий трудно было объяснить отсутствие средств на исследования в области LENR, и похоже, что Япония сейчас принимает эти технологии очень серьезно и взяла на себя инициативу в создании национальной исследовательской программы.

Принимая во внимание сложившуюся ситуацию, несложно понять позицию самого Андреа Росси, заинтересованного в индустриализации технологии и сохранении ноу-хау для коммерциализации своего реактора. Он имеет тяжелый опыт внедрения новых технологий в условиях недобросовестной конкуренции и противоборства с бюрократическими структурами государства, поэтому выбранная стратегия может показаться эгоистичной и скрытной, а публикуемая им информация недостаточной, что, как и в случае с братьями Райт, легко порождает обвинения в «фейковости» представленных им результатов. Однако, может быть именно распространенное мнение о «фейковости» и обеспечило отсутствие излишнего ненужного «внимания» со стороны некоторых структур, мягко говоря, незаинтересованных в появлении такого энергоисточника в мире. Поэтому Андреа Росси совсем не спешит опровергать нагромождения лжи полным раскрытием имеющейся у него информации, так как на данном этапе недоверие к нему со стороны СМИ и некоторых структур обеспечивает относительно спокойную работу по организации запуска массового производства реакторов на базе E-Cat QX, которые пока (согласно полученному сертификату) будут использоваться только для промышленного применения. Какое место займут источники энергии на низкопороговых ядерных реакциях в мировой энергетике может показать только будущее, но если проводить аналогию с бурным развитием авиации, перспективы создания новой энергетики выглядят очень привлекательно. Подобно братьям Райт в авиации, именно Андреа Росси может стать тем человеком, который совершит прорыв в области получения чистой, доступной, дешевой и неограниченной энергии.

 

Список источников

1.      Дэвид Маккалоу. Братья Райт. Люди, которые научили мир летать /DavidMccullough. TheWrightBrothers. — М. : Альпина Нон-фикшн, 2017.

2.      Mats Lewan, An Impossible Invention: The True Story of the Energy Source that Could Change the World, First Edition, Stockholm 2014.

3.      https://pesn.com/archive/2011/10/28/9501940_1_MW_E-Cat_Test_Successful/index.html

4.      https://arxiv.org/ftp/arxiv/papers/1305/1305.3913.pdf

5.       http://www.sifferkoll.se/sifferkoll/wp-content/uploads/2014/10/LuganoReportSubmit.pdf

6.      http://ecat.org/wp-content/uploads/2017/03/197-03-Exhibit-3.pdf

7.      https://www.youtube.com/watch?time_continue=1&v=5KkYMPp4c68

8.      https://animpossibleinvention.com/2017/11/26/reflections-on-the-nov-24-e-cat-qx-demo-in-stockholm/

9.      https://arxiv.org/pdf/1703.05249.pdf  

10.  https://animpossibleinvention.files.wordpress.com/2017/11/carl-oscar-gullstrom-presentation-24nov2017.pdf

11.  https://www.youtube.com/watch?v=Ud6-KRbvKqE&feature=youtu.be

12.   https://new-symposium.org/2016/02/24/breaking-the-e-cat-has-been-replicated-heres-the-recipe/

13.  The Cookbook is in the signal... [UPDATE#6 - Symphony of the New Fire], http://www.quantumheat.org/index.php/en/home/mfmp-blog/519-the-cookbook-is-in-the-signal

14.  http://www.unconv-science.org/pdf/10/parkhomov-ru.pdf

15.  http://e-catworld.com/2018/01/19/mining-diamonds-with-lion-new-mfmp-video/

16.   http://michaelzfreeman.org/aggregator/sources/13  

17.   Japan Takes the Lead in Establishing a National LENR Research Program, http://e-catworld.com/2018/01/11/japan-takes-the-lead-in-sponsoring-a-national-lenr-research-program/







Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=7884