Правовое регулирование участия Ленинградской обл. по размещению объектов с РАО
Дата: 17/10/2018
Тема: Обращение с РАО и ОЯТ



Кузьмин Н.А. Председатель Постоянной комиссии по экологии и природопользованию Законодательного Собрания Ленинградской области
Талевлин А.А. Доцент кафедры гражданского права и процесса Института права Челябинского государственного Университета, к.ю.н
Законодательный процесс в регионах России активно развивается. В настоящее время в субъектах Российской Федерации принято достаточно большое количество нормативных правовых актов в сфере как природопользования, так и охраны окружающей среды, в том числе и радиационной безопасности. Например, в Санкт-Петербурге принят и действует Экологический кодекс этого субъекта Российской Федерации. Законы об охране окружающей среды приняты в Якутии, Туве, Марий Эл, Дагестане, Бурятии, Хакасии, Курганской, Рязанской, Пермской областях и др. Во многих регионах приняты законы о радиационной безопасности населения (Свердловская, Челябинская, Томская области, Краснодарский край, Красноярский край и др.).


В Ленинградской области радиационную безопасность на региональном уровне регулируют законы Ленинградской области: «О защите населения и территории Ленинградской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об экологическом мониторинге в Ленинградской области». Отношения по обращению с радиоактивными отходами (далее, РАО) затрагивают как сферу использования атомной энергии, так и сферу экологической безопасности. Согласно нормам действующей Конституции России в исключительном ведении Российской Федерации находятся расщепляющиеся материалы и ядерная энергетика (статья 71). Вопросы природопользования и обеспечения экологической безопасности — это предмет совместного ведения (статья 72).

Предметная сфера правового регулирования экологической безопасности (в т. ч. радиационной) на уровне субъектов Российской Федерации определена Конституцией России и действующим законодательством. Нормативное правовое регулирование названных отношений осуществляют органы как законодательной, так и исполнительной ветвей государственной власти субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем, обеспечение радиационной безопасности населения, обусловленных расположением на территории соответствующего субъекта ядерно-опасных и радиационно-опасных объектов, наличием территорий, загрязненных в результате радиационных аварий радионуклидами искусственного происхождения одна из главных функций органов государственной власти данных субъектов России.

Необходимо отметить, что право граждан и общественных объединений на участие в формировании политики в области использования атомной энергии закреплено в статье 14 Федерального закона «Об использовании атомной энергии». К сожалению, в Законе «Об обращении с радиоактивными отходами и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее, Закон РАО) участие общественности в формировании политики в сфере использования атомной энергии сведено к «предоставлению информации по вопросам деятельности национального оператора с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне».

Право граждан на участие в принятии решений, например, определения места захоронения радиоактивных отходов в Законе РАО не закреплено и, кроме этого, в настоящий момент в нашей стране полноценно не реализуется. При размещении пунктов захоронения радиоактивных отходов или расширении существующих объектов по переработке отработавшего ядерного топлива достаточно провести общественные обсуждения (слушания) в соответствии с градостроительным законодательством. Как известно, такие обсуждения носят рекомендательный характер, и в них принимает незначительное количество граждан.

В соответствии с нормами федерального закона «Об использовании атомной энергии» решение о месте размещения объекта использования атомной энергии (в том числе пунктов хранения или захоронения РАО) принимаются Правительством России при согласовании с органами власти субъектов Российской Федерации. Правительством России в Постановлении 14.03.1997 № 306 утвержден соответствующий порядок, и одной из форм данного согласования является согласование Ходатайства о намерениях.

Наличие полномочий у субъектов РФ в области природопользования и охраны окружающей среды позволяет создать свою региональную нормативную базу, которая может и должна учитывать и корректировать недостатки федеральных нормативных правовых актов.

Например, вопрос согласования мест размещения ядерно-опасных и радиационно- опасных объектов в рамках процедуры согласования Ходатайства о намерениях должен быть четко урегулирован в региональном законодательстве. 

В Ленинградской области предусмотрен свой порядок согласования размещения объектов использования атомной энергии.  Согласно региональному законодательству вопросы согласования ходатайства о намерениях возложено на Правительство Ленинградской области. До 2014 года существовала специальная межведомственная комиссия по размещению производственных сил на территории Ленинградской области (Постановление Правительства Ленинградской области от 27 декабря 2004 года № 318) в полномочия которой и входили вопросы по согласованию декларации о намерениях при сооружении объектов атомной энергии федерльного значения. Именно данная комиссия согласовала размещение пункта захоронения радиоактивных отходов в Сосновом Бору Ленинградской области 26 января 2011 года. После 2014 года данные полномочия возложены на Комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области (Постановление Правительства Ленинградской области от 21 апреля 2014 года № 144). Совсем скоро, в декабре 2018 года предстоит окончательная остановка старейшего в мире первого энергоблока Ленинградской АЭС и будет необходимо искать решение долговременной изоляции РАО, возникающих при выводе из эксплуатации. И этих РАО будет в несколько раз больше накопленных за время эксплуатации станции.

Целесообразно в рамках процедуры согласования размещения объектов использования атомной энергии региональным законодателям обеспечить возможность участия населения в принятии решения. В ходе реализации этой процедуры Правительство России неизбежно представит все необходимые гарантии экологической безопасности функционирования пункта хранения или захоронения РАО. А в целях принятия положительного решения федеральным структурам придется «заинтересовать» регион и дополнительно спланировать социально-экономическое развитие соответствующей территории на многие десятилетия вперед. И такой подход, действительно представляется как социально-ответственный, учитывающий интересы населения конкретного региона.

В этой связи необходимо дополнить как региональное, так и федеральное законодательство механизмом реализации права каждого на участие в принятии решений в сфере использования атомной энергии.

Региональное законодательство должно содержать нормы общественного контроля в сфере обеспечения ядерной и радиационном безопасности при обращении с РАО. Например, предусмотреть в соответствующем нормативном акте положения о Наблюдательном (Общественном) совете в структуре органа  представительной государственной власти субъекта Российской Федерации и определить прозрачный порядок его формирования, предусмотрев активное участие общественности и местных органов власти.

Окончательное решение о согласовании места размещения пункта хранения или захоронения РАО целесообразно закрепить за представительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, тем самым обеспечив широкое обсуждение соответствующего решения. Данные положение уже реализуются в Архангельской области. В указанном субъекте Российской Федерации наряду с нормами федерального законодательства действует закон Архангельской области от 06 декабря 2007 года № 459-22-ОЗ «О компетенции органов государственной власти Архангельской области в сфере радиационной безопасности населения и использования атомной энергии».

Согласно нормам статей 3 и  4 данного закона региональный представительный орган (Архангельское областное собрание депутатов) согласовывает место размещения на территории Архангельской области ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пунктов хранения, хранилищ радиоактивных отходов, находящихся в федеральной собственности, либо имеющих федеральное или межрегиональное значение, либо размещаемых и сооружаемых на территориях закрытых административно-территориальных образований. Новеллой для российского регионального законодательства является то обстоятельство, что такое согласование должно быть обязательно до согласования указанных предложений Правительством Архангельской области.

Так, в 2015 году на заседании Собрание депутатов Архангельское области дало согласие на строительство пункта захоронения радиоактивных отходов (РАО) 3-го и 4-го классов в районе архипелага Новая Земля (Постановление от 25 ноября 2015 года № 1069).

Гарантией полноценного участия населения в принятии решений и учета интересов регионов может стать закрепление в федеральном законе и законодательстве субъектов Российской Федерации право «вето» органов местного самоуправления на решение размещать на соответствующей территории ядерно-(радиационно)-опасные объекты. 






Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=8257