Броня крепка, но танки не так быстры
Дата: 01/02/2019
Тема: Социальная политика


Владимир Долгих, ветеран атомной энергетики и промышленности, журналист, Северск

Не раз можно слышать сегодня о «напряжённом» бюджете, о сложностях его формирования и, конечно же, о необходимости всё чаще «резать по-живому», секвестрируя ставший уже привычным  с годами уровень расходов.



Познай в сравнении

Не стали исключением и для ЗАТО Росатома «бюджетные подвижки» года нынешнего в сравнении с предыдущими аналогичными периодами. Кому-то  в большей степени, а кому и чуток поменьше. «Чёрной дырой» на фоне остальных девяти «закрытых территорий» зияет бюджет самого крупного из них uорода – Северска. В чём легко убедиться, сравнив показатели прошлого и пданы текущего годов. И по доходам, и по расходам разница составляет более полумиллиарда рублей! Если же «арифметику» продолжить, и сравнить, к примеру, цифры тех же ожидаемых доходов года прошлого с планами года нынешнего, то сумма возрастёт почти что в два раза!

Предположения о причинах подобных «метаморфоз» хотелось бы оставить на потом, обратив пока внимание на статьи расходов, которые так и остались «непробиваемыми». Или, если хотите, «защищёнными». Даже на фоне такого вот общего финансового спада. Будто броня танка Т-34, фильм о котором сегодня победно шествует по отечественным кинозалам.

Речь пойдёт о затратах, которые местные депутаты намерены направить на финансирование своей собственной деятельности. Не забудем мы и о расходах на содержание, или, как дипломатичнее сказано в главном финансовом документе года, функционировании, высшего должностного лица города. Ну а зная убедительность сравнений для более полного раскрытия темы, возьмём и вернёмся к аналогичным тратам, предусмотренных в бюджетах ЗАТО, например, 2012 года. Почему выбор пал именно на него? Во-первых, проблема отчетливее видится на расстоянии. Согласитесь, прошедшие восемь с гаком лет вполне позволяют увидеть её именно так. Во-вторых, заметных реформ межбюджетных отношений, что немаловажно, за истекший период не наблюдалось. Как, впрочем, и изменений в общем соотношении разделов бюджетной классификации к общим числам их расходной части.

И, наконец, расчёты именно за этот год сохранились в моём архиве. А копаться в архивах по сайтов наших славных городов снова как-то не хочется. Причина вовсе не в лени, а в отсутствии элементарной унификации бюджетного содержания. И если бюджет того же Северска или Железногорска легко можно обнаружить на сайте городской власти и в соответствующем разделе, то, к примеру, текст уже принятого бюджета Лесного на текущий год, что в Свердловской области, найти во «всемирной паутине» вначале вообще не удалось. В том числе и на официальном сайте тамошней администрации. Без ответа осталось и моё электронное обращение к горвластям с просьбой прояснить ситуацию и дать хотя бы на ссылку, по которой можно его обнаружить.

Каково было удивление, когда пару-тройку дней документ на сайте всё же появился. Но, следуя народной мудрости, хороша Маша, да не ваша. Все потуги открыть его успехом не увенчались. Не иначе, как рука не столь удачливой оказалась.

Ничем закончились и попытки воспользоваться данными так называемого «бюджета для граждан» на 2019 год. Его на упомянутом сайте на период подготовки материала просто ещё не было.

Впрочем, о заведомом тупике речи не идёт. Удалось обнаружить проект этого самого бюджета. Ну, а зная небывалую скромность народных избранников при обсуждении подобных документов, легко прийти к вполне утешительному выводу о, возможно,  довольно малой погрешности между этими документами. Потому за неимением «гербовой» продолжаем строчить на простой.

 

Цена власти народа для самого народа

Начнём, как водится, с лидеров по затратам. Как видно из приведённой для большей наглядности таблицы, безусловное первенство здесь принадлежит думе Северска. На её содержание местные народные избранники «отрядили» почти 45 млн рублей. Не остался обделенным, судя по цифре расходов, и тамошний мэр. На его «функционирование» предусмотрено 3,926 млн российских дензнаков. И если общие городские расходы в сравнении с прошлыми годами на день сегодняшний изрядно подсократились, то цифры содержания думы вместе с мэром изменилась в сравнении с цифрами того же прошлого года незначительно. Ну, а если же сравнивать с периодом восьмилетней давности, то не удивляйтесь. Думская смета уменьшилась аж на четыре с лихвой миллиона рубликов. Но, как говорится, ещё не вечер. Потому как северский бюджет имеет стойкую тенденцию неимоверно расти в течение всего года. Порой даже на миллиард с лихвой.

Удивляет, правда, насколько индифферентно на властные расходы смотрит городская общественность. При этом мы не перестаём униженно клянчить средства на внутридворовые парковки, детские площадки. И далеко не первый год!

Есть в думе Северска и настоящий феномен, до которого вряд ли когда додумаются в других ЗАТО. Называется он депутат, работающий на постоянной основе. Словом, профессиональный «слуга народа». Расходы на его функционирование полностью лежат на городском бюджете. «Феномен» явно не дёшев. Если верить сведениям о полученных доходах, депутат-профессионал только за 2017 год отчитался за, без малого, полтора миллиона рублей.

На память пришёл бюджет Северска для граждан всё за тот же год. С яркими картинками и рапортами о проделанном. В частности, городские власти бодро отчитались за два детских игровых комплекса, стоимостью 370,3 тыс. рублей каждый! Слов нет, свершение по масштабности заслуживает остаться в анналах истории самого большого ЗАТО Росатома. Другой вопрос, сколько можно возвести таких вот «комплексов», после даже самой щадящей оптимизации расходов на северских парламентариев!

Понимаю, если следовать словам северского мэра господина Шамина, власть не может быть дешёвой. Но не настолько же! Ведь в том же Снежинске расходы на содержание представительной власти ниже, чем в Северске, в 2,95 раза, а в Железногорске и вовсе в три! Но, повторяю, северской общественности даже такие кричащие цифры, образно говоря, «по – барабану».

Вот только сравнивая «цену парламента», обязательно следует учитывать и местную специфику. Например, на принятую в городе систему финансирования той же думы. Некоторые функции их аппарата могут осуществлять соответствующие отделы администрации. А, значит, финансирование этих функций, «растворяется» в её смете. Возможно, и поэтому мы видим по данной расходной статье в ряде ЗАТО столь смехотворные цифры. Кто, к примеру, всерьёз посчитает, что трёх  с небольшим миллионов в год достаточно зеленогорскому парламенту для всего немалого перечня работ, проводимых целой самостоятельной «ветвью» городской власти!

 

Цена мэра

Бюджетная графа, отражающая расходы на градоначальников, несколько иная. Столь немалая разница фиксируется в ней далеко не везде, да и не следует забывать о поправке на действующий в ЗАТО районный коэффициент. А здесь, как известно, северчанам с их 50% просто нет равных.

Так от идущего на втором месте главы Новоуральска аналогичные северские расходы выше всего- то на 26,7%. Больше они и в ещё одном ЗАТО Росатома – Заречном. Почти в 1,6 раза.

И если в сравнении с периодом семилетней давности расходы на местные парламенты изменились мало, то о высших должностных лицах этого сказать нельзя. На мой взгляд, они  высоко ценят свою эффективность в славном деле решения городских задач. Иначе чем объяснить рост расходов на «функционирование» того же новоуральского градоначальника в 1,5 раза? Или зареченского, почти, что в два?

Нельзя, на мой взгляд, забывать и о распространении передового опыта северчан в части оплаты этого самого «функционирования работы высшего должностного лица». Благо бюджеты всех ЗАТО, за малым исключением, и доступны, и прозрачны. И когда народные избранники из того же Новоуральска или там Сарова видят и не один год, какие внушительные суммы фигурируют в соответствующей статье северского бюджета, то вполне понятен ход их мыслей. А чем наш градоначальник-то хуже?!

Если же брать абсолютные цифры, то самые «дешёвые» мэры трудятся в Железногорске и Зеленогорске. Конечно же, с точки зрения затрат на их содержание. Там местный парламент утвердил на всё про всё примерно по 1,9 млн. на «едока». Что вовсе не помешало им «выпасть» из общей для всех глав ЗАТО картины роста расходов. Которые в сравнении с тем же 2012 годом в обеих городах скакнули, опять же, примерно в 1,5 раза.

Не затерялся в аутсайдерах и упомянутый выше господин Шамин. Пусть и с несколько меньшим, но всё же, вызывающим уважение ростом в 1,47 раза.

Словом, в на «атомных территориях» как и во всей стране. Бюджетные расходы, конечно же, урезаются, но не для всех. И уж конечно, не для власти.

Вот только, как объяснить, что далеко не самые яркие результаты её правления на благосостоянии самих властей ничуть не сказывается? Более того, получается, оно ему даже способствует. И очень даже не хило.

 

Сравнительные   расходы бюджета на содержание руководящих органов ЗАТО 2012 и 2019 (план) годы







Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=8414