Почему стагнация в мировой экономике затянулась на
десятилетие?
Oliver Cann, Head of
Strategic Communications, e-mail: oliver.cann@weforum.org
• Десяти лет и 10 трлн долларов,
потраченных в виде налоговых стимулов на борьбу с мировым финансовым кризисом,
оказалось недостаточно: Исследование глобальной конкурентоспособности за
2019 год (Global Competitiveness Report 2019) свидетельствует, что
большинство стран все еще переживают стагнацию или слабый экономический рост.
• Экономики стран, которые
инвестируют в человеческий капитал, развивают институты, инновационный
потенциал и динамизм бизнес-среды, окажутся в лучшем положении перед лицом
глобального спада.
• По итогам 2019 года США уступили
свое лидирующее место в Рейтинге глобальной конкурентоспособности (Global
Competitiveness Index, GCI) Сингапуру.
Подробности читайте в нашем отчете.
Женева, Швейцария, 9 октября
2019 года. —
По прошествии 10 лет после начала финансового кризиса мировая экономика
по-прежнему не может вырваться из замкнутого круга низкого или отрицательного
роста производительности, несмотря на финансовые вливания центральных банков,
превысившие 10 трлн долларов.
Впрочем, нельзя назвать эти
беспрецедентные меры бесполезными: благодаря им была предотвращена более
глубокая рецессия в мировой экономике. Тем не менее этого оказалось
недостаточно, для того чтобы стимулировать рост расходов на повышение производительности
в частном и государственном секторах.
По мере того как меры
монетарной политики начинают терять свою эффективность, рост экономики все
больше зависит от фискальной политики и государственных мер, стимулирующих
инвестиции в перспективные исследования и разработки, повышение квалификации
работников и кадрового резерва, развитие инфраструктуры и интеграцию новых
технологий в жизнь людей.
Серия исследований глобальной
конкурентоспособности, начатая в 1979 году, позволяет дать ежегодную оценку драйверов
производительности и долгосрочного роста экономик мира. На сегодняшний момент
эта оценка основана на Рейтинге глобальной конкурентоспособности (GCI), который
охватывает 141 страну по 103 индикаторам, объединенным в 12 слагаемых
конкурентоспособности. Для каждого индикатора используется шкала от 0 до 100,
которая показывает, насколько экономика той или иной страны близка к идеальному
состоянию, к так называемому «фронтиру» (переднему краю) конкурентоспособности.
В 2019 году с показателем 84,8
балла (+1,3 балла) Сингапур стал самой конкурентоспособной экономикой в мире,
обогнав Соединенные Штаты, которые опустились на второе место. В пятерку
лидеров с наиболее конкурентоспособной экономикой входят также Гонконг, который
занял 3-е место, Нидерланды (4) и Швейцария (5). Для 141 страны-участницы
рейтинга средний «индекс конкурентоспособности» составил 61 балл, что почти на
40 баллов ниже потенциального «фронтира».
Это отставание от идеала
вызывает даже более серьезную обеспокоенность, чем перспектива спада в мировой
экономике. Изменяющийся геополитический контекст и растущая напряженность в
мировой торговле подпитывают неопределенность и могут повлечь за собой еще
большее замедление производства в мире. Тем не менее некоторые из стран, лидеры
рейтинга этого года, похоже, получают выгоду от торговых войн за счет
переориентации своей внешней торговли, в их числе Сингапур (1) и Вьетнам (67),
страны, показавшие наилучшую динамику в рейтинге этого года.
Рейтинг глобальной
конкурентоспособности 4.0 служит компасом для процветания в условиях новой
экономики, подверженной влиянию четвертой промышленной революции. В нынешнем
контексте экономической неопределенности, торговой напряженности, социальных и
экологических проблем крайне важно, чтобы лица, определяющие политику,
использовали подобные инструменты повышения конкурентоспособности, чтобы
вывести мировую экономику на путь роста, интеграции и устойчивости. Отчет
показывает, что такая взаимовыгодная комбинация возможна, но для ее достижения
всем понадобятся смелое и дальновидное лидерство, заинтересованность и
сотрудничество между ключевыми группами интересов», — говорит Клаус Шваб,
основатель и исполнительный председатель Всемирного экономического форума.
Это исследование является
напоминанием национальным лидерам о необходимости более целостного подхода к
принятию решений и достижения баланса между краткосрочными целями и факторами,
влияющими на экономику за пределами квартальных отчетов и избирательных циклов.
Например, исследование
показывает, что в большинстве стран политика в области рынка труда и
образования не успевает за темпами инноваций, включая самые крупные и наиболее
продвинутые в этой области экономики мира.
Правительствам следует лучше
оценивать непредвиденные последствия технологической интеграции и осуществлять
дополнительные меры поддержки населения в ходе разворачивающейся четвертой
промышленной революции. Отчет показывает, что и страны с уже развитым
инновационным потенциалом, такие как Корея, Япония и Франция, и растущие экономики,
такие как Китай, Индия и Бразилия, должны работать над кадровым потенциалом и
развивать рынки труда.
Кроме того, в докладе
освещаются хрупкие основы экономического роста в наименее развитых и некоторых
развивающихся экономиках, что делает их крайне уязвимыми для новых потрясений.
Поскольку борьба с бедностью пробуксовывает и почти половина всех людей на
планете все еще не в состоянии удовлетворить свои базовые потребности, доклад
напоминает о необходимости устойчивого экономического роста, сопровождающегося
повышением производительности, которая по-прежнему имеет решающее значение для
повышения уровня жизни.
Стало также очевидным, что
лица, определяющие политику на национальном уровне, неизбежно сталкиваются с
выбором, когда речь идет о том, чтобы посредством высокого «качества» политики
и бюджетных инвестиций задать правильное направление роста, а также стимулы для
решения проблем неравенства, изменения климата и технологического разрыва между
развитыми и развивающимися странами.
Эти компромиссы между
экономическими, социальными и экологическими факторами, возникшие как следствие
узкого взгляда на рост с учетом только краткосрочной перспективы, можно
смягчить за счет использования целостного и долгосрочного подхода к устойчивому
развитию. Например, Швеция, Дания и Финляндия не только входят в число наиболее
технологически развитых, инновационных и динамичных экономик мира, но также
обеспечивают лучшие условия жизни и социальную защиту, а также являются более
консолидированными и устойчивыми государствами, чем многие другие лидеры
рейтинга конкурентоспособности.
В докладе показано, что на
любом заданном уровне конкурентоспособности встречаются страны с разным уровнем
общественного и экономического развития, поэтому они должны уже сегодня
работать над созданием не просто растущей, но низкоуглеродной, инклюзивной
экономики.
«Наибольшее беспокойство
сегодня вызывает снижение способности правительств и центральных банков
использовать денежно-кредитную политику для стимулирования экономического
роста. В этой связи еще более важно, чтобы принимаемые меры были направлены на
повышение конкурентоспособности, способствовали росту производительности,
стимулировали социальную мобильность населения и снижали неравенство в
доходах», — считает Саадия Захиди, руководитель Центра новой экономики и
общества Всемирного экономического форума.
Региональные и страновые особенности
Сингапур, набравший 84,8 балла
из 100 возможных, ближе остальных приблизился к идеалу конкурентоспособности. В
топ-10 рейтинга есть и другие страны из числа G-20. Это США (2-е место), Япония
(6), Германия (7) и Великобритания (9). В то же время Аргентина занимает всего
лишь 83-е место в рейтинге — это самая низкая позиция среди стран G-20.
По числу наиболее
конкурентоспособных стран в нашем рейтинге лидирует Азиатско-Тихоокеанский
регион, за ним следуют Европа и Северная Америка.
В частности, среди азиатских
стран Сингапур оказался на первой позиции благодаря своему абсолютному
лидерству по 10 показателям в семи из 12 слагаемых конкурентоспособности,
включая лучший уровень развития инфраструктуры (95,4 баллов), здоровья нации
(100), рынка труда (81,2), финансовой системы (91,3), а также государственных
институтов (80,4). Кроме того, Сингапур пользуется преимуществами самой
открытой экономики в мире. За ним в рейтинге из стран макрорегиона следуют
Гонконг (3-е место), Япония (6) и Южная Корея (13). Китай занимает 28-ю позицию
(самую высокую среди стран БРИКС). А страной, продемонстрировавшей самый
стремительный рост в рейтинге среди стран АТР, в этом году стал Вьетнам
(67).
Рейтинг показывает, насколько
неоднороден региональный ландшафт конкурентоспособности. Хотя в азиатском
регионе расположились некоторые из самых технологически развитых экономик мира,
средние показатели инновационного потенциала (54 балла) и динамизма бизнеса
(66,1) в регионе относительно невелики и заметно отстают от Европы и Северной
Америки.
Соединенные Штаты (2) являются
лидером по конкурентоспособности среди стран Европы и Северной Америки.
Несмотря на потерю одной позиции, страна остается центром инноваций, занимая
1-е место по показателю динамизм бизнеса и 2-е место по инновационному
потенциалу. Что касается макрорегиона в целом, то за США следуют Нидерланды
(4), Швейцария (5), Германия (7), Швеция (8), Великобритания (9) и Дания (10).
Среди других крупных стран региона Канада занимает 14-е, Франция — 15-е,
Испания — 23-е, Италия — 30-е место. Выше всех по сравнению с прошлым годом
продвинулась в рейтинге Хорватия (63).
В Латинской Америке и
Карибском бассейне наивысший результат у Чили (70,5 баллов, 33-е место).
Страна обладает наиболее конкурентоспособной экономикой, благодаря стабильным
макроэкономическим данным (1-я позиция по этому показателю в рейтинге, наряду с
32 другими странами мира) и открытости внутреннего рынка (68,0 баллов, 10-я
позиция). За ней в этом макрорегионе следуют Мексика (48), Уругвай (54) и
Колумбия (57). Бразилия, несмотря на то, что добилась наибольшего роста в
рейтинге среди стран региона, расположилась лишь на 71-м месте, в то время как
Венесуэла (133) и Гаити (138) замыкают региональный рэнкинг. Страны
макрорегиона в целом добились значительных успехов во многих областях, однако с
точки зрения качества институциональной базы (средний региональный балл — 47,1)
и инновационного потенциала (34,3) он находится на самом низком уровне в мире.
На Ближнем Востоке и в
Северной Африке региональный рейтинг возглавляют Израиль (20) и
Объединенные Арабские Эмираты (25), за ними следуют Катар (29) и Саудовская
Аравия (36). Кувейт показал лучшую динамику в рейтинге среди стран региона
(46), в то время как Иран (99) и Йемен (140) переместились на несколько позиций
вниз. Многие страны создали надежную инфраструктуру, здесь очень высокое
проникновение цифровых технологий. Однако необходимы более существенные инвестиции
в человеческий капитал, чтобы экономика стран региона стала более инновационной
и креативной.
В Южной Азии Индия,
заняв 68-е место, теряет позиции в рейтинге, несмотря на относительно
стабильные показатели, в основном из-за быстрого улучшения ситуации в других
странах, ранее занимавших более низкие позиции. За ней следуют Шри-Ланка
(показала наибольший рост в регионе — 84-е место), Бангладеш (105), Непал (108)
и Пакистан (110).
Во главе с Маврикием (52) Африка
к югу от Сахары является в целом наименее конкурентоспособным регионом
мира: 25 из 34 экономик, оцененных в этом году, набрали менее 50 баллов. Среди
континентальных лидеров Южная Африка, вторая по уровню конкурентоспособности
страна в регионе, в этом году она поднялась на 60-е место, затем следуют
Намибия (94), Руанда (100), Уганда (115) и Гвинея (122). Две другие крупные
экономики региона — Кения (95) и Нигерия (116) — также улучшают свои показатели
конкурентоспособности, но теряют несколько позиций в рейтинге, уступая более
успешным странам. Положительным моментом является то, что из 25 стран мира, где
показатель здоровья нации вырос на два или более балла, 14 расположились в
Африке к югу от Сахары, где высоко стремление сократить разрыв по показателю
ожидаемой продолжительности жизни относительно других стран.
Среди стран Евразии в
рейтинге конкурентоспособности на первом месте Россия (43), затем следуют
Казахстан (55) и Азербайджан (58). Две последние страны улучшили свои позиции в
рейтинге по сравнению с прошлым годом. Больше усилий, направленных на развитие
финансовой системы (средний балл по региону — 52) и инновационного потенциала
(35,5), поможет странам макрорегиона достичь более высоких показателей
конкурентоспособности и ускорить структурные изменения.
Россия не изменила позиций в
рейтинге стран и осталась на 43-м месте, несмотря на рост абсолютного значения
индекса. Улучшения в этом году были достигнуты в сфере внедрения цифровых
технологий, укрепления инновационного потенциала, повышения эффективности рынка
труда и макроэкономической стабилизации. В то же время оценки развитости
общественных институтов, рынков товаров и услуг, а также навыков и компетенций
(в особенности тех, что необходимы для успешной конкуренции в будущем)
ухудшились, что в итоге не позволило России улучшить позиции в рейтинге.
Большой размер рынка (6-е
место среди стран мира), стабильное состояние макроэкономики (43-е место) и
ускоренное внедрение цифровых технологий (22-е место), а также инновационный
потенциал (32-е место) являются сильными сторонами, обеспечивающими России
высокую конкурентоспособность и лидерство в Евразии. По этим факторам она также
существенно опережает многие другие страны, находящиеся на той же стадии
развития экономики. Барьерами на пути к повышению национальной конкурентоспособности
становятся, прежде всего, общественные институты (74-е место), пока еще
недостаточно развитая финансовая система (95-е место), а также зарегулированные
и слабоконкурентные отраслевые рынки (87-е место). По качеству институтов
Россия находится на одном уровне с другими странами Евразии, по развитости
финансовой системы незначительно опережает их, а по уровню конкуренции и
качеству регулирования отраслевых рынков отстает.
«Четвертая промышленная
революция не только открывает большие возможности для ускоренного
развития, но и создает новые риски, в том числе риск увеличения разрыва между
странами. Индекс конкурентоспособности ВЭФ оценивает, насколько страны готовы
поддержать повышение производительности и устойчивый экономический рост в новых
условиях. В общей сложности за последние 5 лет в позициях России не произошло
существенных изменений: сначала наблюдался рост с 43-го до 38-го места в 2017
году, затем возврат на 43-е в связи с обновлением методологии рейтинга и с
учетом новых факторов развития в 2018 году, — говорит Алексей Праздничных,
координатор программы Всемирного экономического форума по конкурентоспособности
стран в России, партнер Strategy Partners, исполнительный директор Евразийского
института конкурентоспособности. — В этой связи хочется процитировать крылатое
выражение: «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а
чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!» Для
повышения позиции в рейтинге важно повышать конкурентоспособность быстрее, чем
другие страны, в этом и состоит основная интрига конкуренции за процветание. У
России есть все фундаментальные предпосылки для большего прогресса в развитии
ключевых факторов конкурентоспособности, без которого будет сложно обеспечить
достойный экономический рост. Важно усилить сфокусированность, эффективность и
синхронизацию национальных проектов для достижения стратегических целей
развития более высокого уровня, и конкурентоспособность экономики — одна из
них».
Другие выводы из отчета этого
года
В дополнение к рейтингу
исследование раскрывает и другие моменты в состоянии мировой экономики. Если
говорить о факторе высокой концентрации на глобальном рынке, то в докладе
говорится, что бизнес-лидеры в Соединенных Штатах, Китае, Германии, Франции и Великобритании
считают, что влияние на рынке ведущих корпоративных игроков за последние 10 лет
усилилось.
По уровню квалификации
работников из числа стран G7 в десятку глобальных лидеров входят только
Соединенные Штаты. Это, по сути, лучшая экономика в мире по этому показателю.
Из остальных ближе всего к лидеру Великобритания (12-е место), Германия (19),
Канада (20), Франция (41), Япония (54) и Италия (63). Китай по качеству
человеческого капитала идет на 40-м месте.
Крупнейшим экономикам мира
также есть куда расти, когда речь идет о технологическом управлении. По уровню
адаптации правовой базы к цифровым бизнес-моделям только четыре страны из числа
G-20 входят в первую двадцатку. Это Соединенные Штаты (на 1-м месте по этому
показателю), Германия (9), Саудовская Аравия (11) и Великобритания (15). Китай
занимает 24-е место в этой категории.
О новом индексе глобальной
конкурентоспособности 4.0
Опираясь на 40-летний опыт
сравнительного анализа конкурентоспособности, Индекс глобальной
конкурентоспособности 4.0 (Global Competitiveness Index, GCI 4.0)
Всемирного экономического форума является составным показателем, который
оценивает совокупность факторов, определяющих уровень производительности
экономики и в широком смысле являющихся наиболее важными для долгосрочного
роста. Концепция GCI 4.0 построена на 12 основных слагаемых, или «столпах»
производительности, таких как: Институты, Инфраструктура, Внедрение ИКТ,
Макроэкономическая стабильность, Здоровье нации, Навыки, Внутренний рынок,
Рынок труда, Финансовая система, Размер рынка, Динамизм бизнеса и Инновационный
потенциал. В целом рейтинг состоит из 103 отдельных показателей, распределенных
по этим 12 направлениям.
Платформа по формированию
будущего новой экономики и общества
Доклад о глобальной
конкурентоспособности является основной публикацией Платформы по
формированию будущего новой экономики и общества (Программы по глобальной
конкурентоспособности) Всемирного экономического форума. Платформа
предоставляет возможность для работы над развитием процветающей, инклюзивной и
справедливой экономики и общества. В рамках этой концепции основное внимание
уделяется совместной выработке нового видения в трех взаимосвязанных областях:
рост и конкурентоспособность; образование, навыки и рабочие места; а также
равенство и инклюзивность. Работая вместе, ключевые группы интересантов
начинают лучше понимать сложные проблемы, формируют новые модели и стандарты,
предпринимают масштабируемые совместные действия для системных изменений.
Более 100 ведущих мировых
компаний и 100 международных организаций, НКО и академических сообществ в
настоящее время работают в рамках Платформы над такими вопросами, как
продвижение новых подходов к конкурентоспособности в условиях экономики
четвертой промышленной революции; разработка новой образовательной повестки для
подготовки рабочей силы в будущем; внедрение принципов равенства и
инклюзивности в новую экономику, стремясь создать для 1 миллиарда людей в мире
условия с лучшими экономическими возможностями.
Всемирный экономический форум, призванный улучшить
положение дел в мире, является международной организацией, работающей на
принципах государственно-частного партнерства. Форум привлекает ведущих
политических, деловых и других лидеров общества для формирования глобальных,
региональных и отраслевых программ (www.weforum.org).
Евразийский институт
конкурентоспособности (Eurasia Competitiveness Institute) — независимый, некоммерческий
аналитический центр, специализирующийся на вопросах конкурентоспособности и
экономического сотрудничества в Евразийском регионе. Совместно со Strategy
Partners реализует исследовательскую программу в следующих областях:
конкурентоспособность стран и регионов, отраслевые кластеры и кластерная
политика, предпринимательство, инновационная политика, конкуренция за таланты и
высокий уровень жизни, эффективность государственного сектора, экономическая
интеграция и привлечение инвестиций. Является партнером Всемирного
экономического форума в рамках Программы по глобальной конкурентоспособности
(World Economic Forum’s Platform for Shapingthe Future of the New Economy and
Society), а также других флагманских проектов.