Украина. Атомные амбиции и иллюзии
Дата: 18/11/2019
Тема: Геополитика


Василий Ковалев,  Санкт-Петербург

На обложке журнала Чикагского университета «Bulletin of Atomic Scientists» периодически публикуется  изображение часов,  показывающих без нескольких минут полночь.  Время, оставшееся до полуночи, символизирует напряжённость международной обстановки и прогресс в развитии ядерного разоружения. Сама полночь  символизирует  момент  ядерного  катаклизма. Решение о переводе стрелок принимает совет директоров журнала  при  помощи приглашённых экспертов, среди которых, в частности, 18 лауреатов Нобелевской премии.



За 67-летнюю историю проекта  стрелки  часов меняли свое положение 20 раз. В 1953 до полночи оставалось 2 мин.  (испытания термоядерной бомбы СССР и США), в  1991г. –  17 мин.  (распад СССР, конец холодной войны). Украина,  Белоруссия  и Казахстан   благополучно избавились от ядерного оружия.

В  Украине многие политики считают, что только ядерное оружие  способно гарантированно исключить возможность политического давления или военной угрозы по отношению к стране. На эту тему высказывались в Украине представители партий, депутаты разных уровней и министры.

«Мы с Кравчуком (первый президент Украины Леонид Кравчук) обратимся в украинский парламент, чтобы Украине выйти из Договора о нераспространении ядерного оружия в «знак  протеста», что не был выполнен Будапештский меморандум», – сообщил второй  президент Украины Леонид Кучма в кулуарах форума по безопасности в Киеве.

Депутаты Верховной рады вынесли на рассмотрение законопроект, предусматривающий выход Украины из Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) и отзыв подписи под Будапештским меморандумом, подписанным на его основе. Каким образом депутаты  предлагают  войти в  клуб ядерных держав, они промолчали.

«Мы ― Украина, должны вернуть статус ядерной державы, дабы иметь беспрекословную  возможность защитить себя в будущем от всех, кто посягает на наши земли, суверенитет, и несет хоть какую-то угрозу украинскому народу!  Мы недостаточно большое государство, чтобы противостоять таким агрессорам, ― ядерное оружие заставит считаться с нами всех, и это наша единственная защита для предотвращения в будущем подобных ситуаций с какой-либо стороны», ― указано в пояснительной записке к законопроекту.

Одна из Волынских газет предлагала немедленно начать изготовление атомных бомб на Ровенской АЭС.

Бывший представитель украинской миссии при НАТО генерал-майор Пётр Гаращук заявил буквально следующее: «Ещё раз скажу, у нас есть все мощности для того, чтобы разработать и выпустить своё ядерное оружие».

Исходя из политических соображений, лидеры НАТО закрывают глаза на эти высказывания. Ведь пока что речь идёт только о словах, а не реальных действиях. Но даже такие слова являются серьёзной угрозой стабильности. В случае создания в Украине  ядерного оружия вполне вероятны радикальные действия безрассудных  политиков, которые приведут к апокалиптическим сценариям. 

 Стрелки часов уже показывали  время, когда оставалось всего 2 минуты  до вселенного катаклизма. Это было, правда, 70 лет  назад,  когда  США установили свои ракеты с ядерными зарядами в Турции и нацелили их на СССР.  

Немного истории. Летом 1990 г. Верховная Рада Украинской ССР  принимала декларацию  о государственном  суверенитете. В своей декларации она заявила, что Украина  намерена  «стать в будущем постоянно нейтральным государством,  которое не принимает участия в военных блоках и придерживается трех неядерных принципов: не принимать, не производить и не приобретать ядерного оружия».

30 декабря 1991 г. президенты новых  стран, возникших на развалинах СССР, условились,  что «решение о необходимости применения ядерного оружия принимается президентом Российской Федерации по согласованию с главами Республик Беларусь, Казахстан, Украины, в консультациях с главами других государств-участников Содружества». Ядерное оружие на территории Украины должно было «находиться под контролем объединенного командования стратегических сил с целью его неиспользования и разукомплектования» вплоть до полного уничтожения. Были обозначены и сроки разукомплектования: тактического ядерного оружия – до 1 июля 1992 г., стратегического – до конца 1994 г. 

18 апреля 1992 г. Президент России Борис Ельцин и президент Украины Леонид Кравчук подписали   Соглашение о порядке перемещения ядерных боеприпасов с территории Украины на базы РФ для разукомплектования и ликвидации. Украина, Белоруссия и Казахстан присоединились к Договору о нераспространении ядерного оружия в качестве государств-участников, не обладающих ядерным оружием».

15 января 1993 г. президент Украины прилетел в Москву на встречу с президентом России для обсуждения «ядерной» темы. Президент Ельцин заявил о готовности до ратификации Украиной Договора СНВ-1 и ее присоединения к ДНЯО предоставить Киеву гарантии безопасности, которые вступили бы в силу после того, как Украина стала бы участницей этих договоров.  В 1993 году Украина подписала Лиссабонский протокол к Договору о стратегических наступательных вооружениях (СНВ-1), который обязывает равномерно уничтожать ядерные заряды и их носители.  Поэтому ядерные боезаряды отдали России в 1996 году

 Арсенал ядерного оружия массового уничтожения состоял на Украине из тактического и стратегического оружия,  а также  стратегических носителей. Если бы Украина провозгласила себя ядерным государством, то стала бы третьей в мире ядерной страной — на ее территории размещалось больше ядерного оружия, чем в Великобритании, Франции и Китае вместе взятых.   Безусловно, это нервировало президента США Клинтона. В   планы США входило только уничтожение советского ядерного потенциала,  размещенного на Украине.  

Но если бы Украина все-таки решила установить полный оперативный контроль над ядерным оружием, она столкнулась бы с санкциями Запада и, возможно, даже с отказом от дипломатического  признания  со стороны США и других союзников по НАТО, так  что, судьба ядерного оружия была предрешена.

Но Украина пребывала в эйфории от полученной независимости и, желая продемонстрировать великодушие и ощущая   давление со стороны США, согласилась «сдать» мощнейший ядерный арсенал России, вывезти на территорию России и уничтожить  взамен на  гарантии территориальной целостности и ненападение на ее территорию.

После распада СССР на территории Украины  осталось 220 единиц стратегических носителей: с 176 межконтинентальными баллистическими ракетами, с 44 тяжелыми бомбардировщиками, оснащенными более чем тысячей ядерных крылатых ракет большой дальности, а также 1734 ядерных боеголовок было передано в Россию в августе 1996 года.

Финансирование работ по ликвидации стратегической авиации Украины осуществлялось за счёт средств, выделенных американским правительством в рамках соглашения «О предоставлении помощи Украине в ликвидации стратегического ядерного оружия и предотвращении распространения оружия массового уничтожения», подписанного 25 ноября 1993 года между Украиной и США. В 2000 году соглашение было продлено до 31 декабря 2006 года.

В 1996-1999 годах руководство Украины ликвидировало 29 стратегических самолётов-ракетоносцев (10 Ту-160, 19 Ту-95МС) и 487 крылатых ракет Х-55, находившихся на вооружении ВВС Украины.  В то же время, в 1999-2000 годах, в соответствии с межправительственным соглашением Украина передала России 8 Ту-160, 3 Ту-95МС и 581 крылатую ракету Х-55 в уплату украинского долга за поставленный природный газ на сумму $285 млн. Российская сторона долго и настойчиво выходила с предложениями о покупке всех машин, на что либо получала отрицательный ответ, либо украинская сторона просила за них значительные суммы (около $75 млн. за самолёт, зарубежными специалистами новая машина данного типа оценивалась в $100 млн.).  

В ответ американцы выделили $27 млн., но что это по сравнению со стоимостью уничтоженных машин, которые россияне предлагали продать или обменять! В конечном итоге Украина оказалась между молотом и наковальней: и договоры, подписанные с США нарушить не хотелось, и перед россиянами было неудобно – но она сама поставила себя в такие условия. Первым 16 ноября 1998 года начали утилизацию Ту-160 с бортовым номером «24», выпущенного в 1989 году и имевшим налёт в 466 часов. Вторым стал б/н «14» 1991 года выпуска. Он не налетал и 100 часов! В 2002-2006 годах на авиабазах в Николаеве, Полтаве, Прилуках и Белой Церкви было ликвидировано 60 Ту-22М (43 Ту-22М3 и 17 Ту-22М2), состоявших на вооружении ВВС и авиации ВМФ Украины, а также находившихся на базах хранения и в авиаремонтных  заводах. Также на авиабазе Озёрное были уничтожены 423 авиационные крылатые ракеты Х-22. Украина стала  одной из девяти стран мира, обладающих полным циклом производства самолётов, однако экспорт авиатехники в абсолютном большинстве представляет собой распродажу самолётов, вертолётов и БПЛА, снятых с вооружения Вооружённых Сил Украины.

5 декабря 1994 года был подписан Будапештский меморандум, согласно которому Украина  получала  международные гарантии независимости, сохранение суверенитета и утвержденных государственных границ. 2 июня 1996 страна полностью лишилась ядерного статуса, и начался вывоз боеголовок.

Процесс   был  болезненным  для   военных и инженеров ракетной отрасли, но они   считали, что это сакральная   жертва,  которую Украина   принесла  в  обмен  на свою независимость. Военные и инженеры  ракетной отрасли  не считали  отказ от ядерного статуса роковой ошибкой, поскольку знали о сложности эксплуатации и утилизации  ядерных боеголовок.

США выполнили свою заветную мечту – уничтожили  часть советского ядерного    потенциала, располагавшегося на Украине. Ликвидировали   шахтно-пусковые  установки межконтинентальных твердотопливных ракет СС-24. «Молодец» [SS-24. Scalpel],  твердотопливной  трехступенчатой  межконтинентальной  баллистической  ракеты, поставленной  на боевое дежурство 19 августа 1988 года.

Будапештский   меморандум   уничтожила    сама   Украина,   как  только  отменила  декларацию независимости  и устремилась в НАТО. В декларации независимости  Украина  заявляла,  что была   намерена  «стать в будущем постоянно нейтральным государством, которое не принимает участия в военных блоках.  

В декабре 2014 года Верховная рада Украины приняла внесённый президентом Петром Порошенко законопроект, которым внеблоковый статус Украины отменялся.  В 2019 году вступили в силу конституционные поправки, закрепившие стратегический курс на получение полноправного членства Украины в Евросоюзе и НАТО на уровне конституционной норм. Как заявляют в штаб-квартире НАТО, взаимодействие с Украиной  ведётся в иных форматах, связанных с конфликтом в Донбассе и с необходимостью «немедленных реформ».  Когда руководители НАТО, включая Йенса Столтенберга,  говорят, что реакция России на Донбассе была для них неожиданной, они откровенно лгут. Так давить на крупную ядерную державу и доводить ее до отчаяния — это не ответственная внешняя политика.

Сегодня идеи Михаила Горбачева о построении «общеевропейского дома» вызывают в России раздражение. Михаил Горбачев протянул  НАТО руку, и как НАТО ответил на это? – Расширением на Восток. Планы принять в НАТО Украину несут в себе большую опасность для жизненно важных стратегических интересов России. От северо-восточного края Украины до Москвы 450 километров и эта позиция представляет большую опасность для столицы России. Можно себе представить,  что чувствовать будут россияне, если внезапно американские солдаты пусть не c ракетами, а с автоматическими винтовками появятся в Харькове, в Чернигове.  

Почему на Украине, считают, что россияне должны спокойно воспринимать  появление  НАТО у своего порога? Ведь сами США, как противник  России, не терпят  никаких стратегических конкурентов в целом западном полушарии? Американская  пехота в эстонском городе Нарва проводит учение и это, если выразиться совсем мягко,   настораживает жителей  Санкт-Петербурга. До Санкт-Петербурга ровно 130 километров.  Страх  русских совершенно не беспокоит натовцев.

Политологи, историки предлагают такой «…мысленный эксперимент: Мексика и Багамы в ближайшее время вступают в военный альянс с Россией. Как бы отреагировали США? Увидели бы США в этом угрозу самой сути своей безопасности?  Российские солдаты всего в нескольких километрах от границы США с Мексикой?  Российские ракеты на Багамах?» – Ответ очевиден.  

Западные СМИ   постоянно   вбивают  людям  в голову  послание о новой агрессивной России,  ни разу не задавшись вопросом,  что же спровоцировало эту новую международную ситуацию.

Заверения,  которые  НАТО дало СССР  при договорённости о  нерасширении НАТО в Восточной Европе, достигнутой в ходе переговоров между СССР и США по объединению Германии в 1990 году: в частности, о неразмещении иностранных (негерманских) войск стран-членов НАТО на территории бывшей ГДР «по своему смыслу» исключали расширение НАТО на восток. НАТО своим расширением эту договорённость нарушил. Руководство альянса утверждает, что такого обещания не давало, и что такое решение могло быть принято только в письменном виде на основании консенсуса всех стран-членов блока, а не в форме «единоличной гарантии» кого-либо.

Наличие  атомного  оружия  у России не остановило продвижения НАТО на восток. Россия «глотала  горькие пилюли одну за другой» когда страны бывшего Варшавского договора и бывшие советские  республики вступали  в НАТО, когда солдаты  НАТО  высаживались с танками  на территории бывших  прибалтийских  республик, и  когда   эсминцы НАТО  пришвартовались в  Севастополе.

В начале 2014 года Украина без боя сдала полуостров Крым. На востоке Украины в результате  внутреннего  кризиса  вспыхнули боевые действия  между вооружёнными силами  Украины  и антиукраинскими отрядами  (в основном сторонников самопровозглашённых Донецкой и Луганской Народных Республик и добровольцами из России). Официальный представитель МИД РФ Александр Лукашевич пояснил, что утрата Украиной территориальной целостности «стала результатом сложных внутренних процессов». При этом «Россия не брала на себя обязательств принуждать часть Украины оставаться в её составе против воли местного населения», а «подавляющее большинство населения Крыма и Севастополя путём свободного волеизъявления реализовало право на самоопределение»,  в результате чего Крым вернулся в Россию. 

В  украинском    обществе  после этих событий    возникла  дискуссия  об отказе  от  безъядерного статуса Украины. В дискуссию «подлил  масла» бывший   генеральный  секретарь  НАТО Джордж Робертсон – в утешение  Украины он сказал, что идея ядерного разоружения не оправдала себя, и предположил, что «захват Крыма и оккупация востока Украины вряд ли стали бы возможны, если бы Киев не пошёл по пути одностороннего ядерного разоружения». Это  были  провокационные, но запоздалые   слова  утешения     от НАТО, которое, кстати, само уничтожало ядерный  потенциал Украины. 

Чего уж греха таить, ядерное оружие  никогда не  будет служить  для Украины   пропуском  в элитарный мир.  Ядерным оружием обладают 8 стран: США, Россия, Великобритания, Франция, Китай (на дипломатическом языке – “Ядерный клуб”), Индия, Израиль, Пакистан. Ещё  ряд  стран: Япония, Канада, Германия, Бразилия, Иран, имеют все технологии, и при необходимости могут в кратчайшее время начать производство ядерных боеприпасов.   Украина  тоже  числится в списке пороговых государств — тех,  чей научно-технический потенциал  позволяет создать   дорогостоящую  и наукоемкую технологию изготовления ядерного оружия.

Желание  КНДР  и Ирана  заполучить   «атомную дубинку» превратило  эти   страны в  изгои. Официальный Израиль отказывается подтвердить или опровергнуть утверждения о своих ядерных разработках и санкциям не подвергается.  В середине 1980-х годов бежавший из Израиля техник ядерного центра Мордехай Вануну рассказал лондонской газете Sunday Times, что в центре разрабатывается ядерное оружие, и что Израиль с 1958 года накопил от 100 до 200 боеголовок. Понятно, что  США и НАТО не заинтересованы в распространении ядерного оружия, и будут всячески сопротивляться его появлению в Украине. 

Бывшим  президентам Украины, а также бывшим  депутатам и министрам хочется   напомнить   историю о  событиях,  связанных с   созданием после войны  ядерного   оружия   в европейских  странах. Вспомним  о взаимоотношениях  Югославии и СССР. В  1948 году Тито сказал Сталину свое историческое "нет" и отказался признать Советский Союз лидером коммунистических стран. Отношения между двумя странами накалились до предела.  Югославские власти стали предупреждать народ, что бывший "братский" СССР стал смертельным врагом. Югославия хотела вступить в клуб ядерной энергетики, говорит историк Драгомир Бонджич, автор книги "Между амбициями и иллюзиями: ядерная политика Югославии 1945-1990".  Бонджич напоминает, что Тито в ходе холодной войны оказался между двумя противоборствующими блоками. "Западный блок был идеологически неприемлем, а СССР в некотором смысле был более серьезным противником после конфликта 1948 года (между Москвой и Белградом).

«Ядерная программа Югославии»  была практически заморожена к концу 1960-х годов, так как она была слишком дорогостоящей, и на ее развитие требовалось слишком много времени. Но в 1974 году Индия провела свои первые ядерные испытания. Это привлекло внимание Тито и его коллег в югославском руководстве. В Индию была направлена делегация югославских ученых. В рамках Движения неприсоединения обмен научными достижениями в целях поддержания мира был обычной практикой. Идея состояла в том, чтобы организовать визит в Индию, познакомиться с ее достижениями в области ядерной энергетики в надежде, что Индира Ганди поделится информацией о том, как создавать оружие. Югославскую делегацию приняли тепло, подробно рассказали о проблемах и достижениях в области "мирного атома", но о ядерном оружии индийская сторона умолчала. В итоге Югославия отказалась от разработки своего ядерного оружия и стала продвигать на международной арене идею  разоружения,  в особенности ядерного.

Уместно вспомнить и об аварии, которая  произошла в Швейцарии при  создании ядерной бомбы для защиты  своего нейтралитета. В  конце 1960-х годов при производстве оружейного плутония  случилась самая серьёзная ядерная катастрофа в истории Швейцарии: в подземной экспериментальной ядерной электростанции произошло расплавление активной зоны реактора, что привело к аварии, получившей 5 баллов из 7 по шкале INES.  Эта  авария  похоронила  мечты  Швейцарии  о разработке и постройке собственного реактора и о производстве своей атомной бомбы. Ядерная программа Швейцарии реализовывалась с 1945 года по 1988-й год. В 1996 году она была окончательно похоронена после того, как Швейцария подписала «Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой».

Ядерная бомба могла появиться и в нейтральной Швеции. Около четверти века продолжались там весьма скрытные научно-исследовательские работы по созданию собственного ядерного оружия. Начало им было положено ещё в конце Второй мировой войны, а последние эксперименты с оружейным плутонием шведы завершили уже в 1972-м, через четыре года после присоединения к договору о нераспространении ядерного оружия. Учёные остановились буквально в полушаге от цели: в стране было создано всё необходимое, чтобы построить ядерную бомбу в течение нескольких месяцев. Шведские исследования в области ядерного оружия начались в 1945 году, вскоре после того как американские атомные бомбы упали на Японию. Уже в августе, буквально через несколько дней после бомбардировки Хиросимы, Хельге Юнг, тогдашний главнокомандующий ВС Швеции, потребовал выяснить подробности о новом оружии. Заниматься этим вопросом было поручено Шведскому национальному центру оборонных исследований (Försvarets forskningsanstalt, FOA), созданному в 1945 году путём объединения трёх организаций: Военно-физического института, Центра химической защиты и части Шведского государственного агентства изобретений.

 «Ågesta» был первым шведским коммерческим ядерным реактором, снабжавшим теплом (68 МВт) и небольшим количеством электроэнергии (12 МВт) пригород Стокгольма Фарста. Параллельно он выполнял заказы военных, производя от 0,5 до 1 килограмма оружейного плутония в неделю. Этих мощностей явно не хватало для создания ста планировавшихся ядерных боеголовок, и особую роль военные придавали строившемуся более мощному четвёртому ядерному реактору в Марвикене. Помимо выработки 130 МВт электроэнергии, он должен был полностью удовлетворить шведские потребности в оружейном плутонии. К этому времени шведы определились с типом боеприпаса, который решили создавать по имплозивной схеме. Ядерный взрыв должен был происходить в результате обжатия заряда из плутония до критической плотности посредством взрыва заряда обычного взрывчатого вещества (ВВ). Имплозивными были и бомба «Толстяк», сброшенная американцами на Хиросиму, и первая советская атомная бомба РДС-1.

Реактор R4 в Марвикене, игравший центральную роль в шведской программе, был практически построен, когда в конце 1960-х-начале 70-х годов шведское правительство официально отказалось от проектирования и создания собственного ядерного оружия. Он никогда не был загружен ядерным топливом, а турбинный зал почти построенной АЭС впоследствии использовался мазутной электростанцией.

К 1965 году для производства ядерной бомбы у шведов было готово практически всё (десяти килограммов плутония), кроме политического решения и полигона для проведения испытаний. Кроме того, для создания пригодного к боевому использованию заряда следовало произвести практические испытания с подрывом зарядов.

В 1968 году Швеция присоединилась к Договору о нераспространении ядерного оружия, что формально должно было стать концом национальной ядерной военной программы, хотя, на самом деле, работы по ней полностью были свёрнуты только в 1972-м.

Может ли Украина в ближайшее время повторить успех Манхэттенского проекта, создать  ядерный   заряд, опираясь на очень  ограниченные экономические  возможности? Ответ – скорее, нет.

Для создания  одного  атомного  заряда Украине необходимо оперировать   экономической составляющей  в  миллиарды   долларов. Для этого олигархам Украины  придется предложить  народу «кушать траву»,  как в Северной Корее.  Но вряд ли   украинцы  на это согласятся. Обладание ядерным оружием – это не только мускулы и сила,  но  раковая опухоль  на экономике государства, а также огромный  риск ядерной  аварии. Да и применить его не удастся – последует  ответный неприемлемый удар.

В 60-х годах в американских военно-политических кругах развернулась дискуссия о том, могут ли страны третьего мира повторить успех Манхэттенского проекта, опираясь на очень ограниченные технические и финансовые возможности. Эксперимент дал на этот вопрос положительный ответ.  Он показал, что таким странам вовсе не обязательно располагать группой гениев или красть ядерные секреты. Теоретическая информация, необходимая для создания атомной бомбы доступна в открытых  источниках. В  Украине имеется материальная база, предприятия точного машиностроения, опыт работы с ядерными материалами. После провозглашения независимости на территории Украины осталось около 17 % от военно-промышленного комплекса СССР (в общей сложности, примерно 2000 предприятий и организаций, в которых работало свыше 700 тыс. человек), правда, за последние годы  количество предприятий ВПК сократилось. В первом  национальном научном  центре (ННЦ ХФТИ)  – знаменитом   на весь мир Харьковском физико-техническом институте есть подготовленные физики и химики, металлурги,  математики. В 1944  году  после  войны при поддержке Курчатова в рамках советского «уранового проекта» Харьковскому физико-техническому институту были поручены работы по реакторному материаловедению и разработке ТВЭЛов для  первых ядерных реакторов.   

Чернобыль  вряд ли сможет  стать центром военной атомной программы Украины.    Реакторы РБМК-1000 не могут быть  перезапущены для наработки оружейного плутония. Сырьем для его производства в первую очередь выступает, как известно,  отработанное ядерное топливо с исследовательских реакторов, с атомных электростанций.   Плутониевую бомбу легче создать технологически и финансово, чем урановую.   Функционируют в Украине атомные  станции с реакторами  ВВЭР. В советское время было   построено пять атомных электростанций. В четырех из них реакторы типа ВВЭР: Ровенская АЭС в Кузнецовске, Хмельницкая в Нетешине, Запорожская в Энергодаре и Южно-Украинская в одноименном городе Николаевской области. Чернобыльская АЭС с реакторами РБМК и со своими хранилищами   отработанного ядерного топлива – в городе  Припять. Если технология обогащения урана-235 является  сложной и дорогой, то выделение плутония из ОЯТ вполне технологично. Современная атомная энергетика позволяет получить плутоний в больших количествах.

В ядерном реакторе в результате бомбардировки нейтронами ядерного топлива U-238 превращается в U-239, который превращается в Np-239,  а тот в свою очередь в Pu-239. В тонне ОЯТ, извлеченного из реактора ВВЭР после нескольких лет облучения,    содержится 5-10 кг плутония, который и выделяется из этой смеси химическими технологиями.

Ресурсная база урана в Украине имеется в Желтых Водах. Там же с 1950-х гг. существуют предприятия по первичной переработке урановой руды  (Восточный ГОК). В 2012 г. в урановой промышленности Украины произошло крайне важное событие – в поселке Смолино Кировоградской области, где находится одна из шахт Восточного ГОКа, началось строительство завода по производству ядерного топлива для реакторов ВВЭР украинских АЭС.  Это будет первое производство такого рода на территории страны. Тем самым, в случае   принятия   политического решения о создании украинского ядерного оружия, промышленный комплекс  может быть переведен на обогащение урана U-235  до оружейного уровня и создания урановой атомной бомбы.

Украинские ученые высказывают здравое мнение. Генеральный директор Национального научного центра "Харьковский физико-технический институт" Иван  Нехлюдов пояснил, что  создание ядерного оружия – крайне дорогостоящее мероприятие. Стоимость атомной бомбы сопоставима с размером годового бюджета страны.  Физик убежден, что Украине нецелесообразно тратить огромные суммы на создание одной ядерной бомбы, в то время как некоторые страны располагают "тысячами таких бомб".  "Если мы сделаем ядерную бомбу – это значения иметь не будет. Я считаю, что это нецелесообразно, и в ущерб нашему народу, потому что все средства пойдут на это".   Возможно, нынешнее  руководство   Украины  услышало  заявление  ученого и не примет опрометчивое политическое  решение о создании  ядерного оружия. Выход  Украины   из договора о нераспространении ядерного оружия  разрушит экономику страны.  

Иногда политики переходят грань разумности и призывают к дальнейшей интеграции  Украины и России. В Украине на эти заявления  реагируют остро и всерьез.   Здравомыслящие политики в России прекрасно  знают, что объединение России и Украины невозможно, и собирание земли русской – не более чем мечта. Возрождение рухнувшей Советской империи невозможно. Как  писал философ Гераклит, события  подобны текущей реке, «в одну реку нельзя войти дважды». Не состоится и новая   Переясла́вская ра́да. Жители полуострова Крым в Украину не пойдут, а Украина силой заставить их не сможет. Возвращаться обратно самопровозглашённые и не признанные  республики на востоке Украины тоже не желают –  в сердцах людей осталась память о жестокости и ненависти, мгновенно их не  искоренишь. Приведу здесь высказывание одного из бойцов Донбасса: «Автоматы взять  в руки легко,  а вот поставить их потом в угол трудно».  Для нормализации отношений нужны мудрые политические решения и время.

Постсоветские   республики, в  том числе Украина, спешат вступить в НАТО – и это не лучшее решение. Нельзя создавать военные блоки вокруг России, давить на Россию, угрожая ее жизненно важным интересам и безопасности — это не ответственная внешняя политика. Здравомыслящие люди мира должны все сделать, чтобы на часах журнала Чикагского университета «BulletinofAtomicScientists» не наступила полночь.  

 

Использованные материалы

1. Материалы  сайта  ПроАтом.

2. Взрыв  под Харьковом.  youtube.com/watch?v=WXfYNdVJmvE.

3.  Будапештский меморандум. 

4. Лиссабонский протокол — протокол к Договору между странами участницами Союза Независимых Государств и Соединёнными Штатами Америки о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений, который был подписан в Лиссабоне 23 мая 1992 года Россией, США, Украиной, Белоруссией и Казахстаном.

5. Договор о нераспространении ядерного оружия.

6. Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД, РСМД) (англ. Intermediate-Range Nuclear Forces Treaty, IRNFT) — договор между СССР и США.

 7. Закон о приостановке участия России в Договоре о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД). США приостановили выполнение своих обязательств в рамках ДРСМД.

8 Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1).

9. Декларация о государственном суверенитете Украины.

10. Юрий Костенко. «История ядерного разоружения Украины».







Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=8875