Дежурный по сайту
Дата: 13/04/2020
Тема: Дежурный по сайту


Николай Кудряков, дежурный на PROATOM.RU 

Уважаемые читатели сайта www.proatom.ru, предлагаю обсудить две важные темы:
1. Готовы ли мы к ликвидации ЧС крупных масштабов?
Федеральная власть не решается ввести режим ЧС в связи с коронавирусом, не желая действовать в рамках закона, – почему? Не потому ли, что для реализации режима ЧС нет ни ресурсов, ни воли, ни, строго говоря, никакой вертикали власти. Вспоминая о войне, нам говорят, что, дескать, «можем повторить». Что мы можем повторить, не имея ни масок, ни антисептиков, ни парацетамола? Здравоохранение должно быть элементом государственной безопасности и государственного строительства – у нас вместо этого медицина превращена в коммерческую услугу.



2. Что представляет собой современное образование? Повод лишний раз задуматься от этом нам опять же дала ситуация с коронавирусом. Учителя в режиме дистанта работают практически круглосуточно, родители – многие неожиданно для себя! – столкнулись с необходимость участвовать в учебе и жизни своих детей. А вправе ли мы вообще вводить компьютерный дистант, сами не производя ничего компьютерного, не обеспечив ЗА СЧЕТ ГОСУДАРСТВА КАЖДОГО ребенка и КАЖДОГО учителя компьютером с необходимым минимумов функций и характеристик и лицензионным софтом?

Что у нас вообще происходит с образованием в целом? И со школьным, и со специальным? Соответсвует ли уровень подготовки студентов реальным требованиям атомной отрасли?Декларируя приритет национального над международным, не должны ли мы выйти из Болонского соглашения? Оправдывает ли себя как таковая нынешняя система ГИА? Если правительственные структуры планируют – в очередной раз! – рывок в 19 отраслях, в электронной промышленности  том числе[1], то нужен ли нам государственный заказ на профессиональное образование, и не начать ли нам оценивать работу вузов и преподавателей не по индексам цитирования, а по объему и качеству выполнения госзаказа по подготовке специалистов?

***

Пользуясь словами Владимира Владимировича Маяковского - о себе, любимом.

В 1980 г. окончил Обнинский филиал МИФИ. Участвовал в создании полномасштабного тренажера РБМК-1000, введенного в эксплуатацию в 1989 году в Смоленском Учебно-тренировочном центре – первом в гражданской энергетике полностью цифровом тренажере. Время работы над тренажером вспоминаются как самое насыщенное и плодотворное и в профессиональном, и в человеческом имерении время[2].

В  1995 г. переехал г. Сосновый Бор, привлеченный перспективой создания Северо-Западного Научно-промышленного центра атомной энергетики (СЗ НПЦ АЭ) в составе НИТИ им. А.П. Александрова. СЗ НПЦ АЭ – это была такая организационная форма сооружения и освоения головного энергоблока с ВВЭР-640. Работая в НИТИ, успел написать Техническое задание на полномасштабный тренажер ВВЭР-640, Организационный план энергоблока, поучаствовать в составлении общей Программы обеспечения качества (ПОКАС) и первой главы Отчета по обоснованию безопасности (ООБ) ВВЭР-640. К великому сожалению, проект ВВЭР-640 реализован не был – в решающей степени благодаря тогдашнему Министру РФ по атомной энергии Е.О. Адамову[3].

Осенью 2004 г. начались работы по замещающим мощностям ЛАЭС. Одной из четырех возможных площадок будущей ЛАЭС-2 стала площадка ВВЭР-640.  Все еще существовавшую дирецию ВВЭР-640 привлекли к предпроектным работам – прежде всего к возобновлению и расширению работ по обоснованию  площадки, начиная с возобновления инженерных изысканий и заканчивая обследованием территори на наличие взрывоопасных предметов. Так, в 2007 г. довелось встречать и сопровождать на площадку группу по разминированию от петербургского МЧС. В течение нескольних лет пришлось быть руководителем работ от НИТИ по подготовке исходных данных к проектному документу, который назывался Обоснованием инвестиций – ОБИН.

Характерно, что в своем первоначальном варианте ЛАЭС-2 на площадке НИТИ предполагалась в составе 2-х энергоблоков с ВВЭР-1500, именно в этом варианте в ноябре 2005 года была представлена Декларация о намерениях, хотя всем было ясно, что никакие ВВЭР-1500 здесь не нужны и невозможны, равно как не нужны и невозможны ВВЭР-1200 в Калининградской области. Эти примеры лишний раз показывают, что не существует никакой инстанции, никакого органа, который бы рассматривал бы атомную энергетику как систему, в которой должны обосновываться в том числе единичные мощности энергоблоков.

В 2009-2012 гг. – в Санкт-Петербургском «Атомэнергопроекте», в головном офисе на Суворовском проспекте, в Техническом отделе СПбАЭП, затем – в Техническом отделе Сосновоборского филиала.

В июне 2012 г., после снятия с СПбАЭП функций Генподрядчика по сооружению ЛАЭС-2 Сосновоборский филиал был расформирован. На этом свою работу непосредственно на предприятиях атомной отрасли я счел завершенной.

***

К преподаванию в Институте ядерной энергетики, ИЯЭ – филиале Сантк-петербургского политеха в феврале 2001 года меня привлек Валерий Романович Аксенов – мой коллега по НИТИ и организатор и первый руководитель кафедры Информационно-измерительных систем ЯЭУ.

С 2012 года преподавание в ИЯЭ стало моим основным занятием. Основной «фишкой» в своей работе со студентами  я старался и стараюсь делать построение и исследование математических моделей динамики ЯЭУ, прежде всего в таких дисциплинах, как «Управление ЯЭУ», «Динамика и безопасность», «АСУ АЭС». 

На протяжении пяти лет – в 2012 – 2017 гг. – довелось участвовать в постановке и проведении занятий по дополнительному образованию, на краткосрочных курсах повышения квалификации и на профессиональной переподготовке. Своим основным достижением в этой работе считаю привлечение в качестве преподавателей своих бывших коллег по атомной отрасли, из НИТИ, из СПбАЭП[4] .   Поскольку скромность украшает только , кому больше нечем себя украсить, то сообщаю, что при моем участии общее число проводимых  в ИЯЭ курсов выросло с трех до без малого тридцати.

Прежде всего как преподаватель я смотрел и смотрю на осмысление  и на восприятие Чернобыльской аварии[5]. В декабре 2019 с моим участием вышла книга «Валерий Легасов: Высвечено Чернобылем»[6]. Помимо того, что для этой книгия что-то написал сам, ставлю себе в заслугу то, что привлек к участию в книге ветерана ЛАЭС Михаила Павловича Карраска[7] и ветерана СУС Александра Григорьевича Ахламова.

Содержание, организация и методика обучения мне всегда были интересены. В частности, я выступал и выступаю против двухуровневой системы подготовки специалистов для атомной отрасли. Убежден, что бакалавры нам не нужны. А где и кому они нужны? Считаю, что бакалавр -  это недоделка и недоучка[8].

С 2019 года преподаю физику и в школе[9] - средней школе №7 города Сосновый Бор.

***

Участвовал во Всероссийской акции протеста работников ядерных научных центров в сентябре 1998 г., был пресс-секретарем сосновоборской городской профсоюзной ассоциации «Атомград» и главным редактором городской профсоюзной газеты «Атомград», участвовал в проводимых профсоюзами города мероприятиях, в том числе коллективом трудовом споре на Лениградской АЭС в ноябре 1999- марте 2000[10]. Считаю, что в современной России очень не хватает организованного рабочего движения и подлинно левой партии. На повышение пенсионного возраста Россия должна была ответить общенациональной забастовкий с политическими требованиями отставки правительства и президента.

***

С Атомной стратегией сотрудничаю с 2006 г.

В 2013 г. был и.о. Главного редактора[11].

В числе материалов, подготовкой которых для «Атомной стратегии» горжусь особо, подборка, посвященная проблеме градирен на ЛАЭС-2[12], а также отрывок из книги Николая Васильевича Карпана «От Чернобыля до Фукусимы»[13] - книги, изданной в Киеве и в России в продажу не поступавшей.

Считаю большой удачей привлечение к сотрудничеству с «Атомной стратегией» моего коллеги по СПбАЭП и единомышленника Михаила Александровича Бычкова (1957-2015)[14].



[2] Критерий адекватности. http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=4239

[3] Площадка №3. Воспоминания и размышления о проекте ВВЭР-640. http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=3911

Шанс для ВВЭР-640 http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=574

По поводу «Казахского гамбита» http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=580

[4] Чему учить сорокалетних. Памяти Михаила Александровича Бычкова. http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=6331

[5] Еще раз о Чернобыле: Евгений Адамов спорит с ГПАН СССР http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=3000

Чернобыль: это все придумал Черчилль http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=3737

 Чернобыль: Питают ли науки юношей http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=4496

[6] Валерий Легасов: Высвечено Чернобылем. Аннотация издательства https://ast.ru/book/valeriy-legasov-vysvecheno-chernobylem-846755/

[7] Инцидент на Ленинградской атомной электростанции в 1975 году http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=8916

[8] Нет болонизации российской высшей школы. http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=848

[9] Семь и девять – потому что девять и восемь http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=8344

[10]  Чтоб не пропасть поодиночке http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=6381

[11] Полигон. Интервью с В.И. Перегудой. http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=6715

[13] Как трагедия стала фарсом. http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=4733

[14] О голых королях, Кащеях Бессменных и о национальных особенностях управления http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=4170

Чему учить сорокалетних. http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=6331







Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=9108