По страницам освоения подводных лодок и их ЯЭУ
Дата: 23/04/2020
Тема: Время и судьбы


Инженер-механик, профессионал, учитель и наставник, испытатель ЯЭУ ПЛА

5 апреля 2020 перестало биться сердце капитана 1 ранга Владимира Афанасьевича Долгова - корабельного инженера-механика высшей квалификации, специалиста в области эксплуатации и технического обслуживания различных типов ЯЭУ ПЛА. Ветерана военной службы. Ветерана подразделений особого риска.



В начале марта 2020 года мы с ним повстречались на Серафимовском кладбище, при посещении места последнего приюта многих сослуживцев подводников в 90-летие нашего первого командира атомной подводной лодки К-38 проекта 671 вице-адмирала Евгения Дмитриевича Чернова, Героя Советского Союза, давшего нам обоим путевку в подводную службу и жизнь.

В этом месте мы обратились к воспоминаниям о былом, в том числе и катастрофе ПЛА «Комсомолец», 31–я годовщина ее гибели приближалась через месяц 7 апреля, на ней мы в разное время выходили в море для проведения ответственных испытаний.

Родился Володя 23 декабря 1937 года на хуторе Спорном Ставропольского края в семье потомственных казаков-крестьян. Как говорят в таких случаях, главный протеже для таких детей – «колхозный конюх», знаю по себе – сам, из  таких. Учился на «хорошо» и «отлично». В 1955 году поступал в Бакинское мореходное училище, но не прошёл по конкурсу, поступил в школу матросов, ходил в рейсы на сухогрузе боцманом. В 1956 году сдал вступительные экзамены в Одесский институт инженеров морского транспорта, но когда пришел в военкомат за документами, военком их не отдал, так как у него «горел» план по призыву в армию. В сентябре 1956 года был призван в Вооруженные Силы. Служил командиром отделения радиотехников в звании сержант в 147-м Гвардейском полку дальней авиации 21-й авиационной дивизии Московского округа.

Извечная крестьянская тяга «пробиться в люди» в 1957 и 1958 годах позвала Долгова в ВВМИУ им. Ф.Э.Дзержинского, но не прошел по конкурсу. Мне, его одногодку, в потоке поступающих военнослужащих, в 1957 году (матросу ЧФ) повезло стать курсантом первого набора на факультет ядерных энергетических данного училища.

Володя добился своего в августе 1959 года, поступив на паросиловой факультет ВВМИУ им. В.И.Ленина в городе Пушкине. После первого курса в августе 1960 года его в составе учебного класса перевели на наш факультет в ВВМИУ им. Ф.Э.Дзержинского.

В 1964 году после окончания училища с золотой медалью с дипломом «инженера-механика по ЯЭУ» он назначен командиром группы БЧ-5 в экипаж головной атомной подводной лодки второго поколения К-38 проекта 671, сформированный в 1963 году, командир капитан 2 ранга Евгений Дмитриевич Чернов.

В 1965 году в составе экипажа прошёл подготовку в Учебном центре ВМФ в городе Обнинске. В марте 1967 года получил назначение командиром 1-й (турбинной) группы 1-го дивизиона БЧ-5 К-38. Принял участие в ходовых заводских и государственных испытаниях в Белом море и в декабре того же года в составе экипажа ПЛА, службу продолжил в 3-й дивизии 1-й флотилии ПЛ Северного флота в губе Западная Лица.

В октябре 1969 года Долгов назначен командиром дивизиона живучести БЧ-5 289-го экипажа ПЛА. В декабре 1970 года 289-й экипаж становится головным на ПЛА «К-370». В указанной должности участвовал в 2-х походах на боевую службу в Средиземное море: в 1970 году на однотипной К-69, в 1971 году, на своей - К-370.

ПЛА К-38 проекта 671

В августе 1971 года состоялось назначение Долгова командиром БЧ-5 ПЛА К-38. Однако, как опытного специалиста переназначили коман-диром БЧ-5 модифицированной  ПЛА К-387 проекта 671РТ.

В апреле 1974 года К-387 передана в состав, вновь образованной  33-й дивизии 1-й флотилии ПЛ СФ. На К-387 совершил два очередных похода на боевую службу в 1975 и 1976 годах. В сентябре 1975 года капитан 2 ранга Долгов получил назначение на должность заместителя начальника ЭМС по ЯЭУ 33 ДиПЛ, а через два года становится начальником ЭМС-заместителем командира дивизии по ЭМЧ и капитаном 1 ранга.

Талант организатора и специалиста высочайшего уровня наиболее проявился у капитана 1 ранга Долгова при эксплуатации подводных лодок проектов 705 и 705К, в которых были применены ядерные энергетические установки с жидко-металлическим теплоносителем.

С образованием управления 6-й дивизии ПЛА в составе 1-й флотилии ПЛ СФ в связи с предстоящим поступлением на флотилию с 1977 года в  течение ближайших четырех-пяти лет шести ПЛА-автоматов проекта 705 и 705К ЯЭУ с ЖМТ, командование флотилии, угрожая Владимиру Долгову отнять партбилет в случае отказа, в принудительной форме переназначает его с 33-й ДиПЛ на должность начальника ЭМС-заместителя командира 6-й дивизии.

Эксплуатация кораблей с ЯЭУ с ЖМТ с самого начала столкнулась, как и любое новаторское техническое решение, с множеством проблем. Первая ЯЭУ с ЖМТ (эвтектический сплав свинец+висмут ) типа ВТ-1 была установлена на опытной ПЛА К-27 проекта 645, эксплуатация которой продолжалась в Гремихе всего в течение пяти лет, от сдачи ВМФ 1963 году до аварии в 1968.

Кораблестроители задумали чудо-оружие – ПЛА проекта 705 малого водоизмещения (до 1500 тонн) со скоростью более 40 узлов, малочисленным экипажем (не более 15 человек). Основными критериями эффективности проектирования считались высокая скорость и живучесть, большая глубина погружения и пр…

Правда, в итоге пришлось остановиться на водоизмещении около 3500 тонн, корпус титановый, ЯЭУ с ЖМТ, ЭЭС ПЛ высокочастотная (400Гц), экипаж более двух десятков подводников, но в помощь - высокая степень автоматизации управления, необитаемые отсеки – сказка и только. Страна богата. Проектировали два схожих проекта с разными типами  ЯЭУ: ОК-550 (ОКБМ) и БМ-40А (ОКБ «Гидропресс»), разными комплексами автоматического управления.

Первая авария на К-27 произошла в 1964 году вследствие образования тромба-пробки в трубопроводе, что грозило перегревом и разрушением активной зоны. Экипаж справился с возникшей угрозой выхода из строя реактора.

Вторая авария в конце августа 1965 года связана с течью парогенераторов, справиться с которой не удавалось до возвращения «К-27» в базу, откуда ПЛА была отправлена на ремонт.

Третья авария 13 октября 1967 года произошла из-за заброса сплава в газовую систему первого контура реактора. ПЛА вернулась на базу, а затем убыла в ремонт до конца года. К сожалению, в ремонте регенерация сплава по удалению окислов не проводилась.

Четвертая авария ЯЭУ стала следствием невыполнения записи в вахтенном журнале командира БЧ-5: «БЧ-5 к выходу в море не готова». Однако 24 мая 1968 года вышли в полигон боевой подготовки. Предполагалось развить 100% мощность ЯЭУ. Авария произошла при выполнении именно этого требования. При проверке работы ГЭУ и достижении 90% мощности реакторов произошёл теплотехнический отказ активной зоны, мощность реактора левого борта вдруг начала резко снижаться. Отвод тепла из ак­тивной зоны нарушился. Тепловыделяющие  элементы (ТВЭЛы) начали перегреваться. Оператор ГЭУ вместо опускания компенсирующей решётки, для снижения мощности, стал её поднимать, желая поднять падающую мощность реактора.

В результате разрушения ТВЭЛ уровень радиации в реакторном отсеке достиг 1000 рентген. Выброс радиоактивного газа из газовой системы в реакторный отсек,  и другие отсеки, привел к облучению  всего экипажа. Наиболее пострадавших членов экипажа отправили в Ленинград, 9  из них постиг летальный исход.  ЯЭУ левого борта «умерла».

Обладая вкратце хотя бы такой информацией,  не каждый безоглядно мог согласиться на службу с подобной перспективой на ПЛА с «жидким металлом».

На долю Владимира Афанасьевича в течение восьми лет пришелся трудный период освоения и становления ПЛА проекта 705. Ему пришлось спешно учиться самому и учить других.

Опытная ПЛА К-64 проекта 705 с ЯЭУ ОК-550 (ОКБМ) прибыла  задолго до образования 6-й ДиПЛ в декабре 1971 года в состав 3-й ДиПЛ 1-й флотилии ПЛ СФ к сожалению  в аварийном состоянии с замороженными 2-я петлями теплообмена из трех. Заморозив третью в 1972 году при отработке второй курсовой задачи, ПЛА отбуксировали в Северодвинск, разрезали, носовую часть, отправили в Ленинград на Адмиралтейский завод.

На примере эксплуатации К-27 проекта 645 и К-64 проекта 705, от него, в первую очередь, потребовалась жесточайшая требовательность  к себе и к другим.

По замыслу разработчиков служба на кораблях с ЯЭУ ЖМТ должна была идти по модели, отплавал и сдал ПЛА техническому экипажу на время обслуживания до очередного выхода в море. Вахтенный инженер-механик на проекте в походе не предусматривался, так как считалось, что автоматика заменит все. Организация службы предусматривала «бродячего»  вахтенного отсеков. Но жизнь вносила свои коррективы: отсутствие постоянной вахты в отсеке ПЛА создавало условия информационного вакуума, не позволяющего оперативно обнаружить и своевременно локализовать аварийную ситуацию. Технические средства ПЛА проекта, большинство из которых не прошли должных ресурсных испытаний, обрекали малочисленный экипаж на ремонты, делая службу тяжелой, особенно в электромеханической боевой части. Отсутствие соответствующей береговой инфраструктуры по подаче на борт пара, электроэнергии должного качества, низкая надежность электрокотла, вынуждала держать ЯЭУ в работе на реакции деления. Непрерывное несение вахты в базе вело к расходу ресурса самой установки, систем автоматики, к усталости обслуживающего персонала и пр.

Вопросы поддержания технической готовности подводных лодок и подготовки экипажей к их эксплуатации он поставил на высочайший профессиональный уровень. Упущения не прощались.

Личный состав дивизии понял и признал справедливость и правильность такого отношения к службе на подводных лодках-автоматах.

ПЛА проекта 705 "Лира"

В.А.Долгов освоил новую сложную технику, с честью и достоинством справился с обязанностями НЭМС. Правда, это стоило ему здоровья и нервов немеряно с учетом особенностей, новизны и  «каприз» проекта.

На пятом году службы головной ПЛА  К-123 проекта 705К, ЯЭУ БМ-40А  3 апреля 1982 года на ней произошли две аварийные ситуации: пожар в подводном положении в V (турбинном) отсеке. На пульте ГЭУ были зафиксированы скачки реактивности ре­актора, что говорило о нарушении герметичности между первым и вторым контурами. Пока шла борьба с огнём в V отсеке, на пульте ГЭУ проводилась диагностика парогенераторов. Неисправ­ным оказался ПГ правого борта. Личный состав отключить его не успел. Произошёл разрыв манометрового трубопровода системы буферной ёмкости, в результате чего в трюм IV (реакторного) отсека вместе с газом произошёл выброс до 2 тонн сплава. ПЛА при­шлось всплыть, и вывести ЯЭУ из действия. ПЛА осталась без хода в открытом океане при жесточайшем шторме. Только через двое суток ПЛА была взята на буксир и спустя неделю вернулась в базу. К  счастью, экипаж не пострадал.

Специальная межведомственная комиссия, созданная для расследования причин аварии, полностью признала правильность предпринятых экипажем мер, что было отражено в приказе  ГК ВМФ в июле 1982 года.

Ваш покорный слуга был членом этой самой комиссии, где главный конструктор ОКБ «Гидропресс» Василий Васильевич Стекольников, как мне показалось человек интеллигентный и скромный, не мог не согласиться с правильностью принятых мер личным составом. Вместо него в «бой» пошли «старики»: председатель комиссии контр-адмирал Михаил Михайлович Будаев, в то время зам. начальника 1-го ЦНИИ МО, до 1969 года зам. командующего 1-й флотилии  по ЭМЧ – НЭМС, который настаивал, что флоту даны прекрасные корабли-автоматы, а флот их не умеет  безаварийно эксплуатировать.  Флот в лице контр-адмирала  Леонарда Борисовича Никитина, зам. командующего 1- флотилии по ЭМЧ-НЭМС, уставший от «заморочек» автоматов, парировал председателя тем, что эти  самые прекрасные корабли очень смахивают на кобылу с пробкой в причинном месте, приобретенную известным персонажем  Щукарем на базаре. 

16 апреля 1982 года ПЛА К-123 выведена в резерв, в октябре 1983 года стала в ремонт на 9 лет для замены  реакторного отсека. С новым реакторным отсеком лодка послужила еще пять лет, до июля 1996 года.

Благодаря мужеству командиров ПЛА, самоотверженности членов экипажей, флагманских специалистов корабли использовались весьма интенсивно. Выполнено несколько десятков боевых служб, во время которых оттачивалось боевое мастерство подводников. Нагрузка на людей на берегу и в море по мере освоения ПЛА была тяжелой. Со временем по мере расходования ресурса и запчастей интерес  к проекту у командования всех уровней быстро испарялся. За время боевой службы в Северной Атлантике титан успевал полностью "съедать" протекторную защиту. Не жаловал он выдвижные устройства и другие,  плохо защищенные протекторами конструкции в море, а в базе объектом «еды» становились пирсы. Через  6-8 лет интенсивной эксплуатации ПЛА было  израсходовано большинство запчастей. В конце 1986 года под руководством начальника ТУ СФ контр-адмирала Д.М.Алпатова была образована комиссия по продлению срока службы ПЛА за счет всех запасов ЗИП в ВМФ. Автору, члену комиссии и другим ее членам пришлось основательно «перетряхнуть» склады ТУ СФ,  ГТУ ВМФ, заводов изготовителей и др. для обеспечения дальнейшего использования ПЛА. Нахождение в эксплуатации ПЛА проекта 705 оказалось в среднем около 13-14 лет, при, планируемом сроке в тридцать лет и более. Эксплуатация 705-го проекта при отсутствии должной инфраструктуры обеспечения выработала стойкую аллергию на всех уровнях управления к ЯЭУ с ЖМТ.

Вместе с тем, как отмечают некоторые специалисты, замысел и реализацию столь сложного инженерного сооружения, как ПЛА проекта 705, следует рассматривать как несомненное достижение советских научной и конструкторской школ, высокой потенции советской оборонной промышленности. Анализируемый проект следует считать важным уже потому, что его эксплуатация флотом подтвердила или опровергла разного рода конструкторские, организационные идеи и замыслы, имеющие до этого только теоретическое обоснование.

Еще один урок эпопеи: неординарные ПЛА должны проектироваться комплексно с элементами базового обеспечения. Для экипажей ПЛА освоение проекта явилось настоящей инженерной школой, научившей многих решать сложные нетиповые инженерные задачи во избежание аварий, особенно с жертвами личного состава.

Владимир Афанасьевич ушел с 1-й флотилии ПЛ СФ 1985 году за четыре года до трагедии ПЛА «Комсомолец», вошедшей в состав его 6-й ДиПЛ в 1984 году. На его долю досталась подготовка корабля и экипажа к глубоководному погружению. В августе 1985 он в составе походного штаба флотилии обеспечивал вместе с главным конструктором проекта Ю.Н. Кормилициным, ответственным сдатчиком и сдаточным механиком  СМП и другими специалистами погружение ПЛА на глубину 1000 метров. Был  высокого мнения о командире  Зеленском, его сослуживце по ПЛА К-38. Второй экипаж был сформирован в 1984 году и до его ухода с флота проходил годичную подготовку в УЦ ВМФ.

Накануне своего назначения в 1985 году в училище он был аттестован на должность зам. командующего флотилии по ЭМЧ-НЭМС, должность адмиральская. Из четырех начальников ЭМС дивизий, он был по делу неоспоримым претендентом на эту высокую должность. Выпавшие на его долю подводные лодки автоматы проекта 705, а также, подошедшие в состав дивизии лодки третьего поколения «Плавник» и «Барракуда», по его откровенному разговору со мной, истрепали его душу так, что его абсолютно не тешила призрачная перспектива, и он готов уйти на любую должность, хоть куда.

Я в то время исполнял должность зам. начальника ЭМС флотилии. В один из дней в кабинет позвонил начальник ВВМУ ПП им. Ленинского комсомола вице-адмирал Егор Андреевич Томко и попросил меня порекомендовать кого-либо из офицеров ЭМС на должность начальника кафедры. Я попросил его не вешать трубку, тут же созвонился с Володей Долговым, который, не раздумывая дал согласие. Егор Томко, ушедший недавно с флотилии и хорошо знавший Долгова,  был обрадован такой кандидатурой, назначение состоялось в кратчайшие сроки.

Он уходил с флота, заслужив честно высокие награды: орден Трудового Красного Знамени, два ордена Красной Звезды, медаль «За боевые заслуги», десятка два государственных юбилейных и ведомственных медалей. Его труд и вклад в освоение ПЛА и ядерной энергетики был оценен именно таким образом.

После напряженной службы в 6-й дивизии по освоению ПЛА-автоматов во время руководства кафедрой «Теории, устройства и живучести корабля», обладая огромным практическим опытом службы, Владимир Долгов все свои усилия  направил на совершенствование практической подготовки будущих офицеров по обеспечению безопасности подводного плавания. В сентябре 1991 года Владимир Афанасьевич был уволен в запас ВМФ по возрасту.

Эпилог

Владимира Афанасьевича Долгова не стало накануне дня памяти о катастрофе ПЛА «Комсомолец» 7 апреля. Не стало прекрасного сослуживца  по головной подводной лодке проекта 671 ПЛА К-38, по ПЛА 3-й дивизии атомных подводных лодок и 1-й Краснознаменной флотилии атомных подводных лодок Северного флота, испытателя ПЛА с ЖМТ, ПЛА второго и третьего поколений, с которым меня свела судьба на 21 год совместной инженерной службы на ПЛА флотилии. И попрощаться не пришлось. Коронавирус…Карантин…

А строки эти для тех, кто знал и помнит этого замечательного инженера-механика ВМФ, профессионала своего дела, учителя, наставника многих подводников, вырастившего некоторых  до адмиралов, руководителей разного ранга, который уберег в свое время своей строгостью от худшего многих подчиненных, проявляя пример самоотдачи и беззаветного служения Отечеству, морю и флоту.

 

Литература

1. Ильин, В.Е. Подводные лодки России. Иллюстрированный справочник / В.Е. Ильин, А.И.Колесников. –М.: ООО издательство «Апрель», 2001. -288с.

2. Лисин, С.А. Хронология аварий и катастроф отечественных подводных лодок: /С.А. Лисин. – СПб.: «галея Принт», 2011. – 456 с.

3.Мормуль. Н.Г. Катастрофы под водой: /Н.Г. Мормуль.- Мурманск.: 1999. -572с.

4.Pоманов, Д.А. Тpагедия подводной лодки "Комсомолец": Аpгументы констpуктоpа/Д.А. Романов.- СПб.: НИКА, 2009.- 432с.

5. Чеpнов, Е.Д.  Тайны подводных катастроф.К-429, К-219, К-278, К-141:/Е.Д. Чернов. –СПб.: NIKA, 2008. - 643с.

6.Щербина Н.Я.  Атомные подводные монстры. -СПб.: NIKA, 2007.-344с.

7. Щербина Н.Я.  Боль ты моя… «ПЛАВНИК»/Морской журнал №211/2012. -с.62-71

 

 

Автор статьи - капитан 1 ранга в отставке, доктор технических наук Щербина Николай Ярехтович







Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=9138