Стационарный блок с ВВЭР средней мощности с применением корабельных технологий
Дата: 11/06/2020
Тема: Атомная энергетика


А.Я. Благовещенский, Л.Б. Гусев, Военно-Морской Политехнический Институт, ВУНЦ ВМФ «Военно-Морская Академия»

Широкий спектр региональных особенностей состояния и перспектив развития экономики, включая показатели надежности и живучести конкретных систем энергоснабжения, вызывают необходимость разработки мощностного ряда отечественных атомных энергоблоков.



Известно, что энергоблоки с ВВЭР-1000(1200) по местным условиям не смогут быть использованы в качестве замещающих мощностей ВВЭР-440 на Кольской АЭС. Особое место занимает положение дел с энергоблоком ВВЭР средней мощности. Необходимость его создания была определена после Чернобыльской аварии, в результате чего был разработан проект реакторной установки (РУ) ВВЭР-640 (Рис.1).

Рис. 1 Реакторная установка ВВЭР-640

Существо проекта, основой которого являлось снижение в  ̴ 1,5 раза мощности РУ с ВВЭР-1000 при сохранении конструкций основного оборудования I контура, было направлено на повышение показателей надежности безопасности и живучести энергоблока с одновременным снижением возмущения, вносимого в энергосистему при его аварийном останове.

Уменьшенная удельная энергонапряженность активной зоны по сравнению с ВВЭР-1000 смягчала прохождение штатных и аварийных динамических режимов, а при запроектной аварии исключалось проплавление днища реактора.

Возрастание стоимости установленного киловатта в то время не являлось определяющим фактором, приоритет отдавался повышению безопасности АЭС. ОКБ «Гидропресс» был выполнен проект РУ с ВВЭР-640, АЭП СПб разрабатывал проект АЭС с проведением экспериментальных работ в НИТИ им.А.П.Александрова, на площадке которого энергоблок должен был быть введен в действие. Но этого не произошло из-за отсутствия финансирования проекта. По мере преодоления послечернобыльского шока стали меняться приоритеты развития атомной энергетики. Главенствующее место заняла экономика. Проект ВВЭР-640 был забракован из-за дороговизны и вопрос создания энергоблока с ВВЭР средней мощности «завис» на долгие годы.

 

Перспектива создания реакторов средней мощности на базе ВВЭР-600 (ОКБ «Гидропресс)

Рис. 2 Реакторная установка ВВЭР-600

Эта проработка сохраняет консервативную разветвленную многопетлевую компоновку I контура (с уменьшением числа петель до 2-х) с горизонтальными парогенераторами, имеющую полувековой «опыт», начиная с ВВЭР-210 на Нововоронежской АЭС. Перспектива создания энергоблоков с ВВЭР средней мощности должна опираться на новые технологические решения. В этом плане предпочтительным является направление, получившее широкую апробацию в корабельной ядерной энергетике [А.Я.Благовещенский, С.М.Бор, В.Н.Митюков «Корабельные ядерные энергетические технологии в решении проблемы надежности безопасности и живучести АЭС России», ж. «Технология обеспечения жизненного цикла ЯЭУ», изд. НИТИ, №1, 2015]. Оно характеризуется блочной компоновкой РУ, исключающей длинные трубопроводы I контура, а также использованием сочетания прямоточного парогенератора с активной зоной ВВЭР, имеющей отрицательный температурный коэффициент реактивности. Эти качества заложены в проектных предложениях «ОКБМ Африкантов» ВБЭР-600 (Рис.3).

Рис. 3 Реакторная установка ВБЭР-600

В таком энергоблоке:

- максимально используется эффект саморегулирования реактора с возможностью управления мощностью реактора расходом питательной воды, при этом резко упрощаются задачи системы СУЗ;

- обеспечивается маневренность энергоблока, учитывая необходимость участия объектов атомной энергетики в графиках нагрузок;

- четко организованная теплогидродинамика прямоточных элементов выемной поверхности нагрева парогенератора (ПГ) обеспечивает ее высокую энергонапряженность и компактность РУ;

- поддержание постоянной средней температуры теплоносителя I контура при изменении мощности (с целью улучшения прочностных условий для оборудования I контура, облегчения работы компенсатора давления (КД) и минимального влияния на реактивность активной зоны) не требует изменения давления II контура.

С учетом опыта корабельной ядерной энергетики могут быть реализованы и другие прогрессивные решения, в частности, переход к интегральной моноблочной компоновке с исключением выносного КД и использованием для компенсации изменения объема теплоносителя I контура подкрышечного объема реактора в варианте парогазового КД. Такой проект ВПБЭР-600 (Рис.4) был разработан «ОКБМ Африкантов».

Рис. 4 Реакторная установка ВПБЭР-600

1. Верхний блок 2. Привод СУЗ 3. Уровнемер 4. Крышка реактора 5. Корпус реактора 6. Теплообменник-конденсатор 7. Парогенератор 8. Блок тягово-соединительных устройств 9. Шахта внутриреакторная 10. Активная зона 11. Подвеска ионизационной камеры 12. Электронасос

Он отличался повышенной безопасностью не только за счёт саморегулирования, проявляющегося в самозащищённости от неконтролируемого повышения мощности, но и за счёт исключения аварий большой и средней течи. Простая геометрия I контура обеспечивала высокий уровень естественной циркуляции теплоносителя (ЕЦТ), необходимый для отвода остаточных тепловыделений активной зоны во всех аварийных ситуациях. В одном из вариантов проекта было предложено пионерское для отечественной практики решение – применение главных циркуляционных насосов, встроенных в днище реактора (получившее широкое распространение в западных проектах корпусных кипящих реакторов BWR). Дополнительная защита обеспечивалась размещением реакторного моноблока в страховочном корпусе. Но и этот проект остался на бумаге.         

Перспективной с точки зрения авторов является гибридизация технических решений: достижения «ОКБ Гидропресс» в усовершенствовании ВВЭР, включая спектральное регулирование для увеличения коэффициента воспроизводства ядерного топлива, с уникальным опытом «ОКБМ Африкантов» в корабельной ядерной энергетике по прямоточным ПГ, а также по блочным и интегральным компоновочным решениям РУ. В своё время, предприятия Минсредмаша активно применяли успешные разработки коллег. В проектах корабельных РУ с жидкометаллическим теплоносителем «ОКБМ Африкантов» и ОКБ «Гидропресс» использовался один и тот же парогенератор МП-7 разработки ОКБ «Гидропресс».

Натурную отработку энергоблока с ВВЭР средней мощности, использующего прогрессивные технические решения, отработанные в корабельных ЯЭУ, целесообразно осуществить в НИТИ им.А.П.Александрова, обладающего огромным опытом в этой области.







Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=9224