Подлодка класса хай-тек
Дата: 04/05/2007
Тема: Атомный флот


 Владимир Щербаков, "Московские новости"

Новая атомная субмарина "Юрий Долгорукий" поможет всплыть всему отечественному судостроению.


Первый вице-премьер Сергей Иванов не скрывал своего волнения перед выкаткой из цеха северодвинского "Севмашпредприятия" новой подлодки "Юрий Долгорукий". Наконец-то головной стратегический ракетоносец типа "Борей" покидал место сборки.

- Мы 17 лет не спускали на воду такие корабли, - пояснил Иванов свое состояние. - По сути, это первая российская атомная ракетная подводная лодка. Скажу вам честно, подписывать документ о выводе из цеха такого уникального корабля намного приятнее, чем какие бы то ни было международные договоры.

Двинувшийся под мощный сигнал ревуна огромный стапель-поезд с ракетоносцем ознаменовал начало нового периода в истории морских стратегических ядерных сил (МСЯС) России, "замороженных" в развитии на полтора десятилетия.

Великолепная семерка

Вообще официальной датой создания МСЯС как полноценной компоненты всей отечественной ядерной триады считается 1990 год. Основное их предназначение - нанесение ракетно-ядерных ударов на большие (межконтинентальные) расстояния по крупным военно-промышленным объектам и пунктам базирования вооруженных сил противника. Практически они представляют собой "скелет" российского флота, на который "навешиваются" уже остальные рода сил ВМФ.

В этом мы разительно отличаемся от американцев, которые "кучкуются" вокруг подводных ракетоносцев и многоцелевых авианосцев. Первые сдерживают потенциального противника, а вторые позволяют отстаивать интересы США в отдаленных уголках планеты. Нам же чужого не надо, поэтому и огромных авианосцев у нас никогда не было. Но вот своего мы никому отдавать не хотим, для чего и нужны мощные и современные МСЯС, создающие угрозу неотвратимого возмездия любому агрессору.

"МСЯС - это, безусловно, приоритет сегодня", - отмечает начальник Управления заказов и поставок кораблей, морского вооружения и военной техники МО РФ вице-адмирал Анатолий Шлемов. Поэтому в последние годы львиная доля финансовых средств направляется именно на их модернизацию. Практически достроен головной ракетоносец, на заводе строят еще две однотипные субмарины - "Александр Невский" и "Владимир Мономах". Даже ремонт старых подлодок идет с неизменной модернизацией различных систем и оборудования.

Кроме того, в Министерстве обороны начальники разных уровней постоянно подчеркивают, что в госпрограмме вооружений до 2015 года предусмотрено выделение средств на постройку семи субмарин типа "Борей". Это позволит заменить аналогичное количество "стратегов" третьего поколения. Скорее всего, ими станут шесть кораблей проекта 667БДР ("Кальмар") и один - проекта 941 ("Акула").

Столица хлопочет о дальних рубежах

Однако в Кремле прекрасно отдают себе отчет в том, что морские СЯС не могут существовать как бы сами по себе, без морских сил общего назначения. Ведь именно последние обеспечивают "стратегам" необходимую боевую устойчивость.

- Сегодня мы строим и атомные многоцелевые подводные лодки, и надводные корабли ближней и дальней морских зон, - говорит вице-адмирал Шлемов. - Это и корветы, головной из которых мы сдаем в этом году, и фрегат, который мы заложили в прошлом году и будем сдавать где-то в районе 2010-го.

Адмирал сообщил также "МН", что после сдачи "Юрия Долгорукого" центр тяжести в области финансирования перенесут на АПЛ "Северодвинск" проекта 885 (шифр "Ясень"), постройка которой ведется на "Севмаше" с 1992 года. "Мы будем форсировать ее достройку", - пообещал Шлемов.

В этой связи вполне объяснимыми выглядели особые слова благодарности, которые адресуются ныне московскому правительству и персонально Юрию Лужкову.

- Это сейчас на заводе все более или менее благополучно - много заказов. Вам даже приходится уже работать в три смены, - отметил Сергей Иванов. - Но давайте вспомним, что было в 90-х годах: зарплата не выплачивалась, женщины приходили с детишками на завод, чтобы подкормить их здесь. Вот в это время правительство Москвы и оказало существенную помощь Северодвинску и "Севмашу".

Конечно, Москва не может юридически финансировать саму постройку кораблей. Но зато она оказала и оказывает помощь заводу, его специалистам и их семьям. Выделяет бесплатные путевки, финансирует переоборудование городской больницы и заводского профилактория. И делается это не в предвыборный период на краткосрочной основе - это идет от всего сердца и без надежды на дивиденды. Лишь бы российский флот оснащался новейшими кораблями.

Дело за "Булавой"

Главком ВМФ адмирал флота Владимир Масорин напомнил, что наша страна имеет морские стратегические ядерные силы, подобные которым есть лишь у нескольких государств. И это не преувеличение. Сегодня в состав "международного ядерного клуба" официально входят семь стран. Но только Великобритания, Россия, США и Франция имеют достаточно развитую морскую компоненту стратегических ядерных сил. В конце прошлого века военно-политическое руководство России утвердило программу развития МСЯС до 2010 года, основной задачей которой определены поддержание и дальнейшее развитие группировки стратегических ракетоносцев. В том числе обеспечение серийной постройки подводных ракетоносцев четвертого поколения, обладающих высокой скрытностью и вооруженных мощным ракетным комплексом, способным преодолевать систему ПРО любого вероятного противника. И хотя головной ракетоносец нового поколения будет введен в строй в 2008-м, а не в 2005 году, как планировалось, морскую компоненту СЯС не только удалось сохранить, но и начать ее модернизацию. Теперь слово - за разработчиками вооружения для новой ПЛ.

- Мы по-прежнему планируем завершить летные испытания "Булавы" в заданные сроки, - утверждает гендиректор Московского института теплотехники Юрий Соломонов. - И я абсолютно уверен в завершении этой работы с положительным результатом.

Окончить испытания намечено в 2007 году. Если положиться еще и на оптимистичные заверения по этому поводу адмирала Масорина, то "многострадальная" ракета просто обязана научиться наконец нормально летать. И если все пойдет без происшествий, то в 2008 году "Юрий Долгорукий" войдет в боевой состав российского флота, а через некоторое время выйдет на свою первую боевую службу.

Досье "МН"

Основные тактико-технические элементы ПЛ "Юрий Долгорукий"

Первая ракетная подводная лодка стратегического назначения четвертого поколения проекта 955 (шифр "Борей") представляет собой ПЛ двухкорпусного типа с одним прочным корпусом.

Максимальная длина - 170,0 м.

Ширина - 13,5 м.

Водоизмещение подводное полное - около 17000 куб. м.

Рабочая глубина погружения - около 400 м.

Экипаж - около 100 человек (только мичманы и офицеры).

Автономность - 100 суток.

Главная энергоустановка - атомная, одновальная.

Скорость полного подводного хода - до 26 узлов, надводного - до 15 узлов.

Корабль будет оснащен всплывающей спасательной камерой, рассчитанной на весь экипаж. Основным оружием атомохода станут баллистические ракеты комплекса Д-19М "Булава-30". По обнародованным в открытой печати данным на корабле расположено 12 ракетных шахт. Но, учитывая относительно небольшие габариты и стартовый вес новой ракеты, сопоставимые с массо-габаритными характеристиками БРПЛ ракетного комплекса Д-9РМ ракетоносцев типа "Дельфин", можно предположить, что на субмаринах типа "Борей" будет размещено 14 или 16 ракетных шахт.

Главный конструктор проекта - Владимир Здорнов (ЦКБ МТ "Рубин").

Проект утвержден в 1995 году.

Запланированный срок сдачи заказа - 2008 г.

Стоимость головной РПЛСН:

разработка проекта - 9 млрд руб.,

постройка - 14 млрд руб.

"Московские новости" от 04.05.2007







Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=959