[10/01/2023] Роль регионов при принятии решений по атомным проектам
Олег Бодров, физик,
эколог, председатель Общественного совета южного берега Финского залива, http://decommission.ru/, моб. +7 921 74 52 631, э-почта: obdecom@gmail.com
Аннотация. Проанализированы факторы и роль заинтересованных сторон при обеспечении
безопасности атомных регионов России при смене поколений АЭС и обращении с обременениями
работы АЭС; даны рекомендации по снижению рисков возможных негативных социально-экологических
последствий.
ВЫЗОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ
СМЕНЕ ПОКОЛЕНИЙ АЭС
Россия вступила в процесс массового
замещения энергоблоков АЭС, выработавших проектный ресурс. Окончательно
остановлены 9 энергоблоков АЭС. В ближайшее десятилетие еще 12 энергоблоков
выработают продленный ресурс и должны выводиться из эксплуатации.
Политические решения о замещении
выбывающих мощностей генерации энергии принимаются федеральными властями и сводятся
к строительству рядом с выводимыми новых энергоблоков АЭС большей мощности. В
основе этих решений лежит предположение роста потребления энергии в регионе.
При этом не учитывается потенциал энергосбережения, возможные альтернативы и экологическая
нагрузка в местах размещения АЭС.
Правительствам
атомных регионов отводится роль согласования этих решений. Оно сводится к
оценке объемов поступлений в региональный бюджет и численности новых рабочих
мест.
В атомных
моногородах АЭС, как правило, является главных работодателем, и обеспечивает
функционирование городской социальной инфраструктуры. Поэтому органы местного
самоуправления фактически заинтересованы в безальтернативном строительстве новых
АЭС.
Оценка
воздействия на окружающую среду (ОВОС) замещающих энергоблоков АЭС готовится организациями,
аффилированными с заказчиком строительства АЭС, а возможные
социально-экологические последствия при обсуждении ОВОС сводится к демонстрации
жителям атомградов незначительности дополнительного поступления опасных веществ
в окружающую среду.
При этом
не оценивается возможность экосистем региона принять дополнительную нагрузку
при выводе и вводе АЭС без разрушения механизмов воспроизводства здоровой среды
обитания.
ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ КАК МОДЕЛЬНЫЙ РЕГИОН
Ленинградская
область и Санкт-Петербург одни из первых регионов России проходят этап
замещения энергоблоков АЭС. В атомграде Сосновый Бор концерном Росэнергоатом создан
Опытно-демонстрационный инженерный центр (ОДИЦ) по выводу из эксплуатации уран-графитовых
реакторов РБМК-1000. Технологический опыт вывода из эксплуатации, полученный в
ОДИЦ планируется тиражировать в других регионах. При этом 7 миллионов жителей и
избранные ими депутаты двух упомянутых субъектов РФ фактически отключены от эффективного
участия в обсуждении экологической безопасности.
Рассмотрим
возникающие социально-экологические вызовы и возможные механизмы минимизации возможных
негативных последствий строительства новых вывода из эксплуатации старых
энергоблоков Ленинградской АЭС на южном берегу Финского залива.
Рис.
1. Новые энергоблоки ЛАЭС в интерьере ядерного кластера южного берега Финского
залива.
В городе Сосновый Бор, Ленинградской области 24 июня 2022 года
прошли общественные слушания[i]
предварительных материалов ОВОС по строительству седьмого
и восьмого энергоблоков
Ленинградской АЭС» с реакторами ВВЭР-1200. Предполагается, что третий и
четвертый энергоблоки ЛАЭС с реакторами РБМК-1000 после 45 лет работы (проектный
ресурс 30 лет), не будут остановлены, как планировалось, в 2025 году[ii].
Их предполагается эксплуатировать по меньшей мере до 2030 года, до ввода в
эксплуатацию седьмого и восьмого энергоблоков.
При этом
материалы ОВОС по выводу из эксплуатации замещаемых энергоблоков ЛАЭС с
реакторами РБМК-1000 планируются к рассмотрению не раньше 2024 года[iii].
Такое
несинхронное обсуждение ОВОС ввода и вывода энергоблоков содержит риски,
которые целесообразно учесть до начала строительства новых энергоблоков.
Возможное
сочетанное воздействие на окружающую среду одновременной работы четырех новых блоков
ВВЭР-1200 и вывода из эксплуатации четырех старых блоков РБМК-1000. Такое
воздействие будет продолжаться до 2059 года[iv], пока
не будет выведен последний из блоков с РБМК-1000. Могут возникнуть эффекты
синергизма и воздействие на природный комплекс окажется неприемлемо высоким.
При этом ни отказаться от вывода энергоблоков РБМК-1000, ни перенести его в
другое место будет невозможно. Такой экологический цугцванг вполне возможен.
Ведь еще в 1992 году по инициативе Валерия Некрасова, мэра Соснового Бора, эксперты
Российской Академии Наук (РАН) провели «Комплексный
анализ экологической обстановки в районе города Сосновый Бор»[v]. Девятнадцать экспертов
– экологи, биологи, генетики, радиологи, гидробиологи, гидрологи, геологи,
медики, гигиенисты, социологи, а также специалисты в области математического
моделирования, питания и оценки рисков 30 лет назад пришли к заключению, что:
·
исчерпана
экологическая емкость региона
размещения Ленинградской АЭС и не рекомендовали увеличивать численность
населения города и антропогенную нагрузку за счет строительства новых
промышленных объектов;
·
у властей
нет необходимой информации для
принятия управленческих решений на основе оценки состояния природного комплекса
и рекомендовали создать муниципальный центр экологической информации;
·
снизилось качество прибрежных вод,
их рыбохозяйственного и рекреационного потенциала из-за изменения видового
состава фитопланктона, теплового биогенного и химического загрязнений Копорской
губы.
Экспертами
РАН был отмечен ряд других экосистемных нарушений вблизи ядерного кластера
южного берега Финского залива.
Другой
группой экспертов была зафиксирована[vi] высокая удельная радиоактивность грунтовых вод в
районе Ленспецкомбината Радон: по Cs-137 – 670 Бк/л, Sr-90 – 4.400 Бк/л, и по тритию – 37.000 кБк/л. В случае потребления такой
воды население получит недопустимую дозовую нагрузку – более 500 мЗв/год. То
есть квота дозы при потреблении воды (0,1 мЗв/год) будет превышена в 5.000 раз,
а предел дозы от всех источников (1 мЗв/год) будет превышен в 500 раз!
Рекомендации РАН не были учтены. На территории Соснового
Бора был построен ряд опасных ядерно- и радиационно-опасных объектов,
существенно усиливающих антропогенный пресс. В начале двухтысячных годов
опубликованы данные генетических исследований сосен, произрастающих на южном
берегу Финского залива. Было показано, что в районе ядерного кластера в 3 раза,
а в Сосновом Бору в 2 раза более высокий процент цитогенетических повреждений
семян и хвои сосен чем на границе Санкт-Петербурга[vii]. Это стало
подтверждением экологического неблагополучия на южном берегу Финского залива.
После этого региональная экологическая лаборатория, проводившая
эти исследования и осуществлявшая комплексный экологический мониторинг, была
закрыта в 2003 году. Произошел отказ от экосистемного подхода к оценке
безопасности ядерного кластера на южном берегу Финского залива. При этом антропогенное
воздействие и риски негативного воздействия на природные экосистемы продолжают
расти. После 2003 года строились новые и выводятся из эксплуатации отработавшие
ядерные установки НИТИ им. А. П. Александрова. В 2025 году ожидается продление
до 50 и более лет эксплуатации третьего и четвертого энергоблоков ЛАЭС с
реакторами РБМК-1000.
Рис. 2. Санкт-Петербург и Ленинградская область – регионы риска
негативного воздействия и главные потребители энергии ЛАЭС целесообразно
включить в участники оценки безопасности ядерного кластера.
БЕЗОПАСНОСТЬ АТОМНЫХ РЕГИОНОВ
В 2022 году прошли обсуждения существующих
вызовов безопасности с участием региональной общественности, экспертов, депутатов
атомных регионов России[viii],[ix],[x].
Участники конференций обсудили:
·
отсутствие эффективных законодательных
механизмов обеспечения участия региональных депутатов, экспертов и
общественности при принятии решений по размещению, продлению эксплуатационного
ресурса и выводу из эксплуатации АЭС и объектов обращения с РАО и ОЯТ;
· различие
подходов обеспечения экологической безопасности регионов генерации атомной
энергии и регионов обращения с РАО и ОЯТ; нарушение принципа равной
экологической безопасности вызывает протест 150 тысяч граждан России[xi];
· отсутствие
комплексного экологического мониторинга и экосистемного подхода при принятии
решений по ядерно- и радиационно-опасным объектам;
· необходимость
единого ОВОС вывода замещаемых и ввода замещающих энергоблоков АЭС, и принятия
законодательных норм, обеспечивающих эту процедуру;
· обеспечение
защищенными (подземными) источниками водоснабжения регионов потенциального
радиационного воздействия при чрезвычайных ситуациях на ядерно-и
радиационно-опасных объектах;
·
травмировании, гибели рыб на
водозаборных сооружениях АЭС и подрыве воспроизводства возобновляемых рыбных
ресурсов.
Предложения участников конференций
Наблюдательному совету ГК Росатом. В связи с повышением международной напряженности,
ростом вероятности террористических атак и боевых действий вблизи российских атомных
объектов, проанализировать уязвимые места и разработать меры по минимизации
возможного ущерба.
Госкорпорации
Росатом:
· проанализировать опасность и учесть экологические риски для
будущих поколений пункта глубинного захоронения высокоактивных отходов (ПГЗРО),
размещенного вблизи ЗАТО Железногорск Красноярского края;
·
приостановить
все работы на ПГЗРО
и выбрать более безопасный участок для размещения пункта захоронения;
·
переработать
проект ПГЗРО для обеспечения возможности
извлечения отходов в течение до 300 лет при возникновении нештатных ситуаций.
Министерству
природных ресурсов РФ разработать и
внести изменения в нормативные акты, касающиеся требований к оценке
воздействия на окружающую среду (ОВОС), включая:
·
обязательность разработки ОВОС проектов
продления эксплуатационных ресурсов
энергоблоков АЭС;
·
проведение комплексной ОВОС при выводе из эксплуатации замещаемых и
строительстве замещающих энергоблоков АЭС и/или продлении эксплуатационного
ресурса АЭС в местах реализации таких планов;
·
проведение
комплексной оценки состояния природных экосистем в регионах
строительства (функционирования) АЭС с учетом всего спектра существующего и
перспективного антропогенного воздействия.
Органам
государственной власти регионов размещения ядерно и радиационно-опасных
объектов (ЯРОО):
·
Разработать
региональные законы,
повышающие роль региональных депутатов и общественности в процесс принятия
решений по атомным проектам.
·
Разработать
нормативную базу обеспечивающую возможность создания региональных/межрегиональных
лаборатории для комплексного
социально-экологического мониторинга районов размещения ЯРОО под
патронажем правительств атомных регионов и под контролем общественных
институтов – попечительских (наблюдательных) советов с участием региональных
депутатов, экспертов, в том числе Росатома и заинтересованной общественности.
·
Провести
комплексные экологические оценки районов
размещения ядерных и радиационно-опасных объектов (ЯРОО) с выделением зон
возможной промышленной застройки, сельскохозяйственной деятельности, рекреации
и особой охраны природы;
·
Создать
резервные защищенные (подземные) источники водоснабжения для
населенных пунктов мест размещения ЯРОО, в соответствии со статьей 34 Водного
кодекса РФ.
Концерну Росэнергоатом построить рыбозащитные сооружения на водозаборах АЭС.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Росприроднадзор в декабре 2022 года дал
«зеленый свет» сооружению седьмого и восьмого энергоблоков ЛАЭС[xii]
без рассмотрения ОВОС вывода из эксплуатации четырех блоков РБМК-1000. Это
означает, что на южном берегу Финского залива в течение ближайших десятилетий можно
ожидать системный социально-экологический кризис, о котором предупреждали
эксперты РАН еще 20 лет назад.
Экосистемный подход, учет
социально-экологических интересов регионов на принципах социальной
справедливости – ключевой резерв обеспечения безопасности атомных регионов
России. Для обеспечения безопасности жителей региона Финского залива при смене поколений
энергоблоков ЛАЭС необходим не только технологический, но и
социально-экологический опыт. Для его наработки необходимо создание
соответствующей инфраструктуры и более глубокое вовлечение Ленинградской
области, Санкт-Петербурга, а таже Соснового Бора.
[iv]. Концепция
вывода из эксплуатации энергоблоков Ленинградской АЭС с реакторами РБМК-1000,
Утверждена А. Ю. Петровым, Генеральным директором АО «Концерн Росэнергоатом», в
2015 году, 66 стр.
[v]. Отчет и
заключение экспертной комиссии по комплексному анализу обстановки в районе г.
Сосновый Бор (по данным, представленным заказчиком), Санкт-Петербургского
научного центра «Ассоциация ученых будущее Санкт-Петербурга” РАН, Петербург,
1992, 107 стр., утв. чл.-корр. РАН, зам. председателя Президиума РАН С. Г.
Инге-Вечтомовым, инв. № 018-ЭС
[vi]. Оценка существующего и потенциального
воздействия атомно-промышленного комплекса на подземные воды и смежные
природные объекты (г. Сосновый Бор Ленинградской области). Под ред.
В.Г.Румынина, С.-Петер. ун-т, СПб, 2003. https://www.geokniga.org/books/6974
[vii]. С.А. Гераськин, Д.В. Васильев, В.Г. Дикарев, А.А.
Удалова, Т.И. Евсева, Н.С. Дикарева, В.Л. Зимин, Оценка методами биоиндикации
техногенного воздействия на популяции PINUS SYLVESTRIS L в
районе предприятия по хранению радиоактивных отходов, ЭКОЛОГИЯ, №4, с 1-11.
|