proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Журналы Атомная стратегия 2024 год
  Агентство  ПРоАтом. 27 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





PRo IT
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС

Вышла в свет книга Б.И.Нигматулина и В.А.Пивоварова «Реакторы с тяжелым жидкометаллическим теплоносителем. История трагедии и фарса». Подробнее 
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия»
и сайта proatom.ru.
E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[04/04/2023]     Атомный подводный флот

Заметки о жизни и службе старого инженера-механика

М.О. Здоровенин, ветеран-подводник

В августе 1959 года я прибыл в Управление Кадров ВМФ в город Москва, где мне выдали предписание в Учебный Центр в город Обнинск Калужской области, объяснив, что я сначала должен явиться во флотский экипаж, где должен переодеться в форму МВД, что я и сделал.



Добравшись электричкой до Обнинска, нашел нужный мне Учебный Центр, или в/ч 27013, где уже находился наш экипаж, вернее часть экипажа. Командир – капитан 3 ранга Ганрио Аркадий Викторович, которого я немного знал (он был старпомом, а потом командиром на пл типа Л в Улиссе, когда я там служил). Старший помощник капитан-лейтенант Багдасарян Борис Суренович, пришел с Чёрного моря, командир БЧ-5 капитан-лейтенант Никитин Виктор Михайлович, был помощником флагмеха бригады пл в Улиссе, но уже после меня, и я его не знал. Командиры дивизионов БЧ-5: 1-го – капитан-лейтенант Пилипчук Борис, мой однокашник по училищу, был командиром БЧ-5 пл 613 проекта, 2-го – капитан-лейтенант Здоровенин Мстислав (это – я) и.3-го – старший лейтенант Халилюлин Ахат Ганиевич (командир БЧ-5 соседней лодки из Находки). 

Командиры групп БЧ-5 (сначала их было 13 человек) – все молодые лейтенанты выпускники Севастопольского инженерного училища. Кроме этого, ещё были – замполит капитан 3 ранга Коростов Иван Кирилович, помощник командира – капитан-лейтенант Мациевский Володя, начальник химслужбы – лейтенант Баженов Володя, начальник медслужбы – капитан м/с Савицкий Юрий и начальник РТС – старший лейтенант Веснин Аркадий.

В Центре проходил подготовку прибывший раньше нас на 3 месяца первый тофовский экипаж во главе с командиром корабля капитаном 3 ранга Белашевым Виктором Григорьевичем. Я его знал по Улиссу, где он был командиром соседней лодки Б-17, будучи ещё в звании капитан-лейтенанта. Он был тогда самым молодым командиром ЛЕНИНЦА, и нам молодым офицерам ставили его в пример, как надо служить на флоте. Впоследствии Белашев стал вице-адмиралом, командующим флотилией подводных лодок и погиб в авиационной катастрофе.

Учебный Центр в то далекое время ещё только развивался и размещался в трех одноэтажных деревянных зданиях барачного типа, окруженных глухим забором. Начальником центра был Герой Советского Союза, капитан 1 ранга Осипенко Леонид Гаврилович, бывший командир нашей первой атомной подводной лодки, а преподавателями – офицеры БЧ-5 с первых экипажей этих лодок. Вскоре после прибытия в центр в экипаже была создана партийная организация, я был избран её секретарем.

На первое партсобрание к нам пришел Осипенко Л.Г. В перерыве собрания я вспомнил о разговоре с Криворучко Я.И. и рассказал об этом. Осипенко заулыбался и попросил при встрече передать привет Криворучко и передать, что он жив и вполне здоров и что у него только недавно родился ребенок. Вместе с нами в одном потоке готовился экипаж для Северного флота, командиром которого был капитан 3 ранга Чернавин В. – будущий Главнокомандующий ВМФ.

С начала мы проходили теоретическую подготовку по различным направлениям и специальностям, сдавали зачеты и экзамены по каждому разделу, а после завершения теоретической подготовки началась практическая отработка на действующем стенде энергетической установки атомной подводной лодки, который был смонтирован в одном из зданий на территории первой Атомной электростанции. К началу практической подготовки к нам присоединился личный состав БЧ-5, и вместе с офицерами нес вахту на работающей установке.

После завершения почти годичной подготовки в Учебном центре личный состав и часть офицеров отправили поездом в город Комсомольск-на-Амуре на судостроительный завод, где и строилась наша лодка, а остальных офицеров в отпуск с последующим прибытием во Владивосток.

Когда я с женой и двумя детьми прибыл в начале сентября во Владивосток, в Управлении кадров мне сказали, что наша лодка К-59 будит входить в состав 9-й отдельной бригады подводных лодок с базированием в бухте Павловского. Это где-то на полпути к Находке в заливе Стрелок, но офицеры сейчас располагаются где-то в поселке Промысловка, где мне и надо их искать.

До сих пор вспоминается, с каким трудом я со своим семейством и вещами на двух поездах и автобусе добирался до этой Промысловки. Это теперь город Фокино, а тогда – небольшой поселок с несколькими 4-х этажными домами, где жили офицеры эскадры надводных кораблей.

К счастью, я встретил нашего начальника РТС Аркадия Веснина, который повел нас к каким-то брошенным домикам на окраине поселка, где разместилась большая часть офицеров корабля, и где ещё были свободные комнаты. В одном из домов пустовали две комнаты в которых стояли пустые железные кровати, несколько тумбочек и табуреток. Вот в одной из комнат мы и разместились. Вскоре я нашел нашего командира Аркадия Викторовича Ганрио, который единственный имел квартиру в доме для надводников, доложил о прибытии. Он сказал, что через несколько дней мы убудем на завод в Комсомольск-на-Амуре, и в октябре планируется переход корабля к месту базирования в бухту Павловского, поэтому семьи с собой брать не следует. Сейчас заканчивается строительство двух пятиэтажных домов, в которых мы получим квартиры. Первый дом через месяц, второй позже.

На следующий день у меня произошла одна примечательная встреча, которая несколько отразилась на моей службе. Дело в том, что домик был без всяких удобств, воды тоже не было. Погода в это, уже осеннее время, стояла хорошая. Утром я выскочил в ближайший лесок по техническим причинам в спортивной одежде. Рядом со мной в такой же одежде и по такой же причине оказался какой-то мужчина. Естественно, мы разговорились. Оказалось, что это капитан 2 ранга Корбан В.Я., назначен начальником штаба 9 бригады. Он ночью заселился в соседнюю комнату. Так я познакомился со своим начальником, с которым в дальнейшем мне неоднократно приходилось сталкиваться, когда я служил в штабе ТОФ.

В Павловском началась дележка квартир в первом доме, на который было очень много претендентов, как из первого экипажа, так и из штаба бригады и базы. На наш экипаж выделили только старпому и замполиту, но старанием Владимира Яковлевича мне, как многодетному, тоже дали 2-х комнатную квартиру, в которую и вошел, когда прибыл с кораблем на бригаду.

На заводе весь экипаж собрался к 15 сентября 1960 года. Наша атомная подводная лодка К-59, заводской номер 141 проекта 659 была второй лодкой этого проекта с крылатыми ракетами П-5. Она стояла на стапели цеха № 19 завода имени Ленинского Комсомола в большой степени готовности. Первая лодка К-45 была уже спущена на воду и готовилась к проведению комплексных испытаний главной энергетической установки (ГЭУ).

Экипаж был размещен в казарме 80 бригады строящихся кораблей, там же разместили и весь офицерский состав. Поскольку было принято решение перевести оба корпуса на сдаточную базу завода, расположенную в бухте Павловского в текущем году, то крайний срок для этого по состоянию уровня воды в Амуре был 25 октября. Началась интенсивная отработка организации службы и задачи №1 под руководством старшего помощника командира, изучение материальной части и устройства корабля, хотя последнее было очень затруднено, т.к. работы на корабле шли непрерывно в три смены большим количеством рабочих.

Первый корпус был поставлен в транспортный док и отправился в путь по Амуру 25 сентября. Через четверо суток К-45 в бухте Чихачева в Татарском проливе вышла из дока на воду и после ввода в действие реактора начала самостоятельное движение в Приморье. Пройдя в надводном положении 726 миль, в 00 часов 13 минут 2 октября подводная лодка стала на рейд в заливе Стрелок у входа в бухту Павловского. На борту лодки все время находился академик Анатолий Петрович Александров, основатель и создатель атомного флота Советского Союза.

С нашей лодкой обстановка была другая. Несмотря на самую интенсивную работу, завода было ясно, что до 25 октября работы по вводу в действие ГЭУ не будут окончены, а по сему было принято решении ВМФ и Минсудпрома вести лодку после выхода из дока в Приморье на буксире. Были выполнены работы по монтажу, проверке и сдаче военпредам систем обеспечивающих живучесть и обитаемость корабля – водоотливной, воздушной вентиляции, электроэнергии, вспомогательных дизель-генераторов, рулевых и якорно-швартовных устройств.

25 октября, после постановки в док, мы начали движение по Амуру. После выхода из дока в Чихачеве нас взял на буксир мощный океанский буксир и потащил со скорость 5-6 узлов в охранении сторожевого корабля. Через 5 суток 4 ноября 1960 года мы прибыли к месту постоянного базирования, где в то время была и сдаточная база завода.

Хочу отметить, что наружные корпуса всех атомных подводных лодок были оклеены резиной для уменьшения акустической «видимости», напоминающей то, что я видел ещё на своем «малыше», значит, ещё заранее проводились опытовые работы по увеличению скрытности наших подводных лодок.

О том, как строились две первые атомные лодки на заводе, достраивались и проходили заводские и государственные испытания на сдаточной базе очень подробно написал в своей книге «ПЕРВАЯ АТОМНАЯ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ» капитан 1 ранга Калинин Р.И., бывший в то время лейтенантом, командиром группы 1 дивизиона БЧ-5 (управленцем) пл К-45.

С прибытием в бригаду экипаж был размещен на плавбазе БАХМУТ и продолжил интенсивную подготовку по отработке организации службы и изучению устройства корабля. На корабле проходили авральные работы по достройке и проведению испытаний материальной части, поскольку по планам министерства корабль подлежал сдаче флоту в 1960 году, и, хотя все понимали, что это нереально, но вслух об этом не говорилось. В начале декабря на сдаточную базу прибыл Д.Ф. Устинов, бывший в то время членом ЦК КПСС, заместителем Председателя Совета Министров СССР и руководителем Военно-промышленной Комиссией. С ним прибыл Главком ВМФ Адмирал Горшков С.Г. и много других руководителей.

По поводу нашей лодки был разыгран «спектакль», скорее похожий на плохой фарс в захудалом театре. По указанию Устинова был составлен график выполнения работ по сдаче лодки в 1960 году, который он и утвердил. В это время я выполнял обязанности командира БЧ-5, который находился в отпуске и принимал участие в этом «планировании». Но тут заводу «повезло». При проведении очередной проверки была обнаружена серьезная неисправность в одном из реакторов, устранение которой требовало проведение объемных и длительных работ по его разборке и устранению замечания с привлечением проектантов и завода-изготовителя реактора.

Как мне показалось, эта неисправность была воспринята инициаторами сдачи лодки в 1960 году, включая Устинова, с чувством облегчения, освобождая их от принятого решения. Устинов со свитой убыл в Москву.

А вскоре на лодке произошёл пожар в 7 отсеке, который почти полностью выгорел. Несколько слов об этом. Как я писал, офицеры с семьями жили в Промысловке примерно в 20 километрах от Павловского, и нас туда возили утром на крытых грузовиках обязательно, но вечерами домой не так обязательно. В одну из ночей, когда я был дома, что случалось не так часто, в 2 часа ночи был поднят стуком в дверь матросом-посыльным, который сообщил о вызове в часть. Выскочив на улицу к машине обнаружил, что собрались офицеры только нашего корабля, никто ничего не знал.

Привезли нас прямо к пирсу. На корабле был командир, который ночевал в бригаде, он и сказал, что горит 7 отсек и его не могут обесточить так как не отключается батарейный автомат. Поскольку лодка была ещё заводская то и вахта на ней неслась рабочими, но по случаю получки накануне их было мало, и не оказалось электриков. Я доложил командиру, что можно обесточить 7 отсек, сняв перемычки от аккумуляторной батареи непосредственно в аккумуляторной яме. Получив разрешение командира, я с одним из своих моряков-электриков спустился в яму и начал рассоединять батарею от сети. Поскольку не было известно ни величины тока ни содержание водорода в яме это представляло определенную опасность, но об этом вспомнилось уже после того как все было сделано, и мы выбрались из ямы.

Когда я этим занимался в яме на лодке появился ответсдатчик по электрочасти и заводские электрики. Командир стал мне кричать, чтоб я вылезал из ямы, а они пусть там «подыхают» сами, но все обошлось благополучно, перемычки были сняты, 7 отсек обесточен, и пожар в нём был потушен. На устранение замечания по реактору и восстановление 7 отсека ушло полтора месяца.

Почти весь 1961 год продолжались работы по достройке корабля, проходили сначала заводские ходовые, а затем и государственные испытания. Много время ушло на доводку ракетного комплекса П-5, ракеты никак не хотели лететь, пришлось неоднократно переделывать конструкцию газоотводных вырезов палубы за контейнерами, чтобы выхлопные газы передних ракет не глушила двигатели последующих ракет. В конце концов все работы по программе государственных испытаний были выполнены.

12 декабря 1961 года был подписан акт Государственных испытаний, на корабле был поднят Военно-морской флаг, и атомная подводная лодка К-59 вошла в состав Тихоокеанского флота. Подводная лодка К-45 была принята в состав флота несколько раньше – 28 июня 1961 года.

После прихода в состав 9 бригады второй подводной лодки она была преобразована в 26 дивизию подводных лодок. Командиром дивизии был назначен контр-адмирал Иванов Юрий Васильевич. Хочется сказать несколько слов об этом замечательном человеке – моряке.

Во время Великой Отечественной Войны он был штурманом на подводной лодки С-56, Она под командованием Щедрина Г.И. совершила переход с Тихоокеанского флота на Северный. Блестяще там воевала, ей присвоили звание Гвардейская и Краснознаменная, а командира наградили звездой Героя Советского Союза.

После войны Юрий Васильевич командовал подводной лодкой, а затем три года был Военно-Морским атташе в Мексике. По возвращении из командировки отказался от должности в Главном штабе ВМФ. Его назначили командиром новейшей подводной лодки 611 проекта Б-68 с которой он перешел с СФ на ТОФ, завершив свое кругосветное плавание. Лодка пришла на переоборудование в Дальзавод и вошла в состав 4 бригады, где тогда стояла в ремонте и моя М-283. Там я впервые и увидел Иванова, тем более наши команды жили в одном кубрике. Это был культурный, доброжелательный и общительный командир. Было хорошо видно, как его уважали в своей команде.

В 26 дивизию он был назначен с должности командира 90 бригады дизельных подводных лодок, и нам было хорошо служить под его знаменами. В последствии он был назначен на должность Начальника Разведки ВМФ, получил звание вице-адмирала. За время службы был награжден орденами Октябрьской Революции, двумя Красного Знамя, четырьмя орденами Отечественной Войны, двумя Красной Звезды и многими медалями.

После принятия лодки в состав флота началась интенсивная отработка всех задач курса боевой подготовки для ввода корабля в состав сил постоянной готовности. Служить и осваивать новую технику было интересно. Мне, как пришедшему с дизельных подводных лодок было с чем сравнивать. Не говоря уже о новой силовой установке, позволяющей практически неограниченное время находиться в подводном положении и иметь большую скорость хода. Особенно меня обрадовали три момента, связанные с бытом подводников. Во-первых – наличие пресной воды за счет установки специальных испарителей, что позволяло периодически мыться под душем и быть чистым. Во-вторых, постоянная комфортная температура в отсеке и отсутствие отпотевания, и в третьих – наличие постоянных мест размещения (коек) в каютах. Вспоминается 10-ти суточный поход в зимнее время на М-283, когда за все время похода с себя снимались только рукавицы на время приема пищи, помыть руки можно было только морской водой, а подвесная койка была одна на двоих.

Офицерский состав подобрался дружный, командир корабля и старший помощник умело и грамотно организовали службу, что и позволило нам успешно отработать и сдать все задачи, и корабль был введен в первую линию. В середине апреля, собрав всех офицеров, командир объявил, что командование поставило задачу подготовить корабль к длительному походу. Надо сказать, что хотя мы были по счету 11-м экипажем и на Северном флоте уже плавало несколько атомоходов, но автономных походов ещё не совершалось.

Проведя тщательный ППО и ППР, приняв полные запасы, мы вышли в море 5 июня 1962 года. Старшим на борту был командир 26 дивизии контр-адмирал Иванов Ю.. Это был первый автономный поход атомных подводных лодок. (тогда ещё такие походы боевой службой не назывались). Выйдя из базы, мы удифферентовались, погрузились на глубину 100 метров и двинулись в путь. Подводная лодка успешно выполнила поставленные задачи непрерывного сорока суточного подводного плавания и 25 июля вернулась в базу.

Пройдя из Японского в Охотское море, выйдя в Тихий океан, экипаж проверил в непрерывной работе технические средства, приобрел опыт длительного подводного плавания. В конце похода мы зашли в район Петропавловска на Камчатке, чтобы надводники могли поработать своей акустикой по неизвестной подводной цели. Здесь же было единственное всплытие для захода на одни сутки в базу подводников. Это всплытие мне надолго запомнилось. Ибо на море был шторм 8-9 баллов. Переход до базы составил 6 часов, я в это время стоял в центральном посту вахтенным механиком, и уже через два часа мое тело представляло собой почти «мешок с костями» Я долго ещё отходил от этого перехода.

Не обошлось без замечаний в работе техники. Надо отметить, что Иванов Ю.В., при возникновении какой-либо нештатной ситуации лично разбирался в её причине, прибывал в отсек, беседовал с матросами и старшинами, разбираясь в сути неисправности.

Слабым местом в работе ГЭУ на первых лодках были парогенераторы, в которых нагретая в реакторах вода первого контура передавала тепло воде второго контура, превращая ее в пар, поступающий на турбину. Вода первого контура имела высокую радиационную активность, и при появлении микроскопических трещин в трубопроводах пар становился радиоактивным, появлялась активность в воздухе в турбинном отсеке, в котором находились моряки.

В середине похода потек один из парогенераторов, начала незначительно повышаться газовая активность в отсеке. Встал вопрос, что делать – возвращаться, не выполнив боевую задачу, или продолжать плавание? Командир дивизии собрал всех свободных от вахты офицеров в кают-компании и попросил высказать свои соображения по этому поводу каждого из присутствующих, начиная с самого младшего по должности. Все были единодушны – продолжать плавание, а неисправный парогенератор вывести из работы, такая возможность была найдена. Командир дивизии такое предложение утвердил, и поход был продолжен. Очень мудро поступил начальник. После возвращения из похода прямо на пирсе мне были вручены погоны капитана 3 ранга.

Экипаж К- 59 после возвращения из похода

По итогам похода, а также за успешное освоение новой техники, командир корабля – капитан 2 ранга Ганрио А.В. и командир БЧ-5 – капитан 3 ранга Никитин В.М. были награждены орденами ЛЕНИНА, старший помощник – капитан 2 ранга Багдасарян Б.С. и замполит – капитан 2 ранга Коростов И.В. – орденами КРАСНОЙ ЗВЕЗДЫ. Я и один из управленцев – медалью ЗА БОЕВЫЕ ЗАСЛУГИ. Наградили также часть офицеров из экипажа К-45 и штаба дивизии. Я получил ещё ценный подарок от Министра Обороны – ручные часы в позолоченном корпусе.

Вслед за нашими двумя лодками завод построил ещё три однотипных корабля. Но как оказалось, ракетное вооружение с использованием комплекса П-5, а затем и П-6, оказалось неэффективным, и в период с 1965 по 1969 год все подводные лодки проекта 659 прошли модернизацию со снятием ракетного вооружения и переоборудованием в торпедный вариант по проекту 659Т.

Несколько слов о дальнейшей судьбе офицеров нашей лодки. Командир Ганрио А.В. стал командиром дивизии атомных подводных лодок, контр-адмиралом, старпом Багдасарян Б.С. – командиром атомохода, а потом служил в Главном штабе ВМФ, командир БЧ-5 Никитин В.М. после окончания Военно-морской академии служил в Управлении Военного Образования Министерства Обороны. Помощник командира Мациевский и наш штурман Яковлев стали командирами апл, командиры дивизионов и групп БЧ-5 успешно продолжили службу, почти все получили звания капитана 1 ранга. Наш доктор Савицкий Ю.В. стал начальником Морского факультета Военно-Медицинской Академии, генерал-майором. Начальник РТС Веснин А.И флагманским РТС флотилии подводных лодок, а затем начальником кафедры во ВВМУРЭ им. Попова.

После возвращения из похода подводная лодка была поставлена в ремонт на завод «Звезда» в Большом Камне, а мне была предложена должность помощника начальника ЭМС дивизии по электрочасти, от которой я отказался, сказав, что хочу стать в будущем командиром БЧ-5 на лодке. Наш командир БЧ-5 Никитин Виктор Михайлович был определен кандидатом для поступления в Военно-морскую академию и убыл в отпуск, а я стал временно исполнять обязанности механика с последующим назначением на эту должность.

В это время на дивизию пришёл запрос из кадровых органов на должность помощника начальника ЭМС по электрочасти в бригаду строящихся подводных лодок в городе Горьком. Завод КРАСНОЕ СОРМОВО начинал строить атомные подводные лодки. Штаб бригады переходил на новый штат и укомплектовывался офицерами, служившими на атомных лодках. Поскольку родители и мои, и моей жены жили в Минске, да и желание служить ближе к цивилизации сыграло свою роль, я изъявил желание быть назначенным на эту должность, но получил отказ т.к. уже был в проекте приказа о назначении на должность командира БЧ-5 на своей лодке.

Наша лодка стояла в ремонте на заводе в Большом Камне. На службу и домой нас возили на грузовиках с деревянными кабинами (местное название КОЛОМБИНА). В одну из поездок при возвращении домой машина, в которой я ехал опрокинулась в кювет и все пассажиры в том числе и я хорошо побились. Когда я через пару дней прибыл в штаб дивизии и обратился к командиру дивизии контр-адмиралу Иванову Ю.В. с повязкой на голове и забинтованной рукой на перевязи с просьбой отпустить меня в Горький, он дал согласие на перевод. Так закончился первый этап моей службы на Дальнем Востоке.


Об авторе. Дата рождения:1 апреля 1933 года. Место рождения: Владивосток. В 1956 г. поступил, и в 1961 г. окончил Высшее военно-морское инженерное училище им. В.И. Ленина в г. Пушкин (Ленинград). Служил на Дальнем Востоке. Был командиром БЧ-5 дизель-электрических пл Б-14, М-283, а с июля 1959 г. – командир дивизиона БЧ-5 первой серийной АПЛ К-59 пр. 659 Тихоокеанского флота. Принимал участие в строительстве АПЛ на судостроительном заводе в Комсомольске-на-Амуре, участвовал в её испытаниях. В 1962 г. участвовал в двухмесячном автономном походе АПЛ на боевую службу. В 1968 г. поступил в Военно-морскую академию (специализация – «Ядерные энергетические установки»), которую с отличием окончил в 1971 г. Участвовал в строительстве и испытаниях головной крейсерской АПЛ с крылатыми ракетами пр.670 и серийных подводных лодок этого проекта на заводе «Красное Сормово». 1978-1989 гг. был уполномоченным Тихоокеанской группы постоянной комиссии государственной приёмки кораблей. Участвовал в испытаниях головных и серийных АПЛ на судостроительном заводе в Комсомольске-на-Амуре. Руководил работой энергетических секций государственных комиссий при испытаниях и приёмке в состав Военно-морского флота одиннадцати больших атомных ракетно-торпедных пл пр. 671РТМ, четырех многоцелевых АПЛ нового поколения пр. 971, шести дизель-электрических ПЛ пр.877. В 1989 г. уволен из кадров ВМФ по возрасту. 

 

 
Связанные ссылки
· Больше про Атомный флот
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: Атомный флот:
Вспоминая яркое далёкое

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 4.94
Ответов: 17


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 33 Комментарии | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Re: Атомный подводный флот (Всего: 0)
от Гость на 04/04/2023
Продолжить поход на неисправном корабле... Это героизм конечно, если война. А в мирное время? ...


[ Ответить на это ]


Re: Атомный подводный флот (Всего: 0)
от Гость на 04/04/2023
По-моему это не героизм, а безответственность, безбашенность, наплевательское отношение к жизни простых людей. В России так принято ( как и сегодня в СВО) – люди – это сырье, безропотная масса, материал для укрепления власти толпящихся у трона.


[
Ответить на это ]


Re: Атомный подводный флот (Всего: 0)
от Гость на 05/04/2023
Нужно представлять психологию людей, которые знают, что участвуют в делах государственной важности. Первопроходцы всегда рискуют. Участники СВО - воины, а не сырьё. Автор комментария тоже не сырьё, а навоз.


[
Ответить на это ]


Re: Атомный подводный флот (Всего: 0)
от Гость на 05/04/2023
Гаврила, для тебя время мирное, только потому, что для кого-то оно военное.


[
Ответить на это ]


Re: Атомный подводный флот (Всего: 0)
от Гость на 04/04/2023
Цитата: "Продолжить поход на неисправном корабле... Это героизм конечно, если война. А в мирное время?"
Удивляет, что современная общественность не в курсе исторического контекста.
Дело в том, что не подлодка неисправная, а ОНИ ВСЕ ТАКИЕ БЫЛИ. Назывались "АПЛ первого поколения". 
Был нюанс в том, что в период колоссального скачка боевых возможностей ВМФ СССР - а он реально океанским в тысячелетней истории России был лишь 20 лет примерно с 1971 по 1991 годы - набрали много молодёжи в число конструкторов, дали им колоссальные промышленные ресурсы. Побочный эффект: первые АПЛ СССР созданные неопытными в этом деле коллективами - содержали грубейшие ошибки, и конструкторского характера и по выбору сортов сталей.
На Западе знали об этом.И о том, что механики на АПЛ возили под койками самые ходовые запчасти сверх положенных запасов, чтоб если что в море ремонтироваться.
В таких условиях было важно сблефовать и показать, что АПЛ способна-таки сплавать до Северного Полюса и обратно. Храня в тайне что в боевых условиях большинство АПЛ не смогли бы этого сделать из-за технических неисправностей. 



[ Ответить на это ]


Re: Атомный подводный флот (Всего: 0)
от Гость на 05/04/2023
Механики на апл 1-го поколения знали матчасть как свои 5 пальцев. Парогенераторы имели возможность отключения от трубопровода главного  пара, при их течях.Только в этом случае ограничивалась мощность. Ходи себе не спеша.Будь здрав бояре.


[
Ответить на это ]


Re: Атомный подводный флот (Всего: 0)
от Гость на 05/04/2023
Мойша, как всегда, в курсе исторического контекста. На Западе знали об этом. У них подлодки всегда исправные, и ОНИ ВСЕ ТАКИЕ БЫЛИ. Первые АПЛ США созданы опытными в этом деле коллективами. Назывались "АПЛ двадцать первого поколения". Вся писанина Мойши такого же свойства. Пора бы уже познакомить Мойшу со статьей 20.3_3. п.1 КоАП в действии.


[
Ответить на это ]


Re: Атомный подводный флот (Всего: 0)
от Гость на 05/04/2023
Меня больше всего возмущает скотское отношение начальства к бытовым условиям экипажей, ни жилья, ни условий, возили на базу на каком-то шаромыжном грузовике, который в конце концов перевернулся. Высокому начальству глубоко насрать и на экипажи и на их семьи, для них это просто расходный материал. Люди верили в существование какой-то "Родины", которая "слышит и знает", отдавали своё здоровье и жизни. Срала-мазала эта "родина" на них с высокой колокольни. "Родина" на Руси - это всегда жопа начальства, которую нужно всячески ублажать, и тогда тебе навешают всяких побрякушек с почётными грамотами и даже дадут путёвку в санаторий. Вспоминаем, как нынешний, выживший из ума "гавнокомандующий встречался с жёнами членов экипажа "Курска", мерзавец. Тогда уже было понятно, какой он мерзавец и плут. И это - "Родина".


[ Ответить на это ]


Re: Атомный подводный флот (Всего: 0)
от Гость на 05/04/2023
И тут навозом воняет.


[
Ответить на это ]


Re: Атомный подводный флот (Всего: 0)
от Гость на 05/04/2023
/И тут навозом воняет./А что ты хотел, чем ближе к начальственной жопе - тем больше говна. Привыкай,намазывай и радуйся. Тебе,жук навозный это нравится, уверен. Куча кгбешного навоза твоя родина, сиди, пописывай и попёрдывай. Грамоту дадут тебе, заслужил.


[
Ответить на это ]


Re: Атомный подводный флот (Всего: 0)
от Гость на 05/04/2023
Слава героическим русским морякам!


[
Ответить на это ]


Re: Атомный подводный флот (Всего: 0)
от Гость на 05/04/2023
Цитата: "На Западе знали об этом. "

Большинство советских секретов были секретами только для советского населения. Пррчин много: высокий уровень инструментальной разведки США и Европы /спутники с отличной оптикой и тд/; в избытке находились и люди, должностные лица, охотно делившиеся сведениями. 

Цитата:
" У них подлодки всегда исправные, и ОНИ ВСЕ ТАКИЕ БЫЛИ. Первые АПЛ США созданы опытными в этом деле коллективами."

Надводный флот США и НАТО господствовал на всех океанах и морях, им в отличие от СССР не было надобности прятать под воду основные силы флота. Несмотря на это,  по памяти, за ~30 лет 1961-1991 годов страны НАТО сделали 165 АПЛ. СССР сделал за то же время 248 АПЛ.

При этом "коэффициент оперативного напряжения" у АПЛ Запада - процент времени в году когда АПЛ в боевом походе в океане, не на ремонте - был достигнут вдвое больше советского. Качественный уровень различался ещё сильнее в пользу США и НАТО. 

При патрулировании в океане когда встречались американские и советские АПЛ - советские обычно оказывались в численном меньшинстве; первые поколения громыхали на весь океан а Западные были менее шумными, причём с более совершенным гидро-акустическим комплексом. 

Типично, при сближении шли одна советская против двух американских, советская ещё тех не обнаружила а сама давно взята на прицел. 

Советские офицеры знали: в случае ядерной войны, почти ничего не сделав, погибнут в бою против превосходящих сил врага: у которого техника лучше и количество тоже больше. 

Советским гражданам обо всём этом рассказывали только на военной кафедре в условиях секретности, без права разглашать сведения во избежание паники среди населения. 

Цитата: " Вся писанина Мойши такого же свойства"

Сила интеллигенции в способности прогнозировать события, предсказывать будущие события. Для этого нужно честно назвать вещи своими именами. Советская техника /даже военная/ была хуже Западной, только под конец "холодной войны" сократили отставание по отдельным пунктам. Но там уже не выдержала страна, с 1917 года "затягивавшая пояса". В позднем СССР жрать было нечего, так как по сравнению с периодом Хрущёва, много крестьян сняли с выращивания еды перебросив в город на военные заводы. В основном из-за хронического недостатка еды - не говоря о низком качестве "общепита" из которого номенклатура не питалась - в конечном итоге население взбунтовалось и свергло советский строй. 






[ Ответить на это ]


Re: Атомный подводный флот (Всего: 0)
от Гость на 05/04/2023
Мойша, ты что ж КоАП не читаешь? Гляди, допрыгаешься, - придется УК изучать.


[
Ответить на это ]


Re: Атомный подводный флот (Всего: 0)
от Гость на 06/04/2023
Большинство американских секретов были секретами только для американского населения. Имел возможность в подробностях знакомиться со всей амерской ядерной космической программой. Кто там находился в избытке и сливал информацию - похер. На вопрос, - не сдерут ли американцы РД-180, Б.И.Каторгин, ухмыльнувшись, ответил, - может и сдерут лет через 15. Не смогли.
Надводный флот США и НАТО господствовал на всех океанах и морях и обгадился из-за советского Тихоокеанского в индо-пакистанском инциденте, после чего завел базу на Диего-Гарсия. Отвалил, не солоно хлебавши, от Ливии не без участия советского Северного флота.
При этом "коэффициент оперативного напряжения" привел к тому, что практически вся авианосная армада пиндосов стоит на приколе.
советская ещё тех не обнаружила а сама давно взята на прицел - неоднократно слышал рассказы наших подводников, как они подолгу таскались необнаруженными за амерскими лодками.
Мне на военной кафедре рассказывали о том, как наши устаревшие на то время комплексы С-75 успешно лупили фантомы. Эта метода применена сейчас во всех наших современных комплексах ПВО.
Сила самозваной интеллигенции в жопе, из которой она дрищет по всему, что связано с нашей историей.


[
Ответить на это ]


Re: Атомный подводный флот (Всего: 0)
от Гость на 06/04/2023
--- что связано с нашей историей.. --- – фантазер! Сказочник. Или просто дурак. Оглянись вокруг и раскрой глаза. Все, что ты видишь создано умом и руками западников. Космос, IT, интернет, программирование, машины, механизмы, ядерные и радиационные технологии, электроника, поточное производство, легкая промышленность... Абсолютно все. Мы и от китайцев давно отстали, а им до Запада как до Луны. Евроамериканцы не боятся, что Китай копирует их технологии, потому что знают, копируют они устаревшие образцы. Пойми, если Россия отстала в потребительских технологиях, то она давно отстала и в военных. Невозможно на на устаревшей элементной базе построить современный корабль. Вам, проплаченным дебилам-голодранцам вбили в башку имперское сознание, вот вы и визжите, что Россия – родина слонов. Причина одна, как сказал Маркс – главной производительной силой общества является человек. В России для человека не созданы условия, которые создал для своих граждан Запад. Поэтому мы и отстаем от него в глобальной конкуренции. 


[
Ответить на это ]


Re: Атомный подводный флот (Всего: 0)
от Гость на 06/04/2023
Жрать меньше надо помоев. Меньше дристать будешь. Впрочем, тебе это вряд ли поможет. У тебя это от хронической злобы. До чего же вы задрали, "интеллигенты", не сделавшие за всю свою пустую жизнь ничего полезного.


[
Ответить на это ]


Re: Атомный подводный флот (Всего: 0)
от Гость на 06/04/2023
«…Жрать пеньше надо помоев…» — вот в этом вся твоя суть и философия. Неисправимая ты жертва российской пропаганды.


[
Ответить на это ]


Re: Атомный подводный флот (Всего: 0)
от Гость на 06/04/2023
Ты-то, ясен пень, не жертва, а натуральный антироссийский пропагандон. Потому-то тебе и предлагается ознакомиться с КоАП, чтобы не пришлось изучать УК.


[
Ответить на это ]


Re: Атомный подводный флот (Всего: 0)
от Гость на 06/04/2023
Мы и от китайцев давно отстали, а им до Запада как до Луны - про Луну ты как-то, не подумавши, залепил. Китайский заяц на обратной ее стороне почему-то не встретил западного.


[
Ответить на это ]


Re: Атомный подводный флот (Всего: 0)
от Гость на 05/04/2023
Двойников и редакция, ау! Очнитесь! За то, что тут пишут некоторые ваши "комментаторы" сегодня до 15 лет дают. Неба в клеточку захотелось -  ответственность-то за анонимных "авторов" вам нести. И поделом, если в себя не придете.


[ Ответить на это ]


Re: Атомный подводный флот (Всего: 0)
от Гость на 05/04/2023
Цитата: "Меня больше всего возмущает скотское отношение начальства к бытовым условиям экипажей, ни жилья, ни условий, возили на базу на каком-то шаромыжном грузовике, который в конце концов перевернулся. Высокому начальству глубоко насрать и на экипажи и на их семьи, для них это просто расходный материал."
Солидарен с Вашей оценкой.
Что касается опрокидывания грузовика: на тот момент такую фирменную черту имел полноприводный грузовик ГАЗ-63, в интернете упомянают об этом 
https://www.youtube.com/watch?app=desktop&v=iU5-OOzPkJY
Дороги в местах, о которых пишет уважаемый автор, в те годы вероятно позволяли проехать только на полном приводе. Выбор поделок отечественного автопрома был невелик.
ГАЗ-63 был склонен опрокидываться: из желания унификации с обычным грузовиком, завод сделал его с узкой колеёй а военные настояли на своих "хотелках" иметь высокий просторный грузовой кузов. На наличие высокого центра масс наложилось явление, что высокопрофильные шины повышенной проходимости ИМЕЛИ СВОЙСТВО ПОДЛАМЫВАТЬСЯ В ПОВОРОТЕ - и водила не успевал "поймать" начавший внезапно опроеидываться грузовик.
Вывод, наложились несколько факторов рукож..пости советских функционеров от автопрома и иных ведомств:1)желание завода сэкономить на унификации запчастей;2)бескомпромиссное желание военных иметь высокий кузов;3)халатное отношение конструкторов и производителей внедорожных шин к потребительским свойствам продукции.
Результат: грузовик ГАЗ-63 переворачивался, модификациями улучшить его не смогли - проще оказалось разработать на замену знаменитый полноприводный внедорожный грузовик ГАЗ-66. 


[ Ответить на это ]


Re: Атомный подводный флот (Всего: 0)
от Гость на 06/04/2023
Множество раз доводилось ездить пацаном в кузове ГАЗ-63  по разным местам. Ни разу не перевернулись.


[
Ответить на это ]


Re: Атомный подводный флот (Всего: 0)
от Гость на 07/04/2023
Мойша, такую фирменную черту имеет любой автомобиль. Я видел множество автомобилей и на боку и вверх колесами. Однажды даже самого угораздило. ГАЗ-63 разрабатывался как армейский грузовик. Ежели какие-то его характеристики не удовлетворили заказчика, то это вовсе не означает, что машина - говно. Заказчик особенный.


[
Ответить на это ]


Re: Атомный подводный флот (Всего: 0)
от Гость на 06/04/2023
Низкий поклон Вам, Мстислав Олегович Здоровенин ! Я горд тем что живу в в одну эпоху с такими людьми как Вы. Чтение вашей статьи это как глоток свежего воздуха в вонючей атмосфере сегодняшней России... Благодарность Вам и Вашим сослуживцам за ваш ратный труд ! На таких статьях необходимо воспитывать новое поколение и подводников и новое поколение россиян... Но на то должна быть политическая воля, а её то как раз и нет... Ещё раз СПАСИБО ! ==== Черепанов Алексей Иванович


[ Ответить на это ]


Re: Атомный подводный флот (Всего: 0)
от Гость на 06/04/2023
Черепанов, вы уверены, что кого-то нужно воспитывать, причем, на основе ваших личных догматов. Пока ваша философия не принесла ничего хорошего для страны, Россия в жопе.


[
Ответить на это ]


Re: Атомный подводный флот (Всего: 0)
от Гость на 07/04/2023
Цитата: "На вопрос, - не сдерут ли американцы РД-180, Б.И.Каторгин, ухмыльнувшись, ответил, - может и сдерут лет через 15. Не смогли. "

Вместо копирования в целом ряде проектов - они сделали качественно новое поколение техники, запустили в серийное производство уже его. 

По РД-180 были важны кое-какие материаловедческие находки советских инженеров, ради этого 122 штуки РД-180 были куплены. Ракета на их основе уже снята с производства, все двигатели истратятся в одноразовых пусках - дальше перейдут на новое поколение двигателей. 

Новое поколение развивается у Илона Маска, на метан-кислородном топливе. По сравнению с керосином удельный импульс выше, а главное - меньше копоти: это открывает путь к многоразовым ракетам летающим по 100 раз.

Сто полётов достаточны, чтоб в стоимости выведения килограмма полезной нагрузки на орбиту - основной компонентой стала стоимость ста заправок топлива, а не  стоимость одной конструкции самой ракеты в которой 90% двигателей на первой ступени.

Полностью многоразовый 'Starship' откроет возможность выводить на орбиту миллионы тонн в год полезной нагрузки. В таких условиях одноразовый РД-180 станет в музей истории техники, когда из-за одноразовости конструкция ракеты была в 100 раз дороже стоимости заправки топливом и окислителем.

Цитата: "
Надводный флот США и НАТО господствовал на всех океанах и морях и обгадился из-за советского Тихоокеанского в индо-пакистанском инциденте, после чего завел базу на Диего-Гарсия."


Решение США не бомбить Индию не было связано с действиями советского ВМФ и оказалось мудрым: теперь Индия главный союзник США и Евросоюза против китая. 

Индия наряду с Австралией, Новой Зеландией, Японией, Южной Кореей и Тайванем контролирует регион в интересах США: против китая и против Ирана, прочих исламистов. 

Относительно Диего-Гарсия: там база Великобритании. 




[ Ответить на это ]


Re: Атомный подводный флот (Всего: 0)
от Гость на 07/04/2023
Мойша, скатайся на ВДНХ и посмотри на РД-170 (РД-180 - его половинка). Правда, ты вряд ли чего поймешь, потому как туп, как пробка. Даже Маск заценил. Двигатель, кстати, разрабатывался как многоразовый. И хоть вики почитывай, если ничего другого не знаешь, - С 1973 года на острове (Диего-Гарсия) находится действующая крупная военная база США.


[
Ответить на это ]


Re: Атомный подводный флот (Всего: 0)
от Гость на 08/04/2023
Цитата: "Мойша, скатайся на ВДНХ и посмотри на РД-170 (РД-180 - его половинка). Даже Маск заценил. Двигатель, кстати, разрабатывался как многоразовый"

Очень, конечно, льстит что критики в который раз меня здесь называют 'Ребе Мойша'. 

ВДНХ посещал, двигатель четырёхкамерный РД-170 трогал лично. Пока держит мировой рекорд тяги, чуть-чуть обгоняя американского ещё более давнего однокамерного ЖРД "F-1" ракеты "Сатурн-5". По меркам США, РД-170 именно музейная история техники.

РД-170 это двигатель каждой из четырёх боковушек ракеты "Энергия", 33 года назад слетали в космос две ракеты. В пост-советский период боковушку запускали как самостоятельную ракету под названием "Зенит", Илон Маск называл её "лучшая в мире после Falcon-9". С 2014 года - присоединения Крыма и разрыва связей с ВПК Украины - "Зенит" не летает так как Россия неспособна сама полностью его производить. То есть под РД-170 нет ракеты. 

США покупали РД-180 ради советского опыта в части, позволившей - с учётом опыта имевшегося у США - создавать ЖРД закрытого цикла с полной газификацией компонент, которая открывает путь к многочасовому моторесурсу ЖРД нужному для ракет 100-кратной многоразовости. С учётом советского опыта, сделан колоссальный шаг вперёд к созданию метан-кислородных ЖРД многоразового включения с полной газификацией компонент. 

В силу этих причин, РД-170 Соединённым Штатам Америки больше не нужен: для них это пройденный этап. Рекордное давление в камере сгорания они тоже превзошли: у Илона Маска новые метан-кислородные двигатели работают при 300 атмосферах. 

В России после 1991 года пошёл регресс:
имея 4-камерный РД-170, сделали половинку: двухкамерный РД-180. Затем сделали четвертинку: однокамерный РД-190. Затем взяли пять штук четвертинок и по пакетной схеме сделали единственную действующую  у России тяжёлую ракету "Ангара А5". При этом водород-кислородный двигатель "Энергии" похерили, вместо разработки на его основе метан-кислородного многоразового двигателя. 

По космическим ракетоносителям Россия отстала на два поколения.
Одно поколение вперёд по сравнению с "Союзом" - переход к модульной 'Delta 4 Heavy' которая в отличие от не вы ведшей ни одного спутника "Ангары А5" давно летает и вся водород-кислородная, никакого керосина.

Ещё одно поколение вперёд чего у России нет: переход к  частичной многоразовости 'Falcon-9', возвращаемой первой ступени на которой 9 стандартных двигателей из 10.

Третьим околением вперёд будет 5000-тонный 'Starship' полностью многоразовый, выводимая на орбиту страной за год на орбиту масса может выйти на масштаб миллиона тонн в год. Россия имея лишь "Союз" выводящий 8 тонн на низкую орбиту либо 1 тонну на высокую - тотально отстанет в "Звёздных войнах" от ядра мировой цивилизации которое будет способно выводить на орбиту за год в ТЫСЯЧУ раз больше грузов. В том числе и военного назначения. 



















[ Ответить на это ]


Re: Атомный подводный флот (Всего: 0)
от Гость на 08/04/2023
Мойша, пакуй чемодан и к Маску. Он тебя на Марс отвезет. Перестанешь тут всякую херню.постить. Нечего в тот космос тыщами тонн возить. Это еще Лозино-Лозинский Устинову говорил.


[
Ответить на это ]


Re: Атомный подводный флот (Всего: 0)
от Гость на 10/04/2023
Цитата: " Нечего в тот космос тыщами тонн возить. Это еще Лозино-Лозинский Устинову говорил. "

Утверждение на 40 лет устарело.
'Starship' открывает возможность запускать в космос железнодорожный массо-габарит, причём за недорого.

Становится реалистичной не только вывод ядерного оружия в Космос, подобного глобальному "Авангарду". Даже программа "Звёздных войн" Рональда Рейгана переходит в практическую повестку дня. 

Можно выводить в Космос, в массовом числе, боевые лазеры. СССР одной ракетой "Энергия" вывел "Буран", второй - прототип боевого лазера, который правда на орбиту не вышел не по вине ракеты "Энергия". Такие лазеры можно выводить будет тысячами. С этих лазеров - атаковать вражеские спутники, высоколетящие большие самолёты, открывается возможность поджечь у врага лес, нефтебазы. 






[
Ответить на это ]


Re: Атомный подводный флот (Всего: 0)
от Гость на 10/04/2023
Лечись, Мойша. У тебя горячка.


[
Ответить на это ]


Re: Атомный подводный флот (Всего: 0)
от Гость на 10/04/2023
Россия проиграла военно-техническое соревнование и теперь должна сдавать позиции. 
Особенно это касается освоения космоса. Казахстан последовательно вёл курс чтобы сжить со свету все российские гептил-тетраксидазотные ракетоносители. Одной из первых пала подустаревшая - но простая дешёвая и надёжная - лёгкая советская ракета "Космос". Сейчас остался в эксплуатации только один тип ядовитого РН: "Протон". Самый тяжёлый имеющийся у СССР/РФ: до 23 тонн на низкую орбиту и до 3700 килограмм на геостационарную орбиту.
"Протоны" сняты с производства, цепочка производственной кооперации уже разрушена, остались незапущены десяток ракет из 440 запущенных за 60 лет. И остались две стартовые площадки: в России нет, только на Байконуре.
Для "Ангары А5" - три запуска за 30 лет, выведены два массогабаритных макета на геостационар массой первый 2 тонны, второй 2,5 тонны, третий с низкой  орбиты рухнул в Тихий Океан - построен единственный стартовый стол на "Плесецке" для запусков на полярную орбиту. Второй стартовый стол на "Восточном" до сих пор не могут достроить - он нужен для запусков на экваториальную орбиту.
"Ангара А5" производится по одной штуке в год.Это уменьшенная в 4 раза ракета "Энергия", причём водород-кислородный центральный блок "Энергии" заменён на керосин-кислородный. Уменьшена ракета в 4 раза с примитивизацией - результат "прогресса" за 30 лет.
Кроме "Ангары А5" есть только "Союз" 8 тонн на низкую орбиту или 1 тонну на высокую. С таким оснащением Россия гарантированно будет бита в космосе: 60 лет назад подобные параметры "прокатывали" но сейчас даже страны второго ряда сами делают сравнимые по грузоподъёмности ракетоносители.




[
Ответить на это ]


Re: Атомный подводный флот (Всего: 0)
от Гость на 10/04/2023
Когнитивный диссонанс или вялотекущая шизофрения - естественное состояние самозваной "интеллигенции". Городские сумасшедшие Циолковский, Годдард, Оберт и прочие многим свихнули мозги. Однако, некоторые, посвятившие этому всю жизнь, как К.П.Феоктистов, в конце ее поняли, что нечего делать человеку в том космосе. Не автоматам, а именно человеку. Когда из страны тянули жилы в этом дурацком соревновании, "интеллигенты" вопили, - нас за шо? - отдайте колбасу. Нынче, когда никто никуда не торопится, опять не довольны. Орут, - все просрали! Роися в перде! Дал же тебе дельный совет, - пакуй чемодан и к Маску. Он тебя отправит к Аэлите.


[
Ответить на это ]






Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.14 секунды
Рейтинг@Mail.ru