|
Навигация |
|
|
|
Журнал |
|
|
|
Атомные Блоги |
|
|
|
PRo IT |
|
|
|
Подписка |
|
|
|
Задать вопрос |
|
|
|
Наши партнеры |
|
|
|
PRo-движение |
|
|
|
PRo Погоду |
|
|
|
Сотрудничество |
|
|
|
Время и Судьбы |
|
|
| |
[21/04/2023] Малые, но с большой перспективой
Виталий
Петрунин, д.т.н., первый замгендиректора - генерального конструктора "ОКБМ
Африкантов":
-
В предлагаемых нами установках можно обеспечить комбинированную выработку как
электроэнергии, так и тепла - когенерацию. Такой проект, например, обсуждается
с правительством Камчатки. Еще одна технологическая развилка - проектирование
оптимизированных энергоблоков в арктическом и тропическом вариантах. Особым
спросом пользуются плавучие АСММ у островных государств. Отмечу, что
энергоблоки большой мощности доступны ограниченному кругу государств.
Во-первых, по причинам финансово-экономического характера. Во-вторых, из-за
особенностей промышленной, а также энергосетевой инфраструктуры, наличия
соответствующих кадров, законодательной базы.
|
| |
|
Связанные ссылки |
|
|
|
Рейтинг статьи |
|
Средняя оценка работы автора: 3 Ответов: 3
|
|
|
опции |
|
|
|
Re: Малые, но с большой перспективой (Всего: 0) от Гость на 22/04/2023 | Тем временем, поступили новости: 1)Атомный крейсер "Адмирал Нахимов", находящийся 24 года на ремонте, не смогут доремонтировать в этом году, ремонт затягивается. Возможно, сообщения о его возврате в ряды ВМФ в 2023 году изначально были блефом, для устрашения врагов. 2)Единственный в составе ВМФ РФ исправный атомный крейсер "Пётр Великий" окончательно сломался, превратился в плавучую казарму как и недо-авианосец "Адмирал Кузнецов". После потопления плавучего дока "ПД-50", большие корабли - как кстати и атомные подлодки - на самом главном для России Северном флоте стало негде ремонтировать. Много лет делали один большой док объединяя два старых, однако дело ещё и в отсутствии запчастей, отсутствии достаточного числа опытных рабочих: как на верфи на побережье, так и на предприятиях-поставщиках по железной дороге из глубины континента. Даже самые молодые корабли советской постройки приближаются к 40-летию, причём содержались они в 1990-е и 2000-е в очень плохом состоянии. Что не позволяет надеяться чтобы они жили по 60-80 лет как линкоры в США. В пост-советское время Россия построила только 23 корвета и фрегата /водоизмещение в разы меньше эсминца/ за 32 года. Все более крупные корабли кроме морального устаревания, полностью исчерпали моторесурс и числятся в боевом составе ВМФ РФ только формально. Промышленная деградация, разрыв хозяйственных связей тысяч предприятий ВПК, позволяет делать только "что попроще": корветы прибрежного плавания.
|
[ Ответить на это ]
Re: Малые, но с большой перспективой (Всего: 0) от Гость на 23/04/2023 | Тем временем, поступили новости: 1)Атомный крейсер "Адмирал Нахимов", находящийся 24 года на ремонте, не смогут доремонтировать в этом году, ремонт затягивается. Возможно, сообщения о его возврате в ряды ВМФ в 2023 году изначально были блефом, для устрашения врагов.2)Единственный в составе ВМФ РФ исправный атомный крейсер "Пётр Великий" окончательно сломался, превратился в плавучую казарму как и недо-авианосец "Адмирал Кузнецов". После потопления плавучего дока "ПД-50", большие корабли - как кстати и атомные подлодки - на самом главном для России Северном флоте стало негде ремонтировать. Много лет делали один большой док объединяя два старых, однако дело ещё и в отсутствии запчастей, отсутствии достаточного числа опытных рабочих: как на верфи на побережье, так и на предприятиях-поставщиках по железной дороге из глубины континента.Даже самые молодые корабли советской постройки приближаются к 40-летию, причём содержались они в 1990-е и 2000-е в очень плохом состоянии. Что не позволяет надеяться чтобы они жили по 60-80 лет как линкоры в США. В пост-советское время Россия построила только 23 корвета и фрегата /водоизмещение в разы меньше эсминца/ за 32 года. Все более крупные корабли кроме морального устаревания, полностью исчерпали моторесурс и числятся в боевом составе ВМФ РФ только формально. Промышленная деградация, разрыв хозяйственных связей тысяч предприятий ВПК, позволяет делать только "что попроще": корветы прибрежного плавания.
===========
Х Р Ю К Н И 🐽 |
[ Ответить на это ]
|
|
Re: Малые, но с большой перспективой (Всего: 0) от Гость на 22/04/2023 | Виталий Петрунин, ну что вы лжете! Какой спрос на ржавую баржу с вашими реакторами, и совсем не дешевле стоимость с учетом всех трат и на утилизацию, и ремонт насосов и т.п.: Особо надо
отметить стоимость ПАТЭС - «черной дыры»: Если в декабре 2006 г. проект
оценивался в 2 млрд. 609 млн. руб., то через несколько месяцев его
стоимость возросла до 5,5 миллиарда. В марте 2007 года
она составила 9 миллиардов. В мае 2007 года «плавучая АЭС»
потянула уже на 11, 2 млрд. рублей. Сегодня цена «плавучей АЭС» с
транспортировкой из Санкт-Петербурга на Чукотку с
построенными причалами и сооружениями в городе
Певек приближается 27 млрд. рублей. О
возвращении потраченных на
строительство бюджетных средств в
РОСАТОМе и в ОКБМе никто не думал и не думает. Вы просто вредители для народа и России!!!
|
[ Ответить на это ]
Re: Малые, но с большой перспективой (Всего: 0) от Гость на 22/04/2023 | Из доклада на Конференции
представителей проектно-конструкторского комплекса атомной отрасли России (2021
г.) [4] Щекина Дмитрия Владимировича, заместителя главного конструктора РУ ВВР АСММ
АО «ОКБМ Африкантов»: - Габариты РИТМ-200Н: диаметр 8,7 м, высота 22 м. Масса
РУ: 1500 т. И эта работа начиналась с обликового проекта №8370-01 от
28.08.2018 г. Технические параметры РИТМ-200Н: - «Электрическая мощность не менее
55 МВт, тепловая - 190 МВт, к.п.д.
28%. Если тянуть ЛЭП от побережья в глубь материка, то неизбежны ещё
потери электроэнергии 14% от передаваемой мощности на каждый километр трассы [
]. Площадь станции с
сопутствующими зданиями и сооружения 11,2 Га (0,11 км2 ). Срок сооружения 4 года».
По факту, при отсутствии
грузоподъёмных дорог и при температуре воздуха зимой минус 50-60 0С,
скорее всего, и за 10 лет в Республике Соха (Якутия) не построят АСММ с
РИТМ-200Н! В 21-ом веке нельзя признать эту
разработку АЭС с РИТМом не иначе как
бредом сумасшедших академиков и научных консультантов, менеджеров. Г-н Петрунин, Вы лично не хотите участвовать как затащить Вашу ядерно опасную бочку 1500 тонн в тундру, как Гуливера в стране лилипутов, будете тащить? |
[ Ответить на это ]
|
|
Re: Малые, но с большой перспективой (Всего: 0) от Гость на 22/04/2023 | Виталий Петрунин, по какой причине не проектируете другие виды реакторов, например как Китайцы - быстрые с газовым теплоносителем? ... применен принцип Energy Multiplier (EM² или EM в квадрате или EM2) от General Atomics (этот принцип позволяет использовать дешевый
уран-238),..
Правильно предсказали,
что урана для тепловых реакторов больше не будет!!!
В реакторах главного
конструктора Виноградова применен принцип Energy Multiplier (EM² или EM в квадрате или EM2) от General Atomics (этот принцип
позволяет использовать дешевый уран-238), ...
См. санкции для
"Оверсис Росатом".
Отрезание РФ от мирового
рынка природного урана поставит крест на экспорте российских АЭС в третьи
страны. Советский отвальный уран почти полностью перекручен по второму кругу.
России нечем будет загружать центрифужные каскады. Кстати, сейчас Венгрия и
Турция препятствуют вхождению Швеции в НАТО во многом потому, что
"Росатом" бесплатно на условии что они окажут России геополитическую
и военную помощь. При отсутствии у РФ природного урана с мирового рынка,
строительство АЭС автоматически остановится на неопределённый срок. Меньше
будет мотивации у Венгрии и Турции к саботажу военных усилий свободного мира.
Тем более что после Швеции следующим расширением в НАТО войдут Австралия,
Израиль и Япония. Если Турция будет против - надо полагать, ее как тайного
исламиста-саботажника исключат из НАТО и примут в качестве замены Армению. Поэтому возможности по саботажу со стороны
Венгрии и Турции ограниченные.Вот и приехали наши супер-пупер проекты АЭС с ВВЭРами.
Эксперт МЭФ |
[ Ответить на это ]
Re: Малые, но с большой перспективой (Всего: 0) от Гость на 22/04/2023 | Зачем всяким островам АЭС-ПАТЭС? Их надо основательно посадить на углеводородную иглу! Нодо просто грамотно построить логистику и ценовую политику и они никуда не денутся. СО2 им по-.уй, ветер там свежий, выдует (в Эввроппу), главное - туристов бы побольше да побогаче! А таким туристам важны совсем другие блага на отдыхе, для этого АЭС-ПАТЭС - только вредят! Доколе всякие .удаки от Росатома будут грабить бюджет и народ своими многомиллиардными прожектами? Пусть Запад или Китай туда лезут строить атомку (правда, что-то их не видно и не слышно)! |
[ Ответить на это ]
|
|
Re: Малые, но с большой перспективой (Всего: 0) от Гость на 22/04/2023 | Предлагать всем за российские безвозвратные кредиты АЭС или АСММ это как бы геополитика России. |
[ Ответить на это ]
|
|
Re: Малые, но с большой перспективой (Всего: 0) от Гость на 22/04/2023 | КПД 20% интересен только тем странам, которые получат АСММ фактически в подарок. На одной загрузке поработают 5-7 лет и попросят забрать вместе с баржей обратно. |
[ Ответить на это ]
|
|
Re: Малые, но с большой перспективой (Всего: 0) от Гость на 23/04/2023 | Построить АСММ в Усть Куйга вполне возможно. Минус 60 это очень редкое явление. Это не Оймякон совсем. Завоз крупногабаритного оборудования возможен баржами по реке Яна при использовании лихтеровоза "СевМорПуть". Но генпроектировщик ГСПИ обнялся с РЭИН, где от безделья появился отдел АСММ, и делает из этого только рекламу при отсутствии профессиональной проектной работы. |
[ Ответить на это ]
|
|
Re: Малые, но с большой перспективой (Всего: 0) от Гость на 23/04/2023 | Понятно, что ОКБМ всегда занимался реакторами. КПД и экономичность не интересовали. Пусть поставщики турбинной установки об этом думают. А думают ли? Кто им составил и утвердил Техническое Задание? Какие для этого сейчас проводят работы? Кто? Вот на эти вопросы интересно получить ответы. |
[ Ответить на это ]
|
|
Re: Малые, но с большой перспективой (Всего: 0) от Гость на 23/04/2023 | Международные переговорщики Росатома с удовольствием путешествуют по островным государствам и уговаривают их власти принять в дар АСММ. Это понятно. Но хотелось бы от докторов технических наук получать не маркетинг и агитацию, а объяснения необходимых к выполнению технических задач, постановку таких задач для коллективов инженеров и другую интеллектуальную работу. |
[ Ответить на это ]
|
|
Re: Малые, но с большой перспективой (Всего: 0) от Гость на 23/04/2023 | - Маленькие АЭС
- Реактор, дающий тепло, построен в 1942.
- Реактор, дающий электричество, построен в 1951.
- Реактор, дающий тепло, электричество и пресную воду, построен в 1973 (БН-350, Шевченко).
- Чтобы сделать шаг вперёд, необходимо видеть барьеры, мешающие идти вперёд.
- Первый барьер - цена ДМ. Пятый уран в ВВЭР стоит $5-10/кг, в АСММ стоит $100-200.
- Второй барьер - температура теплоносителя. В газовой турбине более 2000*С, в АСММ менее 200*С. КПД паровой машины зависит от этой температуры, по формуле, выведенной Карно 200 лет назад.
- Конструктор АЭС ограничен этими барьерами, и должен знать, что от него ничего не зависит. Почти ничего, если он не пытается перелезть через барьер.
- Резвиться внутри вольера, ограниченном барьерами бесперспективно. Если нет колхозников, постоянно пополняюших кормушки. Если нет внешнего источника финансирования.
- Дементий Башкиров
|
[ Ответить на это ]
Re: Малые, но с большой перспективой (Всего: 0) от Гость на 23/04/2023 | "Резвиться внутри вольера, ограниченном барьерами бесперспективно." Странное утверждение. Прапорщик, вы почему пьете водку? Потому, что жидкая. Была бы твердая, грыз бы. |
[ Ответить на это ]
Re: Малые, но с большой перспективой (Всего: 0) от Гость на 23/04/2023 | Паровая турбина Лаваля-Парсонса крутит генераторы с конца 19 века. И что? |
[ Ответить на это ]
Re: Малые, но с большой перспективой (Всего: 0) от Гость на 23/04/2023 | Дементий Башкиров, чего ОКБМ всё мучается, всё старьё предлагает. Их разогнать надо бы, за их СВРы, все 13 подлодок проработали только одну перезагрузку топлива, а 5 из них попросту расплавилась активная зона, матросики вручную зубилом и молотком срезали застывший теплоноситель, результат - 144 матроса и мичмана переоблучились, около 10 сразу погибли в сильных муках. Вот главного конструктора надо на место матросов!!! Сидит за столиком манагер - и ничего не знает. Разогнать ОКБМ, а летающую мини-АЭС китайцы уж точно сделают лет так через 7 - 10. |
[ Ответить на это ]
|
|
Re: Малые, но с большой перспективой (Всего: 0) от Гость на 23/04/2023 | У китайцев на наших реакторах ВВЭР-1000 КПД выше получается, чем на Родине. Цикл Ренкина используют и хорошо используют =) |
[ Ответить на это ]
|
|
Re: Малые, но с большой перспективой (Всего: 0) от Гость на 23/04/2023 | Только первые два блока этой АЭС Тяньвань — это блоки российского дизайна с реакторами ВВЭР-1000 и турбиной К-1000-60/1500-1 В дальнейшем Китай отказался от турбинного оборудования, поставленного «Силовыми машинами» Китайские заказчик заменил турбины «Силовых машин» для АЭС Тяньвань АЭС«Сюйдабао на китайские . Так как китайский заказчик столкнулась с проблемами в работе турбинного оборудования, поставленного «Силовыми машинами». |
[ Ответить на это ]
Re: Малые, но с большой перспективой (Всего: 0) от Гость на 23/04/2023 | Первая тихоходная турбина изготовлена Силовыми машинами для Курска-2. |
[ Ответить на это ]
|
|
Re: Малые, но с большой перспективой (Всего: 0) от Гость на 23/04/2023 | - Кто должен думать о КПД?
- Для начала, простая банальность - человек разумный. Обычно, это подразумевается конструктор силовой установки.
- Горение угля - это 1500*С, маловато для получения стали. Чтобы достичь 1800*С, нужно дутье воздуха, или лучше кислородное дутье.
- Герение U-235 - это десятки миллионов градусов. То есть потенциально, можно иметь КПД парового цикла почти 100%.
- Поэтому, ядерный реактор намного перспективный паровоза.
- Это в теории.
- На практике, пар на турбину АЭС до 230*С, пар на дровяной турбине до 300*С, на угле до 550*С, на метане до 750*С.
- На практике, рабочее тело в цилиндрах бензинового ДВС 2000*С, в дизеле 2300*С, в газовой турбине до 2600*С.
- Парадокс на 3-4 порядка, с температурой рабочего тела, связан с барьером, который называется Реакторные Материалы. Все жаропрочные и жаростойкие материалы имеют в своём составе поглотители тепловых нейтронов. Только цирконий (алюминий) ограничивают выбор конструктора.
- Выход за барьер один - нейтроны высокой энергии, хотя бы в миллион раз быстрее топлового. То есть БН, БРЕСТ, СВБР, ВТГР.
- За этим пройденным барьером второй - сна, который присуще только БР. Грубо говоря, есть только маленькая лазейка в барьере, размером в 8,2% выгорания т.а. и бесконечная радиохимия (конструктор отдыхает).
- Философия атомной энергетики более 70 лет не зависит от конструктора. Она зависит от материаловеда и радиохимика. Именно они думают о повышении КПД. Остальные - ходят внутри вольера, максимум поддерживая уровень 60-х годов, или стагнируя. Без шансов на улучшения КПД, без шансов улучшения Топливной Эффективности, в конечном счёте, - без шансов на успешную экономику АЭС.
- Маленьких реакторов построено около 1500 штук на АПЛ, и около 500 штук для ИР. Это ширпотреб, начиная с середины 60-х. Характеристики давно изучены, экономика просчитана. Это хорошо забытое старое, выдаваемое за новое.
- Суммарно, все эти тысячи маленьких дают порядка 35-40 ГВт полезной мощности, но стоят вдвое дороже 370 ГВтэ гигантских АЭС.
- Дементий Башкиров
|
[ Ответить на это ]
Re: Малые, но с большой перспективой (Всего: 0) от Гость на 24/04/2023 | На одной из конференций один из ее участников сказал, - что "Айсберг" ни спроектирует, - то ледокол. Можно то же сказать о ОКБМ и ГП, - судовая установка или ВВЭР. В результате реальные проблемы решаются через одно место.
Один из комментаторов статьи «Летающая мини-АЭС мощностью до 30 МВт эл.» написал:
"И ради чего все? Чтобы один раз эффектно прилететь куда-то для последующего генерирования электроэнергии в течение многих лет? А потом по-английски улететь? Основная проблема современных АЭС - это высокие капитальные вложения в оборудование, а не логистические проблемы его доставки на стройплощадку."
Я же предложил, - Почему бы Вам было не заменить слова "прилететь-улететь" на "приплыть-уплыть" и не развить мысль, когда затевалась история с плавучками? Кстати, это актуально и сейчас.
Уже даже в ГП никто не помнит Техпредложение ВКТ-12. А зря.
Что же касается КПД, материалов и прочего, то, по-моему, не всегда надо придерживаться парадигмы борьбы с природой. На наших северах нужно огромное количество низкопотенциального тепла. Люди не должны там вахтить на железной коробке, а должны жить нормальной жизнью. В Билибино когда-то даже огурчики с помидорчиками выращивали и отличную колбасу из оленины варили. Правда, жили и живут по сей день в бетонных коробках. |
[ Ответить на это ]
|
|
Re: Малые, но с большой перспективой (Всего: 0) от Гость на 24/04/2023 | Цитата: "Горение угля - это 1500*С, маловато для получения стали. Чтобы достичь 1800*С, нужно дутье воздуха, или лучше кислородное дутье." Уважаемый Дементий,исторически переход от медного к железному веку произошёл, когда на углях научились выплавлять сталь. Температура плавления железа по памяти в районе 1500 Цельсия, горением нефти на воздухе можно получить 1900 Цельсия, горением газа в смеси с воздухом 2200. Чистый уголь при сгорании с кислородом воздуха имеет энергоемкость 28 МДж/кг. Однако имеющийся в природе уголь зашлакован несгораемыми примесями и содержит воду, на практике имеет энергоёмкость между (1/2) и (1/3) чистого угля и не расплавляет железо. Поэтому уголь для выплавки стали тысячи лет делали сжиганием древесины при недостатке воздуха. В древесном угле нет воды и почти нет зольности. Температура достаточная плавить сталь. Что касается температуры пара угольных электростанций.Там все мощные энергоблоки давно перешли на сверхкритические параметры пара. При СССР достигнут стандарт: 565 Цельсия, 240 Атмосфер. При этом распространённые сорта сталей требовали частого ремонта. Чтоб снизить нагрузку на ремонтные предприятия, межотраслевым совещанием нескольких министерств - кстати современная Россия на такой уровень технологической координации неспособна - было принято решение: на действующих ТЭС и всех впредь возводимых, снизить температуру пара до 540 Цельсия при 240 Атмосферах. По температуре и давлению показатели в полтора раза больше, чем обусловленные цирконием докритические параметры пара ВВЭРов и РБМК. Для превышения 540 Цельсия потребуется полная замена всего комплекта конструкционных сталей.
|
[ Ответить на это ]
Re: Малые, но с большой перспективой (Всего: 0) от Гость на 24/04/2023 | В черной металлургии черт знает с каких времен, как повырубили леса в Европе, и по сей день используют кокс. |
[ Ответить на это ]
|
|
Re: Малые, но с большой перспективой (Всего: 0) от Гость на 24/04/2023 | Цитата: "Первый барьер - цена ДМ. Пятый уран в ВВЭР стоит $5-10/кг, в АСММ стоит $100-200." Не говоря про абсолютные величины указанных цифр, с позиций физики необходимо уточнить: себестоимость свежего топлива, в пересчёте на килограмм урана-235, при эффективном центрифужном обогащении различается менее двух раз между стартовым обогащением ВВЭР-1000 /равным 4,4%/ и оружейным ураном-235 обогащения 90% и выше. При высокой цене килограмма природного урана, килограмм урана-235 различается в цене менее двух раз сравнивая даже природный 0,72% и оружейный 90% уран. Далее. Если делать лодочный ВВЭР с мощностью допустим 80 МВт как в первом поколении, необходимая площадь теплосъёма при диаметре ТВЭЛ порядка 8 мм, приводит к высоте и диаметру активной зоны ВВЭРа 1 метр. Многобольше диффузионной длины. Поэтому для достижения критичности достаточно обогащения 235-го урана 2%. Это не опечатка. При обогащении 3% длительность топливной кампании, определяемая запасом реактивности на выгорание, легко получается 1 год, достаточна для нескольких кругосветных плаваний на АПЛ. Всё что выше трёх процентов - нужно для продления топливной кампании. Ведь возникает идея: продлить топливную кампанию лет до 20 в пересчете на номинальную мощность, на весь срок службы АПЛ, никаких тогда не надо перегрузок топлива, а объём шахт для извлечения отработавших ТВС можно использовать для размещения дополнительных баллистических ракет. Избыточную реактивность в начале кампании гасят набором выгорающих поглотителей, так как стержней регулирования и борной кислоты в первый контур для этого недостаточно. Диаметр ТВЭЛов и объём реактора могут быть увеличены, а вместо ГЦН шумящего на весь океан - в крейсерском режиме малой мощности может быть использована естественная циркуляция. Эти идеи лежат в основе второго и третьего поколений лодочных реакторов.
|
[ Ответить на это ]
Re: Малые, но с большой перспективой (Всего: 0) от Гость на 24/04/2023 | - С ценой килограмма погорячился. Был не прав на 3 порядка. Спасибо за обоснованные сомнения.
- Цены старые, из учебника по физике Орира, 1964 - плутоний $15/г. Уран-5 тогда был дороже, сегодня дешевле плутония-9.
- Ельцин с Черномырдиным продали ВОУ за $20/г. Это цена примерно в 5-10 раз меньше себестоимости, по оценкам критиков сделки века.
- То, что касается топлива транспортного реактора, то позвольте не поверить.
- Дементий Башкиров
|
[ Ответить на это ]
|
|
|