proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Авторские права
  Агентство  ПРоАтом. 27 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





PRo IT
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС

Вышла в свет книга Б.И.Нигматулина и В.А.Пивоварова «Реакторы с тяжелым жидкометаллическим теплоносителем. История трагедии и фарса». Подробнее 
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия»
и сайта proatom.ru.
E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[21/04/2023]     Малые, но с большой перспективой

Виталий Петрунин, д.т.н., первый замгендиректора - генерального конструктора "ОКБМ Африкантов":

- В предлагаемых нами установках можно обеспечить комбинированную выработку как электроэнергии, так и тепла - когенерацию. Такой проект, например, обсуждается с правительством Камчатки. Еще одна технологическая развилка - проектирование оптимизированных энергоблоков в арктическом и тропическом вариантах. Особым спросом пользуются плавучие АСММ у островных государств. Отмечу, что энергоблоки большой мощности доступны ограниченному кругу государств. Во-первых, по причинам финансово-экономического характера. Во-вторых, из-за особенностей промышленной, а также энергосетевой инфраструктуры, наличия соответствующих кадров, законодательной базы.

 

 
Связанные ссылки
· Больше про Цитатник
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: Цитатник:
Кто молиться перестанет, у того реактор встанет

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 3
Ответов: 3


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 24 Комментарии | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Re: Малые, но с большой перспективой (Всего: 0)
от Гость на 22/04/2023
Тем временем, поступили новости: 1)Атомный крейсер "Адмирал Нахимов", находящийся 24 года на ремонте, не смогут доремонтировать в этом году, ремонт затягивается. Возможно, сообщения о его возврате в ряды ВМФ в 2023 году изначально были блефом, для устрашения врагов.
2)Единственный в составе ВМФ РФ исправный атомный крейсер "Пётр Великий" окончательно сломался, превратился в плавучую казарму как и недо-авианосец "Адмирал Кузнецов". 
После потопления плавучего дока "ПД-50", большие корабли - как кстати и атомные подлодки - на самом главном для России Северном флоте стало негде ремонтировать. Много лет делали один большой док объединяя два старых, однако дело ещё и в отсутствии запчастей, отсутствии достаточного числа опытных рабочих: как на верфи на побережье, так и на предприятиях-поставщиках по железной дороге из глубины континента.
Даже самые молодые корабли советской постройки приближаются к 40-летию, причём содержались они в 1990-е и 2000-е в очень плохом состоянии. Что не позволяет надеяться чтобы они жили по 60-80 лет как линкоры в США. 
В пост-советское время Россия построила только 23 корвета и фрегата /водоизмещение в разы меньше эсминца/ за 32 года. Все более крупные корабли кроме морального устаревания, полностью исчерпали моторесурс и числятся в боевом составе ВМФ РФ только формально. Промышленная деградация, разрыв хозяйственных связей тысяч предприятий ВПК, позволяет делать только "что попроще": корветы прибрежного плавания. 



[ Ответить на это ]


Re: Малые, но с большой перспективой (Всего: 0)
от Гость на 23/04/2023
Тем временем, поступили новости: 1)Атомный крейсер "Адмирал Нахимов", находящийся 24 года на ремонте, не смогут доремонтировать в этом году, ремонт затягивается. Возможно, сообщения о его возврате в ряды ВМФ в 2023 году изначально были блефом, для устрашения врагов.2)Единственный в составе ВМФ РФ исправный атомный крейсер "Пётр Великий" окончательно сломался, превратился в плавучую казарму как и недо-авианосец "Адмирал Кузнецов". После потопления плавучего дока "ПД-50", большие корабли - как кстати и атомные подлодки - на самом главном для России Северном флоте стало негде ремонтировать. Много лет делали один большой док объединяя два старых, однако дело ещё и в отсутствии запчастей, отсутствии достаточного числа опытных рабочих: как на верфи на побережье, так и на предприятиях-поставщиках по железной дороге из глубины континента.Даже самые молодые корабли советской постройки приближаются к 40-летию, причём содержались они в 1990-е и 2000-е в очень плохом состоянии. Что не позволяет надеяться чтобы они жили по 60-80 лет как линкоры в США. В пост-советское время Россия построила только 23 корвета и фрегата /водоизмещение в разы меньше эсминца/ за 32 года. Все более крупные корабли кроме морального устаревания, полностью исчерпали моторесурс и числятся в боевом составе ВМФ РФ только формально. Промышленная деградация, разрыв хозяйственных связей тысяч предприятий ВПК, позволяет делать только "что попроще": корветы прибрежного плавания. 



===========


Х Р Ю К Н И 🐽


[
Ответить на это ]


Re: Малые, но с большой перспективой (Всего: 0)
от Гость на 22/04/2023
Виталий Петрунин, ну что вы лжете! Какой спрос на ржавую баржу с вашими реакторами, и совсем не дешевле стоимость с учетом всех трат и на утилизацию, и ремонт насосов и т.п.:
Особо надо отметить стоимость ПАТЭС - «черной дыры»: Если в декабре 2006 г. проект оценивался в 2 млрд. 609 млн. руб., то через несколько месяцев его  стоимость возросла до 5,5 миллиарда.  В марте 2007 года   она составила 9 миллиардов. В мае 2007 года  «плавучая  АЭС» потянула уже на 11, 2 млрд. рублей. Сегодня цена «плавучей   АЭС» с транспортировкой из Санкт-Петербурга   на Чукотку   с построенными причалами  и сооружениями   в городе   Певек    приближается  27 млрд. рублей.  О возвращении потраченных    на строительство    бюджетных  средств в РОСАТОМе и в ОКБМе    никто   не думал  и не думает. Вы просто вредители для народа и России!!!


[ Ответить на это ]


Re: Малые, но с большой перспективой (Всего: 0)
от Гость на 22/04/2023
Из доклада на Конференции представителей проектно-конструкторского комплекса атомной отрасли России (2021 г.) [4] Щекина Дмитрия Владимировича, заместителя главного конструктора  РУ ВВР АСММ  АО «ОКБМ Африкантов»: - Габариты РИТМ-200Н: диаметр 8,7 м, высота  22 м. Масса РУ: 1500 т. И эта работа начиналась с обликового проекта №8370-01 от 28.08.2018 г. Технические параметры РИТМ-200Н: - «Электрическая мощность  не менее 55 МВт, тепловая - 190 МВт, к.п.д.  28%. Если тянуть ЛЭП от побережья в глубь материка, то неизбежны ещё потери электроэнергии 14% от передаваемой мощности на каждый километр трассы [ ]. Площадь станции с  сопутствующими зданиями и сооружения  11,2 Га (0,11 км2 ). Срок сооружения   4 года».             По факту, при отсутствии грузоподъёмных дорог и при температуре воздуха зимой минус 50-60 0С, скорее всего, и за 10 лет в Республике Соха (Якутия) не построят АСММ с РИТМ-200Н! В 21-ом веке нельзя признать эту разработку АЭС с РИТМом не иначе как бредом сумасшедших академиков и научных консультантов, менеджеров. Г-н Петрунин, Вы лично не хотите участвовать как затащить Вашу ядерно опасную бочку 1500 тонн в тундру, как Гуливера в стране лилипутов, будете тащить?


[
Ответить на это ]


Re: Малые, но с большой перспективой (Всего: 0)
от Гость на 22/04/2023
Виталий Петрунин, по какой причине не проектируете другие виды реакторов, например как Китайцы - быстрые с газовым теплоносителем?
... применен принцип Energy Multiplier  (EM² или EM в квадрате или EM2) от General Atomics (этот принцип позволяет использовать дешевый уран-238),.. Правильно предсказали, что урана для тепловых реакторов больше не будет!!! В реакторах главного конструктора Виноградова применен принцип Energy Multiplier  (EM² или EM в квадрате или EM2) от General Atomics (этот принцип позволяет использовать дешевый уран-238), ... См. санкции для "Оверсис Росатом".   Отрезание РФ от мирового рынка природного урана поставит крест на экспорте российских АЭС в третьи страны. Советский отвальный уран почти полностью перекручен по второму кругу. России нечем будет загружать центрифужные каскады. Кстати, сейчас Венгрия и Турция препятствуют вхождению Швеции в НАТО во многом потому, что "Росатом" бесплатно на условии что они окажут России геополитическую и военную помощь. При отсутствии у РФ природного урана с мирового рынка, строительство АЭС автоматически остановится на неопределённый срок. Меньше будет мотивации у Венгрии и Турции к саботажу военных усилий свободного мира. Тем более что после Швеции следующим расширением в НАТО войдут Австралия, Израиль и Япония. Если Турция будет против - надо полагать, ее как тайного исламиста-саботажника исключат из НАТО и примут в качестве замены Армению.  Поэтому возможности по саботажу со стороны Венгрии и Турции ограниченные.Вот и приехали наши супер-пупер проекты АЭС с ВВЭРами.  Эксперт МЭФ


[ Ответить на это ]


Re: Малые, но с большой перспективой (Всего: 0)
от Гость на 22/04/2023
Зачем всяким островам АЭС-ПАТЭС?
Их надо основательно посадить на углеводородную иглу!  Нодо просто грамотно построить логистику и ценовую политику и они никуда не денутся.  СО2 им по-.уй, ветер там свежий, выдует (в Эввроппу), главное - туристов бы побольше да побогаче!  А таким туристам важны совсем другие блага на отдыхе,  для этого АЭС-ПАТЭС - только вредят!
Доколе всякие .удаки от Росатома будут грабить бюджет и народ  своими многомиллиардными  прожектами?  Пусть Запад или Китай туда лезут строить атомку (правда, что-то их не видно и не слышно)!


[
Ответить на это ]


Re: Малые, но с большой перспективой (Всего: 0)
от Гость на 22/04/2023
Предлагать всем за российские безвозвратные кредиты АЭС или АСММ это как бы геополитика России. 


[ Ответить на это ]


Re: Малые, но с большой перспективой (Всего: 0)
от Гость на 22/04/2023
КПД 20% интересен только тем странам, которые получат АСММ фактически в подарок. На одной загрузке поработают 5-7 лет и попросят забрать вместе с баржей обратно.


[ Ответить на это ]


Re: Малые, но с большой перспективой (Всего: 0)
от Гость на 23/04/2023
Построить АСММ в Усть Куйга вполне возможно. Минус 60 это очень редкое явление. Это не Оймякон совсем. Завоз крупногабаритного оборудования возможен баржами по реке Яна при использовании лихтеровоза "СевМорПуть". Но генпроектировщик ГСПИ обнялся с РЭИН, где от безделья появился отдел АСММ, и делает из этого только рекламу при отсутствии профессиональной проектной работы.


[ Ответить на это ]


Re: Малые, но с большой перспективой (Всего: 0)
от Гость на 23/04/2023
Понятно, что ОКБМ всегда занимался реакторами. КПД и экономичность не интересовали. Пусть поставщики турбинной установки об этом думают. А думают ли? Кто им составил и утвердил Техническое Задание? Какие для этого сейчас проводят работы? Кто? Вот на эти вопросы интересно получить ответы.


[ Ответить на это ]


Re: Малые, но с большой перспективой (Всего: 0)
от Гость на 23/04/2023
Международные переговорщики Росатома с удовольствием путешествуют по островным государствам и уговаривают их власти принять в дар АСММ. Это понятно. Но хотелось бы от докторов технических наук получать не маркетинг и агитацию, а объяснения необходимых к выполнению технических задач, постановку таких задач для коллективов инженеров и другую интеллектуальную работу.


[ Ответить на это ]


Re: Малые, но с большой перспективой (Всего: 0)
от Гость на 23/04/2023
  • Маленькие АЭС 
  • Реактор, дающий тепло, построен в 1942.
  • Реактор, дающий электричество, построен в 1951.
  • Реактор, дающий тепло, электричество и пресную воду, построен в 1973 (БН-350, Шевченко).
  • Чтобы сделать шаг вперёд, необходимо видеть барьеры, мешающие идти вперёд.
  • Первый барьер - цена ДМ. Пятый уран в ВВЭР стоит $5-10/кг, в АСММ стоит $100-200.
  • Второй барьер - температура теплоносителя. В газовой турбине более 2000*С, в АСММ менее 200*С. КПД паровой машины зависит от этой температуры, по формуле, выведенной Карно 200 лет назад.
  • Конструктор АЭС ограничен этими барьерами, и должен знать, что от него ничего не зависит. Почти ничего, если он не пытается перелезть через барьер. 
  • Резвиться внутри вольера, ограниченном барьерами бесперспективно. Если нет колхозников, постоянно пополняюших кормушки. Если нет внешнего источника финансирования.
  • Дементий Башкиров 


[ Ответить на это ]


Re: Малые, но с большой перспективой (Всего: 0)
от Гость на 23/04/2023
"Резвиться внутри вольера, ограниченном барьерами бесперспективно."
Странное утверждение. Прапорщик, вы почему пьете водку? Потому, что жидкая. Была бы твердая, грыз бы.


[
Ответить на это ]


Re: Малые, но с большой перспективой (Всего: 0)
от Гость на 23/04/2023
Паровая турбина Лаваля-Парсонса крутит генераторы с конца 19 века. И что?


[
Ответить на это ]


Re: Малые, но с большой перспективой (Всего: 0)
от Гость на 23/04/2023
Дементий Башкиров, чего ОКБМ всё мучается, всё старьё предлагает. Их разогнать надо бы, за их СВРы, все 13 подлодок проработали только одну перезагрузку топлива, а 5 из них попросту расплавилась активная зона, матросики вручную зубилом и молотком срезали застывший теплоноситель, результат - 144 матроса и мичмана переоблучились, около 10 сразу погибли в сильных муках. Вот главного конструктора  надо на место матросов!!! Сидит за столиком манагер - и ничего не знает. Разогнать ОКБМ, а летающую мини-АЭС китайцы уж точно сделают лет так через 7 - 10.


[
Ответить на это ]


Re: Малые, но с большой перспективой (Всего: 0)
от Гость на 23/04/2023
У китайцев на наших реакторах ВВЭР-1000 КПД выше получается, чем на Родине. Цикл Ренкина используют и хорошо используют =)


[ Ответить на это ]


Re: Малые, но с большой перспективой (Всего: 0)
от Гость на 23/04/2023
Только первые два  блока этой АЭС Тяньвань — это   блоки российского дизайна с реакторами ВВЭР-1000 и турбиной  К-1000-60/1500-1  В дальнейшем  Китай отказался от турбинного оборудования, поставленного «Силовыми машинами»  Китайские  заказчик  заменил   турбины «Силовых машин» для  АЭС  Тяньвань АЭС«Сюйдабао на китайские . Так как  китайский заказчик  столкнулась с проблемами в работе турбинного оборудования, поставленного «Силовыми машинами».


[ Ответить на это ]


Re: Малые, но с большой перспективой (Всего: 0)
от Гость на 23/04/2023
Первая тихоходная турбина изготовлена Силовыми машинами для Курска-2.


[
Ответить на это ]


Re: Малые, но с большой перспективой (Всего: 0)
от Гость на 23/04/2023
  • Кто должен думать о КПД? 
  • Для начала, простая банальность - человек разумный. Обычно, это подразумевается конструктор силовой установки. 
  • Горение угля - это 1500*С, маловато для получения стали. Чтобы достичь 1800*С, нужно дутье воздуха, или лучше кислородное дутье.
  • Герение U-235 - это десятки миллионов градусов. То есть потенциально, можно иметь КПД парового цикла почти 100%.
  • Поэтому, ядерный реактор намного перспективный паровоза. 
  • Это в теории. 
  • На практике, пар на турбину АЭС до 230*С, пар на дровяной турбине до 300*С, на угле до 550*С, на метане до 750*С.
  • На практике, рабочее тело в цилиндрах бензинового ДВС 2000*С, в дизеле 2300*С, в газовой турбине до 2600*С.
  • Парадокс на 3-4 порядка, с температурой рабочего тела, связан с барьером, который называется Реакторные Материалы. Все жаропрочные и жаростойкие материалы имеют в своём составе поглотители тепловых нейтронов. Только цирконий (алюминий) ограничивают выбор конструктора.
  • Выход за барьер один - нейтроны высокой энергии, хотя бы в миллион раз быстрее топлового. То есть БН, БРЕСТ, СВБР, ВТГР.
  • За этим пройденным барьером второй - сна, который присуще только БР. Грубо говоря, есть только маленькая лазейка в барьере, размером в 8,2% выгорания т.а. и бесконечная радиохимия (конструктор отдыхает).
  • Философия атомной энергетики более 70 лет не зависит от конструктора. Она зависит от материаловеда и радиохимика. Именно они думают о повышении КПД. Остальные - ходят внутри вольера, максимум поддерживая уровень 60-х годов, или стагнируя. Без шансов на улучшения КПД, без шансов улучшения Топливной Эффективности, в конечном счёте, - без шансов на успешную экономику АЭС.
  • Маленьких реакторов построено около 1500 штук на АПЛ, и около 500 штук для ИР. Это ширпотреб, начиная с середины 60-х. Характеристики давно изучены, экономика просчитана. Это хорошо забытое старое, выдаваемое за новое.
  • Суммарно, все эти тысячи маленьких дают порядка 35-40 ГВт полезной мощности, но стоят вдвое дороже 370 ГВтэ гигантских АЭС.
  • Дементий Башкиров 


[ Ответить на это ]


Re: Малые, но с большой перспективой (Всего: 0)
от Гость на 24/04/2023
На одной из конференций один из ее участников сказал, - что "Айсберг" ни спроектирует, - то ледокол. Можно то же сказать о ОКБМ и ГП, - судовая установка или ВВЭР. В результате реальные проблемы решаются через одно место. Один из комментаторов статьи «Летающая мини-АЭС мощностью до 30 МВт эл.» написал: "И ради чего все? Чтобы один раз эффектно прилететь куда-то для последующего генерирования электроэнергии в течение многих лет? А потом по-английски улететь? Основная проблема современных АЭС - это высокие капитальные вложения в оборудование, а не логистические проблемы его доставки на стройплощадку." Я же предложил, - Почему бы Вам было не заменить слова "прилететь-улететь" на "приплыть-уплыть" и не развить мысль, когда затевалась история с плавучками? Кстати, это актуально и сейчас. Уже даже в ГП никто не помнит Техпредложение ВКТ-12. А зря. Что же касается КПД, материалов и прочего, то, по-моему, не всегда надо придерживаться парадигмы борьбы с природой. На наших северах нужно огромное количество низкопотенциального тепла. Люди не должны там вахтить на железной коробке, а должны жить нормальной жизнью. В Билибино когда-то даже огурчики с помидорчиками выращивали и отличную колбасу из оленины варили. Правда, жили и живут по сей день в бетонных коробках.


[
Ответить на это ]


Re: Малые, но с большой перспективой (Всего: 0)
от Гость на 24/04/2023
Цитата: "Горение угля - это 1500*С, маловато для получения стали. Чтобы достичь 1800*С, нужно дутье воздуха, или лучше кислородное дутье."
Уважаемый Дементий,исторически переход от медного к железному веку произошёл, когда на углях научились выплавлять сталь.
Температура плавления железа по памяти в районе 1500 Цельсия, горением нефти на воздухе можно получить 1900 Цельсия, горением газа в смеси с воздухом 2200.
Чистый уголь при сгорании с кислородом воздуха имеет энергоемкость 28 МДж/кг. Однако имеющийся в природе уголь зашлакован несгораемыми примесями и содержит воду, на практике имеет энергоёмкость между (1/2) и (1/3) чистого угля и не расплавляет железо. 
Поэтому уголь для выплавки стали тысячи лет делали сжиганием древесины при недостатке воздуха. В древесном угле нет воды и почти нет зольности. Температура достаточная плавить сталь.
Что касается температуры пара угольных электростанций.Там все мощные энергоблоки давно перешли на сверхкритические параметры пара. При СССР достигнут стандарт: 565 Цельсия, 240 Атмосфер. При этом распространённые сорта сталей требовали частого ремонта. 
Чтоб снизить нагрузку на ремонтные предприятия, межотраслевым совещанием нескольких министерств - кстати современная Россия на такой уровень технологической координации неспособна - было принято решение: на действующих ТЭС и всех впредь возводимых, снизить температуру пара до 540 Цельсия при 240 Атмосферах. По температуре и давлению показатели в полтора раза больше, чем обусловленные цирконием докритические параметры пара ВВЭРов и РБМК.
Для превышения 540 Цельсия потребуется полная замена всего комплекта конструкционных сталей. 



[ Ответить на это ]


Re: Малые, но с большой перспективой (Всего: 0)
от Гость на 24/04/2023
В черной металлургии черт знает с каких времен, как повырубили леса в Европе, и по сей день используют кокс.


[
Ответить на это ]


Re: Малые, но с большой перспективой (Всего: 0)
от Гость на 24/04/2023
Цитата: "Первый барьер - цена ДМ. Пятый уран в ВВЭР стоит $5-10/кг, в АСММ стоит $100-200."
Не говоря про абсолютные величины указанных цифр,  с позиций физики необходимо уточнить: 
себестоимость свежего топлива, в пересчёте на килограмм урана-235, при эффективном центрифужном обогащении различается менее двух раз между стартовым обогащением ВВЭР-1000 /равным 4,4%/ и оружейным ураном-235 обогащения 90% и выше. 
При высокой цене килограмма природного урана, килограмм урана-235 различается в цене менее двух раз сравнивая даже природный 0,72% и оружейный 90% уран.
Далее. Если делать лодочный ВВЭР с мощностью допустим 80 МВт как в первом поколении, необходимая площадь теплосъёма при диаметре ТВЭЛ порядка 8 мм, приводит к высоте и диаметру активной зоны ВВЭРа 1 метр. Многобольше диффузионной длины. Поэтому для достижения критичности достаточно обогащения 235-го урана 2%. Это не опечатка. При  обогащении 3% длительность топливной кампании, определяемая запасом реактивности на выгорание, легко получается 1 год, достаточна для нескольких кругосветных плаваний на АПЛ.
Всё что выше трёх процентов - нужно для продления топливной кампании. Ведь возникает идея: продлить топливную кампанию лет до 20 в пересчете на номинальную мощность, на весь срок службы АПЛ, никаких тогда не надо перегрузок топлива, а объём шахт для извлечения отработавших ТВС можно использовать для размещения дополнительных баллистических ракет. 
Избыточную реактивность в начале кампании гасят набором выгорающих поглотителей, так как стержней регулирования и борной кислоты в первый контур для этого недостаточно. Диаметр ТВЭЛов и объём реактора могут быть увеличены, а вместо ГЦН шумящего на весь океан - в крейсерском режиме малой мощности может быть использована естественная циркуляция. Эти идеи лежат в основе второго и третьего поколений лодочных реакторов. 





[ Ответить на это ]


Re: Малые, но с большой перспективой (Всего: 0)
от Гость на 24/04/2023
  • С ценой килограмма погорячился. Был не прав на 3 порядка. Спасибо за обоснованные сомнения. 
  • Цены старые, из учебника по физике Орира, 1964 - плутоний $15/г. Уран-5 тогда был дороже, сегодня дешевле плутония-9.
  • Ельцин с Черномырдиным продали ВОУ за $20/г. Это цена примерно в 5-10 раз меньше себестоимости, по оценкам критиков сделки века.
  • То, что касается топлива транспортного реактора, то позвольте не поверить.
  • Дементий Башкиров 


[
Ответить на это ]






Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.14 секунды
Рейтинг@Mail.ru