proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Журналы Атомная стратегия 2024 год
  Агентство  ПРоАтом. 28 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





PRo IT
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС

Вышла в свет книга Б.И.Нигматулина и В.А.Пивоварова «Реакторы с тяжелым жидкометаллическим теплоносителем. История трагедии и фарса». Подробнее 
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия»
и сайта proatom.ru.
E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[18/10/2023]     Севморпуть повышает статус

В мутные, постыдные для нации 1990-е гг. из-за отказа от системы государственного управления происходила быстрая деградация Севморпути и его инфраструктуры, резко (до 2 млн тонн в год) сократился объём грузоперевозок. Инфраструктура обслуживания СМП постепенно разрушалась. И лишь в начале XXI в. возродился интерес государства к Арктике и СМП как ведущей морской артерии региона [1]. 



В 2008–2013 гг.  принимается ряд государственных решений, способствовавших развитию СМП. По-видимому, в нашем геноме записан некий 30-летний период осознания-терпения, чтобы подобно Илье Муромцу встать на защиту страны от чар «чудища обло, озорно, стозевно и лаяй». 

На несколько лет с 2000 г. затянулся процесс разработки Концепции развития Севморпути, в которой указывалось, что к 2015 г. будет создана экономически эффективная Арктическая морская транспортная система под контролем государства.

В «Основах государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу», утверждённых 18.09.2008 г., предусматривались реконструкция и строительство терминалов, обеспечивающих работу Севморпути, а также развитие ряда арктических портов. В июле 2012 г. был принят Закон №132-ФЗ о Северном морском пути. 20 февраля 2013 г. была утверждена Стратегия развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 г. СМП характеризовался в ней как «единая национальная транспортная магистраль России в Арктике». Предусматривались его модернизация, развитие инфраструктуры и использование для международного судоходства.

15 марта 2013 г. распоряжением Правительства РФ была создана Администрация Севморпути, в обязанности которой входило: организация плавания судов в акватории СМП, обеспечение безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения с судов в акватории СМП. Но лишь сбор заявок и выдача разрешения на проход по акватории СМП, без полномочий решать все остальные вопросы, связанные с деятельностью флота в Арктике, проведения спасательных работ в случае необходимости, проблемы СМП не решал. Ставился вопрос о необходимости создания единого центра управления СМП, с полномочиями, утверждаемыми правительством и подчиняющегося ему [1].

Ключевое решение о том, кто будет отвечать за развитие Северного морского пути, было принято в конце 2018 г. Президент РФ подписал закон о присвоении госкорпорации «Росатом» статуса инфраструктурного оператора Севморпути [2]. Законом предусматривается сосредоточение компетенций в сфере судоходства, безопасности мореплавания, развития портовой и энергетической инфраструктуры в акватории СМП и на прилегающих территориях, в области обеспечения необходимых сервисов в рамках одного инфраструктурного оператора - госкорпорации "Росатом".

Госкорпорация наделяется полномочиями главного распорядителя бюджетных средств, администратора доходов бюджета и государственного заказчика госпрограмм в области устойчивого функционирования СМП, инфраструктуры морских портов СМП, обеспечения навигации и круглогодичной проводки по СМП. Атомный ледокольный флот был передан в ведение «Росатома» ещё в 2008 г.

После чрезвычайной ситуации осени 2021 г., когда на Севморпути застряло 24 судна, руководством страны было принято решение сосредоточить всю ответственность за судоходство по СМП в одном "окне", в "Росатоме". Были внесены необходимые изменения в федеральное законодательство и 1 августа 2022 г. было образовано ФГБУ "Главсевморпуть" для управления судоходством и организации деятельности на СМП. «Главсевморпуть», в состав которого входит Штаб морских операций, обеспечит безопасность хождения по трассам СМП, стабильную доставку грузов в рамках северного завоза и привлечет дополнительно новых транзитных грузоперевозчиков на СМП» (вице-премьер А. Новак).

Ранее в июне В. Путин подписал закон, который централизует в «Росатоме» полномочия по управлению судоходством в акватории СМП. Передача госкорпорации новых полномочий повысит эффективность государственного управления в сфере развития СМП. Согласно закону, на «Росатом» возлагаются функции по оказанию государственных услуг в области морской деятельности и по управлению государственным имуществом в районе Северного морского пути и прилегающих территорий. Кроме того, закрепляются функции по разработке предложений в части формирования государственной политики по развитию и устойчивому функционированию СМП, инфраструктуры его морских портов, в том числе их энергоснабжению.

Законом определяются полномочия «Росатома» по подготовке и направлению в Минтранспорта РФ предложений по созданию морских портов СМП и объектов портовой инфраструктуры. Также предусмотрены функции по организации плавания в акватории СМП.

В июле 2018 г. в «Росатоме» была образована дирекция Северного морского пути, отвечающая за реализацию государственной политики и стратегии развития Севморпути, навигационно-гидрографическое обеспечение, строительство и управление инфраструктурой СМП.

«Мировой транспортный северный путь»

На специальной сессии "Мировой транспортный северный путь" на VIII Восточном экономическом форуме (сентябрь 2023 г.) представитель ГК "Росатом" по вопросам развития Арктики Владимир Панов заявил, что «при населении в 2,5 млн человек отечественная Арктика дает ВВП России практически 15%. И уже только по этим показателям можно сделать очевидный вывод, что производительность в Арктике очень высокая, и фактически на сегодняшний день это наша "мегакладовая", где создается инвестиционный мегапроект» [3]. По мнению спецпредставителя Президента РФ по вопросам экологии и транспорта Сергея Иванова, «главное для Севморпути "сформировать "гарантированный грузопоток", и уже под него строить нужное количество транспортных, ледокольных и аварийно-спасательных судов». «К 2024 г. правительство ориентируется на грузопоток порядка 80 млн тонн, а к 2030 г. этот показатель должен достичь 150 млн тонн».

 Президент транспортной группы FESCO Аркадий Коростелёв заверил, что они смогут "осилить" перевалку по Севморпути 10 млн тонн грузов. Для этого FESCO совместно с "Росатомом" собирается реализовать проект Восточного транспортно-логистического узла на базе Владивостокского морского торгового порта. В планах — создание причала для базирования ледокольного флота Севморпути и судоремонтной базы, оснащенной плавучим доком [3].

Президентский «иммунитет»

В мае т. г. глава Минвостокразвития А. Чекунков и гендиректор «Росатома» А. Лихачев доложили главе государства перспективы развития СМП [4]. Несмотря на ожидаемую корректировку целей по СМП на предстоящий двухлетний период, логистический маршрут должен сыграть значимую роль в перенаправлении экспортных потоков на Восток.
Интерес Китая, Индии и государств юго-восточной Азии к СМП растет. Транспортные флоты Китая и Индии рассматриваются в качестве первых иностранных кандидатов на обслуживание перевозок по СМП. Общий объем российско-китайской торговли за 2022 г. вырос на 34%. Соответствующий показатель для Индии за тот же период достиг рекорда в $39,8 млн, а Россия вошла в пятерку крупнейших торговых партнеров этой страны [8].

«Росатом» планирует привлечь иностранных инвесторов и к строительству инфраструктурных объектов на магистрали, что позволит ускорить разворот российского сырьевого экспорта в направлении азиатских рынков.

Санкции Евросоюза против российской нефти создали дополнительные возможности для роста грузовой базы СМП, благодаря чему грузопоток может устойчиво расти. В текущем году он должен достичь 36 млн тонн. К 2026 г. запланирован рост провозной способности до 100 млн тонн.План по дальнейшему развитию Севморпути до 2035 г. включает пять разделов:

- формирование грузовой базы и увеличение числа рейсов. Речь идет о развитии экспортной грузовой базы, каботажных и транзитных перевозок. Предполагается запустить регулярную каботажную линию между Санкт-Петербургом, Мурманском и портами Дальнего Востока, как минимум по два круговых рейса в год. Для международных перевозок по СМП в контейнерах появится российский контейнерный оператор.

- создание наземной транспортной инфраструктуры с модернизацией и строительством 14 портов и терминалов. Предстоит модернизировать существующие порты и построить новые, провести дноуглубления, создать железнодорожные и речные транспортные коридоры.

- развитие ледокольного и транспортного флота, увеличение судостроительных и судоремонтных мощностей в арктических регионах. До 2035 г. предстоит построить 153 судна, в том числе 12 ледоколов и 46 судов аварийно-спасательного флота.

- обеспечение безопасности судоходства по СМП с привлечение новых спутников, непрерывным мониторингом акватории и строительством аварийно-спасательной и медицинской инфраструктуры. Необходимо сформировать арктическую спутниковую группировку, ускорить развитие гидрографического, гидрометеорологического, обеспечения.

- централизация управления и развитие судоходства, создание единой экосистемы. Для предприятий, работающих на Севморпути, будет разработан комплекс информационных и цифровых услуг, позволяющий прогнозировать поток судов. Обсуждается разработка бортового автоматизированного информационно-измерительного комплекса для регистрации параметров льдов и метеорологической обстановки в районе нахождения судна. Разработан проект информационной системы координатно-временного обеспечения, позволяющей точно определять местонахождение кораблей.

В связи с разворотом экспортных потоков на восток, Севморпуть может частично взять на себя нагрузку с Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей. Минвостокразвития России совместно с «Росатомом» заключили соглашения с 8 крупнейшими грузоотправителями, направленные на обеспечение перспективного грузопотока по СМП. Планируется подписание аналогичных соглашений с компаниями, реализующими крупные горнорудные проекты в Арктической зоне.

ГК «Росатом» готова выступить единым морским логистическим оператором, гарантирующим поставки грузов жизнеобеспечения для государственных и муниципальных нужд при осуществлении северного завоза. Единым федеральным координатором северного завоза выступит Минвостокразвития РФ. Для осуществление северного завоза с помощью регулярных каботажных рейсов в 2023 г. планируется задействовать суда, способные заходить в порты Арктического бассейна с малыми глубинами. Это позволит увеличить число рейсов и расширить номенклатуру грузов.

Развитие СМП В.В. Путин назвал одним из стратегических приоритетов России: «И здесь не стоит экономить и что-то сокращать, исходя из текущей конъюнктуры" (правительственное совещание 17.05.2023 г.).

К 2030 г. грузооборот на Севморпути должен достичь 200 млн тонн. "Для того, чтобы обеспечить такой объем, нужно обязательно реализовывать те планы по судостроению, о которых говорил и Алексей Евгеньевич Лихачев. Но не только - нам еще нужно аварийно-спасательные суда построить, три арктических аварийно-спасательных центра МЧС и так далее... Это требует определенных денег. Без финансового обеспечения ничего сделать невозможно". По оценке Президента, текущая конъюнктура дает основание рассчитывать на то, что все проекты такого характера будут реализовываться. Госинвестиции в развитие СМП подтверждают «иммунитет» высшего уровня.
«У нашей страны есть план развития этой стратегически важной транспортной магистрали совместно с государствами-партнерами» [5].

Увеличение грузопотока по Севморпути

Как инфраструктурный оператор СМП, "Росатом" отвечает за один из ключевых целевых показателей – увеличение грузопотока по Севморпути до 80 млн т в 2024 г. На текущий год показатель по перевозкам - 36 млн т груза. План 2022 г. в 32 млн т был превышен благодаря замещению транзита отечественными грузами в результате переориентации грузоотправителями своих логистических схем на СМП [2]. За последние семь лет грузооборот по СМП вырос в восемь раз. В настоящее время ежегодно осуществляется 1,5 тыс. судорейсов, а к 2030 г. их число может возрасти до 4 тысяч. Развитие ледокольного флота позволило сделать навигацию по Северному морскому пути круглогодичной. Среднее число рейсов в январе — 180, в мае — 200. 50% рейсов — танкеры и СПГ-танкеры. 25% — сухогрузы и контейнеровозы. Еще 25% — ледоколы сопровождения.

Значение Севморпути меняется. В Стратегии развития Арктики до 2035 г роль транспортного коридора из Европы в Азию отходит на второй план. Теперь эта транспортная артерия расценивается в первую очередь как собственный круглогодичный канал поставки российских товаров в АТР [6]. Важнейшую роль в ближайшие 10 лет будут играть оперативные круглогодичные поставки энергоносителей на ключевые рынки — прежде всего в Азию.

Ведущие компании региона: ПАО "Новатэк", OOO "Восток-Нефть", ПАО "Газпромнефть", ООО "ГДК Баимская" и ССК "Звезда" – т. н. "Большая Пятерка" заключили соглашение, согласно которому они приняли обязательства на перевозку по СМП не менее 71 млн тонн грузов в 2024 г. и более 190 млн тонн – в 2030 г. [8]. «Норникель" планирует перевезти по Севморпути в 2023 г. 2,1 млн тонн продукции, в 2024 г. нарастить перевозки до 2,4 млн тонн [25].

На конец сентября т. г. транзитные грузоперевозки по СМП достигли 1,5 млн тонн. Среднее время прохождения Севморпути составило 12 суток, средняя скорость - 9 узлов. Совершено 57 транзитных рейсов, с небольшим превышением количества рейсов на восточном направлении. По итогам 2023 г. в ГК «Росатом» ожидают рекордного транзитного грузопотока по СМП (С. Степченков, зам. гендиректора ФГБУ «Главсевморпуть», RAO/CIS Offshore 2023). Этот навигационный сезон станет для Севморпути взрывным по поставкам нефти из российских портов в Китай. На маршрут вышли сразу 13 танкеров. Шесть из них ушли в КНР из балтийских портов Усть-Луга и Приморск, то остальные — из Мурманска. Общие объем перевезенной нефти должен превысить 10 млн баррелей.

Значимое событие произошло и на рынке контейнерного сервиса. Появилась рабочая схема доставки контейнерных грузов из Поднебесной на Балтику по Севморпути - из портов Qingdao и Tianjin в порт Санкт-Петербург [7]. Контейнеровоз усиленного ледового класса идет до места назначения 28-31 день. Есть расписание выхода судов. Появилась альтернативная схема доставки продукции из Китая, существенно повышающая устойчивость цепочек поставок. По итогам переговоров В.В. Путина с председателем КНР Си Цзиньпином во время его визита в Москву (в марте 2023 г.) была отмечена перспективность сотрудничества с китайскими партнерами по освоению транзитного потенциала Севморпути, а также готовность создать совместный рабочий орган по его развитию [9]. А. Чекунков сообщил также «о договоренности с министром экономики ОАЭ о реализации совместного проекта в рамках развития СМП» - о соглашении арабского оператора в области морских контейнерных перевозок DP World с «Росатомом». Речь идет об инвестициях арабского государства в развитие портовой сети на Севморпути в 2023-2025 гг. [18].

Развитие портовой инфраструктуры

В данный момент на СМП функционируют два глубоководных порта: Сабетта и Мурманск. В Мурманской области готовятся расширить доковую структуру для ремонта и обслуживания ледоколов, в том числе и новых.

Строительство международного порта Сабетта, предназначенного для транспортировки сжиженного природного газа в рамках проекта «Ямал-СПГ» и обеспечения круглогодичной навигации по СМП, стало важным моментом в развитии Севмпорпути.

В мае 2023 г. согласно распоряжению правительства №1373-р от 27.05.2023 г., порт Тикси, расположенный на середине пути из Мурманска во Владивосток, приобрел статус международного, что послужит превращению этого якутского порта в стратегический центр-хаб с грузооборотом 30 млн тонн в год и глубоководной внутренней акваторией.

В утвержденном правительством РФ плане развития СМП до 2035 г. [28]  обозначены две основные цели: обеспечить надёжную и безопасную перевозку грузов и товаров для людей, живущих в районах Крайнего Севера, а также создать условия для реализации инвестиционных проектов в Арктической зоне. Для этого требуется развитие портовой и железнодорожной инфраструктуры СМП. Всего на маршруте располагается около 70 портов и перевалочных пунктов. Помимо восстановления уже существующих объектов транспортной инфраструктуры планируется создание новых пунктов и портов. 

В паспорте федерального проекта «Северный морской путь», который курирует Росатом, указано несколько инфраструктурных проектов, прежде всего — три новых порта: строительство в порту Сабетта морского терминала «Утренний» для перевалки сжиженного природного газа и газового конденсата. Мощность будущего терминала — 21,6 млн тонн в год.

Следующий проект — терминал «Чайка» компании «ВостокУголь» в морском порту Диксон для перевозки угля, добытого на участке «Река Лемберова» на Таймыре. Здесь объемы перевозок достигнут 10 млн тонн угля. Порт «Чайка» станет первым глубоководным угольным терминалом в Арктической зоне России. Третий проект — морской терминал в бухте «Север» для отгрузки нефти с Пайяхской группы месторождений, расположенной на полуострове Таймыр. Проектная мощность терминала составит 7,5 млн тонн в год. Планируется создание опорной базы в глубоководном районе порта Архангельск. Одним из важных проектов является также развитие железнодорожной сети в северной части России, в первую очередь – Северный широтный ход.

Задача по сооружению федеральной портовой инфраструктуры решается в запланированном объеме. Завершен строительный этап терминала "Утренний", в 2023 г. он будет введен в строй. Усилиями ГК "Росатом" и ее дочерних компаний создан ледозащитный барьер – две дамбы протяженностью в 4,4 км в открытом море, которые обеспечивают защиту судов, входящих в бухту; проведено существенное углубление и расширение судового хода подходного канала длиной в 5,6 км и максимальной шириной в 510 метров. По проекту "Восток-Ойл" компании "Роснефть" начинается строительный этап. Проект «Сырадасайское месторождение» (компании "Северная звезда") планируется реализовать в течение 2023 г. Это ещё 4 млн тонн новых портовых мощностей. Для расширения портовых мощностей в 2023 г. будет вестись работа по восьми объектам [2]. Суммарная мощность морских портов Севморпути, которые находятся в управлении ГК "Росатом", в ближайший год возрастет более чем в два раза и достигнет показателя в 83 млн тонн. "К 2030 г. она должна выйти на уровень 252 млн тонн, в том числе за счёт строительства новых терминалов, расширения железнодорожных подходов"(Максим Кулинко на 17-й международной конференции "НЕВА-2023"). За 10 лет мощности морских портов вырастут на 350 млн т. Планируется развитие порта Мурманска. После модернизации его мощность увеличится на 18 млн тонн. Недалеко от Мурманска, в бухте Ура, «Новатэк» построит перегрузочный комплекс сжиженного природного газа.  Планируется также увеличение мощностей порта Сабетта, дноуглубления в Обской губе.

В Чукотском автономном округе предусматривает строительство первого в регионе незамерзающего глубоководного порта в бухте Аринай (порт Беринговский). На 1-м этапе строительства терминала объем перевалки грузов составит до 5 млн тонн в год, а на втором – до 10 млн тонн. Ввод в строй позволит наладить круглогодичное снабжение округа, постройку обогатительной фабрики с ежегодным объемом коксующегося угля более 1 млн тонн в год. При дальнейшем увеличении мощности порта возможна отгрузка до 8 млн тонн.

Главгосэкспертиза России выдала положительное заключение на строительство морского терминала в морском порту Певек для отгрузки продукции Баимского горно-обогатительного комбината [19]. Ввод терминала, намеченный на 2026 г., будет способствовать развитию круглогодичного маршрута перевозок по Северному морскому пути. Проектный грузооборот терминала на мысе Наглейнын — 1,842 млн тонн в год, создаваемая причальная инфраструктура и объекты акватории порта рассчитаны на обслуживание порядка 50 судозаходов в год. На новом участке порта Певек планируется строительство морских и береговых объектов, в том числе причального сооружения длиной 275 м, подходного канала, акватории с операционными и маневровыми зонами, а также площадок для хранения грузов, дамбы с открытым складом и иных производственных и вспомогательных объектов.

Проектная глубина подходного канала составит 12,29 м, проектная глубина на операционной акватории причала — 11,89 м, что позволит обслуживать в терминале крупнотоннажные суда дедвейтом около 40 тыс. тонн для перевозки по Севморпути генеральных грузов, включая медный концентрат из чукотского месторождения Песчанка. Застройщиком выступает ФГУП «Гидрографическое предприятие» (входит в госкорпорацию «Росатом»).

Планируется отремонтировать порты Анадырь и Нарьян-Мар. Завершается возведение паромного пассажирского комплекса на Чукотке.

Целевые показатели никто не меняет, и все намеченное должно быть выполнено. Это же касается и атомного ледокольного флота.

Арктический флот

Для круглогодичной навигации в восточном секторе акватории Северного морского пути необходимы новейшие атомные ледоколы пр. 22220. Три АЛ пр. 22220: головной "Арктика" и серийные "Сибирь" и "Урал" уже в строю.  
Атомный ледокол «Арктика» был введён в эксплуатацию в октябре 2020 г. Второй серийный ледокол «Сибирь» сдан в конце 2021 г., «Урал» вошел в строй в ноябре 2022 г. На ледоколах пр. 22220 используется реакторная установка «РИТМ-200», разработчиком которой является «Атомэнергомаш». Срок строительства современных ледоколов постепенно сокращается. Если «Арктика» строилась более семи лет, «Сибирь» и «Урал» – 6,5–7 лет, то плановые сроки строительства ледокола «Якутия» сократились до 4,5 лет.  Третий серийный ледокол «Якутия» был спущен на воду в ноябре 2022 г. В настоящий момент завершаются его ходовые испытания. Срок сдачи «Якутии» – декабрь 2024 г. Продолжается строительство четвертого серийного АЛ «Чукотка» (срок сдачи – декабрь 2026 г.) Головная "Арктика", первая серийная "Сибирь" и второй серийный "Урал" работают в акватории Северного морского пути.  С 2022 г. реализуются регулярные каботажные рейсы атомного лихтеровоза-контейнеровоза «Севморпуть» из порта Санкт-Петербург в дальневосточные порты РФ.

В декабре 2021 г. АЛ «Арктика» провел в порт Певек караван судов с грузом в 14 тыс. тонн. В Певек были доставлены материалы для проекта по освоению Баимской рудной зоны. На борту теплоходов «Юрий Аршеневский», «Полар Кинг» и «Инженер Трубин» находился генеральный груз, строительные материалы, блочно-модульные конструкции, техника для освоения Баимского месторождения. АЛ «Арктика» возглавил караван из трех судов в середине декабря. Помощь «Арктики» понадобилась из-за   раннего ледообразования в некоторых областях Севморпути.

Сданный в январе 2022 г.  ледокол «Сибирь» отправился из Мурманска в первый рабочий рейс к Енисею. 21 сентября он завершил навигацию, длившуюся почти год. С ноября 2022 г. он провел 128 судов.

В январе 2023 г. кабмин РФ одобрил бюджетные инвестиции на сумму более 70 млрд руб. в строительство ещё 2-х атомных ледоколов и судна технического обслуживания, а в июне 2023 г. М. Мишустин поручил Минфину разработать механизм льготного досрочного (на период не менее 25 лет) кредитования строительства этих ледоколов по ставке не более 2% годовых [14]. 5 февраля ФГУП «Атомфлот» и АО «Балтийский завод» подписали контракт на строительство пятого и шестого серийных универсальных атомных ледоколов пр. 22220 - «Камчатка» и «Сахалин».  16 августа 2023 г. специалисты Балтийского завода приступили к строительству универсального атомного ледокола «Камчатка».

Какие дополнительные ледоколы нужно будет построить для обеспечения грузопотока в 2030 г. – этот вопрос находится в стадии обсуждения.

Дирекцией СМП ведется работа по расчету необходимого флота для работы в акватории Севморпути: какие суда, под какие грузы, какой осадки. (М. Кулинко) [26]. «Судостроительной отрасли необходимо построить атомные ледоколы, которых к 2030 г. должно быть не менее 13, чтобы обеспечить круглогодичную навигацию в восточном направлении. Есть потребность в строительстве грузового, вспомогательного, технического и портового флота. Для вывоза углеводородной продукции из арктических регионов возникнет потребность в грузовом флоте: газовозах, танкерах. К 2024-2025 гг. будут необходимы не менее 5 балкеров для вывоза угля с Сырадасайского месторождения в страны АТР». Для реализации таких проектов, как Баимский ГОК и Сырадасайское месторождение нужно предусмотреть строительство не менее 10 буксиров ледового класса. При расчете перспективной потребности во флоте для работы в акватории СМП важно определить назначение, тип, технические требования к судам и синхронизовать сроки принятия их в эксплуатацию с планами реализации арктических проектов. Для экспорта продукции с арктических проектов потребность в грузовом флоте до 2030 г. оценивается в 160 судов высокого ледового класса».

Основные потребители ледокольных услуг сегодня - "Норникель", "Новатэк" и "Роснефть". Им требуется по два неатомных ледокола. В стратегии развития Арктической зоны РФ до 2035 г. предполагается строительство не менее пяти универсальных атомных ледоколов пр. 22220 и трех атомных ледоколов проекта 10510 «Лидер».

Ледоколы пр. 22220 способны ломать льды толщиной до 3 м, но в зимний период на Севморпути встречаются и более сложные преграды. На ССК "Звезда" строится головной атомный ледокол "Россия" пр. 10510 ("Лидер"). Такие ледоколы нужны для развития восточного направления СМП. Технические характеристики атомного ледокола пр.  10510 «Лидер» превосходят ледоколы типа «Арктики». Длина «Лидера» – 209,2 м, мощность на валах – 120 МВт, скорость хода по чистой воде – 23 узла, ледопроходимость – 4,31 м. Ввод в эксплуатацию АЛ «Россия» запланирован на 2027 г. По пр. 10510 «Лидер» планируется построить три атомных ледокола, последний из которых будет передан заказчику до конца 2033 г.

Кроме ледоколов необходимо создание специализированного транспортного флота. По заказу «Росатома» Центральный научно-исследовательский институт морского флота (АО "ЦНИИМФ") разработал рекомендации по основным параметрам контейнеровозов для Севморпути [13]. Их вместимость должна составить 6000 TEU, ледовый класс Arc8, топливо – сжиженный природный газ. Учитывается движение во льдах по оптимальному маршруту, когда корабль обходит тяжелые для прохождения участки. Использование сжиженного природного газа признано экономически целесообразным, как и применение электрических винто-рулевых колонок. Новый контейнеровоз сможет двигаться и носом, и кормой вперед. Во втором случае ледопроходимость составит порядка 2,7 м. Новый проект судна отличается более высоким ледовым классом от танкеров Ямалмакс, которые соответствуют классу Arc7. Если строящиеся газовозы самостоятельно могут преодолевать лед до 1,4 м в зимне-весенний период и до 1,7 м – летний, то следующий класс рассчитан на движение во льдах толщиной до 2,1 м и 3,2 м соответственно.

11 сентября 2023 г. на ССК "Звезда" прошла церемония имянаречения двух судов ледового класса: наливного танкера-челнока "Валентин Пикуль" и газовоза "Алексей Косыгин". Танкер "Валентин Пикуль" построен по заказу компании "Роснефтефлот". СПГ-танкер "Алексей Косыгин" построен для ПАО "Новатэк" для обеспечения экспорта природного газа в рамках проекта Арктик СПГ-2.  В сухом доке формируются корпуса еще двух СПГ-танкеров Arc7. Всего на ССК "Звезда предполагается построить 15 подобных газовозов [8]. К ходовым испытаниям готовится наливной танкер типоразмера "Афрамакс" ледового класса 1А – "Восточный проспект".

В рамках выставки «Нева 2023» «Атомэнергомаш» представил характеристики газовоза СПГ «Павел Пономарёв» пр. 10070 [22], предназначенного для круглогодичной транспортировкм СПГ по маршрутам СМП в западном и восточном направлении, с перевалками в районах о. Кильдин и бухты Бечевинская в средних по тяжести ледовых условиях навигации.

Судно типа DAS на базе судовых электрических движителей высокой пропульсивной мощности. Высокий ледовый класс Arc8. Грузосодержащая система СПГ российского производства с вкладными танками из композиционного материала. Технология ГСС, которую «Атомэнергомаш» разрабатывает совместно с «ОКБМ Африкантов» при поддержке Крыловского ГНЦ и СПбГМТУ, предполагает использование вкладных емкостей типа «В», изготовленных из полимерных композиционных материалов с изоляцией из криогенного пенополиуретана. Вкладные танки обеспечат унификацию судовых конструкций и ускорят строительство судов для Арктики. Криогенное оборудование будут производить предприятия «Атомэнергомаша». Снижение стоимости перевозок будет достигаться за счет уменьшения потерь газа из-за сокращения объемов отпарного газа, образующегося при транспортировке.

Для "Гидрографического предприятия" ГК "Росатом" строит лоцмейстерский и гидрографический флот [2]. С 2021 г. по одному судну в год модернизируются имеющиеся в наличии суда. Три новых судна было передано "Гидрографическому предприятию" в прошлом году, еще одно находится в стадии достройки, и будет передано до конца 2023 г. В 2022 г. "Росатом" заключил контракт на строительство головного гидрографического судна высокого ледового класса Arc7. В эксплуатацию оно должно быть принято в 2024 г.

По мнению директора Дирекции СМП Вячеслава Рукши, для обеспечения грузоперевозок по Северному морскому пути наряду со строительством грузового флота необходимо предусмотреть строительство 9-11 судов снабжения новой серии. В 2023 г. грузоперевозки для ключевых арктических проектов выполняют 30 судов и идет строительство 33 единиц, дополнительно потребуется еще 97 единиц грузового флота.

К 2030 г. для обеспечения растущего грузопотока в акватории Севморпути в общей сложности будут необходимы 160 судов.

Глава Минпромторга РФ Денис Мантуров в ходе рабочей поездки в Мурманск в сентябре т.г. сообщил о том, что в интересах развития Севморпути до 2035 г. на российских верфях планируется строительство порядка 120 судов разного типа и назначения. Планируется увеличить количество судов аварийно-спасательного флота и создать четыре комплексных аварийно-спасательных центра подразделений МЧС России. В Сабетте, Диксоне, Тикси и Певеке планируется создать четыре комплексных аварийно-спасательных центра подразделений МЧС России. На них будут базироваться 13 бортов специальных арктических вертолетов.  

Новой тенденцией для СМП станет выпуск морских беспилотников. Как вариант — полупогружные суда для транспортировки тяжелых грузов по Севморпути. [33]. Замдиректора "Атомэнергомаша" Владимир Аптекарев на выставке «Нева-2023» заявил, что структуры госкорпорации "Росатом" ведут разработку полупогружного судна для транспортировки тяжеловесных грузов по СМП.

 

Новая верфь в Кронштадте

ГК «Росатом» активно разрабатывает проект новой верфи в Кронштадте. Судостроительный комплекс «Звезда» загружен заказами вплоть до 2029 г. Даже при ускоренных темпах судостроения Россия нуждается в новой судоверфи, и Президент РФ поручил «Росатому» проработать вопрос её создания. Новая суперверфь необходима для создания крупнотоннажных судов. Из нескольких обсуждаемых вариантов размещения новой производственной площадки был выбран остров Котлин [10]. В первую очередь верфь она будет предназначена для строительства атомного флота, но сможет выполнять и другие заказы. Новая верфь позволит возводить суда длиной до 320 м и водоизмещением до 40 тыс. тонн. На верфи планируется строить газовозы, нефтеналивные танкеры, морские платформы.

Первым потенциальным направлением работы станет строительство атомных модернизированных плавучих энергоблоков. В сентябре 2021 г. «Атомэнергомаш» отдал в Китай заказ на два корпуса для атомных модернизированных плавучих энергоблоков, так как в России не нашлось мощностей для их постройки. Второй возможный вид деятельности — коммерческий флот с большим дедвейтом для внутренних и транзитных перевозок по СМП. По плану к 2035 г. СМП должен стать полноценным аналогом южного маршрута из Азии в Европу через Суэцкий канал [11]. Для реализации этого плана требуется построить 55 грузовых судов ледового класса. Третья возможность верфи — суда снабжения ледового класса Arc7.

Центр технологий судостроения и судоремонта уже разработал проект верфи. По предварительным данным, она выйдет на полную мощность к 2040 г. и будет обрабатывать до 300 тыс. тонн металла в год. В работе верфи задействуют мощности Кронштадтского морского и Балтийского заводов. Один из первых заказов новая верфь может получить от ПАО «Дальневосточное морское пароходство» на постройку 16 универсальных сухогрузов-контейнеровозов и 8 буксиров. Транспортная компания FESCO заявила о потенциальной готовности заказать в Кронштадте 24 судна.

Энергообеспечение арктических месторождений

Важнейшим проектом "Росатома" на СМП является создание энергопорта для модернизированных плавучих атомных энергоблоков и строительство самих МПЭБов для освоения Баимской рудной зоны [2]. С 2027 по 2031 гг. в терминале на мысе Наглёйнын должны быть построены и установлены четыре МПЭБ – три для обеспечения Баимского ГОК и один - для перезарядки   на базе ФГУП "Атомфлот". Строительство энергопорта и грузового терминала начинается в этом году.

Российские верфи на сегодняшний день полностью загружены работой. Поэтому «Росатомом» было принято решение первые два блока строить за рубежом [12]. Договор на поставку четырех ПЭБов «Атомэнергомаш» заключил в 2021 г. На верфи в Китае состоялась закладка киля корпуса первого атомного плавучего энергоблока в арктическом исполнении. По плану корпус будет доставлен в Россию в 2023 г. для достройки и монтажа энергетического оборудования.

В Китае построят лишь корпуса судов. Энергоблоки строятся в России. Реакторы РИТМ-200С производятся на предприятиях «Атомэнергомаша». Установки разработаны ОКБМ им. Африкантова, заготовки корпуса реактора отливаются на «АЭМ-Спецсталь», мехобработка и финальная сборка корпуса производится на «ЗиО-Подольске». Достройка и установка энергетического оборудования будут производиться на отечественной верфи.

В отличии от ПАТЭС «Академик Ломоносов» вместо двух реакторов КЛТ-40С используются модульные реакторы РИТМ-200С, особенностью которого являются четыре парогенератора и циркуляционные насосы, интегрированные в корпус активной зоны. Общая мощность возрастет до 106 МВт против 70Мвт у ПАТЭС «Ломоносов». Новое семейство ПЭБов будет иметь разные мощности и назначение — в арктическом и тропическом исполнении. Реакторы РИТМ-200С предполагается использовать не только на плавучих станциях, но и при возведении наземных АЭС малой мощности. Такой пилотный проект «Росатом» намерен реализовать в посёлке городского типа Усть-Куйга (Якутия) к 2028 г. для обеспечения электроэнергией отдаленных районов Республики Саха. Не исключено, что похожий объект появится и на Таймыре.

Первые пять малых АЭС построят в Красноярском крае, Якутии и на Чукотке [20]. «Если мы хотим развивать Арктику, там надо ставить малые станции, – заявил советник по науке «Русатом Оверсиз» Семён Мушер. С руководителями регионов мы создали совместную рабочую группу». Конкретика относительно реализации проекта в его красноярской части планировалась после Восточного экономического форума, прошедшего в сентябре т.г. В его рамках планировалось подписание соглашения между «Росатомом» и правительством Красноярского края со сроками и параметрами строительства АЭС в Эвенкии. АЭС в Эвенкии будут строить в райцентре Байкит. Доставка топлива в Эвенкию всегда проходит в экстремальных условиях. Только появление постоянного источника позволит обеспечить стабильное энергоснабжение даже самых маленьких населённых пунктов.

АЭС малой мощности также может быть построена и для освоения крупного золоторудного месторождения Кючус в якутском Заполярье. Представители «Росатома» пообещали поставить там два энергоблока мощностью по 55 МВт каждый.

Совместно с «Норникелем» «Росатом» рассматривает возможность реализации строительства АЭС малой мощности для Норильского промышленного района [16]. Для «Норникеля» этот вопрос стал актуальным в связи с отказом западных партнеров от сотрудничества в модернизации действующих ТЭЦ, чтобы производить больше электричества. С развитием производства действующих мощностей компании не хватит. Решить проблему намерены за счет строительства АЭС малой мощности в виде плавучего объекта или наземной станции. 

Атомная электростанция в ближайшие годы может появиться и на Сахалине [17]. ГК "Росатом" и "Газпром" обсуждают поставку плавучих атомных блоков для энергоснабжения газоконденсатных месторождений на острове. Речь идет о блоках мощностью до 116 МВт для снабжения Киринского и Южно-Киринского месторождений. Из них 45 МВт потребуются непосредственно проектам "Газпрома", остальное - потребителям региона. На ПМЭФ сообщалось о возможности использования таких блоков в целом на проектах вдоль Северного морского пути. Алексей Лихачев заявил, что корпорация видит спрос минимум на 15 плавучих энергоблоков вдоль линии Северного морского пути.

Единая платформа цифровых сервисов Севморпути

Для управления и развития судоходства по Северному морскому пути планируется создание единой платформы цифровых сервисов, которая обеспечит информационные и цифровые услуги. На создание единой цифровой экосистемы СМП (ЕПЦС) правительство планирует выделить 4 млрд рублей.

ЕПЦС СМП будет состоять из Единой платформы цифровых сервисов на СМП, фонда данных и источников информации, необходимых для повышения точности оценки ледовой, метеорологической и навигационной ситуации в акватории СМП [2]. Важнейшая часть – оперативные данные о ледовой обстановке на СМП. Для этого необходимо иметь спутниковые снимки, фотографии с авиационных комплексов ледовой разведки и данные о состоянии льда в конкретном месте, что позволит формировать ледовые карты.

Ведутся работы по созданию бортовых измерительных комплексов для установки на судах, которые позволят измерять толщину льда в точке нахождения судна, получать данные о торосистости и скорости закрытия канала во льду после ледокола. После обработки в автоматическом режиме данные с БИКов будут передаваться капитану ледокола и в штаб морских операций "Главсевморпути" для построения актуальных ледовых карт и выдачи рекомендаций судам по прохождению СМП.

В целях повышение безопасности планируется создание арктической группировки спутников, куда войдут 6 гидрометеорологических спутников «Арктика-М», 3 спутника радиолокационного наблюдения «Обзор-Р», 4 спутника радиолокационного наблюдения «Кондор-ФКА». Такая спутниковая группировка сможет продлить время навигации и сделать ее более безопасной. Для получения данных со спутников ведутся совместные работы с "Роскосмосом", а также с китайскими коллегами, имеющими космические аппараты, работающие над СМП.

На создание цифровой экосистемы Севморпути [24]. «Росатом» потратит 260 млн рублей [24]. В 2024 г. планируется закупить полный комплекс беспилотной авиасистемы, которая будет включать в себя два носителя, радиосвязь, пульты управления самим дроном и полученной в режиме реального времени информацией. Беспилотники смогут проводить локальную разведку в радиусе 200 км от ледокола. Это позволит существенно повысить информирование как судовладельцев, так и грузовладельцев об обстановке, которая складывается на Северном морском пути.

Перспективные арктические проекты

Наиболее перспективными арктическими проектами с точки зрения освоения углеводородного рынка АТР являются “Ямал СПГ” и “Арктик СПГ-2”.

Проект “Ямал СПГ” предусматривал строительство завода по производству сжиженного природного газа мощностью 16,5 млн тонн в год на ресурсной базе Южно-Тамбейского месторождения. В августе 2018 г. «Ямал СПГ» отгрузил первую партию СПГ после запуска второй технологической линии завода. В ноябре 2018 г. «Ямал СПГ» произвел первый СПГ на третьей технологической линии. Четвертая линия проекта Ямал СПГ мощностью 0,9 млн тонн СПГ в год была запущенна в мае 2021 г. На 8 сентября 2023 г. Ямал СПГ произвел 100 млн тонн СПГ.

Проектная мощность “Арктик СПГ-2” — 19,8 млн т в год. Запасы Утреннего месторождения составляют 461 млрд куб. м газа [6]. Проект предусматривает строительство трех технологических линий по производству сжиженного природного газа мощностью 6,6 млн т в год каждая. В 2018 г. были завершены основные технические решения и проектная документация (FEED), начато выполнение инженерной подготовки территории, строительство первоочередных объектов энергоснабжения, строительство причальной набережной. На конец 2022 г.  готовность проекта оценивалась в 73%, готовность первой линии - в 95%. Пробурено 79 скважин, обеспечивающих потенциал добычи для запуска первой очереди проекта. В августе 2023 г. первая технологическая линия мощностью 6,6 млн т СПГ в год была отбуксирована морем из Центра строительства крупнотоннажных морских сооружений в Мурманской области на полуостров Гыдан и установлена на подготовленное морское основание в прибрежной зоне. 

Незамерзающий глубоководный морской порт Мурманск — ключевой опорный пункт российской Арктики. Входит в пятерку крупнейших портов страны по объемам перевалки грузов и является базовым портом Северного бассейна, обеспечивающим перевозки по Севморпути. Грузооборот превышает 25 млн т в год. Мурманск — порт приписки всех атомных ледоколов страны. На строительство железнодорожной ветки, соединяющей западный и восточный берега Кольского залива, выделено 37 млрд рублей. Ж/д ветка позволит порту-сателлиту Лавна осуществлять перевалку больших объемов угля. К 2030 г. грузооборот через Мурманск должен увеличиться до 80 млн т. Помимо угольного порта, из важных проектов следует отметить Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений и контейнерный терминал [6]. Совокупные инвестиции в новые логистические проекты Мурманской области оцениваются более чем в 170 млрд руб.

Для обеспечения грузопотока по СМП в 200 млн т к 2030 г. Дирекция СМП сформировала новый федеральный проект "Круглогодичный Севморпуть". Проект уже прошел согласования Минтранса, Минвостокразвития, Минэка и Минфина и вошел в стратегию социально-экономического развития России.  Проектный подход позволит и после 2024 г. системно развивать Северный морской путь, как стратегическую морскую транспортную коммуникацию России (М. Кулинко, замглавы Дирекции СМП). 

Заключение

Жесткие западные санкции активизировали поиск вариантов экспорта стратегических сырьевых товаров путями, защищенными от вмешательства извне, что сделало дальнейшее развитие СМП приоритетной задачей. Но комплексное развитие СМП требует серьёзных капиталовложений, окупаемость которых зависит от реальных транзитных грузопотоков. Развитие СМП и его восточного направления – это долгосрочная цель, так как именно азиатский регион становится драйвером глобальной экономики [34]. По оценке китайских экспертов, «тот, кто контролирует арктический путь, будет контролировать новый коридор в мировой экономике и международной стратегии».

Северный морской путь становится все более значимым элементом российской внешнеторговой политики. Он обеспечивает более быструю и экономически эффективную доставку товаров на мировые рынки, что делает российские товары более конкурентоспособными. Эта транспортная артерия расценивается как собственный круглогодичный канал поставки российских товаров в АТР.

В духе исторически национального рейдерства США, конечно, не могут спокойно смотреть на усиление позиций России в Арктике. Год назад Джо Байден утвердил новую «Национальную стратегию США для Арктического региона», согласно которой Соединённые Штаты намерены усилить влияние в регионе, а также «управлять напряжённостью» в связи с «растущей стратегической конкуренцией в Арктике, усугубленной неспровоцированной войной России на Украине и активными усилиями КНР по укреплению влияния в регионе» [31]. Ещё в 2009 г. в президентской директиве Дж. Буш-заявлял, что «у США имеются широкие и фундаментальные интересы национальной безопасности в Арктическом регионе, и они готовы отстаивать эти интересы».

Окончательно яблоком раздора Арктика стала в 2014 г., когда Обама потребовал допустить до разработки шельфа консорциум «арктических стран» под руководством нефтегазовых концернов Америки. Россия начала активно возвращаться в регион, опираясь на советский опыт времён «холодной войны». Наши подводные ракетоносцы вновь начали обживать позиционные районы для незаметного сосредоточения, судостроительные спецпрограммы получили опережающее финансирование [32].

Имея богатейший опыт освоения и присутствия в Заполярье, страна чётко поставила задачи перед судостроительной отраслью и армией, началось строительство кораблей с особыми характеристиками, создание спецснаряжения военным. В России уже спущен на воду головной многоцелевой патрульный корабль ледового класса пр. 23550 «Иван Папанин» с управляемым ракетным вооружением, имеющий возможности ледокола, буксира и корабля сторожевого класса. Постройка еще трёх таких боевых ледоколов близка к завершению. Ввод в строй новых боевых ледоколов России – лучший ответ на американские утопические арктические стратегии.

Материал подготовила Т.А. Девятова

Текст приводится с незначительными сокращениями. Полная версия - в очередном выпуске "Атомной стратегии"

В статье использована информация сайтов: https://goarctic.ru, https://www.korabel.ru, sudostroenie.info, https://tass.ru, https://www.kommersant.ru, portnews.ru, https://t.me/sevmorput

Дополнительные источники

1.     https://goarctic.ru/ Голдин В.И. Севморпуть: к новейшей истории вопроса.

2.     https://sibacc.ru/ Кулинко М. В. директор Департамента реализации проектов СМП, Проекты ГК «Росатом» для развития Севморпути

3.     https://primamedia.ru

4.     citysakh.ru›news А. Чекунков доклад о планах развития СМП...

5.     https://t.me/sevmorput Президентский «иммунитет» для СМП

6.     https://roscongress.org/ Вершина айсберга: реальные перспективы экономики Арктики

7. telsglobal.ruДоставка контейнерных грузов из Китая на Балтику по Северному морскому пути

8. https://www.korabel.ru/news/   К. Сергеев Северный морской путь: осторожно, двери открываются

9. https://www.korabel.ru/news Северный морской путь: теперь Россия плюс Китай

10. ok.ru На атомном горизонте новая цель: Россия разворачивает экономику для покорения тысячелетних арктических льдов

11. sibkray.ru›news Возрождение российской промышленности: 2022 год стал...

12. itcrumbs.ru›  

Россия начала строительство 4 новых плавучих АЭС

13. sudostroenie.info›novosti/  

ЦНИИМФ разработал проект арктического контейнеровоза

14. neftegaz.ru›    Атомный ледокол Якутия перешел к завершающей стадии испытаний 15. https://tass.ru/ Атомный ледокол "Арктика" впервые совершил проводку судов на Чукотку 16. https://dzen.ru/ АЭС для Норильского промышленного района 17. https://www.kommersant.ru/ "Росатом" и "Газпром" обсуждают поставку плавучих энергоблоков на месторождения Сахалина

18. goarctic.ru  Д. Нефёдов, Северный морской путь: мифы и рифы 

19. mk-chukotka.ru  Проект нового морского терминала на Чукотке одобрен...

20. sibir.octagon.media›      «Росатом» ищет иностранных партнёров в тундре.

21. fondsk.ru› Д. Нефёдов, Подводные камни и рифы «Полярного шёлкового...»

22. paluba.media› На выставке «Нева 2023» представили газовоз проекта...

23. https://www.korabel.ru/news/ «Росатом" намерен удвоить мощность портов Севморпути в 2024 г.

 24. tass.ru›  «Росатом» потратит на создание цифровой экосистемы...

  25. morvesti.ru «Норникель» планирует перевезти по Севморпути...

26. portnews.ru      В Росатоме готовят расчет перспективной...

 27. murmansk.kp.ru  В Мурманске будут создавать новые доки для...

28. https://htnews.ru/ Как Россия разбивает лед Севвморпути

 29. goarctic.ru     П. Иванкин. Разворот на Восток:   

30. topcor.ru›   Инициатива РФ по круглогодичной навигации по СМП

31. kp.ru В. Прохватилов. США проиграли битву за Арктику

32. dzen.ru  Мы прижмём русских на льду! НАТО нацелилось на Арктику 

33. https://t.me/sevmorput Российское судостроение поставило задачи на перспективу

34. perspektivy.info Азия как новый центр экономической силы 

 
 

 
Связанные ссылки
· Больше про Атомный флот
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: Атомный флот:
Вспоминая яркое далёкое

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 2.76
Ответов: 13


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 7 Комментарии | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Re: Севморпуть повышает статус (Всего: 0)
от Гость на 18/10/2023
То есть завозить тогда топливо, продукты и прочее на Север в количестве 2 млн. тонн хватало.


[ Ответить на это ]


Re: Севморпуть повышает статус (Всего: 0)
от Гость на 19/10/2023
С позиции практической осуществимости, многие официозные тезисы лишь фантазии.Атомных ледоколов полномасштабных у России лишь 5, их потопление в случае войны остановит все транспортные перевозки по Севморпути. 
Всего действующих атомных надводных кораблей у России сейчас восемь, считая лихтеровоз "Севморпуть" и два мелкоосадочных однореакторных ледокола. Из восьми, четыре - возрастные. Их заменят два строящихся атомных ледокола, общее количество уменьшится. 
И все они недостаточны чтоб сделать навигацию по всему Севморпути круглогодичной. Ледокол "Лидер" для этой задачи не факт что будет построен, хотя официально его создание лишь сдвигается на два года "вправо". 




[ Ответить на это ]


Re: Севморпуть повышает статус (Всего: 0)
от Гость на 20/10/2023
Все СМИ должны генерить "позитифф" типа "мы развиваемся, идем вперед, у молодежи перспективы" и тд


[ Ответить на это ]


Re: Севморпуть повышает статус (Всего: 0)
от Гость на 29/10/2023
Цитата:"В мутные, постыдные для нации 1990-е "
Такое впечатление, что уважаемая автор так и не перестроилась с советских времён на нынешние реалии жизни. Будто живёт где-то в ЗАТО на "ящике" куда за 32 года демократия не дошла.
Какой-такой, извините, нации? У нас в России толком, по сути, нет нации как таковой.Старую нацию - советскую - уничтожили, опорочили во всех грехах и раздробили на 15 враждующих частей; сменивших не только язык, а ещё и алфавит.Новую же нацию - российскую - толком не создали.
Есть индивидуумы "каждый сам за себя". Кто может - эмигрирует на Запад.Есть богатые и бедные. Есть власти и налогоплательщики. Есть олигархи покупающие за $1,000,000 гражданства Западных стран. Есть воры-чиновники и воры-бизнесмены. Есть богатые диаспоры: Еврейская, Армянская, Чеченская, все прочие.Весь этот конгломерат Ельцин называл собирательным именем: "россияне". 
 А НАЦИИ - НЕТ. 





[ Ответить на это ]


Re: Севморпуть повышает статус (Всего: 0)
от Гость на 05/11/2023
Уточнение:
поскольку у Ельцина своих идей не было /у позднего Ельцина непросыхающего от выпивки - точно не было/, возможно, олигархи /известно какие/ подсказали ему. Название для общности жителей, на момент распада СССР в 1991 имевших прописку на территории современной РФ.
Одним-единственным пробелом отличаются две фразы:1)" Россияне_нация";2)"Россия_не_нация".



[
Ответить на это ]


Re: Севморпуть повышает статус (Всего: 0)
от Гость на 31/10/2023
Хочется сказать, что работа автора хорошая, обстоятельная и масштабная.Представлены наполеоновские официально декларируемые планы государства по наращиванию экономического присутствия России в Арктике.

Вместе с тем, никак не учтено влияние санкций, как будто их нет. А они - есть.Сама Россия не может производить многое из указанного в статье. Это и буровое оборудование по нефти-газу. Это и танкеры-газовозы с поворотными в инто-рулевыми колоннами, делавшиеся Южной Кореей которая часть Западного мира и соблюдает санкции. Страны Запада откажутся продать России многое из указанного в статье. 
Год 2035-й к которому подведены все декларируемые планы - не за горами. Сейчас почти 2024-й, десять лет осталось. На практике, вероятнее, будет стагнация и остановка на уже достигнутом по уровню освоенности СМП.
Помимо ледопроходимости, важен фактор времени:мощный ледокол "Лидер" нужен чтоб идти через льды быстро, не на двух узлах скорости а на ~10. Иначе нет выигрыша по времени в сравнении с более дальним маршрутом между Азией и Евросоюзом через Суэцкий канал. 
Нет выигрыша и по стоимости для транзита товаров: условно говоря, то топливо которое сэкономлено сухогрузом от меньшей дистанции при пути через Арктику - сжигается ледоколом /в случае атомного - сжигается денежный эквивалент/ чтоб проделывать путь во льдах. 
Выигрыш по дистанции через Арктику - сравнивая с путём через Суэцкий канал - есть ощутимый для транзита в Евросоюз товаров из Японии и Южной Кореи НО ОНИ ПРИСОЕДИНИЛИСЬ К САНКЦИЯМ.
Учитывая что китай не имеет выхода к Японскому морю, и отправляет основную часть грузов в Евросоюз южнее из Шанхая - там выигрыша по дистанции почти нет, сравнивая Суэцкий канал и Северный Морской Путь. А во втором случае - льды, неконтролируемые риски для корабля /повреждение или затирание во льдах с простоем времени/ и для грузов /замораживание ниже нуля цельсия что для многих товаров, бытовой электроники, на данный момент может снимать заводскую гарантию.
Для китая СМП ценен только в плане военного освоения подводными лодками, чтоб оттуда, по сути С ТЫЛА, запускать ракеты по России и по Западным странам. Другого объективного интереса нет.
Одним словом, есть много причин по которым представленные в статье НАПОЛЕОНОВСКИЕ ПЛАНЫ не сбудутся. В конце концов, если пофантазировать и представить что Россия чудесным способом сделает всё что написано - Евросоюз одним росчерком пера может перечеркнуть всё это: отказавшись принимать к продаже азиатские товары привезённые по СМП. А кроме Евросоюза там некуда возить транзитные грузы. Остаётся российский товар: нефть-газ, руда, но это те масштабы которые есть сейчас, то есть вариант стагнации. 
Одним словом.Работа автора хорошая в плане освещения официально декларируемых Наполеоновских планов. Но объективных предпосылок что всё это сбудется - нет решительно никаких. 








[ Ответить на это ]


Re: Севморпуть повышает статус (Всего: 0)
от Гость на 12/11/2023
Цитата: "До 2035 г. предстоит построить 153 судна, в том числе 12 ледоколов и 46 судов аварийно-спасательного флота"
Когда бюрократы РФ декларируют подобный блеф, рассчитанный на некомпетентных читателей не знающих общее тяжёлое положение в России - хочется сказать авторам Наполеоновских планов:
Вы не располагаете необходимыми силами чтоб достичь декларируемого - как в песне Высоцкого поётся - "ну, хотя бы, на треть". Отсутствуют у РФ многие ключевые критически важные звенья. 
Поэтому, если России не помогут - все планы умрут. А России не только не помогут: наоборот, "палки в колёса" будут вставлять во всём где это возможно. 


[ Ответить на это ]






Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.08 секунды
Рейтинг@Mail.ru