Регион
российской части Финского залива с начала 2000-х годов привлекателен для крупных
индустриальных и инфраструктурных проектов. Примерно сотня миллиардов долларов была
инвестирована за 20 лет в такие прибрежные проекты.
Все они были
ориентированы на экспортные поставки невозобновляемых минеральных ресурсов и
электроэнергии:
·
построены порты: Усть-Луга, Приморский, Бронка;
·
Ленинградская АЭС, стала крупнейшей в России
после строительства замещающих энергоблоков;
·
построены транс-балтийские газопроводы Нордстрим;
·
строится Газохимический комплекс.
В настоящее время рядом с Ленинградской АЭС компанией
Русал продвигается строительство крупнейшего в России глиноземного завода стоимостью
400 млрд рублей. Проект ориентирован на ежегодный импорт из Африки около 13
миллионов тонн бокситов для производства до 5 млн тонн глинозема. На южном
берегу Финского залива рядом с ЛАЭС планируется складировать сотни миллионов
тонн отходов глиноземного завода в виде красного шлама.
Все эти транснациональные
проекты продвигаются как выгодные для России. При принятии решений по их
реализации не в полной мере учитываются социально-экономические и экологические
интересы жителей региона Ленинградской области и Санкт-Петербурга.
Разрушается воспроизводство
возобновляемых рыбных ресурсов – национального достояния России. Ведь все реки
южного берега Финского залива и прибрежное мелководье нерестовые. Финский залив
является водоемом высшей рыбохозяйственной ценности. В лучшие годы рыбаки
южного берега Финского залива ежегодно поставляли более 10 тыс. тонн рыбы, 200
тысяч банок консервов 17 видов. Промышленное рыболовство, рыборазведение переработка
и поставка рыбы в регионы и на экспорт были основным занятием десятков тысяч
коренных жителей.
К настоящему
времени прекратились промышленное рыболовство, рыбопереработка и поставка рыбы
в российские регионы и на экспорт. Закрылись 4 рыбоперерабатывающих завода.
Утрачен традиционный уклад жизни коренных, в том числе малочисленных народов.
Таким образом, подорван
потенциал воспроизводства возобновляемых рыбных ресурсов – национального
достояния России.
Кроме того, под
угрозой 6 особо охраняемых природных территорий. Это источники биоразнообразия,
воспроизводства свежего воздуха и здоровой среды обитания, а также
рекреационные зоны для 8 миллионов жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской
области.
В интересах
крупного бизнеса ослаблены природоохранные механизмы особо охраняемых природных
территорий.
Реализация
инфраструктурных логистических проектов для экспорта невозобновляемых
минеральных ресурсов и электроэнергии вступил в конфликт с сохранением воспроизводства
здоровой среды обитания. Разрушаются возобновляемые рыбные ресурсы,
биоразнообразие. Подрывается туристический и рекреационный потенциал.
Экспертами
Российской Академии Наук по заказу администрации города Сосновый Бор еще 30 лет
назад была проведена комплексная оценка экологической безопасности. Эксперты пришли
к выводу, что исчерпана экологическая емкость района южного берега Финского
залива.
Были
даны рекомендации.
Во-первых,
не усиливать антропогенную нагрузку в районе размещения ЛАЭС.
Во-вторых, организовать
независимый от промышленных объектов комплексный экологический мониторинг.
Его результаты должны быть основой для принятия решений по обеспечению
сбалансированного с природными возможностями развития региона.
Эти
рекомендации не были реализованы. Более того, число ядерно- и радиационно- опасных
объектов на южном берегу Финского залива удвоилось. В добавок создан и
развивается индустриально-логистический кластер в районе Лужской губы.
В
то же время появились новые риски негативного воздействия на среду обитания в
виде терроризма и ведения боевых действий. Регион находится на границе
конфронтации между Россией и НАТО.
Текущая
политическая и экономическая ситуация диктует необходимость обновления
стратегии и законодательства для принятия решений по крупным индустриальным и
логистическим проектам в регионе.
Усиление
роли регионов и использование инструментария морского пространственного
планирования может стать эффективным механизмом для устойчивого
сбалансированного развития, учитывающего интересы всех заинтересованных сторон.
Для этого необходимо:
Первое:
создать межрегиональную экологической лабораторию под патронажем
правительств Ленинградской области, Санкт-Петербурга и под контролем
Наблюдательного совета. В него целесообразно включить законодателей
Ленинградской области, Санкт-Петербурга, представителей региональных
правительств, экспертов академических институтов Санкт-Петербурга и
заинтересованную общественность. В число полномочий такого Совета должно
входить утверждение экологического и финансового отчетов за прошедший, и согласование
планов и бюджета на предстоящий год.
Задачей межрегиональной экологической лаборатории
должна стать оценка социально-экологической безопасности национальных и
региональных проектов и выработка рекомендаций лицам, принимающим решения. Финансирование
лаборатории должно осуществляться из специального фонда, за счет отчислений
предприятий обоих регионов.
Идея создания такой лаборатории в 2019 году была
поддержана Советом по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте
России.>
Второе:
провести комплексную (стратегическую) экологическую оценку водосборного
бассейна Финского залива и его акватории. На основе такой оценки провести с
участием заинтересованных сторон зонирование региона Финского залива с
определением зон:
·
потенциального промышленного развития,
·
сельскохозяйственной деятельности,
·
рекреации,
·
особой охраны природы и биоразнообразия.
Третье: передать под юрисдикцию
Ленинградской области и Санкт-Петербурга бОльшую часть акватории Финского
залива. Необходимо, чтобы экосистема Финского залива и его водосборный бассейн
рассматривался как единый социально-экологический организм.
И, наконец, необходима разработка
федерального и регионального законов Ленинградской области и
Санкт-Петербурга о морском пространственном планировании.
Это первоочередная задача в
настоящее время. Мы в законодательных собраниях Санкт-Петербурга и Ленинградской
области уже включились в эту работу.