proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Журналы Атомная стратегия 2021 год
  Агентство  ПРоАтом. 24 года с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС
Вышло в свет второе издание двухтомника Б.И.Нигматулина. Подробнее
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия» и сайта proatom.ru. Информация: (812) 438-32-77, E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[13/10/2005]     Инвентаризация и утилизация ИИИ на территории стран СНГ

А.А.Искра, С.Н.Брыкин, М.В.Буфетова, ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт химической технологии»

Безопасность источников ионизирующего излучения

За последние 50 лет в ряде стран, в частности в бывшем Советском Союзе, в результате выполнения гражданских ядерных программ был создан ряд радиационно-опасных объектов и изделий. Эти радиационные источники имеют широкий диапазон мощности излучения: от мощных реакторов АЭС и исследовательских ядерных реакторов до портативных радиоизотопных источников ионизирующего излучения, применяющихся в медицине, сельском хозяйстве, промышленности, а также – в системах энергопитания удаленных объектов. Радиоизотопные источники содержат радионуклиды цезий-137, кобальт-60, стронций-90, иридий-192, плутоний-238, -239, америций-241, радий-226, калифорний-252.

Несмотря на то, что суммарная активность источников ионизирующего излучения на несколько порядков меньше, чем, например, реакторов АЭС, в настоящее время они представляют неизмеримо большую потенциальную опасность для населения, чем крупные радиационно-опасные объекты, к которым принято относить ядерные реакторы различного назначения, хранилища радиоактивных отходов и загрязнённые территории.

Для такой угрозы есть следующие очевидные причины:
1. Источники ионизирующего излучения распространены по многим организациям. Опыт показывает, что далеко не везде осуществляется штатный жизненный цикл источников (изготовление – приобретение – учёт – контроль - штатное использование – захоронение/утилизация);
2. Источники ионизирующего излучения не могут быть обеспечены надёжной охраной, как АЭС или хранилища отработавшего ядерного топлива;
3. Конструкция источников ионизирующего излучения такова, что при небрежном или неумелом обращении они могут нанести вред здоровью человека;

Эти обстоятельства требуют применения определенных систем обеспечения безопасности и физической защиты на всех стадиях обращения с источниками ионизирующего излучения. Необходима совместная, со всеми государствами участниками СНГ, организация учета, контроля радиоактивных источников, а также противодействия их незаконному перемещению и использованию.

В связи с этим, важен сбор информации о состоянии дел в области обеспечения безопасности источников ионизирующих излучений, состояния оборудования и хранилищ, система учета и контроля радиоактивных материалов в государствах участниках СНГ.

Российская Федерация

Работы по учету и контролю радиоактивных веществ (РВ) и радиоактивных отходов (РАО) в Российской Федерации были начаты во исполнение постановления Правительства России от 11.10.97 г. №1298.К 2000 г. были разработаны основные нормативные документы, определившие порядок организации и функционирования государственной системы учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.

На базе ФГУП ВНИИХТ создан Центральный информационно аналитический центр системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов. В качестве филиала информационно-аналитического центра по учету радиоактивных веществ функционирует отделение на базе ФГУП АТЦ (г.Санкт Петербург). По состоянию на 01 января 2004 г. созданы и функционируют 65 региональных и 10 ведомственных информационно аналитических центров. Упомянутыми центрами производится сбор, обработка и анализ оперативной информации об образовании, перемещении, переработки и хранения РВ и РАО. Разработана и реализована автоматизированная система слежения за обращением отработавших ИИИ с момента их получения потреблением до окончательной локализации.

В Российской Федерации высокоактивные источники утилизируются на "ПО "Маяк". Низкоактивные источники захораниваются на региональных предприятиях НПО "Радон", где отработана технология обезвреживания различного вида радиоактивных отходов, их сбора, транспортировки, переработки и локализации. На территории Российской Федерации функционируют 12 предприятий НПО "Радон".

В Российской Федерации создана система нормативных документов, которая представляет собой совокупность нормативных документов, направленных на обеспечение ядерной и радиационной безопасности различных объектов атомной энергии с целью защиты от радиационного воздействия работников (персонала) объектов использования атомной энергии, населения и окружающей среды.

Республика Армения

С 24 мая 2001 г. полномочия по государственному регулированию защиты от ионизирующего излучения и безопасности источников ионизирующего излучения возложены на Госатомнадзор Республики Армении (ГАН РА).

В июне 2004 г. из Республиканского центра Госсаннадзора РА в ГАН РА передана вся имеющейся документация по источникам ионизирующего излучения (копии санитарных паспортов, протоколы инспекционных проверок, разрешения и т.п.). Анализ этой документации показал, что имеющейся информация устаревшая и не соответствует действительности. Причин этого несколько: новое территориальное деление Армении, многократная реорганизация системы санитарно-гигиенической службы, потери информации в ходе приватизации промышленных предприятий и медицинских учреждений, уход специалистов как из санитарно-гигиенической службы, так и из объектов использующих истопники ионизирующего излучения и т.д.

Чтобы иметь полную информацию об имеющихся в Армении источниках ионизирующего излучения, было решено провести инвентаризацию и государственную регистрацию всех ИИИ.

Инвентаризация проведена за период ноябрь 2001 г – сентябрь 2003 г.

По итогам инвентаризации (на май 2004 г.) были выявлены:
– объекты, где используются источники ионизирующего излучения;
– общее количество источников ионизирующего излучения;
– количество персонала, который работает с источники ионизирующего излучения или работает в зонах воздействия ионизирующего излучения.

Более 80% всех источников составляют рентгеновские установки. Данные инвентаризации введены в электронный регистр ГАН РА (RASOD), который является частью общей информационной системы ГАН РА. Система разработана АОЗТ "Центр ядерной и радиационной безопасности". Регистр RASOD синхронизирован с аналогичной системой RAIS-3, который разработан и рекомендован для использования МАГАТЭ.

Утилизация ИИИ. Среднеактивные и низкоактивные радиоизотопные источники ионизирующего излучения отправляются на захоронение в АОЗТ "Обезвреживание источников ионизирующего излучения" Министерства торговли и экономического развития РА.

Источники захорониваются в могильнике типа РАДОН, который построен в 1980 г. Высокоактивные радиоизотопные источники ионизирующего излучения хранятся в хранилище высокоактивных отходов Армянской АЭС. Исключение составляет радиоизотопный термогенератор РИТЭГ, который с июля 2002 г. передан на временное хранении в могильник РАДОН.

Согласно законодательству РА, за физическую защиту источников ионизирующего излучения ответственны лица, имеющие лицензию на обращение с источниками.

Требования к физической защите источников ионизирующего излучения определяются условиями лицензии в зависимости от того, к какой группе безопасности (Security group) принадлежат источники. В РА принята система группировки и категоризации источников, которая соответствует рекомендациям МАГАТЭ (TECDOC-1355 и TECDOC-1344).

Нормативное регулирования безопасности ИИИ. На данный момент радиационная защита и безопасность источников ионизирующего излучения регулируется в соответствии с нормативной базой, которая действует в РФ.

Намечено в первом квартале 2005 г. ввести в РА новые национальные нормы и правила по радиационной безопасности, которые разработаны на основе последних рекомендаций МАГАТЭ и проходили международную экспертизу (STUK, SONS, US NRC, NEA).

Республика Беларусь

Основные задачи, требующие решения. В настоящее время в области обращения с источниками ионизирующего излучения необходимо:
– привести нормативную правовую базу в области обращения с ИИИ в соответствие с требованиями национального законодательства и международных договоров;
– разработать и утвердить национальную классификацию ИИИ;
– создать единую государственную систему учета ИИИ;
– обеспечить радиоэкологическую безопасность пунктов хранения ИИИ в местах бывшей дислокации воинских подразделений Российской Федерации;
– установить эффективный механизм финансирования всех этапов работ по обращению ИИИ.

Республика Грузия

Первая партия радиоактивных источников гамма-излучения, размещенных в 41 защитном контейнере, была вывезена из г.Зестафони (Западная Грузия) в мае 1993 г.

В сентябре 1997 года в Центре подготовки Департамента Охраны Государственной Границы Грузии (пос.Лило) был проведен широкомасштабный дозиметрический контроль радиационной обстановки как на внутренней территории данного Центра, так и за её пределами. Все обнаруженные источники впоследствии были размещены в соответствующих защитных контейнерах и вместе с другими источниками временно расположены в одном из зданий Центра, где и находятся по сегодняшний день.

В 1998-2002 гг. в Западной Грузии (районные центры Хаиши и Цаленджиха) были обнаружены радиоизотопные термоэлектрические генераторы (РИТЭГ). Для безопасного вывоза обнаруженных источников были изготовлены специальные защитные контейнеры из свинца. Вывезённые контейнеры временно размещены в НИИ Радиологии Грузии.

В настоящее время в Центре Прикладных Исследований реконструируется одно из помещений под временное хранилище радиоактивных источников и материалов, отвечающее всем требованиям, предъявляемым к сооружениям подобного типа.

Республика Казахстан

В настоящее время в Казахстане значительное число предприятий энергетики, медицины, горнорудной и нефтегазовой промышленности используют десятки тысяч источников ионизирующего излучения.

В силу разных исторических и экономических причин в стране уже есть источники, которые находятся вне пределов регулирующей системы. Например, после распада Советского Союза значительное число предприятий и организаций государственного подчинения, использовавших источники ионизирующего излучения, перешло в частную и другие виды собственности. При этом их значительная часть прекратили финансовую и хозяйственную деятельность без проведения мероприятий по утилизации ИИИ в соответствии с законодательством, что является одной из причин появления бесхозных ИИИ.

В 1992-1996 годах в соответствии с Планом мероприятий по улучшению радиационной обстановки, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Казахстан широкомасштабные радиоэкологические исследования проводились Министерством охраны окружающей среды.

В целях выявления участков техногенного загрязнения и неконтролируемых ИИИ были проведены комплексные радиоэкологические исследования, в результате которых были выявлены и изъяты бесконтрольные источники.

Дальнейшие усилия были направлены на формирование организационных структур контроля и надзора за ядерной и радиационной безопасностью в Республике Казахстане. Сложившаяся в настоящее время в Казахстане система учета и хранения ИИИ основывается на данных первичного учета, проводимого в организациях их использующих, а также осуществляющих их производство, хранение и транспортировку. Кроме этого уполномоченные государственные органы, контролирующие деятельность предприятий, использующих ИИИ, ведут их учет на региональном и ведомственном уровне.

Министерство здравоохранения контролирует санитарно эпидемиологическую ситуацию в части радиационной безопасности в Республике Казахстан силами Республиканской санитарно эпидемиологической станции (РСЭС) и через сеть городских и областных СЭС.

В 1994 г. было принято решение о создании хранилища отработанных ИИИ на базе комплекса исследовательских реакторов "Байкал-1" Института атомной энергии Национального ядерного центра Республики Казахстан. Кроме того, действуют хранилища ТОО "МАЭК Казатомпром" (г.Актау), "Ульба" Ульбинского металлургического завода (г.Усть-Каменогорск), а также хранилище для низко- и среднеактивных ИИИ в Институте ядерной физики РГП НЯЦ РК (Алматы). Описанная выше организационная структура контроля и надзора за ядерной и радиационной безопасностью в Казахстане, в целом, обеспечивает безопасное осуществление работ с применением ИИИ, и позволила за последние несколько лет существенно снизить риски, связанные с бесконтрольным их использованием.

В настоящее время Республике начаты работы по проведению инвентаризации ИИИ, основной задачей которой является не только определение наличного количества ИИИ в пунктах их нахождения, хранения и захоронения, но и оценка количества не используемых ИИИ, с целью расчета финансовых средств, необходимых для их захоронения.

Республика Кыргызстан

В республике массовое применение радиоактивных источников в медицине, промышленности, геологии и других объектах породило проблему организации захоронения отработанных источников.

Органы Госсаннадзора Министерства здравоохранения осуществляют в республике радиационный контроль за использование источников.

Угрозу радиационной безопасности населению создают закрытые радиоактивные источники, которые хранятся на объектах. Источники ионизирующего излучения захораниваются в могильнике типа "Радон", который был построен в 1964 г. по типовому проекту. По периметру на территории пункта расположено 5 наблюдательных скважин для взятия грунтовых вод с целью исключения миграции радионуклидов.

Возможность радиоактивного облучения и связанных с загрязнением инцидентов, которые могут иметь серьезные последствия для населения республики, окружающей среды и экономики, подчеркивают необходимость адекватных мер, обеспечивающих решение этих вопросов, а именно:
– захоронение радиоактивных источников;
– оборудование пункта захоронения радиоактивных отходов в соответствии современных – требований;
– проведение детальной аэрогаммасъемки на территории республики.

Республика Таджикистан

Решением Правительства в 2003 году, по программе подготовки и вступления в МАГАТЭ, было поручено провести инвентаризацию во всех организациях на наличие источников ионизирующих излучений. В эту работу были вовлечены Агентство по ядерной и радиационной безопасности Академии наук Республики Таджикистан (Регулирующий орган) и МЧС Республика Таджикистан. На период инвентаризации в Республике имелось более 150 организаций, деятельность, которых связана с применением источников ионизирующих излучений.

В основном это закрытые твердые источники радиоактивного излучения, на основе изотопов цезия-137, кобальта-60, америций-241, кадмия, селена, железа и других изотопов.

В настоящее время по результатам проведенной инвентаризации Министерством создается банк данных об источниках ионизирующего излучения и организациях имеющих их, по заполнению которого будет иметься четкая картина о нахождении источников ионизирующих излучений по всей Республике.

По результатам проверок и осмотра мест хранения источников ионизирующих излучений было выявлено, что условия хранения в ряде случаях не соответствуют требованиям санитарных норм. В большинстве своем источники ионизирующих излучений находятся на складах совместно с другими материальными ценностями или в пришедших в состоянии непригодности зданиях, построенных для временного хранения источников ионизирующих излучений, что не исключает их хищения.

В настоящее время в тех регионах, где расположены предприятия, имеющие источники ионизирующих излучений, необходимо провести как автомобильную, так и аэрогаммаспектрометрическую съемку, целью которой является обнаружение утерянных источников ионизирующих излучений.

В Республике с 1962 г. существует пункт захоронения радиоактивных отходов, построенный по типовым проектам, разработанными в "Радоне". В 1986 году было построено новое хранилище. В настоящее время проводятся работы по его реконструкции. Возводятся монолитные стены, устанавливается охранная сигнализация, удовлетворяющая требованиям сегодняшнего дня. С введением хранилища в эксплуатацию исключится полностью вероятность хищения источников ионизирующих излучений.

Заключение

Актуальность проблемы инвентаризации и утилизации ИИИ очевидна. Несмотря на то, что история производства и использования радиоизотопной продукции насчитывает немного более 50 лет, спектр ее применения очень широк: это промышленность, энергетика, металлургия, геология, метеорология, сельское хозяйство, химическая и нефтегазовая промышленность. В настоящее время масштабы и сфера использования радионуклидных источников имеют тенденцию к увеличению. В связи с этим, проблема безопасности обращения с ИИИ на всех этапах их жизнедеятельного цикла, от производства до утилизации, была и будет оставаться одной из важных.

Проблема безопасности использования ИИИ осложняется активизацией различного рода террористических группировок. Возможность использования источников ионизирующего излучения в террористических целях требуют применения определенных систем обеспечения безопасности и физической защиты на всех стадиях обращения с ними, в том числе организации учета, контроля, а также противодействия их незаконному перемещению и использованию.

Анализ материала свидетельствует, что в некоторых государствах СНГ имеются сложности по системе учёта и контроля ИИИ, не созданы национальные нормативно-правовые базы, регламентирующие деятельность по использованию, локализации и утилизации радиоактивных источников. Множество проблем связано с источниками, выпавшими из поля зрения государственного учета.

Можно отметить, что на сегодняшний день, относительно благополучное состояние вопроса хранения и утилизации ИИИ наблюдается в России, Армении и Украине.

В России, являющейся одной из крупнейших производителей и потребителей, а также экспортером и импортером ИИИ, в основе радиационной безопасности лежит развитая нормативная база, которая предусматривает, в том числе, и уголовную ответственность за незаконное приобретение, хранение, использование, передачу или разрушение радиоактивных материалов. В настоящее время наиболее полные и достоверные данные по радиоизотопным источникам в Российской Федерации имеются во Всероссийском научно исследовательском институте химической технологии (ВНИИХТ) Росатома, Эти данные были получены в результате второй Государственной инвентаризации радиоактивных материалов, радиоактивных отходов и источников ионизирующих излучений, проведенной в 2000-2001 гг., согласно решению Правительства РФ. Массив данных включает информацию, взятую из паспортов каждого из источников, которые используются или хранятся в 1900 организациях и предприятиях 56 регионов России, и постоянно обновляемую.

Важным элементом будущих работ как на национальном, так и на международном уровнях является создание системы учета и контроля ИИИ, основной задачей которой будет предотвращение появления бесхозных источников радиации.

В связи с вышеизложенной информацией предлагается следующая структура дальнейшей деятельности в области инвентаризации и утилизации источников ионизирующего излучения:
– Подготовить Предложение Росатома (Головная организация ФГУП "ВНИИХТ", г.Москва) по проекту Международного научно технического центра (г.Москва) "Разработка информационного и нормативного обеспечения поддержки принятия решений по управлению радиационным наследием в Российской Федерации и государствах – участников СНГ. Институциональный контроль радиоактивно загрязненных территорий и радионуклидных источников ионизирующего излучения. Учет и институциональный контроль потенциально опасных радиационных источников "РАДИНКО".
– Рекомендовать в странах СНГ разработать и внедрить национальные стратегии безопасности и сохранности источников ионизирующего излучения на основе Кодекса поведения по обеспечению безопасности и сохранности радиоактивных источников "Code of Conduct on the Safety and Security of Radioactive sources", IAEA, 2003 г. Продолжить совершенствование и контроль за национальными программами усиления физической защиты источников ионизирующего излучения ("Strengthening control over radioactive sources in authorized use and regaining control over orphan sources. National strategies", IAEA TECDOC–1388, 2004).
– Необходимо создать в странах СНГ национальные "Системы учета и контроля источников ионизирующего излучения", учитывая опыт Российской Федерации (Постановление №1298 от 11.10.1997 г. "Об утверждении правил организации системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов").
– Определить в странах СНГ головную организацию, отвечающую за контроль и перемещение источников ионизирующего излучения.
– Создать эффективную систему оповещения о потере контроля над источником ионизирующего излучения и программу усиления контроля за перемещением источников ионизирующего излучения через национальные границы.

По материалам конференции «Безопасность ядерных технологий: экономика безопасности и обращение с ИИИ»  

 
Связанные ссылки
· Больше про Учет и контроль ядерных материалов
· Новость от PRoAtom


Самая читаемая статья: Учет и контроль ядерных материалов:
Условное топливо

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 4.33
Ответов: 6


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 0 Комментарии
Спасибо за проявленный интерес





Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, webmaster@proatom.ru. Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.06 секунды
Рейтинг@Mail.ru