ФАУ «Главгосэкспертиза России» были выявлены грубейшие
нарушения требований постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 №87,
предъявляемые к ПД и инженерным изысканиям, в том числе грубейшие нарушения
требований федеральных норм и правил (далее – ФНП РФ), действующих в
области использования атомной энергии и предъявляемых к ядерной и радиационной
безопасности атомных станций (соответствующее письмо с общими критичными
замечаниями ФАУ «Главгосэкспертиза России» от 03.07.2024 №11-1/11624-ИМ
было направлено в Госкорпорацию «Росатом»).
ФАУ «Главгосэкспертиза России» направило заявителю и
генеральному проектировщику АСММ (АО «ГСПИ») более 610 замечаний,
подавляющая часть из них – критические, в том числе касающиеся того, что
большая часть проектной документации АСММ не разработана вообще (например, имеется
масса замечаний по недостаточности инженерных изысканий, по невыполнению Генпроектировщиком
почти всех расчетных обоснований безопасности, касающихся его границ
проектирования, около 20% замечаний касаются крайне низкого качества и
инженерного уровня решений по вентиляции, отоплению и водоотведению, а
технические решения по электроснабжению, электрооборудованию, паротурбинной
установке крайне поверхностны, на грани их отсутствия, проект АСУ ТП,
включая СУЗ – отсутствует).
Кроме указанного выше было выявлено, что площадка АСММ была выбрана
крайне неоптимальной и без оптимизации ее выбора вообще, что привело к
бессмысленной трате бюджета на дополнительные инженерные изыскания и приведет к
многомиллиардному увеличению капитальных затрат при сооружении относительно
имеющихся и находящихся поблизости лучших площадок для размещения. Тем не
менее, Отраслевой центр капитального строительства Росатома (ОЦКС Росатома) дал
положительное заключение на обоснование инвестиций АСММ (Якутия).
Изначально установлены невыполнимые сроки проекта АСММ (Якутия)
и проект не обеспечен нужным количеством квалифицированных и компетентных
людских ресурсов.
Из-за введенного в 2022 г. Правительством РФ моратория
на отрицательные заключения государственной экспертизы
ФАУ «Главгосэкспертиза России» не смогла дать отрицательное заключение
государственной экспертизы на указанную выше ПД АСММ (Якутия), предложив
заявителю забрать ПД АСММ (Якутия), поскольку не увидела возможности в
обозримом будущем устранить замечания к ней.
Проектная документация АСММ (Якутия) осталась
неоткорректированной по замечаниям ФАУ «Главгосэкспертиза России», как и разработанный
по ней Отчет по обоснованию безопасности АСММ с РУ РИТМ-200Н (Якутия) (далее –
ООБ).
К безумию ситуации необходимо добавить, что явными
вредителями во власти ограничена длительность проведения государственной
экспертизы десятью рабочими днями. То есть длительность государственной
экспертизы энергоблока атомной станции та же, что и какого-нибудь простого
объекта капитального строительства, например, бензоколонки.
Таким образом, без положительного заключения госэкспертизы в
соответствии с п.15 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской
Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ проектная документация АСММ (Якутия) не
может быть утверждена застройщиком или техническим заказчиком (техническим
заказчиком ПД АСММ является эксплуатирующая АСММ организация –
АО «Концерн Росэнергоатом»).
Росприроднадзор, демонстрируя «лучшие практики исполнения
государственных функций», провел государственную экологическую экспертизу материалов
обоснования лицензии АСММ (Якутия) и выдал положительное заключение.
Вы спросите: «Как такое возможно, когда ПД АСММ (Якутия)
просто никуда не годится? Может были взятки руководителям экспертизы, экспертам?».
Вряд ли ответ на этот вопрос будет получен быстро.
В настоящее время Ростехнадзором проводится экспертиза комплекта
документов для получения лицензии на сооружение АСММ с РУ РИТМ-200Н (Якутия).
Давай зададимся вопросом, что это за ООБ?
Отличительные признаки ООБ
АСММ (Якутия):
1.
Разработан по проектной документации, имеющей
массу грубейших нарушений ФНП РФ, требований постановлением Правительства
РФ от 16.02.2008 №87 (часть проектной документации важнейших объектов
капительного строительства на площадке АСММ не разработана вообще);
2.
Организация научно-технической поддержки
Ростехнадзора (ФБУ «НТЦ ЯРБ») в рамках указанной выше экспертизы
безопасности рассматривает ООБ АСММ и направила к ООБ АСММ в АО «Концерн Росэнергоатом»
и Ростехнадзор более 1100 замечаний, подавляющая часть из которых – критичные (письма:
от 05.07.2024 №18-04/2852, от 12.07.2024 №18-04/3023, от 15.07.2024 №18-04/3063,
от 18.07.2024 №18-04/3114 и другими);
3.
Проектная документация ФБУ «НТЦ ЯРБ»
не рассматривалась;
4.
АО «Концерн Росэнергоатом» не
разрабатывало ООБ АСММ (причем, ни в рамках процедуры получения лицензии на
размещение, ни в рамках процедуры получения лицензии на сооружение), как это
требует п.12 НП-006-16.
5.
ООБ, как и проектная документация, не
согласованы Главным конструктором РУ РИТМ-200Н
АО «ОКБМ Африкантов», научным руководителем АСММ с РУ РИТМ-200Н
(Якутия) – НИЦ «Курчатовский институт», но, как это не удивительно, скорее
всего утвержден и(или) согласован эксплуатирующей АСММ организация –
АО «Концерн Росэнергоатом».
Если это так, вы спросите: «Как же так, как такие нарушения можно
допустить и как можно позорить так деловую репутацию свою,
Госкорпорации «Росатом», репутацию страны, наконец?». Ответа на этот
вопрос нет.
ООБ АСММ (Якутия) не исправлен по замечаниям (и не может
быть исправлен в ближайшие 2-3 года из-за длительности необходимых исправлений
ООБ и проектной документации, а с учетом фактического отсутствия качественной проектной
документации АСММ (Якутия), Ростехнадзор должен отказать выдаче лицензии на
сооружение.
Но существует одно «НО»: лицензия на сооружение АСММ
(Якутия) – ключевой показатель эффективности организаций Госкорпорации
«Росатом».
Несомненно, что Ростехнадзор не является независимым
относительно Госкорпорации «Росатом» и АО «Концерн Росэнергоатом».
И политические договоренности относительно указанной выше лицензии между Госкорпорацией «Росатом»
и Ростехнадзором существуют, это подтвердил ряд лиц с обеих сторон.
В связи с этим есть предложение по введению еще одного вида
лицензий для ядерных установок – «политическая лицензия для отчетности по ключевым
показателям эффективности организаций Госкорпорации «Росатом», дающая право не
выполнять требования ФНП РФ и сооружать (размещать) ядерные установки в
меру некомпетентности менеджеров проекта».
Лишний раз писать, что государственная машина и научно-технический
уклад в отрасли, создаваемый десятилетиями, указанной ситуаций уничтожается не
имеет смысла. И это не единственный проект с таким состоянием дел.
Давайте подождем результатов экспертизы и «ответа»
Ростехнадзора, делайте ставки по одному из двух пунктов:
1. Ростехнадзор
выдаст лицензию, игнорируя всю абсурдность ситуации, никчемность и грубейшие
нарушения законодательства РФ, имеющиеся в ООБ и проектной документации АСММ
(Якутия); ФБУ «НТЦ ЯРБ» исключит из своего экспертного заключения
подавляющее количество критических замечаний, чтобы Ростехнадзор смог выдать лицензию
на сооружение (есть основания считать, что такое задание ФБУ «НТЦ ЯРБ»
получило от Ростехнадзора).
2. Ростехнадзор
откажет в выдаче лицензию на сооружение АСММ (Якутия).