А
в середине января в кулуарах российско-вьетнамского диалога в Ханое на вопрос,
как новые санкции США против энергетики России повлияют на объем перевозок по
СМП, глава «Росатома» заявил о необходимости пересмотра графика роста
грузопотока по Северному морскому пути, исходя из сегодняшних реалий. «Какие-то
параметры в части добычи, а значит и перевозки экспортных грузов, будут
достигнуты в чуть более дальние сроки» [2].
Об отклонении от первоначального плана развития СМП в сторону снижения объема перевозки
грузов по этому маршруту в марте 2024 г. заявлял вице-премьер
Александр Новак [3]. На грузопоток могли повлиять сдвиги сроков ввода крупных
сырьевых проектов. По плану развития Севморпути до 2035 г., утвержденному правительством РФ в
августе 2022 г., годовой грузопоток по СМП должен составить в 2030 г. 150 млн
тонн, 2035 г. — 220 млн тонн. Но по мнению ведущего эксперта в этой области - директора
консалтинговой компании «Гекон» М.Н. Григорьева, этот документ на момент
утверждения уже нуждался в корректировке, так как опирался на планы
грузоотправителей, подготовленные до начала военной операции на Украине и
западных санкций.
В сентябре 2024 г. на закрытом заседании
Совета участников судоходства по СМП, скорректировав свои ожидания
относительно развития СМП до 2040 г., ГК «Росатом» представила два сценария:
оба предполагали меньший грузопоток по
сравнению с утвержденным в августе 2022 г. планом развития транспортной
магистрали. Согласно базовому (негативному) сценарию, в
2031 г. по СМП будет перевезено 117 млн т, в 2035-м — 150 млн т
грузов. Перспективный (позитивный) сценарий предполагает
перевозку 150 млн т, в 2035-м — 192 млн т.
Основной
прирост в 2024 г. должен был дать проект «Роснефти» — «Восток Ойл»,
добавив к грузопотоку по СМП 30 млн т нефти. Отгрузки с «Арктик СПГ-2» должны
были вырасти с 3,6 млн т до 12,6 млн т. «Обский ГХК» НОВАТЭКа, который
планировалось запустить в 2024 г., должен был обеспечить прирост 0,6 млн т
грузов, отгрузки с угольного Сырадасайского месторождения должны были вырасти с
1,8 до 3,5 млн т. По прогнозам
«Росатома», объем грузоперевозок по Севморпути в 2024 г. достигнет отметки в
37,6 млн тонн, а в плане развития СМП стояла задача нарастить
грузооборот до 80 млн тонн [3а].
Уточнения в планы по перевозкам уже
вносились в декабре 2023 г.: грузооборот по СМП в 2024 г. ожидался на уровне 72
млн т (Г. Гусейнов, первый замминистра по развитию Дальнего Востока и Арктики).
«И эти объемы перевозок были ближе к реальности, поскольку учитывали новую
геополитическую ситуацию. Антироссийские санкции повлияли на обустройство
месторождений и доступность грузового флота» (М.Н. Григорьев).
Первоначальный план развития Северного
морского пути на период до 2035 г.
В августе 2022 г. правительство РФ утвердило
программу по строительству 50 ледоколов и судов ледового класса для работы на СМП,
возведению терминалов по перевалке угля, нефти и сжиженного природного газа,
портов, аварийно-спасательных центров, формированию орбитальной группировки
спутников.
В конце декабря 2024 г. в интервью телеканалу
"Россия 24" полпред президента в ДФО Ю.П. Трутнев рассказал о состоянии дел по
развитию Севморпути [4]. «Несмотря на введенные санкции, объем перевозок грузов
по Севморпути увеличивается, не в той динамике, на которую мы рассчитывали без
санкций, но продолжает расти.
По притоку инвестиций Дальний Восток опережает среднее
значение по РФ в два раза, по строительству в три, развитие Дальнего Востока и
дальше будет флагманским направлением в развитии нашего государства. За 2024 г.
построено 171 новое предприятие, создано 19 тыс. рабочих мест. С 2015 г. в ДФО и АЗРФ создано 164 тыс. рабочих мест. Введено 1074
предприятия. Минэнерго разрабатывает новую схему энергоснабжения
Дальнего Востока.
Но проект начинает сдерживать нехватка флота.
Критически важным является вопрос создания новых верфей, развития технологий
строительства грузовых судов с ледовым классом».
Нехватка флота и верфей
Нехватка флота для обеспечения грузопотока по Севморпути
зафиксирована в нацпроекте по транспорту [5]. Дефицит флота для обеспечения грузопотока на СМП в этом
году превышает 50%, к 2030 г. он может вырасти до 55%.
В 2023 г. на Севморпути эксплуатировалось 30 судов, в том
числе 17 газовозов и танкеров НОВАТЭКа, семь нефтеналивных танкеров «Газпром
нефти» и шесть судов «Норникеля». На 2024 г. дирекция Севморпути ожидала
пополнения арктического флота 16 танкерами для НОВАТЭКа, девятью балкерами для
перевозки угля «Северной звезды» и двумя нефтеналивными танкерами для «Восток
Ойл». Но проект НОВАТЭКа «Арктик СПГ-2» попал под санкции США, из-за чего он не
может получить шесть судов, заказанных на корейской Hanwha Ocean. Для 15
танкеров, строящихся для НОВАТЭКа на судоверфи «Звезда», срок сдачи
неоднократно переносился. Первый танкер НОВАТЭК может получить до конца 2024 г.,
ещё один — в начале 2025 г. Ни один из 16 балкеров для «Северной звезды», также
попавшей под санкции США, на конец 2023 г. не был заказан.
По программе в 2024 г. ледокольная группировка для СМП
должна состоять из восьми атомных и трех неатомных ледоколов, в 2035 г.— из
девяти атомных и пяти неатомных ледоколов. Сейчас в акватории работает
группировка в десять ледоколов — семь атомных и три неатомных. Строится пять
атомных ледоколов и ведется подготовка к контрактации четырех неатомных
ледоколов мощностью не менее 40 МВт.
О необходимости создания новых верфей В.В. Путин говорил
на совещании с членами правительства в марте 2024 г. [6].
На сегодня известен только проект ОСК по строительству
верфи в бухте Промежуточная, недалеко от Владивостока, которая сможет построить
до 12 крупнотоннажных судов в год, балкеры дедвейтом до 80 тыс. тонн и длиной
до 270 м, контейнеровозы вместимостью до 6 тыс. ДФЭ и длиной до 300 м, газовозы
вместимостью до 170 тыс. кубометров и длиной до 305 м. Но верфь будет построена
только к 2031 г. 15 января 2025 г. на базе
Онежского завода в Петрозаводске запустили
первую в России цифровую верфь. Она сможет строить суда длиной до 80 м,
в основном класса «река-море», вспомогательные суда, мелкосидящие ледоколы,
рыбопромысловые суда. Всего российские верфи могут построить 100-120 судов в
год. В 2024 г. ожидается сдача 110 судов.
Вследствие более низкой
грузовой базы дефицит флота будет ниже. Но текущие проекты ОСК не
отвечают потребностям, поскольку строительство новых верфей может быть
реализуемо только после 2030 г. Импульс развитию
судостроения может дать реконструкция небольших судостроительных заводов и
ремонтно-эксплуатационных баз, высвобождая крупные верфи от мелких работ.
На стратегической сессии по вопросам
развития Арктической зоны России в октябре 2024 г. Ю. Трутнев заявил, что из необходимых
70 судов ледового класса до 2030 г. может быть построено только 16. Нехватка судов ледового класса, позволяющего осуществлять
круглогодичную навигацию, является одним из основных нерешенных
вопросов в контексте развития Севморпути [7]. Из имеющихся 100 судов ледового класса лишь 27,
включая 15 газовозов, семь нефтяных танкеров и пять контейнеровозов, могут осуществлять
круглогодичную навигацию. Для крупнотоннажных судов нужны специальные
верфи. Для крупноблочного строительства Балтийскому заводу требуется эллинг,
крытый сухой док для большегрузных судов. Тогда цикл строительства ледоколов
типа 22220 сократится с шести лет до 2,2 года, а плавучих энергоблоков – с 4,5
до 1,7 года.
Из-за «растущей стоимости кредитов, высокой доли
использования ресурсов «Росатома» в финансировании новых ледоколов, тарифы на
ледокольное сопровождение становятся неконкурентоспособными». Поэтому госкорпорация предлагает с 2028 г. ввести новый
инвестиционный сбор, чтобы строить ледоколы для СМП за счет грузоотправителей [8]. Но крупные грузоотправители уже сейчас недовольны
ростом тарифов. А с учетом высокой стоимости арктических проектов
привлекательность Севморпути может значительно снизиться.
«Ответственные
за наполнение СМП пытаются найти аргументы, чтобы все грузоотправители делали
дополнительные отчисления (С. Митрахович,
Фин. университет при правительстве РФ) [8]. Они хотят развивать
Севморпуть в условиях, когда нет гарантии, что он будет загружен и
будет оплачиваться такими крупными клиентами как НОВАТЭК в полной мере, и
соответствовать параметрам, которые заключены в стратегии по перевозке к 2030
г.
Через какое-то
время можно рассматривать возобновление проектов, таких как «Арктик СПГ-2».
Если же все будет ухудшаться, придется пересматривать план развития СМП.
Исходя из этого будет зависеть и позиция игроков относительно тарифов
на пользование этим маршрутом и относительно инвестиционных взносов
тоже».
Главный редактор портала «Геоэнергетика
ИНФО» Б.Марцинкевич также считает, что грузопоток
по СМП недостаточно обеспечен количеством грузов и судов для его перевозки [9]. «По СМП эксплуатируются суда под 15
флагами, но это почти только российские суда. Западных и азиатских судов практически
не осталось. Для хождения по акватории СМП требуются
суда усиленного ледового класса. Единственный в мире флот контейнеровозов
усиленного ледового класса – четыре судна и танкер для перевозки судового
топлива – принадлежит «Норникелю». Суда были построены группой финских компаний
Aker. Wаrtsilа, GE и GTT от сотрудничества с ССК «Звезда» отказались. Существует
риск того, что НОВАТЭК не получит шесть Yamalmax для проекта «Арктик СПГ-2» от
южнокорейских корабелов в этом году. Сроки сдачи в эксплуатацию Yamalmax на ССК
«Звезда» (в этом году планировалось пять единиц) ушли вправо.
Не решен вопрос,
как вывозить уголь Сырадасайского
месторождения. Крупнотоннажные балкеры усиленного ледового
класса строить негде. Заказ на строительство корпусов плавучих АЭС «Росатом»
вынужден был разместить в Китае, плавучий док для ППР атомных ледоколов – в
Турции». Санкции влияют и на транзит, и на постройку новых судов ледового
класса.
Эксперты международной консалтинговой компании «Яков и партнеры» подготовили доклад «Арктическая
зона Российской Федерации: риски и перспективы развития» в
контексте новых геополитических реалий [10].
С 2022 г. в регионе отмечается усиление напряженности и рост
военной активности ряда стран. Норвегия нуждается
в наращивании добычи углеводородов в Баренцевом море
и укреплении суверенитета над Шпицбергеном. Дания стремится поддерживать
экономический рост за счет добычи полезных ископаемых в регионе. США
рассматривают Арктику через призму соперничества великих держав, усиления
военного и экономического присутствия России и Китая,
и причисляя его к основным вызовам безопасности в регионе. Китай
планомерно закрепляет собственные геополитические позиции, не вступая
в конфронтацию с арктическими государствами.
Основными рисками для российских арктических проектов, по мнению экспертов МКК,
являются:
- обеспечение рынками сбыта.
В 2023 г. «Арктик СПГ‑2» попал под прямые санкции США. Акционеры
проекта: французские, китайские и японские компании заморозили свое
участие в нем. Необходимо проработать отгрузку газа в страны Азии,
Турцию, Индию, Пакистан и др.
- слабая комплектация
судами ледового класса.
Для обеспечения
пропускной способности СМП в 288 млн тонн в год к 2035 г. России
необходимы ледоколы с повышенной проходимостью и скоростью движения.
Сейчас на СМП работают семь атомных ледоколов, из них три — пр.
22 220. К 2035 г., для перевозки добываемых углеводородов необходимости около
200 судов ледового класса, в первую очередь танкеров и газовозов.
- оборудование для СПГ-проектов из недружественных стран
не поставляется, а с применением отечественных технологий
производится не более 5 % российского СПГ.
Эти вызовы диктуют необходимость
в следующих корректировках:
- дополнительное развитие восточной
части АЗ РФ, менее развитой, чем западная;
- кратное
увеличение финансирования и поддержки отечественных проектов в сфере
производства СПГ, судостроения и малой авиации. Критически важно
опережающее развитие отечественного судостроения;
- рост производства минерального сырья
(лития, марганца, редкоземельных металлов).
Главный функционал Севморпути – «освоенческий»
«Настоящая задача СМП — помогать освоению
российской Арктики», убежден ведущий специалист по данной теме М.Н.
Григорьев [11]. По его мнению, в обозримой
перспективе цель превращения СМП в международную транзитную трассу недостижима.
«Лучше всего задачи СМП были прописаны в 1936 г.
(постановление Совнаркома СССР от 22.06.1936 г. № 1100 "об утверждении
Положения о Главном управлении Северного морского пути при СНК Союза
ССР"), в котором Севморпуть был обозначен как морская трасса от Баренцева
моря до Берингова пролива, которая должна использоваться для решения внутренних
задач освоения Арктики. СМП начал расти в
1950-е гг., когда заработал Норильский горно-металлургический комбинат и встал
вопрос о круглогодичном вывозе продукции. Для этого был построен первый в мире
атомный ледоход «Ленин». Речной порт Дудинка в 400 км от моря стал работать в
круглогодичном режиме, превратившись в морской.
Декларировалось, что с 2024 г.
суда с ледовым классом смогут круглогодично ходить по СМП. Газовозы для «Ямал
СПГ» и танкеры «Газпром нефти» имеют арктический класс Arc7. Но даже они без
ледокольного сопровождения зимой на восток по СМП идти не могут. Всё, что восточнее
Сабетты, — это мелководье, ни одно крупное судно там не пройдет. Глубина у
причальных стенок в Хатанге, Тикси — 4 м. В Сабетте после дноуглубительных
работ глубину увеличили до 15 м. Северный маршрут просто физически не приспособлен
для глобального международного транзита.
Какие суда будут выполнять эти
маршруты? Для проекта «Ямал СПГ» построено 15 газовозов типа «Кристоф де
Маржери». Для «Арктик СПГ-2» вместо 21 газовоза из-за санкций будет только 5.
Развивать Северный морской путь можно
только одним способом — развивая грузовую базу, что потребует развития средств
обеспечения, создания портов, ремонтных зон и так далее. Логистическая функция СМП
подчинена освоенческому функционалу, связанному с национальными
приоритетами. На северном транзите мы не заработаем ничего. Плата за
прохождение по СМП существует в виде ледокольного обеспечения и услуг ледовых
лоцманов. Все остальное бесплатно. Говорить можно об одном
единственном — об освоении Арктики, освоении минеральных ресурсов и
развитии транспортной системы».
Инфраструктура СМП
Инфраструктура остается
основной проблемой транспортной системы СМП. В 2022 г. совокупные портовые
мощности составили 32,3 млн тонн. В 2024 г. портовые
мощности в акватории БСМП достигли 40,5 млн тонн. Создается и
модернизируется 14 портов и терминалов от Мурманска до Владивостока. В портах -
Сабетта, Дудинка, Диксон, Хатанга, Тикси и Певек идет строительство новых
объектов: нефтяного терминала «Порт
"Бухта Север» - 28,36 млн тонн,
терминал "Утренний" - 21,5 млн тонн, терминал
"Енисей" - 4,5 млн тонн. На побережье
Белого моря в 60 км от Архангельска (в районе деревни Куя) появится глубоководный морской район. Мощность
нового терминала составит 25 млн тонн в год [12].
На архипелаге Новая
Земля для отгрузки свинцово-цинкового концентрата введут в эксплуатацию морской
терминал для Павловского месторождения, разработкой которого занимается АО
«Первая горнорудная компания» (горнорудный дивизион «Росатома»
«Атомредметзолото»). В Плане развития СМП 2022 г. предписывалось
проведение до 2026 г. дноуглубительных работ по подходному каналу в затон
Краснофлотский и в акватории причалов №134 и №135 морского порта Архангельск. В
2027-2030-й гг. должен быть реализован проект для обеспечения прохода судов с
осадкой 11,2 м по подходному каналу к причалам погрузочно-разгрузочного района
«Экономия».
Проливы, через
которые проложен СМП, серьезно ограничивают осадку и тоннаж кораблей, которые
могут через них проходить [13]. Глубина
пролива Карские Ворота менее 21 м, пролива Санникова — менее 13 м. Супертанкерам
и крупным контейнеровозам с осадкой 20 м там не пройти. Шесть основных портов: Сабетта,
Диксон, Дудинка, Хатанга, Тикси, Певек - нуждаются в дноуглубительных работах и
серьезной технической реконструкции.
Ставка на существенный рост международных транзитных
перевозок по СМП, в которых преобладали бы крупные суда (танкеры и
контейнеровозы), пока нереальна. Необходимы глубоководные порты —
транспортные хабы с современной логистикой и сервисным обслуживанием на основе
цифровизации, имеющие мультимодальную транспортную связь с транспортными
магистралями страны. До 2024 г. планировалось сооружение двух
перевалочных портовых хабов на северо-западе и северо-востоке страны.
Малая
доступность подходов к портовой инфраструктуре практически не предусматривает транзит
по СМП. Начать круглогодичную навигацию по СМП практически можно будет только с
2027 г.
Учитывая
требования к транспортной системе СМП как к международному морскому транзитному
коридору, целесообразно развивать его прежде всего как внутреннюю транспортную
систему для обеспечения собственных транспортных и социально-экономических
потребностей. По мере модернизации технического оснащения и
совершенствования инфраструктуры СМП можно будет решать вопрос создания
экономически привлекательного для международных перевозчиков транзитного
коридора.
Развитие
портов на Севморпути
И «Росатом»,
и регионы, и компании-недропользователи, которым нужны безопасные
терминалы для приема- отгрузки грузов, уделяют большое внимание развитию портов
на СМП [14]. «Росатом» начал дноуглубление в порту
«Бухта Север» для проекта «Восток Ойл». Идет подготовка к аналогичным
работам для Сырадасайского месторождения, чтобы могли загружаться суда
дедвейтом 100 тыс. тонн. В Певеке строится терминал для ПЭБов с РУ
РИТМ‑200. В Архангельске запланировано строительство глубоководного района
морского торгового порта с глубинами свыше 14 м, чтобы принимать суда
стандарта «Панамакс».
Расширяется и Мурманский порт. В конце 2024 г. планировалось завершить
строительство порта Лавна. Запланировано строительство порта для Республики
Беларусь. Совместно с «Росатомом» прорабатывается проект строительства
контейнеровозов, для чего расширена ТОР «Ворота Арктики».
На Камчатке
построят морской перегрузочный комплекс СПГ. Планируется создание западного и
восточного транзитных портов-хабов. Для тяжелых контейнеровозов углубят реки и
расширят инфраструктуру причалов.
Идёт строительство 33 арктических грузовых судов и 16
аварийно-спасательных судов. Для новых судов предлагается построить три базы: в
Диксоне, в Тикси и в Певеке [16]. Планируется провести съемку
рельефа дна в акватории Севморпути и на лимитирующих участках Енисейского
залива, рек Колыма и Енисей, а также обновить карту глубоководных путей по всей
протяженности трассы для транзитного прохода судов с осадкой до 15 м.
Отсутствие
подходов к арктическим портам также является серьёзной проблемой. Мало меридиональных
артерий. В проекте развития Севморпути рассматривается создание Северо-Сибирской
магистрали для соединения месторождений Сибири с портами Арктики на севере и
Китаем на юге. Но пока строительство первого Северного широтного хода (линии
Коноша—Обская—Салехард—Надым—Хорей—Пангоды—Коротчаево) отложено до 2027 г. [5а].
«Большой
Северный морской путь»
В марте 2021
г. главы пяти российских регионов - Санкт-Петербурга, Мурманской и
Архангельской областей, Сахалина и Камчатки, предложили правительству расширить
Северный морской путь от Петербурга до Владивостока и ввести понятие Большой
Северный морской путь. Использование
транспортно-логистической и промышленной инфраструктуры по мнению руководителей
этих регионов вносит весомый вклад в развитие перевозок по арктическому
маршруту.
На форуме «Арктика ‒ Регионы» (август
2024 г.) спецпредставитель «Росатома» по вопросам развития Арктики В. Панов объявил
о разработке по поручению президента федерального
проекта по развитию Большого Северного морского пути в
рамках национального проекта «Эффективная транспортная система». В октябре ГК
«Росатом» завершила формирование федерального проекта. «Большой Северный
морской путь» включит в себя развитие не только участка от Карских ворот
до Берингова пролива, но и весь путь от балтийских портов РФ до Владивостока. Более подробно о содержании федерального
проекта БСМП рассказал на ВЭФ А. Лихачев [14]. В
рамках проекта предполагаются наращивание портовых мощностей
и обустройство инфраструктуры на всем протяжении БСМП. Включение
северо-западных и дальневосточных портов в структуру БСМП позволит
решить три задачи:
— связанность страны и решение всех вопросов,
касающихся каботажа, снабжения товарами удаленных территорий, грузоперевозок
между востоком и западом в помощь железной дороге — Восточному
полигону.
— поддержка экспортеров, развивающих арктические проекты в сфере
недропользования и экспортирующих углеводороды, металлы и уголь
на азиатские и восточноазиатские рынки.
— международный транзит, прежде всего контейнерный, в котором активно
участвует «Росатом» с привлечением партнеров из стран Юго-Восточной Азии,
Восточной Азии, Китайской Народной Республики, Арабских Эмиратов, российских
операторов.
Для
стимулирования перевозок по СМП в 2022 г. была запущена каботажная линия между
Мурманском и Камчаткой с субсидированным тарифом. Количество портов захода было
расширено с 4 до 11, маршрут продлен до Владивостока. В 2024
г. «Атомфлот» выполнил три каботажных рейса по СМП. Судно «Леди Д» прошло
по маршруту Архангельск — Находка — Мурманск с заходами
в порты Корсаков, Певек, Магадан и Петропавловск-Камчатский.
Во втором рейсе судно «Мыс желания» прошло по маршруту
Архангельск — Певек — Архангельск, доставив товары первой
необходимости. В ноябре завершился третий рейс. Планирует пробный речной рейс
вниз по Енисею до Дудинки, где товары перегрузят на суда
арктического класса и отправят в страны АТР.
Важной
темой для развития БСМП является северный завоз. Объем северного завоза
составляет 4 млн тонн.
Около 30 % объема северного завоза приходится на Чукотку. После заключения соглашения "Русатом Арктик" с
правительством Чукотского АО, договоры на перевозку грузов будут заключаться со
снабженческими организациями региона. Уже подготовлен график рейсов, проведена
сверка объемов грузов по типам, уточнены сроки завоза и подтверждена готовность
к контрактации на долгосрочной основе.
Для
достижения планового показателя 2030 г. БСМП по перевозке 109 млн тонн грузов по
данным «Росатома» необходимо иметь 116 транспортных судов арктического класса. «Сейчас
имеется 30 таких судов, 16 - в стадии строительства. Еще 70 судов нужно
построить в течение ближайшего времени» (замгендиректора «Совкомфлота» А. Хайдуков).
Заказано 13 российских
вертолетов в арктическом исполнении, которые в связке с ледоколами обеспечат
полное покрытие СМП.
Мониторинг ледяного
покрова необходимо вести по всей акватории БСМП. Для обеспечения безопасности
судоходства необходима ледовая разведка. Для коммерчески оправданной навигации
на трассе Севморпути требуется своевременная гидрометеорологическая информация
и выбор оптимального маршрута плавания [15].
В ближайшие два года на СМП будет
обеспечена оперативная ледовая разведка из космоса. ГК «Роскосмос» и НПО
Лавочкина в 2023 г. заключили контракт на модернизацию системы «Арктика-М» для
увеличения ее орбитальной группировки. Запуск спутников «Арктика-М» № 3, № 4, №
5 и № 6 намечаются до 2031 г.
МЧС России строит первый из запланированных четырех
аварийно-спасательных центров для прикрытия восточной части Арктики. Они будут организованы в
Сабетте, Диксоне, Тикси, Певеке. В июне
2024 г. в Певеке было открыто новое подразделение с новейшей техникой в арктическом исполнении для прикрытия
всей Чукотки и части СМП.
Свои задачи
выполняют и аварийно-спасательные центры в Мурманске, Архангельске, Нарьян-Маре,
Воркуте и два арктических поисково-спасательных отряда в Дудинке и
Якутске.
Несение аварийно-спасательной готовности осуществляется
восемью судами. Ведется строительство ещё 16 аварийно-спасательных судов, ввод которых
ожидается в 2024–2025 гг. До 2030 г. планируется построить два мощных
аварийно-спасательных судна высокого арктического класса и завершить
реконструкцию базы в Мурманске. Также предусмотрено финансирование
гидрографического обеспечения — промеров глубин на всей протяженности СМП.
Небольшие глубины — до 12,5 м на маршруте
между арктическими островами являются одной из больших проблем развития СМП (Е.
Кудряшова, ректор САФУ) [15а]. Наиболее проблемными участками СМП
являются пролив Санникова и район вокруг Медвежьих островов. Суда со значительной
осадкой могут использовать маршруты в более высоких широтах к северу от
Новосибирских островов. Но эти маршруты мало изучены и требуют дополнительных
гидрографических исследований.
Для повышения безопасности
и экономической эффективности морских грузоперевозок в Арктике "Росатом"
разрабатывает цифровую экосистему СМП, которая "включает бортовые
автоматизированные информационно-измерительные комплексы, установленные на
судах, комплексы оперативного мониторинга ледовой обстановки на базе
летательных аппаратов, информационный фонд данных о состоянии акватории СМП» (эксперт
Р. Романенков). Одним из элементов цифровой экосистемы СМП является программно-аппаратный
комплекс ледовой разведки на базе беспилотника палубного базирования.
Энергетика в Арктике
Для наращивания грузопотока по СМП необходимо опережающее
развитие энергетики в Арктике (В. Панов) [17]. Экономическая эффективность энергоснабжения определяет
целесообразность реализации проектов освоения полезных ископаемых. Энергетика
на мазутно-дизельных установках или угольной генерации весьма высокозатратна.
Газовая генерация на текущем этапе вряд ли будет использоваться в Арктике в
больших объемах. Источники энергии на ядерном топливе дают новые возможности
для развития. Пример нового энергетического решения для арктического региона -
плавучая атомная теплоэлектростанция «Академик Ломоносов». Сейчас «Росатом»
строит четыре плавучих энергоблока на реакторах РИТМ-200 для Баимского ГОКа.
ПЭБы оказались самым экономически эффективным энергетическим решением для
комбината. Для энергоснабжения золоторудного месторождения Кючус в Якутии
сооружается наземная станция малой мощности на РИТМ-200Н. В стадии проработки —
малая станция «Шельф» на 10 МВт для энергоснабжения золоторудного
месторождения Совиное (осваивает горнорудный дивизион «Росатома»). АСММ запланированы в Норильске и на
Чукотке.
Вдоль трассы Севморпути просматриваются около 11
производственных кластеров, которые могут быть созданы вокруг месторождений
полезных ископаемых. «Росатом» планирует организовать своеобразный ГОЭЛРО-2
вдоль Севморпути по принципу: в первую очередь создается энергетика, а затем
вокруг нее формируется производственный кластер.
Круглогодичная навигация. Восточный
полигон
Восточное направление СМП от пролива Вилькицкого до
Берингова пролива на сегодня является главным вызовом проекта северной
магистрали. К 2030 г. планируется реализовать модель расстановки пяти ледоколов
в восточном секторе СМП. Исходя из прогноза грузопотока, к 2035 г. число
восточной группировки ледоколов потребуется увеличить до девяти.
До лета 2024 г. суда, работающие на СМП,
ходили только в западном направлении [18]. «Начало круглогодичной навигации в
восточном секторе СМП в 2024 г. связывалось с ожидаемыми, но не состоявшимися
поставками газовозов для «Арктик СПГ-2» класса Arc7 с улучшенной
ледопроходимостью, что достигалось изменением обводов судна и увеличенной
мощностью пропульсивной установки. Сегодня действующим флотом судов класса Arc7
располагают «Ямал СПГ» (НОВАТЭК), Новопортовское месторождение («Газпром
нефть») и «Норильский никель». Продукция «Газпром нефти» и «Норникеля»
вывозится на запад, а «Ямал СПГ» отправляет суда на восток только в расширенную
летне-осеннюю навигацию в июне—январе» (М.Н. Григорьев).
Развития круглогодичной навигации можно ожидать только
после создания флота под проекты «Арктик СПГ-2» и «Восток Ойл», сроки строительства
которых в настоящее время не определены. Санкции
создают серьезное препятствие для оснащения грузоотправителей такими судами [19]. Компании не могут получить суда, построенные
за рубежом.
Строительство балкеров и контейнеровозов класса Arc7 в
России не производится. Контакты с финской компанией Aker
Arctic, представившей в 2021 г. концепцию контейнеровоза класса Arc7
вместимостью 8000 TEU, приостановились.
В 2021 г. АО «ЦНИИМФ» по результатам ТЭА, выполненного по
заказу «Росатома», сформировало рекомендации по основным параметрам
контейнеровозов для СМП. Они будут двойного действия, способны двигаться и
носом, и кормой вперед. Вместимость их должна составлять 6000 TEU, ледовый
класс Arc8. Энергетическая установка – дизель-электрическая, топливо –
сжиженный природный газ. По
оценке ЦНИИМФ, строительство отечественного газовоза Arc8 потребует более шести
лет.
Уже разработаны проекты арктических
контейнеровозов высокого ледового класса – Arc7 и Arc8. В 2015 г. по
госконтракту АО «ЦНИИМФ» выполнена НИР «Разработка концептуального проекта
контейнеровоза ледового плавания повышенной контейнеровместимости для
высокоширотных линий СМП». Рекомендации по
основным параметрам контейнеровозов для СМП в 2021 г. представил ЦНИИМФ: суда
двойного действия, ледовый класс Arc8, вместимость 6000 TEU, основное
топливо — СПГ.
ООО «Морское Инженерное Бюро – СПб» также
представило эскизный и технический проекты арктического контейнеровоза (проект
ICV51). Контейнеровоз будет иметь вместимость 3110 TEU, ледовый класс Arc7,
дизель-электрическую энергетическую установку, три полноповоротные винторулевые
колонки типа азипод мощностью по 15 000 кВт. Ледопроходимость судна будет не
менее 2,1 м. осадка – 12,20 м.
Для ускоренного наращивания флота «Росатом» начал
сотрудничество с китайскими компаниями. На ПМЭФ-2024 АО «Русатом Арктик»
подписало соглашение о создании СП с китайской компанией, планирующее на первом
этапе построить пять контейнеровозов класса Arc7. «Первое судно должно выйти в
рейс не позднее 2027 г. Наша цель — выход на круглогодичные контейнерные
перевозки по СМП между КНР и северо-западными портами нашей страны в течение
трех лет» (В. Панов).
Транзит в перспективе
В декабре 2021 г. Общественный совет Севморпути рапортовал о росте объема
транзитных перевозок на 56% [19]. Норвежский
Golden Ocean Management и швейцарский SUEK AG совершили 18 рейсов с железорудным
концентратом в порты Китая. Немецкий оператор United Heavy Lift организовал 14
рейсов в восточном и в западном направлениях. Таким же количеством
рейсов отметилась китайская судоходная компания COSCO Shipping. Немецкая
Oldendorff Carriers, выполнила восемь рейсов по доставке угля и железорудного
концентрата с запада на восток. Итого за год было совершено 86 транзитных
рейсов. Общий объем перевезенных грузов – 2 млн тонн.
Опираясь на эти показатели, В. Панов представил
прогноз роста транзитных перевозок к 2030 г. до 30 млн тонн. Но в 2024 г. транзитный
грузопоток составил всего 3 млн 80 тыс. тонн. Для достижения показателей «консервативного
сценария» на 2030 год, транзиту за ближайшие шесть лет необходимо вырасти в
десятикратном размере.
Согласно расчетам исследователей шведского Технического
университета Чалмерса и Даляньского морского университета, проход летом по
маршруту через Суэц стоит 746,2 тыс. долл. против 602,1 тыс. долл. за
арктический вариант [19]. В сентябре вместо 732,9 тыс. долл. через Суэц оператору надо заплатить
488,9 тыс. долл. по СМП. Экономия в целую треть стоимости. Это дает надежду на
то, что транзит по Севморпути все-таки будет набирать обороты, и к 2030 г.
удастся реализовать треть «консервативного сценария» - выйти на 10 млн тонн
транзитных грузов.
Суэцкий канал в 2023 г. обеспечивал порядка 15% мирового грузопотока. За
первые два месяца 2024 г. грузопоток упал на 42% из-за
атак йеменских хуситов на суда в Красном море. (по данным ООН). А на
Севморпути развиваются торговые отношения с Индией, Ираном, Китаем. О совместном развитии
евроазиатской транспортной логистики и контейнерных перевозок по СМП «Росатом»
договорился с эмиратской компанией DP World. Беларусь прорабатывает варианты
площадок под строительство порта в Приморском крае или Мурманской области с
привязкой к Севморпути. [19а].
По мнению эксперта М.Н.Григорьева, Севморпути навязывают не свойственные ему в настоящее время задачи
(в том числе, обеспечение с 2024 г. пилотного этапа круглогодичной контейнерной
линии "Русатом Карго" с грузопотоком 8-10 млн тонн) [21]. "Текущая цель
развития Северного морского пути не о том, чтобы обеспечить перевозку
очередного задекларированного числа тонн в указанном году, а в том, чтобы
создать транспортную инфраструктуру, адекватную реализуемым крупным
инвестиционным проектам освоения природных ресурсов, использующим морскую схему
транспортировки как на Запад, так и Восток. Создав систему устойчивого и
безопасного круглогодичного судоходства проектов, можно будет расширять спектр
предоставляемых на Севморпути услуг".
Нацпроект «Северный морской путь и Арктика»
Для ускорения развития СМП и всего
макрорегиона АЗРФ Комиссия Госсовета предложила
в 2025‑м г. запустить нацпроект «Северный морской путь и Арктика», в который предлагается включить сферы,
связанные с судоходством в АЗРФ, развитие минерально-сырьевых центров,
обеспечивающих грузовую базу СМП, необходимую инфраструктуру, в том числе
трубопроводный газ, создание новых производств по переработке сырья и
логистических цепочек для его вывоза [22]. Ключевым направлением нового нацпроекта является развитие
коммерческого, вспомогательного и ледокольного флотов, портовой инфраструктуры.
Большее внимание будет уделено всему, что связано с развитием портовых
мощностей на Севере, и с развитием железнодорожной инфраструктуры к этим
портам.
Заключение
Корректная постановка
цели на 90% определяет успешность выполнения любого проекта. Главная цель
задает стратегию реализации: приоритетность основных объектов, сроков
исполнения работ, объемов финансирования, распределение материальных, информационных,
кадровых ресурсов. Этапы проведения запланированных работ, их синхронизация
прорабатываются финансовыми службами, экономистами, техническими специалистами
в русле решения приоритетной задачи – главной цели проекта. И таковой для
проекта развития Севморпути является развитие всего макрорегиона Арктической зоны России.
Истинная цель СМП — помогать освоению Российской Арктики.
В положении о Главном управлении Севморпути от 1936 г. Северный морской
путь был обозначен как морская трасса от Баренцева моря до Берингова пролива,
которая должна использоваться для решения внутренних задач освоения Арктики.
Предлагаемый Комиссией Госсовета РФ на
2025 год нацпроект «Северный морской путь и Арктика» как раз и нацелен на решение этой задачи.
Севморпуть
с его ледокольным флотом, инфраструктурой, портами и терминалами, системами
обеспечения безопасного плаванья, и должен стать транспортной магистралью,
адекватной реализуемым проектам освоения природных ресурсов Арктики,
необходимых для обеспечения экономической и национальной безопасности страны.
А
уже потом, после создания надежной базы вдоль акватории СМП можно будет
решать вопрос создания привлекательного для международных перевозчиков
транзитного коридора.
Подготовила Т.А. Девятова
При подготовке материала использована
информация сайтов: rbc.ru, severpost.ru, clck.ru, dp.ru, ng.ru, rg.ru, atomicexpertnew.ru, strana-rosatom.ru,
gov-murman.ru,
ecoshp.ru, rbc.ru, logirus.ru, kommersant.ru, spb.vedomosti.ru, dzen.ru, atomic-energy.ru,
murmanshelf.ru, ntranslab.ru, dp.ru, topcor.ru, ecoshp.ru, rbc.ru, lenta.ru, kp.ru, dprom.online, tvzvezda.ru, eadaily.com, atomicexpertnew.ru,
tass.ru,
goarctic.ru, bnews.ru,
portnews.ru, sibmix.com, interfax.ru, hab.aif.ru. ren.tv, sfr.gov.ru,
news.ati.su, ria.ru, lenarechtrans.ru, lenta.ru, arctic-russia.ru,
paluba.media, seanews. ru.
Дополнительные источники
1. https://tass.ru/ekonomika/22822967 2024 год
прошел под знаком Северного морского пути.
2.https://www.rbc.ru/rbcfreenews/67874df09a7947f08f6077fd?utm График роста
грузопотока по Севморпути необходимо пересмотреть исходя из реалий.
3.
https://www.rbc.ru/business/29/03/2024/6606cd9a9a7947b91495e22e
Перевозки по Северному пути в 2024 г.
отклонятся от плана вдвое.
3а. https://sibmix.com/?p=14337 Ю.
Фурсова, СМП: каковы будут итоги 2024 года?
4. https://tass.ru/ekonomika/22771289 Ю.П. Трутнев, Объем перевозок по Севморпути
увеличивается, несмотря на санкции.
5. https://www.kommersant.ru/doc/6794187 Н. Скорлыгина, Суда
показали крепкую нехватку.
5а.
https://www.kommersant.ru/doc/7365830 Н. Скорлыгина, Рост вглубь и вширь.
6. https://sibmix.com/?p=14006 Д. Верхотуров, Не нужно пока новых верфей.
7. https://sibmix.com/?p=13675 И. Казаков, Севморпуть осилит плывущий.
8. https://www.angi.ru/news/2921719
С.
Митрахович, Развитие Севморпути происходит в условиях, когда нет гарантии,
что он будет загружен.
9.
https://www.ng.ru/energy/2024-04-08 О. Никифоров, Для развития Северного
морского пути не хватает судов.
10. https://atomicexpertnew.ru/ Р.
Жолудь, Арктическая зона РФ: риски и перспективы развития.
11. monocle.ru М.Н. Григорьев, Миф глубокой заморозки.
12. https://aif.ru/politics/russia Важнейший транспортный коридор национального и
мирового значения.
13. http://arctica-ac.ru/docs/journals И. В. Гурлев,
ИПТ им. Н. С. Соломенко РАН ets., Анализ
состояния и развития транспортной системы СМП.
14. atomicexpertnew.ru Севморпуть пошел в рост.
15. https://rg.ru М. Калмацкий,
СМП поможет развитию российской экономики.
15а. https://iz.ru/1375583/dmitrii-alekseev.
16. https://www.kp.ru/daily/27519/4782078/ Севморпуть
станет ледовым Транссибом.
17.
https://www.kommersant.ru/doc/6413261 П.
Смертина, Влияние развития Севморпути на энергетику Арктики.
18. https://www.rbc.ru/newspaper/2024/09/17/66e848979a7947126c129334 Г. Костринский, Севморпуть перекладывается в сторону скромности.
19. https://paluba.media/news/181995 Выгоден ли
Севморпуть для транзита?
19а. portnews.ru›news/360647/ МВФ: Торговля
через Суэцкий канал за первые два месяца
20. https://www.dp.ru/a/2020/10/08 В. Бабаева, Транзит по Севморпути: цель
или навязанная функция.
21.https://seanews.ru/2024/03/06 ТрансГИД: Северный морской путь и
альтернативные маршруты.