proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Журналы Атомная стратегия 2024 год
  Агентство  ПРоАтом. 28 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
PRo Выставки
Энергетика, Электротехника и Энергетическое машиностроение
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС

Вышла в свет книга Б.И.Нигматулина и В.А.Пивоварова «Реакторы с тяжелым жидкометаллическим теплоносителем. История трагедии и фарса». Подробнее 
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия»
и сайта proatom.ru.
E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[29/01/2008]     Заряженные $180 миллионами

Мария Азоян, газета "Сейчас" 

Украина - Россия: о перспективах развивать ядерно-промышленный комплекс самостоятельно
Фактически в настоящее время Украина инвестирует 50% средств в развитие ядерно-промышленного комплекса России. У Украины пока нет своего централизованного хранилища для отработанного ядерного топлива (ОЯТ) трех АЭС, кроме Запорожской, что и является причиной ее зависимости от ценовой политики России на вывоз и хранение топлива, отмечают эксперты.
 



«ЗАЭС - единственная станция, которая не транспортирует отработанное топливо в РФ. Остальные отправляют, и НАЭК «Энергоатом» платит за транспортировку и хранение этих отходов, по разным оценкам, от $120 до $180 млн.», - сообщила газете «СЕЙЧАС» Ольга Кошарная, ведущий эксперт Украинского центра экономических и политических исследований им. А. Разумкова.

Только 50% этих денег идут на оплату переработки ОЯТ и их хранение, отмечает специалист. Причем отработанное топливо от наших ВВЭР-1000 (водо-водяной энергетический реактор; на основе ВВЭР-1000 ведется разработка реактора большей мощности: 1150 МВт. - «СЕЙЧАС») не перерабатывается из-за отсутствия соответствующей технологии, оно просто там хранится. Более того, добавляет г-жа Кошарная, после 2010 г. в Украину из России станут возвращать остеклованные высокоактивные радиоактивные отходы после переработки ОЯТ, и их мы должны будем захоранивать на своей территории.

Напомним, РФ намерена увеличить стоимость вывоза отработанного ядерного топлива с территории Украины на 18%. Если нашей стране не удастся договориться о сохранении стоимости услуг, то ей придется в 2,5 раза сократить вывоз ОЯТ в Россию по сравнению с запланированным на 2008 г. количеством рейсов (предполагалось совершить 6 рейсов, как и в 2007-м).

Примечательно, что еще в 2006 г. в Секретариате Президента заявляли, что в ближайшем будущем Украина будет вынуждена отказаться от захоронения отработанного ядерного топлива на территории РФ, потому что российская сторона может существенно изменить расценки на предоставление подобной услуги.

У нас есть два варианта решения данного вопроса: либо торговаться относительно цены, либо сокращать количество рейсов по вывозу топлива, подчеркивают эксперты. Однако и в этом случае избежать проблем не удастся. На площадках АЭС расположены приреакторные бассейны выдержки для ОЯТ, где оно хранится примерно в течение трех лет, после чего его можно транспортировать. «С точки зрения экологии такой вид хранения топлива абсолютно безопасен», - отметила Ольга Кошарная. Вместе с тем эти бассейны нельзя заполнять бесконечно, потому что там должно быть пространство для выгрузки ОЯТ из ядерного реактора при каком-либо ЧП. «Так что в любом случае Украине придется соглашаться на условия России», - считает г-жа Кошарная.

Россия намерена увеличить стоимость вывоза отработанного ядерного топлива с территории Украины на 18%. Если нашей стране не удастся договориться о сохранении стоимости услуг, то ей придется в 2,5 раза сократить вывоз ОЯТ в РФ по сравнению с запланированным на 2008 г. количеством рейсов.

В свою очередь, вице-президент НАЭК «Энергоатом» Владимир Бронников уверен, что если Украина пойдет по пути сокращения рейсов и движение топлива застопорится, это чревато остановкой блоков. «Это будет иметь негативные последствия. Достаточно вспомнить 1990-е годы, когда были веерные отключения атомных станций из-за незагруженного или не вывезенного топлива. Мы не должны допустить повторения подобной ситуации», - сказал г-н Бронников газете «СЕЙЧАС».

Изменение условий вывоза ОЯТ с территории нашего государства прежде всего связано с ростом мировых цен: повышается стоимость урана, а соответственно, и свежего ядерного топлива. «Недавно г-н Недашковский (Юрий Недашковский, заместитель Министра топлива и энергетики. - «СЕЙЧАС») в интервью отметил, что свежее топливо подорожало на 20% для украинских АЭС», - добавила Ольга Кошарная. Тенденция повышения цены на «ядерные услуги» также налицо: если в 2004 г. цена для Украины составляла около $400 за 1 кг тяжелого металла, в 2005-м – больше $500, то уже в 2006 г. она достигла более $600 за 1 кг тяжелого металла.

Напомним, НАЭК «Энергоатом» и российская корпорация «ТВЭЛ» подписали контрактные документы, регламентирующие стоимость и объемы поставок ядерного топлива на украинские атомные станции в 2008 г. Согласно новым договоренностям, цена ядерного топлива для нашей страны в 2008 г. повысится на 20%.
 
Конечно, возможен еще один вариант развития событий – договориться с другим государством, к примеру с Францией, и вывозить свои отходы на хранение и переработку туда на более выгодных условиях. Однако пока такие пути не рассматриваются.

«Во-первых, у Украины еще есть время, во-вторых, у нас идет процесс подготовки к строительству своего хранилища отработанного ядерного топлива», - рассказала г-жа Кошарная. По ее словам, технико-экономическое обоснование на это строительство должно быть вот-вот утверждено, оно уже прошло экспертизу. «Компания Hоlteс International, выигравшая тендер на строительство централизованного хранилища, имеет соответствующий опыт строительства подобных объектов в США и в Испании», - добавила эксперт.

«В ближайшие 2-3 года проблема транспортировки ОЯТ перестанет существовать для Украины. Сейчас мы находимся на стадии проектирования, и я думаю, что уже к концу года выйдем за разрешением в парламент на сооружение собственного хранилища», - отметил г-н Бронников.

Напомним: в декабре 2005 г. «Энергоатом» и американская компания Holtec International подписали контракт на строительство централизованного хранилища отработанного ядерного топлива для отечественных атомных электростанций. Во 2-й половине 2009 г. Украина намерена прекратить вывоз ОЯТ в Россию, построив централизованное хранилище.

ГЛАВНОЕ
Фактически на сегодняшний день Украина инвестирует 50% средств в развитие ядерно-промышленного комплекса РФ. Тогда как в случае с собственным хранилищем ежегодная экономия государства составляла бы $120-180 млн.

Однако сотрудничество с Россией по транспортировке и хранению ОЯТ неизбежно даже на ее новых условиях, поскольку сокращение вывоза и хранения топлива чревато для нашей страны остановкой блоков, предупреждают специалисты, напоминая о веерных отключениях атомных станций в 1990-е годы.

Опубликовано в газете "Сейчас" 28,01,2008  

 
Связанные ссылки
· Больше про Геополитика
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: Геополитика:
Правда об АЭС «Белене»

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 0
Ответов: 0

Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 0 Комментарии
Спасибо за проявленный интерес





Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.06 секунды
Рейтинг@Mail.ru