proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Журналы Атомная стратегия 2024 год
  Агентство  ПРоАтом. 27 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





PRo IT
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС

Вышла в свет книга Б.И.Нигматулина и В.А.Пивоварова «Реакторы с тяжелым жидкометаллическим теплоносителем. История трагедии и фарса». Подробнее 
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия»
и сайта proatom.ru.
E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[26/05/2008]     Об утилизации без прикрас

В.А.Перовский, Санкт-Петербург 

Признаем очевидное: с переходом на атомную энергетику роль флота как вида Вооруженных сил неуклонно возрастает. Наращивая силовую компоненту, флот продолжает оставаться самым эффективным инструментом внешней политики. Не случайно ведущие морские державы (США, Англия, Франция) не скупятся на содержание военно-морских сил и их постоянное обновление. Президент Рузвельт как-то заметил, что «стоимость флота есть та страховая премия, которую государство уплачивает за обеспечение безопасности своих ценностей».


Увы, для руководителей современной России флот является раздражающей обузой, хотя именно Военно-морской флот был прародителем современных видов оружия и мощным фактором научно-технического прогресса. Громкие слова о возрождении былой морской мощи остаются лишь темой официальной пропаганды. Реальная действительность далека от рисуемой картины, что и подтверждается результатами массового вывода из эксплуатации отечественного атомного подводного флота. На календарях  силуэты стратегических ракетоносцев проекта 941, признанных высшим достижением подводного кораблестроения. Их создатели  академики И.Спасский и Н.Ковалев год назад из рук Президента РФ получили государственные премии. Но из шести самых больших в мире атомных подводных лодок (АПЛ) три корабля переведены в утиль. По сути страна лишилась ракетной системы морского базирования «Тайфун». Еще до потери «Курска» три подобных ракетоносца проекта 949 переданы на слом, не отслужив и трети отведенного срока (стоимость каждого  не менее 3 млрд $). По официальным данным на начало 2008 г. снято с эксплуатации 198 АПЛ (80 % от всех построенных), из них 164 утилизированы по различным вариантам.

Не претендуя на детальный анализ ситуации в целом, постараемся осветить некоторые особенности утилизации атомных подводных лодок в Северном регионе.


Исходные заблуждения

О роли флота.  Среди легенд и стереотипов, сопровождающих процесс утилизации отечественных АПЛ, сложилось устойчивое представление о неспособности Военно-морского флота самостоятельно вывести из эксплуатации корабли с ядерными энергетическими установками (ЯЭУ). Берём смелость утверждать: будь у флота руководитель с качествами адмирала С.Г. Горшкова (занимавшего пост главкома 30 лет, сделавшего флот атомным  и океанским) и располагай ВМФ хотя бы третью выделяемых в настоящее время денежных средств, никогда бы утилизация АПЛ не вышла из отраслевых рамок и тем более не переросла в разряд глобальных проблем современности, требующих помощи всего мира. К концу 1990-х годов атомная группировка уже не отходила от причалов, но флотская организация не исчезла.

 

Управленческие структуры ВМФ, искушенные в эксплуатации, ремонте и перезарядке реакторов АПЛ, при наличии финансовых рычагов беспроблемно могли бы перенацелить судоремонтные заводы на деятельность по утилизации выводимых из эксплуатации атомных лодок. Однако из-за мизерного финансирования флот де-факто функции заказчика утерял. В Америке поступила иначе.

Справка
В сентябре 1993 г. США опубликовали доклад «U.S. NAVAL Nuclear powered submarine inactivation, disposal, and recycling» («Вывод из эксплуатации, утилизация и захоронение атомных подводных лодок ВМС США»), из которого следовало, что именно флотские специалисты взяли на себя разработку доктринальных документов и всю организацию по ликвидации выводимых АПЛ. Несколько цитат, подтверждающих сказанное выше: «…ВМС разработали и осуществили программу безопасного демонтажа, утилизации и захоронения списанных АПЛ…», «…ВМС решили захоранивать реакторные отсеки на сухопутной площадке…», «… ВМС санкционировали программу демонтажа и утилизации подводных лодок на военно-морской верфи в Пьюджент Саунд…», «…ВМС тесно сотрудничают с этими органами…» (Министерство энергетики, Агентство по защите окружающей среды, Департамент по экологии штата Вашингтон и т.д., В.П.). Кстати, в США нередко масштабные проекты осуществляли военные. Полковник Дж. Гуталс вел строительство Панамского канала, генерал Л. Гровс руководил «Манхэттенским проектом» (ядерное оружие), адмирал Х. Риковер создавал атомный флот, адмирал У. Реборн осуществил программу ядерного сдерживания с межконтинентальными ракетами «Поларис».

О мнимых трудностях.
Еще более стойким оказался миф о якобы необычайной сложности процесса утилизации АПЛ, причем исходил он чаще всего от руководителя судоремонтных предприятий. Так на научно-практической конференции в Северодвинске (1995 г.) в итоговом заявлении отмечалось: «…утилизация АПЛ является сложнейшей проблемой; требуется создание новых мощностей, дорогостоящих объектов инфраструктуры и высоких технологий…». Далее следовал перечень новых производств, судов, плавкранов, доков, могильника РО на Новой Земле. Этому вторили ученые Института безопасного развития атомной энергии (ИБРАЭ) в одной из «Аналитических записок» (1998 г.): «Вывод из эксплуатации АПЛ представляет сложную в экономическом, техническом и организационном плане проблему… Обращение с реакторными отсеками является одной из наиболее сложных научных и технических проблем…» и т.д.

Но вот что говорилось в отчете ВМС США: «…Работы по демонтажу, утилизации и захоронению, разработанные ВМС, не содержат никаких сложных технологий, используют основные инженерные принципы и общую промышленную практику…Технология демонтажа и утилизации АПЛ является простой и пригодной по своим возможностям для любой крупной верфи…». И там же: «Реакторный отсек разрезается стандартным резательным оборудованием, предпочтительно газовыми горелками, ручными пилами, резаками для труб и шлифовальными машинками…». И пока российские директора и ученые рассуждали о высоких технологиях, американские судоремонтники без затей к 1993 г. резаками и горелками разделали 31 АПЛ.

Справка
Парадокс ситуации в том, что в Северодвинске еще в 1964 г. была выполнена замена реакторного отсека на первой АПЛ «К-3», причем на МП «Звездочка» отсек вырезали, носовую и кормовую части АПЛ перевели на противоположный берег на ПО «Севмаш», где и соединили с вновь изготовленным РО. Подобные операции были выполнены на АПЛ «К-11» (1965 г.), на АПЛ «К-19» (1965 г.), на АПЛ «К-5» (1966 г.). То есть весь набор судоразделочных операций, включая демонтаж корпуса реактора, был хорошо освоен заводами как на Севере, так и в Восточном регионе.

О грозящей опасности.
Предрекать очередной Чернобыль в местах базирования и отстоя выведенных из эксплуатации АПЛ – самый расхожий миф последнего десятилетия. «Флот на пути к Чернобылю», «Сто плавучих Чернобылей», «До катастрофы осталось два года», «Радиоактивная эскадра» - наиболее часто употребляемые заголовки публикаций на данную тему. Увы, хлесткие выражения допускались не только эмоциональными журналистами. И со стороны высокопоставленных лиц с учеными регалиями настойчиво внушалась мысль о страшной опасности, исходящей от АПЛ с остановленными реакторами. В программном докладе на Международной конференции «Экологические проблемы утилизации АПЛ» (Северодвинск, 2001 г.) звучали такие фразы: «…30 снятых с эксплуатации АПЛ с ОЯТ на борту… угрожают затоплением с риском возникновения крупных радиационных и ядерных аварий, затрагивающих обширные регионы страны и большие группы населения…» и далее: «…вероятность возникновения аварий на АПЛ, находящихся в отстое…приобретает масштаб национальной угрозы…». К счастью, такой угрозы быть не могло. При самом гипотетическом сценарии ядерная авария на АПЛ  (вспышка СЦР) по воздействию на окружающую среду всегда носит локальный характер и не имеет ничего общего с масштабами чернобыльской катастрофы, хотя бы потому, что активная зона РБМК-1000 содержит 5 тонн урана-235, в то время как в лодочном реакторе масса урана-235 не доходит и до 100 кг. Случившаяся авария при перезарядке реактора АПЛ «К-431» в бухте Чажма стала трагедией для персонала в реакторном отсеке, но по последствиям не вышла за пределы территории судоремонтного завода. Исследования по выдержке корабельных отработавших топливных сборок в морской среде показали, что выход радионуклидов в воду начинается спустя 1-2 месяца после начала эксперимента (данные д.т.н. Пологих Б.Г., РНЦ «Курчатовский институт»). И таким образом в случае затопления АПЛ с раскрытым реактором у эксплуатирующей организации будет достаточно времени на подъем затонувшего у причала корабля без радиологических последствий для акватории. И главное, в последнее время отчетливо прослеживается способность самой природы противостоять разрушительному антропогенному воздействию.

Об увеличении РАО. Ходячим штампом стало мнение о значительном увеличении радиоактивных отходов (РАО) в процессе утилизации АПЛ. Исторически сложилось так, что не получив от промышленности пригодных средств для переработки РАО, флот вынужден был сливать свои жидкие отходы в арктические и восточные моря (до запрета, введенного постановлением Правительства РФ от 23.07.1993 № 710). Но лидером по образованию РАО флот никогда не был, поскольку 99,9% всех радиоактивных отходов России образуется на трёх предприятиях Росатома: ПО «Маяк», Сибирский химкомбинат и Горно-химический комбинат. Массовая утилизация АПЛ вопреки бытующему мнению привела не к увеличению, а к резкому, на 2 порядка, сокращению РАО, поскольку при разделке ПЛА исключаются многие ремонтные процедуры, вызывающие образование отходов. К тому же ЯЭУ не демонтируется, вырезка реакторного отсека из корпуса АПЛ ведется по кромкам смежных отсеков, не содержащих радиоактивности (кроме единичных аварийных АПЛ), объем контурных вод невелик, размещение ТРО допускается в удаляемом реакторном отсеке. По официальным данным в 2001 г. в Северном и Восточном регионах образовалось и было переработано 2000 м3 жидких РАО, в 2004 г. – 874 м3 («Атом-пресса» 4/2002, «Бюллетень по атомной энергии», 3/2005), что в 15 раз меньше, чем при плавающем флоте в 1970-1980 годах.

О проблеме отработавшего топлива (ОЯТ). К началу массовой утилизации ПЛА все специфические процедуры с корабельным ОЯТ (выгрузка из реакторов, региональные перевозки, хранение, вывоз на переработку) были профессионально освоены специалистами ВМФ – к 2000 г. было произведено более 500 перезарядок реакторов (большая часть на Севере) и выполнено 220 эшелон/рейсов на химкомбинат «Маяк». Появляющиеся трудности обусловливались только несовершенством береговой инфраструктуры. Проблема с ОЯТ возникла с переходом в 1991 г. химкомбината «Маяк» на прямые финансовые расчеты и требования предоплаты от ВМФ за прием корабельного ОЯТ (флот стал заложником принятой в бывшем Минсредмаше концепции замкнутого топливного цикла). В 1999 г. Минатом развязал эти финансовые узлы, и эшелоны с ОЯТ пошли на Урал.

Справка
Цитата из отчета ВМС США: «…При удалении топлива применяются такие же проверенные процедуры и оборудование, какие были успешно применены для 250 военно-морских реакторов при выгрузке и их повторной загрузке топливом…» В США все корабельное ОЯТ хранится в штате Айдахо на предприятии Министерства энергетики. С 1992 г. процесс переработки прекращен по экономическим и экологическим соображениям. С администрацией штата заключено соглашение о размещении ОЯТ на территории Айдахо до 2035 г. Кстати, в США не перерабатывается ОЯТ и от АЭС. Спор о преимуществе принятого в России «замкнутого цикла» над технологией долговременного хранения, принятой в США, носит схоластический характер и не является темой данной статьи.


Модель утилизации

Ликвидация отслужившей свой срок техники – неизбежная процедура, в том числе для объектов и сооружений, использующих атомную энергию. Та же Америка, имея сопоставимый с Россией атомный флот, к ликвидации устаревших атомных подлодок подошла с твердым пониманием, что ключевым элементом утилизации АПЛ является обращение с реакторным отсеком - секцией АПЛ, содержащей бездействующую реакторную установку с выгруженной активной зоной. С удалением реакторного отсека (РО) атомный корабль перестает быть таковым, и его разделка на металлолом становится заурядной, хотя и весьма трудоемкой процедурой. Удачный подбор операций по вырезке, транспортированию и хранению РО предопределяет успех всей программы.

Справка
С привычным для Америки рационализмом руководители ВМС  без особых ухищрений выбрали наземный способ хранения реакторных отсеков. При этом утилизация реакторной установки не предполагалась, выгрузка ОЯТ и разделка корпуса АПЛ выполнялась на стапеле сухого дока. Первый отсек от утилизируемой АПЛ уже в 1986 г. баржой был доставлен из Калифорнии на север страны (площадка Хэнфорд, штат Вашингтон), к настоящему времени там размещено не менее 90 отсеков. Кстати, кроме пункта хранения РО в процессе утилизации никаких промышленных объектов американцы не создавали.

Как всегда, Россия пошла своим необъяснимым путем. Еще в 1986-м году постановлением бывшего союзного правительства было решено для захоронения РО использовать подземные выработки в районе Видяево, первоначально предназначавшиеся в качестве бухт-укрытий для развертывания ударной группировки АПЛ Северного флота. Увы, привлекательная идея приспособить недостроенные штольни на практике оказалась провальным вариантом, хотя на протяжении 15 лет этот проект неизменно включался в правительственные программы. При этом предполагалось, что через 50-70 лет будет произведена выемка РО из штолен для окончательной утилизации отсеков и находящегося в них реакторного оборудования.

В итоге процесс утилизации АПЛ пошел по обходным вариантам и свелся к вырезке и содержанию РО на плаву в составе трех, четырех и восьмиотсечных блоков. Пунктом отстоя плав-блоков была выбрана губа Сайда в Кольском заливе. По одноотсечному варианту осуществлялась лишь утилизация АПЛ проекта 671 (зав. № 615) и пяти АПЛ проекта 705 (зав. №№ 106, 107, 900, 905, 915), однако из-за отсутствия стационарного пункта хранения к оставшимся реакторным отсекам были приварены цистерны плавучести, что привело конструкцию к тому же трёхотсечному плавблоку.

Сравнение схем утилизации АПЛ двух стран, представленных на рис. 1 и в табл. 1, позволяет  отдать явное предпочтение американской модели, не имеющей промежуточных этапов, технологически завершенной, предусматривающей параллельные работы по удалению ОЯТ, разделке оконечностей и выгрузку РО в одном сухом доке. Российский же вариант опирается на экологически уязвимые временные схемы, более протяжен по времени (табл. 2), предполагает возврат всех отсеков на заводы для окончательной утилизации реакторного оборудования через 50-70 лет (думается, что будущие поколения вряд ли будут ворошить ненужное железо и считать корпуса отсеков идеальными контейнерами на период естественного распада радионуклидов).

Таблица 1. Сравнение схем обращения с реакторными отсеками (РО) в России и США

№п/п
Процедура
Россия
(применительно к Северному региону)
США
I
Удаление из корпуса АПЛ
Вырезка трёхотсечного блока с РО
Вырезка одноотсечной секции с РО
II
Транспортирование
Буксировка трёхотсечного блока морем за счет собственной плавучести (900 км)
Транспортирование РО на океанской барже (1500 км) и трейлере (30 км)
III
Хранение
3.1. Хранение трёхотсечных блоков на плаву
3.2. Передача и разделка на СРЗ «Нерпа»
трёхотсечного блока в одноотсечную секцию с РО
3.3. Хранение РО на площадке
в гб Сайда до 70 лет
Стационарное хранение на площадке в Хэнфорде до 300 лет


Таблица 2 Протяженность утилизации первой партии АПЛ, доведенных до. одноотсечного варианта и размещенных на берегу в губе Сайда

п/п

проект

зав. №

вывод из эксплуа-тации

Разделка по многоотсечному(мн.отс) варианту

отстой

блока с РО на плаву

Разделка блока до одноотсечной .секции с РО

передача на стационарный ПДХ
(Сайда)
Общий срок

год

предпри-ятие

тип блока с РО

год

предпри-ятие

1

627

287

1987

1990

10 СРЗ

мн/отс.

13 лет

2003




все

на СРЗ

«Нерпа»

до 1-отс. секции

2006

16 лет

2

658

904

1986

1990

35 СРЗ

мн/отс.

14 лет

2004

2006

16 лет

3

658

905

1989

1992

35 СРЗ

мн/отс.

12 лет

2004

2006

14 лет

4

675

531

1990

2003

10 СРЗ

мн/отс.

12 лет

2005

2006

13 лет

5

675

536

1990

1991

35 СРЗ

мн/отс.

12 лет

2003

2006

15 лет

6

675

540

1989

1991

10 СРЗ

мн/отс.

14 лет

2005

2006

14 лет

7

667

424

1988

1993

«Звездочка»
мн/отс.

11 лет

2004

2006

13 лет

8

667

402

1988

1992

«Звездочка»
мн/отс.

12 лет

2004

2007

15 лет

9

667

422

1988

1991

«Звездочка»
мн/отс.

12 лет

2003

2007

16 лет

10

667

310

1992

2002

«Звездочка»
3х  отс.

3 года

2005

2007

5 лет

11

658

906

1989

1996

35 СРЗ

мн/отс.

9 лет

2005

2007

11 лет



Справка








Еще в 1995 году на Международном семинаре по проблемам утилизации АПЛ (Москва, Российская академия наук) автор этих строк представил доклад «Приповерхностное хранение реакторных отсеков без разборки ППУ в условиях Северного региона». Годом позже трое офицеров запаса, ранее проходивших службу в Техническом управлении Северного флота (кап. 1 ранга Деркач В.М., контр-адмирал Рогачев Е.К и автор этой статьи) в инициативном порядке выполнили ТЭИ по обоснованию стационарного хранилища РО в Сайде с детальной проработкой схемы транспортировки РО без использования 1000-тонного крана, при этом хранение  предполагалось до 250-300 лет, т.е. до естественного распада радионуклидов в конструкциях ППУ
.

6 мая 1998 года автор передал директору СРЗ «Нерпа» Стеблину П.Г. комплект  демонстрационных материалов по хранилищу РО в Сайде. Стеблин, отложив заводские проблемы, доложил прибывшей правительственной комиссии (трём министрам, включая Министра РФ по атомной энергии Адамова Е.О., и губернатора Мурманской обл. Евдокимова Ю.А.) наши предложения по обращению с реакторными отсеками. У высоких гостей был один вопрос: «Почему до сих пор не выдано задание на проектирование?» Процесс пошел…

               
22 июня 2001 г. глава Правительства Михаил Фрадков подписал распоряжение № 840-р о сооружении за счет средств ФРГ, выделяемых в рамках Глобального партнерства, пункта длительного хранения (ПДХ) реакторных отсеков с размещением его в районе поселка Сайда-губа (Мурманск.обл.).

В августе 2006 года в торжественной обстановке объект был стан в эксплуатацию. К сожалению, авторы идеи в торжестве не участвовали. Но большую досаду вызывает то обстоятельство, что переход на новую модель состоялся, когда процесс утилизации АПЛ по сути завершается.


Правовая база, организация, финансирование

Одним из первых документов, устанавливающих порядок проведения утилизации АПЛ ,явилось постановление Правительства РФ от 24.07.1992 № 514 «О мерах по организации опытной утилизации подводных лодок и надводных кораблей, выведенных из состава ВМФ», подписанное Е. Гайдаром. Постановление закрепляло принцип самофинансирования и давало право судоремонтным заводам привлекать на договорной основе коммерческие организации, включая иностранных инвесторов. Этим же постановлением определялся стартовый перечень из 13 АПЛ, подлежащих утилизации, в том числе 9 АПЛ из состава Северного флота (из них 3 – с корпусами из титана). При этом за флотом оставались выгрузка ОЯТ, прием образующихся РАО, а также транспортирование и хранение реакторных отсеков.

Примечательно, что снятие запретов перед коммерческими организациями привело к тому, что в сферу утилизации хлынул поток паразитирующих структур. С другой стороны, именно прямые контракты с зарубежными спонсорами дали возможность устоять судоремонтным предприятиям, поскольку реализация продуктов утилизации АПЛ даже при наличии налоговых льгот покрывала затраты разделочных производств не более чем на 10-15 %.

Месяцем позже вышло ещё одно постановление Правительства РФ от 31.08.1992 № 644-47, которым утверждались Программа и план-график вывода АПЛ из эксплуатации, и предусматривался комплекс мер по созданию промышленных объектов и средств обеспечения утилизации. Увы, правовое поле для утилизации АПЛ не подкреплялось бюджетными обязательствами по отношению к ВМФ, что поставило флот (и, прежде всего, закрепленную за ним деятельность по выгрузке и обращению с ОЯТ) в полную безысходность.

Ситуация радикально изменилась только с выходом постановления Правительства РФ от 28.05.1998 № 518 (подписанного тогдашним премьером, а ныне руководителем госкорпорации «Росатом» С.В. Кириенко), которое определяло Минатом России государственным заказчиком-координатором работ по комплексной утилизации АПЛ и освободило от этих функций ВМФ. Это не означало, что Минатом со своими кадрами и техникой займется демонтажом подводных лодок, выгрузкой топлива из реакторов, иными производственным операциям в процессе утилизации АПЛ.

Как и до выхода постановления № 518, разделку корпусов АПЛ применительно к Северному региону выполняют 5 судоремонтных заводов Мурманской и Архангельской областей (35СРЗ, 10 СРЗ, СРЗ «Нерпа», ЦС «Звездочка», ПО «Севмаш»).  Выгрузку активных зон из реакторов производят моряки плавучих баз перезарядки реакторов ВМФ, а также специалисты Мурманского пароходства (плавбазы «Имандра») и берегового комплекса выгрузки в составе ЦС «Звездочка». Этими же силами осуществлялось формирование эшелонов для вывоза ОЯТ за пределы региона из двух пунктов – Мурманска и Северодвинска.

Но организацию всей этой деятельности, привлечение ресурсов и кооперацию между различными ведомствами взял на себя именно Минатом России. И если в 1988 году бюджетное финансирование утилизации АПЛ составило 116 млн. руб., то в 2000 году (т.е. спустя год после выхода постановления № 518) оно превысило 1 млрд. руб., причем 80 % этой суммы покрывалось экспортной выручкой предприятий Минатома.

Справка





Можно по-разному относиться к бывшему министру Е.О.Адамову и его проблемам с правоохранительными органами. Но посетив первым из атомных министров проблемные объекты ВМФ и инициировав выход постановления № 518, Адамов сыграл позитивную роль в организации работ по утилизации АПЛ (хотя, как знать, излишняя коммерциализация услуг в сфере ОЯТ и РАО может отрицательно проявиться через годы). К тому же Адамов сделал ценное кадровое приобретение: из бывших офицеров-подводников был создан при НИКИЭТе отраслевой центр утилизации АПЛ и кораблей с ЯЭУ. Мизерный коллектив (5 отставных офицеров и 2 адмирала, все в прошлом инженеры механики ЯЭУ) стал полноценным координирующим органом процесса утилизации АПЛ, включая аудит услуг судоремонтных предприятий и проведение экспертизы реализации продуктов утилизации для каждой АПЛ.

Дополним сказанное выборочной статистикой. За период 1990-2005 гг. произведена утилизация 87 АПЛ, из них заводами ВМФ – 23 АПЛ, Судпромом – 64 АПЛ (80 кораблей прошли утилизацию по трёхотсечному и более варианту, 7 – по одноотсечному с присоединением «поплавков»). На долю Мурманской обл. (10 СРЗ, 35 СРЗ, СРЗ «Нерпа») пришлась нагрузка по утилизации 54 АПЛ, Архангельской обл. (ЦС «Звездочка», ПО «Севмаш») утилизация 33 АПЛ.

За этот же период выгружено ОЯТ из реакторов 83 АПЛ, из них плавучими базами Северного флота выгружены активные зоны из 66 АПЛ, плавбазой Мурманского пароходства «Имандра») – из 12 АПЛ, береговым комплексом ЦС «Звездочка» - из четырех АПЛ, силами СевРАО в Гремихе извлечено ОЯТ из двух АПЛ проекта 705.

К настоящему времени в Северном регионе прошли утилизацию не менее 105 АПЛ и намечаемая программа из 119 АПЛ, видимо, будет завершена в 2010 году.

Показатели утилизации и загрузка предприятий представлены в таблицах 3, 4, 5, из которых следует,что:

- выгрузка ОЯТ из реакторов в основном производится силами ВМФ;

- большая часть АПЛ прошла утилизацию на СРЗ «Нерпа»;

- основной вывоз ОЯТ за пределы региона осуществляется Мурманским пароходством  (68 %).

Таблица 3. Показатели утилизации АПЛ в Северном регионе за 2004 год

№ п/п

проект

зав. №

эксплуатация

в ВМФ

выгрузка ОЯТ

год/ПТБ

Место разделки, предприятие

тип блока
с РО

1
627
284
1961-90
2002, ПМ-78
Полярный, 10 СРЗ ВМФ
четырёхотс.
2
658
902
1960-87
2003, «Имандра»
Мурманская обл., СРЗ «Нерпа»
трёхотс.
3
675
543
1966-90
2002, «Имандра»
Мурманск, 35 СРЗ ВМФ
трёхотс
4
675
544
1966-94
2003, «Имандра»
Мурманская обл., СРЗ «Нерпа»
трёхотс
5
667
432
197-94
2003, ПМ-128
Мурманская обл., СРЗ «Нерпа»
трёхотс.
6
667
414
1969-93
2002, ПМ-128
Мурманская обл., СРЗ «Нерпа»
трёхотс.
7
671РТ
625
1976-93
2003, ПМ-12
Мурманская обл., СРЗ «Нерпа»
трёхотс.
8
671РТ
627
1978-93
2003, БКВ
Северодвинск, «Звездочка»
трёхотс.
9
671
600
1967-91
2004, ПМ-124
Северодвинск, «Звездочка»
трёхотс.
10
671
603
1969-93
2003, ПМ-12
Мурманская обл., СРЗ «Нерпа»
трёхотс.
11
949
605
1980-96
2000, ПМ-63
Северодвинск, «Севмаш»
трёхотс.
12
949
606
1983-97
2001, ПМ-63
Северодвинск, «Севмаш»
трёхотс.
Обозначения: ПМ - плавучая мастерская (плавучая база перезарядки реакторов ВМФ)
                        БКВ – береговой комплекс выгрузки ОЯТ в составе ЦС «Звездочка»
                        «Имандра» - плавучая база перезарядки реакторов Мурманского пароходства

Таблица 4 Показатели утилизации ПЛА в Северном регионе за 2005 год

№ п/п

проект

зав. №

эксплуатация

в ВМФ

выгрузка ОЯТ

год/ПТБ

Место разделки, предприятие

тип блока
с РО

1
658М
907
1962-91
2005, ПМ-128
Мурманская обл., СРЗ «Нерпа»
трёхотс.
2
675
539
1965-93
2005, ПМ-78
Полярный, 10 СРЗ
трёхотс.
3
675
537
1965-92
2005, ПМ-12
Мурманская обл., СРЗ «Нерпа»
трёхотс..
4
667
441
1970-90
2001, ПМ-124
Северодвинск, «Звездочка»
трёхотс.
5
667
420
1967-94
2002, ПМ-63
Северодвинск, «Звездочка»
трёхотс.
6
671РТ
621
1975-93
2003, ПМ-78
Полярный, 10 СРЗ
трёхотс.
7
671РТ
801
1972-95
2003, ПМ-78
Полярный, 10 СРЗ
трёхотс.
8
671РТ
645
1982-98
2005, БКВ
Северодвинск, «Звездочка»
трёхотс.
9

941

712

1983-96

2002, БКВ

Северодвинск, «Севмаш»

сдвоен. трёхотс.
10

651э

512э

1980-1992

2005, ПМ-128

Мурманская обл., СРЗ «Нерпа»

трёхотс.

11
667
311
1973-2003
2004, БКВ
Северодвинск, «Звездочка»
трёхотс.

Таблица 5. Сравнительная загрузка предприятий Северного региона работами
                  по утилизации ПЛА за период 1990-2005 гг.

№ п/п

Предприятие

Место

Количество
разделанных ПЛА

1

10 СРЗ ВМФ

г. Полярный Мурманск.обл.

16

2

35 СРЗ ВМФ («Севморпуть»)

г. Мурманск

7

3

СРЗ «Нерпа»

г. Снежногорск Мурм. обл.

31 (вырезка РО из трёхотс..блоков – 11 работ)
4

ЦС «Звездочка»

Северодвинск Арханг. обл.

25

5

ПО «Севмашпредприятие»

Северодвинск Арханг. обл.

8

Всего по региону                             87

                                                                             (Мурманск.обл. – 54, Арханг.обл. – 33)

Несколько слов о финансировании. По информации из множества открытых источников вырисовывается следующая картина: за последние 5 лет из федерального бюджета (формируемого, в том числе,за счет экспортной прибыли Росатома) Россия тратит на утилизацию по70 млн $ в год, в среднем утилизация одной АПЛ стоит 6-7 млн $. Не менее трети затрат приходится на зарубежную помощь. За период 2002-2005 гг. было заключено прямых контрактов, главным образом с США, на сумму в 355 млн $ (из них контракт с ПО «Севмаш»  на разделку стратегических ракетоносцев проекта 941). В марте с.г. центр судоремонта «Звездочка» завершил разделку 12 многоцелевых АПЛ проекта 671 РТМ на средства Канады в размере 100 млн. канадских долларов (70 млн $). Среднегодовые величины затрат и источники их поступления приведены в табл. 6.

Таблица 6. Показатели финансирования утилизации АПЛ за период 2002-2007 гг.
                  (по Северному и Восточному регионам)

Число утилизируемых АПЛ/год

Средняя стоимость утилизации АПЛ,

млн. $

Годовые
затраты
в млн. $

Источники финансирования

Реализация продуктов
утилизации

Федеральный

бюджет

Иностранные инвестиции и помощь

16-17

6-7

100-110

~ 60 %

~ 30 %

~ 10 %

Общие затраты на утилизацию АПЛ (планируемый период 2000-2010 гг.) предполагаются в размере $1 млрд.

Америка России подарила гильотину

Гильотина фирмы «Харрис» - агрегат весом 625 тонн, разрезает металл толщиной 170 мм – именно такую махину поставили американцы на три судоремонтных завода: «Нерпу» в Мурманской обл., «Звездочку» в Северодвинске и «Звезду» в Приморском крае -- для разреза секций наружного корпуса АПЛ (хотя на верфи в Пьюджейт-Саунд предпочитают разделывать лодки привычными резаками и газовыми горелками).

История американской помощи берет начало в 1991 г., когда Конгресс США принял закон о помощи бывшему СССР в выполнении разоруженческих обязательств. Это содействие называлось «Совместное уменьшение угрозы» (CTR), но более известного оно как «программа Нанна-Лугара» (по имени авторов- членов сената США). По официальным данным США уже выделил 6 млрд. $ (ликвидация химоружия, ядерных боезарядов, ракет), часть из которых пошла на утилизацию АПЛ со стратегическими ракетами.

Вторая крупная программа в рамках Глобального партнерства была принята на саммите в Кананасскисе (Канада, 2002 г.), где «большая восьмерка» взяла на себя обязательство за 10 лет выделить 20 млрд. $ для содействия России в разоружении.

Увы, между уровнем обещаний и реальным объемом заключенных контрактов большой разрыв. Многие доноры предполагают не живые деньги, а поставки оборудования, причем не самого лучшего. В Великобритании вообще действует правило, по которому до 80 % ассигнований должны оставаться у британских подрядчиков. Те же США могут финансировать утилизацию только стратегических АПЛ, но не многоцелевых. Очень часто страны-доноры предъявляют завышенные требования к доступу на закрытые объекты, что зачастую является попыткой вести разведывательную деятельность.

Нет смысла подтверждать сказанное примерами, но одну тему обойти нельзя. Под видом избавления от устаревших кораблей были пущены под подаренную гильотину лодки третьего поколения, не отслужившие и половины срока.



«Наше добровольное разоружение оплачивается американцами», - так кратко резюмировал происходящее академик Н. Ковалев, создатель ТРПК СН проекта 941, признанного самой большой и самой надежной лодкой в истории мирового флота. Многие специалисты считают, что уничтожение стратегического потенциала России  проводилось системно, с максимальным ущербом для российского государства. Средства были выделены на утилизацию находившихся в строю ТРПК СН проекта 941 (система «Тайфун»). Сами же американцы выдвинули на боевое патрулирование ПЛАРБ типа «Огайо», оснащенные новой ракетной системой «Трайдент-2». Причем для этих ПЛАРБ (а именно им должен был противостоять «Тайфун»), установлен срок службы 44 года. Более того, имея сверх лимита четыре подводных крейсера «Огайо», американцы переоборудовали их в атомные лодки с крылатыми ракетами, формально не нарушив договор об ограничении стратегических вооружений. Судя по всему, «партнеры» помогут нам и  с утилизацией трех тяжелых атомных крейсеров. И тогда из кораблей такого класса у нас останется только один «Петр Великий» (к сведению, в США имеется 11 атомных авианосцев, все в строю, хотя первенец «Энтерпрайз» был введен в 1961 г.).

Нужна ли такая помощь, благодаря которой мощную группировку морских стратегических ядерных сил России (МСЯС) довели до 12 РПК СН (6 – проекта 667 БДР, 6 – проекта 667 БДРМ, 1 – экспериментальный «Тайфун» без ракет), явно уступающих обновленной группировке ПЛАРБ «Огайо»? К тому же, как считает ряд аналитиков, заявленные в рамках Глобального партнерства 20 млрд $ вряд ли могут считаться неподъемной суммой для России, чьи золотовалютные резервы увеличиваются почти на полмиллиарда долларов еженедельно.

Вместо заключения

На одном из зданий Центра судостроения «Звездочка» укреплена памятная доска: «Береговой комплекс выгрузки отработавшего ядерного топлива. Финансирование по программе сокращения взаимной угрозы Министерством обороны США. 2002». В период службы на атомных лодках флотилии Северного флота автору не раз приходилось ремонтироваться на ЦС «Звездочка».К счастью, в те времена заводские корпуса подобным образом не украшались.
 

 
Связанные ссылки
· Больше про Атомный флот
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: Атомный флот:
Вспоминая яркое далёкое

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 4.4
Ответов: 10


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 6 Комментарии | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Спасибо автору (Всего: 0)
от Гость на 27/05/2008
Спасибо автору, добротная статья. Хорошо, что есть еще в России умные люди с патриотическим настроем.


[ Ответить на это ]


Re: Об утилизации без прикрас (Всего: 0)
от Гость на 27/05/2008
Жаль, что автор не пишет про скандально проваленный СМП-2 (Стратегический Мастер План - это ж надо так назвать план по утилизации АПЛ!). Хотя, отмечены "заслуги" представителей ИБРАЭ РАН - пока будут руководить люди типа А.А. Саркисова, будет бардак, растаскивание денег и бюджетных, и стран-доноров... Надеюсь, после "триумфального" завершения работ над СМП больше этим людям никто ничего никогда не доверит.... 


[ Ответить на это ]


Re: Об утилизации без прикрас (Всего: 0)
от Гость на 07/06/2008
Отклик анонимного автора говорит или об его полной некомпетентности в проблеме ликвидации угроз от выведенных из эксплуатации объектов флота ( а не утилизации АПЛ), или о его личной озлобленности... Автритет, известность и роль А.А.Саркисова в делах флота хорошо известна и не может никак пострадать от высказхываний одного не вполне здорового человека....


[
Ответить на это ]


Re: Об утилизации без прикрас (Всего: 0)
от Гость на 27/05/2008
РФ просто не в состоянии содержать в боевом строю шесть десятков ПЛАРБ, как когда-то СССР. Да и КОН у этих ПЛАРБ был куда ниже, чем у американских. 10-12 ПЛАРБ - это максимум, что можно себе позволить. А больше и не нужно! Ведь с точки зрения размещенного на их борту (при условии поддержания лодок в боеготовом состоянии) ядерного потенциала этого вполне достаточно, чтобы быть реальным морским фактором стратегического сдерживания. Проблема с силами общего назначения флота - они количественно и в значительной мере - качественно не соответствуют задачам, стоящим перед ВМФ РФ, да и "размазаны" по изолированным друг от друга театрам. И при таком их состоянии обеспечить боевую устойчивость даже ограниченной по составу группировки ПЛАРБ вряд ли возможно...

Константин ЧУПРИН, Балаковская АЭС


[ Ответить на это ]


Re: Об утилизации без прикрас (Всего: 0)
от Гость на 28/05/2008
да нефти у нас много, зачем нам еще и флот...


[
Ответить на это ]


Re: Об утилизации без прикрас (Всего: 0)
от Гость на 14/08/2008
Наше государство только и умеет, что сказки рассказывать про отсутствие денег, да сопли жевать.
20 рпк СН, из них 12-14 в составе сил постоянной готовности - реальное дело, была бы политическая воля. А это как раз и была бы требуемая группировка МСЯС


[ Ответить на это ]






Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.07 секунды
Рейтинг@Mail.ru