proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Журналы Атомная стратегия 2024 год
  Агентство  ПРоАтом. 27 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





PRo IT
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС

Вышла в свет книга Б.И.Нигматулина и В.А.Пивоварова «Реакторы с тяжелым жидкометаллическим теплоносителем. История трагедии и фарса». Подробнее 
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия»
и сайта proatom.ru.
E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[25/10/2005]     Глобализация ядерного образования...

Какая роль будет отведена в этом процессе российским вузам?

В.В.Харитонов, проректор МИФИ

Давно стали привычными словосочетания: «Ядерная физика», «Ядерное оружие», «Ядерная энергетика», «Ядерные технологии». Менее известны — «Ядерная ассоциация», «Ядерное общество», «Ядерное (атомное) право», «Ядерное нераспространение», «Ядерная медицина». Еще менее привычно словосочетание «Ядерное образование». Этим кратким словосочетанием принято обозначать образование, глубоко и всесторонне связанное с изучением и использованием ядерной энергии, то есть с ядерной физикой и техникой, ядерной энергетикой и ядерными технологиями, радиобиологией и радиоэкологией, радиационной химией и т.д.

Проблемы ядерного образования

Более 15 лет система образования России работает на истощение. В результате внутренней и внешней «утечки умов» учебные заведения лишились учителей, преподавателей, ученых самого продуктивного возраста, образовался разрыв поколений. Более трети преподавателей и заведующих кафедрами имеют пенсионный возраст. Сегодня зарплата профессора со всеми надбавками за ученое звание и степень едва превышает прожиточный минимум. Во всех технических вузах сильно износилось и морально устарело оборудование. Снижается качество практической подготовки студентов в области ядерных технологий из-за недостатка средств в учебных заведениях на содержание, ремонт и обновление уникальных экспериментальных стендов и лабораторий.

Резко сократилось финансирования масштабных (3–4 года) программ в области ядерной науки и техники в вузах. Как результат этого – поиск заработков, не связанных с основной деятельностью, сокращение числа диссертаций в вузах по тематике отрасли, деквалификация преподавателей, снижение качества и престижа образования, аспиранты не становятся доцентами и уходят из вуза, а доценты не имеют перспективы стать профессорами. Практически отсутствует система планового повышения квалификации и стажировок преподавателей, то есть утрачивается база высококачественного ядерного образования.

Последнее десятилетие характеризуется сокращением экспериментальных работ во всех областях ядерных технологий и быстрым развитием компьютерных средств моделирования, включая суперкомпьютеры. Однако для учебных заведений малодоступно современное лицензионное программное обеспечение из-за его дороговизны.



Рис. 1. Распределение по возрасту кадров отрасли

Низкий размер стипендий толкает значительную часть студентов на поиск приработков и освоение других сфер деятельности, не связанных с вузовской специальностью. Проблема также в том, что лучшие выпускники ряда ведущих университетов не идут в отрасль и не пополняют ряды преподавательского состава учебных заведений. Отрасль наполняется выпускниками региональных вузов, не имеющих ядерной культуры образования.

Снижение уровня естественно-научных знаний школьников вынуждает вузы направлять своих преподавателей в подшефные школы и на различные курсы для повышения качества подготовки абитуриентов. Анкетный опрос предприятий отрасли и учебных заведений, готовящих кадры для отрасли, показал, что сложившаяся в России система ядерного образования пока еще в состоянии обеспечить реальные потребности отрасли практически по всей номенклатуре специальностей. Однако если немедленно не принять срочных мер, отрасль может лишиться системы воспроизводства наиболее талантливых кадров, сформировавшейся за пять десятилетий.

Экономика ядерного образования

В России гуманитарные и технические вузы финансируются государством практически одинаково! Обучение одного студента в наукоемких вузах России обходится государству менее чем в 1000 долларов в год, тогда как государственные бюджеты университетов США и Европы превышают 11 тыс. долларов на одного студента в год.

Математическое моделирование образования показывает, что общество очень чувствительно к расходам на образование: при затратах на образование менее 1–2% ВВП общество становится невосприимчивым к инновациям. В то же время, в условиях информационной лавины и необходимости быстрой смены технологий, требуется высокая экономическая эффективность системы образования и управления кадрами: общество должно получать от подготовленного специалиста (за время его профессиональной деятельности) в 6–11 раз больше суммы затрат на его подготовку. В таком случае высшая школа может работать в роли «реактора-размножителя» компетентных специалистов.

Оценки показывают, что при существующих вложениях (менее 1000 долларов на одного студента в год) высшая школа России как государственная система подготовки высококвалифицированных кадров практически прекратит свое существование в течение 8–10 лет. Чтобы остановить быстрый процесс распада высшего образования, требуется увеличить вложения примерно в 5 раз. Чтобы дать ответы на вызовы XXI века на основе высоких технологий, нужны примерно в 12 раз большие затраты.

Международная активность в области ядерного образования

Политизация дискуссий в отношении будущего ядерной энергетики в России и в других странах, старение трудовых ресурсов и сокращение числа новых специалистов в ядерной области (рис.1) становятся предметом международной обеспокоенности. Ситуация осложняется закрытием ядерно-технических кафедр и исследовательских ядерных установок и реакторов во многих университетах мира (рис. 2). Сокращается финансирование университетских ядерных программ. Однако это сокращение не столь драматично, как в России.



Рис. 2. Число реакторов в университетах США. В России только два вуза имеют исследовательские ядерные реакторы – МИФИ и ТПУ (Томск)

В последние годы проведено несколько исследований и международных конференций, посвященных кадровой стороне будущего ядерных технологий. Ряд материалов на эту тему представлен в ежеквартальном журнале Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) «Бюллетень МАГАТЭ» (2001, том 43, № 1), который целиком посвящен проблемам ядерного образования. Журнал вышел под рубрикой «Самые лучшие и самые талантливые», что указывает на требования к кадрам для ядерных технологий. В журнале приведены материалы о поддержке ядерного образования в США; о повышении компетентности и об обучении в области радиационной защиты; о практических решениях при обучении в области обращения с радиоактивными отходами; об образовании в области ядерной безопасности, снятия ядерных установок с эксплуатации, применения изотопов в гидрологии, медицине, сельском хозяйстве; об обучении на моделях-тренажерах ядерных реакторов (здесь приведен в качестве примера успешный опыт МИФИ); об обучении и аттестации по неразрушающим испытаниям как незаменимом средстве контроля в промышленности; о подготовке инспекторов МАГАТЭ по международным гарантиям и др. Там отмечается, что если не предпринять соответствующие меры сейчас, это самым серьезным образом поставит под угрозу обеспечение необходимыми специальными знаниями завтра.

По-видимому, в связи с вышеперечисленными проблемами 2003 год оказался как никогда урожайным на принятие стратегических решений в области ядерного образования. В феврале на коллегии Минатома России одобрена «Программа развития единой образовательной системы подготовки квалифицированных кадров всех уровней для Минатома России на 2003–2010 годы». В мае на специальном заседании Научно-технического совета Минатома России обсуждалась тема «Проблема сохранения знаний в области ядерных технологий». В сентябре (04.09.2003 г.) в Лондоне состоялась инаугурация «Всемирного ядерного университета» WNU (World Nuclear University) (рис. 3). На церемонии инаугурации с поддержкой идеи создания WNU выступили 15 руководителей крупнейших международных организаций, включая МАГАТЭ, WNA, WANO, ЕС, а также BNFL, Cameco и ряд других ядерных компаний. В конце сентября создана «Сеть европейского ядерного образования» ENEN (European Nuclear Education Network), включающая 21 университет и 6 научных центров из 17 стран Европы. В ноябре проведено заседание совместных коллегий Минатома и Минобразования России на тему «Сотрудничество Минатома и Минобразования России в подготовке кадров и инновационной деятельности».



Рис. 3. Схема взаимодействия WNU с крупнейшими международными ядерными организациями

В феврале 2004 года в Малайзии учреждена Азиатская сеть ядерного образования ANENT (Asian Network for Education in Nuclear Technology), объединившая университеты и научные центры ряда стран Азии. В Великобритании создается Глобальный исследовательский альянс «Всемирная сеть университетов» WUN (Worldwide Universities Network) в составе 16 университетов из Европы (9 университетов), США (5) и Китая (2). В Канаде 6 университетов и ряд организаций объединились в сеть UNENE (University Network of Excellence in Nuclear Engineering). В США с 1982 года действует организация руководителей ядерных департаментов 41 университета (NEDHO – Nuclear Engineering Department Heads Organization). Российских университетов в этих сетях нет.

Эти важные события дают основания надеяться на решение многих проблем ядерного образования.

Все перечисленные организации (ENEN, ANENT, WUN, UNENE, NEDHO) созданы с целью развития международного сотрудничества в сфере ядерного образования; сохранения, передачи и совершенствования ядерных знаний; укрепления взаимоотношений между университетами, научными центрами, промышленностью и регулирующими органами; распространения высоких академических стандартов ядерного образования на все страны мира; развития культуры безопасности; установления системы взаимного признания учебных программ, дипломов и степеней; поддержки студентов, аспирантов и преподавателей и т.п. Близость целей университетских сетей способствует их активному взаимодействию с Всемирным ядерным университетом, который можно назвать «сетью сетей» (The WNU: a Network of Networks). Такое сотрудничество активно использует современные информационные технологии, дистанционные методы образования, передвижные очные школы-семинары, обмен студентами и преподавателями, их стажировки в крупнейших научных центрах.

Интеграция ядерного образования в России

Минсредмаш СССР (и его наследник Минатом России) располагал уникальной системой отраслевого образования, включающей широкую сеть начального, среднего и высшего профессионального образования, повышения квалификации и переподготовки кадров, подготовки научных кадров в аспирантурах и докторантурах при вузах и НИИ (рис. 4).



Рис. 4. Структура ядерного образования в России (на 01.01.2004 г.).
(Звездочкой помечены бывшие филиалы (отделения) МИФИ)


По данным предприятий, за последние годы в отрасль приняты на работу выпускники более 200 вузов. Наибольшее количество специалистов с высшим образованием для отрасли поставляли 8 отраслевых вузов: МИФИ (базовый университет отрасли) и семь отраслевых вузов, расположенных в закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО) Минатома России (из которых три – филиалы МИФИ, четыре – самостоятельные вузы Минатома России с 2001 г.). Ежегодный выпуск восьми отраслевых вузов, включая МИФИ, составляет около 2 тысяч человек почти по 60 специальностям, включающим более 100 специализаций. Еще в двенадцати вузах системы Рособразования России имеются отдельные факультеты или кафедры с ядерными специальностями.

Руководство учебно-методической работой в 7-ми отраслевых вузах в ЗАТО с 1952 года было возложено распоряжением Правительства СССР на отраслевой учебно-методический отдел (ОУМО) МИФИ. На ОУМО МИФИ было возложено также обеспечение работы Совета ректоров отраслевых вузов, играющего важную роль в выработке управленческих решений для развития отраслевого образования. В системе отраслевых институтов повышения квалификации (ИПК) действует Совет ректоров ИПК, в системе отраслевых средних профессиональных учебных заведений (СПУЗ) – Совет директоров СПУЗ.

Интеграция российских вузов по родственным специальностям возложена приказами Минобразования России на специальные органы «Учебно-методические объединения» (УМО) вузов, которые действуют уже много лет.

Важную роль в структуре ядерного образования играет УМО на базе МИФИ в области ядерной физики и технологий. В состав УМО входят 19 вузов, в том числе 8 вузов Рособразования и 6 военных училищ (университетов).

Подготовку кадров в области радиационной химии курирует УМО при РХТУ «Химические технологии и биотехнологии». В рамках этого УМО действует научно-методический совет по направлению «Химические технологии материалов современной энергетики», в состав которого входят 7 вузов (РХТУ, СПбГТИ, ТПУ, СГТИ, УПИ, ИАТЭ, ОТИ МИФИ).

Подготовку кадров в области эксплуатации АЭС курирует УМО при МЭИ «Энергетика и электротехника». В рамках этого УМО действует научно-методический совет по специальности «Атомные электрические станции и установки», в состав которого входят 7 вузов (МЭИ, ИАТЭ, ИГЭУ, СПбГТУ, ТПУ, УПИ, ННГТУ).

Подготовку кадров в области строительной индустрии и, в частности, по специализации «Строительство ядерных установок», несколько десятков лет ведет МГСУ.

Согласно новой административной реформе, ядерное образование названо непрофильной деятельностью Росатома. В результате, МИФИ лишился двойного учредительства (Минобразование+Минатом), резко сократилось число отраслевых техникумов. Прекратилось финансирование «Программы научно-инновационного сотрудничества Минатома и Минобразования России», в рамках которой выполнялись научные исследования в интересах отрасли в 50 вузах России. Программу признали полезной все ее участники, несмотря на сравнительно скудное финансирование (оно в 12 раз меньше государственного бюджета одного маленького университета в маленьком городке Твенте в маленькой стране Голландия). Одобренную на коллегии Минатома в феврале 2003 года программу развития ядерного образования не успели включить в план финансирования.

Новые тенденции в развитии российского образования

Последние 15 лет вузы работают в условиях непрерывного «коренного» реформирования (или угрозы реформирования) системы образования, основными моментами которого называют:
1) конкурсное распределение государственного задания на подготовку специалистов (конкурсное бюджетное финансирование);
2) введение единого государственного экзамена для выпускников школ;
3) профессионализация среднего образования;
4) подписание Россией Болонской декларации (сентябрь 2003 года) и многоступенчатое высшее образование.

Хорошо проведенная реформа может, с одной стороны, существенно увеличить мобильность абитуриентов и студентов как в рамках России, так и Европы, а с другой, – обострить конкуренцию вузов за абитуриентов. В этих условиях развитие вуза будет существенно зависеть от его привлекательности для абитуриента с точки зрения как условий обучения, так и последующего трудоустройства. Поэтому для привлечения лучших выпускников школ в вузы, готовящие кадры для отрасли, необходима активная отраслевая политика поддержки системы ядерного образования.

Переход ядерного образования на двухуровневую систему (бакалавриат-магистратура) не дает никаких новых положительных качеств специалисту, необходимому отрасли. Опыт стажировок и обучения студентов МИФИ в магистратурах ряда зарубежных университетов Европы, США, Китая показал, что уровень подготовки наших студентов в области ядерного образования не уступает, а часто превосходит уровень магистерской подготовки за рубежом. То есть непрерывная подготовка инженеров-физиков за 5,5 лет дает результаты, аналогичные или лучше, чем подготовка магистров за 6 лет (4+2 года) в зарубежных ядерных университетах. Специалисты МАГАТЭ и Министерства энергетики США убедились в высоком качестве подготовки магистров в МИФИ по новой программе «Безопасность и нераспространение ядерных материалов», впервые в мире организованной в МИФИ (правда, с помощью МАГАТЭ и национальных лабораторий США).

Однако, учитывая высокий уровень абитуриентов (будущих ядерных бакалавров), обусловленный тщательностью их отбора для ядерного образования, длительной (3–4 года) работой вузов со школами, и резкое ожидаемое сокращение числа бюджетных магистров (по сравнению с числом бакалавров – до 10 раз), можно предположить существенную утечку бакалавров в магистратуры зарубежных университетов.

Модернизация образования необходима. Но делать это нужно крайне осторожно. Вот один из «дурных» примеров. Однажды с МИФИ сняли бронь от армии. Через год восстановили. Результат: более двух лет институт был полупустым, преподаватели недогружены. Через 2–3 года более 90% ребят, отслуживших свой срок, вернулись в МИФИ. Еще около 5 лет институт «трясло» из-за переполненности, перегрузки преподавателей, работы в несколько смен.

Как нам интегрироваться в мировую систему ядерного образования?

Такая интеграция уже существует. Сошлюсь только на пример МИФИ. В 2002 году на базе МИФИ начал работать Научно-образовательный центр (НОЦ) фундаментальных исследований материи в экстремальных состояниях. Центр создан совместным решением Минобразования России и американского фонда CRDF (US Civilian Research and Development Faundation). Возглавляют центр на паритетных началах МИФИ и МФТИ (рис. 5). В работе НОЦ участвуют также 7 ведущих российских университетов, 8 зарубежных университетов, 10 крупных российских научных центров и 5 известных международных исследовательских центров. В рамках НОЦ выполняются научные исследования в 4-х направлениях по 9 крупным международным проектам. За два года работы НОЦ опубликовано более 200 статей и докладов, защищено 12 диссертаций, закуплено оборудования и приборов почти на 300 тысяч долларов. Разработаны единые для МИФИ и МФТИ учебные программы специальных дисциплин (8 курсов) для студентов, читаются совместные лекции студентам и аспирантам МИФИ и МФТИ, модернизированы лабораторные практикумы, изданы новые учебные пособия. Более 200 студентов обучается в рамках НОЦ, около трети из них получают финансовую поддержку.



Рис. 5. Научно-образовательный центр МИФИ – МФТИ

Несколько слов о взаимодействии с Всемирным ядерным университетом. От России в число координаторов Всемирного ядерного университета включены МИФИ, РНЦ «Курчатовский институт» и ЦНИИАтоминформ. Среди возможных форм координации участия российских вузов в деятельности WNU обсуждаются такие: Корпоративный ядерный университет (идея КЯУ сформулирована МИФИ еще в 2001 г.), Учебно-методический совет по ядерному образованию, Российское отделение WNU, передвижные школы для студентов и молодых специалистов и др. Из Обнинска поступило предложение о создании Обнинского центра ядерной науки и технологий Всемирного ядерного университета. Основания для такого предложения: близость к Москве (100 км), статус Обнинска как первого наукограда России, наличие 13 исследовательских институтов практически по всем областям применений ядерной энергии (энергетика, медицина, сельское хозяйство, обработка пищевых продуктов, метеорология и др.), наличие учебного центра ИАТЭ.

Среди первых реальных шагов проведены в 2004 году два цикла «Летней школы WNU» в Москве для молодых специалистов предприятий отрасли на темы: «Инновации и менеджмент в ядерной индустрии» и «Экономика и управление персоналом в инновационных проектах ядерной энергетики». Организаторами «Летней школы WNU» выступили ЦНИИАтоминформ, МИФИ и РНЦ «Курчатовский институт».

За последние три года благодаря усилиям МАГАТЭ наблюдается невиданная интеграция стран, университетов и исследовательских центров в целях сохранения, передачи и развития высоких академических стандартов ядерного образования во всем мире. При содействии авторитетных международных ядерных организаций создается Всемирный ядерный университет, который становится «сетью ядерных сетей» – интегратором региональных и международных сетей ядерных университетов. Реализация в учебном процессе особенностей ядерного образования по существу и определяет относительно более высокий уровень образования ядерных инженеров во всем мире. Одновременно это определяет и самую высокую «капиталоемкость и наукоемкость» учебного процесса.

Пути, которыми идет международная интеграция ядерного образования, в значительной степени напоминает те пути, которые прошли российские ядерные вузы. Главное отличие – широкое использование современных информационных технологий. К сожалению, ядерное образование в России переживает большие трудности. Его высокое качество поддерживается только за счет высочайшей квалификации педагогов-ветеранов. Проблемы ядерного образования могут быть решены совместной работой вузов и предприятий Росатома по приоритетным направлениям «Программы развития единой образовательной системы подготовки квалифицированных кадров всех уровней для Минатома России на 2003–2010 годы», принятой на коллегии в феврале 2003 года. Таким образом, будущее ядерного образования в определяющей степени зависит от внимания к нему со стороны отрасли.

Журнал «Атомная стратегия» № 15, январь 2005 г.  

 
Связанные ссылки
· Больше про Кадровая политика
· Новость от PRoAtom


Самая читаемая статья: Кадровая политика:
Синдром эмоционального выгорания

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 3.66
Ответов: 3


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 0 Комментарии
Спасибо за проявленный интерес





Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.05 секунды
Рейтинг@Mail.ru