proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Журналы Атомная стратегия 2021 год
  Агентство  ПРоАтом. 24 года с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
PRo Выставки
Testing&Control
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС
Вышло в свет второе издание двухтомника Б.И.Нигматулина. Подробнее
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия» и сайта proatom.ru. E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[09/04/2009]     России нужен закон о статусе ядерной оружейной сферы

Сергей Брезкун, профессор Академии военных наук

Последние несколько лет стали временем коренного реформирования правового и структурного облика отечественной атомной отрасли. Сначала Министерство РФ по атомной энергии было опрометчиво преобразовано со снижением статуса в Федеральное агентство по атомной энергии. В 2008 году уже само агентство было ещё более опрометчиво преобразовано в Государственную корпорацию по атомной энергии «Росатом».


В итоге российский ядерный оружейный комплекс все более повисает в некоем «безвоздушном» пространстве. Не вдаваясь в развернутый анализ ситуации, замечу, что исходной точкой преодоления углубляющегося кризиса мог бы стать, по моему глубокому убеждению, некий рамочный закон о ядерной оружейной сфере, на базе идей которого можно разрабатывать уже весь «атомный» пакет.

Иногда приходится слышать, что такой закон избыточен уже потому, что ядерный статус России закреплен в ряде международных документов, начиная с Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). А в Конституции РФ закреплено-де верховенство международных законов над российскими.

Во-первых, если следовать этой логике, то тогда надо отказаться и от национального Основного закона – Конституции и руководствоваться исключительно международным правом. Однако это никому не приходит в голову – и правильно.
 
Во-вторых, что делать, если Россия откажется от ДНЯО? Или этот, все более сомнительный в современной ситуации договор просто рухнет – сам по себе?

Нет, нам нужен отдельный национальный законодательный акт в интересах обеспечения деятельности ядерной оружейной сферы России.

Попытки создания закона, регулирующего деятельность ядерной сферы, предпринимаются с 1992 года. В 1999 году Федеральным Собранием был принят закон «О создании, эксплуатации, ликвидации и обеспечения безопасности ядерного оружия». Имевший ряд принципиальных недостатков, он был отклонен Президентом РФ и не вступил в силу.

Отметим также наличие Закона «Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 13-ФЗ от 05.02.2007 года, а также указа Президента РФ № 556 от 27 апреля 2007 года «О реструктуризации атомного энергопромышленного комплекса Российской Федерации». Наконец, мы имеем последний закон 2008 года «О государственной корпорации по атомной энергии "Росатом"».

В настоящее время имеется, правда, некий проект закона, относящийся к проблематике ядерного оружия, подготовленный межведомственной рабочей группой. Насколько мне известно, он находится на рассмотрении в Государственной Думе, однако перспективы его принятия неясны. Более того, по нашему мнению, даже его принятие не обеспечит законодательного закрепления некоторых существенных аспектов ядерной оружейной деятельности в России в силу, с одной стороны, концептуальной неполноты имеющегося проекта закона, а с другой стороны – его эклектичности, смешения в одном законопроекте весьма различных аспектов проблемы.

Необходим концептуально иной законопроект. В связи с этим представляется оптимальным следующий вариант действий.

Прежде всего – разработка концептуального Федерального закона, не требующего длительных согласований в ведомствах. Поскольку наименование закона должно быть по возможности максимально кратким при всеобъемлющей формулировке, предлагается следующее название: «Закон о ядерной оружейной сфере Российской Федерации». Принять такой закон необходимо в предельно короткие сроки.

Параллельно необходима работа по двум уже конкретным законам, основывающимся на первом, базовом. Таковыми должны быть:

а) Закон «Об обеспечении деятельности ядерного оружейного комплекса РФ», где, в частности, были бы определены порядок финансирования (в том числе – в условиях разделения отрасли), порядок обеспечения делящимися и специальными материалами, сырьем, комплектующими и т.п. в условиях приватизации (так, необходимо предусмотреть правовые гарантии обеспечения ЯОК делящимися и специальными материалами с учетом Закона 13-ФЗ).

б) Закон «О социальных гарантиях работников ядерного оружейного комплекса РФ». В нем должны быть определены, в частности: подходы к обеспечению адекватных условий для кадров ЯОК, в том числе – для молодых кадров (оплата, жилье, возможность выезда за рубеж на отдых и др.), подходы к особому пенсионному обеспечению и других льготах по старости, вопросы государственного обеспечения (в том числе – социального) при ядерных катастрофах и т.п.

В Законе «О ядерной оружейной сфере России» необходимо закрепить положение России как ядерного государства. Требуется также законодательно закрепить понятие эффективного ядерного статуса России как средства обеспечения гарантированного нанесения в ходе ответного удара такого неприемлемого для потенциального агрессора ущерба, который удержал бы его от реальных силовых действий против РФ и ее союзников. Преамбула должна кратко и емко указать на значение ЯО для России, его системную суть, а также основные цели ядерной оружейной деятельности России. Должны быть оговорены государственные гарантии деятельности ядерной оружейной сферы.

Должно быть четко определено, что ядерная оружейная сфера России – это:
а) гражданский ядерный оружейный комплекс (ЯОК);
б) воинские части и организации МО РФ, связанные с разработкой, эксплуатацией и ликвидацией ЯО.

Закон, который нам нужен, может быть создан лишь на строгой концептуальной базе, касающейся деятельности в ядерной оружейной сфере. А строгая концепция невозможна без четкого и конкретного ответа на следующие основные вопросы:
 • Что есть ядерные вооружения России?
 • Какова их роль и значение в общей системе обороны страны?
 • Каковы основные цели и задачи ядерной оружейной сферы?
 • Какие конкретно государственные структуры отвечают за организацию деятельности и саму деятельность в сфере ядерных вооружений и какие структуры ее осуществляют?
• Каким образом государством и обществом обеспечивается эффективная деятельность ядерной оружейной сферы, включая сюда и особые правовые и социальные гарантии для граждан РФ, занятых в ядерной оружейной сфере?

Необходимо увязать указанный пакет законов с имеющимся Законом «Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии…» № 13-ФЗ от 05.02.2007 года, чего сейчас нет.

Что же до базового рамочного Федерального Закона «О ядерной оружейной сфере Российской Федерации», то он может быть следующим:

Проект Федерального Закона «О ядерной оружейной сфере Российской Федерации»

Преамбула

Исходя из принципа обеспечения суверенитета и прав своего многонационального народа, а также исповедуя принципы надежного обеспечения международного мира, Российская Федерация имеет и будет иметь и развивать в будущем ядерную оружейную сферу, занимающую ключевое положение в оборонной структуре государства и общества.

Основная цель деятельности и задача ядерной оружейной сферы Российской Федерации – гарантированное исключение на базе наличия развитых ядерных вооружений возможности проведения каким-либо государством или группой государств политики давления или военной угрозы по отношению к Российской Федерации как на глобальном, так и на региональных уровнях.

Статья 1.

Ядерные вооружения Российской Федерации не предназначены для демонстрации силы с целью получения односторонних преимуществ вне национальной территории. Они являются исключительно средством обеспечения национальной безопасности, глобальной и региональной стабильности вне зависимости от того, противостоит ли России в какой-либо области какое-либо государство или группа государств в данный исторический момент.

Статья 2.

Качественные и количественные характеристики ядерных вооружений Российской Федерации должны обеспечивать гарантированное нанесение в ходе ответного удара Российской Федерации такого неприемлемого для потенциального агрессора ущерба, который удержал бы его от реальных силовых действий против Российской Федерации и ее союзников.

Статья 3.

Ядерная оружейная сфера Российской Федерации – это:
– гражданский ядерный оружейный комплекс;
– воинские части и организации Министерства обороны Российской Федерации, связанные с разработкой, эксплуатацией и ликвидацией ядерных вооружений.

Статья 4.

Деятельность ядерной оружейной сферы Российской Федерации гарантируется государством.

При этом государство обеспечивает:
– участие специалистов ядерной оружейной сферы Российской Федерации в формировании государственной политики в области ядерных вооружений;
– правовые основы деятельности ядерной оружейной сферы Российской Федерации;
– финансирование деятельности ядерной оружейной сферы Российской Федерации;
– геологоразведку, добычу и переработку сырья, а также производство и поставку всех видов делящихся и специальных и других материалов, необходимых для производства ядерных вооружений гражданским ядерным оружейным комплексом;
– сохранение критически важных технологий, утрата которых может привести к потере возможности деятельности ядерной оружейной сферы Российской Федерации;
– поставку всех видов промышленной продукции, необходимой для производства ядерных вооружений гражданским ядерным оружейным комплексом;
– особый режим функционирования и безопасности оружейной сферы Российской Федерации;
– особые правовые и социальные гарантии для кадровых специалистов и работников гражданского ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, а также гарантирует кадровым специалистам и работникам гражданского ядерного оружейного комплекса Российской Федерации особые условия пенсионного обеспечения и другие льготы по старости или (и) инвалидности.
Статья 5.

Воинские части и организации Министерства обороны Российской Федерации, относящиеся к ядерной оружейной сфере Российской Федерации, в мирное время:
– совместно с организациями гражданского ядерного оружейного комплекса формируют тактико-технические требования к ядерным вооружениям;
– осуществляют функции государственного заказчика;
– осуществляют эксплуатацию и – по истечении сроков эксплуатации или в иных случаях – демонтаж ядерных вооружений при участии организаций гражданского ядерного оружейного комплекса.

Статья 6.

Гражданский ядерный оружейный комплекс Российской Федерации:
– обеспечивает организацию и проведение деятельности по разработке, производству и модернизации ядерных зарядов и боеприпасов, включая научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, производство оружейных ядерных и специальных материалов;
– совместно с воинскими частями и организациями Министерства обороны Российской Федерации, относящимися к ядерной оружейной сфере Российской Федерации, обеспечивает испытания экспериментальных, опытных и стоящих на вооружении серийных ядерных зарядов и боеприпасов;
– обеспечивает серийное производство ядерных зарядов и боеприпасов;
– обеспечивает авторский и гарантийный надзор в серийном производстве и при войсковой эксплуатации ядерных зарядов и боеприпасов;
– осуществляет демонтаж ядерных зарядов и боеприпасов по истечении сроков эксплуатации или в иных случаях.

Статья 7.

Ядерные вооружения Российской Федерации должны развиваться с учетом следующих принципов:
– обеспечение выполнения тактико-технических требований Министерства обороны Российской Федерации при боевом применении;
– полноценное обеспечение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ с целью перспективного совершенствования ядерных зарядов и боеприпасов, а также с целью обеспечения эксплуатационной безопасности и надежности ядерных зарядов и боеприпасов;
– обеспечение эксплуатационной безопасности и надежности ядерных зарядов и боеприпасов на уровне, обусловленном предельными возможностями науки, техники и промышленности.

Статья 8.

Любые двух- или многосторонние международные переговоры и подготовка международных договоренностей, касающихся вопросов, относящихся к деятельности ядерной оружейной сферы Российской Федерации и к ядерным вооружениям Российской Федерации, проводятся с участием специалистов ядерной оружейной сферы Российской Федерации.

Статья 9.

Ядерное разоружение Российской Федерации, в том числе – в рамках Статьи VI Договора о нераспространении ядерного оружия, возможно лишь как заключительный этап полного и всеобщего разоружения в мире
.

***
Безусловно, данный проект способен служить лишь отправной точкой дискуссии, причем – многосторонней. Скорейшее принятие предлагаемого базового закона давно назрело. Важнейшая для исторического будущего России проблема сохранения и упрочения её ядерного статуса не может больше находиться на обочине российского политического процесса, на задворках общественного внимания.


Опубликовано на сайте Фонда стратегической культура 09.04.2009  

 
Связанные ссылки
· Больше про Ядерный щит
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: Ядерный щит:
Мне часто снится Новая Земля

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 3.6
Ответов: 5


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 3 Комментарии | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Re: России нужен закон о статусе ядерной оружейной сферы (Всего: 0)
от Гость на 11/04/2009
Израиль - страна обладатель ЯО, не являясь его производителем. Чем И. отличается от Франции - производителя ЯО для любого потенциального субъекта применения ИХ ЯО? - Ничем! Но по старой "генетической схеме" международного права лишь "производитель ЯО" является ядерной державой. Здесь, как и с экологической безопасностью, статус национальных и международных норм права, их взаимоотношения-иерархии находятся за гранью здравого смысла. Похоже, что юристам нельзя доверять не только разработки норм права, но и участия в них. За ними (юристами) можно оставить лишь мониторинг этих норм. Согласен с автором статьи по существу.


[ Ответить на это ]


Re: России нужен закон о статусе ядерной оружейной сферы (Всего: 0)
от Гость на 10/04/2009
Ну, тогда надо принимать целый комплекс законов: о топливной сфере, об автомобильной сфере, о металлургической...
Как говорил, оценивая подобного рода новации, мой дед: "Мастерство твое, Господи, потерпело еси от рук "мастера!"
Беда прямо с этими академиками.


[ Ответить на это ]


Re: России нужен закон о статусе ядерной оружейной сферы (Всего: 0)
от Гость на 23/11/2010
Для начала необходимо с привлечением очень хорошег юриста жестко напомнить президенту-юристу о его конституционных обязанностях на примере безграмотного Указа №1563 от 23.08.2000 и  защиты прав специалистов ЯОК. Если еще не поздно, рзбудитьпризвать к активности, собрать под какой-то легитимной эгидой  "ворошиловских стрелков", начиная от В.Н. Михайлова, снежинских и саровских ветеранов, тех кто еще пытается в одиночку защитить свои права, сотоварищей из военных.Через несколько лет ЗАТО превратятся в поселения, где досиживают  пожизненное никому ненужные, непричастные к атомным секретам близкие родственники учителя и др. под охраной полицейских. И не верить всяким ренегАТОМ типа ИМК.  


[ Ответить на это ]






Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, webmaster@proatom.ru. Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.24 секунды
Рейтинг@Mail.ru