proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Авторские права
  Агентство  ПРоАтом. 27 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





PRo IT
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС

Вышла в свет книга Б.И.Нигматулина и В.А.Пивоварова «Реакторы с тяжелым жидкометаллическим теплоносителем. История трагедии и фарса». Подробнее 
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия»
и сайта proatom.ru.
E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[26/05/2009]     Развитие ядерного образования в России

В.М.Мурогов, проф. ИАТЭ, д.т.н.,  директор Международного центра ядерного образования МИФИ-ИАТЭ

Роль ядерной энергетики (ЯЭ), которая на сегодняшний день является единственным новым источником энергии, освоенным в промышленном масштабе и способным ответить на глобальные вызовы, как стабилизирующего фактора энергетического и социально-политического развития будет постоянно возрастать. Непредсказуемость рынка органического сырья (прежде всего нефти)  вкупе с  мировым финансовым кризисом только повышают актуальность развития ЯЭ.


Современные проблемы энергетики

Несмотря на многообразие и различие сценариев мирового энергетического развития, существует  ряд положений, незыблемых для всех прогнозов:
- рост населения и глобального энергопотребления в мире;
- ужесточающаяся конкуренция за ограниченные и неравномерно размещенные ресурсы органического топлива;
- зависимость от нестабильной социально-политической ситуации в странах-экспортерах нефти;
- нарастающие экологические ограничения;
-  необходимость сокращения различий в энергопотреблении богатейших и беднейших стран.

Ядерные технологии для России – не только и не столько элемент энергетического рынка. Ядерная наука и технологии  определяют социально-политическую и технико-экономическую жизнь государства, являясь основой нашей экономической, энергетической и политической безопасности, фундаментом социального развития страны:
       1 - "ядерная триада"- основа обороноспособности страны;
       2  - "ядерная медицина" - это новый уровень диагностики и лечения таких серьёзных заболеваний, как сердечнососудистые, онкологические и т.д.;
       3 - ядерные технологии позволяют повысить эффективность производства продуктов питания и улучшить их  качество;
       4 - ядерно-физические методы повышают уровень контроля качества в промышленности,
       5- использование ядерно-физических методов и приборов – лазеров, ускорителей, изотопной индикации стимулирует развитие фундаментальной и прикладной науки.

Развитие ядерных технологий позволит осуществить переход от экстенсивной «сырьевой» к интенсивной индустриальной, машиностроительной экономике, является  двигателем общественного и промышленного развития (образования, экологии, экономики и культуры безопасности). 

Россия «обречена» на развитие и использование ядерных технологий (1).

На Саммите Тысячелетия  ООН  в 2001 г. Президент России выступил с инициативой обеспечения энергетической стабильности на основе ядерных технологий. Решение этой стратегической задачи подразумевает передачу  инновационных ядерных технологий АЭС и ЯТЦ следующему поколению ученых и инженеров не только в нашей стране, но и в развивающихся странах, как наследство приобретённых более чем за полвека знаний и опыта.

Эта политическая акция российского президента  была поддержана мировым сообществом и  отражена в ряде резолюций Генеральной конференции МАГАТЭ (Вена) и  Генеральной ассамблеи ООН (Нью-Йорк), как инициатива, отвечающая чаяниям развивающихся стран и  позволяющая гармонизировать отношения между индустриальными и развивающимися странами (2). Развитие данной инициативы нашло отражение:
- в Международном проекте МАГАТЭ INPRO - по развитию инновационной концепции АЭС и ЯТЦ (2001 г.);
- в создании Международного Ядерного Университета (2003 г.);
 -в новой программе МАГАТЭ (2003 г.) в области управления ядерными знаниями, сконцентрированной на сохранении  знаний и опыта  в ключевых для   будущего развития   (но пока не востребованных) направлениях ЯЭ.

Для осуществления поставленных задач ядерная энергетика должна пройти путь значительного внутреннего развития. Интенсивное обсуждение будущего ренессанса ЯЭ пока выливается в  создание «инновационных» структур и методов управления, но сами ядерные технологии (ВВЭР, БН, ЯТЦ)  по-прежнему остаются на уровне двадцатилетней давности. В этом и заключается главная причина наблюдавшейся стагнации в развитии ЯЭ.

Современная  ядерная энергетика базируется на ресурсах U235, запасы которого на порядок меньше запасов нефти и газа. У такой  ядерной энергетики долговременного надёжного будущего нет.  Тогда о какой стабилизирующей роли ЯЭ можно говорить?
Данное утверждение наглядно иллюстрирует диаграмма запасов используемых энергетических ресурсовЮ представленная на  рис. 1 (3).


Рис.1. Относительное энергетическое содержание природных источников топлива

И, тем не менее, выход есть.  Речь идёт о  ядерных реакторах на быстрых нейтронах в замкнутом топливном цикле (4).  При таком решении все запасы урана (U235 и U238), а также тория становятся доступными для использования. Ресурсы ЯЭ возрастают практически неограниченно.

Полномасштабное развитие ядерной энергетики, способное решить проблему энергетического стабильного развития, возможно  только в рамках замкнутого топливного цикла с использованием быстрых реакторов-размножителей. Именно такую задачу поставил перед госкорпорацией «Росатом» в 2008 г.  Премьер-министр РФ В.В.Путин (при посещении Электростали), заявив о необходимости перехода на новый уровень технологий в атомной отрасли в рамках ФЦП на 2010-2020 гг.  Под  ядерными  энерготехнологиями нового поколения имелись в виду замкнутый топливный цикл и создание коммерческого реактора на быстрых нейтронах.

Проблема сохранения знаний – проблема сохранения кадров

Ядерные знания, развитие которых в последние шесть десятилетий происходило при значительной государственной поддержке, превышают нынешнюю коммерческую потребность. Сегодня существует опасность потерять многие из них. 

В ряде областей  применения ядерных  знаний, таких  как "ядерная медицина" и т.п., знания и опыт их применения свободно обмениваются и широко распространяются, другие  находятся в ограниченном доступе и, более того, запрещены к распространению (проблема «нераспространения» чувствительных ядерных технологий). Как отмечается в документах МАГАТЭ,  современный статус ядерных знаний недостаточно высок, а управление ими находится в неудовлетворительном состоянии (5,6).

Например, научно-исследовательские и опытно-конструкторские  разработки быстрых реакторов (БР) ведутся уже  более 60 лет.

Концепцию развития БР Э. Ферми определил ещё в 1944 г.  В 1946 г. был создан первый экспериментальный быстрый реактор с плутонием (Climentina , США) (4) .К настоящему времени создано более 20 экспериментальных и опытных реакторов на быстрых нейтронах, работают первые промышленные прототипы энергетических быстрых реакторов, охлаждаемые жидким металлом (натрием):
-в  России ( БН-600 -на урановом топливе),
-и во Франции(PHENIX -на плутониевом топливе).

Это потребовало передачи знаний как минимум трем поколениям исследователей. Там, где такой передачи не произошло (например, в США), знания и опыт в области технологии БР и замкнутого ЯТЦ в значительной мере были утрачены. Потеря знаний и опыта в этой области  не только «прямая» экономическая потеря (в десятки млрд $ США). Это настоящая научно-технологическая катастрофа, связанная с утратой научной школы:
- профессиональных, компетентных кадров;
-системы высшего образования в данной области (прежде всего национального профессорского и исследовательского состава);
-экспериментальной базы;
-связей и новых поколений молодых ученых.

Восстановление таких потерь (если это вообще возможно)  потребует десятилетий упорных усилий государства. Подобное происходит не только в области знаний по быстрым реакторам.

Лучшим  реальным средством сохранения знаний, безусловно, является проектирование, конструирование и строительство промышленных быстрых реакторов (например, БН-800) или, как минимум, лабораторных установок, развитие технологий и инфраструктуры ЯТЦ, т.е. реальное развитие ЯЭ.

С другой стороны, масштабный ввод АЭС нового типа, а тем более реализация инновационных технологий,- просто опасны без тщательной проработки и анализа:
- организационных возможностей;
- потребности в кадрах;
-стратегии  и методологии управления ядерными  знаниями;
-рисков от потери компетенции.

До полномасштабного восстановления научного и исследовательского  потенциала отрасли надежнее (что мы сейчас и видим) сосредоточить имеющиеся  силы на реализации проверенных образцов и технологий (как ранее делал Китай) на основе, например, проекта ВВЭР-1000. Это позволит избежать ошибок, обусловленных, прежде всего, недостатком компетенции, как разработчиков, так и исполнителей.

Почему сохранение и передача знаний наиболее актуальна в ядерной области? 
 
Развитие атомной науки, техники и промышленности в начале нового века совпало с осознанием  таких угроз, как:
- старение кадров, уход опытных специалистов на пенсию, и как следствие -
потеря ядерных знаний;
- деградация технологических навыков и потеря «know-how»;
- потенциальное снижение безопасности и возможность исчезновения инновационного потенциала.

Независимо от роста или спада ядерной энергетики, действующие ядерные установки будут функционировать до тех пор, пока они будут оставаться экономически выгодными объектами.   Полный срок службы атомных электростанций составляет более 100 лет, включая стадии строительства,  эксплуатации и  вывода из эксплуатации (несколько десятков лет). Такой исключительно длительный жизненный цикл АЭС требует передачи ядерных знаний и опыта для успешного управления  атомными установками на протяжении нескольких поколений.

Кроме того, в ядерной энергетике стоимость риска ядерной аварии в результате некомпетентности или потери ядерных знаний слишком высока вследствие высокой стоимости самого ядерного объекта, а также последствий для населения и окружающей среды.   Речь идет не только о последствиях непосредственно ядерных аварий (типа Чернобыльской катастрофы 1986 г., Три Майл Айланд 1979 г., Челябинской аварии  на «Маяке» 1957 г.), но и «рутинных» ошибок, связанных с корректностью выбора стратегии, конструкции и режима эксплуатации ЯЭУ.

В сфере утилизации ядерных отходов и ОЯТ передача знаний и технической информации должна осуществляться в течение как минимум столетия, т.е. более чем пяти поколениям профессионалов. Ошибки или некорректность в сохранении информации (не только знаний) в этом случае будет представлять реальную угрозу (человеческие, экономические и экологические потери) для будущих поколений.

Контроль и управление ядерными знаниями в свете проблемы нераспространения 

В отличие от знаний в других научных областях, свободный обмен и неконтролируемое использование ядерных знаний строго регламентируются в силу важности обеспечения  международной безопасности и нераспространения ядерного оружия. С одной стороны, ядерная безопасность (safety) требует свободного обмена информацией и опытом с целью предотвращения событий, предшествовавших прошлым авариям. С другой стороны, нераспространение военных ядерных технологий (ЯТ) требует соблюдения определённого режима контроля и даже секретности(security) . Поэтому  в управлении ядерными знаниями необходимо установить корректный баланс между ядерной безопасностью и требованиями нераспространение  чувствительных ядерных технологий.

Какие ядерные знания, опыт, технологии и конструкторские разработки подлежат сохранению?

На современном этапе, например, в области ЯЭ на этапе её возрождения и дальнейшего развития в условиях ограниченности ресурсов (финансовых, кадровых технологических) необходим новый подход с жестким определением приоритетов ближней и долгосрочной стратегии развития.

Важно, не что можно сделать, а без чего нельзя обеспечить безопасность и экономическую конкурентоспособность существующих АЭС и  развить полномасштабную ядерную энергетику будущего. Кадровое обеспечение атомной отрасли является одной из приоритетных проблем современного этапа развития атомной энергетики. Прогнозируемые темпы и масштабы развития ЯЭ требуют опережающего роста кадрового наполнения всех структур атомного энергопромышленного комплекса. Сложившаяся на сегодняшний день система образования и закрепления кадров в атомной отрасли явно недостаточна для ее крупномасштабного развития.

Подготовка кадров (приобретение знаний и компетентности) должна опережать программы разработки и развития технологий, строительства ядерных объектов и ввода их в эксплуатацию. А в отрасли до сих пор отсутствует системный подход к решению проблемы подготовки кадров. И сегодняшнюю ситуацию с кадрами можно считать критической. При общем снижении числа научных сотрудников (движущей силы инновационного развития)  возрастает доля исследователей в возрасте старше 60 лет. Средний возраст ведущих специалистов отрасли (докторов наук) и профессорского состава вузов  «ядерного» профиля превышает пределы средней продолжительности жизни в стране. На фоне общего демографического кризиса и снижения уровня школьного образования такая тенденция вызывает крайнее беспокойство.

Материально-техническая база и стареющий кадровый состав преподавателей «ядерных» вузов являются своеобразным тормозом для осуществления масштабного кадрового воспроизводства отрасли.

Подобная ситуация с ядерным образованием (ЯО) и подготовкой кадров присущи не только России. Это общая проблема ведущих «ядерных» стран мира (5,6).

Международная интеграция ядерного образования 

Сознавая необходимость масштабного развития ЯЭ как гаранта энергетической безопасности, и понимая особые требования, предъявляемые к работникам атомной отрасли, развитые страны также считают приоритетным опережающее обеспечение ЯЭ квалифицированными кадрами. Правительства США, европейских стран, Китая планируют развернуть подготовку необходимых специалистов ускоренными темпами. В ряде стран (США, Евросоюзе, Китае, Корее, Японии) приняты государственные программы, направленные на привлечение молодежи к получению образования в области ядерных технологий, и развитие национальной системы ядерного образования.

Международное сообщество встало на путь интеграции в этой области:
-с 1982 г. в США действует организация руководителей ядерных департаментов 41 университета (Nuclear Engineering Department Heads Organization),
-6 университетов и ряд организаций в Канаде объединились в сеть UNENE (University Network of Excellence in Nuclear Engineering),
- в 2003 г. создана «Сеть европейского ядерного образования» ENEN (European Nuclear Education Network), включающая 21 университет и 6 научных центров из 17 стран Европы.
-в Великобритании создается Глобальный исследовательский альянс «Всемирная сеть университетов» WUN (Worldwide Universities Network) в составе 16 университетов: 9 европейских, 5 американских и 2 китайских,
- в Малайзии в 2004 г. учреждена Азиатская сеть ядерного образования ANENT (Asian Network for Education in Nuclear Technology), объединившая университеты и научные центры ряда стран Азии.

Важнейшим направлением развития ядерного образования в мире является объединение университетов в международные сети, целью которого является координация и объединение усилий стран того или иного региона (ENEN – европейского, ANENT – азиатского) в области унификации образовательных программ.  Мощные региональные кластеры ядерного образования в Америке, Европе, Азии, построенные на основе интеграции образования, науки и промышленности, обеспечат взаимное признание дипломов, свободный обмен студентами, преподавателями и научными работниками; усилят межуниверситетское взаимодействие и сотрудничество, откроют широкий доступ к информации в области ядерной науки и образования. Этот процесс во всех странах координируется на государственном уровне. Создание одного из основных элементов российского кластера ядерного образования – Национального исследовательского ядерного университета  НИЯУ-«МИФИ» позволяет сформировать в России конкурентоспособную на внешнем рынке образовательную структуру, соответствующую общемировым образовательным тенденциям (7).

Ввиду специфики ядерных технологий, государственная поддержка является ключевым фактором в организации современной системы ЯО во всех странах. Только государственная поддержка позволяет обеспечить регулярное финансирование работ по поддержанию и модернизации учебно-научной, экспериментально-технологической базы вузов и по административно-финансовой поддержке   развития научных исследований.

Интеграция ядерного образования в России

Усиление сотрудничества и кооперации между университетами на национальном и международном уровне, является наиболее эффективным методом развития ЯО. Интеграция и взаимодействие образовательных учреждений, исследовательских центров и объектов ядерной промышленности становятся ключевым фактором этого процесса.  О необходимости такой интеграции говорят много и давно. Но эти планы смогут реализоваться только при получении реальной финансовой, материальной и, что очень важно, моральной поддержки руководства страны.

Интеграция образовательной и научно-исследовательской деятельности НИЯУ предусматривает развитие сотрудничества с ведущими научно-исследовательскими центрами, создание в Национальном Университете отраслевых проблемных лабораторий и научно-образовательных центров, университетских кафедр в научно-исследовательских организациях отрасли, а в перспективе  и возможное включение ряда отраслевых организаций в состав Национального Университета; развитие и оснащение учебно-производственных научно-инновационных центров и центров коллективного пользования. Совместно с отраслевыми предприятиями на их базе формируются инновационные учебно-научно-производственные комплексы с учетом их регионального расположения и профильной направленности. Эти центры призваны сыграть важную роль не только в подготовке кадров для атомной отрасли, но и в удовлетворении потребностей населения в регионах.

НИЯУ-МИФИ позволит решить проблемы:
-нехватки профессиональных кадров;
-старения научно-лабораторной и учебной базы;
-сохранения критических знаний;
-формирования национальной  программы подготовки кадров по дефицитным для отрасли специальностям;
-осуществить требуемое масштабное кадровое воспроизводство отрасли.

В данном проекте впервые реализуется отраслевой территориально-распределённый принцип формирования научно-образовательного учреждения в пяти федеральных округах РФ. Подготовка кадров будет осуществляться региональными образовательными учреждениями Центрального, Приволжского, Уральского, Сибирского и Южного федеральных округов в зоне действия градообразующих предприятий «Росатома». 

НИЯУ-МИФИ объединит 6 профильных высших учебных заведений, 13 учреждений среднего и 5 учреждений начального профессионального образования (рис. 2). Всего в его состав войдут 24 образовательных учреждений с 2750 преподавателями (в том числе,  более 1600 человек с учеными степенями  и званиями). На учебных площадях (более 500 тыс. кв. м) смогут обучаться 40 тыс. учащихся.

Создание Центра  НИЯУ- МИФИ позволит обеспечить кадровое и научно-инновационное развитие атомной отрасли и других высокотехнологичных секторов экономики Российской Федерации; осуществить  системную модернизацию высшего и среднего профессионального образования; обеспечить комплексное развитие регионов на основе интеграции науки, образования и производства, реализовать эффективное стратегическое партнерство с бизнес-сообществом.

                            
                            
Рис.2. Структура Национального Исследовательского Ядерного Университета  МИФИ

Междунардный Ядерный Инновационный Консорциум и Российская Ассоциация Ядерной Науки и Образования

Решению о создании НИЯУ предшествовала длительная и кропотливая работа , в т.ч при участии представителей науки и образования , по созданию Российского Ядерного Инновационного Консорциума (РЯИК) и на его основе -Международного Ядерного Инновационного Консорциума (МЯИК).

В созданный Международный Ядерный Инновационный Консорциум (МЯИК) ЕврАзЭС  вошли  от Республики Беларусь:
- Белорусский государственный университет, Белорусский национальный технический университет, Международный государственный экологический университет им. А.Д. Сахарова.

От Республики Казахстан: Актауский государственный университет им. Ш. Есенова,  Алматинский институт энергетики и связи, Казахский национальный технический университет им. К.И. Сатпаева. Семипалатинский государственный университет им. Шакарима, Казахстанский ядерный университет, Казахский национальный университет  им. Аль Фараб, Национальный ядерный центр Республики Казахстан.

От Республики Кыргызстан - Институт горного дела и горных технологий им. У. Асаналиева.

МЯИК планирует осуществлять подготовку специалистов в области ядерной энергетики (проектирования и эксплуатации АЭС и промышленных установок топливного цикла); прикладных ядерных и радиационных технологий в ядерной медицине и радиофармакологии, агропродовольственном комплексе,  специалистов для научных исследований и разработки промышленных технологий.

Базовая естественнонаучная и инженерная подготовка будет осуществляться в национальных учебных заведениях ЕврАзЭС.  Дополнительное базовое образование – в высших учебных заведениях, входящих в Международный инновационный ядерный консорциум (с использованием дистанционных методов обучения). Специальное высшее образование -- на базе Национального исследовательского ядерного университета (МИФИ).

Параллельно развивался процесс интеграции деятельности научно- образовательных организаций России в кооперации с МАГАТЭ. В 2005 г. была создана Российская Ассоциация Ядерной Науки и Образования (РАЯНО) на базе Государственного Технического Университета Атомной Энергетики (ИАТЭ г.Обнинск) , РНЦ "Курчатовский Институт", ГНЦ ИТЭФ ( г.Москва), ГНЦ НИИАР(г.Димитровград), Медицинского Радиологического Научного Центра (МРНЦ РАМН г.Обнинск) и др.

Уже в 2006г. РАЯНО в кооперации с МАГАТЭ и Всемирным Ядерным Университетом провели а г. Обнинске Научный семинар в рамках программы" Ядерная наука и технология -для человека в XXI веке." (1,2).
                           
 Международный Центр Ядерного Образования (МЦЯО-МИФИ)

При посещении МИФИ в июле 2008 г. Президент РФ Д.Медведев огласил установку на интеграцию науки и образования для решения проблемы не только образования, но и спасения научных организаций, утративших большую часть кадрового потенциала и не востребованных в полной мере. Речь шла о том, чтобы не замыкать процесс в «домашние» рамки, а  встраиваться в международную кооперацию. Решению данной задачи призваны помочь такие структуры как МЦЯО-МИФИ с уже созданным  филиалом в Обнинском институте Атомной Энергетики (ИАТЭ Обнинск). Уже предприняты необходимые шаги к  организации взаимодействия Центра с международными организациями (МАГАТЭ, ВЯУ, ENEN, ANENT и др.), а также с общественными и государственными (в первую очередь, отраслевыми) структурами.

Создание Международного центра ядерного образования (МЦЯО)   диктуется необходимостью решения задач в области международной деятельности НИЯУ-МИФИ (7):
-создания системы непрерывной подготовки кадров для государств-членов ЕврАзЭС в области использования атомной энергии в мирных целях, соответствующей международным стандартам и ее интеграции в международное образовательное пространство;
-развития экспорта образовательных услуг на основе завоевания позиции в группе лидеров  мирового научно-образовательного пространства;
- развития научно-образовательных контактов с Международным Агентством по Атомной Энергии (МАГАТЭ), Всемирным Ядерным Университетам, европейской и азиатской сетями ядерного образования (ENEN и ANENT), крупнейшими научными центрами и университетами США, Европы и Азии.
Создание Международного Центра позволит:
- объединить трудовые, интеллектуальные, финансовые, производственные ресурсы по подготовке кадров;
-повысить эффективность использования и модернизации научно-технологической базы ЯО;
- сформировать системный подход к обучению, разработать профессиональные стандарты и унифицированные учебные программы по подготовке и переподготовке кадров;
- создать единое информационное поле ЯО.

В задачи Международного Центра Ядерного Образования входит также:
-участие в международных программах МАГАТЭ, WNU, EC, ANENT, ENEN по сохранению и развитию ядерных знаний;
-управление знаниями в промышленности, проектных организациях, НИИ и КБ, университетах, регулирующих органах, эксплуатационных структурах АЭС;
- сохранение и развитие ядерных знаний в инновационных областях, не востребованных в данный момент, но необходимых для полномасштабного развития ЯЭ: БР, ЗЯТЦ, ВТГР, атомно-водородной энергетики, малых ЯЭУ, Th – U233 ЯТЦ;
-подготовка и переподготовка профильных специалистов-международников для сопровождения международных проектов, работы в зарубежных представительствах «Росатома», работы в международных организациях;
- участие в международных научно-технологических исследованиях с целью сохранения ядерных знаний и определения перспективных направлений развития отрасли;
- анализ мирового рынка ядерной энергетики и ядерных технологий, тенденций развития ядерной науки и технологий, анализ возможного участия российской промышленности в мировом разделении труда;
- мониторинг международного правового поля в области ядерной энергетики, ядерного оборонного комплекса, экспорта – импорта ядерных материалов и технологий, режимов контроля и нераспространения.

МЦЯО «МИФИ», прежде всего, должен провести «инвентаризацию» сохранившихся научных школ, технологической и экспериментальной базы подготовки квалифицированных специалистов; имеющихся учебных материалов, создать  сеть электронных библиотек, интегрированных в Международную сеть МАГАТЭ, сформировать единое информационное пространство и  на этой основе подготовить предложения по участию в научно-исследовательских и образовательных международных проектах (МАГАТЭ, WNU, ENEN, ANENT, ЕС и др.)

Создание МЦЯО позволит организовать непрерывную  подготовку кадров для государств-членов ЕврАзЭС в области использования атомной энергии в мирных целях, соответствующую международным стандартам, и ее интеграцию в международное образовательное пространство; обеспечить  экспорт образовательных услуг путём завоевания позиции в группе лидеров в мировом научно-образовательном пространстве,  расширить международные  научно-образовательные контакты.

Одним из первых шагов МЦЯО стала разработка концепции Научно-Образовательного Центра на базе учебных и научных учреждении первого в атомной отрасли наукограда в Обнинске, а также  модели ядерного образования в рамках Международного Ядерного Инновационного Консорциума  в интересах стран Содружества  СНГ и ЕврАзЭС на базе Национального Исследовательского Ядерного Университета (МИФИ).

Литература.

1.     Мурогов В.М. Подготовка кадров и будущее атомной отрасли. Бюллетень по атомной энергии.  Москва. 10/2006, с. 46-48.
2.     Мурогов В.М., Пономарев-Степной Н.Н. и др. Международные инициативы МАГАТЭ: от инновационных ядерных технологий к повышению «ядерного» образования.    Бюллетень по атомной энергии. М.,6/2007,с.37-45.
3.     NATO-RYSSIA Advanced Research Workshop: “Proliferation-Resistant nuclear technologies”. Carnegie Moscow Center. Moscow, 27-28 March 2008.
4.     Fast Reactor Database: 2006 Update. IAEA.TEC/DOC/1531  .Vienna. 2006.
5.     Managing Nuclear Knowledge. Proceedings of a Workshop. Trieste. Italy. 22-26 August 2005. STI/PUB/1266. 2006.
6.     International Conference on Knowledge Management in Nuclear Facilities. IAEA.18-21 June 2007.
7.     Стриханов М.Н.  «Концепция развития Федерального ядерного университета МИФИ на 2009-2015 годы и на период до 2020 года». Межведомственная рабочая группа при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов. Москва. 28.05.2008.
 

 
Связанные ссылки
· Больше про Кадровая политика
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: Кадровая политика:
Синдром эмоционального выгорания

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 4.28
Ответов: 14


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 25 Комментарии | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Re: Развитие ядерного образования в России (Всего: 0)
от Гость на 05/06/2009
"Роль ядерной энергетики (ЯЭ), которая на сегодняшний день является единственным новым источником энергии, освоенным в промышленном масштабе и способным ответить на глобальные вызовы, как стабилизирующего фактора энергетического и социально-политического развития будет постоянно возрастать."

   Как мне плохо быть идиотом...:-)... Как я понимаю, мир идет по другому пути, вовсе не считая, что ЯЭ принадлежит хоть какая-то решающая роль в будущем...
   Тот же Евросоюз собирается к 2020 году ввести порядка 20 млн. мощностей на возобновляемых источниках (в основном Солнце), во что мне как-то больше верится, чем в наши 20 атомных блоков к тому же сроку (а кто еще в Европе собирается реально строить АЭС?)....
  И ведь что интересно - заводилами в этом проекте являются...арабы! , которым вроде бы это, по нашим понятиям, не только не нужно, но должны яростно сопротивляться - ведь нефть в основном у них... Ан нет... "Восток - дело тонкое..." и арабы прекрасно понимают, что нефть - вещь конечная, а вот Солнце еще миллионы лет будет каждый час печь с интенсивностью 2 КВт/час на каждый квадратный метр их пустынь и имея эту энергию, можно иметь и безграничное количество пресной воды из прилежащих морей, и газ, и электричество, которыми торговать с тем же ЕЭС без всякого вреда для собственной экологии - наоборот, города-оазисы...


[ Ответить на это ]


Re: Развитие ядерного образования в России (Всего: 0)
от Гость на 08/06/2009
Можно понять людей, всю жизнь посвятивших себя атомной энергетики и верящих в ее глобальную миссию. Психологически им невозможно признать, что эксперимент по созданию замкнутого топливного цикла дал отрицательный результат, что ядерной энергетики на реакторах-размножителях нет и не будет. Казалось бы, ну и пусть себе верят, мало ли на свете изобретателей вечного двигателя! Но на этой вере строится вся концепция нашей энергетики. Строится, фактически, на песке.


[
Ответить на это ]


Re: Развитие ядерного образования в России (Всего: 0)
от Гость на 10/06/2009
 Ну как сказать... Я всю жизнь проработал в энергетике, притом четверть века (более 25 лет) в ядерной... Но считаю себя прежде всего энергетиком, а уж потом ядерщиком....
 К счастью, и у нас  в России есть трезвомыслящие головы, и те, кто действительно занимается ЭНЕРГЕТИКОЙ страны никакой концепции на развитии ее на базе атомной энергии не строят... Это мы живем в своем узком атомном закутке и наши собственные проблемы, видящиеся нам с нашей кочки трактуем как общероссийские и общемировые.... Хотите - посмотрите планов- прогнозов громадье Минэнерго на перспективу (там доля атомной энергии остается такой же, если не меньше до по крайней мере 2050 года), хотите - оглянитесь, что делается по факту - за те десять лет, что мы ввели два атомных блока (Калининский и Ростовский) энергетики ввели на ТЭС и ГЭС более десяти миллионов новых мощностей... Просто шуму и крику от нас много больше, а дело делают в основном-то они между делом... Стоит ли обращать внимание на пиар вокруг отрасли, тем более внутри нее?


[
Ответить на это ]


Re: Развитие ядерного образования в России (Всего: 0)
от Гость на 27/05/2009
Кругом одни стратеги! Кто работать-то будет, наконец...


[ Ответить на это ]


Re: Развитие ядерного образования в России (Всего: 0)
от Гость на 27/05/2009
На каждого ВИУРа по стратегу.


[
Ответить на это ]


Re: Развитие ядерного образования в России (Всего: 0)
от Гость на 02/06/2009
Как в старом анекдоте "... колхозы создали, присылайте колхозников".
 Да, планы, прожекты (ФЦП и т.д.) у нас городить научилсь, каждый год чего-нибуль новенькое на основе старенткого придумывают ... осталось хоть что-то из этих планов выполнить!


[
Ответить на это ]


Re: Развитие ядерного образования в России (Всего: 0)
от Гость на 28/05/2009
Особенно хороша карта со трелочками, пу прямо "ди эрсте колонне марширт, ди цвайте колонне марширт"


[ Ответить на это ]


все уже было в этом мире ))) и не раз (Всего: 0)
от Гость на 28/05/2009
ГЛАВА XXXIV. МЕЖДУПЛАНЕТНЫЙ ШАХМАТНЫЙ КОНГРЕСС
С утра по Васюкам ходил высокий, худой  старик  в  золотом
пенсне  и  в  коротких,  очень  грязных,  испачканных  красками сапогах. Он налепливал на стены рукописные афиши: 22 июня 1927 г. В помещении клуба "Картонажник"  состоится лекция на тему:
"ПЛОДОТВОРНАЯ ДЕБЮТНАЯ ИДЕЯ"
                            и
СЕАНС ОДНОВРЕМЕННОЙ ИГРЫ В ШАХМАТЫ
на 160 досках гроссмейстера  (старший мастер) О. Бендера Все приходят со своими досками. Плата за игру-50 коп. Плата за вход-20  коп. Начало ровно в 6 час. вечера Администрация К. Михельсон.



[ Ответить на это ]


Re: Развитие ядерного образования в России (Всего: 0)
от Гость на 27/05/2009
"Например, научно-исследовательские и опытно-конструкторские  разработки быстрых реакторов (БР) ведутся уже  более 60 лет...Это потребовало передачи знаний как минимум трем поколениям исследователей. Там, где такой передачи не произошло (например, в США), знания и опыт в области технологии БР и замкнутого ЯТЦ в значительной мере были утрачены. Потеря знаний и опыта в этой области  не только «прямая» экономическая потеря (в десятки млрд $ США). Это настоящая научно-технологическая катастрофа..."
В Америке, если видят неперспективность технологии, то от нее отказываются. Наши бюрократические структуры более косные, поэтому  не моргнув глазом пишем: "При таком решении все запасы урана (U235 и U238), а также тория становятся доступными для использования. Ресурсы ЯЭ возрастают практически неограниченно."
Соответствует ли это истине (60 лет экспериментов с отритцательным результатом) - не важно.




[ Ответить на это ]


Re: Развитие ядерного образования в России (Всего: 0)
от Гость на 27/05/2009
Об "образованности" профессора говорит тот факт, что об ADS системах ни слова. Действует принцип - "чего изволите?" 18 мая с.г. произошли два события, на которые вряд ли обратило внимание наше общество, и как мне представляется зря, ибо в них зарыт «золотой ключик» от того сундучка в котором и хранится наше будущее.  
Первое событие – рабочая встреча руководителя «Росатома» С.В. Кириенко с Президентом Д.А. Медведевым о состоянии дел в отрасли.
Второе – интервью академика РАН Н.Н. Пономарева-Степного радио «Эхо Москвы» в программе «Назад в будущее» о перспективе развития энергетики с точки зрения науки.
Произошли они синхронно в один день и предназначались, судя по всему, для того, чтобы показать высшей власти и обществу как безопасно и замечательно развивается отрасль и, каковы её перспективы. 
Я, конечно, далек от убеждения в том, что рабочая встреча руководителя государства с главой ключевой для безопасности и развития страны государственной корпорации ограничилась словами, изложенными на сайте Президента. Вероятно, там изложено 10% разговора. Даже надеялся (в вероятности 1%) на то, что Д.А. Медведев задаст ему конкретный вопрос и о ядерных релятивистских технологиях (ЯРТ), о которых ему докладывали, где Россия обладает и патентами, и, самое главное – инструментом (ускоритель BWLAP) для их развития, чего нет в других странах. Но, после интервью Н.Н. Пономарева-Степного рухнули надежды, и стало стыдно. Стыдно за нашу ядерную науку, которую олицетворял в передаче Николай Николаевич.
 Блестяще показав, что альтернативы атомной составляющей в базовой энергетике нет, а до термояда еще далеко, Николай Николаевич весь свой авторитет положил на быстрые реакторы (бридеры), хотя ему ведущий и напомнил, что не пошли они ни у французов, ни у американцев, ни у японцев.  
 И С.В. Кириенко в докладе Президенту среди «новых» блоков упомянул и первый в мире реактор на быстрых нейтронах на Белоярской АЭС.
  Учитывая, что основной задачей наших «эффективных менеджеров» сегодня является «срубить бабло», найти верный тренд в нужный кластер (опять же для той же цели), от них ждать серьёзного разговора о перспективе развития атомной энергетики не приходится. Другое дело (наивно надеялся) ведущий в отрасли ученый, который обязан нацеливать руководство страны и общество на действительно передовые технологии!
Трудно себе представить, что Николай Николаевич ничего не слышал об ADS системах, которыми усиленно занимаются все ядерные державы. Например, в США программы создания ускорителей и их применения в энергетике – ADS Accelerator Driven System, AAA Advanced Accelerator Applications и Generation IV (АЭС IV-поколения), а также APT – Accelerator Production of Tritium – это стратегические программы, контролируемые Конгрессом, и спланированы они, как ААА, ADS и G-IV, до 2113 года.
 Но, ни слова об этом! Уверен и С.В. Кириенко об этом направлении развития Президенту не докладывал. Хотя тот его и просил: «… чтобы Вы мне тоже рассказали о том, как обстоят дела с технологическим перевооружением отрасли, с инновациями в сфере атомной промышленности, не потеряем ли мы здесь те преимущества, которые с самого начала обрели» (выделено мною)
 Всё, что говорил С.В. Кириенко Президенту (с сайта Президента) – правда. Но сказанное - не вся правда и, главное, не о том, о чем просил его Президент. Нет в планах «Росатома» развития ADS систем – подкритических реакторов, управляемых пучками от ускорителей, т.е. того, чем занимается весь мир. Нет и нет. Нет их и у наших «ведущих ученых», судя по интервью Н.Н. Пономарева-Степного. У нас есть один «бридер» и намерение создавать «бридеры», от которых отказался весь мир. 
 Так может быть мир не прав? А мы правы с «бридерами»?

 Тот, кто следит за развитием атомной отрасли, кто в

Прочитать остальные комментарии...


[
Ответить на это ]


Re: Развитие ядерного образования в России (Всего: 0)
от Гость на 27/05/2009
Говорить об ADS-энергетике - всё равно, что пускать "Порше" в качестве рейсовой "Гезели". У ADS есть вполне конкретная ниша, и она в России худо-бедно в кооперации всё с той же Европой развивается.

Но экономического смысла в ADS не будет до тех пор, пока не будет реализовано массовое и недорогое рециклирование топлива - хоронить по примеру американцев можно и безо всяких ADS.

ADS - это следующий этап в развитии, после массового внедрения быстрых реакторов с замкнутым топливным циклом. Так что не ставьте телегу впереди лошади. И уж тем более не обвиняйте в том Мурогова или Пономарёв-Степного - они не виноваты в персонально Вашей каше в голове. 


[
Ответить на это ]


Re: Развитие ядерного образования в России (Всего: 0)
от Гость на 27/05/2009
давайте все-таки определимся. ведущие ядерные державы не "отказались" от бридеров, а не смогли наладить их нормальную эксплуатацию. это разные вещи. согласен, что зацикленность Пономарева-Степного на бридерах слегка напрягает, но говорить, что это тупиковое направление, опираясь на тезис "в других-то странах их нет!" - в корне неверно.
это все равно, что утверждать, будто Канада два года подряд "отдает" нам хоккейную корону не потому, что мы сильнее, а потому, что хоккей ей неинтересен, что это неперспективный вид сопрт =)))


[
Ответить на это ]


Re: Развитие ядерного образования в России (Всего: 0)
от Гость на 27/05/2009
Ведущие ядерные реакторы не смогли наладить нормальную эксплуатацию и отказались от бридеров. Мы не можем, но не откажемся!


[
Ответить на это ]


Re: Развитие ядерного образования в России (Всего: 0)
от Гость на 27/05/2009
т.е. БН-600 у нас эксплуатируется "ненормально"? тогда расскажите, как нужно их эксплуатировать.


[
Ответить на это ]


Re: Развитие ядерного образования в России (Всего: 0)
от Гость на 28/05/2009
Нормальная эксплуатация для бридера - это работа по топливному циклу Pu239-U238-Pu239. На БН-600 этого не получилось, реактор работает на обогащенном уране. США и Франция именно потому отказались от бридеров, что поняли невозможность вовлечения U238 в топливный цикл ядерной энергетики.


[
Ответить на это ]


Re: Развитие ядерного образования в России (Всего: 0)
от Гость на 28/05/2009
ну хорошо хоть японцев среди "передовых стран, отказавшихся от бридеров" (с их аварией) уже не упоминаете :-)
про полет французской и американской атомной мысли вот ту хорошо рассказано - http://www.atominfo.ru/news/air1918.htm


[
Ответить на это ]


Re: Развитие ядерного образования в России (Всего: 0)
от Гость на 28/05/2009
Над французами и американцами можно было бы иронизировать, будь у нас (или у кого еще) замкнутый топливный цикл.


[
Ответить на это ]


Re: Развитие ядерного образования в России (Всего: 0)
от Гость на 28/05/2009
но также не стоит их возводить в ранг святых, кивая на то, что "у них бридеры не пошли, значит и нам они не нужны".
то, что мы на пути к ЗЯТЦ продвинулись дальше всех - очевидно. сможем ли удержать преимущество при СВК - большой вопрос, это да.


[
Ответить на это ]


Re: Развитие ядерного образования в России (Всего: 0)
от Гость на 28/05/2009
К сожалению, говорить о продвижении нельзя. Достигнутые результаты не позволяют сделать вывод о возможности ЗЯТЦ. Результаты, скорее, говорят об обратном.


[
Ответить на это ]


Re: Развитие ядерного образования в России (Всего: 0)
от Гость на 29/05/2009
как бы там ни было, японцы и французы проводят масштабные исследования в этом направлении (материалы последней конференции ICAAP-2009 тому подтверждение), а не спешат окончательно захоранивать ОЯТ. что касается американцев - обсуждать нечего, сами понимаете.
и, кстати, простите за любопытство, почему со мной вы дискутируете, а с автором коммента про ADS-энергетику нет? :-)


[
Ответить на это ]


Re: Развитие ядерного образования в России (Всего: 0)
от Гость на 29/05/2009
Проекта АЭС с ADS реакторной установкой я не видел. Честно говоря, я не представляю, как можно реализовать проект такого уровня сложности (ускоритель, сверхпроводящие системы, реактор, термодинамическая часть и т.д.). Кроме того, и здесь нужен технологический цикл U238-Pu239-U238. А его создать не удалось.


[
Ответить на это ]


Re: Развитие ядерного образования в России (Всего: 0)
от Гость на 27/05/2009
Профессор-автор статьи прав:
- сейчас надо сосредоточить оставшиеся ещё силы профессионалов на том, что нельзя не делать( безопасность, экономичность, нераспространениие -для существующих установок,замещение выбывающих мощностей) ина том ,без чего невозможна реализация  полномасштабного развития   ЯЭ в будущем : замкнутый ЯТЦ, реакторы-размножители(реально разработаны, но не завершёны только  БН) и усовершенствованные ВВЭР.
-Что касается того, что можно развивать(если средства  и ресурсы- не ограничены), то здесь (особенно у нас )неограниченное поле  для предложений (и в т.ч.-спекуляций и узко-корпоративных позиций представителей  конкретных разработок)--от "термояда","электрояда", "свинца" и т.п.
Старинная поговорка-"Чем  дурак отличается от умного:первый знает , что можно делать, а умный-,что нельзя не делать".


[
Ответить на это ]


Re: Развитие ядерного образования в России (Всего: 0)
от Гость на 29/05/2009
Корректно: в этом наверно отличие профессионалов от случайных временщиков и/или от педагогов-философов.
Инженер-физик -выпукник МИФИ-1961 г.


[
Ответить на это ]


Re: Развитие ядерного образования в России (Всего: 0)
от Гость на 03/06/2009
Согласен с Выпусником-статья без излишних  эмоций,деловая и дает специалистам достаточно информации,что происходит в мире в области ядерных знаний,почему без реализации замкнутого ЯТЦ и полномасштабного БН у ЯЭ нет ожидаемого будущего, почему  надо уметь видеть различие между тем ,что хочется и что необходимо-о приоритетах в развитии ядерной техник.
Отдельная и мало освещённая тема-почему вымирает ядерная наука(вернее -необходимые(а не свинтопрульные) инновационные разработки)-в нашей стране(конкретнее-отрасли).
Инженер с 1995г.


[
Ответить на это ]


Re: Развитие ядерного образования в России (Всего: 0)
от Гость на 15/02/2010
Некторое время назад я занимался ADS системами, предназначенными для трансмутации МА. что могу сказать. Пономарев-Степной абсолютно правильно их не замечает. Патентовать можгно что угодно, но энергетического выигрыша в ADS  нет и не будет. Как ни странно, проблемы будут именно с безопасностью- чем более подкритична установка, тем выше коэффициенты неравномерности, а та часть активной зоны, что расположена вокруг мишени (точки ввода пучка протонов)  работает в экстремальных условиях, практически в непрерывном аварийном режиме. Увы, но Пономарев прав.


[
Ответить на это ]






Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.10 секунды
Рейтинг@Mail.ru