proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Журналы Атомная стратегия 2021 год
  Агентство  ПРоАтом. 24 года с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
PRo Выставки
Testing&Control
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС
Вышло в свет второе издание двухтомника Б.И.Нигматулина. Подробнее
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия» и сайта proatom.ru. E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[13/11/2009]     Сертификация результатов инновационного развития ядерных технологий

Н.В. Никифоров,  к.т.н., генеральный директор НП «Союз промышленников и предпринимателей атомной отрасли», член Комитета по качеству ТПП РФ



Во-первых, необходимо напомнить, что под сертификацией понимается подтверждение соответствия нового продукта установленным требованиям с обязательным участием независимого экспертного органа [1]. То есть, сертификация является неотъемлемым этапом инновационного процесса создания и внедрения на рынок новой продукции.


Президент России Д.А.Медведев в 2009 году обозначил пять приоритетов инновационного экономического развития страны в целях «технологического прорыва»:
·       энергоэффективность и энергосбережение
·       ядерные технологии
·       космическая телекоммуникационная инфраструктура и система ГЛОНАСС
·       медицина
·       стратегические информационные технологии (суперкомпьютеры и разработка программного обеспечения).

В системотехническом аспекте названные направления взаимосвязаны, в частности, «прорывные» ядерные технологии:
·       не могут быть разработаны  и исследованы  без использования «прорывных» суперкомпьютеров и их программного обеспечения;
·       должны соответствовать инновационным требованиям:
-энергоэффективности и энергосбережения;
-экологической безопасности человека и природной среды;
- использования в медицинских и экологических технологиях;
·       должны подлежать космическому мониторингу в целях обеспечения международных гарантий ядерной и радиационной безопасности. 

Очевидно, что независимая оценка и подтверждение соответствия (или сертификация) поэтапных результатов декларируемой модернизации страны заявленным целям и требованиям   является гарантией успеха.

Инженерам-конструкторам известно также, что объективная сертификация «прорывных» результатов не осуществима без разработки и принятия соответствующих стандартов качества деятельности на всех этапах жизненного цикла создаваемой продукции, среди которых определяющим является этап разработки и постановки продукции на производство.

Здесь следует обратить внимание на то,   что развитие высокотехнологических отраслей промышленности, в частности, атомной отрасли, всегда было и будет инновационным, т.е. требующим постоянного совершенствования  материалов, конструкторских решений и технологий,  необходимого для повышения эффективности использования, безопасности и надежности.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [2] важнейшим инструментом инновационного развития называется ускоренное развитие технического регулирования, путем гармонизации российских стандартов с международными стандартами, в первую очередь по тем направлениям, где существуют перспективы расширения экспорта инновационной продукции, принятие технических регламентов и стандартов, способствующих созданию высокотехнологичных совместных предприятий.

Основные этапы, направления и задачи инновационного развития ядерных технологий, определены в Программе деятельности Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" на долгосрочный период 2009 - 2015 годов (далее - Программа), утвержденной Правительством РФ [3].

Краткая выписка из Программы представлена в таблице 1.

Следовательно, провозгласив приоритетные направления «технологического прорыва» страны, в первую очередь, необходимо начать по этим направлениям разработку и внедрение Инновационных Систем основополагающих Стандартов[1] Разработки и Постановки Продукции на производство (ИСС РПП), устанавливающих  терминологию, содержание,  уровни значимости, порядок организации и ведения работ, критерии результативности, порядок и методы оценки соответствия, гармонизированных с международными стандартами МАГАТЭ, ИСО и МЭК.

Авторская концепция ИСС РПП в области модернизации ядерных технологий гражданского назначения основана на опыте разработки и постановки  военной продукции на производство по стандартам СРПП СССР и отраслевым стандартам ядерного оружейного комплекса Минсредмаша СССР - «дедушки» Госкорпорации «Росатом», и на современных социально-экономических, институциональных и инфраструктурных реалиях атомной отрасли.

Программные направления и задачи отраслевого развития, в частности, указанные в таблице 1,  предлагается системно детализировать в форме корпоративной ИСС РПП, которая  в настоящее время в Госкорпорации «Росатом» не только отсутствует, но даже не предусматривается к разработке.

В ИСС РПП должны быть определены требования к типовым этапам решения различных видов задач, например:

1) Задача структурного преобразования и управления в области модернизации определенной технологии (например, инфраструктура жизненного цикла инновационного ядерного топлива).
Этап 1. Исследование и инфраструктурная оценка состояния технологии.
Этап 2. Разработка технического задания на модернизацию технологи и ее инфраструктурного обеспечения.
Этап 3. Проведение патентно-технических исследований и разработка организационных предложений.
Этап 4. Подготовка концептуального (эскизного) организационно-технического проекта.
Этап 5. Подготовка организационно-технического проекта.
Этап 6. Проведение инфраструктурной модернизации.

2) Задача разработки и постановки на производство новой продукции атомной отрасли может и должна решаться  в рамках существующей  Системы стандартов разработки и постановки продукции на производство в Российской Федерации [4-6] путем разработки государственных (национальных) и отраслевых ИСС РПП, учитывающих институциональные (законодательные) особенности атомной отрасли, в частности:
ядерная энергетика и делящиеся материалы находятся в ведении государства в соответствии с Конституцией РФ,
субъекты и особенности их агентских отношений, установленные в федеральном законодательстве;
международные обязательства Российской Федерации в части нераспространения ядерного оружия и обеспечения ядерной и радиационной безопасности.

ИСС РПП должна содержать требования к содержанию отчетных документов по каждому этапу и к порядку поэтапной оценки и подтверждения соответствия результатов, выполняемых работ и представленных в отчетах, требованиям, показателям и критериям, определенным в программных документах «технологического прорыва», стандартах ИСС РПП,  технических заданиях.

Учитывая кризисное кадровое состояние  организаций атомной отрасли в настоящее время, рекомендуется:
 на национальном уровне использовать независимый ветеранский потенциал отрасли, который целесообразно аккредитовать в форме специализированных палат общественной экспертизы результатов программной реализации инновационного развития ядерных технологий;
на международном уровне использовать институты МАГАТЭ в части реализации «Методологии оценки инновационных ядерно-энергетических систем», разрабатываемой в рамках международного проекта INPRO.     

 
Таблица 1
Основные этапы, направления и задачи инновационного развития ядерных технологий (в соответствии с Программой деятельности Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" на долгосрочный период (2009 - 2015 годы) [3].

Основные этапы


Этап 1: 2009 - 2011 годы
- переходный период реорганизации подведомственных предприятий и учреждений в порядке, установленном Федеральным законом [3].

Этап 2: 2012 - 2015 годы
- завершение мероприятий по реорганизации и обеспечению функционирования Госкорпорации "Росатом" как единого организационно-правового, производственно-технологического и научно-технического комплекса атомной отрасли Российской Федерации;

- разработка программы деятельности Госкорпорации "Росатом" на следующий долгосрочный период.


Основные направления
Основные задачи
1. Обеспечение стабильного функционирования и развития ядерного оружейного комплекса

  • Создание исследовательского комплекса, способного в долгосрочной перспективе обеспечить конкурентоспособность ядерного оружейного комплекса России

2. Обеспечение безопасной эксплуатации объектов использования атомной энергии и выполнение норм ядерной и радиационной безопасности

  • Совершенствование системы государственных гарантий безопасности ИАЭ;
  • развитие нормативной правовой базы по обращению с  ОЯТ и РАО, выводу из эксплуатации ОИАЭ;
  • создание государственных систем обращения с ОЯТ и РАО, вывода ОИАЭ из эксплуатации, включая решение накопленных и отложенных проблем;
  • разработка новых технологий по промышленной переработке ОЯТ и РАО, а также создание опытно-демонстрационного центра по переработке ОЯТ на основе инновационных технологий;
  • ввод в эксплуатацию хранилищ ОЯТ и РАО;
  • подготовка к выводу из эксплуатации определенных ядерно и радиационно опасных объектов;
  • ликвидация  остановленных ядерно и радиационно опасных объектов;
  • реабилитация радиационно загрязненных территорий
3. Развитие атомного энергопромышленного комплекса России"

  • продление эксплуатационного ресурса,  повышение коэффициента использования установленной мощности  увеличение выработки  на действующих энергоблоках АС;
  • обеспечение серийного строительства новых энергоблоков АС;
  • достройка энергоблоков высокой степени готовности
  • разработка и строительство атомных станций малой мощности (АС ММ) с реакторными установками типа       КЛТ - 40С
  • развитие технологии реакторов на быстрых нейтронах типа БН
  • развитие технологии реакторов на тепловых нейтронах типа ВВЭР
  • создание кадастра площадок атомных электростанций
  • развития мощностей по обращению с ОЯТ и РАО
  • развитие технологий и увеличение объемов  добычи природного урана
  • развитие инфраструктуры добычи природного урана на базе новых месторождений (освоение месторождений)
  • развитие и реконструкция разделительного комплекса
  • модернизация и развитие технологий сублиматного комплекса
  • разработка новых типов оборудования для газоцентрифужного обогащения урана и развитие его производства
  • программа по созданию производства углеродных волокон
  • реконструкция и развитие производственного комплекса по изготовлению ядерного топлива
  • мероприятия по достижению и поддержанию качества изготовления ядерного топлива на мировом уровне
  • развитие неядерных производств
4. Обеспечение инновационного развития гражданского сектора атомной отрасли Российской Федерации

  • структурные преобразования научного комплекса атомной отрасли и создание современной инфраструктуры для проведения научных исследований по разработке ядерных реакторных установок нового поколения, формирование единого научного центра;
  • разработка федеральной целевой программы по вопросам ядерных энерготехнологий нового поколения, направленной на решение следующих задач:
  • разработка научно-технологических направлений инновационной атомной энергетики, включая разработку перспективных технологий реакторов четвертого поколения;
  • создание новых экспериментальных стендов и специального оборудования, модернизацию и развитие экспериментально-стендовой базы;
  • разработка технологий и создание производства смешанного оксидного топлива для реактора на быстрых нейтронах БН-800;
  • разработка материалов и технологий замкнутого топливного цикла для ядерных энергетических систем с реакторами на быстрых и тепловых нейтронах нового поколения;
  • разработка технологии производства смешанного оксидного топлива и строительство топливного модуля в рамках опытно-демонстрационного центра;
  • завершение проектирования пристанционного комплекса ядерного топливного цикла;
  • расширение сферы применения ядерных технологий в различных отраслях экономики и медицины;
  • повышения международной конкурентоспособности продукции и услуг
5. Осуществление государственных полномочий в сфере управления использованием атомной энергии, реализация социальной и кадровой политики в организациях и на предприятиях Госкорпорации "Росатом

  • совершенствование механизма государственного управления ИАЭ, создание высокоэффективной системы управления атомной отраслью Российской Федерации;
  • проведение мониторинга ядерной и радиационной безопасности;
  • учет и контроль ядерных материалов;
  • управление государственным запасом специального сырья и делящихся материалов;
  • обеспечение физической защиты ядерных материалов и ОИАЭ;
  •  выполнение государственных заданий в установленной сфере деятельности;
  • поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд;
  • выполнение международных обязательств в части режима нераспространения ядерного оружия;
  • нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности  Госкорпорации "Росатом";
  • разработка и утверждение концепции социальной политики Госкорпорации "Росатом", включая создание системы добровольного медицинского страхования работников атомной отрасли Российской Федерации, системы дополнительного пенсионного обеспечения указанных работников и разработку мер их социальной поддержки;
  • разработка и утверждение концепции централизованной системы кадрового мониторинга, аудита и ротации кадров;
  • создание национального ядерного университета;
  • выполнение обязательств Российской Федерации по реализации проекта международного термоядерного экспериментального реактора ИТЭР


ИСТОЧНИКИ

1. Федеральный закон от 27.12.2002 г. №184-ФЗ «О техническом регулировании»
2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. №1662-р
3. Программа деятельности Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" на долгосрочный период (2009 - 2015 годы), утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2008 г. № 705
4. ГОСТ Р 15.000-94. Система разработки и постановки продукции на производство. Основные положения.
5. ГОСТ Р 15.201-2000. Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения Порядок разработки и постановки продукции на производство.
6. ГОСТ РВ 15.203-2001. Система разработки и постановки продукции на производство. Военная техника. Порядок выполнения опытно-конструкторских работ по созданию изделий и их составных частей. Основные положения.


[1] Термин «стандарт» использован в общепринятом смысле слова – документ, разработанный на основе профессионального консенсуса и добровольно принятый для обязательного не однократного, коллективного применения; стандарт, при необходимости, может быть изменен частично или полностью.

 

 
Связанные ссылки
· Больше про Нормы и право
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: Нормы и право:
Про САПР и не только

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 1.83
Ответов: 12


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 16 Комментарии | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Re: Сертификация результатов инновационного развития ядерных технологий (Всего: 0)
от Гость на 13/11/2009
Уважаемый автор, а что Вы хотели сказать на русском языке :)?


[ Ответить на это ]


Re: Сертификация результатов инновационного развития ядерных технологий (Всего: 0)
от Гость на 13/11/2009
Уважаемый Гость! Я хотел сказать то же самое, что и на языке ЭСПЕРАНТО: (


[
Ответить на это ]


Re: Сертификация результатов инновационного развития ядерных технологий (Всего: 0)
от Гость на 13/11/2009
Уважаемый автор,
Вы действительно затронули ВАЖНУЮ тему, но выглядит она уж слишком беспредельно общо. Выражу мнение, что было бы выигрышней на примере одного поднаправления продемонстрировать Вашу точку зрения на модель этого направления "как есть" и предложить Вашу точку зрения модель "как должно быть". И было бы классно если при этом Вы оценили эффект этого...
Вы выразили крамольную мысль относительно того, что ядерная отрасль обречена на инновации и живёт с ними. Вы путаете НИОКРы и НИРы с инновационными проектами. Но вообщем то в этом Вы не одиноки. Так думают в Атомэнергопроме, Росатоме (на смех всему мирововму сообществу). Не так давно провалился "инновационный" проект с Альстомом. Очередная "инновация" нас ждёт в Вилючинске? В Сосновом бору? Или это НВ АЭС-2? Хотя, возможно, заблуждаюсь и не понял Вас.


[
Ответить на это ]


Re: Сертификация результатов инновационного развития ядерных технологий (Всего: 0)
от Гость на 14/11/2009
Уважаемый Гость! Спасибо за за Ваш комментарий.
Мне кажется, что мы с Вами единомышленики. Для меня понятие "инновация", которое, кстати, утверждено одним из постановлений Правительства.  "по-мужицки" заключается в постановке результатов НИОКР на производство (следовательно, будет внедрено). Что понимают под "инновационным проектом" в Атомэнергопроме, я, к сожалению, не понимаю (- слишком ортодоксален). Поэтому я привел выписку инновационного направления  ФЦПД Госкорпорации.
У меня было намерение привести модель, как должно быть. Такая модель сформулирована мною не "под Вилюйчинск", а под сдачу "под ключ" мобильной АТЭС любому потенциальному заказчику. Эта работа представлена в Концерн Энергоатом (Завьялов С.Н. и в Госкорпорацию (Локшину А.М.) К сожалению, реакции на свои предложения я не вижу и не слышу уже более 3-х лет.
В данной статье я указал лишь на стандартные этапы внедрения результатов НИР: ТЗ, ОКР (ЭП, ТП, РКД, образец, подтверждение соответсвия (госиспытания или сертификация)).
Убежден, что развитие национальной и отраслевой стандартизации на предприятиях отрасли (а не в недрах известных структур) - единственный способ выхода из сегодняшнего кризиса.
Если Вы согласны с данной точкой зрения, приглашаю к сотрудничеству.


[
Ответить на это ]


Re: Сертификация результатов инновационного развития ядерных технологий (Всего: 0)
от Гость на 14/11/2009
На мой взгляд, инновация - это продукт, для производства которого используются новые технологии и даёт большую прибыль относительно прибыли от продукта, для которого используются рутинные технологии.

В отрасли всё просто - без серьёзной оценки НИОКР и возможности извлечь из него прибыль большую относительно рутинного продукта, под инновацию попадает любой желаемый НИОКР. БН-800 - инновация, ПАТЭС - инновация, АЭС-2006 инновация, АЭС в Северске - полная инновация. Всё упирается в безграмотность высших управленцев Атомэнергопрома и Росатома - они не имеют компетенций (ни технических, ни управленческих), чтобы оценить инновационность. А Сараев уже инновацией объявил коммерческий БН-1200х (который собирается выстроить ранее 2020)!

Конечно нужны нацстандарты, но не верю, что это реально - политическое руководство - против, это очевидно. Должен быть механизм вытаскивания инноваций из НИОКРов. И тут всего мира уже есть некоторые наработки, только АЭП и Росатом их не видит - не сфера их компетенций.
(и спасибо за предложение)


[
Ответить на это ]


Re: Сертификация результатов инновационного развития ядерных технологий (Всего: 0)
от Гость на 15/11/2009
Во избежание  дальнейшего словоблудия: По Определннению Оксфордского словаря-энциклопедии: "Инновационная технология вносит изменение в жизнь общества на социальном уровне "(примеры -шариковая авторучка, мобильный телефон и сеть, телевизор и телевидение,реактор - бридер в замкнутом ЯТЦ ,не требующие добычи и обогащения урана и т.п.
Все остальное- рутннные (т.е. обычные )проектные,конструкторскиеи технологические разработки.
А мы забалтываем проблему- что ни проект-то инновационнй.Или -"новая технологическая платформа".Чем меньше дела и реального развития , тем больше-словотворчества.
Инженер-технолог.


[
Ответить на это ]


Re: Сертификация результатов инновационного развития ядерных технологий (Всего: 0)
от Гость на 15/11/2009
Уважаемые коллеги!
Согласен, что словотворчество вдохновляет нас больше, чем необходимость достижения практических результатов. (Потом будут ругать за то, что сделал плохо!)
Но в моей статье речь идет именно о необходимости  упорядочения практического процесса любого нововведения, в том числе и не "рутинного". Этот процесс в любом случае состоит из "обычных" проектных, конструкторских и технологических разработок, к обеспечению качества которых  предъявляются общеизвестные требования  стандартов СРПП (ГОСТ Р, ИСО. МЭК). 
Нет у нас стандартов для замкнутого ЯТЦ и бридеров, даже для "рутинной" ПАТЭС нет стандартов, включая ряд технологических процессов. Давайте говорить о том, что и как необходимо делать профессионально!
Автор.
  


[
Ответить на это ]


Re: Сертификация результатов инновационного развития ядерных технологий (Всего: 0)
от Гость на 15/11/2009
Да с Вами конечно все согласятся. Что такое есть хорошо. И?.. И руководство на это забьёт болт. И это не скепсис. Вам нужны примеры? Возьмём сертификацию системы качества организаций по ГОСТ ИСО 9001-2001. Только ленивый её ещё не сертифицировал на это. Причём сертифицируют даже международные серт. центры. И что? Да, в этом есть некая польза, безусловно, упорядочение некое. Но результат по предмету деятельности принципиально мал. Почему? - Руководство воспринимает это как некий своего рода маркетинговый ход, достаточно заиметь бумажку о сертификации, и добавленная стоимость возрастёт. Но по сути продукция качество продукции практически не изменилось.

Нужен некий стандарт на управление отраслью, нужны показатели суммарной и личной эффективности. Если отвлечься от затрат на это, что полуим? Проверяльщику соблюдения этого стандарта завтра позвонят и/или заключат договор, и усе будэт.

С технической стороной проще - она более алгоритмична и легче проверяема, но уверяю Вас, там проблемы будут теми же.

ПОКА У РУКОВОДСТВА (ГОСУДАРСТВА, ОТРАСЛИ) НЕ БУДЕТ ЛИЧНОЙПОТРЕБНОСТИ В СОЗДАНИИ СТАНДАРТОВ И ИХ НЕУКОСНИТЕЛЬНОМ СОБЛЮДЕНИИ, НИЧЕГО НЕ БУДЕТ.

Это не только факт, но это теория внедрения ))


[
Ответить на это ]


Re: Сертификация результатов инновационного развития ядерных технологий (Всего: 0)
от Гость на 15/11/2009
Я бы считал это не теорией. а существующей практикой удовлетворения личной заинтересованности путем "посевного венчурного" [АтомЭко-2009]финансирования примитивного нормотворчества с соответственной его реализацией.
Теоретически личную заинтересованность можно удовлетворять и по пути профессиональной качественной работы.
Автор. 


[
Ответить на это ]


Re: Сертификация результатов инновационного развития ядерных технологий (Всего: 0)
от Гость на 15/11/2009
Я бы считал это не теорией. а существующей практикой удовлетворения личной заинтересованности путем "посевного венчурного" [АтомЭко-2009]финансирования примитивного нормотворчества с соответственной его реализацией.
Теоретически личную заинтересованность можно удовлетворять и по пути профессиональной качественной работы.
Автор. 


[
Ответить на это ]


Re: Сертификация результатов инновационного развития ядерных технологий (Всего: 0)
от Гость на 14/11/2009
ускоренное развитие технического регулирования, путем гармонизации российских стандартов с международными стандартами
----------------------------------------------------------------------
Уважаемый автор"
А что такое ГАРМОНИЗАЦИЯ? Это не тот ли пресловутый закон "О техническом регулировании", который отменил жесточайшие ядерные госты и превел их в статус рекомендательных? Под видом того, что они не соответсвуют международным нормам? А может гармонизация это бешенная технологическая деградация страны, после того как начали "Технически регулировать" наукоемкие отрасли?
 А известно ли вам, как отчаянно боролся против распространения этого закона на ядерную отрасль Е. Адамов? И почему он это делал?
И последний вопрос - а вы не из "пятой колонны", которая визжа о дюбви к Родине оффшорит и вывозит все на зарубежные счета?
Ну очень похоже.... 


[ Ответить на это ]


Re: Сертификация результатов инновационного развития ядерных технологий (Всего: 0)
от Гость на 14/11/2009
Уважаемый Гость!
Если можете, то внимательно разберитесь с законом "О техническом регулировании".
 Мою позицию по нему Вы можете узнать из журнала "Атомная стратегия" за ноябрь 2006 года.
Как Е.Адамов боролся с этим законом, я, к сожалению, не знаю - это было раньше принятия закона Госдумой.
Но хорошо знаю, как реализовывался этот закон Росатомом и Госатомнадзором в период 2003-2007 годов.
На последний Ваш вопрос отвечаю: я смогу принять Ваше извинение.
Автор.


[
Ответить на это ]


Re: Сертификация результатов инновационного развития ядерных технологий (Всего: 0)
от Гость на 17/11/2009
Уважаемый Н.В. Никифоров!
Похоже, что я вас обидел, коли вы затребовали извинений.
Но, к сожалению, вращаясь в атомных и не только верхах, вы далеко отстали от реальности происходящего в нашей промышленности.
Немного теории, что бы понятно было - откуда аварии берутся.
1. Закон 184-фз  вводит понятие обязательных требований к продукции и требований к продукции, исполняемых на добровольной основе (ст.1 первый и второй абзац).
2. Заметьте - второй абзац ст.1 не говорит о том, какие требования надо применять к продукции - обязательные или еще какие то? ведь в первом абзаце сказали "обязательные требования",
зато во втором абзаце введено понятие "добовольное исполнение".
Итого - внутреннее противоречие, двоякость и разнотолкование Закона заложено сразу! Ну... как в России и было - "Законы писать коротко и непонятно"
3. В ст. 2 введено понятие стандарта как документа... "добровольного многократного использования". Обращаю внимание - добровольного! То есть хочу проявляю добрую волю в использовании стандарта, а
хочу и не проявляю, и не применяю стандарты. Вспомним - в ГОСТах СССР была запись "Неисполнение ГОСТ преследуется по закону", т.е. стандарт был обязатаелен к применению, причем оговаривал
нижние границы потребительских свойств продукции любой группы, за исключением стандартов двойного применения (для оборонки).
4. Глава 3 "Стандартизация", ст 15, п.2 ... "национанальный стандарт применяется на добровольной основе" - подчеркиваю - применяется на добровольной основе. Что это значит? А можно и хуже делать -
что реально и происходит, ну например с несчастным ВАЗом... у вас машинка то импортная? да?... и у меня тоже - потому что знаю, не делает ВАЗ хороших машин и делать не будет.
5. О технических регламентах и не говорю - как прописать Регламент для создания АСУ боя или АСУ ТП объекта, если ГОСТов по АСУ ТП более 200? И прписаны кстати очень жестоко.
Это горка ГОСТов высотой примернов 60-65см. .. хоть представляете, что это будет за регламент?
Примеры? Сколько угодно - есть такая шарага  - НПО "Аврора" (АСУ ТП проектируют), та самая, автоматика которой задушила 42 души на  "Нерпе", так вот эти крутые спецы напрочь отказываются примнять
ГОСТы двойного назначения!!! Напрочь! А применяют в разработке АСУ для судов с ЯЭУ требования морского регистра (РМРС), прописанные для сухогрузов, танкеров, буксиров и пр. А требования ядерного
приборостроения не применяют - результат? Злосчастный "Борей" с автоматикой, спроектированной по требованиям сухогрузов, до сих пор никак не оживет. А/Л "50 лет Победы" после полного отказа АСУ
болтатлся в Кольском заливе 4 часа баз хода и управляемой ЯЭУ, буксиры держали, чтобы на камни не дрейфовал...
Но самый  апогей в этом деле был достигнут на СШ ГЭС, где безграмотные менеджеры отменили все ГОСТы на турбины и гидросооружения, а взамен ввели свои ОСТы, в которых исключили раздел
"Требования по безопасности" - результат? Авария и 74 смерти. Зато какие сверхприбыля и оффшоры!  Ну и так далее...
Системный анализ, проведенный не манагерами и директорами последней волны, а математиками-лингвистами и юристами выявил одну общую особенность... Знаете какую? А ту самую! Во всех случаях
проектанты и эксплуатанты ссылались на НЕОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ исполнения требований ГОСТ, зафиксированную в "Законе о техническом регулировании"!
Тенденция эта продолжается - сейчас зафиксированы попытки сделать необязательными федеральные нормы и правила в области атомной энергетики - но ядерщик пока отбиваются, так как понимают, что
менеджеры толкают их на  создание еще одной ядерной катастрофы.
Поэтому есть понимание, что законодатели разнородны и среди них есть "пятая колонна"... Доказательства? Да хотя бы недавнее выступление Патрушева (Совбез) о современных угрозах - он отметил самую
существенную в нашем обществе - противоречивость и неопределенность правового поля... по

Прочитать остальные комментарии...


[
Ответить на это ]


Re: Сертификация результатов инновационного развития ядерных технологий (Всего: 0)
от Гость на 17/11/2009
Уважаемый Профессионал!
40 лет проработал в атомной промышленности, из них 26 - разработчиком методов технического контроля военной техники (во ВНИИА). Работал по стандартам и сам участвовал в разработке стандартов, которые принимались нами на добровольной основе и после этого становились обязательными для соблюдения.
Закон о ТР следует трактовать таким же образом: если принял стандарт на доброволной основе, то соблюдай его в обязательном порядке (это условие договора между заказчиком и исполнителем).
Известные  "профессионалы" не конструкторских видов деятельности в области ИАЭ "раскрутили" критику термина "требования, принимаемые на добровольной  основе", не понимая механизма реализации собственно требования. Подозреваю, что это было сделано умышленно и в определенных амбициозных целях.
Я попросил Вас внимательно разобраться с законом о ТР. Для этого рекомендую проанализировать и сравнить  ФЗ о стандартизации (1993г.) и ФЗ о сертификации (1993 г.) с ФЗ о техрегулировании (2002 г.) Ничего нового в ФЗ о техрегулировании нет, кроме нового вида документа - технического регламента. В ФЗ о стандатризации 1993 г. тоже есть фраза о том, что требования по безопасности, установленные в стандартах, являются обязательными для исполнения.
Прошу ознакомиться также со  статьей на этом сайте на стр.18 журнала "Атомная стратегия" №11 за 2006г.

К "пятой колонне" я отношу предателей и умышленных вредителей. А амбициозные дураки и плохие дороги - другая проблема.
 
Кстати, за 8 лет эксплуатации ВАЗ 2110 у меня не было ни одного технического отказа.  
Автор.  
Данное разьяснение адресуется, в основном, не  Вам - Профессионалу (извините, не знаю в какой области), сколько читателям полемики.


[
Ответить на это ]


Re: Сертификация результатов инновационного развития ядерных технологий (Всего: 0)
от Гость на 18/11/2009
Вы правильно всё пишите, но думаю, что комментатор имел в виду другое. Добровольно принимать или не принимать ГОСТы и стандарты - основное слово ДОБРОВОЛЬНО. Сегодня мы добровольно приняли (или не приняли), а завтра добровольно отказались. Решили конструкторские организации отказаться от соблюдения ГОСТов по договрённости с Заказчиком (для уменьшения издережек, например) - и отказались.


[
Ответить на это ]


Re: Сертификация результатов инновационного развития ядерных технологий (Всего: 0)
от Гость на 19/11/2009
Вам возразить трудно: в нашем рыночном (а точнее -базарном) театре абсурда все возможно. Главное, можно по разному трактовать и не соблюдать законодательные требования.

Автор


[
Ответить на это ]






Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, webmaster@proatom.ru. Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.14 секунды
Рейтинг@Mail.ru