proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Журналы Атомная стратегия 2021 год
  Агентство  ПРоАтом. 24 года с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





Обсудим?!
Способствует ли безопасности атомной отрасли закрытость (усиление режима)?
Да
Нет
Сильнее влияют другие факторы

Результаты
Другие опросы
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС
Вышло в свет второе издание двухтомника Б.И.Нигматулина. Подробнее
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия» и сайта proatom.ru. Информация: (812) 438-32-77, E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[10/02/2010]     Главком устрашающей эффективности (к столетию С.Г.Горшкова)

Чтобы выигрывать войны, надо знать закон победы
С.Г.Горшков, 1967 г.

Еще при жизни адмирал флота Советского Союза Сергей Георгиевич Горшков был включен в «Список 100 крупнейших политиче­ских и военных деятелей XX столетия». Четыре десятилетия назад он был самым популярным советским военачальником по обе стороны Атлантического океана. Его известность на Западе превосходила любого из выдающихся полководцев Великой Отече­ственной войны и первых лиц Министерства обороны СССР.


Адмирал Э.Замуолт, начальник морских операций ВМС США, писал: «Адмирал Горшков выступает как русский Мэхэн XX века, убежденный защитник морской мощи как жизненно важного и необходимого атрибута статуса великой державы….Они оба придерживаются мнения, что их нациям потребны флоты такого размера, которые дают возможность не только нанести поражение сильнейшему из противников, но и успешно противостоять любой комбинации вражеских военно-морских флотов….Горшков не просто адвокат морской мощи [государства] или историк. Он является строителем советского Военно-морского флота».

«Главком устрашающей эффективности» - так назвал Сергея Георгиевича Горшкова командующий 6-м флотом США Тернер Фредерик, лично убедившийся в быстром наращивании сил советской эскадры в Средиземном море, контроль над которым после нескольких десятилетий американского доминирования он вынужден был разделить с русскими.

 «С.Г.Горшков осуществил поворот от когда-то оборонитель­ной морской стратегии русского сухопутного колосса к стратегии наступатель­ной» (немецкий журнал «Атлантише Вельт», нояб­рь 1969 г.) Французский журналист Ж.Ноли так оценивал роль легендарного главкома: «Адмирал Горшков с острым всевидящим взглядом принес такую мощь советскому Военно-морскому флоту, о которой цари в свое время только мечтали». Ему вторил британский публицист Г.Ли: «Если говорить, что кто-то превратил Россию в сверхдержаву на море, которой она без сомнения стала в настоящее время, то это и есть адмирал Горшков. Вступая в должность главнокомандующего Военно-морским флотом России, он располагал только печальным опытом боевых действий в период второй мировой войны, на которой флот не имел ни престижа, ни мощи, ни политического веса Красной армии. В его безотрадные задачи входили защита побережья России и охрана морских флангов при каких-либо боевых действиях сухопутных сил. Когда адмирал Горшков передаст дела своему преемнику, он завещает ему и России современный военно-морской флот, имеющий по размеру и качеству только одного соперника – военно-морские силы США».

Ставить перед собой самые сложные задачи, во всем стре­миться к первенству — таковы были жизненные принципы адмирала флота Советского Союза С. Г. Горшкова.

Эпоха Горшкова

В 1956 г., когда Сергей Георгиевич возглавил ВМФ СССР, советский флот уже вышел на второе место в мире по суммарному водоизмещению и числу боевых кораблей, но при этом оставался прибрежным, не способным действовать в удаленных районах Мирового океана. В военно-политическом руководстве страны преобла­дало мнение, что исход будущей войны зави­сит от результатов обмена первыми стратегическими ядерными ударами между СССР и США. Решающую роль отводилась Ракетным войскам стратегического назначения, а борьба на суше, в воздухе и на море носила лишь вспомогательный харак­тер. На этом основании делался вывод, что ВМФ утратил свое значение. Было заявлено, что эра круп­ных надводных кораблей закончилась.

С.Г.Горшкову потребовалось почти 10 лет, чтобы доказать ошибочность подобного мнения и еще столько же, чтобы вывести Военно-морской флот СССР в Мировой океан.

К концу его тридцатилетнего пребывания на посту главнокомандующего ВМФ советский флот стал одним из сильнейших в мире, а самое главное, он стал океанским.

В конце 1980-х гг. ВМФ СССР насчитывал 83 стратегических атом­ных подводных ракетоносца второго поколения и 367 многоцелевых подводных лодок, из них 113 атомных и около 250 дизель-электрических. Общее число надводных кораблей океанской и дальней морской зоны достигало 160 еди­ниц.

В состав морских стратегических сил и сил общего назначения входило более 100 эскадр и дивизий, а общая численность личного состава ВМФ достигала 450 тысяч человек.

Жизненный выбор

Родился С.Г.Горшков 13 (26) февраля 1910 г. в Каменец-Подольске. В 1912 г. семья переехала в Коломну. После окончания средней школы поступил на физико-математический факультет ЛГУ. После первого курса по призыву комсомола перешел в училище им. Фрунзе на штурманский факультет. В 1931 г. окончил училище с назначением штурманом на эсминец Черноморского флота (ЧФ). После года службы по его просьбе был переведен на ТОФ вначале штурманом минного заградителя «Томск», а затем командиром сторожевого корабля «Бурун». После окончания в 1937 г. курсов командиров миноносцев в Ленинграде снова на Тихоокеанском флоте командовал эскадренным миноносцем, а затем дивизионом эсминцев. Во время боёв у озера Хасан, в звании капитан III ранга он командует 7-й бригадой кораблей ТОФ. В 1939 г. после окончания академических курсов в звании капитана II ранга был переведен на Черноморский флот, где возглавил бригаду эсминцев. В 1940 г. был назначен командиром бригады крейсеров Черноморского флота. 4 сентября 1941 г. капитан I ранга Горшков назначается командиром I десантного отряда кораблей ЧФ, выполнявших десантные операции в период Великой Отечественной войны.

В сентябре 1941 г. ему присваивается звание контр-адмирала.

С 13 октября 1941 г. он командует Азовской флотилией, обеспечивавшей коммуникации, взаимодействие с сухопутными войсками на Черном и Азовском морях. Были развернуты систематическая разведка, береговая корабельная дозорная служба. Налажена регулярная боевая подготовка кораблей и частей. Эти меры способствовали превращению соединения в эффективно действующую бригаду.

В Керченско-Феодосийской десантной операции (25 декабря 1941 г.) Азовская флотилия и Керченская военно-морская база на маломореходных судах перебросили на Керченский полуостров до 20 тыс. войск 51-й армии и снабжали их всем необходимым для ведения боевых действий. Весной 1942 г. Азовская флотилия обеспечивала безопасность коммуникаций на море и содействовала войскам Крымского фронта на северном берегу Керченского полуострова на участках Таганрог – Мариуполь. 3 апреля 1942 г. С.Г. был награжден орденом Красного знамени.

Действия моряков Азовской флотилии на Кубани и Таманском полуострове в августе 1942 г. задержали наступающего противника на месяц. Что значило в то время, задержать наступление целой армии гитлеровской Германии на месяц! В августе было принято решение возложить на контр-адмирала Горшкова командование объединенными силами Азовской флотилии, Керченской и Новороссийской военно-морских баз, предназначенных для обороны Таманского полуострова.

11 августа Горшков получает приказ принять от 47-й сухопутной армии оборону Таманского полуострова и занять оборонительные рубежи частями морской пехоты. Сталин предложил С.Г.Горшкову перейти в сухопутные войска. Но С.Г. попросил оставить его в Военно-морском флоте.

В 1943 -1945 гг. Горшков командует рядом десантных операций на занятые немцами побережья для содействия сухопутным войскам Южного и Северо-Кавказского фронтов (десанты для освобождения Мариуполь и Осипенко (Бердянск). 12 октября 1943 г. Северо-Кавказкому фронту приказано произвести высадку на Керченском полуострове и создать плацдарм в Крыму. 56-я армия на судах Азовской флотилии должна была занять северо-восточную часть полуострова и город Керчь. Во время Керченско-Эльтигенской десантной операции (31 октября — 10 декабря 1943 г.) Северо-Кавказского фронта и Черноморского флота корабли и суда Азовской флотилии переправили на Керченский полуостров более 75 тыс. человек, более 600 орудий, 200 минометов, 130 танков, 770 автомашин, 7 тыс. тонн боеприпасов, 3 тыс. тонн продовольствия и др. имущество. В апреле 1944 г. на базе Азовской флотилии была создана Дунайская флотилия под командованием контр-адмирала Горшкова. Дунайская флотилия принимала участие в Ясско-Кишиневской операции. Последние месяцы 1944 г. корабли и катера флотилии высадили 20 тактических десантов, осуществили переправу около 1 млн войск и техники, очистили от мин 2,5 тыс. км рек. Флотилия содействовала войскам II и III Украинских фронтов.

25 августа 1944 г. Горшкову присваивается звание вице-адмирала. В январе 1945 г. он командует эскадрой Черноморского флота. В представлении на должность было записано: «представляя т. Горшкова на должность командующего эскадрой, преследуется цель дать боевое ядро флота в руки опытного, решительного боевого адмирала».

Его стремление к изучению нового опыта ведения боевых действий на ЧФ были замечены командованием ВМФ, и он был приглашен к участию в разработке предложений для программы послевоенного военного кораблестроения на 1946-1955 гг.

В ноябре 1948 г. Горшкова назначают начальником штаба Черноморского флота. Основные усилия он направляет на отработку планов подготовки сил флота к ведению боевых действий в условиях возможного применения атомного оружия в войне на море.

В начале 1951 г. С.Г. Горшкова награждают орденом Ленина, а в июле назначают командующим Черноморским флотом.

В марте 1953 г. было проведено объединение военного и военно-морского министерств в министерство обороны. И первым замминистра обороны и главнокомандующим ВМФ был назначен Николай Герасимович Кузнецов. Настойчивость и бескомпромиссность Кузнецова в отстаивании своих взглядов на развитие флота вызывало все большее недовольство у министра обороны Жукова, и еще большее недовольство у Хрущева, который к этому времени стал первым секретарем ЦК КПСС. Обстановка осложнялась. В июле 1956 г. по представлению Кузнецова его первым заместителем был назначен Горшков. Вскоре Николай Герасимович перенес тяжелый инфаркт и по болезни ушел в отпуск. Обязанности главкома были возложены на Горшкова, и вся ответственность за дальнейшую подготовку планов строительства кораблей легла на его плечи. 

В конце октября 1955 г. в Севастопольской бухте погиб от взрыва в носовой части линкор «Новороссийск», что послужило поводом для снятия, Кузнецова с должности главкома ВМФ и увольнению с военной службы.

Политбюро принимает решение назначить С.Г.Горшкова главнокомандующим ВМФ. Начало его деятельности на этом посту совпало с трудным периодом в жизни флота: гибель линкора «Новороссийск» в Севастопольской бухте, снятие с должности Н.Г. Кузнецова, недовольство высшего партийного и государственного руководства страны планами строительства флота.

Но во все времена С.Г. Горшков отстаивал генеральную линию, что при проектировании и строительстве флота в атомном веке мы должны исходить из своей доктрины, а не копировать западные державы, идти своим путем с учетом возможностей нашей промышленности.

Начавшаяся научно-техническая революция в военном деле потребовала выработки путей развития флота, определения облика новых кораблей и систем вооружения. Благодаря глубоким знаниям военно-морского дела, личному опыту участия в боевых действиях на море и на суше в годы войны, своему характеру и дипломатичности, Сергей Георгиевич успешно справился с трудностями начального этапа ответственной деятельности на посту главнокомандующего ВМФ.

Главком ВМФ

В конце 1956 г. Совет обороны рассмотрел и одобрил подготовленный Военно-морским флотом, согласованный с министерством обороны и отраслями промышленности, план проектирования и строительства кораблей на 1956-1960 гг. Все последующие планы программы строительства ВМФ разрабатывались под непосредственным руководством Горшкова.

 Основой советского ВМФ становятся подводные лодки и морская авиация, способные нанести мощный удар по противнику и принести победу на море. Это положение поддерживал С.Г.Горшков, пока у власти находился противник надводного флота Н.С.Хрущев. В последующем основное направление строительства ВМФ было несколько переориентировано.

С.Г. Горшков был идеологом и организатором создания океанского ракетно-ядерного атомного флота. В этой работе он стремился приобрести союзников среди руководителей оборонного комплекса страны, прежде всего в судостроении. Он организовывал выставки-показы новых кораблей, приглашал высший руководящий состав СССР, Политбюро ЦК, промышленности на флоты, корабли с демонстрацией возможности боевых кораблей и подводных лодок.

Буквально еженедельно в Генеральном штабе ВС или в отделе ЦК докладывать планы работ по ВМФ. Умение главкома увлечь собеседника, представить силу и необходимость ВМФ, направить диалог в нужное русло способствовали строительству океанского ракетно-ядерного флота.

Определяя перспективы развития флота он всегда опирался на науку. И, прежде всего, на институты и академию ВМФ. Ориентировал ученых на поиск новых нетрадиционных идей создания систем вооружения и строительства флота. С большим уважением относился к выдающимся ученым, с которыми работал в непосредственном контакте (с А.П. Александровым, А.И.Лейпунским, Н.А.Доллежалем.

Бывая в Ленинграде - морской столицы Советского Союза, главком обязательно посещал Военно-морскую академию, основные предприятия оборонной промышленности (особенно судостроительные), научно-исследовательские институты. Постоянно взаимодействовал с наукой, активно помогая ей не словами, а деньгами, которые «выколачивал» у Политбюро ЦК, имея там большой авторитет.

Большое внимание обращал на безаварийное использование кораблей, проводил по этому поводу серьезные разборы.

Когда на ТОФе затонула подводная лодка «К-429», в тот же день улетел на Дальний Восток, и в течение месяца находился на плавбазе, пока не были подняты личный состав и лодка.

В период его командования флот проводил крупные масштабные учения. В одном только учении «Океан-70» были задействованы все флоты, дальняя авиация, все рода подразделений военно-морского флота.

В октябре 1967 г. Сергею Георгиевичу было присвоено высшее военно-морское звание – Адмирал флота Советского Союза. В декабре 1982 г. за деятельность по созданию ракетно-ядерного океанского флота Горшкову вручается вторая медаль «Золотая Звезда». Первой он был награжден в мае 1965 г.

Свою 30-летнюю деятельность на посту главкома ВМФ С.Г.Горшков закончил 9 декабря 1985 г. В зале Верховного Совета СССР он собрал высшее командование ВМФ, пригласил начальников управлений отделов главного штаба и управлений главнокомандующего ВМФ. Открывая заседание Военного совета, он зачитал Постановление, в котором говорилось: « п.1. Назначить адмирала флота Чернавина Владимира Николаевича главнокомандующим Военно-морским флотом, заместителем министра обороны СССР.

п.2. Освободить адмирала флота СССР Горшкова Сергея Георгиевича от обязанностей главнокомандующего Военно-морским флотом, заместителя министра обороны СССР и члена коллегии Министерства обороны в связи с переходом на другую работу.

В течение 30 лет, находясь на ответственном посту главнокомандующего ВМФ, я стремился самым добросовестным образом выполнять эти обязанности на благо Родины, партии и народа и всегда опирался на поддержку и беззаветное выполнение своего воинского долга всеми вами – доблестными моряками – матросами, офицерами и адмиралами нашего славного флота. Покидая этот высокий пост, я благодарю вас за вашу ревностную службу! Желаю всему личному составу флота неизменно благополучного плавания, успехов в службе и личного счастья».

На флоты была направлена шифротелеграмма, в которой он благодарил весь личный состав ВМФ за совместную службу.

Заслуги С.Г. Горшкова были высоко оценены наградами. Он был удостоен двух медалей «Золотая звезда» Героя Советского Союза, пяти орденов Ленина, ордена Октябрьской революции, 4 орденов Красного Знамени, орденов Ушакова I и II степени, ордена Кутузова I степени и Красной Звезды, а также многих орденов и медалей СССР и иностранных государств.

13 мая 1988 г. после тяжелой продолжительной болезни он скончался на 79-м году жизни.
 
Военно-морская теория

Какова роль военного флота в истории России? Какой флот нужен России? Ответ на этот вопрос зависит от понимания государственной властью значения морской составляющей вооруженных сил.

Три столетия назад, отчетливо понимая значение флота в развитии экономики государства, решении его политических задач, Петр I говорил: «Была Россия в древние времена довольно мужественна и храбра, но не довольно вооружена, ниже правильно расположена. И как политическая пословица сказует о государствах, морского флота не имущих, что те то - кто одну руку имеют, а имеющие и флот - обе, так и наша Россия одну только руку имела тогда». И превратил сухопутную страну в могучую империю, властвующую на суше и на море.

Исследуя этот вопрос, Сергей Георгиевич писал: «Каждый раз периоды упадка российского флота совпадали с серьезными затруднениями государства во внешнеполитических акциях в мирное время и с поражениями в войнах». Из предварительного плана исследования 1966 г.: «п.1.Значение морской силы в обеспечении политики государства во все эпохи: «Страна и правительство, понимавшие значение флота, получали большие выгоды и преимущества. Еще большее значение приобретут военно-морские флоты в связи с тем, что мир вступает в новую эпоху – эпоху освоения богатств океанов, за овладение которыми уже сейчас разворачивается ожесточенная борьба».

В 1950-е гг. судьба советского ВМФ была под вопросом. У государства не было научно-обоснованной военно-морской стратегии, авианосцы были заклеймены как «орудие агрессии», офицеры увольнялись в запас, флот сокращался.

«Карибский кризис» расставил все точки над i. Противостояние двух держав в океане потребовало разработки военно-морской стратегии, создания ВМФ нового облика, отвечающего вызовам времени, определения сил и средств, необходимых для его реализации.

Военно-политическим руководством страны в разные периоды перед ВМФ ставились следующие основные задачи:
1945-1955 гг. - поддержка сухопутных войск на приморском направлении;
1955-1960 гг. - нарушение (срыв) океанско-морских коммуникаций;
1960-1970 гг. - уничтожение ударных группировок ВМС противника и уничтожение наземных объектов;
1970-1985 гг. - уничтожение наземных объектов и ударных группировок ВМС противника;
1985-1991 гг. – уничтожение наземных объектов и ударных группировок ВМС противника в ответно-встречных ударах;
1991-настоящее время – срыв или ослабление ударов противника по территории России с морских и океанских направлений, поражение наземных объектов и ударных группировок ВМС противника, удержание территории и объектов от захвата.

Автором разработанной в середине 1960-х гг. Морской стратегии ВМФ по праву считается С.Горшков.

В соответствии с этой стратегией ВМФ должен был быть способным совместно с другими видами вооруженных сил своими морскими стратегическими ядерными силами (МСЯС) уничтожить наземные объекты противника, уничтожить или ослабить его аналогичные силы для предотвращения ядерного удара по территории своей страны.

Созданный в соответствии с этой стратегией ВМФ отвечал, в целом, требованиям и реалиям «холодной войны». Благодаря присутствию соединений кораблей под флагом ВМФ СССР неоднократно предотвращались конфликтные ситуации и боевые столкновения.

К началу 1970-х гг. военно-морские теоретики во главе с С.Г.Горшковым разработали целостную теорию стратегического применения Военно-морского флота с учетом возможности войн любого масштаба и характера (от локального конфликта до глобальной ракетно-ядерной войны).

Параллельно происходило становление теории строительства сбалансированного флота. Главком считал, что: «Ошибочно пытаться создать флот по образу и подобию флота даже самой сильной морской державы и определять потребности в строительстве кораблей для своего флота, руководствуясь только количественны­ми критериями и соотношениями корабельного состава…. Каждая страна имеет специфическую по­требность в морских силах, и только эта потребность, определяемая задачами флота, может служить основанием для развития родов сил, классов кораблей и оружия».

Большое значение для правильного решения проблемы сбалансированности флота имеет уровень научности обоснования военной доктрины. Исходя из характера будущей войны, состояния флота ведущих морских держав, на государственном уровне необходимо понять, какой должен быть флот и какие задачи он будет решать (прибрежный или океанский), каково его место в защите государства. На политическом, государственном уровне определяется сбалансированность ВМФ, что и выражается в военной доктрине страны. Исследования на таком широком фронте в истории отечественного Военно-морского флота проводились впервые. С приходом к руководству Военно-морским флотом С. Г. Горшкова определение общих стратегических задач ВМФ в будущей войне стало важнейшим направлением теоретических исследований.

После него осталось огромное наследство, прежде всего, это школа Горшкова – адмиралы, выдающиеся командиры флота, ставшие Героями Советского Союза, получившие боевые награды в послевоенный период. Особенное место занимают военно-морские теоретики, внесшие незаменимый вклад в формирование научной базы строительства океанского флота.

В свое время многим специалистам казалось, что в своем главном теоретическом труде «Морская мощь государства» С.Г.Горшков очень мало внимания уделил вопросам боевого применения флота, выдвигая на первый план проблемы использования ВМФ в качестве инст­румента политики государства в мирное время. Но как истый стратег, мыслящий не сиюминутными интересами, а на историческую перспективу, главком рассматривал флот как элемент морской мощи, основным предназначением которого является обеспечение свободного доступа государства к океанским и морским коммуникациям, ресурсам Мирового океана в мирное время. Актуальность такого подхода сегодня очевидна.

Смещение экономической деятельности мирового сообщества в Мировой океан становится причиной возникновения споров и конфликтов, урегулирование которых во многом зависит от морской мощи государства - совокупности военного, транспортно­го, торгового и других флотов, их научной и промышленной базы, системы базиро­вания, судостроения и судоремонта, без которых невозможно нормальное экономическое развитие.

Учитывая значение Мирового океана для развития экономики и военных отраслей науки и техники, США стремятся поставить под свой контроль деятельность Международной океанографической комиссии, понимая, что в долгосрочной перспективе эти затраты окупятся. Сильнейшие мировые игроки осваивают и юридически закреп­ляют за собой территории Мирового океана, военно-морским присутствием демонстриру­я решимость защищать свои права.

Наша страна, имеющая свои интересы в Мировом океане получила эти права не только вследствие географического поло­жения (выход в три океана и 26-тысячная протяженность морских границ), но и благодаря огромному вкладу в изучение Мирового океана, в развитие морского судоходства, многочисленным открытиям рус­ских мореплавателей и путешественников. На это постоянно обращал внимание Сергей Георгиевич Горшков, сделавший для отечественной океанологии больше, чем все его предшественники

Ракетно-ядерный ВМФ

Судьба в момент научно-технической революции вынесла на пост главкома

 ВМФ крайне удачную и соответствующую условиям Личность. Что бы ни говорили о его особых, чисто человеческих качествах, как бы полюсно ни делились взгляды, необходимо  помнить, что С.Г.Горшков был реальным создателем ракетно-ядерного океанского флота. 

Надо отметить и исключительно удачное для карьеры  Горшкова стечение обстоятельств.  Л.И.Брежнев, А.А.Гречко и С.Г.Горшков хорошо знали друг друга. Их объединяли военные события 1942-1943 гг. под Новороссийском. А.А.Гречко тогда командовал 47-й, а затем 18-й армиями. В то же время Брежнев  был начальником политотдела 18-й армии. В свою очередь, Горшков, будучи заместителем командующего  Новороссийским оборонительным районом и командующим Азовской флотилией, по ходу боевых действий находился в постоянном контакте с Гречко  и Брежневым.

Эти обстоятельства определили взаимные личные  симпатии трех руководителей, что впоследствии, во многом, играло важную роль в судьбе Сергея Георгиевича уже в должности Главкома ВМФ.

О появлении в Советском Союзе океанского флота мы заявили весной 1970 г., когда успешно прошли маневры "Океан-70". До этого традиционно считалось, что советский флот - это флот прибрежного действия. Этими маневрами СССР заявил о себе как  о государстве с собственной национальной океанской стратегией. Заслуга главкома в том, что он привнес в военно-морское искусство новое понимание морской мощи государства. Именно Сергей Георгиевич, исходя из крайне невыгодного военно-географического положения нашей территории, обосновал и показал, что в концепции  национального флота главным элементом является подводный флот. На протяжении многих лет мы развивали именно этот компонент. Все, что касалось надводного флота,  авиации, отставало, но отставало осознанно. Нам нужно было вывести лодки в океан, а потом, вслед за ними, начать развивать и серьезные надводные корабли. Мало знают и о том, что именно Главком настоял на том, чтобы на подлодках появились крылатые ракеты. Горшков, с его особым чутьем, понял, что именно подводные лодки с  крылатыми ракетами могут стать нашим национальным оружием. По разработкам противокорабельных ракет Советский Союз лидировал в течение полутора десятилетий.

Мы вынесли в океан дивизии морской ракетоносной авиации. Когда была заявлена наша национальная морская стратегия, то это был не лозунг, а глубоко разработанная продуманная система операций различных масштабов и уровней.

Пытаются доказать, - писал Главком, - что, в отличие от США, морской державы, СССР – якобы, держава сухопутная, и создавать сильный флот «не имеет права». Сегодня, когда мы уже имеем флот, являющийся одним из сильнейших в мире, оглядываясь назад, отчетливо видишь, какой же колоссальный труд вложен в него. Создание океанского атомного флота - это настоящая эпопея героических свершений. Беспримерные походы советских атомников под вековыми льдами к Северному полюсу и в труднодоступные районы Арктики, первое в мире групповое кругосветное плавание под водой подводных атомоходов. Эти и многие другие ратные дела моряков послевоенного поколения сродни подвигам фронтовиков».

Материальным выражением доктрины нового главкома, сменившего на этом посту опального Н.Г.Кузнецова, стало создание морских стратегических ядерных сил. Строительство сбалансированного ВМФ было одним из приоритетов на всех этапах деятельности главкома. Вначале, в период «ракетной эйфории» Хрущева, это давалось не просто.

Подводный ракетоносный флот

О создании атомного подводного флота в выпусках «Атомной стратегии» опубликовано довольно много материалов [см.№ 4(41) В.А.Лебедев, Ядерная энергетика и атомный подводный флот; № 7(44) Н.Я.Щербина, От апогея к перигею]. Всего за 30лет существования атомного флота в СССР было построено  235 атомных подводных лодок (помимо 300 ДЭПЛ), 2 тяжелых ракетных крейсера стратегического назначения.
До передачи дел своему преемнику В.Н.Чернавину С.Г.Горшков успел принять от промышленности первые ракетно-торпедные АПЛ III поколения пр. 971 и 945 (титановая).

Параллельно с атомными торпедными лодками строились дизель-электрические ПЛ пр.641, которых всего было построено 58 единиц. Часть из них экспортировались в Индию, Кубу, Ливию и даже Польшу.

В «эпоху Горшкова» ежегодно в строй вводилось по 3-4 ПЛ.

Надводный флот. Для создания группировок, которые могли бы нести боевую службу в Средиземном море и других районах Мирового океана советский флот не обладал достаточным числом кораблей морской и океанской зоны. Общее число эскадренных миноносцев, построенных к середине 1950-х гг. составляло 89 единиц (70 – пр. 30бис, 6 –пр. 56 и 1 – пр. 41). В результате военной доктрины Н.С.Хрущева, считавшего, что большие надводные корабли больше не нужны, было проведено массовое уничтожение крупных надводных кораблей (НК). Их по­спе­ши­ли объ­я­вить ус­та­рев­ши­ми. Главкому ВМФ, заместителю министра обороны СССР, пришлось выполнять постановление Совета Министров СССР от 25 марта 1958 года, в соответствии с которым были сданы на металлолом десятки кораблей и судов. 5 крейсеров пр. 68бис, готовых на 80%, разрезали на металл. Той же участи в 1960-1965 гг. подверглись еще 3 крейсера пр. 68К. В 1960 г. утилизировали крейсер «Адмирал Нахимов», к середине 1960-х были списаны все эсминцы пр. 30К. Крейсер «Орджоникидзе» в 1962 г. продали Индонезии. Ещё 15 эсминцев пр. 30бис также были проданы за границу. 11 - вывели из боевого состава. В строю остались 28 эсминцев пр. 41 и 56.

Таковы были результаты  видения военной стратегии Верховным главнокомандующим  Н.С.Хрущевым, человеком самоуверенным, далеким от военно-теоретической науки.
Для борьбы против авианосных соединений противника по пр. 56М были построены 3 модернизированных эсминца, которые переквалифицировали в «большие ракетные корабли» (БРК). По пр. 57А и 57бис было построено 8 БРК и 4 ракетных крейсера пр. 58.

С переходом приоритета к борьбе с ракетными подводными лодками противника ВМФ СССР стал оснащаться противолодочными кораблями дальней морской, океанской зоны. Благодаря своевременной инициативе главкома Горшкова, проектирование этих кораблей было уже практически выполнено. В 1967 г. ВМФ принял в строй противолодочный крейсер «Москва» пр. 1123. В 1969 г. промышленность сдала второй корабль серии «Ленинград». Эти вертолетоносцы «пробили брешь» в сухопутном мышлении военно-политического руководства страны, открывая путь к созданию тяжелых авианесущих крейсеров пр.1143. Одновременно с противолодочным крейсером «Москва» флот получил первый большой противолодочный корабль (БПК) пр.1134 (головной корабль «Адмирал Зозуля»). По пр. 1134А с 1969 по 1977 г. были построены 10 кораблей, ещё 7 кораблей серии 1134Б построили черноморские судостроители. К 1974 г. в боевой состав флота вошли ещё 20 БПК пр.61. К 1981 г. по пр.1135 и 1135М было построено 32 корабля. Их строительство завершило создание боевого ядра надводного компонента морских сил общего назначения.

Морская авиация. В конце 1950-х гг. в качестве противоавианосных сил предполагалось использовать морскую ракетоносную авиацию (МРА) на базе тяжелых бомбардировщиков. В составе ВМФ в 1956 г. находилось около 400 Ту-4К, несколько десятков Ту-16КС. В 1960 г. на вооружение МРА поступили авиационные противоракетные комплексы большой дальности Ту-16К-10, Ту-16К-16 и Ту-16К-26. В 1960-х гг. стал внедряться метод дозаправки морских ракетоносцев в воздухе.

К 1965 г. ВМФ получил около 500 Ту-16 различных модификаций. К этому времени соединение МРА уже имели около 300 боевых самолетов. К началу 1970-х гг. на вооружение стал поступать средний сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22 и Ту-22М.
В середине 1960-х гг. противолодочная авиация ВМФ получила самолеты Бе-12, Ил-38, вертолеты Ми-14 ПЛ и Ка-25ПЛ, в 1070-х самолеты Ту-142 и вертолеты Ка-27.

В годы хрущевских «преобразований» штурмовые и истребительные соединения и части авиации ВМФ были расформированы. Воздушное прикрытие кораблей, возложенное на истребительные части ПВО, обеспечивалось лишь на небольшом удалении от берега. Для борьбы с авианосными соединениями противника требовалось включение истребителей в боевые порядки МРА. На вооружение морской авиации начали поступать истребители-бомбардировщики Су-17 и Су-24. Для гарантированного прикрытия кораблей океанского флота с воздуха (в зоне до 200-300 км от берега) флоту нужны были «плавучие аэродромы».

Создание авианесущих крейсеров типа «Киев» положило начало качественно новому этапу отечественного военного кораблестроения, в котором непосредственное участие принимали представители ВМФ, и в первую очередь, главком. Чтобы сдвинуть первых лиц государства со стереотипов минувшей войны, Горшкову пришлось употребить все свои дипломатические способности, волевые усилия для подавления противников авианосцев. Главкому повезло в том, что министром обороны в то время был маршал Советского Союза А.А.Гречко, лично знавший Горшкова и доверявший ему.

К созданию авианосного корабля удалось приступить только в 1969 г. Тяжелый авианесущий крейсер (ТАВРК) пр.1143 не имел зарубежных аналогов. В 1977 г. ТАВРК «Киев» был принят на вооружение ВМФ. В 1978 г. вошел в строй второй корабль пр.1143.2 «Минск», в 1982 г. – «Новороссийск» (пр.1143.3) Четвертый авианосный корабль «Баку» был принят ВМФ в 1987 г. После развала СССР ему было присвоено имя «Адмирал флота Советского Союза С.Г.Горшков». Пятым стал ТАВРК «Адмирал флота Советского Союза Н.Г.Кузнецов», до этого трижды переименовывавшийся из «Риги», «Брежнева», «Тбилиси» в «Кузнецова».

С приходом в минобороны Д.Ф.Устинова, принципиального противника авианосцев, С.Г.Горшкову пришлось три года пробивать утверждение проекта пятого ТАВРК. И все-таки он победил. Но скольких усилий и времени это стоило. Во многом благодаря Горшкову было принято решение о создании сверхзвукового истребителя-перехватчика для авианосцев пр.1143-1143.4. В начале 1990-х гг. это направление, вместе со многими другими, было погублено. Первый полет многоцелевого палубного истребителя Су-27К был совершен в 1987 г., уже после сдачи главкомом его 30-летней вахты.

В период 1960-1980 гг. была создана организация непрерывного, надежного и скрытного управления силами ВМФ, действовавшая на всей акватории Мирового океана. Через Главный штаб ВМФ главком непосредственно управлял подводными лодками с баллистическими ракетами в районах боевого патрулирования, осуществлял управление морскими силами общего назначения в районах несения боевой службы.

С нуля были созданы главкомом морские десантные силы, возрождена морская пехота. К 1985 г. морская пехота ВМФ состояла из одной дивизии и трех бригад, флоты были обеспечены достаточным числом десантных кораблей и высадочных средств. Ему удалось сохранить береговую артиллерию, ставшую базой для создания нового рода войск ВМФ – береговых ракетно-артиллерийских войск. Создание сбалансированного по всем физическим средам применения, по четырем родам сил Военно-морского флота было одним из основных направлений деятельности главкома Горшкова. Накануне перехода ВМФ к постоянному присутствию в оперативно важных районах Мирового океана в 1966 г. в состав флота вошли большие десантные корабли (БДК) пр.1171. До 1983 г. было построено 16 БДК.

Деятельность сил флота в океанской и дальней морской зоне обеспечивалась морской разведкой. В 1970-х гг. на вооружение ВМФ поступили разведывательные корабли пр.394б, 1826, в 1983 г. корабль-измерительный комплекс (КИК) пр.1914. В 1986 г. в состав ВМФ вошел КИК «Урал» пр.1914.

При развертывании оперативных группировок океанского флота на пределе возможностей работал тыл ВМФ. В то время не было возможности обеспечивать в полном объеме ремонтами, модернизациями все корабли, хотя, конечно, по мере сил эти работы выполнялись. За 30 лет «эпохи Горшкова» были построены военно-морские базы-города: на СФ - Западная Лица, Гаджиево, Гремиха, Видяево, на ТОФ – Промысловка, Рыбачий, на ЧФ – Донузлав. Расрослись города: Североморск, Севастополь, Полярный, Балтийск.

С 1964 по 1975 г. постоянно наращивалось манёвренное базирование сил боевой службы в океанской зоне. Во время зарубежных визитов Сергей Георгиевич вел переговоры с главами государств и военных ведомств, благодаря чему были подписаны соглашения о заходе наших кораблей в порты Египта, Сирии, Алжира, Кубы, Югославии, Ливии, Туниса, систематических заходах в порты Сомали, Бенина, Сан-Томе, Принсипи и т.д. После подписания соглашения между СССР и Вьетнамом о базировании советских военных кораблей и самолетов в Камрани в 1983 г., С.Г. Горшков подключил строителей ВМФ к обустройству базы, справедливо полагая, что быстрее всех эту работу сделают те, кому база нужна. Он приказал перебазировать во Вьетнам 3 инженерных батальона, 3 тяжелых причала, развернуть инженерные комплекты дизельных электростанций, водонасосных станций, склад ГСМ, построить из сборных конструкций объекты для личного состава, штаба, приемо-передающего центра и т.д. К концу 1984 г. эскадра уже базировалась в Камрани. Капитальные сооружения «Загранстроем» были возведены лишь через несколько лет. Создание пунктов материально-технического обеспечения за границей позволило увеличить частоту и размах боевой службы в Северо-Восточной и Западной Атлантике, Средиземном море, Тихом и Индийском океанах.

Для проверки идеи создания искусственных островов в открытом море для базирования и тылового обеспечения ВМФ во второй половине 1960-х гг. в Индийский океан была организована экспедиция «Прилив-2» в составе двух АПЛ под руководством адмирала Л.А.Владимирского [см. «Атомная стратегия» № 4(30), июнь 2007 г., Экваториальная экспедиция особого назначения, О.К.Мирошниченко].

 Занимаясь освоением перспективных театров военных действий (ТВД) в новых районах Мирового океана, Военно-морской флот участвовал в океанологических исследованиях. По его инициативе совместно с Академией наук СССР были организованы десятки экспедиций, в том числе уникальная Антарктическая экспедиция. Среди научных трудов главкома равным по значению «Морской мощи государства», является «Атлас океанов».

 Отдавая приоритет океанскому флоту, С.Г.Горшков не забывал и морские силы для оперативных зон флотов. Они получили малые ракетные корабли и катера пр.1234, 1240, 205, 206МР, 1241.1Т, 1241.1; малые противолодочные корабли пр.1124, 1124М, 1241.2, береговые ракетные комплексы «Сопка», «Редут», «Утес», «Рубеж»; минно-тральные корабли пр.264А, 266, 266М, 257Д, 257ДМ, 1265, 1258.

Главкому удалось обеспечить финансирование строительства специального танкера комплексного снабжения пр.1559В, который пришел на флот в 1971 г. (До этого использовались переоборудованные гражданские суда). Всего было построено 6 таких судов. После ухода Горшкова с поста главкома вопросы обеспечения кораблей в океанской зоне вообще перестали решаться.

Некоторые военноначальники, после ухода Горшкова с должности главкома пытались очернить его, ставя в вину неполноценную систему обеспечения. Но в то время её не на что было создать, потому что все основные деньги уходили на строительство боевого Военно-морского флота. Необходимо было чем-то поступиться, поэтому систему обеспечения не развивали в полном объёме. Необходимость достижения паритета с Западом заставляла концентрировать усилия и финансы на главных направлениях. Но плановые ремонты кораблей постоянно проводились. Основное усилие было направлено на обучение личного состава, его тренировку и обученность в море, о чем неплохо было бы вспомнить сейчас и взять на вооружение.

Несение боевого дежурства подводными лодками, НК, находившимися в местах своего базирования, также является разработкой С.Г.Горшкова.

Большое внимание главком уделял системе военно-морского образования, как военно-морской академии (ВМА), так и военно-морским учебным заведениям, особенно в Ленинграде – городе, создававшемся как морская столица России. Горшковым была создана и качественно новая система обучения и подготовки экипажей. Обучение в атомных центрах стало возможным потому, что  там начинал активно действовать Горшков. Он всегда шел  вперед, не топтался на месте, не боялся. Он экспериментировал, но делал это осознанно: под любой  эксперимент подводились серьезные научные проработки.  Это был творец во всех сферах деятельности главнокомандующего, что очень редко бывает у людей,  занимающих столь высокие посты.

Взаимоотношения с наукой и промышленностью

Тяготеющий к науке главком долгие годы поддерживал прочные деловые отношения с учеными, конструкторами, инженерами. Многолетнее знакомство с А.П.Александровым, Н.А.Доллежалем, А.И.Лейпунским способствовало оснащению ВМФ компактными мощными корабельными атомными реакторами, имевшими ТТХ, лучшие американских. В первые же дни в новой должности Сергей Горшков посетил

Центральный НИИ военного кораблестроения (ЦНИИВК) и Институт вооружения ВМФ, где подробно рассмотрел предложения о перспективах развития флота. В обсуждении принимали участие также ученые Военно-морской академии, ЦНИИ им. А.Н. Крылова и конструкторы некоторых ЦКБ. В итоге в конце января 1956 г. Совет обороны рассмотрел и одобрил подготовленный ВМФ и согласованный с министерствами оборонных отраслей промышленности план проектирования и строительства кораблей на 1956-1960 гг. 

Все последующие планы и программы строительства флота разрабатывались под личным руководством Горшкова. Работая над перспективными вопросами развития флота, Горшков организует выставки-показы новых кораблей и систем вооружения непосредственно на СФ или ЧФ, приглашая на них руководителей партии и правительства, министров, генеральных и главных конструкторов, директоров крупных заводов.

Показы сопровождались выходами участников на кораблях в море, где проводились тактические учения с выполнением боевых упражнений - пусков ракет, торпедных и артиллерийских стрельб, полетами авиации с использованием ее бортового оружия. В ходе выставок проходило обсуждение вопросов строительства не только кораблей и создания вооружения, но и развитие инфраструктуры флотов, решение социальных вопросов. Это повышало престиж флота в глазах руководства страны и руководителей ее оборонной промышленности.

Львиную долю рабочего времени в главкомате ВМФ Сергей Горшков уделял рассмотрению и решению вопросов кораблестроения, начиная с контроля над разработкой Оперативным управлением ГШ ВМФ оперативно-тактических заданий на корабли и по важнейшим комплексам вооружения, выдачи органами кораблестроения и вооружения тактико-технических заданий промышленности и заканчивая рассмотрением проектов кораблей и систем вооружения на разных стадиях их проектирования и разработок. 

Получила дальнейшее развитие организационная система последовательного рассмотрения и утверждения на разных уровнях (КБ ОПК, НИУ ВМФ, заместитель ГК по кораблестроению и вооружению, Главный штаб ВМФ) этапов проектирования кораблей и разработок вооружения. В конечном итоге эскизные и технические проекты новых кораблей и разработки важнейших комплексов вооружения рассматривались и утверждались непосредственно главнокомандующим ВМФ на совещаниях с министрами Судпрома и других оборонных министерств, руководством Главного штаба, органов кораблестроения и вооружения, центральных управлений, НИУ ВМФ и КБ промышленности.
По существу, все большие надводные корабли, которые имеет российский флот сегодня, рождались в его кабинете. Имея высочайшую техническую эрудицию, главком никогда не

 пытался показать, что он является специалистом во всех областях, но пожелания, которые он высказывал во время  рассмотрения проектов, действительно, отражали суть  вопроса.

Это был настоящий командующий - жесткий, как и должен быть военный руководитель такого ранга. Вместе с тем, в нем не было никакого самодурства. Это была Личность с большой буквы. И как флотоводец, и как ученый и конструктор, и как  производственник. Конечно, главнокомандующий не мог  работать, чтоб кого-то не снять, не уволить, не  наказать... Наверное, были и те, кто испытал на себе его  недовольство, но в науке, в промышленности его любили и уважали как большого государственного человека, который много сил и энергии отдавал созданию флота.

После встреч с ним у конструкторов, промышленников появлялось желание сделать проект лучше, оптимальнее.  Сергей Георгиевич всегда находил время, чтобы принять конструкторов. Существовало и много причин, заставлявших главкома принимать в состав ВМФ «сырые» корабли, считая возможным их совместное доведение до ума с участием флота.

Для истории российского флота, пожалуй, не было периода более плодотворного, более интенсивного развития, чем  предперестроечные годы. И в значительной мере - благодаря Сергею Георгиевичу Горшкову.

1985 год

Последний год на посту главкома для Сергея Георгиевича был самым тяжелым. Государство лихорадило от борьбы за власть после смерти Брежнева. У пришедшего после Ю.В.Андропова и К.У.Черненко М.С.Горбачева ясного представления о дальнейшем развитии государства не было. Теоретики Вооруженных сил метались, не поспевая за политикой партии, менявшейся стремительно и непредсказуемо. В конспективной записи выступления министра обороны в июле 1985 г. Горшков отметил следующие моменты: «Цель войны по взглядам империалистов – уничтожение социализма как политической системы и установление мирового господства США…Война примет коалиционный характер. Появится возможность ее ведения обычным и ядерным оружием… широкое применение найдет высокоточное оружие (ВТО)…Создание автоматизированных систем ВТО, позволяющих наносить удары на больших дальностях…Усилить внимание строительству многоцелевых подводных сил. В направлении развития ВМФ: главное - наращивание подводного флота, надводных сил, морской авиации;  развитие комплексных противолодочных систем; создание эскадр и соединений разнородных сил; наращивание десантных сил с учетом возросшей угрозы нашей стране с океанских направлений…Стратегическая операция на океанских ТВД приобретает важное значение. Её целями могут быть уничтожение стратегических подводных сил противника, пресечение морских перевозок, разгром основных группировок морских сил противника…Объем задач ВМФ на океанских ТВД возрастает».

К научной деятельности Сергея Георгиевича все больше тянуло уже с конца 1960-х гг., к изучению проблем теории военно-морского искусства, исследования Мирового океана. Со второй половины 1970-х гг. он все чаще думал об уходе с поста главкома ВМФ. Отношения с новым министром обороны Д.Ф.Устиновым и руководством Генерального штаба ВС, возглавляемого маршалом Н.В.Огарковым складывались сложно. Их взгляды на строительство и применение ВМФ не совпадали с военной доктриной, сформировавшейся в «эпоху Горшкова». Убрать главкома оппоненты даже не пытались, так как за ним стеной стоял Брежнев

В личном архиве главкома остался черновой вариант письма министру обороны Устинову с просьбой об отставке по состоянию здоровья и возрасту (конец 1981 г.). Но остаться на этом посту ему пришлось ещё 4 года. Предложение стать помощником Горбачева главком вежливо отклонил, выразив желание работать в системе Академии наук, где ещё в 1970-е гг. он предлагал создать структурное подразделение, систематизировавшее работу научных центров, занимавшихся изучением проблем Мирового океана.

После отставки

В 1986 г., будучи уже генеральным инспектором Вооруженных сил СССР Сергей Георгиевич Горшков направил министру обороны С.Л.Соколову служебную записку о том, что «нашей стране нужен Военно-морской флот не только для войны, но и в мирное время. Это подтверждается последними событиями в мире (в Йемене, у берегов Ливии, на юге Африки, у побережья Анголы), где США своим флотом осуществляют политику «отбрасывания коммунизма»…В сумме морские силы США и НАТО имеют 1700 кораблей, десятки военно-морских и авиационных баз во всех районах Мирового океана… Чтобы парировать эту угрозу нужна немалая сила…в которой ведущую роль в борьбе на море играет флот. Проведенные расчеты и обоснования подтверждают, что нам нужен флот в составе одной тысячи кораблей основных классов – боевых, подводных, надводных, вспомогательных, кораблей управления, разведки, эскадренного тыла и др…». Ответа на эту записку Сергей Георгиевич не получил. Помешал инсульт. Оправившись после инсульта, едва восстановив способность писать, он снова обратился к министру обороны, пытаясь обратить его внимание на опасность принятия оборонительной доктрины, отдающей государство на уничтожение и разорение. В мае 1987 г. навестивший своего Главкома контр-адмирал Н.П.Вьюненко под диктовку Сергея Георгиевича записал в его рабочую тетрадь «Концепцию развития Военно-морского флота»:

Стратегическая цель использования нашего флота в войне…заключается в обеспечении постоянной готовности РПКСН к нанесению гарантированного ракетно-ядерного удара; срыва агрессии против Советского Союза и социалистических стран с морских и океанских направлений; пресечении океанских коммуникаций между США ТВД в Европе и Азии… Для решения задач Военно-морской флот в своем составе должен иметь: стратегические силы морского базирования; морские силы общего назначения, включающие многоцелевые ПЛ, авианесущие корабли, крейсера, универсальные НК охранения, минно-тральные корабли, силы и средства обороны базирования флота; морские десантные силы, включающие корабельные соединения и части морской пехоты; береговые ракетно-артиллерийские войска; авиацию ВМФ, состоящую из частей ракетоносной, противолодочной, штурмовой, истребительной, разведывательной авиации; тыл ВМФ, включающий береговые части тылового обеспечения и плавучий манёвренный тыл.

Развитие ВМФ должно исходить из: приоритетности подводных лодок как наиболее эффективного рода сил для решения широкого круга оперативных и стратегических задач; необходимости усиления морской авиации как важного составного элемента ударных сил ВМФ, а также… развития авианесущих кораблей, экранопланов, оснащения НК летательными аппаратами; совершенствование надводных сил для ведения боевых действий с кораблями противника, придания боевой устойчивости подводным лодкам, обеспечение их развертывания, ведение боевых действий совместно с наземными войсками развертывания, защиты своих коммуникаций и обороны районов базирования; достижение и удерживание военно-технического превосходства в уровнях развития вооружения и техники ВМФ… на основе внедрения научных открытий, прежде всего в вопросах массовой «ракетизации» сил, создания высокоточных систем оружия, обеспечении эффективности и боевой устойчивости сил и средств надежного управления и обеспечения…

Концепция является основанием для научного обоснования направленности развития флота по классам, типам кораблей и вооружения, его оптимального состава и организационной структуры на начало XXI столетия».

Прощаясь с Николаем Петровичем Вьюненко, Сергей Георгиевич сказал: «А все-таки нам это удалось! Наш флот стал таким, что теперь возврат к прежней морской политике невозможен. В сущности, её у нас и не было».

...Знал бы легендарный главком, что произойдет с флотом и со всей страной всего через три года после его ухода из жизни.

События последнего десятилетия резко изменили геополитическую расстановку сил в мировой морской деятельности. Они негативно повлияли на морской потенциал РФ, его экономическую и военную составляющие, все взаимосвязанные компоненты: транспортный, промысловый, военно-морской и научно-исследовательский флоты, науку об океане, различные отрасли промышленности, систему базирования и терминалов, кадры ученых, конструкторов, инженеров, техников, моряков.

Особо негативно события последних десятилетий сказались на военном компоненте морского потенциала - Военно-морском флоте, который определяет реальную способность обеспечить и защитить интересы России в Мировом океане. Почти в 4 раза, сократился боевой корабельный состав, возросли сложности с ремонтом кораблей, нарастает процесс старения флота, хроническое недофинансирование ВМФ отражается на новом кораблестроении. Такое состояние морской деятельности РФ, отсутствие в государстве реальных шагов по восстановлению позиций России в Мировом океане, сказалось на возрастании реальных и потенциальных угроз национальной безопасности России с морских и океанских направлений.

Т.А.Девятова

При подготовке материала использованы воспоминания адмирала Иванова В.П., нач. операт. Управления; генерального конструктора ОАО «Северное ПКБ» В.Е. Юхнина;контр-адмирала В. Н. Щербакова, д. в.н.,  проф.; дир. РГА ВМФ С.В. Чернявского; информация из трудов М.С.Монакова «Главком», В.Д.Доценко «Военно-морская стратегия», В.Г.Лебедько «Верность долгу», Е.М.Сидорова «Атомные в ремонте», «История бюро «Малахит», сайта «Независимого военного обозрения».


Примечание: Текст статьи приводится с сокрашениями. Полная версия будет опубликована а очередном выпуске "Атомной стратегии"

 

 
Связанные ссылки
· Больше про Время и судьбы
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: Время и судьбы:
О.Пеньковский - «шпион века» или «подстава» КГБ?

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 4.55
Ответов: 9


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 1 Комментарий | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Re: Главком устрашающей эффективности (к столетию С.Г.Горшкова) (Всего: 0)
от Гость на 06/11/2013
Знал бы легендарный главком, что произойдет с флотом - и что бы сделал?


[ Ответить на это ]






Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, webmaster@proatom.ru. Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.08 секунды
Рейтинг@Mail.ru