proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Журналы Атомная стратегия 2024 год
  Агентство  ПРоАтом. 27 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





PRo IT
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС

Вышла в свет книга Б.И.Нигматулина и В.А.Пивоварова «Реакторы с тяжелым жидкометаллическим теплоносителем. История трагедии и фарса». Подробнее 
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия»
и сайта proatom.ru.
E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[21/04/2010]     Сотрудничество ради безопасности

В учебно-тренировочном центре Ленинградской АЭС создан уникальный парк компьютеризированных тренажёров для подготовки и переподготовки персонала атомной станции. Более десяти лет ЛАЭС успешно сотрудничает в этом направлении с Норвежским Институтом энергетических технологий. Между Россией и Норвегией существует межправительственное соглашение о сотрудничестве в области обеспечения радиационной безопасности. В соответствии с этим соглашением правительство Норвегии выделяет из бюджета своей страны средства для взаимодействия норвежских организаций с российскими – в первую очередь, с Ленинградской и Кольской атомными станциями.


В рамках межправительственного соглашения в августе 1999 года было заключено соглашение о сотрудничестве между Ленинградской АЭС и Норвежским Институтом энергетических технологий, который находится в городе Халден (Halden). В августе 2009 года специалисты Норвежского агентства радиационной защиты (NRPA) – государственного органа, который сродни нашему Ростехнадзору, – проверили, насколько целенаправленно и эффективно в течение десяти лет тратились средства норвежских налогоплательщиков на обеспечение безопасности на Ленинградской атомной станции.

- Специалисты NRPA остались довольны, – рассказывает заместитель главного инженера ЛАЭС по подготовке персонала В.М.СЛОНИМСКИЙ. – Наше десятилетнее сотрудничество с Халденом можно условно поделить на несколько этапов. На первом этапе – в период 1999-2000 годов – был проект по разработке и созданию компьютеризированного тренажёра разгрузо-загрузочной машины (РЗМ), которая есть на каждом энергоблоке с РБМК (уран-графитовый реактор канального типа). Автоматизированная РЗМ, управляемая дистанционно, осуществляет перегрузку ядерного топлива, в том числе на работающем реакторе. Так как это потенциально опасный процесс, и его безопасность зависит от того, насколько квалифицированно подготовлен к нему персонал реакторного цеха, мы решили совместно с норвежцами создать трёхмерный тренажёр РЗМ. Были разработаны графические модели механизмов и узлов машины, смоделированы технологические процессы, которые обеспечивают её работу, создан сам  тренажер как аппаратное средство и разработаны учебно-методические материалы.

На втором этапе – это 2001-2002 годы – мы совместно с норвежцами провели усовершенствование тренажёра разгрузо-загрузочной машины: смоделировали более тридцати режимов нарушений нормальной эксплуатации РЗМ, чтобы персонал был готов к отказам оборудования и другим случайностям, которые могут произойти. Частично модернизировали аппаратные средства, и – самое главное – обеспечили связь тренажера РЗМ с полномасштабным тренажером второй очереди станции: энергоблоков №3 и №4 – чтобы можно было совместно обучать оператора РЗМ и оператора реактора, тренировать их взаимодействие в нештатных ситуациях. В результате они оба должны хорошо понимать все процессы, которые происходят во время перегрузки топлива.

Разгрузо-загрузочная машина – это очень сложный агрегат. Он состоит из нескольких десятков тысяч частей. При техническом обслуживании и ремонте РЗМ, разборке крупных узлов и механизмов, которая проводится не часто, возникают проблемы – люди попросту что-то забывают, теряют какие-то навыки. Поэтому на третьем этапе сотрудничества с Норвежским Институтом энергетических технологий Халдена – с 2003 по 2005 год – нами было совместно принято решение сделать так называемый компьютеризированный тренажёр ремонтных процессов РЗМ, где в трехмерном виде будет показана вся последовательность ремонтных операций.

На сегодняшний день мы сделали уже три ремонтных процесса: это замена скафандра РЗМ, очень сложная операция, дальше – ремонт шиберной задвижки, которая при перегрузке топлива отсекает реактор от РЗМ, это тоже сложный механизм, и ремонт стыковочного патрубка – механизма, посредством которого РЗМ соединяется, герметизируется с работающим реактором. Аппаратные средства тренажёра – грубо говоря, компьютеры – мы поставили на энергоблоках там, где производятся ремонтные работы, и с 2005 года перед проведением ремонтных операций на РЗМ ремонтный персонал в обязательном порядке обучается на тренажёрах непосредственно на рабочих местах.

Тогда же, на третьем этапе сотрудничества с норвежцами, мы создали информационно-справочную систему по техническому обслуживанию и ремонту РЗМ. То есть вся техническая документация, которая используется при ремонте разгрузо-загрузочной машины, была интегрирована в модель тренажёра ремонтных процессов и при проведении обучения ремонтным операциям или их повторении ремонтным персоналом параллельно с его действиями высвечиваются именно те разделы технической документации, которые соответствуют тому или иному процессу по ходу ремонта. Это очень полезно. На этом этапе мы также продолжали совершенствовать сам тренажер РЗМ: повышали уровень детализации трехмерных моделей, создавали различные дополнительные модели – в общем, делали так, чтобы этот тренажёр отвечал всем современным требованиям.

Четвертый этап сотрудничества – это 2004-2008 годы – отличался тем, что мы совершенствовали ремонтную и оперативную системы тренажёра РЗМ. В ремонтной системе применили норвежскую технологию виртуальной реальности. Совместно со специалистами из Халдена разработали программу стереоскопической визуализации. Норвежцы поставили нам специальные аппаратные средства для стереоскопического проецирования и специальные очки. Надеваешь их и как бы внедряешься внутрь деталей и механизмов РЗМ: «крутишь» их, как хочешь, рассматриваешь «изнутри», «переставляешь» – в общем, эффект великолепный, лучше, чем стереокино.

В то же время мы провели модернизацию оперативной системы тренажёра разгрузо-загрузочной машины. Так как на наших энергоблоках начался процесс замены систем управления РЗМ, то мы, соответственно, начали менять систему управления на тренажёре. На энергоблоках замена идет постепенно и довольно медленно: скажем, на первом блоке заменили систему управления, на втором меняют, на третьем и на четвертом будут менять. А нам учить персонал всех блоков нужно сейчас. Поэтому мы создали дополнительно отдельную модель для первой РЗМ (энергоблока №1) и отдельную модель для третьей машины (энергоблока №3). Объединили их в единый комплекс, а так как органы управления у них различные, смоделировали эти органы на сенсорных экранах и теперь в зависимости от того, персонал какого блока приходит в учебно-тренировочный центр, заводим на тренажёр ту или иную модель. Фактически в одном тренажёре у нас объединились два тренажёра разнотипных по системам управления. Примерно так же, как на полномасштабном тренажёре первой очереди станции. То есть идея интеграции в одном тренажёрном комплексе разных систем управления получила дальнейшее развитие.

Самое главное по четвертому этапу – мы предложили другим атомным станциям с РБМК воспользоваться нашим опытом и фактически распространили наши технологии компьютеризированных тренажёров еще на три атомные станции. В 2006 году мы передали программное обеспечение и всю техническую документацию тренажёра РЗМ на Курскую атомную станцию, в 2007 году – на Смоленскую АЭС. Им оставалось только купить аппаратные средства и несколько адаптировать тренажёры к своим условиям. В 2008 году мы передали на Смоленскую АЭС ещё и тренажёры ремонтных процессов. Специалисты нашей станции оказывали помощь коллегам в установке программного обеспечения.

В 2007 году один тренажёр ремонтного процесса по замене скафандра РЗМ мы передали на Чернобыльскую АЭС с тем, чтобы там использовали эту модель при создании центра визуализации по выводу энергоблоков из эксплуатации. Украинские коллеги тоже делятся с нами своими технологиями – недавно они передали нам с Хмельницкой атомной станции программный продукт по учету обучения персонала. Так у нас идёт сотрудничество между ОАО «Концерн Росэнергоатом» и украинским госпредприятием Национальная атомная энергогенерирующая компания (НАЭК) «Энергоатом».

Пятый этап сотрудничества с Норвежским Институтом энергетических технологий, который начался в 2009 году, рассчитан до конца 2010 года. В его рамках мы предполагаем совместные работы по созданию двух комплексов по обращению с отработанным ядерным топливом (ОЯТ). Один комплекс – это интерактивная мультимедийная компьютерная система, обучающая технологии обращения с ОЯТ внутри энергоблока, то есть всем операциям, которые проводит оперативный персонал станции при подготовке топлива к загрузке в реактор и при выгрузке: после того, как топливо перегрузят с помощью РЗМ, перед тем, как ОЯТ отправят в хранилище (ХОЯТ).

Второй тренажёрно-обучающий комплекс, который мы начали делать, связан с областью вывода атомной станции из эксплуатации. Это операции по вывозу с энергоблоков отработанного ядерного топлива: подготовка и загрузка ОЯТ в вагон-контейнер, вывоз его в ХОЯТ и размещение там. Здесь мы предполагаем тоже применить виртуальную реальность по норвежской технологии, так как вывоз ОЯТ с блока включает много операций с дистанционным управлением. Надеюсь, за два года мы эти две работы сделаем.

- И продолжите сотрудничество с норвежцами?

- У нас уже есть предварительные совместные проработки. В первую очередь они связаны с выводом энергоблоков ЛАЭС из эксплуатации. Мы предполагаем участие Института энергетических технологий Халдена в создании тренажёрного комплекса по разделке и загрузке отработанного топлива в металло-бетонные контейнеры для последующей транспортировки их в долгосрочное хранилище. В рамках программы вывода станции из эксплуатации мы уже сделали в прошлом году сам тренажёр. Если норвежское правительство выделит деньги на продолжение сотрудничества Халдена с нами, то «надев» его технологию виртуальной реальности на наш тренажёр, мы получим очень хороший продукт и создадим полную цепочку тренажёрных комплексов по обращению с ядерным топливом на высочайшем уровне информационных технологий.

Дальше мы предполагаем – уже говорили об этом с норвежцами, и они согласились, что это будет полезно как нам, так и им – дополнить наши тренажёрные операции по обращению с ядерным топливом норвежскими системами визуализации радиационных полей и расчётов доз облучения. Чтобы люди «видели», условно говоря, где  и что «можно», а где «нельзя». Это будет довольно интересная работа.

И, наконец, мы предложили норвежцам применить их технологию виртуальной реальности в области обеспечения пожарной безопасности с тем, чтобы визуализировать возможное распространение пожаров и применение методов защиты от них – люди смогут реально представлять себе, как эти процессы происходят. 

Последний момент, который мы тоже рассматриваем как область дальнейшего сотрудничества – это человеко-машинный интерфейс (ЧМС). В Халдене, в Институте энергетических технологий много лет существует очень хорошая лаборатория ЧМС, у них накоплен колоссальный опыт в этой области, они одни из лидеров в мировой практике в этом направлении. Мы на ЛАЭС тоже создали свою лабораторию человеко-машинного интерфейса. Поэтому совместные разработки, причем не теоретического характера, а применительно к нашим действующим энергоблокам, были бы полезны и норвежцам и нам. Вот такие у нас планы.

Все это мы рассказали и показали специалистам Норвежского агентства радиационной защиты, когда они были у нас в августе прошлого года. На их уровне все одобрено, и они обещали, что, во-первых, дадут высокую оценку работам, которые сделаны за прошедшие десять лет, и будут рекомендовать норвежскому правительству продолжать сотрудничество с Ленинградской атомной станцией с тем, чтобы реализовать предложения на будущее, которые мы продекларировали совместно со специалистами Халдена.

- Владимир Михайлович, зачем это норвежцам? Что они получают для себя?

- В первую очередь, они получают спокойствие в том, что безопасность на Ленинградской атомной станции обеспечена. Кроме того, Норвежский Институт энергетических технологий работает в области атомной техники для всей Европы, поэтому те работы, которые мы вместе делаем у нас, на Ленинградской АЭС, наши опыт и информация, которые мы получаем здесь, безусловно, используются и в других местах.

- Есть пределы в усовершенствовании тренажёров? Есть смысл поставить ограничение этому процессу?

- Пределов нет, но беспредельно детализировать ни к чему. Всё определяется соотношением: цена-качество. Есть границы моделирования, переступив которые, эффект от вложенных средств получим ничтожный. Например, когда мы моделируем полномасштабные тренажёры, границы моделирования проходят там, где вероятность, что предполагаемые процессы когда-либо произойдут, очень мала. Детализация за этими границами не приведет к тому, что мы улучшим качество подготовки персонала.

- Какой эффект дали работы по созданию компьютеризированных тренажёров за десять прошлых лет сотрудничества с норвежцами?

- Самый простой – после ввода тренажёра РЗМ в эксплуатацию ни одной ошибки персонала ЛАЭС в этой деятельности не было. И глубина знаний у персонала сейчас гораздо выше, чем, когда я, например, учился и понимал эту машину по плоским чертежам – мне как физику было непросто разобраться в её механике. Представить себе, как взаимодействуют все детали, крайне тяжело, а с помощью нашего тренажёра люди очень быстро и главное правильно понимают взаимодействие всех узлов и механизмов РЗМ и, естественно, при нештатной ситуации, зная всё это, они принимают адекватные, правильные по действиям решения.

Интервью взяла Ольга ПЕТРОВА, Центр общественной информации ЛАЭС
 

 
Связанные ссылки
· Больше про Безопасность и чрезвычайные ситуации
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: Безопасность и чрезвычайные ситуации:
О предупреждении аварий на сложном объекте

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 0
Ответов: 0

Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 4 Комментарии | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Re: Сотрудничество ради безопасности (Всего: 0)
от Гость на 22/04/2010
Очередные "Потемкинские деревни" на ЛАЭС. О главном ВМ умалчивает. Персонал, в настоящее время, после модернизации, запускает энергоблок №4, а тренажера НЕТ. Он будет, потом. Очень хочеться верить про "ни одной ошибки персонала ЛАЭС".


[ Ответить на это ]


Re: Сотрудничество ради безопасности (Всего: 0)
от Гость на 23/04/2010
А что у нас в РОССИИ нет таких специалистов по 3D и прчему моделированию? Или там гениальные моделировщики? Или какая другая причина?


[ Ответить на это ]


Re: Сотрудничество ради безопасности (Всего: 0)
от Гость на 23/04/2010
Сделано российскими руками и "мозгами"


[
Ответить на это ]


Re: Сотрудничество ради безопасности (Всего: 0)
от Гость на 23/04/2010
Ага.
Но не Слонимским. ;-)
Его "мы сделали" - веселит.


[
Ответить на это ]






Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.06 секунды
Рейтинг@Mail.ru