proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Журналы Атомная стратегия 2024 год
  Агентство  ПРоАтом. 27 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





PRo IT
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС

Вышла в свет книга Б.И.Нигматулина и В.А.Пивоварова «Реакторы с тяжелым жидкометаллическим теплоносителем. История трагедии и фарса». Подробнее 
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия»
и сайта proatom.ru.
E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[13/12/2010]     Переломный момент в военной карьере

Н.Н. Григорьев, проф. каф. ТСС ГМА им. адм. С.О.Макарова; М.М.Наконечный, кап. дальнего плавания, вед. специалист ОАО «Совкомфлот»; А. М.Железняков, асп., Российская академия госслужбы при Президенте РФ (Москва) 

Особенностью стратегического переломного момента для увольняемых из вооруженных сил является то обстоятельство, что он приходится на период социальной зрелости человека, - 35-45 лет.



Этот возраст характеризуется повышенными обязательствами перед семьей. Детям нужно дать образование. На это время приходится решение жилищной проблемы. Проблемы с трудоустройством жены, ведь большинство из них в период прохождения мужем воинской службы не имеют работы, вследствие удаленности гарнизонов. Собственное трудоустройство. 

Такие социальные изменения не воспринимаются чиновниками как кризис для военнослужащего, увольняемого из вооруженных сил. При этом переломные моменты в карьере, вызванные изменениями, связанными с переходом в гражданское общество, не учитывают психологических особенностей людей, которых они затрагивают. Между тем, преломление карьерной деятельности – сложный психологический процесс. Такой переход  потребует от человека напряжения и усилий, вызванных страхом перед предстоящими переменами. Глубина стресса может быть различной в зависимости как от типа личности, так и от конкретных обстоятельств реадаптации человека [1].  Происходит кумулирование экономического кризиса и личностного карьерного кризиса. Тем более что разразившийся экономический кризис, в отличие от европейских стран, в России носит парадоксальный характер. Безработица сочетается с нехваткой рабочих рук. Нарастает острая нужда в кадрах одной из важнейших отраслей – морском транспорте. Возрастает тоннаж судов, предназначенных для перевозки нефти и газа. В перспективе планируется увеличение добычи углеводородов на морском шельфе Северного морского пути (СМП) [2,3]. Это увеличивает потребность в квалифицированных кадрах, подготовка которых, практически, не ведется. Причина заключается в том, что нет заказов от компаний на такую подготовку, а также отсутствует учебная база, учитывающая специфику данного направления. Нет специалистов, которые могут вести определенные виды подготовки, связанные со спецификой добычи и транспортировки углеводородов в экстремальных условиях [4,5,6].

Не определены требования к профессионально важным качествам тех, кому предстоит работать в условиях СМП.

Строительство флота занимает не так много времени по сравнению с подготовкой кадров. Если даже начать подготовку незамедлительно, то вряд ли уровень прошедших обучение будет соответствовать необходимым требованиям. Более того, не факт, что после обучения они придут работать в компании, рассчитывавшие на них.

Выходом из сложившейся ситуации могут стать две государственные программы, при условии их согласованной работы. Имеются ввиду: «Стратегия развития морской деятельности РФ на период до 2020 года» и «Социальная адаптация военнослужащих, подлежащих увольнению из вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, и членов их семей».

Эффективность этих программ можно обеспечить только в случае выполнения комплекса мероприятий. Не следует рассчитывать на самореализацию программ, так как в этом случае будет нанесен серьезный ущерб самим идеям, в них заложенным. Заниматься реализацией и контролем над исполнением этих программ в части подготовки кадров -  некому.

Гораздо эффективнее поручить эту деятельность специально созданному «Российскому кадровому координационному центру» (РККЦ), функциями которого будет формирование и обеспечение процессного подхода, а конечным продуктом - реализация программы «Социальная адаптация военнослужащих, подлежащих увольнению из вооруженных сил РФ…».

С этой целью в рамках РККЦ предлагается создать два комитета: «Комитет методического обеспечения» и «Комитет реализации социальных программ».

В задачи «Комитета методического обеспечения» необходимо включить следующее:

- работу с военкоматами по месту жительства будущих курсантов военных учебных заведений. Это позволит будущему  военнослужащему иметь представление о возможных вариантах карьерного роста не только в период нахождения на воинской службе, но и начинать планирование своей деятельности после увольнения из вооруженных сил. Деятельность РККЦ будет способствовать росту престижности военных профессий еще и за счет того, что военнослужащие, которые пройдут этим путем, будут служить примером для своих детей. 

- связь с военными учебными заведениями на предмет стратегического планирования кадровых потребностей бизнеса и пожеланий военнослужащих. Такой подход является более продуктивным из-за сжатости сроков перехода с воинской службы в бизнес. Особенно это актуально для малого и среднего бизнеса. Делая заказ на специалистов в учебном заведении, нужно достаточно глубоко представлять долгосрочные перспективы компании, что для малого и среднего бизнеса в условиях неустойчивой экономики проблематично. Учащиеся военных учебных заведений могут строить свои планы и карьерные устремления с привязкой к регионам, где они хотели бы проживать после увольнения из вооруженных сил.  

- связь с воинскими  частями. В период службы военнослужащие будут иметь возможность конкретизировать кадровые ожидания по мере приближения срока увольнения из вооруженных сил. Связь с РККЦ становится более конкретной и прогнозируемой.   

- ведение разъяснительной работы среди военнослужащих. Информирование и анкетирование военнослужащих о возможных вариантах обучения и трудоустройства по выбранному направлению позволит заняться сбором и обработкой информации о кадровых потребностях и условиях предоставления работы и жилья. 

- сбор предварительной информации о потребностях компаний. Работа РККЦ должна строиться на основании статистики кадровых потребностей отраслей, регионов и компаний. РККЦ должен владеть информацией о благонадежности компаний, которые изъявят желание формировать кадровый резерв из числа военнослужащих, увольняемых из вооруженных сил. 

- связь с судоходными и круинговыми компаниями. В качестве пилотного проекта предлагается провести трудоустройство и расселение в Ленинградской области моряков Северного флота. Частично расселение в области уже осуществлено, но с трудоустройством военных моряков есть серьезные проблемы. По целому ряду причин они не могут быть впрямую задействованы, например, в программах по освоению шельфа СМП. Этому препятствует ряд обстоятельств, связанных с их дополнительным обучением и дипломированием на соответствие требованиям Конвенций Международной морской организации (ИМО). Связь с судоходными и круинговыми компаниями позволит конкретизировать задачу трудоустройства военных моряков.   

- организацию учебного процесса. Дополнительное обучение следует по максимуму организовать на территории военных учебных заведений. Такой подход позволит, во-первых, постепенно включаться в новые условия жизни. Во-вторых, и это, пожалуй, самое важное – молодежь, обучающаяся в военном учебном заведении, будет видеть реальную деятельность, направленную на трудоустройство тех, кто успешно заканчивает службу в рядах российской армии. 

- составление и утверждений учебных программ. Задача по составлению и утверждению учебных программ является важной по той причине, что заказчиком будут являться компании, имеющие свои особенности, которые следует учитывать при обучении. Программы должны быть конкретизированы с учетом пожеланий работодателя.

- отбор учебных заведений для реализации учебных программ. РККЦ должен заниматься отбором и сертификацией тех учебных заведений, материальная база и преподавательский состав которых может реально вести образовательную деятельность по выбранным направлениям. 

- контроль учебного процесса. РККЦ должен организовать и вести мониторинг учебного процесса в отобранных учебных заведениях.

- оформление трехсторонних договорных отношений между работодателем, РККЦ и учащимся. Договорная система позволит стабилизировать кадровые потребности компаний и сделать ее выполнимой и планомерной.   

- трудоустройство в компании. РККЦ на основании предварительных договоров будет заниматься трудоустройством военнослужащих по специальностям, полученным в результате дополнительной подготовки.

- статистику и мониторинг процесса. С целью рационального расхода выделенных средств, необходимо организовать и вести статистическую отчетность и мониторинг процесса реализации государственной программы по «Социальной адаптация военнослужащих, подлежащих увольнению из вооруженных сил РФ…».

- РККЦ, по мере возможностей, будет заниматься трудоустройством и обучением членов семей военнослужащих.

Задачи «Комитета реализации социальных программ»:

- выявление и связь с регионами, где запланировано компактное проживание военнослужащих, увольняемых из вооруженных сил. Выделение земельных участков для ведения строительства жилья для военнослужащих, увольняемых из вооруженных сил, производится часто без учета социальных обстоятельств. Не редки случаи, когда строительство жилья ведется там, где есть трудности с трудоустройством местных жителей. В результате и без того тяжелая ситуация, связанная с обеспечением рабочих мест, усугубляется притоком новых претендентов. Такие не продуманные действия могут привести к далеко идущим последствиям. Увольнению подлежат люди социально активного возраста, у которых есть дети - школьники или студенты, которых нужно обучать, а средств для этого явно недостаточно. Такие непродуманные действия ведут к социальной напряженности, вплоть до осложнения криминогенной обстановки. В 1990-е гг. мы уже это проходили. Дальнейшее строительство должно вестись в соответствии с потребностями региона в рабочей силе определенных профессий. Что же касается случаев, когда строительство уже завершено, то один из вариантов - расширение практики работы вахтовыми методами.              

- комплектование пакета заказов на строительство жилья. Второй пункт вытекает из первого – нужно изучать потребности регионов в специалистах определенного профиля. На основании этого формировать заказы на строительство жилья с учетом пожеланий военнослужащих, увольняемых из вооруженных сил, и их способностей работать в определенной отрасли. Совместное выполнение пп. 1, 2 позволит бывшим военнослужащим не ограничиваться социальными нормами выделяемой жилой площади, а получать жилье с учетом планируемых заработков в той отрасли, которые выбрали.     

- работа с регионами. Выполнение пп. 2, 3 обязывает выявлять отрасли, где могут быть применены знания и опыт военнослужащих, увольняемых их вооруженных сил, и вести планомерную работу по заключению договоров на дополнительное обучение, если имеется в этом потребность. Рост численности населения за счет военнослужащих, увольняемых из вооруженных сил, скажется положительно на уменьшении криминогенной обстановки в регионе, так как будет проходить за счет социально зрелых людей.  

- участие в планировании перспективных направлений по трудоустройству и занятости военнослужащих и членов их семей с учетом потребностей регионов. Комплексное планирование обучения, строительства жилья и трудоустройства военнослужащих, увольняемых из вооруженных сил, позволит оздоровить социальную среду регионов, где за годы перестройки существенно пошатнулись моральные устои гражданского общества.    

Важным моментом является то, что при увольнении из вооруженных сил военнослужащий может получать именной «Образовательный сертификат», дающий право на получение дополнительного образования. Сумма, обозначенная в сертификате, должна быть дифференцированной, так как стоимость обучения зависит от выбранной специальности, емкости и глубины проникновения в новую специальность. Так, для дополнительного обучения на морские специальности потребуется обучение на дорогостоящих тренажерах.

Но ведь и отдача от такого обучения большая. Поэтому социально значимые профессии должны иметь свои преимущества. Проводить обучение на заведомо невостребованные специальности означает одно – нерациональную трату бюджетных денег. Планомерная деятельность РККЦ позволит эффективно и с социальной пользой распоряжаться средствами, выделяемыми на выполнение государственной программы «Социальная адаптация военнослужащих, подлежащих увольнению из вооруженных сил РФ…».

Авторы считают, что для апробации программы «Социальная адаптация военнослужащих, подлежащих увольнению из вооруженных сил РФ…» более всего походит государственная программа «Стратегия развития морской деятельности РФ на период до 2020 года». Пилотный проект может быть запущен и апробирован в сжатые сроки. 

     

Литература

1.        Буйнов Ю.П., Григорьев Н.Н., Мартынов Н.П. Решение кадровой проблемы судоходных компаний в условиях экономического кризиса Транспорт Российской Федерации, 2009, №1(20);

2.        Проблемы Северного морского пути. Отв. редакторы Гринберг А.Г., Пересыпкин В.И.  / Совет по изучению производительных сил РАН; Центральный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт морского флота (ЦНИИМФ) – М. Наука, 2006. -581с.; 

3.        Пляксий В.Я. Морские арктические грузоперевозки вчера, сегодня, завтра. Сб.статей «Гидрометеорологическое обеспечение арктического мореплавания в XX и начале XXI века. Государственный научный центр РФ Арктический и антарктический научно-исследовательский институт, 2008;

4.        Григорьев Н.Н. Как обустроить систему морского образования России Транспорт Российской Федерации, 2008, №1(14);

5.        Григорьев Н.Н., Белые пятна морского образования, «Транспорт Российской Федерации», №5(18) 2008;

6.        Ольшевский А.Н., Наконечный М.М., Григорьев Н.Н. Ледовое плавание – искусство или мастерство? Морская биржа, 2009, №2(28).     

 

 
Связанные ссылки
· Больше про Кадровая политика
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: Кадровая политика:
Синдром эмоционального выгорания

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 3
Ответов: 2


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 1 Комментарий | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Re: Переломный момент в военной карьере (Всего: 0)
от Гость на 20/12/2010
Так что конкретно хотел сказать автор этой мутной статьи?
То что кто то конкретный под мутные программы должен дать финансы? Для разворовывания?  Или для приобретения в собственность еще одного ресторана в г. С.Петербурге?


[ Ответить на это ]






Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.08 секунды
Рейтинг@Mail.ru