proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Журналы Атомная стратегия 2021 год
  Агентство  ПРоАтом. 24 года с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





Обсудим?!
Способствует ли безопасности атомной отрасли закрытость (усиление режима)?
Да
Нет
Сильнее влияют другие факторы

Результаты
Другие опросы
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС
Вышло в свет второе издание двухтомника Б.И.Нигматулина. Подробнее
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия» и сайта proatom.ru. Информация: (812) 438-32-77, E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[16/06/2011]     По следам «Атомэкспо 2011»


М.В. Михайлов,  эксперт-участник Круглого стола на тему «Законодательное обеспечение развития атомной отрасли»
Г.А.Новиков, эксперт-участник Круглого стола на тему «Законодательное обеспечение развития атомной отрасли»


В ходе очередного Международного форума «Атомэкспо 2011» прошла специализированная выставка, а также обсуждение ряда актуальных вопросов, имеющих определяющее значение не только для развития атомной отрасли, но и для социально-экономического развития нашей страны в целом.


Обсуждения были проведены в рамках нескольких тематических круглых столов, участниками одного из которых, проведенного под председательством Т.Л.Ельфимовой, сопредседатели А.П.Торшин, К.Б.Зайцев на тему «Законодательное обеспечение развития атомной отрасли», были и авторы данного материала. Нам также довелось быть участниками прошлогоднего форума «Атомэкспо 2010» и соответствующего круглого стола, принявшего важные рекомендации в сфере совершенствования атомного законодательства и мы хотим отметить определенный прогресс в этой сфере, возросшую актуальность обсуждавшихся вопросов и некоторые, важные для нас проблемы, отмечавшиеся в выступлениях ряда докладчиков и последовавшей за ними дискуссии, которые требуют своего скорейшего решения.

Госкорпорация «Росатом» в последние годы активизировала свою деятельность в этом направлении, что отмечалось в выступлениях К.Б. Зайцева, Т.Л.Ельфимовой, О.В.Черниковой и др. Однако последние события на АЭС Японии обострили эту проблему и поставили вопрос о необходимости анализа и возможной модернизации системы международного ядерного права. Заявления о необходимости ужесточения нормативно-законодательного регулирования деятельности в области использования ядерной энергии на государственном уровне и повышения требований к обеспечению безопасности на уровне норм, правил и технических регламентов были сделаны государственными и политическими руководителями нашей страны; проблема обсуждалась в конце мая на саммите G8 и планируется ее дальнейшее обсуждение и принятие решений на сессиях МАГАТЭ 24 июня 2011 г. и ООН 24 сентября 2011 г. в штаб-квартире в Нью-Йорке.

В этой связи необходимо ускорить реализацию рекомендаций Круглого стола «Атомэкспо 2010», в которых, в частности, указывалось на необходимость разработки концепции ядерного права, на что был сделан акцент в докладе Г.А.Новикова и О.А.Супатаевой на круглом столе «Атомэкспо 2011», тем более, что участники нынешнего круглого стола практически единодушно высказались за разработку Концепции, а Т.Л.Ельфимова и О.В.Черникова говорили о планировании такой работы в Госкорпорации «Росатом» на ближайшее время.

С учётом проведенного обсуждения  представляется целесообразным изложить позицию авторов по данному вопросу, обратив внимание на возникшие дискуссионные моменты .

Прежде всего мы приведем несколько модернизированный слайд из доклада Г.А.Новикова и О.А. Супатаевой на круглом столе (1), чтобы далее обсудить некоторые дискуссионные вопросы.



Первым аспектом разрабатываемой Концепции названа необходимость унификации терминологии, нашедшая поддержку у участников дискуссии. Однако здесь проявились и разные подходы и понимание сущностей основных терминов, таких как ядерная безопасность и радиационная безопасность.

Авторы хотели бы продолжить, хотя бы и заочно, начатую дискуссию и изложить свое понимание, неоднократно высказывавшееся ранее, по этому и другим вопросам дискуссии на круглом столе.

1. На наш взгляд, понятие «радиационная опасность» логически восходит к понятию природного радиационного воздействия на человека (будем рассматривать его как «царя зверей» и главного субъекта социо-природной системы, не в обиду всем прочим субъектам окружающей среды), который тысячелетиями и даже миллионами лет формировался и вырастал из природы в условиях естественного, необходимого для его жизни, природного радиационного воздействия.

В некоторых местах, которые сейчас являются курортными зонами, природное радиационное воздействие было чрезмерным для приезжающих в эти места людей, но не аборигенов, что приводило к вредному воздействию на приезжающих, например, к раку кожи. Однако и сейчас люди стремятся получить повышенную дозу солнечной или «внутриземной» радиации и испытывают от этого удовлетворение (рис.1).



Рис.1. Естественная радиоактивность

По-настоящему вредное широкомасштабное радиационное воздействие стало проявляться с момента открытия рентгеновских лучей и радиоактивных элементов и использования радиационных техногенных источников. Тогда и возникло понятие «радиационная опасность» как радиационное воздействие, превышающее уровень природного радиационного воздействия, и понятие «радиационная безопасность» как защищенность человека от такого чрезмерного радиационного воздействия, пагубно влияющего на здоровье человека.

Таким образом, понятия «радиационная опасность/безопасность» являются по своей сути понятиями медико-биологическим, а точнее – санитарно-гигиеническим.

Напомним в связи с этим, что санитария (от лат. sanitas - «здоровье») представляет собой систему мероприятий, обеспечивающих охрану здоровья и профилактику различных заболеваний, а также комплекс мер по практическому применению разработанных гигиенической наукой нормативов, санитарных правил и рекомендаций, обеспечивающих оптимизацию условий жизни людей в быту и на рабочем месте с целью укрепления и сохранения их здоровья.

По словам выдающегося гигиениста Г. В.Хлопина: «Если гигиена - наука о сохранении и улучшении здоровья, то санитария - практическая деятельность, при помощи которой это достигается».

Таким образом, обеспечение радиационной безопасности относится к сфере обеспечения санитарно-гигиенического благополучия человека и достигается организационными, техническими и социальными мерами, направленными на ограничение длительности и уровня воздействия радиации.

Понятия «ядерная опасность/безопасность)» возникли существенно позднее, с момента открытия деления ядер и представляют собой принципиально иные понятия. Ключевым, инициирующим событием понятия «ядерная опасность» является несанкционированное (аварийное) энерговыделение в процессе протекания цепной ядерной реакции в делящемся материале, находящемся в ядерном объекте (установке, аппарате, упаковке и т.п.).

Одним из компонентов ядерного энерговыделения является ионизирующее излучение сложного состава, которое и приводит к повышенному радиационному воздействию на окружающую среду, включая конструкцию установки, аппарата, упаковки, а также людей, находящихся в зоне действия этого излучения.

Кроме того, несанкционированное ядерное энерговыделение может разрушить саму установку, аппарат, упаковку в процессе взрыва и воздействия его поражающих факторов, и привести к выбросу (разбросу) в окружающую среду находящегося в установке, аппарате, упаковке ядерного материала и продуктов его деления, которых первоначально не было в составе делящегося материала, но которые также являются источниками радиационного воздействия.

Как видим, ядерная опасность представляет собой опасность неконтролируемого ядерного энерговыделения – теплового или ядерного взрыва, что характерно для ядерного оружия в первую очередь и главным образом, и вторичную опасность радиационного поражения как в момент ядерного энерговыделения, так и после него вследствие разрушения защиты и выброса делящегося материала с образовавшимися осколками деления, причем именно осколки деления представляют наибольшую опасность радиационного воздействия сразу после взрыва и в течение более или менее длительного времени в зависимости от периода полураспада осколков деления.

Поэтому ядерная опасность как опасность неконтролируемого ядерного энерговыделения -взрыва фактически совпадает с понятием промышленной опасности в рамках Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Этот закон определяет аварию как «разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ», чему соответствует и понятие «ядерная авария», а промышленную безопасность как состояние защищенности от таких аварий.

Таким образом, понятия «ядерная авария» и «ядерная безопасность» являются в значительной мере частными случаями понятий «авария на опасном производственном объекте» и «промышленная безопасность» соответственно, где под выбросом «опасных веществ» понимается выброс делящегося материала и осколков его деления, опасность которых заключается в их радиоактивности.

Следовательно, обеспечение ядерной безопасности это обеспечение отсутствия аварии на ядерной установке с определенной вероятностью для предельной величины ядерного энерговыделения. Однако, так как ядерная опасность всегда сопровождается и радиационной опасностью, на всех ядерных установках предпринимаются меры обеспечения радиационной безопасности как при нормальной эксплуатации, так и при возникновении аварии.

Собственно же для обеспечения ядерной безопасности применяются особые, специфические меры, отличные от мер обеспечения радиационной безопасности. 

Ядерная опасность/безопасность установки, также как ее промышленная и пожарная опасность/безопасность, существуют независимо от присутствия на ней человека как предмета воздействия соответствующих факторов (не путать с человеком-оператором) и поэтому соотносятся только с установкой, но не с организмом человека.

С понятием «радиационная безопасность» ситуация прямо противоположная, т.к. радиационная опасность/безопасность учитывается только потому, что радиация оказывает прямое воздействие на организм человека, и вне гуманитарного аспекта понятия радиационная опасность/безопасность просто не существуют (рис.2) /12,13/.



Рис.2. Безопасность при использовании атомной энергии

В этом смысле понятия «ядерная опасность/безопасность» и «радиационная опасность/безопасность» должны быть разделены, определены терминологически в соответствии с их физическим смыслом и регулироваться различными специальными законами, что должно быть отражено в Концепции в качестве одной из первоочередных задач.

2. Следующим вопросом дискуссии был вопрос о связи Федерального закона «О техническом регулировании» с Федеральным законом «Об использовании атомной энергии» и о необходимости разработки специального закона о государственном регулировании ядерной и радиационной безопасности.
О фактическом совпадении на сутевом уровне понятий, которыми оперируют два указанных закона, их параллелизме (рис.3), мы писали и ранее в /14, 15/.


Рис.3. Техническое регулирование ЯРБ

Давайте посмотрим на определение понятия «техническое регулирование в Федеральном законе «О техническом регулировании»:

техническое регулирование - правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия;

(в ред. Федерального закона от 01.05.2007 № 65-ФЗ).

В этом определении перечислены все работы, присущие и атомной отрасли.

А какое определение понятию «государственное регулирование ядерной и радиационной безопасности» могло бы быть предложено в новом законе? По сути, это будет то же самое правовое регулирование тех же работ, но с использованием терминологии Федерального закона «Об использовании атомной энергии». За разной словесной формой стоят одни и те же сущности, например, «обязательные требования» и «требования безопасности». «оценка соответствия» и экспертиза безопасности» и т.д.
В Федеральном законе «О техническом регулировании» есть положения, непосредственно относящиеся к сфере ядерной и радиационной безопасности. Кроме того, в статье 5 этого закона прямо указано, что он целиком и полностью распространяется на объекты использования атомной энергии и на деятельность, связанную с этими объектами, при этом, правда, используется несколько иная терминология, чем в Федеральном законе «Об использовании атомной энергии». Однако, с помощью других документов легко устанавливается адекватность этих терминов. Например, в ИСО-9000 процессный подход, при котором любую деятельность следует рассматривать как процесс (термины Федерального закона «Об использовании атомной энергии» и Федерального закона «О техническом регулировании» соответственно).

Как видно, регулирование ядерной и радиационной безопасности представляет собой частный случай технического регулирования и необходимо только привести в соответствие различающуюся терминологию, используемую для названия одних и тех же сущностей, и учесть специфику оценки соответствия в атомной отрасли. Кстати, Федеральный закон «О техническом регулировании» предусматривает механизмы учета особенностей регулирования ядерной и радиационной безопасности.

Нам представляется, по результатам наших бесед с коллегами из Ростехнадзора, что Ростехнадзор просто хотел бы иметь для себя некий аналог закона о Госкорпорации «Росатом», что не лишено смысла. Но тогда надо прямо говорить, что следует разработать Федеральный закон «Об органе государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии», четко определить в нем функции, права, обязанности и ответственность этого органа за обеспечение безопасности, включая административную, гражданскую и уголовную, как это высказывалось некоторыми участниками дискуссии.

3. Весьма остро дискутировался вопрос о понятиях «максимальная безопасность» и «абсолютная безопасность», вопрос, противоречащий логическому, физическому, техническому и экономическому смыслу. Ну не бывает абсолютной безопасности для человека и для любой технической системы, являющейся источником потенциальной опасности. Не надо обманываться и обманывать общественность, не надо ставить заведомо нереальные задачи.

Даже безобидный кирпич, безопасно лежащий на земле, когда он падает с крыши, перестает быть «абсолютно безопасным» и, попадая на голову мечтающего об абсолютной безопасности, способен стать весьма опасным с трагическим исходом для мечтателя.

Рассуждая о «максимальной безопасности», следует помнит о том, что безопасность является, в числе прочего, экономической категорией, поскольку она не присуща изначально любому техническому объекту (установке, системе предприятию) – источнику потенциальной опасности, а специально создается человеком и требует для своего создания затраты определенных ресурсов. В обществе с ограниченными ресурсами (возможностями) затраты на обеспечение безопасности являются важным фактором, вступающим в противоречие с задачей получения максимальной выгоды.

Безопасность в атомной отрасли должна быть не «абсолютной» или «максимальной», а такой, которая не создает жизни, здоровью и имуществу людей риск, превышающий риск от других источников, например, риск от автомобильного транспорта (около 30 тысяч погибающих на дорогах России в год) или риск гибели от пожара (25 тысяч погибающих в год).

«Максимальная безопасность» делает объект не полезным и приносящим благо человеку, а обузой, пожирающей ресурсы. Абсолютная безопасность – это неработающий объект, предприятие.

Еще древние греки понимали это, говоря, что «безопасные корабли – это корабли, вытащенные на берег».

Это поняли и МКРЗ и МАГАТЭ, заменив принцип ALAPA (As Low As Possible Achievable) на принцип ALARA (As Low As Reasonably Achievable) - «настолько низко, насколько разумно достижимо», т.е. социально и экономически приемлемо с учётом соотношения затраты-выгода.

Именно МАГАТЭ ввело дифференцированный подход к оценке и регулированию безопасности, при котором жесткость применяемых мер должна соответствовать степени потенциальной опасности. Это является одной из главных задач совершенствования государственного регулирования безопасности, которая предусмотрена в Концепции атомного права как модернизация механизмов разрешительной деятельности и экономическая (и социальная) оптимизация требований с учетом степени потенциальной опасности.

Мы считаем, что «абсолютно безопасная» атомная отрасль = это утопия, это неработающие предприятия и установки атомной отрасли, а в идеале – ликвидация отрасли, следуя мудрости древних греков.

Максимальная безопасность – слова, лишенные смысла до тех пор, пока не установлена количественная мера «максимальности».

«Абсолютная» или «максимальная» безопасность любого технического объекта (устройства) в принципе достижима лишь путем устранения такого объекта, к чему, собственно, и призывают наиболее радикальные «зеленые» движения и эксперты.

Очевидно, что для реальных технических объектов и устройств всегда существует некоторая вероятность возникновения неисправности, неправильных действий персонала или иных причин, которые могут привести к той или иной аварии и ее последствиям, т.е. к причинению вреда. Именно значение этой вероятности и размер вреда являются естественными и единственными объективными мерилами опасности/безопасности объекта.

С этим сопряжено использование понятия риска - вероятности причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда (Федеральный закон «О техническом регулировании»).

Выбор значения допустимой вероятности аварии и методы его подтверждения, а также оценки возможных последствий являются сложнейшей задачей, рассмотрение которой выходит за рамки данной статьи.

Укажем, однако, что степени риска причинения вреда для различных объектов (таблица 1) и человека (таблица 2) в настоящее время установлены федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии и санитарными нормами и правилами (соответственно) и их выполнение контролируется уполномоченными органами государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии.


Таблица 1. Степени риска причинения вреда по ядерной опасности.

Объект

Риск
Вред
Вероятность, не более

Атомная станция /2/

Тяжелая запроектная авария (повреждение активной зоны)

10-5 на реактор в год

Эвакуация населения за пределы зоны планирования защитных мероприятий

10-7 на реактор в год

Исследовательский ядерный реактор /3/

Аварийный выброс, требующий принятия решений о защите населения

10-7 на РУ в год

Ядерная энергетическая установка судна /4/

Предельный аварийный выброс радиоактивных веществ

10-7 на РУ в год

Объект ядерного топливного цикла /5/

Эвакуация населения за пределы зоны планирования защитных мероприятий

10-6 на объект в год


Таблица 2. Степени риска причинения вреда по радиационной опасности

Объект

Индивидуальный пожизненный риск
в условиях нормальной эксплуатации
для облучения в течение года
Вред

Вероятность, не более

для персонала[1]

для населения

Хранилище радиоактивных отходов после закрытия ,6,

Возникновение у человека
или его потомства какого-либо вредного эффекта в результате облучения

1,0 ´ 10-3

(20 мЗв)

5,0 ´ 10-7

(0,01 мЗв)

Хранилище радиоактивных отходов при эксплуатации /7/

5,0 ´ 10-6

(0,1 мЗв)

Атомная станция проектируемая или строящаяся /8/

5,0 ´ 10-6

(0,1 мЗв)

Атомная станция действующая /8/

1,25 ´ 10-5

(0,25 мЗв)

Объект ядерного топливного цикла (кроме хранилищ РАО) /9/

5,0 ´ 10-5

(1 мЗв)

Транспортирование ЯМ и РВ /10/

1,5 ´ 10-5

(0,3 мЗв)

Радиационные источники /11/

5,0 ´ 10-5

(1 мЗв)



Реальное  состояние с облучением персонала контролируется системой АРМИР.

В настоящее время безопасность атомной отрасли находится на высоком уровне по сравнению с другими отраслями деятельности человека, удовлетворяет отечественным и международным требованиям и не дает оснований для идеалистического отхода от принципа ALARA.
 
Сегодня главной задачей является поддержание достигнутого уровня эксплуатационной безопасности на действующих и строящихся объектах, предотвращение возможных аварий, обеспечение готовность к снижению и ликвидации их последствий, модернизация системы контроля объектов и реагирования при отклонениях в их работе, которые невозможно исключить полностью. Кроме того, остаются задачи по ликвидации негативного «ядерного наследия».

Таким образом, мы хотим видеть атомную отрасль динамично развивающейся в условиях непременного обеспечения социально приемлемого уровня безопасности, приносящую людям полезную продукцию, предоставляющую услуги, необходимые для жизнедеятельности государства и населения, и повышающую качество жизни людей.

4. Весьма интересным оказался вопрос, затронутый нашим законодателем о ЗАТО и одним из мэров ЗАТО, который можно обозначить так: кадры атомной отрасли как важнейшее наследие СССР (вместе с мощнейшим ядерным наследием в виде предприятий, установок, технологий и т.п.)».

К сожалению, кадры, как и другое ядерное наследие, стареют и требуют замены, и это должно быть отражено в ядерном законодательстве, как  предусмотрено Концепцией.

Кадры атомной отрасли целенаправленно создавались постановлениями ЦК КПСС и СМ СССР, обязательным распределением молодых специалистов, отбором опытных инженерно-технических работников и рабочих со всех предприятий СССР, их тщательным фильтрованием кадровой службой и добровольно-принудительным направлением на объекты ядерной индустрии. Подчиненные жесткой производственной и технологической дисциплине, непосредственно участвующие в создании объектов, установок и технологий, они превратились в когорту высочайших профессионалов, спаянных общими государственными и отраслевыми интересами, впитавшими идеологию и освоившими практику культура безопасности. В результате получилось то, что Е.П.Славский с гордостью называл и собственной академией наук, и артелью.

Кстати, оперативный персонал Фукусимы, наученный грамотно нажимать на кнопки пульта управления, но не прошедший школу создания ядерных установок «с нуля», не вникший в  физику их работы, совершенно растерялся во время аварии, не смог влиять на ее развитие и проявил беспомощность при ликвидации аварии.

Не придет ли атомная отрасль России в целом к такому же финалу после ухода старых кадров и замене их новыми, не стремящимися в отрасль ради научного, технического да и финансового интереса, поскольку молодой специалист с физическим образованием может заработать гораздо большие деньги в финансово-банковской сфере и сфере торговли.

Атомное законодательство должно стимулировать приход в атомную отрасль рабочих и инженерно-технических работников, которые хотели бы работать именно в этой отрасли, расти профессионально и развивать эту отрасль. Одновременно атомное законодательство должно ограничить процесс насыщения отрасли менеджерами общего профиля, не имеющими не только специального атомного, но и общетехнического образования, стремящимися попасть на высокооплачиваемые управленческие должности.

Необходимо обеспечить высокий профессионализм персонала, высокую надёжность и персональную ответственность каждого работника за результаты своей деятельности. И это тоже одна из важнейших задач Концепции ядерного права.

5. Мы специально ограничились здесь только своими размышлениями, не цитируя других участников «круглого стола» и не ссылаясь на них, чтобы не исказить смысл их высказываний. Пусть каждый говорит за себя и у каждого есть возможность высказаться на этом сайте.


Ссылки

/1/ Г.А.Новиков, О.А.Супатаева. К вопросу о необходимости совершенствования законодательства в области использования атомной энергии на основе современной Концепции ядерного права России для обеспечения инновационного развития атомной отрасли (http://www.atomic-energy.ru/articles/2011/05/13/22194)
/2/ «Общие положения обеспечения безопасности атомных станций» НП-001-97, п. 4.2.2 и 1.2.17 соответственно
/3/ «Общие положения обеспечения безопасности исследовательских ядерных установок» НП-033-01, п.3.1.2 (2)
/4/ «Общие положения обеспечения безопасности ядерных энергетических установок судов» НП-022-2000, п.2.5
/5/ «Общие положения обеспечения безопасности объектов ядерного топливного цикла» НП-016-05, п.6.1.8
/6/ «Санитарные правила обращения с радиоактивными отходами (СПОРО-2002)» СП 2.6.6.1168-02, п.10.4.3
/7/ Там же, п.2.6.
/8/ «Санитарные правила проектирования и эксплуатации атомных станций» СанПин 2.6.1.24-03, п.5.2 и 5.6
/9/ «Обеспечение радиационной безопасности предприятий ОАО «ТВЭЛ» (СП ТВЭЛ-03) СанПиН 2.6.1.34-03, п.7.2
/10/ «Санитарные правила по радиационной безопасности персонала и населения при транспортировании радиоактивных материалов (веществ)» СанПиН 2.6.1.1281-03"
/11/ Нормы радиационной безопасности» НРБ –99/2009, СанПиН 2.6.1.2523 - 09
/12/ Правовое обеспечение безопасности инновационного развития ядерных технологий в Российской Федерации (http://www.atomic-energy.ru/node/10993)
/13/ М.В.Михайлов, Г.А.Новиков. Re: К дискуссии о государственном регулировании безопасности (http://proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=2255)
/14/ А.М.Агапов, М.В.Михайлов, Г.А.Новиков. О техническом регулировании ЯРБ (http://www.atomic-energy.ru/node/5136)
/15/ А.М.Агапов, М.В.Михайлов, Г.А.Новиков. Об оптимизации нормативного правового регулирования ядерной и радиационной безопасности в связи с реализацией федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года» (http://www.atomic-energy.ru/node/525)



[1] Приведены данные для персонала группы А. Для персонала группы Б эти данные должны быть уменьшены в 4 раза.

 

 
Связанные ссылки
· Больше про Нормы и право
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: Нормы и право:
Про САПР и не только

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 3
Ответов: 4


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 8 Комментарии | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Re: По следам «Атомэкспо 2011» (Всего: 0)
от Гость на 16/06/2011
Мне вот интересно, знают ли эти горе-авторы английский язык и знакомы ли с работами на тему "Ядерное право", действующими в МАГАТЭ и в мире? Сегодня смешно выдумывать местечковое ядерное право, нужны единые для всего человечества нормы и стандарты. Тогда не будет Фокусим и Чернобылей, во всяком случае, каждая страна будет понимать ответственность и платить за ущерб.


[ Ответить на это ]


Re: По следам «Атомэкспо 2011» (Всего: 0)
от Гость на 17/06/2011
Знает ли автор комментария, что "лизать ... дяде Сэму" не всегда разумно с точки зрения здравого смысла. Ссылками на международное право несмешные апологеты "классических основ" освящают массовые убийства в Ливии и Югославии.
 Если бы наши предшественники дадеялисьна то, что "приедет барин, он нас и рассудит (Н.Некрасов)", то, думаю, критик вряд ли рассуждал о международном праве, а скорее чистил ботинки своим кумирам. 
Откуда это убожество и неверие в свои силы?


[
Ответить на это ]


Re: По следам «Атомэкспо 2011» (Всего: 0)
от Гость на 17/06/2011
Кому нужны ваши сраные силы??? Сейчас построите братану Лукашенке АЭС, а он вам соорудит аварию с массовым выходом активности, да так, что на территории Кремля разовые дозы за 5 минут будете хапать выше 100 мЗв на рыло, тогда не только дяде Сэму, но и неграм в Африке лизать будете. Тогда поймете, что недвижимость на Западе зря покупали, нужно было в Африке или в Антарктиде брать... Поэтому атомное право должно быть международным.


[
Ответить на это ]


Re: По следам «Атомэкспо 2011» (Всего: 0)
от Гость на 16/06/2011
И после такой чистой воды казуистики Ыксперты хотят, чтобы обыватель поверил в атомную энергетику???

Нельзя говорить о вероятностях, нужно говорить о риске ущерба. При вероятности 10^-7 ущерб от реактора в 10 км от Токио и в 300 км от Анадыря будет на несколько десятков порядков различаться.

Равно как ущерб от угольной станции. Расно как ущерб от солнечной. И сравнивать атомную энергетику с самой собою - самое гиблое дело. Обывателю нужно с цифрами в руках доказывать, что поступающее к нему из розетки "качество жизни" сопровождается минимальным ущербом. "Зелёные" такие доказательства выкладывают "на пальцах", "атомным" для таких доказательств требуются логарифмы. Из-за чего "атомные" всегда будут проигрывать по убедительности. Особенно при привлечении таких Ыкспертов.


[ Ответить на это ]


Re: По следам «Атомэкспо 2011» (Всего: 0)
от Гость на 17/06/2011
Из всего перечисленного ключевым является кадровый вопрос. Какие бы не создавали законы и правила, результаты аварий будут определяться действиями персонала. Фукусима - этому подтверждение. Причем под персоналом понимаются не только непосредственные исполнители, но и руководители, принимающие ключевые решения.

Как можно решить кадровый вопрос в современном мире, когда ГЛАВНЫМИ являются ФИНАНСИСТЫ и МЕНЕДЖЕРЫ, не понятно. Значительно хуже, чем в других странах, положение технических специалистов в сравнении с этими ГЛАВНЫМИ в России. Поэтому нужны не экспертные рассуждения, а политические решения.


[ Ответить на это ]


Re: По следам «Атомэкспо 2011» (Всего: 0)
от Гость на 17/06/2011
Да просто дядьки свои рабочие места защищают, хреново, говорят, сейчас безработным быть. Вот и выдумывают разную хрень, чтобы на окладе сидеть. И правильно!


[ Ответить на это ]


Re: По следам «Атомэкспо 2011» (Всего: 0)
от Гость на 17/06/2011
Абсолютно согласен с авторами,что законодательство в области использования атомной энергии мало того, что убогое, так еще в силу своей убогости не работающее. Необходимость его оптимизации давно назрела. И сейчас для ее реализации самое время. Атомный надзор практически развален, через год уйдут последние пенсионеры. Так под шумок не брать новых, а прикрыть шарагу под флагом ввода ядерного права. Правда есть риск что под этот же шумок Росатом соорудит фукусиму российского розлива.... ну это уж издержки ядерно-правого дела...


[ Ответить на это ]


Re: По следам «Атомэкспо 2011» (Всего: 0)
от Гость на 21/06/2011
Даёшь атомное право, с самостоятельным объектом регулирования и правовоым- механизмом воздействия.
Атомное право выросло из рамок административного/государственного.
Ждём с нетерпением появления алкогольного, металлургического, химического и прочего права.


[
Ответить на это ]






Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, webmaster@proatom.ru. Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.14 секунды
Рейтинг@Mail.ru