Суммарный выброс радиоактивных веществ в атмосферу составил около 1,5* 1019Бк, в результате которого общая площадь радиоактивно загрязненных территорий достигла 200 тыс. км2 [1]. В 1986 г. на данных территориях проживало свыше 18 млн человек, в том числе 3 млн детей. По существу в центральной части Европы образовалась территория общей площадью около 150 000 км2, которая до сих пор остается загрязненной опасными изотопами цезия-137 и стронция-90, имеющими большой период полураспада и представляющими угрозу для окружающей среды региона в течение многих, многих лет. Преодоление последствий чернобыльской катастрофы потребовало выделения значительных материальных и финансовых средств для обеспечения условий безопасной жизнедеятельности населения и ведения хозяйственной деятельности на территориях, подвергшихся воздействию радиации.
Уроки ликвидации аварии на атомной станции
Двадцать шестого апреля 1986 г. в 1 час 23 мин. на 4-м энергоблоке Чернобыльской АЭС на севере Украины произошла авария (взрыв) с разрушением активной зоны реактора большой мощности типа РБМК-1000 с выбросом огромного количества радиоактивных веществ. Выброшенные из разрушенной зоны реактора в атмосферу радиоактивные продукты деления разносились воздушными потоками на сотни и тысячи километров, приводя к радиоактивному загрязнению территорий, оказывая негативное воздействие на окружающую среду и здоровье проживающего на них населения.
В результате аварийного радиоактивного выброса наибольшему радиоактивному загрязнению подверглись территории 39 районов Российской Федерации, Украины и Белоруссии, в меньшей степени — республик Прибалтики и еще в меньшей степени — других европейских стран — Австрии, Болгарии, Венгрии, Италии, Румынии, Польши, Англии, Турции, Греции.
Одной из главных особенностей аварии являлось то, что из активной зоны реактора ЧАЭС было выброшено примерно 45 различных радиоизотопов с суммарной активностью до 50 млн кюри. В отличие от ядерного взрыва и других радиационных аварий данная катастрофа сопровождалась не только мгновенным выбросом радиоактивных веществ, но и последующим длительным поступлением радионуклидов в атмосферу за счет горения графита в активной зоне реактора. Больше всего повлияли на радиационную обстановку йод-131 (в краткосрочном плане), цезий-137, стронций-90, плутоний-239, 240 (в долгосрочном плане), а также другие высокоактивные частицы топлива, так называемые «горячие», которые образовались в результате возгонки ядерного горючего, в первую очередь цезия, стронция и рутения. Главная опасность этих частиц — их высокая активность. Если активность обычного радиоактивного аэрозоля не превышала 10-14 Ки, то активность «горячих» частиц была на 8-10 порядков выше. По этой причине концентрация радиоактивных веществ в облаке в первые дни катастрофы на территории ЧАЭС могла составить 10-7—10-8 Ки/л. Ингаляционный путь воздействия радионуклидов в начальный период ликвидации катастрофы представлял первостепенную опасность, так как, во-первых, в воздухе находились аэрозольные частицы с высокой активностью, во-вторых, оседая при вдыхании воздуха в легких человека, они были способны интенсивно облучать прилегающие ткани, вызывая локальные дозовые нагрузки, равные сотням зивертов. По химическому составу «горячие» частицы представляли собой оксиды и карбиды редкоземельных радиоактивных металлов, которые, обладая высокой активностью, плохо растворялись в воде и практически не смывались при обработке дезактивирующими растворами.
Обобщенные данные по особенностям радиоактивного загрязнения в районе Чернобыльской АЭС представлены в табл. 1.
Опыта ликвидации подобного рода запроектных аварий, масштаба и характера радиоактивных загрязнений не существовало. Поэтому многое приходилось выполнять в условиях полной неопределенности, полагаясь на собственный опыт и здравый смысл. Было допущено немало ошибок и просчетов. Но в настоящей статье рассматриваются только пять основных этапов ликвидации чрезвычайной ситуации на атомной станции, которые, по мнению автора, внесли наиболее значимый вклад в решение задач защиты населения и территорий. Не случайно, в большинстве своем люди, руководившие работами на данных этапах, удостоены высоких званий Героя Советского Союза или Героя Социалистического Труда.
В результате взрыва реактора и выброса разогретых до высокой температуры фрагментов его активной зоны на крыши некоторых помещений реакторного и машинного залов возникло свыше 30 пожаров. Оперативными действиями дежурных отделений военизированной пожарной части АЭС, пожарных подразделений города Припяти в 2 часа 15 мин. были полностью локализованы очаги горения на крыше машинного зала. Еще через 20 минут был ликвидирован пожар на всех этажах реакторного отделения. Благодаря этому был перекрыт путь огню к третьему энергоблоку. К 5 часам пожар был окончательно локализован, а к 6 час. 35 мин. полностью ликвидирован. Пожарные совершили великий подвиг, приняв на себя первый удар ядерной стихии, и не позволили огню перейти на соседний реактор. Это была первая успешно выполненная стадия ликвидации чрезвычайной ситуации.
Руководили тушением пожара Герои Советского Союза майор Л.П. Телятников, лейтенанты В. П. Правик, В.Н. Кибенок. Практически все, кто вступил в борьбу с пожаром, получили опасные дозы облучения, многих из них, несмотря на усилия врачей, спасти не удалось. Но ценою своей жизни и здоровья они смогли предотвратить самый худший сценарий развития аварии: разрушение всех четырех энергоблоков. Следует отметить, что крыша Чернобыльской АЭС включала те же пожароопасные материалы, которые использовались при строительстве цеха сборки «КамАЗов». Через несколько лет этот цех из-за возникновения пожара на крыше сгорел полностью.
Вторым успешным этапом ликвидации чрезвычайной ситуации следует считать операцию по осуществлению массовой эвакуации жителей г. Припяти и других населенных пунктов, организованной органами управления и силами гражданской обороны Украины. Двадцать седьмого апреля с 14 до 17 часов была проведена эвакуация населения города Припяти — города работников АЭС — численностью 50 тыс. человек, которые были расселены в 53 населенных пунктах Киевской области. Для эвакуации были использованы 1200 автобусов и три специальных поезда. По мере уточнения радиационной обстановки на загрязненных территориях принимались дальнейшие решения о переселении людей. В целом, до конца 1986 г. из 118 населенных пунктов (включая Припять) было отселено 116 тыс. человек. Своевременная эвакуация жителей существенно уменьшила радиационное воздействие на пострадавших. В последующем для расселения пострадавших было выделено в Киеве 7500 квартир, в Чернигове — 500 квартир и построено в течение 1986 года более 21 тыс. домов усадебного типа.
Одной из основных научных проблем, вставших перед участниками ликвидации последствий аварии, было «укрощение» разрушенного реактора. Бушующий внутри реактора пожар выбрасывал в атмосферу значительные количества высокоактивных частиц ядерного топлива, существенно увеличивая уровни радиоактивного загрязнения местности. Вначале разрушенный реактор заливали водой, предназначенной для охлаждения активной зоны. Однако высокоактивная вода переполнила имеющиеся емкости и стала поступать в помещения нижних этажей третьего, второго и первого энергоблоков, угрожая безопасности ядерных реакторов. Тогда коллектив ученых под руководством академика В. А. Легасова, посмертно удостоенного звания Героя России, предложил решение о тампонировании реактора с воздуха набором веществ, обеспечивающих снижение температуры активной зоны реактора. С целью сокращения выхода радиоактивных газов и аэрозолей из развала реактора была предложена засыпка поврежденного реактора песком, борной кислотой, доломитовыми глинами, свинцом и другими материалами.
Практическое выполнение столь сложных и масштабных задач по засыпке реактора легло на плечи летчиков вертолетных частей под руководством Героя Советского Союза генерала Н.Т. Антошкина. Для транспортировки мешков с песком использовались списанные тормозные парашюты, прикрепленные к внешней подвеске вертолетов. С 27 апреля по 10 мая на реактор было сброшено около 5 тыс. т материалов, в результате чего шахта реактора покрылась слоем сыпучей массы, интенсивно сорбирующей радионуклиды. Благодаря этому к 6 мая выброс радиоактивности снизился до нескольких сотен, а к концу мая — до нескольких десятков кюри в сутки. Одновременно с этим было обеспечено устойчивое охлаждение оставшихся в реакторе топливных композиций.
Но самой сложной проблемой являлась ликвидация радиационных загрязнений на территории атомной станции и в зоне аварии. Основная тяжесть по организации и ведению этих работ легла на плечи частей и соединений химических войск под руководством Героя Советского Союза генерала В. К. Пикалова. Однако эффективность традиционных способов дезактивации, основанных на использовании водных процедур, оказалась низкой. Учитывая приведенные выше особенности радиоактивного загрязнения и возможность сорбции высокоактивных частиц различными материалами, в сжатые сроки был проведен широкий поиск различных рецептур и методов дезактивации. Общее руководство этими исследованиями осуществлял Герой Социалистического Труда академик А.Д. Кунцевич. Практическую апробацию и рекомендации по дальнейшему использованию различных способов дезактивации осуществляла группа специалистов под руководством автора данной статьи, в рамках научно-технического сопровождения действий частей химических войск по ликвидации радиационных загрязнений в помещениях и на территории Чернобыльской атомной станции. Рекомендованные этой группой способы дезактивации, приведенные в таблице 2, позволили личному составу частей химических войск в кратчайшие сроки (в течение двух месяцев) удалить основные радиационные загрязнения на территории станции, что, в свою очередь, обеспечило развертывание работ по строительству укрытия для разрушенного блока и ввод в эксплуатацию остальных трех энергоблоков. Наиболее успешно задачи по дезактивации территории атомной станции решали воины-химики специального мобильного отряда, который был заранее подготовлен офицерами службы радиационной безопасности под руководством контр-адмирала В. А. Владимирова для ликвидации последствий падения космических аппаратов с ядерными энергетическими установками.
Завершающим этапом ликвидации чрезвычайной ситуации явилось строительство саркофага для укрытия разрушенного четвертого блока. Решение о долговременной консервации разрушенного блока было принято в середине мая. Головным проектировщиком был назначен институт ВНИПИЭТ. Проектирование шло параллельно строительству, которое с середины июля велось полным ходом. Строительство осуществлялось круглосуточно, вахтовым способом. Численность участников строительства составляла от 9,5 до 11 тыс. человек, включая военных строителей. Для обеспечения безопасности строительства применялась техника, позволяющая проводить работы на значительном удалении. Для монтажа металлоконструкций использовали уникальные краны фирмы «Демаг», вылет стрелы которых составлял 78 м. На подаче бетона работали насосы западногерманских фирм, которые имели стрелы для подачи бетона до 52 м. Всего было уложено 360 тыс. кубометров бетона и смонтировано около 6 тыс. тонн металлоконструкций. В ноябре 1986 г. строительство было завершено, в этот же период были введены в эксплуатацию первый и второй энергоблоки. Многотонные остатки ядерного топлива были надежно укрыты. Возглавлял строительство главный строитель академического научного центра в Сибири Г.Д. Лыков, который за успешный ввод укрытия был удостоен звания Героя Социалистического Труда. Этим этапом были завершены работы по ликвидации режима чрезвычайной ситуации на атомной станции, и наступил длительный период преодоления последствий аварии, который продолжается и по настоящее время.
Сегодня мы являемся свидетелями тяжелой радиационной аварии на японской атомной станции «Фукусима». Противоречивые сведения, поступающие о развитии данной аварии и ходе ее ликвидации, не позволяют дать объективный анализ эффективности принимаемых мер. Однако сравнительный анализ оперативности действий ликвидаторов чернобыльской аварии и аварии на «Фукусиме», представленный в таблице 3, свидетельствует о недостаточной оперативности действий японских специалистов в стрессовой ситуации.
При возникновении аварии на 4-м блоке Чернобыльской АЭС пожарные расчеты смогли в течение 5 часов ликвидировать 30 очагов возникших пожаров и тем самым предотвратить дальнейшее разрушение остальных энергоблоков. В то время как на станции «Фукусима» из-за длительной доставки новых дизелей для питания энергоблоков, запаздывания в регулировании давления в энергоблоках, остановить дальнейшее развитие аварии не удалось.
В течение десяти суток продолжались взрывы и пожары на четырех энергоблоках, что, естественно, вызывало панические настроения в обществе. Недостаточно оперативно ведутся работы по ликвидации опасных радиационных загрязнений. Вместе с тем следует признать, что наличие защитных корпусов для ядерных реакторов «Фукусимы» существенно (на несколько порядков) сократило объемы выбросов радиоактивных веществ и соответственно уменьшило масштабы загрязнений. По характеру выбросов данная авария ближе всего относится к аварии на АЭС «Тримайл Айленд» в США.
Уроки медико-демографического характера
Самым существенным последствием чернобыльской аварии являлось то, что большое количество населения европейской части бывшего СССР (по различным оценкам от 12 до 15 млн человек) получили значительные дозы облучения. При этом наряду с внешним облучением, обусловленным радиационным загрязнением территории, существенный вклад в дозовые нагрузки вносило внутреннее облучение человека за счет вдыхания загрязненного воздуха и потребления зараженных продуктов питания и воды. Ингаляционный путь воздействия в районе аварии на начальном периоде ликвидации ее последствий представлял первостепенную опасность, так как в воздухе находились высокоактивные топливные частицы, которые, попадая в легкие человека, могли вызвать значительные радиационные повреждения на клеточном уровне.
Исследования по оценке демографических последствий базируются, в основном, на статистике общей смертности и заболеваемости. На результаты данных исследований существенное влияние оказал системный социально-экономический кризис, который охватил все страны бывшего Советского Союза после его распада. Резкое падение жизненного уровня, снижение качества и доступности медицинской помощи привели к уменьшению средней продолжительности жизни населения. На фоне этих процессов крайне трудно выявить влияние радиационного фактора и подтвердить достоверность прогнозных оценок о дополнительной смертности от раковых заболеваний на уровне 1 млн случаев за 70 лет после аварии.
Государственные органы Российской Федерации основное внимание обратили на здоровье участников ликвидации последствий чернобыльской аварии и населения, проживающего на загрязненных территориях Брянской, Калужской, Тульской, Орловской и некоторых других областей. С этой целью осуществляется специализированное медицинское наблюдение в рамках Российского государственного медико-дозиметрического регистра, в банке данных которого находится информация на 550 тыс. человек, из них около 200 тыс. — ликвидаторы и свыше 300 тыс. — проживающие на наиболее загрязненных территориях.
Деятельность Регистра [3] позволила установить повышенный уровень заболеваемости среди ликвидаторов по сравнению с аналогичными показателями контрольной группы. Особенно велики показатели заболеваемости эндокринной системы — в 10 раз и болезней системы кровообращения — в 4 раза. Согласно современным научным данным при дозах от 100 до 200 мЗв, которые характерны для ликвидаторов, участвовавших в работах в 1986—1987 гг., воздействие радиации на иммунную систему организма вызывает клинические эффекты, связанные с кровообращением и функционированием эндокринной системы. При этом отмечается тенденция к повышению заболеваемости в наиболее молодой группе ликвидаторов, возраст которых на момент аварии составлял 20-25 лет.
Оценка онкологической смертности ликвидаторов показала, что группу наибольшего риска составляют участники ликвидации последствий аварии 1986-1987 гг., получившие высокие дозы облучения, в среднем от 100 до 200 мЗв. Для этой категории лиц вероятность преждевременной смерти через 20 лет после чернобыльской катастрофы превышает среднестатистические показатели от лейкозов на 25%, от остальных форм рака на 30%.
Среди населения, проживающего на загрязненных радионуклидами территориях, также отмечается устойчивая тенденция к росту заболеваемости злокачественными новообразованиями. Установлено, что величина показателей заболеваемости раком щитовидной железы среди населения Брянской, Тульской и Орловской областей по отношению к населению России в целом имеет статистически достоверный рост в 2-2,5 раза. При этом риск заболеваемости раком щитовидной железы среди детей (до 4 лет на момент облучения) в 6-10 раз превышает риск для взрослого населения [4].
Наиболее серьезным последствием чернобыльской аварии является ухудшение психического здоровья пострадавших, которое характерно как для ликвидаторов, так и для населения, проживающего на загрязненных территориях. Потеря экономической стабильности в обществе и ожидания неблагоприятных последствий для своего здоровья на фоне возможных временных ухудшений самочувствия привели к нарушению физического и эмоционального баланса человека. В связи с этим показатели нарушения психического здоровья у ликвидаторов в 5 раз выше, а среди населения загрязненных территорий — в 2 раза выше по сравнению с аналогичными показателями в целом по России.
В дальнейшем представляется целесообразным обеспечить длительное медицинское наблюдение за выявленными группами повышенного риска, к которым относятся ликвидаторы, участвовавшие в работах на ЧАЭС в 1986-1987 гг., и детское население загрязненных районов Брянской, Калужской, Орловской и Тульской областей. Мероприятия по медицинской реабилитации граждан, подвергшихся радиоактивному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы, должны обеспечивать выявление скрытой патологии и заболеваний на ранней стадии, а также оказание своевременной профилактической и лечебной медицинской помощи.
Уроки экологического характера
Вторым по значимости негативным последствием чернобыльской аварии считается колоссальное по масштабам радиоактивное загрязнение территорий.
Радиоактивному загрязнению после аварии в России подверглись 2 млн 955 тыс. га сельхозугодий, в том числе 171 тыс. га с плотностью 15 Ки/ км2 и выше. В зоне с плотностью загрязнения свыше 15 Ки/ км2 расположено 38 хозяйств, имеющих в общественном секторе 10 тыс. голов дойного стада, а также 55 населенных пунктов, где содержится более 11 тыс. коров. Многолетние наблюдения показывают, что 26 хозяйств относятся к разряду «неблагополучных», где периодически выявляются «грязные» молоко и мясо. К разряду «критических» относятся 18 хозяйств, где практически ежегодно регистрируются сверхнормативно загрязненные молоко, мясо и корма.
Около 30 тыс. га с уровнями загрязнений, превышающими 40 Ки/ км2 были полностью выведены из хозяйственного использования, а население, проживающее в этой зоне, было отселено.
Проводимый радиационный мониторинг четко показывает, что изменение уровней загрязнения территорий происходит под влиянием следующих основных факторов:
• естественного распада радионуклидов;
• заглубления радионуклидов под действием природноклиматических процессов;
• перераспределения радионуклидов в почвенном слое за счет антропогенного воздействия.
При этом отсутствует измеряемый перенос радионуклидов между ландшафтными комплексами. В настоящее время темпы снижения уровней радиоактивного загрязнения почв стабилизировались и не превышают 3% в год.
Сохраняется необходимость проведения постоянного радиационного мониторинга лесной продукции. К настоящему времени общая площадь загрязненных лесов составляет 1 млн га. Наибольшее загрязнение лесного фонда наблюдается в Брянской (2285 тыс. га), Калужской (159 тыс. га), Тульской (107,6 тыс. га) и Орловской (93 тыс. га) областях, что составляет более 30% общей площади лесного фонда этих областей. Соблюдение принятых технологических условий и ограничений при заготовке позволяет, в целом, обеспечить нормативное содержание радионуклидов в пиломатериалах. В древесных ресурсах превышение нормативов начинает наблюдаться на территориях с плотностью загрязнения цезием-137 свыше 5 Ки/км2. На этих же площадях загрязнение пищевых продуктов леса, как правило, выше нормативного уровня.
На более чем 59 тыс. га лесов прекращена хозяйственная деятельность. Уход за лесом по специальной технологии проведен на 415 тыс. га, мероприятия по охране лесов от пожаров — на 1,4 млн га, спецмеропрнятия по защите лесов от вредителей и болезней — на 865 тыс. га.
По оценкам специалистов, загрязнение леса продолжает нарастать за счет корневого поступления. По прогнозам, в ближайшие 10 лет надземная фитомасса 30-летних сосняков накопит 10% от общего запаса цезия, а затем начнет очищаться с периодом полувыведения около 30 лет.
Загрязнение воды и донных отложений практически во всех реках и водоемах не представляет опасности для водопользования. Исключение составляют несколько озер, в том числе озеро Кожановское (запасы цезия-137 около 100 Ки при площади зеркала 6,5 км2). Содержание цезия-137 в образцах рыбы из данного водоема многократно превосходит допустимые уровни.
Последствия облучения для растительного и животного мира были наиболее заметными в зонах отчуждения (уровни загрязнения свыше 40 Ки/км2). При высоких дозах облучения наблюдался повышенный уровень гибели деревьев хвойных пород, обитающих в почве млекопитающих и беспозвоночных животных. Снижается также репродуктивная функция у растений и животных. Вместе с тем с течением времени процессы естественного распада радионуклидов и заглубление их в почву позволили живым организмам оправиться от тяжелых радиационных последствий. В настоящее время произошло восстановление жизнеспособности биоты в зоне отчуждения. Более того, в условиях отсутствия активной хозяйственной деятельности в этих зонах численность популяций многих видов животных и растений выросла.
В целом следует отметить, что благодаря естественным процессам распада и миграции радионуклидов в почву и выполненным работам произошло существенное улучшение радиационной обстановки на всех территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению. На слабозагрязненных землях Белгородской, Воронежской, Курской, Липецкой, Ленинградской, Пензенской, Рязанской, Тамбовской, Ульяновской областей и Республики Мордовия радиационная обстановка полностью нормализовалась. Дальнейшее улучшение радиационной обстановки будет протекать крайне медленно с учетом длительности периода полураспада цезия-137.
Социально-экономические уроки
Социально-экономические последствия чернобыльской аварии также беспрецедентны по своим масштабам. Для ее ликвидации потребовалась мобилизация значительных сил и средств Советского Союза. Только прямые затраты на ликвидацию последствий аварии на станции составили около 10 млрд рублей. Общие затраты на выплату компенсаций и льгот пострадавшим и ликвидацию последствий катастрофы из средств союзного бюджета в период с 1986 по 1991 г. составили боле 25 млрд рублей [1].
После распада Советского Союза финансирование мероприятий по преодолению последствий чернобыльской катастрофы осуществлялось в рамках федеральных целевых программ. В целом на реализацию данных программ было выделено около 250 млрд рублей (в ценах 2000 г.) [4]. В настоящее время ежегодно на преодоление последствий аварии на Чернобыльской АЭС из средств федерального бюджета выделяется около 300 млн рублей и, кроме того, около 100 млн рублей выделяют бюджеты субъектов Российской Федерации [5]. Кроме того, ежегодно выделяется свыше 4 млрд рублей на выплату льгот и компенсаций ликвидаторам и населению, проживающему на загрязненных территориях.
Отчуждение земель, имеющих высокий уровень загрязнения (40 Ки/км2 и более), привело к значительным экономическим потерям за счет вывода из хозяйственного оборота промышленных объектов, сельскохозяйственных и лесных угодий. Масштабное переселение населения с загрязненных территорий (свыше 25 тыс. чел.) и добровольный отток молодежи, квалифицированных рабочих и интеллигенции (около 50 тыс. чел.) способствовали ухудшению социально-экономической обстановки. Введение ряда запретительных и ограничительных мер в области ведения агропромышленного производства с целью снижения уровня загрязнения выращиваемой продукции привело к ее удорожанию, неконкурентоспособности и, как следствие, к значительному сокращению производства. В целом для ряда территорий вести сельскохозяйственные работы в прежних объемах стало экономически нерентабельно.
Следует отметить, что около 90% всех средств, выделяемых для реализации мероприятий по чернобыльским программам, расходовались и расходуются по двум основным разделам: «Охрана здоровья и медицинская реабилитация граждан, подвергшихся радиационному воздействию» (свыше 50% всего объема финансирования) и «Социально-экономическая реабилитация населения и территорий» (около 40% всего объема финансирования)
Реализация мероприятий по первому направлению деятельности позволила создать трехуровневую систему медицинского обеспечения населения. На первом уровне — сеть лечебно-профилактических учреждений районов, на втором уровне — реабилитационные центры, специализированные больницы и санатории субъектов Российской Федерации и третий уровень — 25 ведущих клиник страны. Создан Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины МЧС России, оснащенный самым современным диагностическим оборудованием и способный оказывать помощь более чем 1500 больным в год. Функционируют четыре областных центра социально-психологической реабилитации.
В рамках второго направления деятельности финансовые средства расходуются на предоставление многочисленных льгот и компенсаций участникам работ по ликвидации на загрязненных территориях. Кроме этого, для переселения пострадавших выполнен большой объем жилищного строительства, в загрязненных районах построены новые объекты здравоохранения, социальной и производственной сферы. Для предприятий этих зон предоставлены экономические и налоговые льготы.
Масштабные денежные выплаты пострадавшим от аварии за счет средств федерального бюджета сыграли важную роль в поддержании жизненного уровня ликвидаторов и населения загрязненных территорий в условиях экономического кризиса. Вместе с тем анализ обоснованности произведенных затрат показал, что они слабо связаны с масштабами возможного ущерба. В мировой практике развитых стран мира выплаты льгот в первую очередь зависят от коллективной дозы облучения и составляют 10 тыс. долларов США в год для дозы 1 чел.Зв. В нашей стране затраты по этому показателю составляли 35 тыс. долларов США, что значительно превосходило экономические возможности государства в условиях становления рыночных отношений. Это вызвало необходимость корректировки части льгот и компенсаций, перехода от натуральных льгот к денежным выплатам. Принятие Государственной Думой в 2004 г. непопулярного Федерального закона № 122 при всех сложностях его реализации позволило сформировать более экономичную систему льгот и компенсаций, которая может быть обеспечена бюджетом государства в полном объеме.
Развитие правовых норм обеспечения радиационной безопасности
Наряду с негативным воздействием чернобыльской катастрофы на окружающую среду и экономику страны решение проблем ликвидации ее последствий способствовало развитию нормативной правовой базы в области обеспечения радиационной безопасности. Следует отметить, что до аварии на Чернобыльской АЭС практически отсутствовали правовые нормы обеспечения радиационной безопасности населения. Единственный нормативный документ, существовавший в то время, — Нормы радиационной безопасности (НРБ-76), — устанавливал лишь дозовые ограничения и критерии принятия решений по защитным мероприятиям. Нормативное обеспечение проведения защитных и реабилитационных мероприятий осуществлялось путем издания специальных постановлений союзного и российского правительств.
В настоящее время правовое регулирование в области обеспечения радиационной безопасности населения обеспечивается следующими нормативными документами:
• Федеральным законом от 09.01.96 г. № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения»;
• Федеральным законом от 25.11.96 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии»;
• Нормами радиационной безопасности НРБ-99/2009, СанПиН 2.6.1.2523-09;
• Основными санитарными правилами обеспечения радиационной безопасности, ОСПОРБ-99/2010 СанПин 2.6.1.2612-10.
Данные документы определяют правовые основы, основные принципы и нормы обеспечения радиационной безопасности населения, регламентируют требования по его защите от источников ионизирующего излучения. Опыт Чернобыля позволил уточнить допустимые пределы доз облучения для различных категорий населения с учетом многофакторного воздействия радиации, пределы годового поступления, среднегодовые объемные и удельные активности, а также обосновать критерии для принятия решений по мерам защиты населения на начальном периоде аварийной ситуации, по отселению населения и по ограничению потребления пищевых продуктов на загрязненной территории.
Сформирована законодательная база для решения проблем по социальной защите населения, пострадавшего в результате радиационного воздействия. В 1991 г. был принят закон РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в который были внесены существенные изменения и дополнения в 1995 и 2004 гг. Этот закон стал основой для принятия двух федеральных законов «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» (1993 г.) и «О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» (1995 г.).
Прогресс в области методов и средств радиационной защиты населения
Научно-технические проблемы, решаемые в ходе преодоления чернобыльской катастрофы, носили комплексный, междисциплинарный характер и требовали для своего решения привлечения широкого круга ученых и специалистов. Решение многих проблем ускорило прогресс в различных отраслях науки и техники. Исследование процессов радиоактивного загрязнения окружающей среды после чернобыльской аварии позволило достичь существенного прогресса в развитии методов радиационного мониторинга на базе применения современной техники и информационных технологий. Исследование закономерности миграции радионуклидов в природных средах позволяет составлять более достоверные прогнозы изменения радиационной обстановки.
Разработанные научные основы ведения агропромышленного производства на загрязненных территориях позволили прекратить производство продукции с превышением радиологических стандартов и снизить дозы внутреннего облучения для населения, проживающего на загрязненных территориях, не менее чем на 30—40%. Разработанная рациональная система лесопользования на загрязненных территориях предусматривает, с одной стороны, сохранение биоразнообразия и экологических функций лесов, а с другой стороны — активное ведение лесного хозяйства с получением радиационно безопасной древесины.
Наблюдения за состоянием здоровья сотен тысяч лиц, подвергшихся облучению, позволило выявить многие основные закономерности влияния малых доз на организм человека. Используемые в настоящее время дозовые критерии и санитарно-гигиенические нормативы по радиационной защите получены на основе этих исследований.
Необходимость выполнения значительного объема работ по радиационному контролю способствовало достижению прогресса и в этой области. Были созданы массовые (бытовые) радиометры, новые образцы дозиметров, достоверно регистрирующих малые дозы облучения, экспресс-анализаторы изотопного состава, новое поколение средств наземной и воздушной радиационной разведки с использованием геоинформационных технологий, улучшена картография результатов измерений. Получили дальнейшее развитие средства индивидуальной защиты, в первую очередь газопылезащитные респираторы, специальная защитная одежда от радиоактивных веществ, костюмы с автономным жизнеобеспечением, новое поколение медицинских средств радиационной защиты.
Особое развитие после чернобыльской аварии получили технологии и средства дезактивации. В Чернобыле впервые были апробированы различные робототехнические устройства для работы в особо опасных условиях.
Заключение
Прошедшие годы, безусловно, оказывают влияние на восприятие тех или иных последствий чернобыльской аварии. Но остаются трагедии преждевременного ухода из жизни людей, подвергшихся радиоактивному облучению, трагедии потерянного здоровья у ликвидаторов этой аварии и детей, на которых также отразились последствия облучения. Остается горечь воспоминаний об утерянной малой Родине у многих переселенцев. Масштабы экологических и экономических последствий чернобыльской катастрофы значительно превзошли урон, нанесенный ядерными бомбардировками Хиросимы и Нагасаки. В этих городах в настоящее время полностью восстановлены безопасные условия проживания, в то время как значительная часть территории вокруг Чернобыльской АЭС на долгие годы выведена из хозяйственного использования. Работы по преодолению последствий этой аварии планируется продолжить в рамках государственной программы Российской Федерации «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций».
Грозным предупреждением необходимости выполнения работ по исследованию всех возможных сценариев развития тяжелых техногенных катастроф стала авария на Саяно-Шушенской ГЭС. Масштабные климатические аномалии прошлого года также свидетельствуют о необходимости развертывания работ по повышению устойчивости базовых отраслей экономики и, в первую очередь, энергетического сектора. Одним из уроков аварии на Чернобыльской АЭС явилось то, что масштабность проблем, решаемых в ходе ликвидации ее последствий, способствовала формированию новых подходов к обеспечению техногенной безопасности, основанных на теории анализа и управления риском. В настоящее время усилия специалистов, работающих в этой области, необходимо сосредоточить на создании технологий прогнозирования крупномасштабных чрезвычайных ситуаций и разработке рациональных способов повышения устойчивости базовых отраслей экономики, стратегически и критически важных объектов.