Вопрос создания необходимой инфраструктуры для перезарядки реакторов остро встал с вводом в строй уже первой атомной подводной лодки (АПЛ) «К-3» в июле 1958 г. 5.11.1958 г. был издан приказ командующего Северным флотом № 00530, на основании которого на базе одного из войсковых складов посёлка Кильдинстрой началось формирование береговой технической базы (569 БТБ СФ) с местом базирования в губе Андреева. Весной 1959 г. в губу Андреева прибыла первая группа военнослужащих. Началось обустройство береговой территории, строительство первостепенных объектов. В дальнейшем в ВМФ были построены ещё три береговые базы: в посёлке Гремиха (Кольский п-ов), в бухте Сысоева (Приморский край), в бухте Горбушечья (п-ов Камчатка). В 2000 г. все четыре береговые технические базы перезарядки реакторов были расформированы, а их территория и технические сооружения перешли в ведение вновь созданных структур госкорпорации «Росатом»: ФГУП «СевРАО» и ФГУП «ДальРАО».
В отличие от развитой инфраструктуры и производственных возможностей Обнинска и Северодвинска, район базирования атомных подводных лодок в Заполярье в 1959 г. только начинал обустраиваться. Береговая техническая база 569 БТБ СФ заканчивала укомплектование персоналом, все сооружения БТБ в губе Андреева находились в стадии строительства, включая причальный фронт, инженерные сети, хранилище ОЯТ и т.д., но, тем не менее, уже летом 1961 г. на плановую перезарядку реакторов была поставлена АПЛ «К-14».
Перезарядка реакторов на АПЛ «К-14» началась в установленный срок (на лодке одновременно шла замена парогенераторов) и производилась с 26 июня по 15 июля 1961 г. по месту базирования АПЛ в губе Западная Лица. Это была первая операция по перезарядке ЯР, выполненная силами Военно-морского флота. Приём отработанных тепловыделяющих сборок (ОТВС) производился в хранилище прибывшей из Северодвинска плавучей технической базы (ПТБ) пр. 326 «ПМ-124». Там же размещалось перегрузочное оборудование «ПУ-2» и комплекты свежих активных зон.
В 1960 - 1990 гг. в состав ВМФ вошли суда атомного технологического обслуживания:
- ПТБ пр. 326 (после модернизации пр. 326М);
- ПТБ пр. 2020;
Организация процесса перезарядкиИзначально перезарядку активных зон планировалось осуществлять силами ВМФ и только в местах его базирования. Поэтому при создании на Северном и Тихоокеанском флотах технических баз перезарядки реакторов - береговых (БТБ) и плавучих (ПТБ) - предполагалась их полная самостоятельность по обслуживанию АПЛ. Опыт первых перезарядок развеял эти иллюзии и показал значительную зависимость проведения операции № 1 от промышленности.
С пересмотром первоначальных позиций система перезарядок реактора, сложившаяся в 1960-е гг., опиралась на три концептуальных принципа:
- замена активных зон производится силами выездных команд БТБ и средствами ПТБ, включая приём и дальнейшее обращение с ОЯТ и РАО;
- сопутствующие работы на корпусе АПЛ выполняются судоремонтными заводами;
- перезарядка реакторов, как правило, совмещается с ремонтом (модернизацией) корабля и проводится на территории судоремонтного предприятия.
Местом перезарядки реакторов АПЛ являлись акватории судоремонтных и судостроительного заводов: в Северодвинске (МП «Звёздочка», ПО «Севмаш»), в Мурманске (СЗР-35), в Полярном (СРЗ-10), в Снежногорске (СРЗ «Нерпа»), куда из пунктов базирования направлялись АПЛ, ПТБ и команда БТБ в составе 20-25 военнослужащих (на 50% офицеры).
На каждую из сторон возлагались следующие обязанности. Судоремонтный (судостроительный) завод осуществлял:
- корпусные работы, демонтаж-монтаж общекорабельных систем, ремонт ЦПУ, обеспечение перегружаемой АПЛ и ПТБ необходимыми энергосредами;
- доставку перегрузочного оборудования и свежих активных зон, приём ОЯТ и РАО и доставку их на БТБ, обеспечение перегружаемой АПЛ и процесса перезарядки необходимыми энергосредами.
Береговая Техническая База обеспечивала:
- выездной командой — вскрытие реактора, выгрузку ОТВС, профилактику аппарата, загрузку свежих ТВС, уплотнение реактора, физический пуск;
- хранение перегрузочного оборудования и свежих активных зон, приём, временное хранение ОЯТ в береговых хранилищах, приём и захоронение РАО;
- сбор и захоронение РАО с АПЛ и НК с атомными энергетическими установками в процессе эксплуатации в пунктах базирования;
- проведение нейтронно-физических измерений и теплотехнических проверок (НФИ и ТТЛ) активных зон АПЛ и НК с АЭУ.
После временного хранения ОЯТ из береговых хранилищ перегружалось в хранилища ПТБ, доставлялось на территорию Ремонтно-технологического предприятия (РТП) «Атомфлот» (Мурманск) и вывозилось спецэшелонами на завод РТ-1 (ПО «Маяк») для дальнейшей переработки.
К преимуществам такой системы организации перезарядки можно отнести следующие моменты:
- перегрузочное оборудование хранилось на объектах БТБ, комплектование ПТБ необходимым ПО производилось непосредственно перед началом перезарядки в зависимости от типа перегружаемого реактора;
- новые активные зоны хранились на объектах БТБ, комплектование ПТБ необходимыми активными зонами производилось непосредственно перед началом перезарядки в зависимости от типа перегружаемого реактора;
- после перезарядки ОЯТ принималось на хранение в береговые хранилища, не происходило накапливание ОЯТ на ПТБ, уменьшалась дозовая нагрузка на экипаж ПТБ, обеспечивалась возможность проведения большего количества перезарядок;
- после перезарядки РАО захоранивались в береговых хранилищах, не происходило накапливание РАО на ПТБ, уменьшалась дозовая нагрузка на экипаж ПТБ, обеспечивалась возможность проведения большего количества перезарядок, обеспечивалось хранение неперерабатываемых высокоактивных РАО в виде гильз со стержнями СУЗ.
Из недостатков следует отметить:
- случаи хищения СТВС (569 БТБ СФ в 1993 г.) из-за упущений в системе физической защиты ядерных делящихся материалов (ЯДМ);
- случаи радиационных аварий - течь бассейнов хранилищ «мокрого» типа, падение чехлов с ОТВС с цепных подвесок на дно бассейнов, возникавших из-за недостатков при проектировании и строительстве береговых хранилищ;
- ввиду недостаточного финансирования не были введены в строй комплексы спецводоочистки для бассейнов-хранилищ ОЯТ;
- с санкции союзного Минздрава жидкие РАО вплоть до 1993 г. сбрасывались судами технического обеспечения в моря Арктического и Дальневосточного бассейнов;
- ввиду недостаточного финансирования часть объектов разрушалась, вновь спроектированные объекты, такие как сооружение 104 — хранилище ОЯТ «сухого» типа и ряд других не были построены.
Организационно БТБ, ПТБ, ТНТ, ТхТн подчинялись в разные годы различным объединениям и соединениям Северного флота:
БТБ
- Тылу объединений АПЛ;
- Службе эксплуатации и ремонта объединений АПЛ;
- Службе вооружения и эксплуатации вооружения объединений АПЛ.
На уровне флота БТБ подчинялись Техническому управлению.
ПТБ
- Дивизионам судов технического обеспечения тыла объединений АПЛ;
- Плавучим судоремонтным заводам по перезарядке реакторов;
- Дивизиону (бригаде) ремонтирующихся (строящихся) АПЛ (НК);
ТНТ
- Дивизионам судов технического обеспечения тыла объединений АПЛ;
- Плавучим судоремонтным заводам по перезарядке реакторов;
- Дивизиону (бригаде) ремонтирующихся (строящихся) АПЛ (НК);
ТхТн
- Вспомогательному флоту;
- Дивизионам судов технического обеспечения тыла объединений АПЛ;
- Плавучим судоремонтным заводам перезарядки реакторов;
- Дивизиону ремонтирующихся ПЛ.
Структура подчинённости на Тихоокеанском флоте могла отличаться от таковой на Северном флоте. Отсутствие единой структуры подчинённости сил и средств участвующих в перезарядке БТБ, ПТБ, ТНТ также накладывало определённый отпечаток на процесс выполнение перезарядок.
На основании директивы ГШ ВМФ СССР от 10.01.1991 г. № 730/1/00203 было принято решение о создании плавучих судоремонтных заводов по перезарядке реакторов (ПСРЗ ПР) для обеспечения перезарядки активных зон реакторов АПЛ и НК с АЭУ и выгрузки ОЯТ из ядерных реакторов утилизируемых АПЛ и НК с АЭУ Северного и Тихоокеанского флотов.
В апреле 1992 г. были создано три ПСРЗ ПР - два на Северном флоте и один на Тихоокеанском. На уровне флота ПСРЗ ПР подчинялись Техническому управлению.
Северный флот
В состав ПСРЗ ПР в пос. Оленья губа (Мурманской обл.) вошли ПТБ пр. 2020 (зав. № 697), три ПТБ пр. 326М (ПМ-50, ПМ-78, ПМ-128), технический танкер пр. 11510 (ТхТн «Амур»), два танкера пр. 1783-А (ТНТ-12, ТНТ-19). Перезарядка реакторов АПЛ и выгрузка ОЯТ из реакторов утилизируемых АПЛ производились на акватории судоремонтных заводов в Северодвинске (МП «Звёздочка»), в Мурманске (СЗР-35), в Полярном (СРЗ-10), в Снежногорске (СРЗ «Нерпа»).
В состав ПСРЗ ПР в Северодвинске вошли ПТБ пр. 2020 (зав. № 695), ПТБ пр. 326М (ПМ-124), танкер пр. 1783-А (ТНТ-25). Перезарядка реакторов ПЛА и выгрузка ОЯТ из реакторов утилизируемых АПЛ производились на акватории судоремонтного и судостроительного заводов в Северодвинске (МП «Звёздочка», ПО «Севмаш»).
Тихоокеанский флот
В состав ПСРЗ ПР в г. Большой Камень (Приморский край) вошли ПТБ пр. 2020 (зав. № 696), ПТБ пр. 326М и ТНТ. Перезарядка реакторов АПЛ и выгрузка ОЯТ из реакторов утилизируемых АПЛ производились на акватории СРЗ ВМФ № 30, бухта Чажма, ДВЗ «Звезда» и СРЗ ВМФ № 49, бухта Сельдевая п-ов Камчатка.
ПСРЗ ПР должны были решать следующие задачи:
- осуществлять перезарядку реакторов кораблей ВМФ - АПЛ и НК с АЭУ в целях их планового использования;
- производить выгрузку активных зон реакторов кораблей с АЭУ, предназначенных к утилизации;
- обеспечивать сопутствующие перезарядке работы, выполняемые СРЗ;
- осуществлять сбор, временное хранение и передачу отработанного ядерного топлива на переработку;
- осуществлять сбор и временное хранение жидких и твердых радиоактивных отходов, передачу РАО на береговые пункты долговременного хранения и переработки.
На основании Директивы ГШ ВМФ от 2.04.2005 г. № 730/1/0257, ПМ-50 с 1.12.2005 г. исключена из состава ВМФ, конвертована силами ФГУП СРЗ «Нерпа», и с 25 октября 2006 г. передана на временное хранение ФГУП «СРЗ-10».
На основании Приказа ГК ВМФ от 28.03.2008 г. № 016 ПМ-78 ПМ-128, ТНТ-19 также исключены из состава ВМФ. ПМ-78 конвертована силами ФГУП СРЗ «Нерпа», и с 15 января 2009 г. передана ФГУП СРЗ «Нерпа». ТНТ-19 конвертован силами ФГУП «10 СРЗ», и с 15 января 2009 г. передан ФГУП «10 СРЗ». ПМ-128 конвертована силами ФГУП «10 СРЗ», передана ФГУП «10 СРЗ».
В дальнейшем все конвертированные корабли и суда АТО планируется разместить в пункте долговременного хранения (ПДХ) губы Сайда.
В период с 1992 г. по 2009 г. силами только ПСРЗ ПР в пос. Оленья Губа было произведена выгрузка реакторов 60 АПЛ Северного Флота, перезарядка трёх реакторов двух АПЛ СФ.
С целью утилизации выгружено 116 реакторов различных типов (ВМ-А, ОК-300, ОК-350, ОК-650), произведена перезарядка двух реакторов типа ОК-300, одного реактора типа ОК-650.
Основная нагрузка пришлась на 1999-2003 гг. после выхода Постановления Правительства РФ от 28.05.1998 г. № 518 «О мерах по ускорению утилизации АПЛ и НК с ЯЭУ, выведенных из состава ВМФ, и экологической реабилитации радиационно-опасных объектов ВМФ».
К преимуществам проведения перезарядок силами ПСРЗ ПР можно отнести:
- создание единой структуры подчинённости сил и средств участвующих в перезарядке ПСРЗ ПР, ПТБ, ТНТ;
- базирование в непосредственной близости от судоремонтных предприятий, на которых проводились перезарядки реакторов;
- проведение поддерживающих ремонтов ПТБ;
- возможность ремонта и технического освидетельствования ПО силами судоремонтных предприятий непосредственно перед началом перезарядки реакторов.
Из недостатков (после сокращения БТБ) стоит отметить:
- утрату Военно-морским флотом береговых мощностей по хранению ПО, ОЯТ, РАО;
- всё имеющееся перегрузочное оборудование хранилось на борту ПТБ;
- после перезарядки ОЯТ хранилось на борту ПТБ до вывоза на переработку. Происходило накапливание ОЯТ на ПТБ, увеличивалась дозовая нагрузка на экипаж ПТБ, ограничивалась возможность проведения большего числа перезарядок;
- собранные РАО с АПЛ и НК с АЭУ эксплуатации в пунктах базирования хранились на борту ПТБ, ТНТ до принятия решения о переработке. Происходило накапливание РАО на ПТБ и ТНТ, увеличивалась дозовая нагрузка на экипажи, ограничивалась возможность проведения других работ по сбору РАО;
- после перезарядок высокоактивные РАО в виде гильз со стержнями СУЗ хранились на борту до принятия решения по дальнейшему обращению. Происходило накапливание высокоактивные РАО на ПТБ, увеличивалась дозовая нагрузка на экипаж ПТБ, ограничивалась возможность проведения перезарядок. Размещение таких РАО в корпусах утилизируемых АПЛ являлось нештатной операцией, технология и необходимая оснастка разрабатывались и изготавливались в процессе выполнения данных работ.
В 2009-2010 гг. в результате организационно-штатных мероприятий все три плавучих судоремонтных завода по перезарядке реакторов были сокращены. Взамен им были сформированы два центра по перезарядке реакторов (ЦПР) на Северном и Тихоокеанском флотах. ПТБ, ТхТн и ТНТ переподчинены различным объединениям и соединениям Северного и Тихоокеанского флотов. На уровне флота ЦПР подчиняются Техническому управлению ВМФ.
Основные задачи, возложенные на ЦПР, аналогичны задачам, возлагавшимся на БТБ и ПСРЗ ПР (с некоторыми ограничениями). Новая схема отдалённо напоминает схему, имевшую место при использовании береговых технических баз: выездные команды, разнородное подчинение и пр.
За 50 лет силами специалистов-перезарядчиков ВМФ было выполнено свыше 1000 перезарядок реакторов на 400 АПЛ и НК, что обеспечило поддержание боеготовности Военно-морского флота России. Опыт моряков-перезарядчиков широко использовался специалистами «Атомфлота» при перезарядке реакторов атомных ледоколов.
Своим долголетним надежным трудом перезарядчики заслужили учреждения своего профессионального праздника – Дня перезарядчика, приходящегося на 19 апреля – дату подрыва крышки ядерного реактора при перегрузке ядерного топлива на первой отечественной АПЛ «К-3».
Литература
1.
Винокуров В.А. Перезарядка корабельных реакторов. Сайт
www.proatom.ru, журнал «Атомная стратегия»
2. Лущенко Г.Ю. - главный инженер ПСРЗ ПЗ СФ (в/ч 60176). Перезарядка ядерных реакторов военного назначения, материалы конференции 2009.
3. Перовский В.А. Осторожно, вскрывается реактор! Сайт
www.proatom.ru, журнал «Атомная стратегия»