proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Журналы Атомная стратегия 2024 год
  Агентство  ПРоАтом. 28 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





PRo IT
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС

Вышла в свет книга Б.И.Нигматулина и В.А.Пивоварова «Реакторы с тяжелым жидкометаллическим теплоносителем. История трагедии и фарса». Подробнее 
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия»
и сайта proatom.ru.
E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[07/11/2012]     Дополнительные предложения А.Н.Кочеткова


На федеральном уровне на уровне законов безопасность АЭС рассматривается шире, чем охват в ОПБ-88/97 по вопросам ядерной и радиационной безопасности. В новой редакции необходимо шире отразить всех видов безопасности АЭС, определённых Федеральными законами и нормативными документами. (ОАО «Концерн Росэнергоатом», Кочетков, приводится 28 видов безопасности и 71 пунктов изменений)


Приложение 3а


п/п

 Пункт

  ОПБ-

  88/97


                                                       Предложения


                         Основание

1.

Нет

В новой редакции ОПБ необходимо шире отразить обеспечение не только ядерной и радиационной, а всех «Видов безопасности АС»,  определённых Федеральными законами и нормативными документами:

Культура безопасности  (персонал, квалификация персонала)  (ОПБ-88/97; № 75-INSAG-4, 1990г. МАГАТЭ). 

Безопасная эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасное   использование прилегающих к ним территорий  (Федеральные законы №184-ФЗ; №384-ФЗ).

Безопасность  гидротехнических сооружений  (Федеральный закон №117-ФЗ).

Безопасная эксплуатация и утилизация машин и оборудования

(Федеральный закон №184-ФЗ).

Ядерная безопасность (Федеральный закон 170-ФЗ; НП-082-07; НП-061-05).

Радиационная безопасность (Федеральные законы №170-ФЗ, №3-ФЗ).

Техническая безопасность  (Федеральный закон №170-ФЗ).

Механическая безопасность  (Федеральные законы №184-ФЗ; №384-ФЗ).

Промышленная безопасность  (Федеральный закон №116-ФЗ).

Пожарная безопасность (Федеральные законы №170-ФЗ, №123-ФЗ; №69-ФЗ).

Экологическая безопасность (Федеральные законы №170-ФЗ, №7-ФЗ).

Взрывобезопасность  (внутренних и внешних объектов)    (Федеральные законы №170-ФЗ, №184-ФЗ).

Электрическая безопасность (Федеральный закон №184-ФЗ).

Электромагнитная совместимость (Федеральный закон №184-ФЗ).

Молниезащита  (НП-064-05;  СО 153-34.21.122-2003).

Безопасность  при опасных природных процессах и явлениях (Федеральный закон № 384-ФЗ).

Безопасность излучений (кроме  радиоактивных) (Федеральный  закон №184-ФЗ).

Биологическая безопасность (Федеральный закон №184-ФЗ).

Химическая безопасность  (Федеральный закон №184-ФЗ).

Термическая безопасность (Федеральный закон №184-ФЗ).

Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций (ЧС) (Федеральные законы №170-ФЗ;  №68-ФЗ;  №151-ФЗ; №116-ФЗ).

Планирование и выполнение мероприятий гражданской обороны (ГО)  (Федеральный закон   №28-ФЗ).

Сохранность ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов (Федеральный закон №170-ФЗ).

Экономическая безопасность.

Физическая защита (Федеральный закон №170-ФЗ; Постановление Правительства от 19.07.07г. №456;  НП-034-01; НП-053-04; НП-083-07).

Специальная безопасность и антитеррористическая устойчивость.

Защита  информации (НД приведены в «Указателе…»  п.1.7).

Охрана труда (Федеральные законы №197-ФЗ; №181-ФЗ).

За пошедшее время принят ряд новых федеральных законов  и государственных регламентов, определяющих безопасность АС.

На федеральном уровне, на уровне законов безопасность АС рассматривается шире, чем узкий взгляд старого ОПБ-88/97 только на радиационную безопасность.

В проекте Федерального закона Статья 7 п.1.2 «О государственном регулировании безопасности при использовании атомной энергии»» Ростехнадзор уже контролирует не                 2 как раньше, а уже 12 видов безопасности.

Остальные виды безопасности контролируют другие государственные и регулирующие органы.

Например, для обеспечения физического пуска 4 блока КАЛАЭС на АС было оформлено и реально имеется 36 лицензий и разрешений от разных надзорных и регулирующих органов РФ.

2.

Нет

В новом ОПБ необходимо привести в одном абзаце весь перечень видов безопасности, чтобы каждый читатель видел, что это такое – безопасность АС. 

     

Если всё виды безопасности  разбросать по разным разделам и пунктам, то явно не видна будет общая картина обеспечения безопасности и чтобы понять необходимо будет каждому читателю самому делать общую выборку из текста.  

3.

Нет

В новом ОПБ необходимо  конкретно указать – чем в основном и конкретно должен  обеспечивается  каждый  «Вид безопасности АС».

Распределение и перемешивание  разной информации по разным видам безопасности  по всему тексту ОПБ  не даёт общей  комплексной стройной картины обеспечения безопасности  АС.

4.

Нет

Раздел «Термины и определения» необходимо дополнить терминами и определениями других видов безопасности,  не учтенных ОПБ-88/97.

Определены  новые виды безопасности АС.

5.

1.1.2

Необходимо дополнить и записать: «Настоящие Общие положения устанавливают цели, ориентиры и основные критерии безопасности, а также основные принципы и характер технических и организационных мер, направленных на  достижение безопасности. Объем, полнота и глубина реализации этих принципов и мер должны соответствовать федеральным законам,  федеральным  регламентам,  федеральным нормам и правилам в области использования атомной энергии, а также другим нормативным документам и государственным стандартам (далее по тексту — нормативные документы), обоснованность применения которых для конкретных АС должна подтверждаться Федеральным надзором России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзором России)  Ростехнадзором  при  лицензировании. 

За прошедшее время принят ряд федеральных законов  и регламентов, определяющих безопасность АС.

6.

1.1.4

Необходимо записать, например,  в редакции:

«Введение в действие настоящих Общих положений не влечет за собой прекращение действия или изменение срока действия лицензий и разрешений Госатомнадзора России  Ростехнадзора и других надзорных и регулирующих органов Российской Федерации на право ведения работ в области использования атомной энергии.

Например,  для обеспечения физического пуска 4 блока КАЛАЭС на АС было оформлено и реально имеется 36 лицензий и разрешений от разных надзорных и регулирующих органов РФ.

7.

1.2.1

Ниже приведённое определение безопасности АС неполное и неправильное, так как  учитывает обеспечение только радиационной безопасности, а не учитывает обеспечение остальных 27-ми «Видов безопасности АС».

Не учитывает  и умалчивает исключение ядерных взрывов в реакторе, тепловых взрывов в реакторе, взрывов водорода в реакторе, взрывов водорода  в герметичных объёмах АЭС. 

Безопасность АЭС не определяется только радиационной безопасностью.

В проекте Федерального закона Статья 7 п.1.2 «О государственном регулировании безопасности при использовании атомной энергии»» Ростехнадзор уже контролирует 12 видов безопасности.

8.

1.2.3

Безопасность АЭС обеспечивается не только «барьерами на пути распространения ионизирующего излучения и радиоактивных веществ», а всем тем, чем обеспечивается безопасность всех 28 «Видов безопасности АЭС».

Неполная редакция пункта.

9.

1.2.3

В «Уровень 1 (Условия размещения АС и предотвращение нарушений нормальной эксплуатации) шестую точку необходимо записать в редакции:

« • поддержание в исправном состоянии систем (элементов), важных для безопасности, путем своевременного определения дефектов, принятия профилактических мер, выполнения технического обслуживания и ремонта, модернизации, замены выработавших ресурс систем и оборудования и организация эффективно действующей системы документирования результатов работ и контроля;».

Забыты «техническое обслуживание и ремонт»,  «модернизация» и «системы» АС.

10.

1.2.3

В «Уровень 4 (управление запроектными авариями)» необходимо дополнить:

- наличие на АС руководств по управлению запроектными и тяжёлыми авариями;

- наличие в проекте АС элементов, используемых только для управления запроектными и

  тяжёлыми авариями;

- наличие на АС передвижных противоаварийных технических средств для возможности

  их   использования при управлении запроектными и тяжёлыми авариями.   

Это всё уже внедряется по результатам аварии на АЭС Фукусима.

11.

1.2.3

В «Уровень 5 (Противоаварийное планирование)» необходимо дополнить:

-  наличие на отраслевом уровне «Ситуационно-кризисного центра» ГК «Росатом»;

-  наличие на отраслевом уровне специализированного «Аварийно-технического центра»

   для  управления запроектными и тяжёлыми авариями  и ликвидацией  их последствий;

-  наличие на уровне эксплуатирующей организации  «Кризисного центра»;

-  наличие защищённых пунктов управления  противоаварийными действиями  АС, города

   и   районов  эвакуации;

-  наличие технических средств и формирований в ЭО и АС для обеспечения выполнения 

   противоаварийных   мероприятий на площадке АС.

Это всё уже есть в реальности.

Реально имеется  НФ ФГУП АТЦ СПб (бывший Нововоронежский АТЦ). 

12.

1.2.9

Пункт об определении эксплуатирующей организации неполный, так как не учитывает обеспечение всех 28 «Видов безопасности АС».

Не обеспечивается выполнение всех видов безопасности определённых федеральными законами, нормами и правилами. 

13.

1.2.11

Определение неполное, так как не учитывает получение лицензий и разрешений на все виды деятельности АС от всех надзорных и регулирующих органов РФ, а не только от Ростехнадзора.

Например, для обеспечения физического пуска 4 блока КАЛАЭС на АС было оформлено и реально имеется 36 лицензий и разрешений.

14.

1.2.12

Принцип единичного отказа необходимо записать не в «зашифрованном», а в более понятном для всех виде, например:

- один канал СБ в ремонте;

- второй канал отказал по принципу единичного отказа;

- третий канал отказал из-за длительно необнаруженного отказа;

- и только четвёртый канал выполнит свою функцию в полном проектном объёме.

Например, СПбАЭП по этой причине  проектирует четырёхканальные АЭС по системам безопасности:

- Ловииза-1,2;

-Тянь-Вань;

- ЛАЭС-2;

- Балтийская -1.

15.

1.2.15;


Необходимо дополнить: «…путём выполнения требований руководств  по управлению запроектными  и  тяжёлыми авариями и планов…».

Реально разрабатываются  РУЗА и РУТА.

16.

1.2.16

последний

абзац

Необходимо дополнить и записать в редакции:

«Анализ последствий запроектных аварий, приведенный в проекте АС, является основой для составления планов мероприятий по защите персонала и населения в случае аварий, а также для разработки  руководств по управлению запроектными  и тяжёлыми авариями».

Реально разрабатываются  РУЗА и РУТА.

17.

1.2.18

Неправильно  записано, что ООБ АС разрабатывается ЭО как отдельный документ.

ООБ АС – это составная часть проекта и разрабатывается проектными организациями  в составе проекта. 

-.

18.

1.2.18

В новом  ОПБ необходимо записать, что в ООБ АС должна быть приведена информация по обеспечению всех видов безопасности АС определённых федеральными законами, государственными стандартами, нормами и правилами. 

Обеспечение выполнения  федеральными законами, государственными стандартами, нормами и правилами.  

    Действующие требования  НД  к составу и содержанию ООБ АС видимо устарели.

19.

1.2.18

Необходимо исключить второе предложение

-

20.

3.1; 3.2;

3.3;

3.4

Необходимо записать про  ГК «Росатом».

Минатома России уже нет.

21.

3.2

Необходимо записать, например, в редакции:

«Государственная корпорация «Росатом»  создаёт  эксплуатирующую организацию для эксплуатации АС и осуществления собственными силами или с привлечением других организаций деятельность по размещению, проектированию, сооружению, эксплуатации и выводу из эксплуатации АС».

     Фраза «пригодная» ЭО или «непригодная» недопустима. 

22.

3.5

Государственное регулирование осуществляется не только «ядерной, радиационной ,технической и пожарной безопасности». Например, в проекте в проекте Федерального закона Статья 7 п.1.2 «О государственном регулировании безопасности при использовании атомной энергии»» Ростехнадзор  выполняет регулирование не 2-х, а 12-ти видов безопасности, а в государстве ещё много надзорных и регулирующих органов, т.е.  есть еще 16 видов безопасности.  

Например, для обеспечения физического пуска 4 блока КАЛАЭС на АС оформлено и имеется 36 лицензий и разрешений.

23.

3.7

В проекте закона о Ростехнадоре,  он выполняет регулирование не 2-х, а 12-ти видов безопасности.

Устарели прежние функции Госатомнадзора России.

24.

4.1.1

Забыты федеральные законы, указанные конкретно в первом пункте настоящих «Предложений…». Забыты государственные  технические регламенты.

Не учтены новые выпущенные документы  – законы и регламенты.

25.

4.1.2

Не учтены следующие из основных функций безопасности:

«- обеспечения  постоянного и непрерывного контроля состояния ядерного реактора;

 - аварийного отвода тепла от бассейна выдержки отработавшего ядерного топлива (БВ);

 - аварийного отвода тепла от хранилищ  отработавшего ядерного топлива (ХОЯТ);

 - обеспечения постоянного и непрерывного аварийного электроснабжения потребителей 

   первой категории надёжного  питания постоянного и переменного тока и второй

   категории   надёжного питания переменного тока».

     Недопустима потеря контроля состояния реактора оператором  в любой ситуации.

      Недопустима потеря охлаждения БВ и ХОЯТ.

     Недопустимо, чтобы везде погас свет, погасли панели БПУ и РПУ, было обесточено всё, что есть на АС

(аккумуляторных батарей на на разных блоках  АС, как правило, хватает  от 0,5  до 3-х часов). 

    Для обеспечения аварийного электропитания  закупаются аварийные передвижные дизельгенераторы.

26.

4.1.4 последняя

точка

Ошибка, необходимо записать: «поверки метрологических характеристик измерительных каналов…».  Необходимо дополнить про поверку контрольно- измерительных приборов.

Ошибка и дополнение, так как есть измерительные каналы и есть контрольно-измерительные приборы.

27.

4.1.5

Приведено  слишком мало природных и техногенных  явлений, а в соответствии с п.2.1 НП-064-05 «Учёт внешних воздействий природного и техногенного происхождения на объекты использования атомной энергии» в проекте АС необходимо учитывать  30  природных и техногенных воздействий.

Указаны  не все воздействия требуемые НД.

28.

4.1.8

Здесь или отдельным пунктом необходимо жёстче записать, что для исключения ошибок оператора  и сокращения времени выполнения технологических операций  необходимо  внедрять:

-  автоматизацию систем и оборудования;

-  автоматизацию испытаний каналов систем безопасности;

-  автоматизацию контроля работоспособности УСБ;

-  автоматизацию контроля концентраций борной кислоты;  

-  автоматизацию химконтроля;

- автоматизацию СВО.

Многое из этого было внедрено ВТИ, СПбАЭП и «Сименсом»   на АЭС Ловииза-1,2.

Для обеспечения работы автоматики  и дистанционного управления без вмешательства оператора по месту, например, на АЭС «Ловииза-2»  было только в реакторном отделении  (РО, СВО, ХЖО) врезано 257 дроссельных шайб  (согласно, сохранившегося    проектного «Перечня…»).

Только  одной «информатизации»,   недостаточно, нужна автоматизация.

29.

4.2

В разделе «Конструкция и характеристики активной зоны» не приведены требования к системам и  КИП контроля состоянии активной зоны (контроль нейтронного потока, внутриреакторный контроль,  контроль температур, контроль уровня теплоносителя). 

Отсутствуют требования к системам контроля  активной  зоны.

30.

4.3

В разделе «Контур теплоносителя реактора» не приведены требования:

- к периодическому контролю металла оборудования и трубопроводов;

- образцам свидетелям металла корпуса реактора;

- к оснащению контрольно измерительными приборами и измерительными каналами;

- к оснащению боромерами;

- к оснащению приборами автоматического химконтроля;

- к оснащению гидроамортизаторами;

- к оснащению аварийными ограничителями;

- к ведению водно-химического режима (что может привести к разрушению твэл, т.е.

  ядерной и  радиационной аварии);

- к оснащению предохранительными клапанами;

- недопущению взрывов водорода в реакторе, компенсаторе давления или деаэраторе


   подпитки  (при разуплотнении  после неправильного режима  расхолаживания);

- к использованию  безопасной  теплоизоляции  (для исключения вывода из строя систем

  безопасности  при попадании фрагментов изоляции в СБ).

Неполны требования к 1 контуру.

31.

4.4.2.4;

4.4.3.2

Необходимо дополнить, что БПУ и РПУ должны иметь средства связи с защищёнными пунктами управления противоаварийными действиями АС и города.

Появились новые объекты ЗПУ ПД АС и города.

32.

4.4.2.4;

4.4.3.2

Необходимо дополнить, что БПУ, РПУ и рабочие места эксплуатационного персонала  АС должны быть оснащены всем необходимым для обеспечения возможности эксплуатационному персоналу  выполнять свои функции при  аномальных природных явлениях, пожарах, проектных,  запроектных и тяжёлых авариях.

Безопасность АС не может быть обеспечена,  если эксплуатационный персонал в трудной ситуации не сможет выполнять свои производственные  функции  из-за отсутствия чего либо.

Письмом ЭО № ЦА/04/7698   от 22.12.2010г. рекомендовано АС иметь дополнительно к проекту:

- на БПУ 42 поз. оснащения;

- на РПУ 48 поз. оснащения;

- на остальных рабочих местах

  оперативного персонала по решению   руководства АС.                                                                                                      

33.

Нет

В ОПБ необходимо привести основные требования к защищённому пункту управления АС, в том числе о  необходимости  иметь системы связи с «Кризисным центром» ЭО.

Такие пункты уже имеются на всех АС и связаны с «Кризисным центром» ЭО.

34.

Нет

В ОПБ необходимо привести основные требования к АСКРО.

АСКРО имеются на всех АС.

35.

Нет

В ОПБ необходимо привести основные требования к ловушке расплава ядерного топлива.

Есть в новых проектах АС.

36.

Нет

В ОПБ необходимо привести основные требования к современным системам диагностики.

Есть на АС.

37.

Нет

В ОПБ необходимо привести основные требования к системам телевизионного контроля территории АС,  помещений, систем  и оборудования АС. 

Важный элемент визуального контроля на АС.

38.

4.6

В разделе «Локализующие системы безопасности»  нет требований  к системе  сброса и очистки от радиоактивных загрязнений газовой смеси, сбрасываемой, при необходимости,  из герметичного объёма при запроектных и тяжёлых авариях.

Разрабатываются проекты по результатам аварии на АЭС Фукусима.

39.

4.6

В ОПБ нет требования  в герметичном объёме и местах возможного взрыва газов необходимо применение взрывобезопасного или взрывозащищённого освещения и другого электрооборудования для исключения инициирования взрывов потенциально взрывных концентраций газов. 

Обеспечение взрывобезопасности на АС. Пример взрывов взрывных концентраций газов при аварии на АЭС Фукусима. 

НП-010-98 пункт 4.5.1. – «…предотвращение появления источника инициирования взрыва в ЗЛА…».

40.

4.6.6

Вместо ссылки на «проект АС» необходимо давать ссылку на ООБ, т.к. это единственный проектный материал, который соответствует реальному состоянию блока в период всего срока эксплуатации.

Данное замечания относится ко всем пунктам ОПБ, где дается ссылка на «проект АС»

41.

5.1; 5.2

второй абзац

Устарели названия  Госатомнадзор России и Минатом России.

-

42.

5.1.2

Необходимо дополнить, что в технологическом регламенте есть и «эксплуатационные пределы».

-

43.

5.1.5

Необходимо дополнить, что разрабатывается и документация по периодическим испытаниям и проверкам систем и оборудования,  важных для безопасности.

Без испытаний невозможно гарантировать безопасность АС.

44.

5.1.4

первый

абзац

Необходимо дополнить про тяжёлые аварии.

Упущены тяжёлые  аварии.

45.

5.1.11;

5.1.14

Необходимо записать «Ростехнадзор».


46.

5.

В разделе 5 нет требований к ЭО выполнять поверку КИП и измерительных каналов с установленной нормативной, проектной и эксплуатационной документацией   периодичностью.

Без поверок  невозможно гарантировать безопасность АС.

47.

5.

В разделе 5 нет требования  к ЭО  иметь  «Указатель технических документов, регламентирующих обеспечение безопасной эксплуатации энергоблоков АС».

Он есть в реальности.

Недопустимо эксплуатировать АС, если неизвестен конкретный объём действующей нормативной документации в ЭО, которую необходимо выполнять.

48

5.

В разделе 5 нет требования к ЭО иметь программу обеспечения качества при эксплуатации.

Есть в наличии.

49.

5.

В разделе 5 нет требования  к ЭО  иметь инструкцию по эксплуатации  АС при землетрясении.

Пока нет на АС.

50.

5.

В разделе 5 нет  требований  к ЭО иметь мероприятия по обеспечению безопасной эксплуатации АС при прохождении паводка,  грозоопасного периода,  пожароопасного периода,  штормовых предупреждениях, значительной ветровой нагрузки, низких и высоких температур наружного воздуха, сильных снегопадов и  осенне-зимнего максимума нагрузок.

«Типовая программа…»  разработана  и находится  на   согласовании.

По паводку, грозовому периоду и осенне-зимнему максимуму нагрузок типовые документы действуют с 2005 года.

51.

5.

В разделе 5 нет  требований к ЭО иметь:

- декларацию пожарной безопасности;

- инструкцию о мерах пожарной безопасности;

- инструкцию по безопасному выполнению

  огневых и других пожароопасных работ;

- план тушения пожаров.

Требуются в соответствии с федеральными законами и НД. 

52.

5.

В разделе 5 нет требований  к ГК «Росатом»  иметь  на отраслевом  уровне специализированный аварийно-технический центр для  ликвидации последствий запроектных и тяжёлых аварий.

Реально имеется  НФ ФГУП АТЦ СПб (бывший Нововоронежский АТЦ). 

53.

5.

В разделе 5 нет требований к ЭО иметь на АС «Перечень ядерно-опасных работ»  и программ для  безопасного выполнения ядерно-опасных работ.

На АС реально имеются.

54.

5.

В разделе 5 нет требований к ЭО иметь на АС «Перечень радиационно-опасных работ»  и технологий для их безопасного выполнения.

На АС реально имеются.

55.

5.

В разделе 5 нет требований к комплекту документации по техническому обслуживанию и ремонту  (нормативная документация, организационно-техническая,  производственная) 

Эта документация во многом  определяет  безопасность АС.

56.

5.1.1

второй  абзац

В разделе 5 нет требований к ЭО периодически выполнять  комиссией ЭО:

- комплексные проверки АС (в том числе безопасности АС);

- проверки  ядерной безопасности;

- проверки качества капитальных ремонтов;

- проверки выполнения программ обеспечения качества при эксплуатации;

- расследование нарушений в работе АС.

Не указано точно - какие акты ЭО должна представлять в Ростехнадзор  в соответствии с требованием  п.5.1.1 второй абзац?

Это реально выполняется ЭО.

57.

5.5.5

Необходимо  записать:  «защищённые пункты управления противоаварийными действиями АС и города».

Реально имеются

58.

5.5.8;

5.5.9

Необходимо дополнить про «Комплексные противоаварийные учения», проводимые на АС по графикам ЭО. 

Реально выполняются.

59.

Нет

В ОПБ нет требования,  чтобы на АС было достаточно источников воды пригодной для её использования при управлении запроектными  и тяжёлыми авариями.  

Без запаса,  наличия источников  или систем  аварийной подачи воды из вне невозможно обеспечить управление запроектными и тяжёлыми авариями. 

Например, на Балтийской АЭС   трубопроводы подачи пресной воды от береговых  насосных до АЭС имеют длину  из реки Неман -12,6 км, из реки Шешупе - 6,6 км.

60.

Нет

В ОПБ нет требований к наличию в проекте АС «Аварийного КИП».

Разрабатываются проекты по результатам аварии на АЭС Фукусима.

61.

Нет

В ОПБ нет требований к наличию в проекте «Аварийного пробоотбора».

Разрабатываются проекты по результатам аварии на АЭС Фукусима.

62.

Нет

В ОПБ нет требований по обеспечению контроля уровня  (наличия газового объёма) в реакторе ВВЭР при запроектных и тяжёлых авариях.

Такие системы внедрены на ряде блоков в России и за рубежом для ликвидации аварий типа Три Майкл Айленд.

63.

Нет

В ОПБ нет требований по контролю и учёту количества циклов срабатывания систем и оборудования, количество которых ограничено проектом.

Новое требование Главных конструкторов.

64.

Нет

В ОПБ нет требований по безопасному вывозу или  утилизации  чёрных и цветных металлов, химреагентов,  отработанных масел и  смазочных материалов, ядовитых  негорючих турбинных масел и других отходов.

Обеспечение экологической безопасности АС.

65.

Нет

В ОПБ нет требований по обеспечению рыбоохраны  на водоёмах и реках,  используемых АС для отвода тепла.

Обеспечение экологической безопасности АС.

Например,  на АЭС Ловииза-1,2 у водозаборов  с моря установлены рыбоотпугивающие устройства. Сбросы  тёплой воды огорожены на значительном расстоянии  от берега и около сбросов запрещён лов рыбы. 

 На некоторых  наших АЭС в летнее время до предельных значений  повышается температура в водоёмах  из условий  выживаемости рыбы и остальной водяной  живности.

66.

Нет

В действующих ОПБ в нескольких пунктах разных разделов указано -  что требуется выполнить до завоза свежего  ядерного топлива  на АС. Необходимо сделать отдельный раздел, где привести  всё,  что требуется выполнить до  завоза ядерного топлива  на АС.

Удобство и полнота использования информации.

67.

Нет

В ОПБ нет требования на отраслевом уровне иметь научную организацию для  сопровождения и обеспечения безопасной,  надёжной  и экономически эффективной  эксплуатации АС. 

Реально есть ОАО ВНИИАЭС.

68.

Нет

В ОПБ нет требований по выполнению углубленных оценок безопасности  и  периодических оценок безопасности АС.

Оценка реальной безопасности АС.

69.

Нет

В ОПБ нет требований  к запасу  аварийного запаса дизельного топлива для  проектных и передвижных  аварийных дизель-генераторов.

Проектные баки запаса дизельного топлива для  дизель-генераторов АЭС имеют запас топлива,  как правило, на 3-е суток работы дизелей, что катастрофически мало. В кризисной ситуации сложно в такой  короткий срок  найти поставщика, загрузить,  доставить и разгрузить значительные объёмы дизельного топлива.  Особенно это сложно сделать при панике на автомобильных и ж/д дорогах, а так же  вблизи реактора  при высоком радиационном фоне на площадке АЭС.

По запасу и местонахождению дизельного топлива для передвижных аварийных дизель-генераторов  вопрос ещё не рассматривался.

Обеспечение ядерной безопасности АС (обеспечение работы систем  контроля  реактора и систем безопасности).

ОАО СПбАЭП в проекте Балтийской АЭС предусмотрел запас дизельного   топлива  на АЭС  не на трое суток,  как на действующих АЭС с ВВЭР-1000, а уже  на семь  суток  работы дизельгенераторов,  что более приемлемо для ликвидации или  управления авариями.

70.

Нет

В ОПБ необходимо указать, что проверка работоспособности предохранительных устройств проводится с периодичностью,  установленной заводом-изготовителем.

-

71.

Нет

В  ОПБ  нет  требований  к федеральным органам  власти  об исключении возможности военных нападений на  АС с применением  обычного, химического, бактериологического  и ядерного оружия  для  исключения возникновения  запроектных  и  тяжёлых аварий.   
Реально на АЭС «Бушер» защитная оболочка уже была побита ракетой.


 

 
Связанные ссылки
· Больше про Безопасность и чрезвычайные ситуации
· Новость от proatom


Самая читаемая статья: Безопасность и чрезвычайные ситуации:
О предупреждении аварий на сложном объекте

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 0
Ответов: 0

Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 1 Комментарий | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Re: Дополнительные предложения А.Н.Кочеткова (Всего: 0)
от Гость на 08/11/2012
Н-да, странные представления о понятности изложения принципа единичного отказа. Оно не только неправильное у Кочеткова, но даже и непонятное


[ Ответить на это ]






Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.06 секунды
Рейтинг@Mail.ru