[10/12/2012] Балтийский завод изготовил ловушку расплава для ЛАЭС-2
Балтийский завод отправил на стройплощадку Ленинградской
АЭС-2 уникальное изделие весом 750 тонн - устройство локализации расплава
активной зоны (УЛР), изготовленное для второго энергоблока атомной станции.
Весь день 5 декабря 2012 года плавкран «Богатырь-6» грузил себе на
борт тяжелые части УЛР-2: 156-тонный
корпус, 163-тонную ферму-консоль, такого же веса нижнюю плиту, 68-тонную
площадку обслуживания и 215 тонн защитного наполнителя. Этот груз будет морем
доставлен в Сосновый Бор, а откуда его автотрейлерами отвезут на стройплощадку
второго энергоблока Ленинградской атомной станции-2. Параллельно по суше
отправились тягачи с более легкими деталями УЛР.
Устройство
локализации расплава активной зоны (УЛР),
разработанное Санкт-Петербургским институтом «Атомэнергопроект» - это одно из
технических средств пассивной защиты, предусмотренных для предотвращения
серьезных последствий в случае крупной аварии. Конусообразная конструкция весом
в 750 тонн предназначена для улавливания жидких и твердых
радиоактивных материалов в гипотетическом случае аварийного разрушения реактора АЭС. Использование подобной ловушки
позволит даже при самой экстренной ситуации не допустить опасной утечки радиоактивных
элементов за пределы корпуса устройства в окружающую среду.
Контракт на изготовление двух УЛР для первого и
второго энергоблоков ЛАЭС-2 был заключен с ОАО «Балтийский завод» в 2008 г., когда предприятие
еще принадлежало частному собственнику. Первое изделие было поставлено
заказчику в 2010 г.
В силу разных причин, связанных с проблемами как на самом «Балтийском заводе»,
так и на стройплощадке ЛАЭС-2, сдача второго изделия затянулась. Фактически
работы над УЛР начались уже после вхождения завода в состав Объединенной
судостроительной корпорации. Силами ООО «Балтийский завод – судостроение» изделие было
изготовлено и отправлено заказчику.
«Системы пассивной
защиты атомных станций – это одно из перспективных направлений атомного
энергетического машиностроения, - комментирует событие генеральный директор ООО
«Балтийский завод – судостроение» Александр Вознесенский. - Россия впервые в
мире применила эти надежные и эффективные ловушки в 2004 году при строительстве Тяньваньской АЭС /КНР/. После
аварии на японской АЭС «Фукусима-1» в марте 2011 года и последовавшего за ней
ужесточения норм безопасности в мировой атомной отрасли, строительство новых
АЭС без таких систем невозможно как за рубежом, так и в России».
По словам А.
Вознесенского, у «Росатома» огромный портфель заказов на строительство новых
станций по всему миру: в Китае, в Белоруссии, в Турции, во Вьетнаме, в странах
Африки, и Балтийский завод намерен участвовать в этих проектах со своими
изделиями.
Балтийский
завод основан в
1856 год. В течение
полутора веков предприятие является одной из ведущих верфей России. Трудовой
коллектив завода за 156 лет построил более 600 судов и кораблей, среди которых
атомные ледоколы и атомные ракетные крейсеры, суда космической связи и
специального назначения.
За свою долгую
историю предприятие несколько раз передавалось в частные руки и после возникновения
финансовых трудностей возвращалось под опеку государства. И в конце 2011 года
предприятие вновь вернулось от частного владельца под контроль государства в
лице Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). Для сохранения трудового
коллектива и компетенций в рамках ОСК было создано ООО «Балтийский завод –
судостроение», в которое перешла большая часть работников ОАО «Балтийский
завод». Новому юридическому лицу были переданы судостроительные и
машиностроительные компетенции стратегического предприятия. Основной задачей
ОАО «Балтийский завод» остаются содержание в порядке имущественного комплекса
завода и защита государственных имущественных интересов в судебных процессах.
Пресс-служба ООО «Балтийский завод – судостроение»
|