proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Авторские права
  Агентство  ПРоАтом. 27 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





PRo IT
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС

Вышла в свет книга Б.И.Нигматулина и В.А.Пивоварова «Реакторы с тяжелым жидкометаллическим теплоносителем. История трагедии и фарса». Подробнее 
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия»
и сайта proatom.ru.
E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[11/01/2013]     Столкновение под водой. Тайные страницы истории

В.А.Шумаков,  капитан 1 ранга, ветеран-подводник, ветеран Подразделений особого риска

Военное звание в описываемый период - инженер-капитан-лейтенант, должность - командир дивизиона движения (1-ый дивизион, атомные энергетические установки и средства движения) БЧ-52 атомной подводной лодки "К-52". 6 декабря 1967 г. мы закончили боевую службу и по приказу из Москвы покинули район патрулирования, возвращаясь из Средиземного моря домой, в родную базу Заполярья.


К концу дня 6 декабря получили "радио" (зашифрованную радиограмму) прижаться к Африке и пропустить армаду 6-го флота США, шедшую навстречу через Тунисский пролив. Утром 7 декабря вновь получили "радио": "Следовать своим курсом". Перед Тунисским проливом провели корабельное учение по борьбе за живучесть. В 14.20 на корабле начала заступать вахта первой смены по боевой готовности № 2. В 14.33 после доклада командиру о заступлении 1-ой смены по боевой готовности № 2 подводная (АПЛ была удифферентована на глубине 40 м, под килем - 500 м, скорость "малый ход" - 13 узлов), по приказанию командира я дал команду "Подвахтенным от мест отойти" и направился к креслу вахтенного инженера-механика (левым плечом к носу корабля). За спиной находились штурманская рубка, вертикальный трап в боевую рубку и рубка метристов.


Командир капитан 2 ранга Борисенко В.Д. стоял слева от меня между боевым постом "горизонтальщика", управляющего горизонтальными рулями подводной лодки (боцман мичман Иванов), и столом вахтенного инженера-механика. Командир БЧ-5 инженер-капитан 2 ранга Полусмяк Г.П. чувствовал себя неважно и давно убыл в свою каюту во 2-й отсек. Из-за плохого состояния Григория Павловича Полусмяка дублёр механика инженер-капитан 3 ранга Ткачёв Н.А. находился в кресле вахтенного дозиметриста справа от меня. Он был опытным командиром дивизиона движения БЧ-5 184 резервного экипажа, и для меня являлся отличным помощником и наставником. Вахтенный дозиметрист (не помню фамилии) и вахтенный офицер командир БЧ-4, РТС5 (акустическое, гидроакустическое, радиолокаторное и радиотехническое вооружение) старший лейтенант Блажин Е. М. стояли у меня за спиной ближе к корме, почти в проходе.

В этот момент из гидроакустической рубки выглянул вахтенный старший матрос с очумелыми глазами и крикнул, как выстрелил: "Прямо по курсу цель!" Командир ничего не успел  предпринять, направляясь к турбинным телеграфам, находившимся за вертикальным трапом в боевую рубку.

Удар

Я не успел сесть в кресло, как раздался грохот в носовой части корабля. Подводную лодку бросило носом вверх и вправо, а командира буквально сдуло на левый борт прямо на  телеграфы. Меня вдавило в кресло и бросило назад. Было такое впечатление, что оторвался талреп у кресла. От удара тыльными сторонами рук  о двери рубки метристов на моих часах лопнуло стекло. В следующее мгновение с такой же силой меня резко бросило вперёд. Удар пришёлся челюстью о ГГС «Каштан» (громкоговорящая корабельная связь). Говорят, при этом искры летят из глаз. Не искры – а пламя!

Тут же, практически одновременно, появился резкий дифферент на корму, и раздался тупой удар в корме в районе киля. Оторвалась регенеративная дыхательная установка (РДУ)  у вертикального трапа и с грохотом полетела вниз в корму, как в яму. После тупого удара в корме и мгновенно появившегося дифферента на корму казалось, что лопнул прочный корпус одного из кормовых отсеков. Конец! Почему-то появилась мысль: "Так вот как погибали подводники во время войны".

Чувствую, что всплывать нельзя. Знаю, что необходимо дать команду в 1-й и 9-й отсеки: "Осмотреться в отсеке. Доложить обстановку".  Для  оперативности  решил, что  нужно дать команду именно в эти два отсека, откуда были слышны удары, а не по "циркуляру" (подача команды по ГКС одновременно на все боевые посты во все отсеки). Впоследствии, при разборе "полётов" заместитель ГК ВМФ по боевой подготовке адмирал Г.М. Егоров согласился с правильностью такого решения.

Но после удара челюстью о "Каштан" её заклинило, не позволяя мне раскрыть рот.

Осматриваюсь вокруг: боцман на месте, по глубиномеру 40 м, глубина резко уменьшается, лодка всплывает, а не падает камнем вниз. Чудеса! Вахтенный БП-359  на месте и перепуган, дифферентометр зашкалило на корму. В кресле дозиметриста дублёр командира  БЧ-5 Н.Ткачёв сидит в необычной позе: ноги вертикально вверх, зад обтянут репсом, а между ног выглядывают два ошалевших глаза. Наверное, и я выглядел не лучше. От страха тошнило, зажмурился от резкой боли в челюсти. Кажется, что прошла целая вечность. На самом деле всё это длилось секунд 10-15.

Когда командира бросило на телеграфы, чтобы защитить лицо от удара, он выставил вперёд руки, которые попали на фиксаторы рукояток турбинных телеграфов. Непроизвольно нажав на "гашетки" телеграфов, он передвинул рукоятки на "самый малый вперёд". Сработавший зуммер вывел всех из оцепенения. Первым послышался голос командира: "Продуть балласт! Осмотреться в отсеках!".

С резким треском и острой болью в челюсти я разжал рот и скомандовал  вахтенному БП-35 (боевой пост погружения и всплытия): "Продуть балласт!", и в 1-й и 9-й отсеки: "Осмотреться в отсеках, доложить обстановку!". Вахтенный БП-35 доложил: "Продуваю!". И тут же поступили доклады из 1-го и 9-го отсеков: "Удар в районе 14-го шпангоута. Поступления воды нет. Отсек осмотрен, замечаний нет", "Удар в районе 114-го шпангоута. Поступления воды нет. Отсек осмотрен, замечаний нет". После этого по "циркуляру" дал команду в остальные отсеки  и доложил командиру о докладах из 1-го и 9-го отсеков.

Тут лодка выпрыгнула, как пробка из воды. Моментально выровнялся дифферент, началось покачивание корабля на волне. В момент, когда командир БЧ-5 Г.П.Полусмяк ворвался из 2-го отсека в центральный пост, была сыграна боевая тревога, и уже Григорий Павлович принимал доклады из отсеков об осмотре и отсутствии замечаний в них. Затем стали скрупулёзно проверять материальную часть во всех боевых частях, службах и дивизионах. Перед уходом на пульт управления ГЭУ  после командира и помощника командира капитан-лейтенанта Д. Каспер-Юста я из любопытства осмотрел горизонт в перископ. Облачность баллов 5, на море крупная зыбь, а далеко на горизонте едва просматривался силуэт гражданского судна (как нам тогда показалось, на самом деле судно было разведывательным). Видимость отличная. Живём! Быстро военный человек отходит от стресса.

Ревизия последствий удара

По пути на пульт управления ГЭУ, обошёл энергетические отсеки. Внешне всё было в порядке. На пульте ГЭУ по докладам из боевых постов 1-го дивизиона и операторов ГЭУ уточнил: в дивизионе всё нормально, если не считать, что сигналы аварийных защит реакторов от приборов отключены. Остались только кнопки сброса аварийных защит реакторов и ключи сброса защит ходовых турбин.
Причина старая, ещё с начала боевой службы. Дело в том, что после каждой боевой службы (я участвовал в четырёх, а это была вторая) мы шли в г. Полярный на судоремонтный завод СРЗ № 10. Из-за пока ещё малого опыта ремонта атомных подводных лодок ремонт всегда был не очень качественный. За ремонтным персоналом требовался жёсткий контроль, что не всегда можно было обеспечить, особенно в конце ремонта, когда сутками рабочие сидели в отсеках корабля буквально друг на друге. Особенно в дивизионах БЧ-5. После ремонта, последовавшего за первой боевой службой, через две недели мы обнаружили самопроизвольное срабатывание аварийной защиты обоих реакторов по максимальной температуре, максимальному давлению и расходу 1 контура: стрелки приборов-самописцев подпрыгивали вверх до упора  и  тут  же  возвращались  в  нормальное  положение.  Но  пакость совершена - аварийная защита реактора внизу! Заменили приборы. Всё вроде стабилизировалось. В ходе боевой службы  проверили  снятые  приборы,  они  оказались годными.  А  через  две-три  недели всё началось снова. Попытки определить причину оказались безрезультатными. В итоге было принято решение заблокировать сигналы от самописцев, открыв крышки приборов. Руководствовались при этом главным: выполнить задачу, поставленную перед экипажем. От этой неисправности был и свой положительный результат: операторы пульта управления ГЭУ натренировались восстанавливать режим после сброса аварийной защиты реактора по ложному сигналу и психологически уже не боялись ревуна, сопровождающего сброс аварийной защиты реактора (даже и малоопытные лейтенанты). Большим минусом было то, что технологически существует ограничение сбросов защиты реакторов.

После тщательного осмотра корабля и доклада командиру "прослезились": изоляция кабелей размагничивающих устройств подводной лодки упала до нуля; гидроакустическая станция "Арктика" вышла из строя; три торпедных аппарата оказались заполненными водой, а что произошло с боевыми торпедами, одному богу известно.

Погружаемся

Осмотрелись и стали осторожно погружаться, принимая доклады из отсеков через каждые 10 метров. При прежних оборотах винтов (до столкновения) скорость значительно уменьшилась и вместо 13 узлов стала 11,5.

Теперь до возвращения в базу у нас появилась «возможность» подорваться на донной морской мине (неконтактной мине с отрицательной плавучестью) времён второй мировой войны, случайно оставшейся после траления в каком-либо районе по курсу нашего следования.

Вахта заступила по боевой готовности № 2 - подводная (под килём 500 м, глубина погружения 40 м, скорость хода 11,5 узлов, ход "малый вперёд»). Командир БЧ-4, РТС Е. Блажин доложил командиру корабля, что в соответствии с инструкцией и требованием руководящего документа необходимо дать "радио" о столкновении. Но давать "радио" командир запретил, мотивируя это тем, что боевую задачу мы выполнили, возвращаемся в базу, и ещё не известно, с чем мы столкнулись. Этот вопрос нужно обдумать.

После "совета в Филях" командира с особистом  "высокие стороны" пришли к выводу, что столкновение произошло с топляком, например, с затонувшей галерой, о чём и было объявлено личному составу. По-видимому, в "совете" вспомнили историю древнего мира, когда воды Средиземного моря бороздили диеры, триеры и галеры египтян, финикийцев, ассирийцев, иудеев, греков, римлян, арабов.

На пульте управления ГЭУ

После столкновения ПЛ на пульте управления ГЭУ возникла серьёзная обстановка. Вахту здесь несли инженер-капитан-лейтенант Борис Задорин и инженер-старший лейтенант Валерий Шапошников*. При появлении большого дифферента на корму после столкновения были сорваны конденсатные насосы (подающие конденсат на всасывание питательного насоса), дающие подпор питательным насосам, подающим рабочую воду в парогенератор. Стали быстро осушаться тёплые ящики (подпиточные баки второго контура с паровым змеевиком). Это грозило автоматическим сбросом аварийных защит обоих реакторов, да ещё в аварийной обстановке под водой.

Потеря хода при отрицательной плавучести корабля - неминуемая гибель! Вахтенным на пульте управления ГЭУ тоже показалось, что при втором глухом ударе лопнул прочный корпус кормового отсека, отсек стал заполняться водой, поэтому и появился резкий дифферент на корму. Последовал моментальный доклад в центральный пост. Но после аварийного всплытия вовремя выровнялся дифферент подводной лодки. Работа насосов, а в дальнейшем и ГЭУ обоих бортов стабилизировалась. Этот тревожный доклад я принял после всплытия подводной лодки.

После стабилизации режимов установок появилось время, чтобы осмотреться. Валерий Шапошников, глядя на Бориса Задорина изумлёнными глазами, выпалил: "Боря, что с тобой, тебе плохо? На тебе лица нет, ты весь белый!" Тот, улыбаясь, ответил: "Всё нормально. Ты бы на себя посмотрел - не лучше!". Оба расхохотались, что всё обошлось после таких "кувырков". А ведь, как определили позднее в доке, до лобового столкновения торпедными аппаратами не хватило всего 10-15 сантиметров. Не в первый раз подтвердилось, что Всевышний нас не забывает.

В корме

Трагикомичная обстановка сложилась в корме. При столкновении в каютах 8-го отсека и в кубрике 9-го отсека почти весь личный состав сбросило с коек. Переборка между 8-м и 9-м отсеками поначалу была открыта. Вахтенный 9-го отсека на тревожный вопрос моряков: "Глубина?" с перепугу выпалил: "400 метров!" (при действительной глубине 40 м). Все начали хвататься за индивидуальные дыхательные аппараты (ИДА). В каюте по правому борту 8-го отсека лихорадочно искал запасной ИДА приписной офицер - оператор пульта управления ГЭУ инженер-лейтенант Гаевой. Инженер-капитан-лейтенант Е. Васюков, спокойно сидя на койке, поинтересовался у него: "Чего мечешься?" Последовал следующий диалог: «Запасной ИДА ищу, вдруг не достанется! - А глубина какая? - 400 метров! - Так зачем он тебе нужен? Зачёты по ЛВД (лёгководолазному делу) тебе по новой сдавать нужно, балбес! Ведь даже с запасными баллончиками ты сможешь выйти с глубины не более 120 метров! - Ну, всё же, на всякий случай»…

Стресс личного состава разрядился после поступления команды: "Осмотреться в отсеке. Доложить обстановку", выпрыгивания лодки на поверхность и моментального исчезновения дифферента. В центральном все живы. Значит всё в порядке! Ну, и досталось же вахтенному 9-го отсека за ложную информацию о глубине. А потом все хохотали над товарищами и над собой, пересчитывая ушибы. Всё хорошо, что хорошо кончается. Что интересно, переборку между 9-м и 8-м отсеками задраили сами, а затем неукоснительно следили за закрытием переборочной двери.

Освободившись от вахты и проверки материальной части дивизиона, я пошёл умыться перед сном. Вижу в зеркале - на висках осталось мыло. Ещё раз обильно помыл виски водой, а они всё равно светлые. Просушив голову под вдувной вентиляцией,  только тогда понял, что это не мыло, а седина. Вот это да! Ведь мне было всего 28 лет. 

Причина аварийного дифферента

И всё же, почему возник такой резкий дифферент на корму после столкновения? Дело в том, что после столкновения при скорости корабля 13 узлов боцман Иванов полностью перевёл носовые горизонтальные рули на всплытие без приказания командира, а кормовые горизонтальные рули не отвёл для удержания нарастания дифферента.  А ход при столкновении резко уменьшился. При отрицательном стечении обстоятельств (потеря хода, поступление воды в прочный корпус и т. д.) резкое торможение носа корабля и быстрое нарастание аварийного дифферента на корму могли привести к потере лодкой продольной остойчивости. Вот тогда мы могли бы перевернуться и действительно "булькнуть", закончив своё земное существование на нечётном соотношении числа погружений и всплытий.

На следующие сутки 8 декабря в 12.00 моя смена (первая) снова заступила на вахту. Командир в весёлом настроении зашёл в центральный пост и констатировал: "Товарищи моряки-подводники, тире - североморцы, тире - гуси-лебеди! Уже почти сутки идём домой и, думаю, без дальнейших происшествий".

«Без дальнейших происшествий»

Тут  в  центральный  пост  заходит   СПСовец (специальная радиосвязь) и  передаёт командиру  расшифрованную радиограмму, прочитав которую командир меняется в лице. В центральном посту все затихли – немая сцена из "Ревизора". В радиограмме ни много ни мало… приказывалось: "Доложите состояние корабля и личного состава". Но откуда в Москве известно!? Как впоследствии выяснилось, командир американской ПЛАРБ оказался более дисциплинированным, чем наш командир. Он доложил по инстанции командованию США о столкновении с "рашн субмариной", о том, что лодка всплыла, осмотрелась, погрузилась и ушла своим ходом. По дипломатическому каналу американцы информировали об этом правительство Советского Союза. Всё дошло до Министра обороны СССР, далее - до Главкома ВМФ, и конечным результатом стала радиограмма в наш адрес.  Полагаю, что в Москве командиру ПЛ предоставили возможность честно ответить, что произошло. Но он отправил радиограмму, что столкнулись с пресловутым "топляком", личный состав в строю, травм нет. Из-за этой радиограммы-ответа мы потеряли и «первую сторону медали».

Когда нас досрочно вызвали из отпуска после гибели 39 членов экипажа ПЛА "К-3" ("Ленинский комсомол"), возвращавшейся из боевой службы, представитель командования Северного флота, провожая нас во внеплановую боевую службу (автономку), сказал перед строем: "В первую боевую службу вы заработали одну сторону медали. Идите за второй!" Хотя мы считали, что заработали обе и с лихвой.

Первая сторона медали

А «первая сторона медали» действительно была заработана в первой боевой службе (май - июль 1967 г., 71 сутки). Тогда по вине командира мы голодали 47 суток. Но это особый разговор. Кроме того, оперативно локализовали радиоактивную течь бессальникового затвора одной из секций парогенераторов правого борта, вывели ППУ правого борта аварийно, используя до конца боевой службы смешанный режим ГЭУ - ППУ левого борта на ПТУ обоих бортов. Углекислого газа в отсеках было под 3% (кровь из носа, головная боль, вялость и пр.) - экономили регенерацию, восстанавливающую нормальный состав воздуха, так как её тоже не хватало. Одним словом, пришли с моря дистрофиками. Меня и инженер-капитан-лейтенанта Вадима Мужецкого при встрече даже однокашники не сразу узнавали. Из первоначальных 62 кг я потерял 14. По приходу в базу весь личный состав отправили в санатории, а затем офицеров, мичманов и отличившихся в море матросов и старшин срочной службы - в отпуска. Но из отпуска нас вызвали досрочно.

Никудышные «уши»

Заявление командира о том, что подвела гидрология, было абсурдно. Старшего матроса-гидроакустика и командир, и старпом Храмцов В.М., и помощник командира Д. Каспер-Юст частенько заставали заснувшим на посту, и ни разу за это примерно не наказали. А ведь гидроакустик - это "уши" корабля. Наши "уши" оказались никудышными. Два "барбоса" гидроакустика во время учения по борьбе за живучесть перед входом в Тунисский пролив занимались переборкой ЗИПа, сняв наушники. Вот в чем реальная причина столкновения, чуть не окончившаяся трагедией.

Как выяснилось впоследствии, мы догнали американскую субмарину со стороны винтов и "долбанули" по рубке, загнув ей выдвижные устройства. Относительная скорость была    2-3 узла. А если бы столкнулись на встречных курсах? В этом случае скорость "поцелуя" была бы в пределах 23-24 узлов. И последствия были бы непредсказуемые.

На базе в Западной Лице просочилась ложная информация, что «подводная лодка "К-52" в Средиземном море под водой столкнулась с американской АПЛ. Почти весь лёгкиё корпус содран, всплывать лодка не может и будет выбрасываться на мель в Мотовском заливе. Есть жертвы». Можно представить себе состояние наших жён!

Возвращение в базу

21 декабря около 22 часов мы были уже в Мотовском заливе. Получили добро возвращаться в базу и стали заходить в узкость у острова Кувшин. Туман был такой, что с мостика рубки не видны выдвижные устройства в корме рубки. Не представлял раньше, что может быть такой густой туман. Воистину, беда не любит ходить одна. В узкости из строя вышло последовательно всё, чем можно определять берег и глубину (локатор, эхолот и т. п.). Пришлось давать "SOS". Через полчаса к нам подошёл морской буксир с мощным прожектором, "по-у-укал" гудком, обошёл с кормы и в довершении всего свернул лодке на бок верхнюю оконечность вертикального кормового стабилизатора. А ведь такой красивый был "хвост"! После «дипломатичных переговоров» капитана буксира с нашим командиром, "высокие" стороны договорились, что будет включён  прожектор  в   корме  буксира  в  нашу  сторону. Так мы  и  зашли в Большую Лопатку за белой  "колбасой"  прожектора.  А в бухте тумана, как не бывало.

Когда   ошвартовались   у   пирса   и   объявили   об   этом   по    "циркуляру"    ГГС,   во   всех отсеках загремело "Ура-а-а!".

Разбор полетов

Очередная одиссея закончилась, но "разбор полётов" был ещё впереди. Узнали "приятную" новость: приехали поздравить и заключить нас в "дружеские" объятия представители Генерального Штаба МО СССР.

В конечном итоге вахта заступила по-швартовному, и все разошлись по домам. Затем ушла и вахта, переложив свои обязанности на дежурного по кораблю. Я руководил выводом энергетических установок из действия и постановкой парогенераторов на хранение, выдав немыслимое количество проб контуров на анализ. Уладив все дела и проинструктировав вахтенные службы по ГЭУ и кораблю в целом, наконец, и сам в 5-м часу утра 19 декабря убыл домой пешком (после полутора суток без сна 4,5 км в городок в гору после боевой службы). Вьюга. Ноги подкашиваются, весь в поту от слабости. Дома упал, как убитый, и проспал до 20.00, пока не разбудила жена, сообщив о прибытии рассыльного. От него узнал "радостную" весть, что меня приглашает заместитель ГК ВМФ адмирал Егоров Г.М. Именно приглашает.

Если приглашают такие начальники, то надо поспешать! Грудь распирало от "счастья", летел как на крыльях, лихорадочно соображая в пути, какие вопросы будет задавать адмирал, и как я должен на них отвечать.

Принял меня адмирал действительно дружески, пригласил сесть, поздравил с возвращением из боевой службы. Подробно описывать вопросы и ответы не буду.  Остановлюсь лишь на некоторых.

Адмирал Егоров Г.М. оказался очень проницательным. Вопросы задавал по существу. Например, такие:
-    Почему дали команду "осмотреться в отсеках", а не объявили аварийную тревогу?
-    Товарищ адмирал, а какую аварийную тревогу? Поступление воды или пожар? Ошибись в истинной аварии, я бы мог усугубить обстановку.
-    Резонно.
-    Почему не дали команду по "циркуляру", а вначале только в два отсека?
-    Для  оперативности,  в  основном,  так как  был  уверен  в  ударе именно в районе этих отсеков. Во-первых, дефицит времени - десяток секунд, во-вторых, там пацаны, а в центральном посту - опытные подводники. Быстрее пришли в себя. Да и грош нам цена, если бы из отсеков запрашивали центральный пост, что произошло.
-    Верно!
-    Вы командир дивизиона движения. Как вели себя установки?
-    Безупречно. Были срывы конденсатных насосов при длительном аварийном дифференте на корму, но аварийная защита реакторов ни на одном из бортов не сработала.
Шутя, добавил: наверное, установки любят своего хозяина (погрешил с совестью, не сказал адмиралу, что у нас все сигналы АЗ на обоих бортах были заблокированы. Да, ему, наверное, и не нужно было это знать).
-    Не самоуверенность о любви?
-    Нет - опыт. Да и личный состав дивизиона - от матроса до офицера, в основном, настоящие классные специалисты. В своих бойцах я уверен.
-    Как командир?
-    Нормальный. Претензий нет.
-    Почему так холодно о командире?
-    Почему холодно? Здраво. Служу, ведь, Родине, а не конкретному лицу. Командиры меняются. Родина одна.
-    Ну, что ж. Вашими ответами удовлетворён. Желаю успеха в дальнейшей службе.

Давая понять, что аудиенция закончена, адмирал тепло пожал мне руку. Расстались мы около 24.00. Я и раньше об адмирале Егорове Г.М. слышал много положительного, а после беседы убедился в этом лично и проникся к нему глубоким уважением.

Кстати, в 1972 г. вышло новое "Наставление по борьбе за живучесть" (НБЖ-71). В одной из статей там указано, что при столкновении подводной лодки под водой объявлять по "циркуляру" ГГС: "Аварийная тревога. Осмотреться в отсеках". Появилась новая формулировка аварийной тревоги, автором второй фразы которой являюсь я.

В доке

После осмотра подводной части корабля водолазами нам дали аварийный док на СРЗ21 № 10 г. Полярного, куда мы и убыли под гребными электродвигателями при питании от дизель-генераторов. Перед постановкой в док попросил командира БЧ-5 и командира корабля остаться на берегу, чтобы посмотреть на "макияж" физиономии нашей красавицы после всплытия дока. Корабль свой мы любили и были его патриотами.

Энергетические установки были расхоложены, и мне дали "добро". С нетерпением ждал всплытия дока, постановку трапа и разрешение прохода. В группе представителей завода находились ещё два морских офицера - капитаны 2-го и 3-го рангов. По неуловимым штрихам, манере поведения, разговора стало ясно, что эти ребята из "тайного ордена". Ночь, прожектор на нос корабля, и разрешение на проход. Издалека видно, что нос не совсем зализан, есть какие-то выступы в районе нижних торпедных аппаратов. Но то, что увидел затем, потрясло глубоко. Одна крышка торпедного аппарата открыта почти полностью и видна торпеда. Сама крышка загнута в "восьмёрку". Крышки ещё двух торпедных аппаратов вырваны на открытие из зацепления на разные углы и одна немного деформирована. На левом борту ниже ватерлинии, в районе носового обтекателя дыра в лёгком корпусе примерно 4 на 8 м с рваным металлом по краям. Внутри дыры видны стёсанные шпангоуты двух нижних торпедных аппаратов со стрелой дуги сегмента каждого шпангоута 4-5 сантиметров (а может, и больше), срезанные как бритвой кабели размагничивающих устройств. Вырыв металла резко заканчивался у поперечной переборки цистерны главного балласта.

Когда опустили прожектор пониже, вместо бульбы антенны гидроакустической станции "Арктика", обычно элегантно выступающей под носовым обтекателем (этакая красивая капля из нержавейки на чёрном фоне корабля) виднелась безобразная лепёшка, повторяющая форму носового обтекателя. Подойдя поближе к тому, что осталось от "Арктики", заметили на нержавейке тёмно-зелёную, почти чёрную краску, явно не нашу - из-за "бугра". Во всяком случае, галеры в древнем мире такой краской не красили. Я потянулся попробовать краску пальцем, но за спиной раздался резкий "государственный" окрик одного из членов "ордена": "Не трогать, не приближаться!". Потом узнали, что столкновение у нас произошло с ПЛАРБ США SSBN 627 "Джеймс Мэдисон" (типа "Лафайет").

Прошли в корму. В киле в районе начала горизонтального стабилизатора образовалась довольно внушительная вмятина с дугой сегмента 1,5-2 м. После увиденного в носовой части корабля корма не впечатлила. Находясь в доке, трудно было представить, чтобы такую груду металла (длина корабля 107 м, высота с рубкой - в пятиэтажный дом) бросало при столкновении, как спичечный коробок в потоке воды после сильного ливня.

Заводчане шутили: "В каком кабаке побывали? Где устроили дебош?"  Действительно: "фонари под глазами", "челюсть" свёрнута, по тыльной части съездили и "хвост" набок свернули для полного счастья. Мы отшучивались: "За битого двух небитых дают". А, вообще, заводчане относились к нам с уважением. Впрочем, и мы к ним тоже. Им предстояла серьёзная работа.

Прошло время. С помощью завода мы "зализали" раны и были готовы к следующим походам. А приключений судьба уготовила для нас порядочно. Ведь мы - подводники, и море постоянно испытывает нас. Но были мы молоды, а молодости кажется, что впереди - вечность. Семь футов под килем!


P.S.
* Заместитель командующего флотилии атомных подводных лодок - начальник ЭМС флотилии капитан 1 ранга Валерий Шапошников геройски погиб в посёлке Гремиха в ноябре 1989 г., выполняя свой служебный и человеческий гуманный долг (спасал людей при возникшем пожаре в котельной посёлка).

 

 
Связанные ссылки
· Больше про Время и судьбы
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: Время и судьбы:
О.Пеньковский - «шпион века» или «подстава» КГБ?

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 4.75
Ответов: 16


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 11 Комментарии | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Re: Столкновение под водой. Тайные страницы истории (Всего: 0)
от Гость на 11/01/2013
Вот так, спокойно и просто, без истерик и шапкозакидательства. Так и надо.


[ Ответить на это ]


Re: Столкновение под водой. Тайные страницы истории (Всего: 0)
от Гость на 11/01/2013
Интересно, какое наказание понесли акустики? Ведь, от их расхлябанности могла лодка погибнуть!


[
Ответить на это ]


Re: Столкновение под водой. Тайные страницы истории (Всего: 0)
от Гость на 11/01/2013
В итоге было принято решение заблокировать сигналы от самописцев, открыв крышки приборов. Руководствовались при этом главным: выполнить задачу, поставленную перед экипажем.
----------------------------
Никому это не напоминает начало Чернобыльской аварии?


[ Ответить на это ]


Re: Столкновение под водой. Тайные страницы истории (Всего: 0)
от Гость на 11/01/2013
Сон акустиков на рабочем месте - это бардак.
Это не надо бы выпячивать как и неспособность найти причину ложных срабатываний защиты.
Но в 1967 лодки были никакие - "Рицы" тогда еще не было а то что было в ГАКах - было полным убожеством!
Поэтому столкновения были неизбежны.


[ Ответить на это ]


Re: Столкновение под водой. Тайные страницы истории (Всего: 0)
от Гость на 12/01/2013
И вот такое дурачье со снятыми наушниками и спущенными штанами и обеспечивает нашу внешнюю безопасность. Хорошо, что мы нафиг никому не нужны, а то с такими зашшшытниками супостат нас повязал бы в два счета. Это ведь сколько времени нужно было прещупывать "ЗИП" друг у друга, чтобы догнать вражескую АПЛ и врезаться в неё?
"Как выяснилось впоследствии, мы догнали американскую субмарину со стороны винтов и "долбанули" по рубке, загнув ей выдвижные устройства. Относительная скорость была 2-3 узла." Это ведь идиоты проспали время от обнаружения попутной цели на предельной дальности 18 км(10 миль), которую они прошли за ПЯТЬ-ТРИ часа до столкновения.( для тех, кто в танке, поясняю -- узел это миля в час) Как говорится, а если бы они везли патроны!!?? Вот вам и СССР, вот вам и Сталин и вся эта совково-патриотическая требуха. И тут уж не сведешь все к  агрессивному нападению американской лодки на мирно рассекающую толщу океана советскую. Скорее, наоборот, советская лодка со спящим и перещупывающим "ЗИП" друг у друга экипажем внезапно напала на американскую. Даже по правилам ГАИ, здесь вина советской лодки.


[ Ответить на это ]


Re: Столкновение под водой. Тайные страницы истории (Всего: 0)
от Гость на 15/01/2013
Океан не вода в ванне! Он имеет сложную гидрологию (слои разной плотности , температуры и т.д.) от этих слоев звук отражается как свет от зеркала и ясной картины при работающем ГАК в пассивном режиме нет никакой. При активной работе ГАК (излучение) лодка сразу же себя обнаруживает. Случаи столкновения будут и у нас и у них такова природа и развитие техники. Надо заставлять себя сдерживать от комментариев того. чего вы даже не представляете.


[
Ответить на это ]


Re: Столкновение под водой. Тайные страницы истории (Всего: 0)
от Гость на 12/01/2013
Бардак. Защиту заблокировали. Гидроакустики спали. По "радио" врали. Пожар в котельной "возник" сам по себе. И это в период, когда дисциплина в стране была на высоком уровне. Интересно, как обстоят дела сегодня?


[ Ответить на это ]


Re: Столкновение под водой. Тайные страницы истории (Всего: 0)
от Гость на 13/01/2013
ЕЩЕ ХУЖЕ...


[
Ответить на это ]


Re: Столкновение под водой. Тайные страницы истории (Всего: 0)
от Гость на 14/01/2013
от 10.01.2012
Атомная подводная лодка ВМС США в четверг столкнулась, предположительно, с рыболовецким судном в районе Ормузского пролива, сообщила пресс-служба Пятого флота США, который базируется на Бахрейне.
"Джексонвил" класса Лос-Анджелес.
   Ну надо так строго судить о наших подводниках.


[
Ответить на это ]


Re: Столкновение под водой. Тайные страницы истории (Всего: 0)
от Гость на 15/01/2013
Про акустиков сказал постом выше. Теперь о защите: командир принимает ЛЮБОЕ решение для выполнения боевой задачи все остальное вторично! А.И.Маринеско закрутил предохранительные клапана на дизеле для того чтобы лодка смогла развить 19 узлов, пригрозив стармеху расстрелом (по некоторым данным). Полагаю что Вы тоже не в "теме", занимайтесь своим делом...


[
Ответить на это ]


Re: Столкновение под водой. Тайные страницы истории (Всего: 0)
от Гость на 14/01/2013
 Здравствуйте Валерий!"21 декабря около 22 часов мы были уже в Мотовском заливе.""...и сам в 5-м часу утра 19 декабря убыл домой пешком" .Что-то с хронологией не так. Будь здрав бояре!


[ Ответить на это ]






Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.08 секунды
Рейтинг@Mail.ru