proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Журналы Атомная стратегия 2021 год
  Агентство  ПРоАтом. 24 года с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





Обсудим?!
Способствует ли безопасности атомной отрасли закрытость (усиление режима)?
Да
Нет
Сильнее влияют другие факторы

Результаты
Другие опросы
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС
Вышло в свет второе издание двухтомника Б.И.Нигматулина. Подробнее
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия» и сайта proatom.ru. Информация: (812) 438-32-77, E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[16/04/2013]     Законодательное обеспечение ядерного оружия Российской Федерации. Приложение

И.А.Андрюшин, главный научный сотрудник РФЯЦ-ВНИИЭФ, д.т.н.; Г.А.Новиков, главный специалист ФГУП «АТЦ С-Пб», д.т.н., профессор;  А.К.Чернышев, заместитель научного руководителя РФЯЦ-ВНИИЭФ, д.ф.-м.н. 
           
Законодательное обеспечение ЯО является системой важнейших юридических установлений, определяющих и регулирующих нормы и правила сопровождения ядерного оружия РФ.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ХАРАКТЕРИСТИКИ ВОЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА И ОСНОВНЫХ ВИДОВ ВООРУЖЕНИЙ ВЕДУЩИХ ГОСУДАРСТВ

Данные взяты из The Miltary Balance 07  марта 2011 года (издание Международного института стратегических исследований. Лондон. Великобритания).

            1. Характеристики ВВП и оборонного бюджета

В таблице 1 приведены для 2010 года объемы ВВП в трлн.долларов и оборонного бюджета (ОБ) в млрд.долларов для десяти государств, выделяющих самые крупные средства на цели обороны, а также отношение δ = ОБ/ВВП (%),  общая численность N ВС (в тыс.чел.) и удельные затраты оборонного бюджета ОБ/N в (тыс.дол./чел.).

Таблица 1 – Объемы ВВП


государство
ВВП
ОБ
δ
N
ОБ/N
1
США
14,62
693
4,74
1580
439
2
КНР
5,73
76,4
1,33
2285
33,4
3
Великобритания
2,25
56,5
2,51
176
321
4
Япония
5,39
52,6
1,03
230
229
5
Саудовская Аравия
0,44
45,2
10,4
233
194
6
Франция
2,59
42,6
1,64
255
167
7
Россия
1,49
41,4
2,78
1027
40,3
8
Германия
3,35
41,2
1,23
251
164
9
Индия
1,55
38,4
2,48
1325
29
10
Бразилия
2,04
34,7
1,7
328
106
           
Россия в этом списке по величине ОБ занимает 7-8 места вместе с Германией, существенно уступая ей по удельным расходам.

Абсолютный размер оборонного бюджета США многократно превышает размер оборонного бюджета любой другой страны и превышает в 16,7 раза оборонный бюджет России. Удельные расходы ОБ/N для большинства государств в несколько раз превышают удельные расходы РФ.

Многие другие государства обладают большими ВС. Так, например, численность ВС Турции составляет N = 510 тыс.чел. при ОБ = 10 млрд.дол., так что для Турции ОБ/N ≈ 20 тыс.дол./чел.

1.      Характеристики вооружений и вооруженных сил

Характеристики основных видов военной мощи на 2010 год приведены в таблице 2 для шести государств.

Таблица 2 - Характеристики основных видов военной мощи


США
РФ
КНР
Великоб-ритания
Франция
Индия
Стратегические ядерные силы
ПУ МБР
450
376
66
0
0
0
АПЛ с  БРПЛ
14
14
3
4
4
0
Стратегические
ТБ с ЯО
90
79
-
0
0
0
Стратегические ТБ (всего)
154
251
132
0
0
0
Фронтовая авиация
Самолеты
5-го поколения
168
0
0
0
0
0
Самолеты 4-го поколения
3324
897
591
189
254
244
Ударные вертолеты
1404
336
6-10
66
30
20
Транспортные вертолеты
2366
624
306
180
162
117
Специальные авиасредства
Авиация раннего предупреждения
104
20
8
6
7
2
Тяжелые беспилотные самолеты
239
0
0
5
3
4
Военные спутники
«Фотосъемка»
6
2
15
0
3
1
«Электронная разведка»
17
2
8
0
0
0
«Навигация»
32
36
8
0
0
0
Бронетехника
Современные танки
6242
1300
2450
325
254
444
Современные
БМП
6452
4960
2390
526
232
1105
Основные корабли ВМФ
Авианосцы
11
1
0
1
1
1
Крейсеры/эсминцы
81
25
13
7
13
10
Фрегаты
31
7
65
17
11
12
АПЛ без БРПЛ
57
25
6
7
6
1
Крупные десантные корабли
31
0
1
7
4
1



ПРИЛОЖЕНИЕ 2

О ЯДЕРНОЙ ДОКТРИНЕ США

Представляется важным сравнить доктринальные положения о ядерном оружии в РФ с доктринальными положениями, действующими в настоящее время в США.

В апреле 2010 года была обновлена стратегия развития ядерного оружия США, представленная в NPR-2010. Этот документ был подготовлен Минобороны США и согласован с Минэнергетики и Государственным департаментом.

Пять ключевых задач ядерной доктрины США:

·      предотвращение распространения ядерного оружия и ядерного терроризма;
·      уменьшение роли ядерного оружия в стратегии национальной безопасности США;
·      обеспечение стратегического сдерживания и стабильности при сниженном уровне ядерных сил;
·      усиление регионального сдерживания;
·      поддержание безопасности надежного и эффективного ядерного арсенала.

Эти положения во многом созвучны с «ядерной доктриной РФ», однако приоритеты несколько различаются. Вопрос об обеспечении стратегического сдерживания и стабильности при уменьшении ядерного потенциала является для РФ ключевым в отличии от США.

Перед США не стоят так остро, как они стоят перед РФ, такие сложнейшие задачи:

·        преодоление масштабной и эффективной системы ПРО;
·        обеспечение гарантий живучести СЯС (морская компонента триады СЯС США практически неуязвима, и это же, в значительной степени, относится к авиационным СЯС США);
·      обеспечение живучести ядерных сил по отношению к массированному неядерному удару ВТО и ОНФП (таких угроз со стороны вероятных противников США просто нет).

Новая ситуация по обеспечению стратегического сдерживания

·      США договорились с РФ в рамках нового Договора по СНВ о предельных количествах в 1550 ядерных стратегических боеголовок, 700 развернутых средств доставки стратегического оружия и общего предельного количества в 800 развернутых и неразвернутых стратегических ПУ;

·      ядерная триада США, состоящая из МБР, БРПЛ и ТБ, способных нести ядерное оружие, будет сохранена;

·      РГЧ ИН на всех американских МБР будут демонтированы, и на каждой из них останется только одна БГ для повышения стабильности;

·      участие неядерных систем и задачи подтверждения гарантий сохраняются на основе отсутствия ограничений на ПРО и сохранения права выбора использовании ТБ и ракет большой дальности для выполнения задач, предусматривающих обычное оружие.

В последнем положении по существу говорится о принципиальном значении, которое США придают возможности создания масштабной ПРО и использованию неядерных средств на стратегических носителях. Фактически речь идет о создании в перспективе неядерного потенциала средств первого удара с достаточными гарантиями перехвата «остатков» БГ средствами ПРО.

Дальнейшее сокращение ядерных вооружений
           
Любое сокращение ядерных вооружений в будущем должно:
·      укреплять режим регионального сдерживания;
·      укреплять стратегическую стабильность отношений с РФ и КНР;
·      обеспечивать гарантии защиты союзников/партнеров.
          В этих целях необходимы:
·      уточнение требований к сдерживанию в новых условиях;
·      дальнейшее развитие неядерного потенциала;
·      целенаправленность характера сокращения стратегических и нестратегических вооружений (ядерных);
·      обеспечение неприемлемого ущерба в ответном ударе;
·      обновление ядерной инфраструктуры в качестве средства гарантий от «сюрпризов» вместо сохранения большого количества неразвернутых БГ;
·      отсутствие большой разницы в ядерном потенциале РФ и США, хотя строгий количественный паритет не столь важен;
·      решение вопросов, связанных с не СЯС и с неразвернутым ядерным оружием РФ и США в процессе любых дальнейших переговоров с РФ о сокращении ядерных вооружений.

Отметим, что здесь отсутствуют условия, связанные с сокращением ядерных сил Великобритании и Франции, а также КНР.

Здесь следует отметить отсутствие выраженной заинтересованности США в дальнейшем сокращении ядерных сил без существенных уступок со стороны РФ: если не будет достигнута договоренность с РФ по сокращению нестратегических ядерных сил.

Существенным условием также является дальнейшее наращивание неядерного потенциала США, способного решать задачи СЯС.

Развитие  ЯОК США

«Разработав серьезную Программу управления ядерным арсеналом, направленную на продление сроков эксплуатации американского ЯО, США смогут сохранить безопасный, хорошо защищенный и эффективный потенциал ядерного сдерживания, не прибегая к разработке новых боеголовок или к ядерным испытаниям».

Эта цель полностью созвучна главной задаче, стоящей перед ЯОК РФ.
           
«Поддержание ЯО обеспечивается современной физической инфраструктурой, включая лаборатории, занимающиеся вопросами национальной безопасности, комплекс вспомогательных объектов и работников высокой квалификации, обладающих специальными знаниями. По мере сокращения ядерного арсенала надежность остающегося арсенала и качество установок, необходимых для его обеспечения, приобретают все большее значение».
           
«Вызывает обеспокоенность вопрос комплектации кадрами. Лабораториям все труднее привлекать и удерживать молодых способных ученых и инженеров. Им необходимо предоставить возможность участвовать в сложных и значимых научно-исследовательских проектах».
           
«Требуется укреплять научную, техническую и инженерную базы, что насущно необходимо для управления ядерным арсеналом и понимания проблем нераспространения».
           
«Для обеспечения долгосрочной безопасности, сохранности и эффективности ЯО требуется увеличение инвестиций в комплекс объектов ЯОК и в кадровые ресурсы».
           
Здесь следует отметить практические полное совпадение  задач и проблем, стоящих перед ЯОК США и перед ЯОК РФ.

Представляется целесообразным сформулировать и утвердить в подобном едином документе ядерную доктрину РФ, которая определила бы основные цели, задачи и векторы развития ядерного оружия и ядерного оружейного комплекса в соответствии с основными направлениями обеспечения национальной безопасности и обеспечения стратегической стабильности.
           
Условным названием такого документа может быть «Ядерная стратегия Российской Федерации» или «Стратегия ядерной безопасности Российской Федерации» (последнее название больше соответствует американским традициям).

Стратегический план NNSA Министерства энергетики США на период 2020 года

Аналогом Программы развития ЯОК РФ является «Стратегический план NNSA»,который был опубликован в мае 2011 года.
           
Стратегический план является юридическим документом, который включает всестороннее определение миссии, стратегических задач, описание того, как задачи могут быть решены, а цели достигнуты. К основным стратегическим целям NNSA отнесены следующие цели.

«Уменьшение ядерных угроз» - цель, непосредственно связанная с работой NNSA в области ядерного нераспространения и противодействия угрозам ядерного терроризма. 

«Управление ядерным арсеналом и морскими ЯЭУ» - цель по сопровождению ядерного арсенала, включающая решения четырех задач, имеющих прямые аналоги в работе ЯОК РФ.

Первые две задачи предписывают осуществление контроля состояния ядерного боевого оснащения и выдачу гарантий его безопасности, защищенности и эффективности, а также обеспечение продления срока службы ядерных боеголовок.  Третья стратегическая задача относится к работам, связанным с обращением со снимаемыми с вооружения ЯБП, обеспечением их хранения и демонтажа. Четвертая стратегическая задача относится к сопровождению и разработке ядерных энергетических установок («Морские реакторы» - NR) для ВМФ США.

«Модернизация инфраструктуры ЯОК» - стратегическая цель, направленная на создание современного, интегрированного и безопасного ЯОК США XXI века. Ее реализация предполагает вывод из эксплуатации устаревших (и излишних) установок и оборудования, создание современных элементов производственной базы, новых установок, средств обеспечения безопасности и защищенности, средств хранения и транспортировки специальных материалов и устройств.

«Укрепление научной, технологической и конструкторской базы» - стратегическая цель, направленная на обеспечение научно-технического лидерства США в областях науки и техники, связанных с ядерной оружейной деятельностью.

В качестве основной перспективы NNSA рассматривает создание интегрированного ЯОК: интеграцию лидеров, персонала и процессов и создание на этой основе «Единой NNSA», действующей как одно целое.

Список сокращений:

АПЛ с БРПЛ

- атомные подводные лодки с баллистическими  ракетами
ВТО

- высокоточное оружие

ВВП

- валовой внутренний продукт

ВС

- вооруженные силы

ГОЗ

- Государственный оборонный заказ

ДВЗЯИ

- Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний

ОНФП

- оружие на новых физических принципах

ПРО

- противоракетная оборона

ПФЯВ

- поражающие факторы ядерного взрыва

ПСЗ

- приборостроительный завод (предприятие ЯОК)

ПУ МБР

- пусковые установки межконтинентальных баллистических ракет

РФЯЦ

- Российский Федеральный ядерный центр

СНВ

- стратегические наступательные вооружения

СЯС

- стратегические ядерные силы

ТБ

- тяжелые бомбардировщики

ЭХП

- комбинат «Электрохимприбор» (предприятие ЯОК)

ЯОК

-ядерный оружейный комплекс

ЯБП

- ядерный боеприпас

ЯЗ

- ядерный заряд

ЯО

- ядерное оружие

ЯЭУ

- ядерная энергетическая установка



 

 
Связанные ссылки
· Больше про Нормы и право
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: Нормы и право:
Про САПР и не только

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 0
Ответов: 0

Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 0 Комментарии
Спасибо за проявленный интерес





Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, webmaster@proatom.ru. Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.07 секунды
Рейтинг@Mail.ru