proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Журналы Атомная стратегия 2022 год
  Агентство  ПРоАтом. 25 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС
Вышло в свет второе издание двухтомника Б.И.Нигматулина. Подробнее
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия» и сайта proatom.ru. E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[23/10/2013]     Поставки: конкуренция или качество?

Н.Н.Кудряков, доцент кафедры «Управление ядерными реакторами» Института ядерной энергетики – филиала СПбГПУ в г. Сосновый Бор

К форуму Поставщиков атомной отрасли
См. также: http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=4712

Важнейшая цель совершенствования системы поставок в атомной отрасли – это отказ от конкуренции ради конкуренции. Конкретной задачей на ближайшую перспективу должен стать перевод закупок на конкурсы с ограниченным участием, т.е. на конкурсы, участники которых – потенциальные поставщики – проходят квалификационный отбор.


Сегодня для целого ряда видов оборудования и изделий для атомной энергетики и промышленности предусматривается размещение заказов по закрытым конкурсам или у единственного поставщика – но явно наступает время, когда заказы на любое оборудование 1, 2 и 3 классов безопасности (как минимум) должны размещаться по конкурсам с ограниченным участием.

Новый Закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"[1] от 05.04. 2013 г. № 44-ФЗ подобную практику допускает и в определенных случаях настоятельно рекомендует, и в этом отношении он является существенным шагом вперед по сравнению с законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07. 2005 г. № 94-ФЗ

В заканчивающем свое действие Законе 94-ФЗ предварительный отбор участников предусматривается для очень уж специфических работ: для ликвидации последствий природных и техногенных катастроф и для поставок в рамках оказания гуманитарной помощи.

В новом законе, Законе 44-ФЗ, речь идет о товарах, работах и услугах,  «которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации…».

Очевидно, что с необходимостью закупок товаров, работ и услуг высокой технической сложности и специализированного характера атомная отрасль связана неразрывно. И, очевидно, поэтому по целому спектру изделий, работ и услуг необходимо работать только с поставщиками, имеющими необходимый уровень квалификации.

Согласно новому Закону, «информация о закупках товаров, работ, услуг, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации» должна включаться в План закупок. И если эта логика, предлагаемая новым Законом, верна - а она верна, – то в План закупок должна включаться информация не только о работах, но информация о потенциальных поставщиках, подрядчиках и исполнителях. К слову, в старом Законе 94-ФЗ, который предварительный отбор предусматривал только для предприятий-участников ликвидации последствий ЧС (т.е, по сути дела, только для предприятий-контрагентов МЧС), имелось очень полезное положение: необходимость периодически обновляемого перечня данных предприятий, прошедших предварительный отбор – своего рода базы данных.  В новом Законе подобного положения нет – но это должно войти в практику: информация о подрядчиках должна включаться если не в План закупок, то в лежащий рядом с Планом закупок особый документ - в реестр, перечень, базу данных – как хотите, назовите. Впрочем, о базах данных нужен отдельный разговор – пока вернемся к Закону 44-ФЗ.  

Закон предусматривает, что к участникам закупок отдельных видов товаров, работ и услуг могут быть установлены дополнительные требования, в том числе требования к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, требования к деловой репутации, требования к составу персонала.

В Законе также сказано, что репутация и квалификация участников закупки, в том числе наличие материальных ресурсов, наличие опыта работы и кадров должны учитываться при оценке заявок.

Право установления особых требования к поставщикам предоставлено Правительству РФ. Правительству также предоставлено право (или возложена обязанность?) установить перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям.

Но чтобы Правительство смогло установить как перечень товаров, работ и услуг, выполнение которых предполагает особые требования к исполнителям, так и само содержание этих особых требований, для Правительства должны быть подготовлены предложения. Выработка этих предложений, как представляется, и должна стать нашей задачей. По большому счету речь идет о разработке подзаконных актов, обеспечивающих действие нового Закона, и одновременно – об обновлении отраслевых норма и правил. В Едином отраслевом стандарте Корпорации «Росатом» по закупкам должно быть более полно прописано применение квалификационного отбора; должно быть указано, что по определенным видам товаров, работ и услуг квалификационный отбор поставщиков является обязательным. Организации и проведению квалификационного отбора должна быть посвящена отдельная глава либо выпущен отдельный отраслевой стандарт (регламент).
                                                                    *   *   *
В течение последних по меньшей мере десяти лет в нашей отрасли сложилась и господствует своего рода ментальная традиция, идеология, превратившейся в своего рода предрассудок – представление о самоценности конкуренции как таковой, причем не в последнюю очередь - конкуренции по ценовым показателям. В этом отношении по пониманию мы находимся где-то в 20-х годах прошлого столетия, в то время как вскоре после окончания Второй мировой войны, с переходом промышленного производства к производству массовому возникло понимание того, что конкуренция абсолютным и безусловным благом для рыночной экономики быть перестала, что конкуренция, особенно конкуренция по ценовым показателям – враг качества. Первым, кто понял и сформулировал это, кто выстроил на этом понимании целую философию производственного менеджмента, был, по- видимому, Уильям Эдвард ДЕМИНГ.

На своих семинарах Деминг любил приводить такой сюжет из жизни: на обувной фабрике резко упала выработка готовой продукции. Как оказалось, в швейных машинах начали рваться нитки, которыми, собственно, сшивалась обувь. На заправку ниток стало уходить много времени – отсюда простои, отсюда падение производительности. Почему стали рваться нитки? Потому что отдел снабжения нашел нового поставщика, у которого нитки были на цент дешевле. Вывод, который сделал Деминг и к которому он подводил своих слушателей: если вам нужно качество, забудьте о конкуренции по ценовым показателям. Если в вашем бизнес снижение издержек становится самоцелью, то именно издержки у вас вырастут, а качество неизбежно упадет. Снижение издержек, по Демингу, будет естественным результатом повышения качества, т.е. снижение издержек – это не самоцель, не инструмент, это - итог.

Что касается поставщиков, то, по Демингу, если Вас опять-таки интересует качество, вы должны забыть про тендеры и конкурсы. Поставщиков и подрядчиков вы должны выращивать, вы должны их воспитывать, вы должны открывать перед ними перспективы работы на годы и на десятилетия вперед – только тогда ваши подрядчики будут заинтересованы во внутреннем развитии, в обновлении технологий, в обучении персонала.

Четвертый из так называемых 14 принципов Деминга гласит:
Прекратите закупки, исходя из цены… Требуйте статистических свидетельств качества. Сокращайте число поставщиков… Работа с выбранными поставщиками на долгосрочной основе лояльности и доверия позволяет снижать вариации в поступающих материалах, а, следовательно, и в конечном продукте. Привлечение поставщиков к сотрудничеству при разработке новых продуктов будет в дальнейшем улучшать качество…»[2].

А о традиционной манере ведения дел Деминг выражался так:

«Поддерживается стремление к достижению краткосрочных результатов, уничтожается долгосрочное планирование, рождается страх, разрушается командная работа, стимулируется соперничество и политиканство»


Идеи Деминга радикально расходились с незыблемыми и священными, казалось быть, постулатами рыночной экономики. Как писал Джозеф Джуран, другой мэтр, единомышленник и коллега Деминга, новые веяния и требования «вторгались в старинное право поставщиков руководить своим бизнесом как личным делом». Но именно те фирмы, те отрасли, и даже те некоторые отдельно взятые страны, которые смогли оценить и воспринять идеи Деминга и Джурана– именно они обеспечили в 60-х – 70-х годах прошлого века перевод мировой экономики на новую технологическую основу, именно они совершили переворот в качестве.

                                                                         ***

В новом веке, как на практике, так и в мало-мальски добросовестных учебных и научных текстах по организации производства и по обеспечению качества, мы видим, по сути дела, продолжение и развитие идей Деминга. И как одна из центральных сегодня проводится и развивается мысль о том, что ваш поставщик должен быть не просто продавцом необходимых вам изделий и услуг – он должен быть участником и проводником вашей технической политики, вашей экономической философии.

*   *   *

Кстати, одним из проявлений новой организации бизнеса, сложившейся в 60-е 70-годы, стала не просто юридическая регистрация предприятий, интересная только налоговым органам, а включение предприятий в публичные справочники и перечни, по которым ориентируется потенциальный – в том числе государственный – заказчик.

Существуют фирмы, которые специализируются на каталогизации субъектов бизнеса, на сопровождении их деловой истории, на анализе их состоятельности – старейшей и известнейшей среди таких аналитических фирм является американская Dun & Bradstreet - D&B.

Компании, включаемой в базу D&B, присваивается так называемый DUNS-номер – своего рода паспорт бизнеса. Если у вас есть DUNS-номер – это означает, что вы – не фирма-однодневка, не «прокладка».

Если у вас DUNS-номера нет, то вам и думать нечего стать поставщиком Федеральной контрактной  системы США и продать что-либо для армии США, для НАСА, для Министерства энергетики.

*  *  *

«Поддерживается стремление к достижению краткосрочных результатов, уничтожается долгосрочное планирование, рождается страх, разрушается командная работа, стимулируется соперничество и политиканство» - это не о нас ли сегодняшних, не о нашем ли псевдокапитализме сказал Деминг полвека тому назад?

Мы, по сути дела, только приступаем к созданию полноценной государственной контрактной системы.

Что касается конкретно российской атомной отрасли, то не начать ли нам с каталогизации фирм-поставщиков товаров, работ и услуг для атомных станций,  с формирования своего рода пула участников, с формирования своего рода СРО – и с проекта перечня требований к участникам конкурсов, который, согласно ФЗ-44, должен быть утвержден Правительством.                    



[1] Федеральный закон Российской Федерации от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ, вступает в силу 01.01.2014.

[2] Цит. по: Все о качестве. Зарубежный опыт. Деминг, Джуран и другие. Вып. 15.

 

 
Связанные ссылки
· Больше про Нормы и право
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: Нормы и право:
Про САПР и не только

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 4.84
Ответов: 13


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 19 Комментарии | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Re: Поставки: конкуренция или качество? (Всего: 0)
от Гость на 23/10/2013
Очень правильные слова!!!!
Можно ещё добавить, что нынешнее состояние - почти стагнации представляется - следствием конкурсных процедур. Затянуты все этапы принятия решений о трате средств и результат - замедление роста и т.д и т.п. И в этих условиях, если новый ФЗ не ускорит принятие решений о заключении контрактов, то и дальше будем топтаться на месте. 


[ Ответить на это ]


Re: Поставки: конкуренция или качество? (Всего: 0)
от Гость на 24/10/2013
Слова правильные, только ни один закон не сделает дурака умнее, а профана специалистом! Сам принцип Росатома когда машиностроительным дивизионом командует коммерсант или экономист, ничего в машиностроении не понимающий, а заводом командует сисадмин - сводит на нет любые законы, поскольку дураку закон не писан! Покуда в Росатоме не будет персональной ответственности от Кириенко до рядового исполнителя, покуда косяки нашкодивших Комаровых и Тарло будут покрывать за счет государственного кармана, никаким законом нельзя поставить заслон зарвавшимся дилетантам желающим погреть руки у ядерного реактора.  А уголовного кодекса при правильном подходе, вполне достаточно что бы поставить на место любого поставщика. При покупке личных авто, вышеуказанные персонажи покупают вполне себе качественную продукцию, и при этом вряд ли переплачивают и тратят много лишнего времени. А в сегодняшнем виде ИОСЗ вообще является инструментом развала атомной промышленности, и сколько его не переделывай, толку не будет. А статья хорошая...

С уважением,
Кинолог.


[
Ответить на это ]


Re: Поставки: конкуренция или качество? (Всего: 0)
от Гость на 24/10/2013
"...Сам принцип Росатома когда машиностроительным дивизионом командует коммерсант или..."
Это, к сожалению, принцип не одного Росатома, это принцип системы, созданной для утилизации государства, как системообразующего формирования, консолидирующего национально-территориальные данности. Уже очевидно: все эти эффектные манагеры, взращённые болонской системой, должны уйти.    


[
Ответить на это ]


Re: Поставки: конкуренция или качество? (Всего: 0)
от Гость на 25/10/2013

"это принцип системы, созданной для утилизации государства, как системообразующего формирования, консолидирующего национально-территориальные данности. Уже очевидно: все эти эффектные манагеры, взращённые болонской системой, должны уйти.  "
эти ваши слова, они ведь не только к РФ относятся. И даже не только к бывшим республикам СССР. Помнится, К.Маркс призывал объединиться пролетариев всех стран. Ничего у пролетариев не вышло, скорее, наоборот, их успешно разделили. А вот эфф. менегеры всех стран, вот эти - объединились. Именно они рулят мировым хоз-вом. Вовсе не капиталисты или там какие-то собственники, акционерам и собственникам запудрить мозги хитрой отчетностью и неимоверными прибылями - это задачка для начинающего эфф. менегера.
вы говорите, они должны уйти. А с какой стати? Еще лет 200 назад было сказано про "нет такого преступления" ради прибыли. Поэтому при существующей мировой системе любой, кто придет на место эфф. менегера что в Росатом, что в Минздрав, каким бы честным и компетентным он не был, рано или поздно станет делать то же, что его предшественники. Это объективно и закономерно.



[
Ответить на это ]


Re: Поставки: конкуренция или качество? (Всего: 0)
от Гость на 25/10/2013
"А вот эфф. менегеры всех стран, вот эти - объединились"

   Не надо придумывать и приписывать бумажному кораблику свойства моторного катера, эффективные -дефективные манагеры - это не класс, чтобы им объединяться. Это - просто ироничное название шестерок правящей тусовки, которые нанимаются олигархами для осуществления их личных планов по обогащению. Не более того. Все, что их объединяет, это стремление ни за что не отвечать и, по возможности, отвести награбленное под юрисдикцию, лояльную к их хозяевам из правящей тусовки. 


[
Ответить на это ]


Re: Поставки: конкуренция или качество? (Всего: 0)
от Гость на 25/10/2013

Это - просто ироничное название шестерок правящей тусовки, которые нанимаются олигархами для осуществления их личных планов по обогащению. Не более того. Все, что их объединяет, это стремление ни за что не отвечать и, по возможности, отвести награбленное под юрисдикцию, лояльную к их хозяевам из правящей тусовки. 
вы правы, но как это опровергает то, что менегеры давным- давно объединились, создали своего рода международную преступную организацию, куда там аль-каеде.Конечно, как и в аль-каеде, рулят вовсе не те, кто светится в СМИ, а рядовые исполнители, типа каких-нибудь менегеров по продажам или покупкам с копеечной з/п, вообще не в курсе, что работают на эту организацию.


[
Ответить на это ]


Re: Поставки: конкуренция или качество? (Всего: 0)
от Гость на 25/10/2013
 "менегеры давным- давно объединились"
Это верхушка айсберга. Просто дефектные манагеры попросили пиар-технологов и хьюман-ресурсоров запустить провокационно-дезинформационный проект "дефективный менеджмент - основа нашей эффективности". Проект был одобрен на самом высоком уровне и в качестве достижений российского эмбэа был предложен китайцам в качестве замены устаревшей маоистской модели государственного истеблишмента. Что конкретно китайцы сказали об этом проекте не известно, но словосочетание "эффективный менеджер" в Поднебесной запрещено под страхом смертной казни.  



[
Ответить на это ]


Re: Поставки: конкуренция или качество? (Всего: 0)
от Гость на 02/11/2013
эти эффектные манагеры, взращённые болонской системой, должны уйти

Была идея завалить и ограбить СССР. Был и труп. Были естественно и мародёры. Драгметаллы извлечены, всё ценное продано. Поделили. Народ получил по бутылке водки, абрамовичи получили ВСЁ. Народ пока доволен зарплатой за  охрану имущества и тел его владельцев. Дело сделано. Но всё хорошее когда-нибудь кончается. Проедается. Скоро нечем будет платить хорошую зарплату. Будет ли народ также добросовестно охранять за плохую? Охранять награбленное?


[
Ответить на это ]


Re: Поставки: конкуренция или качество? (Всего: 0)
от Гость на 02/11/2013
если новый ФЗ не ускорит принятие решений о заключении контрактов, то и дальше будем топтаться на месте

Лечить и реанимировать подыхающий на глазах всего мира капитализм - это плохая идея. Напрашивается что-то посвежее.


[
Ответить на это ]


Re: Поставки: конкуренция или качество? (Всего: 0)
от Гость на 24/10/2013
http://en.wikipedia.org/wiki/W._Edwards_Deming
https://deming.org


[ Ответить на это ]


Re: Поставки: конкуренция или качество? (Всего: 0)
от Гость на 25/10/2013
Так что?
Опять в дерьме?


[ Ответить на это ]


Re: Поставки: конкуренция или качество? (Всего: 0)
от Гость на 25/10/2013
//Так что?
Опять в дерьме?//



В нем самом.  И по самые уши.


[
Ответить на это ]


Re: Поставки: конкуренция или качество? (Всего: 0)
от Гость на 25/10/2013
http://izvestia.ru/news/559437 [izvestia.ru]


[
Ответить на это ]


Re: Поставки: конкуренция или качество? (Всего: 0)
от Гость на 25/10/2013
http://izvestia.ru/news/559437

кириенко со всей его соломоновой бригадой к баумгертнеру, чтобы вексельбергам не повадно было


[
Ответить на это ]


Re: Поставки: конкуренция или качество? (Всего: 0)
от Гость на 25/10/2013
Кто знает, кем был г-н Вексельберг в советское время?


[
Ответить на это ]


Re: Поставки: конкуренция или качество? (Всего: 0)
от Гость на 25/10/2013
сотрудником Особого конструкторского бюро по бесштанговым насосам


[
Ответить на это ]


Re: Поставки: конкуренция или качество? (Всего: 0)
от Гость на 27/10/2013
Было время был я беден И копейке лишней рад На еду хватало меди Только-только в аккурат Было время был я весел Без причины просто так Износилось столько кресел При вокзалах в городах Ночь яблоком стучит в окно А в округе теряется птицы крик Знаю знаю знаю одно Был душой я молод а теперь старик Был душой я молод а теперь старик Было время я при деле Остальное трын-трава Годы годы отсвистели Отрезвела голова Сад шумит я выйду к саду Я к деревьям до поры Ощутить щекой усладу Холодок сырой коры Ночь яблоком стучит в окно А в округе теряется птицы крик Знаю знаю знаю одно Был душой я молод а теперь старик Был душой я молод а теперь... (Любэ)


[
Ответить на это ]


Re: Поставки: конкуренция или качество? (Всего: 0)
от Гость на 02/11/2013
Было время был я беден Было время был я весел Без причины просто так

 Для ощущения полноты жизни и счастья человеку не нужно много имущества. Лишнее обременяет. Разумная достаточность освободит жизнь человека от гонки накопления и охраны имущества и сделает лучше его жизнь и его самого. Когда он это поймёт и примет как ЗАКОН.


[
Ответить на это ]


Re: Поставки: конкуренция или качество? (Всего: 0)
от Гость на 02/11/2013
Звездное небо над головой, нравственный императив внутри меня. - кажется, Кант сказал. А пока многие живут в поисках выгоды и в стремление спасти шкурку, а не душу. 


[
Ответить на это ]






Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, webmaster@proatom.ru. Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.34 секунды
Рейтинг@Mail.ru