[30/10/2013] Относительно нормативной базы в области использования атомной энергии
О.М.Ковалевич, доктор технических наук
В журнале «Ядерная и радиационная безопасность» опубликована статья на затронутую тему [1]. Проблема эта существует давно [2], но вероятно только последние события вынудили авторов [1]обозначить своё понимание состояния проблемы и дальнейших действий. Авторы в силу своего положения видят проблему только в области Федеральных норм и правил (ФНП) и других документов в сфере деятельности Ростехнадзора, не рассматривая всю систему нормативных документов, включающую на порядки большее количество нормативных документов промышленности и стандартизации.
Выполнение ФНП есть необходимое условие обеспечения безопасности объектов использования атомной энергии (ОИАЭ), но далеко не достаточное. Как признают авторы, существующая структура ФНП является двухуровневой. Первый уровень определяет основополагающие цели, принципы и общие требования. Второй уровень касается требований к отдельным системам, к отдельным этапам жизненного цикла и специфическим проблемам. Такое смешение сложилось исторически при создании первой редакции ОПБ АС, когда было необходимо обозначить основные требования к важным для безопасности системам АС. Разрабатываемые позже ОПБ для других ОИАЭ повторяли ОПБ АС в части основополагающих требований с разной степенью освещения специфических требований. Требования, относящиеся ко второму уровню в ФНП, в значительной степени развиваются в нормативных документах промышленности и стандартизации. Роль этих документов промышленности была и есть существенной, если не определяющей, особенно для ОИАЭ, связанных с оборонными целями. Примером может быть Указатель Росатомэнерго [3], содержащий около 2500документов. Разделение на государственном уровне контроля за выполнением требований ФНП за регулирующими органами и промышленных требований за органами управления промышленностью, когда каждый в основном опирается на свой набор документов, естественно ставит вопрос о полноте, непротиворечивости, избыточности и т.п. всей системы нормативных документов, включающей и то, и другое. Существующая практика разработки и согласования обоих видов документов не всегда обеспечивает взаимосвязь документов разного уровня и следовательно качество всей системы. В рамках семинара в НТЦ ЯРБ «Научно-технические проблемы и регулирующая деятельность» в 2011-2013 было проведено ряд заседаний, посвящённых полноте и совместимости нормирования отдельных тематических направлений на разных уровнях (направленность новой редакции ОПБ АС, метрология и измерения, управляющие системы безопасности и др.). Отмечалось неполнота нормирования, некорректность отдельных положений, разрыв между документами разного уровня и разных ведомств.
Проблема разработки такой системы является сложной из-за большого количества документов, узаконенной деятельности различных государственных структур с выпуском специфических документов, отсутствие эффективной координации их деятельности. Могут быть предложены различные модели построения такой системы. Но любая из них должна, во-первых, учитывать многообразие показателей, определяющих документ с различных сторон (статус, принадлежность, область применения, степень обязательности, связь с другими документами и др.). Вторым неизбежным условием, возможно не начальной стадии, является создание компьютерной модели системы. При всём многообразии требований даже для одного типа ОИАЭ проследить их взаимосвязь в различных документах с помощью специалистов на бумажных носителях качественно не представляется возможным. Кроме того, необходимо учитывать демографический фактор. Основой нормативных документов является накопленный опыт в соответствующих отраслях и направлениях науки и техники. Накопленный опыт оседает в головах специалистов по мере накопления этого опыта. Неизбежная замена старых специалистов молодежью создаст проблему использования накопленного опыта в классических бумажных формах передачи информации. Трудно себе представить подрастающих молодых специалистов, готовых осваивать, поддерживать и развивать систему без использования компьютеров. Необходимо использовать накопленный опыт сложившихся специалистов и компьютерный потенциал молодёжи.
Авторы статьи [1] дальнейшее развитие и «актуализацию» нормативной базы видят в пересмотре действующих документов и разработке ряда новых ФНП. При отсутствии концепции построения всей системы и спорадической разработке новых документов к уже имеющимся негативным моментам будут добавляться новые. Реализуемая разработка адекватной новой редакции ОПБ АС невозможна без определения места этого документа в системе, а определить место в системе можно только после конструирования самой системы.
Последние законодательные акты и постановления Правительства подталкивают к необходимости задуматься о концепции формирования системы. Узаконенное понятие руководство по безопасности и их разработка требует осмысления перечня необходимых документов этого вида, их соотношения со всеми документами системы, отношение к альтернативным решениям заявителя. Включение нормирования промышленной безопасности для ОИАЭ в сферу ФНП в области использования атомной энергии требует определения ниши для этих документов в системе. Есть опасения, что это новшество, хотя и вывело атомную отрасль из сферы действия технических регламентов по промышленной безопасности, создаст новые трудности из-за необходимости вести нормативно-техническую политику параллельно с основной линией этого направления в государстве. Также требует осмысления места в системе обязательных требований к продукции, применяемой на ОИАЭ (под продукцией понимается виды деятельности на всех этапах жизненного цикла ОИАЭ). Аналогичная проблема возникает с необходимостью формирования перечня документов по стандартизации, которые будут применяться на обязательной основе.
Приведённые факты наполнения комплекса нормативных документов для обеспечения безопасности ОИАЭ разноплановыми документами говорят о существенном возмущении сложившегося представления об обязательности применения только документов ФНП, о рекомендательном статусе стандартов, о роли всех участников процесса. Всё это диктует необходимость построения продуманной системы нормативных документов в области использования атомной энергии с возможностью применения компьютерной технологии для формирования, анализа и поддержания системы. Заинтересованным организациям (Росатом,и Ростехнадзор и другие) следует объединить свои усилия в разработке системы с созданием специальной программы и специальной структуры для её реализации. Возможный методический подход к созданию такой системы изложен в [4].
ЛИТЕРАТУРА 1. Беззубцев В.С., Хамаза А.А., Шарафутдинов Р.Б. Развитие нормативной базы, регламентирующей обеспечение безопасности в области использования атомной энергии. Ядерная и радиационная безопасность. №3(69), 2013. 2. Ковалевич О.М. К упорядочению нормативной базы использования атомной энергии идём на ощупь. ProAtom. 16/02/11. 3. УКАЗАТЕЛЬ технических документов, регламентирующих обеспечение безопасной эксплуатации энергоблоков АС (обязательных и рекомендуемых к использованию). ОАО «Концерн Росэнергоатом». МОСКВА 2010. 4. Ковалевич О.М. Система нормативных документов по обеспечению безопасности атомных станций. В редакции журнала Атомная энергия.
|