[09/12/2013] Все новое - это хорошо забытое старое
"Мы исходим из того, что за рубежом должны получать не менее 2 блоков в год", — заявил 3 декабря на форуме «Атомэкс» Сергей Кириенко. Говоря о стройках в России, он напомнил, что помимо уже действующих строительных площадок, начались подготовительные работы на Курской АЭС-2, где будет построена первая на территории России станция с энергоблоком ВВЭР-ТОИ. Не отказывается Росатом и от своих планов сократить сроки сооружения энергоблоков с водо-водяными ректорами до 48 месяцев. В этой связи уместно вспомнить о передовом опыте строительства АЭС, к сожалению, по разным причинам не нашедшем широкого применения. И обратиться к специалисту - ветерану энергетического строительства Виктору Васильевичу Биктимирову.
На Балаковской АЭС в свое время был внедрен в строительное производство в качестве основного грузоподъёмного механизма козловой кран. Тогда эта технология позволила сократить продолжительность строительства энергоблока на 12 месяцев. Быть может в сегодняшней ситуации, учитывая состояние строительной отрасли Росатома, это один из немногих эффективных способов спасения программы строительства АЭС как в России, так и за рубежом.
По мнению В.В.Биктимирова, с небольшой корректировкой данный способ с успехом может быть применён и внедрён на строительстве обсуждаемой в настоящее время АЭС ТОИ. Он уверен, что главным шагом в решении целого комплекса вопросов в создании отечественной технологии строительства АЭС является отказ от применения дорогостоящих, сложнейших по конструкции и неэффективных импортных кранов и создание в России собственного производства козловых кранов целевого назначения — строительство атомных станций.
В.Биктимиров: Я, как инженер, сформировался в п/я Министерства среднего машиностроения на строительстве промышленных объектов и жилья. Затем «подковался» на Всесоюзных стройках Министерства Э и Э СССР, а чувство патриотизма и ответственности присуще моему поколению. Поэтому, наблюдая за темпами строительства за последние несколько лет, я пришёл к выводу, что причиной отставания является отсутствие внятной и понятной стройной технологии строительства и кадров, которые способны оптимизировать прежние достижения. А поскольку такая технология существует и убедительно доказала свою жизнеспособность на показательной строительной площадке Балаковской АЭС, то её просто необходимо использовать с привязкой к обсуждаемому сегодня серийному проекту АЭС ТОИ.
Я возлагаю большие надежды на широкое обсуждение моего предложения в среде квалифицированных специалистов. Дело в том, что на совещаниях по этому вопросу в стенах РОСЭНЕРГОАТОМа, проводимых по инициативе ПКФ РЭА, большинство участников поддерживают основные принципы предлагаемой технологии. Но эти технически грамотные специалисты относятся, если можно так выразиться, к «низшему» и «среднему» составу, который не может принимать окончательное решение, а дальше этот вопрос «вязнет» в «верхних» слоях.
Proatom.ru: Вы раньше поднимали этот вопрос в соответствующих инстанциях?
В.Биктимиров: Хороший вопрос. Предложения о необходимости внедрения отработанной на первом блоке Балаковской АЭС были оформлены в 1986 году и направлены для включения в проект «АЭС-88 нового поколения». В 1989 году документ «Предложение по организации сооружения главного корпуса АЭС с реактором ВВЭР-1000» был разослан в 12 адресов, включая все заинтересованные институты, Министерство и Госстрой.
По известным причинам строительство атомных станций было заморожено, стройки законсервированы, кадры рассеялись, «выпали из обоймы», а вновь созданный РОСАТОМ за такой короткий срок был не в состоянии сформировать у себя сильную строительную отрасль, которая была раньше.
В 2007 году, когда я обратился к В.Асмолову, с его помощью была открыта возможность по НИОКРу выполнить ценную работу «Разработка основных положений по организации строительства энергоблоков проекта АЭС-2006 с использованием козлового крана большой грузоподъёмности», в шести томах.
Эта работа от имени ПКФ, в рамках заключённого с Московским АЭПом договора, была направлена ему в качестве дополнения к Техническому заданию на проектирование АЭС ТОИ. Но реакции на это телодвижение не последовало. АЭП априори отрицает этот способ строительства.
Proatom.ru: Интересно, как возник этот способ строительства и почему Вы утверждаете, что он опередил своё время?
В.Биктимиров: Ответ на этот вопрос должен убедить читателя в том, что технология, о которой идёт речь, возникла не на пустом месте, не стихийно, не является результатом фантазии одного человека, а является квинтэссенцией интеллектуальной работы нескольких десятков людей, объединённых одной идеей.
Проектирование Балаковской АЭС было поручено Свердловскому институту «ТЕПЛОЭЛЕКТРОПРОЕКТ». Уральские проектировщики в своём проекте предложили возводить главный корпус при помощи козлового крана. В то время это казалось фантастикой! Но, попав на Волгу к опытным строителям Балаково, за плечами которых была Саратовская ГЭС и ряд крупнейших заводов, эта идея получила реальное воплощение. По решению Министра Э иЭ СССР Непорожнего П.С., который поставил перспективную задачу отработки новой технологии на Балаковской АЭС с дальнейшем тиражированием её на будущие станции. К этой работе с большим энтузиазмом и огромным желанием подключился целый рядинженеров разных специальностей (Куйбышевский филиал «ОРГЭНЕРГОСТРОЙ», Московский «ЭНЕРГОМОНТАЖПРОЕКТ», Харьковский «ЭНЕРГОМОНТАЖПРОЕКТ», проектная группа «Запорожгидросталь», Запорожский механический завод и др. За 4 года кран был запроектирован, изготовлен и в 1984 году смонтирован на первом блоке Балаковской АЭС.
Благодаря организованным вокруг козлового крана строительно-монтажным работам на Балаковской АЭС за 6 лет с 1985 по 1990 год удалось ввести в эксплуатацию четыре блока. Напоминаю, Ростовская АЭС (начало –одновременно с Балаковской) строится до сих пор.
Всего за время определения эффективности принятого способа строительства выпущен целый ряд целенаправленных технических документов, доказывающих преимущества технологии с козловым краном:
* Новая технология возведения реакторных отделений с реактором ВВЭР-1000 при помощи козлового крана К2х100(190). «Балаковская модель». Энергомонтажпроект. 1986г. * Технология строительства АЭС-88 нового поколения с применением козлового крана. Балаково. 1986 г. УС САРАТОВГЭССТРОЙ. * Предложение по организации сооружения главного корпуса АЭС с реактором ВВЭР-1000, герметичная часть. Балаково. 1989 г. * Журнал «Энергетическое строительство» №2, 1986 г. Энергоатомиздат. (Полностью посвящён строительству Балаковской АЭС). * Основные положения ПОСа. Балаковская АЭС. 5 блок. 0360-000-ОП.001. АТОМЭНЕРГОПРОЕКТ, МОСКВА. 2002г. * Проект организации строительства Балаковской АЭС. 5 блок. АТОМЭНЕРГОПРОЕКТ, МОСКВА. 2002г. * «Разработка основных положений по организации строительства энергоблоков проекта АЭС-2006 с использованием козлового крана большой грузоподъёмности» в шести томах, ПКФ РЭА, 2009 г. * Техническое задание на проектирование технологии строительства АЭС ТОИ. 2013г. Основные документы, соблюдая субординацию, были направлены в различные подразделения РЭА и Росатома, включая Кириенко С.В., но ответа ни от кого не последовало. Вероятно, не нашлось для меня оппонента.
Proatom.ru: Однако, Вы не намерены отступать. Какими же будут Ваши последующие действия?
В.Биктимиров: Планирую дальнейшую работу по развитию и совершенствованию конкурентоспособного отечественного метода строительства серийных АЭС. Я ведь всего один из сотни авторов, вложивших свой труд в доброе дело, которым должны воспользоваться потомки. Включая легендарного Министра (именно так, с большой буквы!) Непорожнего Петра Степановича, этих людей можно назвать «пророками в своём Отечестве», которые создали задел, как показало время, на далёкую перспективу.
Сегодняшнему поколению желаю проявить, в первую очередь, уважение к опыту прежних строителей, конечно же изучить этот опыт и умножить его на благо своей страны. А конкретно, рядом с конкурентоспособным объектом использования атомной энергии создать конкурентоспособную собственную технологию строительства без ориентации на иностранную строительную технику не приспособленную к нашим АЭС.
|